Jump to content

Утпала (астроном)

(Перенаправлено с Бхаттотпала )

Утпала , также известный как Бхаттотпала ( Bhaṭṭa -Utpala ) — астроном из Кашмирского региона современной Индии, живший в 10 веке (или, согласно одной теории, в 9 веке). Он написал несколько санскрите текстов на по астрологии и астрономии , наиболее известными из которых являются его комментарии к трудам астролога-астронома VI века Варахамихиры .

Утпала датирует два своих комментария к произведениям Варахамихиры 888 годом Шака -калы . Если предположить, что Утпала относится к нынешнему [а] год эры Шака, начавшийся в 78 году н. э., эти работы можно датировать 965–966 годами нашей эры. [1]

  • Например, в стихе «Джагач-чандрика» — его комментарии к «Брихадж-джатаке» — говорится, что он закончил работу на 5-й день светлой половины месяца Чайтра . Этот день начался в четверг, 9 марта 965 года, и закончился в пятницу. Утпала заявляет, что завершил свою работу в четверг. [1]
  • Подобным образом, в стихе из «Самхита-виврити» — его комментария к « Брихат-самхите» — говорится, что он закончил ее на 2-й день темной половины месяца Пхалгуна . Этот день начался в среду, 10 января 966 г. н.э., и закончился в четверг, 11 января 966 г. н.э. Утпала заявляет, что завершил свою работу в четверг. [1]

Эти даты совпадают со списком астрономов, который относит Утпалу к 890 году Шака (ок. 968 г. н.э.); этот список был получен У. Хантером в Удджайне и опубликован HT Colebrooke . [2]

Однако есть некоторые проблемы с размещением Утпалы примерно в 966 году нашей эры: [3]

  • Абу Машар аль-Балхи (умер в 886 г. н.э.) цитирует отрывок (о третьей декаде Овна ) из « » Утпалы Ягаччандрики . Это означает, что либо Утпала скопировал этот отрывок из более старого текста, либо он жил до 886 года нашей эры. [4]
  • В «Джагач-чандрике» Утпала цитирует четыре строфы из текста, который он называет «Бхаскара-сиддханта» . Эти строфы идентичны строфам 1.9–12 Бхаскары II « Сиддханты Широмани» , датируемого 1072 годом правления Шака (1150 г. н.э.). Это хронологически невозможно, поскольку в «Индии » Аль-Бируни (ок. 1030 г. н. э.) упоминается Утпала, а в комментарии Варунабхацы к «Кхандахадьяка-каране» Брахмагупты (Шака 962/1040 г. н. э.) он также упоминается. [3] Ученый П.В. Кейн предполагает, что либо Бхаскара II взял эти стихи у более раннего одноименного автора (например, Бхаскара I ), либо переписчик добавил эти стихи в рукопись комментария Утпалы позднее. [2] Эти стихи не встречаются в некоторых рукописях. [5]

Это, в сочетании с отсутствием даты (Шака 888 г.) в другой рукописи работы Утпалы, привело Кейна к предположению, что Утпала, должно быть, процветала не позднее ок. 850 г. н.э. [6]

Историк Аджай Митра Шастри предполагает, что под «Шака кала» Утпала означает эпоху Викрама , начавшуюся в 57 г. до н.э., а не эпоху Шака, начавшуюся в 78 г. н.э. Шастри отмечает, что в исторических индийских текстах термин «Шака» используется для обозначения либо эпохи Шака, либо календарной эры в целом. Более того, в своем комментарии к «Брихат-самхите » Утпала пишет: «то время, когда варварские правители по имени Шака были уничтожены прославленным Викрамадитьей , известно под именем Шака». [2] Таким образом, согласно Шастри, 888 год «Шака-калы» в рукописях творчества Утпалы приравнивается к 888 году Викрамы, то есть ок. 830 г. н.э. [6] Шастри далее отмечает:

  • 5-й день светлой половины месяца Чайтра 888 года Викрамы (нынешнего) закончился в четверг, 3 марта 830 года нашей эры. Это согласуется с заявлением Варахамихиры о том, что он завершил Джагач-чандрику в четверг. [7]
  • 2-й день темной половины месяца Пхалгуна 888 года Викрамы (нынешнего) закончился в четверг, 2 февраля 831 года нашей эры. Опять же, это согласуется с заявлением Варахамихиры о том, что он завершил Самхита-виврити в четверг. [7]

