Брексит и механизмы развития науки и технологий
![]() | Эту статью необходимо обновить . ( февраль 2021 г. ) |
Часть серии статей о |
Брексит |
---|
![]() |
Выход Соединенного Королевства из Европейского Союза Глоссарий терминов |
Брексит и механизмы в области науки и технологий относятся к соглашениям, влияющим на научные исследования, экспериментальные разработки и инновации, которые находятся в рамках переговоров между Соединенным Королевством и Европейским Союзом об условиях выхода Великобритании из Европейского Союза (ЕС).
На момент принятия Закона о Европейском Союзе (уведомление о выходе) 2017 года в марте 2017 года условия выхода Британии были неизвестны. Перспективы были неопределенными в отношении будущего финансирования британских научных исследований и будущих отношений Великобритании как третьей страны с ЕС в отношении патентной защиты инноваций, торговли средне- и высокотехнологичными товарами и промышленных контрактов, заключенных европейскими научными учреждениями. . Мнения разошлись относительно того, повлияет ли на научные исследования и разработки потеря мобильности и международного сотрудничества, или же выход Великобритании из ЕС следует рассматривать как возможность расширить научное сотрудничество.
Первоначально Великобритания должна была покинуть Европейский Союз 29 марта 2019 года, но по просьбе Великобритании ЕС согласился продлить дату выхода сначала до 31 октября 2019 года, а затем до 31 января 2020 года.
Фон
[ редактировать ]Переговорная политика
[ редактировать ]После референдума 2016 года о выходе из Европейского Союза (ЕС) 29 марта 2017 года британское правительство уведомило Европейский совет о своем намерении выйти из членства в Европейском Союзе 24 месяца спустя, введя в действие статью 50 Договора о Европейском Союзе. . Это уведомление ознаменовало начало переговоров с ЕС для определения контуров их будущих отношений, в том числе в области науки и технологий.
Первоначальная переговорная политика правительства была изложена в официальном документе , опубликованном в феврале 2017 года под названием « Выход Соединенного Королевства из Европейского Союза и новое партнерство с ним». [1] В этом документе прямо заявлено намерение Великобритании оставаться в авангарде науки и инноваций и стремиться к дальнейшему тесному сотрудничеству с европейскими партнерами Великобритании. В официальном документе упоминаются в более общих чертах: контроль количества граждан ЕС, приезжающих в Великобританию; обеспечение статуса граждан ЕС, которые уже проживают в Великобритании, а также статуса граждан Великобритании в других государствах-членах; защита и расширение существующих прав трудящихся; установление нового партнерства с ЕС, включая широкое соглашение о свободной торговле, а также поиск взаимовыгодного нового таможенного соглашения с ЕС; и налаживание отношений свободной торговли во всем мире.
С самого начала политические требования, влияющие или определяющие переговоры о выходе, были выражены в преамбуле. [2] и статьи [3] Договора о Европейском Союзе (TEU). В статье 3 упоминается содействие «научному и технологическому прогрессу» в контексте, определяемом целями Союза по созданию внутреннего рынка и высококонкурентной социальной рыночной экономики . Политическое требование, упомянутое в преамбуле, заключается в содействии экономическому и социальному прогрессу народов стран-членов ЕС с учетом принципа устойчивого развития и в контексте развития внутреннего рынка, а также усиления сплоченности и защиты окружающей среды.
Человеческие ресурсы в науке и технике
[ редактировать ]
В 2013 году в Великобритании насчитывалось более 259 000 исследователей (в эквиваленте полной занятости). Это соответствует 4108 исследователям на миллион жителей, что почти в четыре раза превышает средний мировой показатель (1083 на миллион). [4]
Около 32 000 небританских ученых из ЕС занимают 17% преподавательских и исследовательских должностей в университетах Великобритании. [5] В университетах Russell Group, группе из 24 научно-исследовательских британских университетов, в которую входят Оксфордский и Кембриджский университеты, работают более 42 000 международных сотрудников (граждане Великобритании, ЕС и стран, не входящих в ЕС). Международный персонал составляет 25% от общей численности рабочей силы, 39% преподавателей и 48% сотрудников, работающих по контрактам только на исследования в университетах Russell Group. [6]
За период 2008–2014 годов Великобритания подготовила 15% наиболее цитируемых статей в мире, что составляет всего 4% мирового исследовательского пула. [7] По данным Thomson Reuters Web of Science (Science Citation Index Expanded), в период с 2008 по 2014 год 56% научных статей, опубликованных в Великобритании в международных каталогизированных журналах, имели хотя бы одного соавтора, находившегося за пределами страны. Большинство этих статей были написаны в соавторстве с американцами (100 537), за ними следовали немецкие, французские, итальянские и голландские ученые. На эти четыре европейские страны пришлось в общей сложности 159 619 статей. [7]
Финансирование исследований в области науки и техники
[ редактировать ]Общая интенсивность исследований в Британии, измеряемая в процентах от валового внутреннего продукта , сравнительно низка: 1,63% ВВП в 2013 году по сравнению со средним показателем по ЕС, равным 2,02%. На сектор коммерческих предприятий Великобритании приходится две трети от общего объема. В 2015 году британское научное сообщество выразило обеспокоенность тем, что «британские инвестиции в исследования не идут в ногу с другими ведущими странами и рискуют подорвать способность привлекать и удерживать самых лучших исследователей из Великобритании и из-за границы». [7] [8]

Будучи государством-членом ЕС, Великобритания участвует в Европейском исследовательском пространстве , и вполне вероятно, что Великобритания пожелает остаться ассоциированным членом Европейского исследовательского пространства, как Норвегия и Исландия, чтобы продолжать участвовать в рамочных программах ЕС. . [9] Все члены ЕС вносят свой вклад в бюджет каждой семилетней рамочной программы исследований и инноваций, последней из которых является Horizon 2020 , принятая в 2014 году. Британские исследователи получают финансирование ЕС через такие программы, как Horizon 2020. Доступ к этим деньгам теперь будет были пересмотрены переговоры с ЕС, при этом правительство Великобритании взяло на себя обязательство восполнить любой дефицит британских институтов. [10]
Как только Великобритания перестанет быть государством-членом, она не будет иметь права на структурные фонды ЕС, которые все чаще используются для финансирования инфраструктуры, связанной с исследованиями. Согласно отчету Королевского общества со ссылкой на данные Европейской комиссии, за период действия Седьмой рамочной программы исследований и разработок (2007–2013 гг.) Великобритания получила от ЕС 8,8 млрд евро, а Великобритания внесла в эту программу 5,4 млрд евро. . С точки зрения финансирования, предоставленного на конкурсной основе, Великобритания была вторым по величине получателем Седьмой рамочной программы после Германии, получив 6,9 млрд евро из общей суммы 55,4 млрд евро в период с 2007 по 2013 год. [11] [12] [13]

Британские университеты получают непропорционально большую долю исследовательских грантов, присуждаемых ЕС. [14] Например, в 2013 году Великобритания получила больше конкурентоспособных исследовательских грантов (около 1000) от Европейского исследовательского совета (ERC), чем любая другая страна ЕС; 44% этих грантов достались негражданам, проживающим в Великобритании, что является наибольшим числом среди всех стран ЕС. Германия получила чуть более 600 грантов ERC. [7] [15] Это подняло вопросы о том, как на такое финансирование повлияет Брекзит.
