Jump to content

Наука и технологии в Бразилии

Самолет Embraer 190 производства бразильской авиастроительной компании Embraer.
Национальная лаборатория синхротронного света в городе Кампинас .
Внутренний вид самолета Embraer 120 производства города Сан-Жозе-дус-Кампус .
Институт Фиокрус в городе Рио-де-Жанейро .
ExPRESS Logistics Carrier , частично бразильский компонент Международной космической станции. [1]

В последние десятилетия наука и технологии Бразилии вышли на международную арену. Центральным агентством по науке и технологиям в Бразилии является Министерство науки и технологий , в состав которого входят CNPq и Finep . Это министерство также осуществляет прямой контроль над Национальным институтом космических исследований ( португальский : Instituto Nacional de Pesquisas Espaciais — INPE), Национальным институтом амазонских исследований ( португальский : Instituto Nacional de Pesquisas da Amazônia — INPA) и Национальным институтом космических исследований . Technology (Бразилия) [ pt ] ( португальский : Instituto Nacional de Tecnologia — INT). Министерство также отвечает за Секретариат по политике в области компьютеров и автоматизации ( португальский : Secretaria de Política de Informática e Automação — SPIA), который является преемником SEI. Министерство науки и технологий, созданное правительством Сарнея в марте 1985 года, первоначально возглавил человек, связанный с националистическими идеологиями прошлого. Хотя новому министру удалось увеличить бюджет сектора науки и технологий, он оставался изолированным внутри правительства и не имел никакого влияния на разработку политики в сфере науки и технологий. экономика .

С появлением нового министерства научно-технические агентства увеличились в размерах, но потеряли часть своей прежней независимости и гибкости и стали более восприимчивыми к политике патронажа. Большая часть ресурсов CNPq была направлена ​​на процедуры программ стипендий для контроля качества, а не на механизмы, позволяющие стипендиатам активно работать в научно-технических институтах страны. страны Новые группы конкурировали за ресурсы и контроль над агентствами науки, технологий и высшего образования . В эти группы входили политические партии, профессора и сотрудники университетов, входящие в профсоюзы, научные общества и группы с особыми интересами внутри научно-технического сообщества. SBPC (Бразильское общество научного развития) отказалось от имиджа полуавтономной ассоциации ученых и стало активным лоббистом увеличения государственных ресурсов и защиты национальных технологий от международной конкуренции. [2] Бразилия заняла 49-е место в Глобальном инновационном индексе в 2023 году по сравнению с 66-м местом в 2019 году. [3] [4] [5] [6]


История [ править ]

IPT – Технологический научно-исследовательский институт Сан-Паулу .
Ракета ВСБ-30 собирается с грузом.
Центр биологических наук Федерального университета Висоза .
Технологический бассейн в Кампинасе .

Бразильская наука фактически зародилась в первые десятилетия XIX века, когда португальская королевская семья во главе с Д. Жуаном VI прибыла в Рио-де-Жанейро , спасаясь от вторжения армии Наполеона в Португалию в 1807 году. Как и почти все территории и В регионах Нового Света Бразилия была португальской колонией без университетов и нескольких культурных и научных организаций. Бывшие американские колонии Испанской империи , хотя и имели в основном неграмотное население, такое как Бразилия, Португалия и Испания, тем не менее, начиная с 16 века, имели ряд университетов. Возможно, это была преднамеренная политика португальских колониальных властей, поскольку они опасались, что появление образованных бразильских классов усилит национализм и стремление к политической независимости , как это произошло в Соединенных Штатах и ​​нескольких Латинской Америки бывших испанских колониях . Однако на протяжении веков португальского правления бразильским студентам разрешалось и даже поощрялось поступать в высшие учебные заведения в материковая Португалия . Кроме того, население материковой Португалии в то время также было в значительной степени неграмотным и на протяжении большей части этого периода имело единственный университет, Университет Коимбры , который обучал португальцев со всей Империи , в том числе из колонии Бразилии.

Первые твердые попытки создать бразильское научное учреждение были предприняты примерно в 1783 году во время экспедиции португальского натуралиста Александра Родригеша Феррейры отправил , которого премьер-министр Португалии маркиз Помбал для исследования и выявления бразильской фауны, флоры и геологии. Однако его коллекции были потеряны для французов, когда Наполеон вторгся в Португалию, и были перевезены в Париж Этьеном Жоффруа Сен-Илером . В 1772 году, ещё до основания Лиссабонской академии наук одно из первых учёных обществ как Бразилии, так и Португальской империи было основано (1779), в Рио-де-Жанейро — это было Sociedade Scientifica , но просуществовало лишь до 1794 года. , был основан первый ботанический институт В 1797 году в Сальвадоре , штат Баия . В конце 18 века Real Academia de Artilharia, Fortificação e Desenho в 1792 году по указу португальских властей была создана в Рио-де-Жанейро как высшая школа для преподавания естественных наук. и инженерия . И инженерные школы Федерального университета Рио-де-Жанейро , и Военный инженерный институт были созданы и развивались на базе старейшей инженерной школы Бразилии, которая также является одной из старейших в Латинской Америке.

Д. Жуан VI дал толчок развитию всех этих достижений европейской цивилизации в Бразилии. За короткий период (между 1808 и 1810 годами) правительство основало Королевскую военно-морскую академию и Королевскую военную академию (оба военные училища), Национальную Библиотеку , Ботанический сад Рио-де-Жанейро , Медико-хирургическую школу Баии , ныне известную как как медицинский факультет под гаванью Федерального университета да Баия и Медико-хирургическая школа Рио-де-Жанейро (Faculdade de Medicina of Universidade Federal do Rio de Janeiro ).