В колофонах некоторых рукописей утверждается, что он был родственником Варахамихиры (6 век). [8] Например, в рукописи под названием «Прашна-гьяна» утверждается, что он был сыном Варахамихиры. В некоторых рукописях «Прашна-маходадхи» или «Шат-панча-шика» , работы Притхуяши (настоящего сына Варахамихиры), утверждается, что Утпала был отцом Притхуяши. [9] Однако эти утверждения неверны. [8]

Резиденция

[ редактировать ]

Ни в одной из работ Утпалы не упоминается его географическое положение. Однако Аль-Бируни » в «Индии (ок. 1030 г. н.э.) он идентифицируется как уроженец Кашмира. [10] В первом комментарии Варунабхаши к «Кхандахадьяка-каране» Брахмагупты (1040 г. н.э.) также содержится аналогичное утверждение. [8] Это отождествление подтверждается тем фактом, что в произведениях Утпалы присутствует несколько слов, характерных для кашмирского влияния. [11]

По словам Аль-Бируни, Кашмир и Варанаси оставались крупными центрами индуистского образования в его время, несмотря на разрушения, вызванные исламским завоеванием северной Индии. Несколько брахманов из соседних регионов, таких как Пешавар, нашли убежище в Адхиштхане, столице Кашмира. [12] Утпала, по-видимому, стал авторитетной фигурой в астральной науке среди брахманов Кашмира. [10]

Вступительная строфа комментария Утпалы к Лагхуджатаке обращается к Махадеве , что предполагает, что он был шиваитом . [13]

Работает

[ редактировать ]

Сохранившиеся работы Утпалы включают:

  • Шишьяхита или Хита Варахамихиры . , комментарий к Лагху-джатаке [14] [15]
  • Джагач-чандрика или Чинтамани , комментарий к «Брихадж-джатаке» Варахамихиры. [14] [16]
  • Самхита-виврити , комментарий к «Брихат-самхите» Варахамихиры ; [14] Варахамихиры. также включает выдержки из Самаса-самхиты [17]
    • Бхаскара, сын Кумары из семьи Варша-ганья, написал Утпала-парималу , сокращенную версию этого комментария. [18]
  • Чинтамани , комментарий к Кхандахадьяке Брахмагупты. [14]
  • Яджнешвамедхика , комментарий к «Брихадьятре» Варахамихиры. [14]
  • Варахамихиры. Комментарий к Йога-ятре [14]
  • Чинтамани Варахамихиры . , комментарий к Виваха-патале [14]
  • Комментарий к Шатпанчашике сына Варахамихиры Притхуяшаса . [14]
  • Чинтамани Бадараяны . , комментарий к Прашна-видье [14]
  • Прашна-чудамани , текст из 70 стихов по вопросительной астрологии. [19]
    • Это единственный сохранившийся оригинальный текст, написанный Утпалой. [15]
    • Также известен под названиями Арья-саптати (поскольку он содержит 70 стихов в арья-метре), Бхувана-дипака , Джняна-мала , Прашна-гьяна , Прашнарья , Прашнарья-саптати и Прашна-грантха. [15] [14]
  • Утпала называет его Прашна-гьяна в первых и заключительных стихах, что позволяет предположить, что Прашна-гьяна было первоначальным названием произведения. [15]
    • Колофоны некоторых рукописей позволяют предположить, что это была часть более крупного труда под названием «Джнана-мала». [15]
  • Юддха-джаярнава-тантра , о победе в войне [15]
    • В колофоне в качестве автора упоминается Бхаттотпала.
    • Известен из рукописи на пальмовых листьях, написанной невари, скопированной астрологом ( дайваджня ) Сарвабалой в 1270 году нашей эры; сейчас в Национальном музее, Нью-Дели
    • Работа представляет собой ответы Шивы на вопросы Парвати и цитируется в «Джьотиша-таттве» Рагху-нанданы.

Помимо «Самхита-виврити» и «Прашна-кудамани» , Аль-Бируни упоминает следующие работы Утпалы, которые ныне утеряны: [19] [15]

  • Рахтракарана , справочник по астрономии
  • Каранагхата (или Карана-пата ), справочник по астрономии.
  • Комментарий ( Тика ) к «Бриханманасе » Мунджалы.
  • S.rū.dh.w , текст по астрономии
    • Первоначальное санскритское название произведения неизвестно, но Сачау предлагает Шрудхаву , а Пингри предлагает Сутра-дхару .
    • Аль-Бируни рекомендует метрологию, описанную в этой работе, заявляя, что она была принята «ŚMY», другим ученым индийским астрономом.