В среднем британские университеты получали от ЕС около 11% своих доходов от исследований в 2014–2015 годах. Две трети (66%) поступили из государственных источников, 4% — из британских предприятий, 13% — из британских благотворительных организаций и 5% — из источников за пределами ЕС. [16] Доля ЕС может быть намного выше для ведущих исследовательских университетов. Например, в 2013 году Манчестерский университет успешно подал заявку на получение 23 миллионов фунтов стерлингов от Европейского фонда регионального развития для создания Национального института графена . Британский исследовательский отдел инженерных и физических наук предоставил еще 38 миллионов фунтов стерлингов. [17] [18] Манчестерский университет участвует в двух флагманских проектах, выбранных на сумму 1 миллиард евро в рамках программы «Будущее и новые технологии» Horizon 2020 , а именно: проект по графену и проект по созданию человеческого мозга. [19] Ректор Оксфордского университета Крис Паттен заявил в июле 2016 года, что университет получил около 40% своих доходов от исследований от правительства и что его «доходы от исследований, конечно, значительно упадут после того, как мы покинем ЕС, если правительство Брексита не будет гарантировать для покрытия дефицита». [20]
13 августа 2016 года канцлер Филип Хаммонд пообещал, что британские предприятия и университеты будут уверены в будущем финансировании, и посоветовал им продолжать подавать заявки на конкурентоспособные фонды ЕС, пока Великобритания остается членом ЕС. Он сказал, что все проекты структурных и инвестиционных фондов, включая агроэкологические схемы, подписанные до Осеннего заявления, будут полностью профинансированы и что Великобритания будет гарантировать платежи за финансирование исследовательских проектов, предоставленных ЕС университетам, участвующим в Horizon 2020, даже если конкретные проекты продолжались и после выхода Великобритании из ЕС. [21]
21 ноября 2016 года премьер-министр Тереза Мэй объявила об увеличении государственных инвестиций в исследования и разработки на сумму 2 миллиарда фунтов стерлингов в год к 2020 году и о создании нового Фонда промышленной стратегии для поддержки приоритетных технологий. [22]
23 февраля 2017 года министр бизнеса объявил об инвестициях в размере 229 миллионов фунтов стерлингов в исследования и разработки в рамках новой промышленной стратегии правительства, которая разрабатывается в консультации с группами заинтересованных сторон. Из этих инвестиций 126 миллионов фунтов стерлингов пойдут на создание Национального института графена мирового класса в Манчестерском университете ( графен был впервые выделен в этом университете в 2004 году), а 103 миллиона фунтов стерлингов — на создание нового центра выдающиеся достижения в области биологических и физических наук в Институте Розалинд Франклин в Оксфорде, что будет способствовать укреплению связей между академическими кругами и промышленностью. [23]
20 ноября 2017 года канцелярия премьер-министра и Министерство бизнеса, энергетики и промышленной стратегии опубликовали заявление, в котором объявили о выделении дополнительных 2,3 миллиарда фунтов стерлингов на исследования и разработки в 2021/2022 году, что увеличит государственные расходы в этом году до 12,5 фунтов стерлингов. миллиард. Правительство планирует работать с промышленностью над увеличением частных инвестиций с целью увеличения общих расходов на исследования на целых 80 миллиардов фунтов стерлингов к 2027 году, что эквивалентно 2,4% ВВП. [24] , к 2017 году Великобритания увеличила объем исследовательской деятельности до 1,67% ВВП По данным Статистического института ЮНЕСКО .