Известные научные экспедиции, организованные бразильцами, были редки, наиболее значительной из них была экспедиция Мартима Франсиско де Андрада-э-Сильва и Хосе Бонифасио де Андрада-э-Сильва в 1819 году.

Во времена Бразильской империи [ править ]

После независимости от Португалии, провозглашенной сыном короля в 1822 году Д. Педро I новой страны (который стал первым императором ), политика в отношении высшего образования, науки и технологий в Бразилии зашла в относительный тупик. В первые два десятилетия века наука в Бразилии в основном осуществлялась временными научными экспедициями европейских натуралистов , таких как Чарльз Дарвин , Максимилиан цу Вид-Нойвид , Карл фон Мартиус , Иоганн Баптист фон Спикс , Александр Гумбольдт , Огюстен Сен- Илер , барон Григорий Иванович Лангсдорф , Фридрих Зеллоу , Фриц Мюллер , Герман фон Иеринг , Эмиль Гольди и другие. Эта наука в основном описывала фантастическое биоразнообразие бразильской флоры . и фауны , а также ее геологию , географию и антропологию , и до создания Национального музея образцы в основном вывозились в европейские учреждения

В сфере образования в 19 веке был основан ряд высших учебных заведений, но на протяжении десятилетий большинство бразильских студентов по-прежнему учились в европейских университетах, таких как древний университет Коимбры в Португалии .

Ситуация начала меняться после 1841 года, когда старший сын Д. Педро I, император Д. Педро II в возрасте 15 лет на престол взошел . В следующие 50 лет в Бразилии существовала стабильная конституционная монархия . Д. Педро II был просвещенным монархом, отдававшим предпочтение искусству , литературе , науке и технике и имевшему обширные международные контакты в этих областях. Оплотом бразильской науки и местом первых исследовательских лабораторий был Национальный музей ( Museu Nacional ) в Рио-де-Жанейро, существующий до сих пор. Д. Педро проявил сильный личный интерес и отобрал и пригласил многих выдающихся европейских ученых, таких как фон Ихеринг и Гоэльди, для работы в Бразилии. Он и его министры, куртизанки и сенаторы часто посещали научные конференции в Музее. Там первая лаборатория физиологии была основана в 1880 году под руководством Жоао Баптиста де Ласерда и Луи Кути . К сожалению, создание исследовательских университетов и институтов произойдет только в начале 20-го века, что является большой задержкой для образования, науки и технологий в Бразилии.

Старейший научный журнал Бразилии Archivos do Museu Nacional был основан в 1876 году. [7]

Организация [ править ]

Вид с воздуха на USP , расположенный в Сан-Паулу .
бразильского производства, Embraer принадлежащий бразильским вооруженным силам .

Бразилия сегодня имеет хорошо развитую организацию науки и технологий. Фундаментальные исследования в основном проводятся в государственных университетах , исследовательских центрах и институтах, а также в частных учреждениях, особенно в некоммерческих неправительственных организациях . Более 90% финансирования фундаментальных исследований поступает из государственных источников. Бразилия – одна из трёх стран Латинской Америки [8] с действующей лабораторией синхротронов , исследовательским центром в области физики, химии, материаловедения и наук о жизни.

Прикладные исследования, технологии и инженерия также в основном проводятся в университетском секторе и исследовательских центрах, в отличие от тенденций в более развитых странах, таких как Соединенные Штаты Америки, Южная Корея , Германия, Япония и т. д.

Источники финансирования [ править ]

ASTROS-II SS-30 бразильского производства Реактивные системы залпового огня Avibras на грузовиках Tectran 6x6 AV-LMU стоят на огневой позиции во время демонстрации техники Саудовской Аравии.

Бразильское финансирование исследований, разработок и инноваций поступает из шести основных источников:

  1. Государственные (федеральные, государственные и муниципальные) источники. Существует ряд государственных организаций, которые были созданы в основном в 1950-х годах специально для прямого продвижения и финансирования НИОКР, таких как Национальный исследовательский совет (CNPq), который сейчас называется Conselho Nacional de Desenvolvimento Científico e Tecnológico и Национальное агентство по финансированию исследований. и исследований (FINEP), которые входят в состав Министерства науки и технологий (MCT). MCT — относительно новое министерство, созданное в 1990 году. До этого CNPq было единственным учреждением, предоставляющим гранты на исследования на федеральном уровне и работавшим непосредственно под руководством Президента Республики. На уровне штатов почти все штаты создали свои собственные общественные фонды для поддержки НИОКР, следуя новаторскому (и весьма успешному) примеру штата Сан-Паулу , который в 1962 году создал Fundação de Amparo à Pesquisa do Estado de São Paulo (FAPESP). Обычно эти основы гарантируются изменениями в конституциях штатов, внесенными в 1980-е и 1990-е годы.
  2. Косвенное финансирование через бюджеты государственных и частных университетов, институтов и центров. Некоторые университеты, такие как UNICAMP , имеют свои собственные внутренние агентства, фонды и фонды, выделенные и управляемые с целью поддержки исследований, разработок и инноваций их факультетами и студентами.
  3. Государственные компании, такие как Embrapa (Бразильское предприятие сельскохозяйственных исследований). Их источником доходов является само правительство (за счет бюджетных ассигнований министерств и госсекретарей) и инвестирование части реализуемой продукции и услуг.
  4. Частные промышленные, коммерческие и сервисные компании, обычно для своих собственных центров исследований, разработок и инноваций или посредством каких-либо финансовых льгот (законы об освобождении от налогов), такие как Закон об информатике.
  5. Национальные частные и некоммерческие ассоциации и фонды посредством установленных законом механизмов или пожертвований частных лиц или компаний. Примером может служить Banco do Brasil Фонд .
  6. Финансирование со стороны других стран, международных организаций и многосторонних учреждений, таких как Фонд Рокфеллера , Фонд Форда , Межамериканский банк развития , Всемирный банк , ЮНЕСКО , ПРООН , Всемирная организация здравоохранения , Всемирный фонд дикой природы , Фонд Келлогга , Фонд Билла и Мелинды Гейтс , США. Национальный научный фонд , Фонд Фольксвагена , и это лишь некоторые из наиболее важных в истории бразильской науки и техники.

