Утпала (астроном)
Утпала , также известный как Бхаттотпала ( Bhaṭṭa -Utpala ) — астроном из Кашмирского региона современной Индии, живший в 10 веке (или, согласно одной теории, в 9 веке). Он написал несколько санскрите текстов на по астрологии и астрономии , наиболее известными из которых являются его комментарии к трудам астролога-астронома VI века Варахамихиры .
Дата
[ редактировать ]Утпала датирует два своих комментария к произведениям Варахамихиры 888 годом Шака -калы . Если предположить, что Утпала относится к нынешнему [а] год эры Шака, начавшийся в 78 году н. э., эти работы можно датировать 965–966 годами нашей эры. [1]
- Например, в стихе «Джагач-чандрика» — его комментарии к «Брихадж-джатаке» — говорится, что он закончил работу на 5-й день светлой половины месяца Чайтра . Этот день начался в четверг, 9 марта 965 года, и закончился в пятницу. Утпала заявляет, что завершил свою работу в четверг. [1]
- Подобным образом, в стихе из «Самхита-виврити» — его комментария к « Брихат-самхите» — говорится, что он закончил ее на 2-й день темной половины месяца Пхалгуна . Этот день начался в среду, 10 января 966 г. н.э., и закончился в четверг, 11 января 966 г. н.э. Утпала заявляет, что завершил свою работу в четверг. [1]
Эти даты совпадают со списком астрономов, который относит Утпалу к 890 году Шака (ок. 968 г. н.э.); этот список был получен У. Хантером в Удджайне и опубликован HT Colebrooke . [2]
Однако есть некоторые проблемы с размещением Утпалы примерно в 966 году нашей эры: [3]
- Абу Машар аль-Балхи (умер в 886 г. н.э.) цитирует отрывок (о третьей декаде Овна ) из « » Утпалы Ягаччандрики . Это означает, что либо Утпала скопировал этот отрывок из более старого текста, либо он жил до 886 года нашей эры. [4]
- В «Джагач-чандрике» Утпала цитирует четыре строфы из текста, который он называет «Бхаскара-сиддханта» . Эти строфы идентичны строфам 1.9–12 Бхаскары II « Сиддханты Широмани» , датируемого 1072 годом правления Шака (1150 г. н.э.). Это хронологически невозможно, поскольку в «Индии » Аль-Бируни (ок. 1030 г. н. э.) упоминается Утпала, а в комментарии Варунабхацы к «Кхандахадьяка-каране» Брахмагупты (Шака 962/1040 г. н. э.) он также упоминается. [3] Ученый П.В. Кейн предполагает, что либо Бхаскара II взял эти стихи у более раннего одноименного автора (например, Бхаскара I ), либо переписчик добавил эти стихи в рукопись комментария Утпалы позднее. [2] Эти стихи не встречаются в некоторых рукописях. [5]
Это, в сочетании с отсутствием даты (Шака 888 г.) в другой рукописи работы Утпалы, привело Кейна к предположению, что Утпала, должно быть, процветала не позднее ок. 850 г. н.э. [6]
Историк Аджай Митра Шастри предполагает, что под «Шака кала» Утпала означает эпоху Викрама , начавшуюся в 57 г. до н.э., а не эпоху Шака, начавшуюся в 78 г. н.э. Шастри отмечает, что в исторических индийских текстах термин «Шака» используется для обозначения либо эпохи Шака, либо календарной эры в целом. Более того, в своем комментарии к «Брихат-самхите » Утпала пишет: «то время, когда варварские правители по имени Шака были уничтожены прославленным Викрамадитьей , известно под именем Шака». [2] Таким образом, согласно Шастри, 888 год «Шака-калы» в рукописях творчества Утпалы приравнивается к 888 году Викрамы, то есть ок. 830 г. н.э. [6] Шастри далее отмечает:
- 5-й день светлой половины месяца Чайтра 888 года Викрамы (нынешнего) закончился в четверг, 3 марта 830 года нашей эры. Это согласуется с заявлением Варахамихиры о том, что он завершил Джагач-чандрику в четверг. [7]
- 2-й день темной половины месяца Пхалгуна 888 года Викрамы (нынешнего) закончился в четверг, 2 февраля 831 года нашей эры. Опять же, это согласуется с заявлением Варахамихиры о том, что он завершил Самхита-виврити в четверг. [7]