Национальная служба здравоохранения
[ редактировать ]Альянс здравоохранения Брексита был создан в июне 2017 года под председательством сэра Хью Тейлора «для защиты» интересов службы здравоохранения. 14 участвующих организаций охватывают всю Великобританию. [25]
Национальная служба здравоохранения «переживает худший сестринский кризис за последние 20 лет». Официальные данные, опубликованные в июне 2017 года, показывают, что менее чем за год количество медсестер из Европейского Союза, зарегистрировавшихся для практики в сфере здравоохранения, сократилось на 96%. Великобритания: 46 европейских медсестер приехали на работу в Великобританию в апреле 2017 года по сравнению с 1304 за месяц после референдума по Брекситу. [26]
По состоянию на февраль 2018 года 62 000 сотрудников Национальной службы здравоохранения (NHS) в Англии не являлись гражданами ЕС, что соответствует 5,6% всего персонала NHS. Для сравнения, этот показатель составляет 12,5% для небританских сотрудников Национальной службы здравоохранения в целом, включая сотрудников из Азии и Африки. Небританские граждане ЕС составляли почти 10% врачей в больницах и общественных службах здравоохранения Англии, чуть более 7% всех медсестер и 5% научного, терапевтического и технического персонала. Более одного из трех (36%) врачей больниц получили свою основную медицинскую квалификацию за пределами Великобритании: 20% в Азии и 9% в ЕС. Около 4% врачей общей практики имеют квалификацию в ЕС и 13% в Азии. [2]
Благодаря статусу Великобритании как государства-члена ЕС британские пенсионеры, вышедшие на пенсию в ЕС, имеют право на полное или частичное возмещение расходов на лечение со стороны Национальной службы здравоохранения по взаимному соглашению. В январе 2019 года Джереми Морган, представитель здравоохранения Великобритании в Европе, заявил, что «если не будет соглашения, британцы в Европе призывают Терезу Мэй и [министра здравоохранения] Мэтта Хэнкока гарантировать оплату в одностороннем порядке медицинского лечения пенсионеров в соответствии с S1». схема, пока она не будет заменена двусторонними соглашениями [со странами-членами ЕС]». [27]
Единый цифровой рынок
[ редактировать ]В мае 2015 года Европейская комиссия запустила свою стратегию единого цифрового рынка . [28] ЕС в настоящее время является крупнейшим экспортным рынком цифровых услуг Великобритании. После Брексита существует риск того, что британские поставщики услуг, такие как вещательные компании, платформы, предоставляющие контент по запросу, интернет-продажи и онлайн-финансовые услуги, могут потерять свои паспорта на рынки ЕС, поскольку поставщики услуг должны иметь штаб-квартиру в стране ЕС, чтобы получить доступ к этим рынкам. [29]
Британское участие в европейских институтах
[ редактировать ]Согласно исследованию европейской юридической фирмы Fieldfisher, проведенному в 2017 году, Великобритания ежегодно вносит 620 миллионов фунтов стерлингов в 67 европейских учреждений. В исследовании отмечается, что «после Брексита, вероятно, большую часть бюджета придется перенаправить на поддержку функций внутри Великобритании». Самая большая экономия будет получена за счет того, что Великобритании больше не придется вносить 470 миллионов фунтов стерлингов на текущие расходы 21 органа, включая Европейский парламент, дипломатическую службу ЕС (Европейскую службу внешних действий), Европейский совет, Европейский суд. и Европейское бюро по борьбе с мошенничеством. По оценкам группы регулирования Fieldfisher, британскому правительству «необходимо будет вносить около 35 миллионов фунтов стерлингов ежегодно для частичного финансирования нескольких агентств ЕС, с которыми Великобритании необходимо будет поддерживать стратегическое партнерство» после Брексита. Остальная часть (114 миллионов фунтов стерлингов ежегодно) необходимо инвестировать в британские аналоги или в новые специально созданные правительственные учреждения Великобритании, чтобы сохранить важные функции, которые ранее выполнялись от имени Великобритании агентствами ЕС. [30]
В разных странах ЕС расположены специализированные европейские агентства. Эти агентства могут нести ответственность за обеспечение соблюдения определенных режимов регулирования или за объединение знаний и обмен информацией. Примерами являются Европейское агентство по лекарственным средствам, базирующееся в Великобритании, Европейское химическое агентство, базирующееся в Финляндии, Европейское агентство по авиационной безопасности, базирующееся в Германии, Европейское космическое агентство, базирующееся во Франции, и Европейское агентство по безопасности пищевых продуктов, базирующееся в Италии. Есть также три европейских надзорных органа , которые отвечают за надзор в сфере финансовых услуг. Одна из трех базируется в Лондоне, Европейская банковская администрация .
В официальном документе, опубликованном Департаментом по выходу из ЕС в 2017 году, британское правительство заявило, что «в рамках переговоров о выходе правительство обсудит с ЕС и государствами-членами наш будущий статус и договоренности в отношении этих агентств». [1] Согласно этому официальному документу, на который ссылается исследование Fieldfisher, Великобритании необходимо будет поддерживать стратегическое партнерство с некоторыми агентствами ЕС. Сюда входят те агентства, «которые регулируют авиационную безопасность, поддерживают механизмы передачи электроэнергии и занимаются регулированием энергетики, защитой данных, оборонной политикой, полицейской деятельностью и подходами к безопасности и экологической политике». [30] Третья страна (то есть государство, не являющееся членом ЕС) может участвовать в определенных агентствах ЕС путем заключения международного соглашения с ЕС. Эти соглашения охватывают такие вопросы, как бюджетный вклад третьей страны и кадровое обеспечение. В своем блоге в июле 2016 года Мерейн Шамон из Гентского европейского юридического института написала, что «этот вариант позволит Великобритании выбирать, но процедура очень громоздка, и именно поэтому сегодня очень мало подобных соглашений с третьими государствами было заключено». заключил. Для Великобритании эти соглашения теоретически могли бы быть включены в соглашение по статье 50, но сомнительно, что это соглашение является подходящим инструментом для таких детальных договоренностей». [31]