Тенденции в науке и технике [ править ]

Создание общественных организаций [ править ]

Государственные исследовательские институты и университеты Бразилии следуют жестким правилам, которые затрудняют управление ими. Штаты могут решить развивать свои собственные исследовательские институты и университетские системы, но, поскольку все законы и постановления принимаются на федеральном уровне, все они должны следовать одним и тем же правилам и положениям. Таким образом, все они сталкиваются с одними и теми же препятствиями. К ним относятся обширные бюрократические структуры, обязанность набирать персонал, академический или иной, из числа государственных служащих, аналогичные карьерные лестницы и системы заработной платы, нерегулярный поток средств, чрезмерно сложные процедуры закупок и мощные профсоюзы на государственной службе. Структурная альтернатива была разработана в 1998 году с созданием общественных организаций. Эти частные некоммерческие организации управляют государственными исследовательскими центрами по контракту с федеральными агентствами. Они имеют право нанимать (или увольнять) персонал, заключать контракты на оказание услуг, покупать оборудование, выбирать темы и цели научных или технологических исследований и подписывать контракты на исследования с частными компаниями. Гибкость, предоставленная этим общественным организациям, и их стиль управления сделали их успешными в бразильской науке. По состоянию на 2015 год таких организаций было шесть: [9]

  • Институт чистой и прикладной математики (ИМПА);
  • Институт устойчивого развития лесов Амазонки (IDSM);
  • Национальный центр исследований в области энергетики и материалов (CNPEM);
  • Центр управления и стратегических исследований (CGEE);
  • Национальная сеть обучения и исследований (RNP); и
  • Бразильское научно-исследовательское и промышленное инновационное предприятие (Embrapii).

Эмбрапии является самым последним. Он был создан федеральным правительством в 2013 году для стимулирования инноваций посредством системы конкурсов предложений; на эти звонки могут отвечать только учреждения и предприятия, признанные отвечающими критериям, что ускоряет весь процесс и дает заявителям больше шансов на успех; Embrapii должна была пройти оценку в конце 2015 года. [9]

Меры стимулирования и цели [ править ]

Вклад делового сектора Бразилии в ВРНИОКР в процентах от ВВП, 2012 г. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), рисунок 8.4.

В конце 1990-х годов, когда начались экономические реформы, было принято законодательство, стимулирующее частные НИОКР. Вероятно, самой важной вехой стал Национальный закон об инновациях. Вскоре после его утверждения в 2006 году Министерство науки, технологий и инноваций опубликовало План действий в области науки, технологий и инноваций (МНТИ, 2007), устанавливающий четыре основные цели, которые необходимо достичь к 2010 году: [9]

  • Повысить валовые внутренние расходы на НИОКР (ВРНИОКР) с 1,02% до 1,50% ВВП;
  • Повысить расходы бизнеса на НИОКР с 0,51% до 0,65% ВВП;
  • Увеличить количество стипендий (всех уровней), предоставляемых двумя федеральными агентствами, Национальным исследовательским советом (CNPq) и Фондом координации повышения квалификации кадров в сфере высшего образования (Capes), со 100 000 до 150 000; и
  • Содействовать развитию науки и технологий для социального развития путем создания 400 профессионально-технических и 600 новых центров дистанционного обучения, расширения олимпиады по математике до 21 миллиона участников и предоставления 10 000 стипендий на уровне средней школы.
ВРНИОКР в Бразилии по секторам финансирования, 2004–2012 гг. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), рисунок 8.3.

К 2012 году ВРНИОКР составлял 1,15% ВВП, а расходы предприятий на НИОКР — 0,52% ВВП. Таким образом, ни одна из этих целей к этому времени не была достигнута. Что касается стипендий высшего образования, CNPq и Capes легко достигли цели для докторов наук (31 000 к 2010 году и 42 000 к 2013 году), но не достигли цели для стипендий высшего образования в целом (141 000 к 2010 году). Цель Национального плана последипломного образования на 2005–2010 годы заключалась в том, чтобы к концу планового периода было присвоено 16 000 докторских степеней. Поскольку фактическое количество присужденных докторских стипендий составляло 11 300 в 2010 году и менее 14 000 в 2013 году, эта цель также не была достигнута, несмотря на то, что в 2013 году было предоставлено почти 42 000 федеральных стипендий PhD. [9]

Степени доктора философии, полученные в Бразилии, 2005–2013 гг. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), рисунок 8.2.

