Jump to content

Доклад ЮНЕСКО по науке

Доклад ЮНЕСКО по науке — это глобальный мониторинговый отчет, регулярно публикуемый Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры . Каждые пять лет в этом отчете отражаются последние тенденции и события в национальной и региональной политике на фоне меняющихся социально-экономических , геополитических и экологических реалий. Каждое издание обычно выходит 10 ноября, во Всемирный день науки за мир и развитие . Последнее издание было выпущено 11 июня 2021 года из-за задержек из-за пандемии COVID-19 .

В 1987 году Генеральная конференция ЮНЕСКО одобрила запуск первого всемирного доклада Организации — World Communication Report , который впервые появился два года спустя. В 1989 году Генеральная конференция одобрила выпуск « Доклада о мировом образовании», который публиковался в 1991, 1993, 1995, 1998 и 2000 годах. [1]

Публикация этих двух докладов послужила импульсом к распространению мировых докладов на все области компетенции ЮНЕСКО. Следующим изданием, появившимся в 1993 году, стал «Всемирный доклад по науке» (так первоначально назывался «Доклад ЮНЕСКО по науке»). [2] Первый Всемирный информационный доклад последовал в 1997 году, затем Всемирный доклад по социальным наукам в 1999 году, а также два мировых доклада о культуре в 1998 и 2000 годах. Два существующих отчета были объединены в один Всемирный доклад по коммуникации и информации за 1999–2000 годы .

Всемирный научный доклад впервые был официально упомянут в 1992 году в предварительных предложениях Генерального директора относительно программы и бюджета на 1994-1995 годы . Этот документ был представлен Исполнительному совету ЮНЕСКО, в состав которого поочередно входят 58 государств-членов и который собирается дважды в год для мониторинга реализации программы ЮНЕСКО. В документе говорится, что «на основе уроков, извлеченных из подготовки и публикации первого Всемирного доклада ЮНЕСКО по науке, будут приняты меры по доработке и совершенствованию этого мероприятия». [3]

Всемирный доклад по науке изначально был результатом программы ЮНЕСКО «Наука, технология и общество». [3] Всемирный научный доклад заменил журнал ЮНЕСКО «Воздействие науки на общество», выходивший в 1950-х годах. Жак Ричардсон, возглавлявший Секцию науки и общества ЮНЕСКО с 1972 по 1985 год и бывший редактор журнала « Воздействие науки на общество» заметил , в книге «Шестьдесят лет науки в ЮНЕСКО» (2006 г.) , что « публикация «Воздействия» продолжалась до начала 1990-х годов, когда она была преобразован в двухгодичный Всемирный научный доклад». Редактором первых трех World Science Reports (1993, 1996 и 1998 гг.) был Говард Мур, сменивший Жака Ричардсона на посту редактора журнала « Влияние науки на общество». Первое издание отчета отражает это влияние, поскольку Всемирный научный доклад 1993 года включал раздел, популяризирующий современные проблемы фундаментальных наук. [4]

В 2000 г. выпуск всемирных докладов был приостановлен до получения результатов внешней оценки политики ЮНЕСКО в отношении всемирных докладов. В ходе оценки Исполнительному совету ЮНЕСКО было рекомендовано, чтобы « в будущем каждые два года должен был публиковаться один-единственный всемирный доклад ЮНЕСКО по конкретному вопросу, который будет выбираться органами [ sic ] Организации в интерактивном режиме». и представлены Генеральной конференции для дальнейшего обсуждения, в то время как существующие всемирные доклады должны продолжать оставаться в виде аналитических отчетов о современном состоянии образования, науки, культуры, коммуникации и информации с интервалом в четыре-шесть лет ». [5]

Впоследствии были возобновлены некоторые из существующих отчетов, в том числе Всемирный доклад по науке, Всемирный доклад по социальным наукам (в 2010 году) и Всемирный доклад по образованию . Последний был переименован в Глобальный мониторинговый доклад «Образование для всех» .

Во избежание путаницы с новой серией тематических всемирных докладов ЮНЕСКО аналитический доклад ЮНЕСКО о состоянии глобальной системы поддержки науки был переименован в « Доклад ЮНЕСКО по науке» . Сьюзан Шниганс заняла пост редактора сериала в 2003 году. [6]

В соответствии с рекомендациями внешней оценки политики ЮНЕСКО в отношении мировых докладов периодичность выпуска Доклада ЮНЕСКО по науке была увеличена до пяти лет, а в этой серии больше внимания уделялось мониторингу глобальных тенденций и событий в политике в области науки и технологий. Пятилетний интервал между отчетами оказался полезным, поскольку « пятилетний отчет имеет то преимущество, что позволяет сосредоточиться на долгосрочных тенденциях, а не зацикливаться на описаниях краткосрочных годовых колебаний, которые с точки зрения политики и науки и технологические показатели редко приносят большую пользу» . [6] [7]

Три доклада из этой серии были опубликованы после проведения оценки в 2005, 2010 и 2015 годах. Следующий доклад должен быть выпущен в ноябре 2020 года. Основное внимание в выпуске 2015 года, в частности, было уделено демонстрации того, что политика в области науки, технологий и инноваций и управление не развиваются в вакууме, а, скорее, находятся под влиянием политических, социально-экономических и экологических факторов и, в свою очередь, влияют на них.