В своей речи в особняке 2 марта 2018 года премьер-министр заявила, что «мы также хотим изучить вместе с ЕС условия, на которых Великобритания могла бы оставаться частью агентств ЕС, таких как те, которые имеют решающее значение для химической, лекарственной и аэрокосмической промышленности». отрасли: Европейское агентство по лекарственным средствам , Европейское химическое агентство и Европейское агентство по авиационной безопасности ». Далее она сказала, что «мы, конечно, признаем, что это будет означать соблюдение правил этих агентств и внесение соответствующего финансового вклада». Я хочу объяснить, какие, по моему мнению, преимущества такого подхода могут быть как для нас, так и для ЕС. Во-первых, ассоциированное членство в этих агентствах — единственный способ достичь нашей цели — обеспечить, чтобы эти продукты прошли только одну серию одобрений в одной стране. Во-вторых, эти агентства играют решающую роль в установлении и обеспечении соблюдения соответствующих правил. И если бы нам удалось договориться об ассоциированном членстве, мы смогли бы гарантировать, что сможем продолжать предоставлять свои технические знания. В-третьих, ассоциированное членство могло бы позволить британским фирмам решать определенные проблемы, связанные с агентствами, через суды Великобритании, а не через Европейский суд». [32]
Если Великобритания выйдет из единого рынка и Таможенного союза ЕС, что было ее заявленным намерением по состоянию на декабрь 2019 года, Великобритания может оказаться неспособной получить ассоциированное членство в ЕС. В своем проекте руководящих принципов ведения переговоров, опубликованном 7 марта 2018 года, Совет Европейского Союза заявил, что «Союз сохранит свою автономию в отношении принятия решений, что исключает участие Соединенного Королевства в качестве третьей страны по отношению к (так в оригинале) ЕС». Учреждения, агентства или органы». [33]
Европейский суд
[ редактировать ]Правительство заявило, что планирует выйти из Европейского суда . Премьер-министр Тереза Мэй недвусмысленно заявила на конференции Консервативной партии в октябре 2016 года, что «мы покидаем [ЕС] не только для того, чтобы вернуться под юрисдикцию Европейского суда . Этого не произойдет». [34]
Премьер-министр также пообещала ограничить свободное передвижение и указала, что будет добиваться доступа к единому рынку. Однако эти цели несовместимы с заявлениями ЕС о том, что как свободное передвижение, так и решения Европейского суда являются непреложными предпосылками для доступа к единому рынку. [35]
Единый патентный суд
[ редактировать ]Компании ЕС в настоящее время должны подавать заявки на патентную защиту во всех 28 государствах-членах. Ожидается, что единый патентный пакет, принятый 25 членами ЕС в 2013 году (всеми, кроме Хорватии, Италии и Испании), снизит процедурные сборы и затраты на перевод на 85%. Однако единый патентный пакет начнет применяться только после Соглашения о Едином патентном суде . вступления в силу [7] Для этого его должны ратифицировать 13 стран, включая Францию, Германию и Великобританию. [36]
К июню 2018 года соглашение ратифицировали 16 стран, в том числе Франция 14 марта 2014 года и Великобритания 26 апреля 2018 года, но не Германия, а это означает, что суд еще не вступил в силу. Объявляя о ратификации Единого патентного суда, британский министр интеллектуальной собственности Сэм Гима заявил, что «уникальный характер предлагаемого суда означает, что будущие отношения Великобритании с Единым патентным судом будут предметом переговоров с европейскими партнерами, поскольку мы покинуть ЕС». [37]
Некоторый [ который? ] Британские министры выразили обеспокоенность по поводу потенциальной потери инноваций и делового интереса в Великобритании, если Великобритания не станет частью Единого патентного суда после выхода из ЕС. Обычно члены нового патентного суда должны быть как членами ЕС, так и членами Европейского суда. Даже если Европейскую комиссию удастся убедить игнорировать требование о членстве в ЕС, Великобритании придется остаться членом Европейского суда (ECJ). Это происходит не потому, что патентный суд станет проводником законодательства ЕС в Великобританию, а потому, что патентному суду иногда придется обращаться к Европейскому суду по вопросам европейского права при оценке патентных дел, чтобы знать, какое определение принять. [38]
Британские судьи активно участвовали в разработке процедур Единого патентного суда. Когда было решено, что Единый патентный суд будет разделен на три отделения, премьер-министру Дэвиду Кэмерону «удалось добиться того, чтобы одно из них – которое будет выносить решения по фармацевтике и наукам о жизни – находилось в Лондоне». Великобритания заработала репутацию ключевого центра в этой области, и этот аргумент помог ей выиграть заявку на размещение Европейского агентства по лекарственным средствам . [38]
Европейское агентство лекарственных средств
[ редактировать ]Европейское агентство по лекарственным средствам , которое лицензирует новые лекарства, находится в Лондоне. Министр здравоохранения Джереми Хант заявил, что Великобритания покинет это агентство, поскольку оно подчиняется Европейскому суду . [39] Девятнадцать стран ЕС предложили разместить Агентство у себя. 20 ноября 2017 года после нескольких туров голосования был выбран город Амстердам в Нидерландах. Агентство должно переехать в Амстердам и начать там свою деятельность не позднее 30 марта 2019 года. [40]
В сентябре 2018 года Европейское агентство по лекарственным средствам приняло решение исключить Великобританию из всех текущих и будущих контрактов по оценке новых лекарств. Этот процесс авторизации является обязательным для всех лекарств, продаваемых в Европе. На Агентство по регулированию лекарственных средств и товаров медицинского назначения Великобритании в 2018 году приходилось примерно 20–30% всех оценок лекарств в ЕС, зарабатывая MHRA около 14 миллионов фунтов стерлингов в год. [41]
Европейское химическое агентство
[ редактировать ]Европейское химическое агентство (ECHA) находится в Хельсинки, Финляндия. Компания владеет и поддерживает самую полную в мире базу данных по химическим веществам. Регламент ЕС о регистрации, оценке, разрешении и ограничении использования химических веществ (REACH) требует от промышленности регистрировать информацию о безопасности веществ, которые они используют, в центральной базе данных ECHA. К 2018 году 13 620 европейских компаний зарегистрировали в ECHA около 90 000 химических веществ, которые были произведены или импортированы в ЕС и Европейскую экономическую зону . Когда несколько компаний производят одно и то же химическое вещество, регистрация в ECHA распределяется между ними [3].