С другой стороны, цели по развитию научно-популярной культуры частично достигнуты. Например, в 2010 году в бразильской олимпиаде по математике для государственных школ приняли участие более 19 миллионов учащихся по сравнению с 14 миллионами в 2006 году. Однако с тех пор число участников имеет тенденцию к стагнации. До 2011 года казалось, что цели дистанционного обучения и профессионального образования могут быть достигнуты, но по состоянию на 2015 год прогресс был незначительным. [9]

Финансовые инвестиции [ править ]

Экономический бум в Бразилии в период с 2004 по 2012 год привел к увеличению расходов правительства и бизнеса на исследования и разработки (НИОКР). Валовые внутренние расходы на НИОКР (ВРНИОКР) почти удвоились и составили 35,5 миллиардов долларов по ППС (в долларах 2011 года). Большая часть этого роста произошла в период с 2004 по 2010 год, когда ВРНИОКР вырос с 0,97% до 1,16% ВВП. В 2012 году ВРНИОКР составлял 1,15% ВВП. С 2010 г. только государственный сектор наращивает интенсивность НИОКР, поскольку вклад неправительственных организаций фактически снизился с 0,57% до 0,52% ВВП (2012 г.). Предварительные данные за 2013 год указывают на небольшой рост государственных расходов и постоянный вклад делового сектора (по отношению к ВВП). Расходы на бизнес-исследования, вероятно, будут сокращаться с 2015 года до тех пор, пока в экономике не появятся признаки восстановления. Даже самые оптимистичные аналитики не ожидают, что это произойдет раньше 2016 года. Ожидается, что в 2015 году инвестиции в основной капитал в Бразилии продолжат снижаться, особенно в производственном секторе. Эта тенденция, безусловно, повлияет на расходы на промышленные исследования. Ожидается, что кризис Petrobrás окажет серьезное влияние на инвестиции в НИОКР, поскольку только на них в последние годы приходилось около 10% ежегодных инвестиций в основной капитал страны. Сокращения федерального бюджета, объявленные в 2015 году, и другие меры жесткой экономии также должны повлиять на государственные расходы на НИОКР. [9]

Почти все негосударственные расходы на НИОКР исходят от частных фирм (частные университеты осуществляют лишь небольшую их часть). Согласно предварительным данным правительства, в период с 2010 по 2013 год эти расходы снизились с 49% до 42% внутренних расходов на исследования. Вероятно, эта тенденция сохранится еще какое-то время. Таким образом, у делового сектора не будет шансов направить 0,90% ВВП на НИОКР к 2014 году. [9]

Исследователи в Бразилии по секторам занятости, 2001 и 2011 гг. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), рисунок 8.6.

Соотношение ВРНИОКР/ВВП Бразилии остается значительно ниже, чем у стран с развитой экономикой и таких динамичных стран с формирующимся рынком, как Китай и, особенно, Республика Корея. В то же время она вполне сопоставима с более застойными развитыми экономиками, такими как Италия или Испания, а также с другими крупными развивающимися рынками, такими как Российская Федерация. Он также значительно опережает другие страны Латинской Америки. [9]

Промышленные исследования

Тенденции инновационной деятельности [ править ]

В период с 2001 по 2010 год произошло резкое снижение доли научного персонала, занятого в бизнес-секторе, с 40% (2001 г.) до 26% (2010 г.). Это противоречит тенденции, наблюдаемой в большинстве развитых и крупных развивающихся странах. Частично это отражает расширение исследований в сфере высшего образования, а частично — анемичный рост промышленных исследований и разработок. [9]

Доля бразильских исследователей на 1000 человек рабочей силы, 2001 и 2011 гг. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), рисунок 8.5.

Согласно опросу инновационных производственных фирм в 65 странах, проведенному Институтом статистики ЮНЕСКО в 2014 году , 85% бразильских фирм все еще находятся на стадии приобретения машин, оборудования и программного обеспечения, которые позволят им внедрять инновации. Среди других стран БРИКС (Российская Федерация, Индия, Китай и Южная Африка) этот процент варьируется от 64% до 71%. По данным опроса, около 17% бразильских фирм проводят исследования и разработки самостоятельно, по сравнению с 19% российских фирм, 35% индийских фирм, 54% южноафриканских фирм и 63% китайских фирм. Бразилия также является страной БРИКС, которая меньше всего передает исследования на аутсорсинг (7% инновационных фирм), по сравнению с каждой десятой в Индии и каждой пятой в других странах БРИКС. Бразилия также отстает от других стран Латинской Америки. Гораздо более высокий процент фирм сообщает о собственных исследованиях и разработках в Коста-Рике (76%), Аргентине (72%), Мексике (43%), Сальвадоре (42%), Эквадоре (35%) и Колумбии (22%). ). Только 6% бразильских производственных фирм сотрудничают с университетами в разработке инновационных продуктов и процессов, что ниже, чем в Мексике (7%), Колумбии (11%), Аргентине и Кубе (15%) и, прежде всего, Коста-Рике (35%). %). [9]