В «Джагач-чандрике» Утпала цитирует стихи из другого своего утерянного произведения, посвященного Васту-видье (архитектуре). [15]

Стих, найденный в конце некоторых рукописей Саравали Кальяна-вармана, предполагает, что оригинальный текст оставался незавершенным более трехсот лет, прежде чем Утпала завершил его. [18]

Рукописи сохранившихся произведений Утпалы могут содержать некоторые изменения и упущения, сделанные переписчиками. Например, Аль-Бируни приписывает утверждение о первоначальном названии Мултана Самхита -виврити , но это утверждение отсутствует в сохранившихся рукописях. Согласно этому утверждению, Мултан первоначально назывался Явана-пура, затем Хамса-пура, затем Бага-пура, затем Шамба-пура, затем Мула-стхана (буквально «первоначальное место»). [18]

Наследие

[ редактировать ]

Современные интерпретации произведений Варахамихиры, такие как «Брихат-самхита» и «Брихадж-джатака» , во многом опираются на объяснения Утпалы. [20] Утпала ссылается на несколько более ранних комментариев к «Брихат-самхите» , но его комментарий — единственный, дошедший до нас. [18]

Утпала цитирует несколько санскритских и пракритских работ, которые ныне утеряны , в том числе приписываемые полулегендарным фигурам, таким как Гарга , Парашара и Ршипутра. [16]

Утпала известен тем, что цитирует шесть стихов из Сурья Сиддханты , которых нет в его дошедшей до нас версии. Эти шесть стихов можно найти во «Введении» С.Джайна к переводу Сурья Сиддханты, сделанному Э.Берджесом. [б]

Как комментатор, Утпала прилагает значительные усилия для правильной интерпретации текста, используя научные методы, намного опережавшие это время. Он предлагает варианты прочтения различных терминов и ссылается на взгляды более ранних комментаторов. Он идентифицирует некоторые части доступного ему текста «Брихат-самхиты» как более поздние подделки и приводит причины для этого. Он признает, что ему не хватает опыта в некоторых местах; например, комментируя Гандха-юкти о раздел «Брихат-самхиты» , он заявляет, что не очень хорошо разбирается в искусстве окрашивания волос и макияже, и читателю следует проконсультироваться с людьми, опытными в этих областях. [16] Тем не менее, он жил на несколько столетий позже Варахамихиры и, следовательно, не мог понять некоторые концепции, что привело к недостаткам в его комментариях. Например, он ошибочно интерпретирует термин гана (республиканские государства) как самуха или сангхата (группы). [18]

Незадолго до 1861 года Хендрик Керн (1833–1917) по рекомендации Альбрехта Вебера отредактировал комментарии Утпалы к Брихатсамхите и Брихаджатаке из рукописей. Он извлек из текстов длинный список технических терминов; Бётлингка и Рота этот список был включен в «Петербургский санскрит-Вёртербух» (1855–1875) и санскритско-английский словарь Монье-Вильямса (1872), которые стали стандартным справочником для санскритистов. [20]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Исторически в Индии год, указанный в дате, мог быть текущим (то есть «год 888» означает, что текущий год является 888-м годом эры) или истекшим (то есть «год 888» означает, что прошло 888 лет). прошло и текущий год является 889-м годом эры).
  2. ^ Многие издатели опубликовали этот перевод « Сурья Сиддханта» Берджесса, который первоначально был опубликован в 1858 году. Восточный книжный центр Дели опубликовал этот перевод «Сурья Сиддханта» Берджесса под редакцией С. Джайна, который написал введение длиной в 50 страниц.

Библиография

[ редактировать ]
  • А. М. Шастри (1991). Варахамихира и его времена . Кусуманджали. OCLC   28644897 .
  • Билл М. Мак (2019). «Бхатотпала и научное обучение в Кашмире десятого века» (PDF) . Журнал индологических исследований . 30 (30–31) . Проверено 17 февраля 2023 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Дэвид Пингри , Начало комментария Утпалы к Кхандахадьяке , Журнал Американского восточного общества (1973).
  • Б. Чаттерджи (пер.), Кхандакадьяка (астрономический трактат) Брахмагупты; С комментариями Бхаттотпалы , 2 тома, Калькутта (1970).
  • Сурья Сиддханта (Текст с переводом и примечаниями) [Учебник индуистской астрономии], перевод Э. Берджесса, с санскритским текстом и под редакцией С. Джайна. Центр восточной книги, Дели, 2005 г.; ISBN   81-8315-017-9 .
  • Йога Ятра Вивритти Бхаттотпалы]
  • Брихат Джатак Вивритти, автор Бхаттотпала
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 39a26027b6cae106b3c16ec7f6847d46__1720255680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/39/46/39a26027b6cae106b3c16ec7f6847d46.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Utpala (astronomer) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)