Если бы Великобритания вышла из агентства, было бы сложно определить, кому принадлежат данные, которые британские компании до сих пор предоставили в ECHA. [42] В своей речи в особняке в марте 2018 года премьер-министр предположила, что Великобритания могла бы сохранить ассоциированное членство в ECHA, как только она станет третьей страной, но по состоянию на середину 2018 года не было ясно, будет ли такое предложение приемлемым для ЕС. . Даже если Великобритания останется в агентстве, британские производители химикатов смогут получить доступ на рынок ЕС после Брексита только в том случае, если они будут соблюдать REACH. Поскольку ЕС постоянно обновляет свои списки запрещенных и ограниченных химических веществ, режимы Великобритании и ЕС будут расходиться, если Великобритания не будет регулярно копировать решения ECHA по отдельным химическим веществам. Расхождение в регулировании обязывает британских производителей, желающих экспортировать химикаты в ЕС, соблюдать два набора правил, что добавляет бюрократическую волокиту и увеличивает затраты. [42]
Европейское агентство авиационной безопасности
[ редактировать ]Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) находится в Кельне, Германия. Сообщается, что в 2017 году правительство изучало возможность стать ассоциированным членом EASA, чтобы гарантировать, что Брексит не повлияет на международные рейсы из Великобритании. Статья 66 правил EASA устанавливает законный путь участия третьей страны в этом агентстве. Если Великобритания станет ассоциированным членом EASA, она продолжит вносить финансовый вклад в этот орган, но потеряет право голоса. В случае внутреннего спора по поводу применения правил безопасности юрисдикцией будут обладать суды Великобритании, но, согласно статье 50 тех же правил EASA, высшим арбитром решений EASA будет Европейский суд. [43]
Европейское оборонное агентство
[ редактировать ]Все члены ЕС (кроме Дании) входят в Европейское оборонное агентство , которое базируется в Брюсселе. Переговорщик ЕС по Брекситу Мишель Барнье написал в Твиттере в ноябре 2017 года, что «Великобритания больше не будет членом Европейского оборонного агентства или Европола». Великобритания больше не будет участвовать ни в принятии решений, ни в планировании наших инструментов обороны и безопасности». [4]
В декабре 2017 года Великобритания была одной из 25 стран ЕС, которые подписали Постоянное структурированное сотрудничество (PESCO) , новый оборонный пакт ЕС. [44] В июне 2018 года Великобритания была одной из девяти стран ЕС, которые запустили автономную Европейскую инициативу вмешательства, наряду с Бельгией, Данией, Эстонией, Францией, Германией, Нидерландами, Португалией и Испанией. Силы смогут развернуть войска вблизи границ Европы в случае кризиса. Министры обороны ЕС также договорились в июне 2018 года определить условия для участия третьих стран в проектах PESCO, которые также будут распространяться на Великобританию после ее выхода из блока. [45]
В июне 2017 года Европейская комиссия объявила, что разрабатывает совместную программу исследований в области инновационных оборонных продуктов и технологий на уровне ЕС, которая вступит в силу 1 января 2021 года, когда начнется следующая семилетняя рамочная программа ЕС по исследованиям. [46] В июне 2018 года Европейская комиссия предложила выделить Европейскому фонду обороны 13 миллиардов евро на период 2021-2027 годов, чтобы обеспечить возможность трансграничных инвестиций в новейшие совместимые технологии и оборудование в таких областях, как шифрованное программное обеспечение и технологии дронов. Из этой суммы 4,1 миллиарда евро пойдут на финансирование конкурентных и совместных исследовательских проектов, в основном за счет грантов, с участием как минимум трех участников из трех стран-членов ЕС. Помимо исследовательского компонента, 8,9 млрд евро будут доступны для совместного финансирования с государствами-членами затрат на разработку прототипа и последующих требований по сертификации и испытаниям. [47] В июне 2018 года французское агентство печати AFP процитировало представителя ЕС, заявившего, что «в настоящее время 80% исследований и разработок в Европейском Союзе проводятся на национальной основе». В результате получается 173 системы вооружений, которые несовместимы друг с другом. Мы не можем позволить, чтобы все продолжалось так». Другой чиновник ЕС заявил, что «страны, которые не являются членами ЕС и Европейской экономической зоны, не будут ассоциированы с Европейским фондом обороны, если с этой целью не будет заключено специальное соглашение». Программа предназначена для применения с 1 января 2021 года и, следовательно, для Союза, состоящего из 27 государств-членов». [48]
Евратом
[ редактировать ]Правительство заявило в своем официальном документе от февраля 2017 года, что применение статьи 50 для выхода из ЕС повлечет за собой выход из Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). [1] Хотя Евратом является независимым органом, он управляется такими органами ЕС, как Европейская комиссия , Европейский совет министров и Европейский суд . В официальном документе правительство подтвердило, что «ядерная отрасль по-прежнему имеет ключевое стратегическое значение для Великобритании, и выход из Евратома не влияет на нашу четкую цель — стремиться поддерживать тесные и эффективные механизмы гражданского ядерного сотрудничества, гарантий, безопасности и торговли с Европой». и наших международных партнеров. Более того, Великобритания является мировым лидером в области ядерных исследований и разработок, и у нас нет намерения снижать наши амбиции в этой важной области». [1]
В письме правительства от 29 марта 2017 года, уведомляющем Европейский совет о намерении Великобритании выйти из ЕС, премьер-министр Тереза Мэй объявила о «намерении Великобритании выйти из Европейского сообщества по атомной энергии». [49]