Тенденцию перехода исследований из государственного сектора в частный подтверждает Рубен Синистерра, исследователь Федерального университета Минас-Жерайс, который занимается разработкой лекарств для облегчения гипертонии. По его словам, бразильские университеты теперь имеют возможность разрабатывать наноразмерные материалы для доставки лекарств, но «наши отечественные фармацевтические компании не имеют внутренних возможностей в области исследований и разработок, поэтому нам приходится работать с ними, чтобы продвигать на рынок новые продукты и процессы». '. [10] [9]

Согласно опросу компаний, проведенному Бразильским институтом географии и статистики (IBGE), в период с 2008 по 2013 год инновационная активность в Бразилии снизилась. Исследование 2013 года охватило все государственные и частные компании в добывающем и преобразующем секторах, а также компании в секторе услуг, связанных с технологиями. Падение инноваций было наиболее заметно в телекоммуникациях, как в производстве товаров (-18,2%), так и услуг (-16,9%). В период с 2008 по 2011 год, судя по всему, именно крупные компании сократили свою инновационную активность в наибольшей степени. Среди компаний с 500 и более сотрудниками доля тех, кто занимается разработкой новых продуктов, снизилась за этот период с 54,9% до 43,0%. Сравнение инновационных исследований IBGE за периоды 2004–2008 и 2009–2011 годов показывает, что кризис 2008 года оказал негативное влияние на инновационную деятельность большинства бразильских фирм. «С 2011 года экономическая ситуация в Бразилии еще больше ухудшилась, особенно в промышленном секторе. Таким образом, можно ожидать, что следующее инновационное исследование [в 2018 году] покажет еще более низкий уровень инновационной активности в Бразилии. [9]

Одной из причин падения государственных и частных инвестиций в исследования является экономический спад. После достижения пика в 7,5% годового роста в 2010 году экономика замедлилась, а затем погрузилась в рецессию в 2015 году (рост -3,7%). Правительство было вынуждено принять меры жесткой экономии и теперь имеет меньше возможностей для сбора доходов через отраслевые фонды, поскольку прибыли компаний во многих кварталах снижаются. Промышленное производство сократилось на 2,8% в период с ноября по декабрь 2014 года и на 3,2% за весь год. Последние данные показывают, что 2014–2015 годы могут оказаться худшими годами за последние десятилетия для промышленности, особенно для трансформационного подсектора обрабатывающей промышленности». [9]

Замедление экономического роста было вызвано ослаблением международных сырьевых рынков в сочетании с негативными последствиями экономической политики, направленной на подпитку потребления. Например, Petrobrás искусственно снижала цены на бензин, чтобы контролировать инфляцию в период с 2011 по 2014 год под влиянием правительства, ее основного акционера. Это, в свою очередь, привело к снижению цен на этанол, что сделало производство этанола нерентабельным. Производители этанола были вынуждены закрыть заводы и сократить инвестиции в исследования. Политика низких цен Petrobrás в конечном итоге съела ее собственные доходы, вынудив ее сократить собственные инвестиции в разведку нефти и газа. [9]

Однако корни проблемы лежат глубже, чем нынешняя рецессия. Давняя политика Бразилии по импортозамещению защитила товары местного производства от иностранной конкуренции, отговаривая местные предприятия от крупных инвестиций в исследования и разработки, поскольку они конкурируют только с аналогичными неинновационными компаниями, работающими в рамках той же протекционистской системы. Следствием этой политики стало постепенное снижение доли Бразилии в мировой торговле в последние десятилетия, особенно когда речь идет об экспорте промышленных товаров. За последние несколько лет эта тенденция даже усилилась. В период с 2004 по 2013 год доля экспорта упала с 14,6% до 10,8% ВВП, несмотря на сырьевой бум, и эту тенденцию нельзя объяснить исключительно неблагоприятным обменным курсом», — утверждается в докладе. [9]

Базовые товары составляют растущую долю бразильского экспорта. Сырьевые товары достигли пика в 50,8% всего экспорта в первой половине 2014 года по сравнению с 29,3% в 2005 году. Лишь одна треть товаров (34,5%) была произведена в 2014 году, что является резким падением с 55,1% в 2005 году. только 6,8% можно отнести к высокотехнологичным по сравнению с 41,0% с низкотехнологичным содержанием (по сравнению с 36,8% в 2012 году). [9]

Еще одним фактором падения инвестиций является то, что современное промышленное развитие в Бразилии сдерживается отсутствием современной инфраструктуры, особенно в логистике и производстве электроэнергии, а также обременительными правилами, касающимися регистрации бизнеса, налогообложения или банкротства, что приводит к высоким затратам. ведения бизнеса. Это явление , получившее название «Бразильские издержки» ( Custo Brasil ), влияет на способность бразильских предприятий конкурировать на международном уровне и внедрять инновации. [9]

Информационные технологии [ править ]

Такие компании, как Motorola , Samsung , Nokia и IBM, создали крупные центры исследований и разработок в Бразилии, начиная с центра IBM исследовательского в 1970-х годах. Одним из стимулов стал Закон об информатике, который освобождает от некоторых налогов до 5% валового дохода высокотехнологичных компаний-производителей в области телекоммуникаций , компьютеров , цифровой электроники и т. д. Закон об информатике ежегодно привлекает более 1,5 миллиардов долларов США. инвестиции в бразильские НИОКР. Транснациональные компании также обнаружили, что некоторые продукты и технологии, разработанные и разработанные бразильцами, обладают хорошей конкурентоспособностью и ценятся в других странах, например, автомобили , самолеты , программное обеспечение , оптоволокно , электроприборы и так далее.