В колофонах некоторых рукописей утверждается, что он был родственником Варахамихиры (6 век). [8] Например, в рукописи под названием «Прашна-гьяна» утверждается, что он был сыном Варахамихиры. В некоторых рукописях «Прашна-маходадхи» или «Шат-панча-шика» , работы Притхуяши (настоящего сына Варахамихиры), утверждается, что Утпала был отцом Притхуяши. [9] Однако эти утверждения неверны. [8]
Резиденция
[ редактировать ]Ни в одной из работ Утпалы не упоминается его географическое положение. Однако Аль-Бируни » в «Индии (ок. 1030 г. н.э.) он идентифицируется как уроженец Кашмира. [10] В первом комментарии Варунабхаши к «Кхандахадьяка-каране» Брахмагупты (1040 г. н.э.) также содержится аналогичное утверждение. [8] Это отождествление подтверждается тем фактом, что в произведениях Утпалы присутствует несколько слов, характерных для кашмирского влияния. [11]
По словам Аль-Бируни, Кашмир и Варанаси оставались крупными центрами индуистского образования в его время, несмотря на разрушения, вызванные исламским завоеванием северной Индии. Несколько брахманов из соседних регионов, таких как Пешавар, нашли убежище в Адхиштхане, столице Кашмира. [12] Утпала, по-видимому, стал авторитетной фигурой в астральной науке среди брахманов Кашмира. [10]
Вступительная строфа комментария Утпалы к Лагхуджатаке обращается к Махадеве , что предполагает, что он был шиваитом . [13]
Работает
[ редактировать ]Сохранившиеся работы Утпалы включают:
- Шишьяхита или Хита Варахамихиры . , комментарий к Лагху-джатаке [14] [15]
- Джагач-чандрика или Чинтамани , комментарий к «Брихадж-джатаке» Варахамихиры. [14] [16]
- Самхита-виврити , комментарий к «Брихат-самхите» Варахамихиры ; [14] Варахамихиры. также включает выдержки из Самаса-самхиты [17]
- Бхаскара, сын Кумары из семьи Варша-ганья, написал Утпала-парималу , сокращенную версию этого комментария. [18]
- Чинтамани , комментарий к Кхандахадьяке Брахмагупты. [14]
- Яджнешвамедхика , комментарий к «Брихадьятре» Варахамихиры. [14]
- Варахамихиры. Комментарий к Йога-ятре [14]
- Чинтамани Варахамихиры . , комментарий к Виваха-патале [14]
- Комментарий к Шатпанчашике сына Варахамихиры Притхуяшаса . [14]
- Чинтамани Бадараяны . , комментарий к Прашна-видье [14]
- Прашна-чудамани , текст из 70 стихов по вопросительной астрологии. [19]
- Утпала называет его Прашна-гьяна в первых и заключительных стихах, что позволяет предположить, что Прашна-гьяна было первоначальным названием произведения. [15]
- Колофоны некоторых рукописей позволяют предположить, что это была часть более крупного труда под названием «Джнана-мала». [15]
- Юддха-джаярнава-тантра , о победе в войне [15]
- В колофоне в качестве автора упоминается Бхаттотпала.
- Известен из рукописи на пальмовых листьях, написанной невари, скопированной астрологом ( дайваджня ) Сарвабалой в 1270 году нашей эры; сейчас в Национальном музее, Нью-Дели
- Работа представляет собой ответы Шивы на вопросы Парвати и цитируется в «Джьотиша-таттве» Рагху-нанданы.
Помимо «Самхита-виврити» и «Прашна-кудамани» , Аль-Бируни упоминает следующие работы Утпалы, которые ныне утеряны: [19] [15]
- Рахтракарана , справочник по астрономии
- Эдуард Сачау восстанавливает титул Рахунра-карана ; Аджай Митра Шастри предполагает, что это может быть ошибкой для Раху-ниракараны ; Дэвид Пингри предлагает Ардхаратрика-карану.
- Каранагхата (или Карана-пата ), справочник по астрономии.
- Комментарий ( Тика ) к «Бриханманасе » Мунджалы.
- S.rū.dh.w , текст по астрономии
- Первоначальное санскритское название произведения неизвестно, но Сачау предлагает Шрудхаву , а Пингри предлагает Сутра-дхару .
- Аль-Бируни рекомендует метрологию, описанную в этой работе, заявляя, что она была принята «ŚMY», другим ученым индийским астрономом.
