Доклад ЮНЕСКО по науке
Эта статья может чрезмерно полагаться на источники, слишком тесно связанные с предметом , что потенциально препятствует тому, чтобы статья была проверяемой и нейтральной . ( Май 2017 г. ) |
Доклад ЮНЕСКО по науке — это глобальный мониторинговый отчет, регулярно публикуемый Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры . Каждые пять лет в этом отчете отражаются последние тенденции и события в национальной и региональной политике на фоне меняющихся социально-экономических , геополитических и экологических реалий. Каждое издание обычно выходит 10 ноября, во Всемирный день науки за мир и развитие . Последнее издание было выпущено 11 июня 2021 года из-за задержек из-за пандемии COVID-19 .
История
[ редактировать ]В 1987 году Генеральная конференция ЮНЕСКО одобрила запуск первого всемирного доклада Организации — World Communication Report , который впервые появился два года спустя. В 1989 году Генеральная конференция одобрила выпуск « Доклада о мировом образовании», который публиковался в 1991, 1993, 1995, 1998 и 2000 годах. [1]
Публикация этих двух докладов послужила импульсом к распространению мировых докладов на все области компетенции ЮНЕСКО. Следующим изданием, появившимся в 1993 году, стал «Всемирный доклад по науке» (так первоначально назывался «Доклад ЮНЕСКО по науке»). [2] Первый Всемирный информационный доклад последовал в 1997 году, затем Всемирный доклад по социальным наукам в 1999 году, а также два мировых доклада о культуре в 1998 и 2000 годах. Два существующих отчета были объединены в один Всемирный доклад по коммуникации и информации за 1999–2000 годы .
Всемирный научный доклад впервые был официально упомянут в 1992 году в предварительных предложениях Генерального директора относительно программы и бюджета на 1994-1995 годы . Этот документ был представлен Исполнительному совету ЮНЕСКО, в состав которого поочередно входят 58 государств-членов и который собирается дважды в год для мониторинга реализации программы ЮНЕСКО. В документе говорится, что «на основе уроков, извлеченных из подготовки и публикации первого Всемирного доклада ЮНЕСКО по науке, будут приняты меры по доработке и совершенствованию этого мероприятия». [3]
Всемирный доклад по науке изначально был результатом программы ЮНЕСКО «Наука, технология и общество». [3] Всемирный научный доклад заменил журнал ЮНЕСКО «Воздействие науки на общество», выходивший в 1950-х годах. Жак Ричардсон, возглавлявший Секцию науки и общества ЮНЕСКО с 1972 по 1985 год и бывший редактор журнала « Воздействие науки на общество» заметил , в книге «Шестьдесят лет науки в ЮНЕСКО» (2006 г.) , что « публикация «Воздействия» продолжалась до начала 1990-х годов, когда она была преобразован в двухгодичный Всемирный научный доклад». Редактором первых трех World Science Reports (1993, 1996 и 1998 гг.) был Говард Мур, сменивший Жака Ричардсона на посту редактора журнала « Влияние науки на общество». Первое издание отчета отражает это влияние, поскольку Всемирный научный доклад 1993 года включал раздел, популяризирующий современные проблемы фундаментальных наук. [4]
В 2000 г. выпуск всемирных докладов был приостановлен до получения результатов внешней оценки политики ЮНЕСКО в отношении всемирных докладов. В ходе оценки Исполнительному совету ЮНЕСКО было рекомендовано, чтобы « в будущем каждые два года должен был публиковаться один-единственный всемирный доклад ЮНЕСКО по конкретному вопросу, который будет выбираться органами [ sic ] Организации в интерактивном режиме». и представлены Генеральной конференции для дальнейшего обсуждения, в то время как существующие всемирные доклады должны продолжать оставаться в виде аналитических отчетов о современном состоянии образования, науки, культуры, коммуникации и информации с интервалом в четыре-шесть лет ». [5]
Впоследствии были возобновлены некоторые из существующих отчетов, в том числе Всемирный доклад по науке, Всемирный доклад по социальным наукам (в 2010 году) и Всемирный доклад по образованию . Последний был переименован в Глобальный мониторинговый доклад «Образование для всех» .
Во избежание путаницы с новой серией тематических всемирных докладов ЮНЕСКО аналитический доклад ЮНЕСКО о состоянии глобальной системы поддержки науки был переименован в « Доклад ЮНЕСКО по науке» . Сьюзан Шниганс заняла пост редактора сериала в 2003 году. [6]
В соответствии с рекомендациями внешней оценки политики ЮНЕСКО в отношении мировых докладов периодичность выпуска Доклада ЮНЕСКО по науке была увеличена до пяти лет, а в этой серии больше внимания уделялось мониторингу глобальных тенденций и событий в политике в области науки и технологий. Пятилетний интервал между отчетами оказался полезным, поскольку « пятилетний отчет имеет то преимущество, что позволяет сосредоточиться на долгосрочных тенденциях, а не зацикливаться на описаниях краткосрочных годовых колебаний, которые с точки зрения политики и науки и технологические показатели редко приносят большую пользу» . [6] [7]
Три доклада из этой серии были опубликованы после проведения оценки в 2005, 2010 и 2015 годах. Следующий доклад должен быть выпущен в ноябре 2020 года. Основное внимание в выпуске 2015 года, в частности, было уделено демонстрации того, что политика в области науки, технологий и инноваций и управление не развиваются в вакууме, а, скорее, находятся под влиянием политических, социально-экономических и экологических факторов и, в свою очередь, влияют на них.