В 1980-е годы Бразилия проводила политику протекционизма в сфере вычислительной техники. Компании и администрации были обязаны использовать бразильское программное и аппаратное обеспечение, а импорт осуществлялся с разрешения правительства. Это способствовало росту бразильских компаний, но, несмотря на разработку таких продуктов, как клоны MSX и SOX Unix , бразильские потребители вычислительной техники страдали от меньших предложений по сравнению с иностранными конкурентами. Правительство постепенно разрешало все больше и больше импорта, пока барьеры не были устранены.

В 2002 году Бразилия провела первые в мире 100% электронные выборы, более 90% результатов которых были получены в течение двух часов. Эта система особенно подходит для стран с относительно высоким уровнем неграмотности, поскольку она показывает фотографию кандидата еще до подтверждения голосования. Граждане могли загрузить настольный модуль, который передавал голоса в их дома в режиме реального времени быстрее, чем новостные сети могли их передать.

В 2005 году президент Луис Инасио Лула да Силва запустил «народный компьютер» для содействия цифровому охвату с доступным государственным финансированием и фиксированной минимальной конфигурацией. Отказавшись от операционной системы Microsoft ( Windows XP Starter Edition ), она поставляется с системой Linux с бразильской конфигурацией, предлагающей базовые функции, такие как обработка текста и просмотр Интернета. Планы по обеспечению дешевого доступа в Интернет пока не реализованы. В 2008 году правительство Бразилии под руководством Лулы да Силвы основало CEITEC , первую и единственную компанию по производству полупроводников в Латинской Америке. [11]

исследований Приоритеты государственных

Расходы правительства Бразилии на НИОКР в Бразилии по социально-экономическим целям, 2012 г. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), рисунок 8.7.

Львиная доля государственных расходов на НИОКР, как и в большинстве стран, приходится на университеты. Этот уровень расходов немного увеличился с 58% до 61% от общего государственного финансирования НИОКР в период с 2008 по 2012 год. мир после США. Производительность сельского хозяйства Бразилии постоянно росла с 1970-х годов благодаря более широкому использованию инновационных технологий и процессов. Промышленные НИОКР занимают третье место, за ними следуют здравоохранение и инфраструктура, доля других секторов в государственных расходах составляет 1% или ниже. За некоторыми исключениями, распределение государственных расходов на НИОКР в 2012 году аналогично распределению в 2000 году. После резкого увеличения доли промышленных технологий с 1,4% до 6,8% в период с 2000 по 2008 год их доля в государственных расходах снизилась до 5,9% в 2012 году. Доля космической науки и техники (гражданской) продолжала снижаться с высокого уровня в 2,3% в 2000 году. Расходы на оборонные исследования были сокращены с 1,6% до 0,6% в период с 2000 по 2008 год, но с тех пор выросли до 1,0%. Доля исследований в области энергетики также снизилась с 2,1% (2000 г.) до всего лишь 0,3% (2012 г.). Однако в целом распределение государственных расходов на НИОКР кажется относительно стабильным. [9]

В мае 2013 года бразильский административный орган Redetec заключил контракт с аргентинской компанией INVAP на строительство многоцелевого ядерного реактора в Бразилии для исследований и производства радиоизотопов, используемых в ядерной медицине, сельском хозяйстве и управлении окружающей средой. INVAP уже построил аналогичный реактор для Австралии. Ожидается, что многоцелевой реактор будет введен в эксплуатацию к 2018 году. Он будет базироваться в Центре морских технологий в Сан-Паулу, а бразильская компания Intertechne построит часть инфраструктуры. [9]

Производство электроэнергии по типам в Бразилии, 2015 г. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), рисунок 9.8.

Амбиции Бразилии в области биодизеля попали в заголовки газет в конце 2000-х годов, когда мировые цены на энергоносители и продукты питания резко выросли, но отрасли, связанные с энергетикой, всегда имели высокий статус в Бразилии. Контролируемый государством нефтяной гигант Petrobrás регистрирует больше патентов, чем любая другая отдельная компания в Бразилии. Более того, компании-производители электроэнергии по закону обязаны инвестировать определенный процент своих доходов в НИОКР. Хотя энергетика является ключевым сектором экономики, правительство сократило расходы на энергетические исследования с 2,1% до 1,1% от общего объема в период с 2000 по 2008 год и снова до 0,3% в 2012 году. Возобновляемые источники энергии стали основной жертвой этих сокращений. поскольку государственные инвестиции все чаще обращаются к глубоководной разведке нефти и газа у юго-восточного побережья Бразилии. Одной из областей, на которую эта тенденция непосредственно повлияла, является индустрия этанола, которой пришлось закрыть заводы и сократить собственные инвестиции в НИОКР. Частично проблемы этаноловой отрасли вызваны ценовой политикой Petrobrás. Под влиянием правительства, своего основного акционера, Petrobrás искусственно снижала цены на бензин в период с 2011 по 2014 год, чтобы контролировать инфляцию. Это, в свою очередь, привело к снижению цен на этанол, что сделало производство этанола нерентабельным. Эта политика в конечном итоге съела собственные доходы Petrobrás, вынудив ее сократить инвестиции в разведку нефти и газа. Поскольку на одну только компанию Petrobrás приходится около 10% всех инвестиций в основной капитал в Бразилии, эта тенденция, наряду с коррупционным скандалом, сотрясающим компанию с 2014 года, безусловно, будет иметь последствия для общих инвестиций Бразилии в НИОКР. [9]