Географический охват

[ редактировать ]

В каждом издании добавлены географические подробности. В за 2021 год Докладе ЮНЕСКО по науке представлены данные по 193 странам, в которых приняли участие более 70 авторов из 52 стран. Опубликованный в июне 2021 года седьмой доклад из этой серии представляет собой решающий момент, поскольку страны сейчас находятся на одной трети пути к крайнему сроку 2030 года для достижения своих Целей устойчивого развития (ЦУР). Это показывает, что страны с любым уровнем дохода разделяют общую программу перехода к цифровой и «зеленой» экономике .

Темы, рассматриваемые в 2021 году, включают наши отношения с передовыми технологиями, а также необходимые им ресурсы и энергию, Четвертую промышленную революцию , влияние Брексита на науку и технологии , а также положение женщин в науке и Индустрии 4.0. Впервые анализ научных результатов разбивает широкую область сквозных стратегических технологий на подобласти, такие как искусственный интеллект и робототехника, энергетика и нанотехнологии. Пандемия Covid-19 активизировала системы производства знаний. Эта динамика опирается на тенденцию к расширению международного научного сотрудничества, что является хорошим предзнаменованием для решения этой и других глобальных проблем, таких как изменение климата и утрата биоразнообразия. Тем не менее, согласно оценке доклада по 56 темам, приоритетным для достижения Целей устойчивого развития, наука об устойчивом развитии еще не стала основным направлением в академических публикациях, даже несмотря на то, что страны инвестируют больше, чем раньше, в зеленые технологии.

В издании 2021 года делается вывод, что странам необходимо будет больше инвестировать в исследования и инновации, если они хотят добиться успеха в двойном цифровом и зеленом переходе. С 2014 года более 30 стран уже увеличили свои расходы на исследования в соответствии со своими обязательствами по достижению Целей устойчивого развития. Несмотря на этот прогресс, восемь из десяти стран по-прежнему выделяют на исследования менее 1% ВВП, что увековечивает их зависимость от иностранных технологий.

В Докладе ЮНЕСКО по науке за 2015 год были представлены данные по 189 странам и профили разной длины по 140 странам. Он содержал три глобальных главы, 13 региональных глав и 11 глав, посвященных отдельным странам, а именно: Бразилии, Канаде, Китаю, Индии, Ирану, Израилю, Малайзии , Японии, Республике Корея, Российской Федерации и Соединенным Штатам Америки.

Темы, затронутые в 2015 году, включают недавнюю реформу высшего образования в Афганистане , первую в Западной Африке политику в области науки и технологий ( ЭКОПОСТ ), науку и технологии в отдельных странах, включая Бразилию , Ботсвану , Казахстан , Малави , Уганду , Объединенную Республику Танзания , Зимбабве и острова Тихого океана , биомедицинские исследования в Соединенных Штатах , проблемы, с которыми сталкиваются инновации в Малайзии , ожидаемое влияние Брексита на науку и технологии , статус участия женщин в научных исследованиях и развитие сотрудничества Юг-Юг в области науки.

Доклад ЮНЕСКО по науке менялся с годами, и его географический охват расширился. В Докладе ЮНЕСКО по науке за 2015 год отмечается, что «хотя большая часть исследований и разработок проводится в странах с высоким уровнем дохода, инновации широко распространены и происходят в странах с любым уровнем дохода». [8]

Все доклады серии находятся в открытом доступе. Их можно загрузить и приобрести на разных языках.

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]

В эту статью включен текст из бесплатного контента . Лицензия CC-BY-SA IGO 3.0. Текст взят из Доклада ЮНЕСКО по науке: На пути к 2030 году , ЮНЕСКО.

  1. ^ «Отчеты Генеральной конференции, двадцать четвертая сессия, Париж, 20 октября — 20 ноября 1987 г. Том I, Резолюции» (PDF) . ЮНЕСКО .
  2. ^ Всемирный научный доклад, 1993 г. (PDF) . Издательство ЮНЕСКО. 1993.
  3. ^ Jump up to: а б ЮНЕСКО (1992). «Предварительные предложения Генерального директора относительно проекта программы и бюджета на 1994-1995 годы» (PDF) . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  4. ^ ЮНЕСКО (2006). Шестьдесят лет науки в ЮНЕСКО (PDF) . Издательство ЮНЕСКО.
  5. ^ ЮНЕСКО (2000). «Оценка политики ЮНЕСКО в отношении мировых докладов» (PDF) . Исполнительный совет, документ 160 EX/45. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  6. ^ Jump up to: а б Ричардсон, Жак (2006). «ЮНЕСКО исследует глобализацию науки и технологий» (PDF) . Наука и государственная политика . 33 .
  7. ^ ЮНЕСКО (2015). Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 году (PDF) . Издательство ЮНЕСКО. п. 21.
  8. ^ Корку Айеньо, Элвис; и др. Отслеживание тенденций в области инноваций и мобильности. В: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 году . Издательство ЮНЕСКО. п. 82.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9abb6abea25e7ed0249c49c220477180__1682176140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9a/80/9abb6abea25e7ed0249c49c220477180.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
UNESCO Science Report - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)