Флагманским проектом Евратома является Международный термоядерный экспериментальный реактор (ИТЭР). В проекте ИТЭР участвует консорциум, в состав которого входят Китай, ЕС, Индия, Япония, Республика Корея, Российская Федерация и США. В рамках проекта во Франции строится экспериментальный реактор, который будет работать на основе ядерного синтеза — технологии, которая производит мало загрязняющих веществ. ЕС финансирует свою 45% долю затрат на строительство ИТЭР (2,7 миллиарда евро в период 2014–2020 годов) через Многолетнюю финансовую структуру бюджета ЕС. «Ожидается, что в ходе предстоящих переговоров Европейская комиссия потребует долю Великобритании в этой сумме в качестве обязательства перед ЕС». [50]
В период с 2014 по 2018 год общий бюджет Евратома на исследования в рамках бюджета Horizon 2020 составляет 1,6 миллиарда евро, из которых около 728 миллионов евро было выделено на исследования в области ядерного синтеза. [51] Из этой суммы 424 миллиона евро было выделено EUROfusion, консорциуму университетов и национальных лабораторий, в первую очередь для исследований, связанных с ИТЭР. Еще 283 миллиона евро пойдут в Калхэмский центр термоядерной энергетики, национальную лабораторию Великобритании по исследованиям в области термоядерного синтеза. [50] [52] Центр Калхэма проводит крупнейший в мире эксперимент по магнитному синтезу Joint European Torus (JET) от имени своих европейских партнеров. Установки JET ежегодно используют около 350 европейских учёных в области термоядерного синтеза. [52] Годовой бюджет JET составляет около 69 миллионов евро. Великобритании Из них 87,5% предоставлено Европейской комиссией, а остальная часть — Исследовательским советом по инженерным и физическим наукам в рамках Договора о Евратоме . [52] [50]
Исследования – не единственное направление деятельности Евратома. Как говорится в официальном документе правительства по Брекситу, « Договор о Евратоме обеспечивает правовую основу для гражданского производства атомной энергии и обращения с радиоактивными отходами для членов Сообщества Евратом, которые все являются государствами-членами ЕС. Это включает в себя договоренности о ядерных гарантиях, безопасности, перемещении и торговле ядерными материалами как между членами Евратома, такими как Франция и Великобритания, так и между членами Евратома и третьими странами, такими как США. [1] В 2016 году около 21% электроэнергии Великобритании приходилось на атомную энергетику. Великобритания занимает второе место в ЕС после Франции по количеству действующих ядерных реакторов (15). [50]
В своем документе о сотрудничестве в области науки и инноваций от 2017 года о будущем партнерстве Великобритании с ЕС Департамент по выходу из ЕС заявляет, что «Великобритания надеется найти способ продолжить сотрудничество с ЕС в области ядерных исследований и разработок, включая Объединенный Европейский Тор». (JET) и Международного термоядерного экспериментального реактора (TER). [53]
Европейское космическое агентство
[ редактировать ]В Европейское космическое агентство (ЕКА) входят 22 государства-члена, и оно независимо от ЕС, даже если программы, как правило, получают выгоду от финансирования ЕС. Например, программа наблюдения Земли «Коперник» на 70% финансируется ЕС. Это вызвало обеспокоенность в британском космическом секторе относительно того, будут ли британские компании иметь право подавать тендеры на выгодные контракты ЕКА после Брексита. Великобритания стремится к тому, чтобы ее космический сектор увеличил свою долю на мировом рынке с 6,6% до 10% к 2030 году. Airbus Defence and Space в Стивенейдже построила Sentinel 5P, спутник для мониторинга загрязнения воздуха, который был запущен в Великобритании в октябре 2017 года в рамках программа «Коперник». Sentinel 5P является частью контракта стоимостью 45,5 миллионов евро, подписанного с ESA в 2011 году. [54] Правительство Великобритании заявило в своем будущем партнерском документе о сотрудничестве в области науки и инноваций, что оно желает продолжать полностью участвовать в программах «Коперник», «Галилей» и программы космического наблюдения и слежения после Брексита. [53] Третьи страны могут участвовать в программах ESA, но нынешние соглашения, как правило, охватывают доступ к данным и их использование, а не право подавать заявки на крупные промышленные контракты. [54]
В июне 2018 года большинство государств-членов ЕС встали на сторону Европейской комиссии, отклонив требования Великобритании оставаться полноправным партнером в разработке спутника Галилео, как только Великобритания станет третьей страной. Это означает, что британские компании не смогут участвовать в новом раунде контрактов, выдаваемых ЕС. Британский министр университетов и науки Сэм Гима отреагировал на это решение, заявив, что Великобритания готова «уйти» от проекта и разработать конкурирующий спутник. Великобритания требует, чтобы ЕС вернул 1 миллиард фунтов стерлингов, вложенный на данный момент Великобританией в Галилео. [55]
Центр мониторинга безопасности Галилео
[ редактировать ]В январе 2018 года Европейская комиссия объявила, что резервный центр мониторинга безопасности Galileo , европейской версии системы глобального позиционирования , будет перенесен из Великобритании в Испанию в рамках процесса Брексита. Первоначально центр был передан Лондону в 2010 году после конкурсных торгов. [56]
ЦЕРН
[ редактировать ]Европейская организация ядерных исследований (ЦЕРН) является независимой межправительственной организацией , подчиняющейся собственному договору. Таким образом, Брексит не повлияет на членство Великобритании в ЦЕРНе. Некоторые из государств-членов и ассоциированных членов ЦЕРН не являются членами ЕС, а штаб-квартира организации находится за пределами ЕС, в Швейцарии. Граждане Великобритании сохранят право работать в ЦЕРН, а британские предприятия сохранят право участвовать в тендерах на контракты ЦЕРН. [57]
Основная исследовательская программа ЦЕРН финансируется его государствами-членами, но ЦЕРН также получает гранты ЕС в рамках многолетних рамочных программ блока, включая Горизонт 2020. Государства-члены ЦЕРН, которые не входят в ЕС и не имеют особых соглашений с блоком, могут участвовать. участвуют в исследовательских проектах ЦЕРН-ЕС, но не имеют права на финансирование ЕС. Граждане Великобритании будут иметь право подавать заявки на стипендии ЕС Марии Склодовской-Кюри , если ЦЕРН будет получать финансирование по этой схеме. [57]
Общественное обсуждение до марта 2019 г.