Бразилия производит почти три четверти (73%) своей электроэнергии за счет гидроэнергетики. В 2010 году этот вклад достигал четырех пятых, но доля гидроэнергетики была подорвана сочетанием сокращения количества осадков и старения гидроэлектростанций, многие из которых были построены в 1960-х и 1970-х годах. Интенсивное использование ТЭЦ, работающих на ископаемом топливе, во многом компенсировало потери, поскольку доля новых источников возобновляемой энергии, таких как солнечная и ветровая, в энергетическом балансе остается небольшой. Более того, хотя Бразилия добилась больших успехов в использовании биоэтанола на транспорте, исследованиям и инновациям в области производства энергии уделяется мало внимания, будь то с точки зрения разработки новых источников энергии или повышения энергоэффективности. В свете вышесказанного нет оснований ожидать, что государственные инвестиции в энергетические исследования и разработки вернутся к уровням, наблюдавшимся на рубеже веков, которые восстановят международную конкурентоспособность Бразилии в этой области. [9]

Космическая наука и технологии были приоритетом правительства на протяжении десятилетий. В конце 1980-х и 1990-х годах Бразилия инвестировала почти 1 миллиард долларов США в развитие космической инфраструктуры вокруг Национального института космических исследований (INPE), что привело к запуску первого научного спутника, полностью построенного в Бразилии в 1993 году (SCD-1). [12] В период с 1999 по 2014 год Бразилия и Китай построили серию из пяти спутников дистанционного зондирования Земли для мониторинга окружающей среды в рамках китайско-бразильской программы спутников для изучения ресурсов Земли (CBERS). [13] Бразилия сейчас достигла критической массы навыков и инфраструктуры, необходимых для доминирования в некоторых космических технологиях. Он намерен освоить всю цепочку космических технологий: от материаловедения, инженерного проектирования, дистанционного зондирования, радиолокаторов с синтезированной апертурой, телекоммуникаций и обработки изображений до двигательных технологий. Совместная аргентинско-бразильская миссия SABIA-MAR будет изучать океанские экосистемы, круговорот углерода, картирование морской среды обитания, побережья и прибрежные опасности, внутренние воды и рыболовство. Также в разработке находится новая серия SARE, предназначенная для расширения активного дистанционного наблюдения за Землей за счет использования микроволновых и оптических радаров. [12]

Рост числа научных публикаций в Бразилии в период с 2005 по 2014 гг. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), рисунок 8.9, данные Thomson Reuters' Web of Science, Science Citation Index Expanded.

исследования Результаты

Количество научных публикаций увеличилось на 308% в период с 2005 по 2014 год, главным образом в результате решения Thomson Reuters отслеживать гораздо большее количество бразильских журналов в своей базе данных в период с 2006 по 2008 год. Несмотря на этот искусственный импульс, темпы роста замедлились с 2011 года. Более того, по количеству публикаций на душу населения страна отстает как от более динамичных стран с формирующимся рынком, так и от стран с развитой экономикой, хотя и опережает большинство своих соседей. Что касается воздействия, Бразилия за последнее десятилетие сильно потеряла позиции. Одной из возможных причин может быть скорость, с которой набор в высшие учебные заведения увеличился с середины 1990-х годов, особенно это касается студентов, проходящих через федеральную систему университетов, некоторые из которых прибегли к найму неопытных преподавателей, включая кандидатов без докторских степеней. [9]

Относительное влияние научных публикаций из Сан-Паулу и Бразилии, 2000–2013 гг. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), рисунок 8.11.
Относительные доли бразильских штатов в инвестициях в науку и технологии, 2012 г. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке : к 2030 г. (2015 г.), рисунок 8.12.

Число патентных заявок, поданных в Патентное ведомство Бразилии (INPI), увеличилось с 20 639 в 2000 году до 33 395 в 2012 году, увеличившись на 62%. Патентные заявки резидентов выросли на 21% за тот же период.

Международные сравнения с использованием количества патентов, выданных Ведомством США по патентам и товарным знакам (USPTO), дают косвенную оценку степени, в которой экономика может стремиться к международной конкурентоспособности на основе инноваций, основанных на технологиях. Бразилия получила 108 патентов от ВПТЗ США в период с 2004 по 2008 год и 189 патентов в период с 2009 по 2013 год. Хотя в Бразилии зарегистрирован сильный рост в этой области по сравнению с другими развивающимися экономиками, похоже, что она относительно меньше ориентирована на международное патентование, чем на публикации. В период с 2000 по 2013 год на десять миллионов жителей ВПТЗ США приходилось 10 патентов, что меньше, чем в Аргентине (14), Китае, Индии (12) или Южной Африке (25) и лишь немногим больше, чем в Мексике (9). [9]

Региональные различия

Бразилия — страна с очень разными уровнями развития в 27 штатах. Южные и юго-восточные регионы демонстрируют гораздо более высокий уровень индустриализации и научного развития, чем северные, некоторые из которых посягают на амазонские леса и бассейн рек. Центрально-западный регион является центром сельского хозяйства и животноводства Бразилии и в последнее время быстро развивается. Самый яркий пример этого контраста – юго-восточный штат Сан-Паулу. Здесь проживает 22% (44 миллиона) из 202-миллионного населения страны, и он производит около 32% ВВП и аналогичную долю промышленного производства страны. Он также имеет очень сильную государственную систему государственных исследовательских университетов, которой нет в большинстве других штатов, и располагает хорошо зарекомендовавшим себя Исследовательским фондом Сан-Паулу . На штат Сан-Паулу приходится 46% ВРНИОКР (государственных и частных расходов) и 66% бизнес-НИОКР. Здесь расположены 10 из 18 исследовательских университетов страны. [9]