Географический охват
[ редактировать ]В каждом издании добавлены географические подробности. В за 2021 год Докладе ЮНЕСКО по науке представлены данные по 193 странам, в которых приняли участие более 70 авторов из 52 стран. Опубликованный в июне 2021 года седьмой доклад из этой серии представляет собой решающий момент, поскольку страны сейчас находятся на одной трети пути к крайнему сроку 2030 года для достижения своих Целей устойчивого развития (ЦУР). Это показывает, что страны с любым уровнем дохода разделяют общую программу перехода к цифровой и «зеленой» экономике .
Темы, рассматриваемые в 2021 году, включают наши отношения с передовыми технологиями, а также необходимые им ресурсы и энергию, Четвертую промышленную революцию , влияние Брексита на науку и технологии , а также положение женщин в науке и Индустрии 4.0. Впервые анализ научных результатов разбивает широкую область сквозных стратегических технологий на подобласти, такие как искусственный интеллект и робототехника, энергетика и нанотехнологии. Пандемия Covid-19 активизировала системы производства знаний. Эта динамика опирается на тенденцию к расширению международного научного сотрудничества, что является хорошим предзнаменованием для решения этой и других глобальных проблем, таких как изменение климата и утрата биоразнообразия. Тем не менее, согласно оценке доклада по 56 темам, приоритетным для достижения Целей устойчивого развития, наука об устойчивом развитии еще не стала основным направлением в академических публикациях, даже несмотря на то, что страны инвестируют больше, чем раньше, в зеленые технологии.
В издании 2021 года делается вывод, что странам необходимо будет больше инвестировать в исследования и инновации, если они хотят добиться успеха в двойном цифровом и зеленом переходе. С 2014 года более 30 стран уже увеличили свои расходы на исследования в соответствии со своими обязательствами по достижению Целей устойчивого развития. Несмотря на этот прогресс, восемь из десяти стран по-прежнему выделяют на исследования менее 1% ВВП, что увековечивает их зависимость от иностранных технологий.
В Докладе ЮНЕСКО по науке за 2015 год были представлены данные по 189 странам и профили разной длины по 140 странам. Он содержал три глобальных главы, 13 региональных глав и 11 глав, посвященных отдельным странам, а именно: Бразилии, Канаде, Китаю, Индии, Ирану, Израилю, Малайзии , Японии, Республике Корея, Российской Федерации и Соединенным Штатам Америки.
Темы, затронутые в 2015 году, включают недавнюю реформу высшего образования в Афганистане , первую в Западной Африке политику в области науки и технологий ( ЭКОПОСТ ), науку и технологии в отдельных странах, включая Бразилию , Ботсвану , Казахстан , Малави , Уганду , Объединенную Республику Танзания , Зимбабве и острова Тихого океана , биомедицинские исследования в Соединенных Штатах , проблемы, с которыми сталкиваются инновации в Малайзии , ожидаемое влияние Брексита на науку и технологии , статус участия женщин в научных исследованиях и развитие сотрудничества Юг-Юг в области науки.
Доклад ЮНЕСКО по науке менялся с годами, и его географический охват расширился. В Докладе ЮНЕСКО по науке за 2015 год отмечается, что «хотя большая часть исследований и разработок проводится в странах с высоким уровнем дохода, инновации широко распространены и происходят в странах с любым уровнем дохода». [8]
Все доклады серии находятся в открытом доступе. Их можно загрузить и приобрести на разных языках.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]В эту статью включен текст из бесплатного контента . Лицензия CC-BY-SA IGO 3.0. Текст взят из Доклада ЮНЕСКО по науке: На пути к 2030 году , ЮНЕСКО.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Отчеты Генеральной конференции, двадцать четвертая сессия, Париж, 20 октября — 20 ноября 1987 г. Том I, Резолюции» (PDF) . ЮНЕСКО .
- ^ Всемирный научный доклад, 1993 г. (PDF) . Издательство ЮНЕСКО. 1993.
- ^ Jump up to: а б ЮНЕСКО (1992). «Предварительные предложения Генерального директора относительно проекта программы и бюджета на 1994-1995 годы» (PDF) .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ ЮНЕСКО (2006). Шестьдесят лет науки в ЮНЕСКО (PDF) . Издательство ЮНЕСКО.
- ^ ЮНЕСКО (2000). «Оценка политики ЮНЕСКО в отношении мировых докладов» (PDF) . Исполнительный совет, документ 160 EX/45.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б Ричардсон, Жак (2006). «ЮНЕСКО исследует глобализацию науки и технологий» (PDF) . Наука и государственная политика . 33 .
- ^ ЮНЕСКО (2015). Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 году (PDF) . Издательство ЮНЕСКО. п. 21.
- ^ Корку Айеньо, Элвис; и др. Отслеживание тенденций в области инноваций и мобильности. В: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 году . Издательство ЮНЕСКО. п. 82.