В «Джагач-чандрике» Утпала цитирует стихи из другого своего утерянного произведения, посвященного Васту-видье (архитектуре). [15]
Стих, найденный в конце некоторых рукописей Саравали Кальяна-вармана, предполагает, что оригинальный текст оставался незавершенным более трехсот лет, прежде чем Утпала завершил его. [18]
Рукописи сохранившихся произведений Утпалы могут содержать некоторые изменения и упущения, сделанные переписчиками. Например, Аль-Бируни приписывает утверждение о первоначальном названии Мултана Самхита -виврити , но это утверждение отсутствует в сохранившихся рукописях. Согласно этому утверждению, Мултан первоначально назывался Явана-пура, затем Хамса-пура, затем Бага-пура, затем Шамба-пура, затем Мула-стхана (буквально «первоначальное место»). [18]
Наследие
[ редактировать ]Современные интерпретации произведений Варахамихиры, такие как «Брихат-самхита» и «Брихадж-джатака» , во многом опираются на объяснения Утпалы. [20] Утпала ссылается на несколько более ранних комментариев к «Брихат-самхите» , но его комментарий — единственный, дошедший до нас. [18]
Утпала цитирует несколько санскритских и пракритских работ, которые ныне утеряны , в том числе приписываемые полулегендарным фигурам, таким как Гарга , Парашара и Ршипутра. [16]
Утпала известен тем, что цитирует шесть стихов из Сурья Сиддханты , которых нет в его дошедшей до нас версии. Эти шесть стихов можно найти во «Введении» С.Джайна к переводу Сурья Сиддханты, сделанному Э.Берджесом. [б]
Как комментатор, Утпала прилагает значительные усилия для правильной интерпретации текста, используя научные методы, намного опережавшие это время. Он предлагает варианты прочтения различных терминов и ссылается на взгляды более ранних комментаторов. Он идентифицирует некоторые части доступного ему текста «Брихат-самхиты» как более поздние подделки и приводит причины для этого. Он признает, что ему не хватает опыта в некоторых местах; например, комментируя Гандха-юкти о раздел «Брихат-самхиты» , он заявляет, что не очень хорошо разбирается в искусстве окрашивания волос и макияже, и читателю следует проконсультироваться с людьми, опытными в этих областях. [16] Тем не менее, он жил на несколько столетий позже Варахамихиры и, следовательно, не мог понять некоторые концепции, что привело к недостаткам в его комментариях. Например, он ошибочно интерпретирует термин гана (республиканские государства) как самуха или сангхата (группы). [18]
Незадолго до 1861 года Хендрик Керн (1833–1917) по рекомендации Альбрехта Вебера отредактировал комментарии Утпалы к Брихатсамхите и Брихаджатаке из рукописей. Он извлек из текстов длинный список технических терминов; Бётлингка и Рота этот список был включен в «Петербургский санскрит-Вёртербух» (1855–1875) и санскритско-английский словарь Монье-Вильямса (1872), которые стали стандартным справочником для санскритистов. [20]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Исторически в Индии год, указанный в дате, мог быть текущим (то есть «год 888» означает, что текущий год является 888-м годом эры) или истекшим (то есть «год 888» означает, что прошло 888 лет). прошло и текущий год является 889-м годом эры).
- ^ Многие издатели опубликовали этот перевод « Сурья Сиддханта» Берджесса, который первоначально был опубликован в 1858 году. Восточный книжный центр Дели опубликовал этот перевод «Сурья Сиддханта» Берджесса под редакцией С. Джайна, который написал введение длиной в 50 страниц.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с А. М. Шастри, 1991 , стр. 201–202.
- ^ Jump up to: а б с А. М. Шастри 1991 , с. 203.
- ^ Jump up to: а б А.М. Шастри, 1991 , стр. 202–203.
- ^ AM Шастри 1991 , стр. 76, 203.
- ^ А.М. Шастри 1991 , с. 209.
- ^ Jump up to: а б А. М. Шастри 1991 , с. 76.
- ^ Jump up to: а б А. М. Шастри 1991 , с. 203-204.
- ^ Jump up to: а б с А. М. Шастри 1991 , с. 204.
- ^ А.М. Шастри 1991 , с. 210.
- ^ Jump up to: а б Билл М. Мак 2019 , с. 38.
- ^ Билл М. Мак 2019 , с. 40.
- ^ Билл М. Мак 2019 , с. 39.
- ^ AM Шастри 1991 , стр. 204–205.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Билл М. Мак 2019 , с. 42.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час А. М. Шастри 1991 , с. 205.
- ^ Jump up to: а б с А. М. Шастри 1991 , с. 206.
- ^ А.М. Шастри 1991 , с. 62.
- ^ Jump up to: а б с д и А. М. Шастри 1991 , с. 207.
- ^ Jump up to: а б Билл М. Мак, 2019 г. , стр. 41–42.
- ^ Jump up to: а б Билл М. Мак 2019 , с. 37.
Библиография
[ редактировать ]- А. М. Шастри (1991). Варахамихира и его времена . Кусуманджали. OCLC 28644897 .
- Билл М. Мак (2019). «Бхатотпала и научное обучение в Кашмире десятого века» (PDF) . Журнал индологических исследований . 30 (30–31) . Проверено 17 февраля 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дэвид Пингри , Начало комментария Утпалы к Кхандахадьяке , Журнал Американского восточного общества (1973).
- Б. Чаттерджи (пер.), Кхандакадьяка (астрономический трактат) Брахмагупты; С комментариями Бхаттотпалы , 2 тома, Калькутта (1970).
- Сурья Сиддханта (Текст с переводом и примечаниями) [Учебник индуистской астрономии], перевод Э. Берджесса, с санскритским текстом и под редакцией С. Джайна. Центр восточной книги, Дели, 2005 г.; ISBN 81-8315-017-9 .
- Йога Ятра Вивритти Бхаттотпалы]
- Брихат Джатак Вивритти, автор Бхаттотпала