Все индикаторы рисуют одну и ту же картину. Около 41% бразильских докторов наук были присвоены университетами штата Сан-Паулу в 2012 году, а 44% всех статей бразильских авторов имеют как минимум одного автора из учреждения, расположенного в Сан-Паулу. Научная продуктивность Сан-Паулу (390 статей на миллион жителей в 2009–2013 годах) вдвое превышает средний показатель по стране (184), и эта разница в последние годы увеличивается. Относительное влияние публикаций ученых из штата Сан-Паулу также было систематически выше, чем для Бразилии в целом за последнее десятилетие. Два ключевых фактора объясняют успех Сан-Паулу в научной деятельности: во-первых, хорошо финансируемая система государственных университетов, включая Университет Сан-Паулу , Университет Кампинаса (Юникамп) и Государственный университет Сан-Паулу , все из которых были включены в международные рейтинги университетов10; во-вторых, роль Исследовательского фонда Сан-Паулу (FAPESP). И университетская система, и FAPESP получают фиксированную долю доходов штата от налога с продаж в качестве своих годовых бюджетов и имеют полную автономию в использовании этих доходов. [9]

В штате Сан-Паулу три четверти государственных расходов концентрируются на НИОКР. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), рисунок 8.12.

В период с 2006 по 2014 год доля бразильских исследователей, принятых в юго-восточных институтах, неуклонно падала с 50% до 44%. За тот же период доля северо-восточных штатов выросла с 16% до 20%. Пока еще слишком рано говорить о влиянии этих изменений на научные результаты или количество присуждаемых докторских степеней, но эти показатели, по логике вещей, также должны прогрессировать. [9]

Несмотря на эти положительные тенденции, региональное неравенство сохраняется с точки зрения расходов на исследования, количества исследовательских институтов и научной продуктивности. Распространение исследовательских проектов на другие штаты и за пределы Бразилии, безусловно, поможет ученым из этих регионов догнать своих южных соседей. [9]

Хронология [ править ]

Списки [ править ]

Крупнейшие университеты [ править ]

Государственные университеты и институты [ править ]

Частные университеты [ править ]

Научно-исследовательские институты [ править ]

Институт Пастера на авеню Паулиста , в центре Сан-Паулу .

Научные общества [ править ]

бразильские Ключевые ученые

См. также [ править ]

Источники [ править ]

В эту статью включен текст из бесплатного контента . Лицензия CC-BY-SA IGO 3.0. Текст взят из Доклада ЮНЕСКО по науке: на пути к 2030 году , 210-229, ЮНЕСКО, Издательство ЮНЕСКО.

Ссылки [ править ]

  1. ^ НАСА.gov
  2. ^ Общественное достояние В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Рекс А. Хадсон, изд. (1997). Бразилия: страновое исследование . Федеральный исследовательский отдел . Министерство науки и технологий.
  3. ^ ВОИС. «Глобальный инновационный индекс 2023, 15-е издание» . www.wipo.int . дои : 10.34667/тинд.46596 . Проверено 28 октября 2023 г.
  4. ^ «Глобальный инновационный индекс 2019» . www.wipo.int . Проверено 02 сентября 2021 г.
  5. ^ «РТД – Товар» . ec.europa.eu . Проверено 02 сентября 2021 г.
  6. ^ «Глобальный инновационный индекс» . Знания INSEAD . 28 октября 2013 г. Проверено 02 сентября 2021 г.
  7. ^ «Arquivos do Museu Nacional Vol. 62 N. 3» (PDF) . 2004. Архивировано из оригинала (PDF) 4 сентября 2018 г. Альтернативный URL
  8. ^ «Рейнский университет имени Фридриха Вильгельма» . Elsa.physik.uni-bonn.de. 18 августа 2008 года . Проверено 30 октября 2010 г.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа Хьюда де Луна Педроса, Ренато; Хаимович, Эрнан (2015). Бразилия. В: Доклад ЮНЕСКО по науке: на пути к 2030 году (PDF) . Париж: ЮНЕСКО. стр. 210–229. ISBN  978-92-3-100129-1 .
  10. ^ Влияние науки: специальный отчет об исследованиях материалов в Бразилии . Бразильское общество исследования материалов и издательство IOP. 2014.
  11. ^ CEITEC - Компания. Архивировано 6 апреля 2010 г., в Wayback Machine.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лемаршан, Гильермо (2015). Латинская Америка. В: Доклад ЮНЕСКО по науке: на пути к 2030 году (PDF) . Париж: ЮНЕСКО. ISBN  978-92-3-100129-1 .
  13. ^ де Брито Крус, Карлос Энрике; Хаимович, Эрнан (2010). Бразилия. В: Доклад ЮНЕСКО о науке, 2010 г.: Текущее состояние науки и технологий во всем мире (PDF) . Париж: ЮНЕСКО. п. 118.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f41f212f5da6be418adaf1d60cb502ea__1715819880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f4/ea/f41f212f5da6be418adaf1d60cb502ea.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Science and technology in Brazil - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)