[ редактировать ]Обеспокоенность по поводу будущей мобильности и международного научного сотрудничества
[ редактировать ]Ученые, выступающие за сохранение членства в ЕС, отмечают, что членство позволяет исследователям свободно перемещаться между государствами-членами и работать без ограничений. Сразу после всеобщих выборов в Великобритании в 2015 году ученые, выступающие за сохранение членства в ЕС, основали массовую кампанию « Ученые за ЕС» . [58] [59] [60] [61] [7] Группа ведущих британских ученых написала письмо в «Таймс» 22 мая 2015 года, в котором заявила, что «общественности недостаточно известно, что ЕС является благом для британской науки и инноваций». Свобода передвижения талантов и амбициозные программы ЕС по финансированию науки, которые поддерживают жизненно важное и комплексное международное сотрудничество, ставят Великобританию на лидирующие позиции в мире». Опрос Nature , проведенный в марте 2016 года, показал, что 83% британских ученых выступают за сохранение членства в ЕС. [62] После референдума 2016 года сотни ученых связались с учеными за ЕС, выразив обеспокоенность по поводу будущего научных исследований в Великобритании после Брексита , многие из которых заявили, что планируют покинуть Великобританию. [63] [64] [65] [66] [67]
Комментируя в 2016 году Курт Декетеларе , генеральный секретарь Лиги европейских исследовательских университетов в Левене, Бельгия, целью которой является влияние на политику в Европе и развитие передового опыта посредством взаимного обмена опытом, заявил, что потенциальная потеря мобильности и сотрудничества вызвало беспокойство у ученых по всей Европе, поскольку ученые хотели «работать с лучшими в своей области». Однако, по мнению Ангуса Далглиша , исследователя рака и ВИЧ из Лондонского университета Святого Георгия, который когда-то баллотировался на выборах в качестве члена Партии независимости Великобритании, выступающей за Брексит, университеты уже поддерживали успешное сотрудничество с странами, не входящими в ЕС, поэтому отказались от участия в выборах. не окажет «никакого негативного влияния на научное сотрудничество». [14]
18 ноября 2016 года комитет Палаты общин по науке и технологиям опубликовал отчет, в котором рекомендовал Департаменту по выходу из Европейского Союза назначить главного научного советника департамента, чтобы «помочь гарантировать, что влияние на науку и исследования различных моделей Брексита и возможности, которые они предоставляют, понимаются и приоритезируются в Департаменте». Комитет также рекомендовал повысить приверженность Великобритании исследованиям до 3% ВВП, цели, установленной Европейским Союзом в Лиссабонской стратегии в 2000 году и подтвержденной в Европе-2020 , «чтобы продемонстрировать решимость не только вести переговоры [sic] по пост- Отношения Брексита с ЕС полезны для науки, но также обеспечивают возможности для научного сотрудничества с рынками за пределами Европы». [68]
В пресс-релизе от 18 ноября 2016 года организация «Учёные за ЕС» приветствовала рекомендации доклада, но выразила сожаление по поводу того, что в нём исследовательское сотрудничество за пределами ЕС изображается как возможность Брексита. «Членство в ЕС никогда не ограничивало научное сотрудничество Великобритании за пределами ЕС», — говорится в пресс-релизе. «Скорее, членство в ЕС расширило глобальный охват Великобритании посредством ее ведущей в мире программы». Комментируя пресс-релиз, Мартин Юй, содиректор Центра комплексных геномных медицинских исследований в Манчестере, заявил, что «Брексит не расширит возможности сотрудничества за пределами ЕС, поскольку, будучи государством-членом ЕС, мы уже извлекаем выгоду из глобального рамки сотрудничества, разработанные ЕС на протяжении десятилетий. ЕС имеет соглашения по науке и технологиям с 20 странами (включая крупнейшие экономики) и готовит аналогичные соглашения с другими странами и региональными группами (например, со всей Африкой и Азиатско-Тихоокеанским регионом). ЕС развивает постоянную структуру научно-технологического сотрудничества со 180 странами. Все это должно быть заменено Великобританией за пределами ЕС». [69]
В своем отчете о Брексите, науке и инновациях за март 2018 года Специальный комитет Палаты общин по науке и технологиям рекомендовал правительству обратиться к Консультативному комитету по миграции с просьбой включить его выводы относительно иммиграционных мер, необходимых для поддержки науки и инноваций, в более широкое соглашение. с ЕС по науке и инновациям «к октябрю 2018 года… если пакт не будет согласован в конце 2018 года, это увеличит риски для сохранения и привлечения необходимых талантов, которые нужны нашему сектору науки и инноваций. [33]
Опасения по поводу будущего финансирования исследований
[ редактировать ]Расследование The Guardian, проведенное в июле 2016 года , показало, что некоторые британские исследователи подверглись дискриминации при финансировании и исследовательских проектах после результатов референдума. Газета сообщила, что европейские партнеры неохотно нанимали британских исследователей из-за неуверенности в финансировании. Он процитировал конфиденциальный опрос британских университетов Russell Group, группы из 24 учреждений, известных своими исследованиями и академическим превосходством; в одном случае «сотрудник проекта ЕС рекомендовал, чтобы ведущий исследователь исключил всех британских партнеров из консорциума, поскольку британская доля финансирования не могла быть гарантирована». [20] Неопределенность в отношении будущего финансирования проектов может навредить исследованиям и в других отношениях, предполагает тот же опрос. Ряд ответивших учреждений заявили, что некоторые исследователи не хотят продолжать заявки на получение средств ЕС из-за финансовой неизвестности, в то время как другие не хотят быть слабым звеном в консорциуме. Один университет заявил, что у него есть серьезные опасения по поводу своей способности нанимать научных сотрудников для текущих проектов. [20]
В феврале 2017 года ComUE (Консорциум университетов и учреждений) Университета Парижской Сены направил приглашение британским университетам подать заявку на выделение мест на территории после Брексита. Идея создания Международного кампуса Парижской Сены на окраине Парижа возникла еще в 2013 году, но в свете предстоящего выхода Великобритании из ЕС ComUE решил зарезервировать помещения и услуги для британских университетов, чтобы они могли проводить исследования высокого уровня и преподавательская деятельность на месте. Жан-Мишель Бланкер , декан и президент бизнес-школы ESSEC , член ComUE, сообщил Times Higher Education Supplement , что «это будет «беспроигрышная» ситуация для британских университетов, обеспокоенных потерей европейских возможностей финансирования и иностранных студентов». [70]
В уведомлении, опубликованном в исследовательском разделе Европейской комиссии 6 октября 2017 года, британские исследователи были проинформированы о том, что в случае отсутствия двустороннего соглашения, регулирующего механизмы научного сотрудничества после выхода Великобритании из ЕС в марте 2019 года, британские исследователи больше не будет иметь права на получение финансирования ЕС и будет вынужден покинуть существующие проекты. В заявлении о финансировании Horizon 2020 говорится следующее: «Если Соединенное Королевство выйдет из ЕС в течение периода гранта, не заключив соглашение с ЕС, гарантирующее, в частности, что британские заявители сохранят право на получение гранта ЕС, вы потеряете право на получение гранта ЕС. финансирования (продолжая, где это возможно, участвовать) или быть обязанным выйти из проекта на основании статьи 50 грантового соглашения». [71]
В своем отчете о Брексите, науке и инновациях за март 2018 года Специальный комитет Палаты общин по науке и технологиям напомнил, что Великобритании необходимо взять на себя обязательство к октябрю 2018 года внести свой вклад в следующую Рамочную программу ЕС по исследованиям и инновациям (2021-2027 годы). или рискует поставить под угрозу свою роль «научной сверхдержавы». [72] В отчете говорится, что «мы обеспокоены тем, что позиция правительства по умолчанию не заключается в том, что Великобритания будет участвовать в Рамочной программе 9. Хотя детали программы еще не согласованы, правительство должно четко заявить, что оно намерено участвовать». ... В частности, в своем ответе на этот отчет правительство должно четко заявить, что оно намерено обеспечить статус ассоциированной страны для Рамочной программы 9'. [33]
21 июля 2018 года недавно назначенный секретарь по Брекситу Доминик Рааб предположил, что Великобритания может не соблюдать соглашение о выходе, которое гарантирует продолжение финансирования программ ЕС до конца Horizon 2020 в декабре 2020 года посредством переходной договоренности. Согласно технической записке, опубликованной правительством в августе, в которой описываются вероятные последствия Брексита без сделки для участия Великобритании в Horizon 2020, британские учреждения больше не будут иметь право на три линии финансирования Horizon 2020 после 29 марта 2019 года: Европейский исследовательский совет (ERC), гранты Марии Склодовской-Кюри (MSCA) и инструмент SMEi (SMEi) для малых инновационных предприятий в сценарии Брексита без сделки. [73] Майк Голсуорси, соучредитель и директор организации «Учёные ЕС», назвал этот документ «огромным ударом». Он прокомментировал, что «эти три строки представляют 45% поступлений Великобритании на сегодняшний день от Horizon 2020. Если Великобритания в настоящее время выигрывает 1,283 миллиарда евро каждый год от Horizon 2020, то Брексит без сделки обойдется британским исследованиям в 577,35 миллиона евро (фунтов стерлингов). 520,7 миллиона) в год из-за упущенной возможности получить доступ к этим дорогостоящим грантам. Безусловно, наиболее важной из этих линий финансирования является ERC. Великобритания на сегодняшний день выиграла 4,73 миллиарда евро от Horizon 2020 в целом, из них 1,29 миллиарда евро. в виде грантов ERC, 0,7 миллиарда евро в виде грантов MSCA и 0,14 миллиарда евро в виде грантов инструментов для малого и среднего бизнеса». В случае Брекзита без сделки Британская компания по исследованиям и инновациям возьмет на себя финансирование проектов, которые в настоящее время получают выплаты от Европейской комиссии. Однако д-р Голсуорси отмечает, что это не позволит британским координаторам исследовательских проектов платить своим партнерам в странах ЕС, что вынудит британского партнера отказаться от любой координирующей роли. Великобритания координировала больше исследовательских проектов Horizon 2020, чем любая другая страна ЕС. [74]
Тим Хардман, управляющий директор Niche Science & Technology, заявил в январе 2019 года, что его компания планирует открыть офис в ЕС после Брексита. В его фирме работают 18 сотрудников, многие из которых являются учеными с докторскими степенями. Компания проводит клинические испытания и исследования медицинских препаратов на своей базе в Лондоне. Он сказал, что за последние 20 лет фирма выросла благодаря грантовому финансированию ЕС, «с потерей которого фирма смирилась». [75]
Опасения по поводу будущего доступа к рынку
[ редактировать ]После британского референдума в июне 2016 года Карлос Гон, генеральный директор японского производителя автомобилей Nissan, выразил сомнения относительно будущего компании в Великобритании, если страна покинет единый рынок. Получив письменные заверения от правительства, в октябре 2016 года Госн подтвердил, что линейки внедорожников Qashqai и X-Trail будут производиться на его заводе в Сандерленде, но добавил, что фирма захочет «переоценить ситуацию», как только будет заключена окончательная сделка по Брекситу. заключил. [76] 31 октября 2016 года министр бизнеса сообщил Палате общин, что правительство заверило Nissan, что оно продолжит свою давнюю программу поддержки конкурентоспособности автомобильного сектора, будет работать с автомобильным сектором, чтобы обеспечить возможность локализации большего количества участников цепочки поставок. в Великобританию и поддерживать твердую приверженность исследованиям и разработкам автомобилей со сверхнизким уровнем выбросов. Он также сказал, что в ходе переговоров о выходе из ЕС правительство обеспечит, чтобы торговля между Великобританией и государствами-членами ЕС была «свободной и необремененной». [76]
Будучи крупным чистым донором бюджета ЕС, Великобритания размещает в Бротоне один из заводов Airbus . Есть опасения, что Великобритания может потерять этот рычаг после Брексита. Airbus платит британским поставщикам около 4 миллиардов фунтов стерлингов в год и нанимает 15 000 человек непосредственно в Великобритании. Около 4000 из этих сотрудников проектируют крылья для самолетов Airbus в Филтоне в Бристоле. Еще 6000 рабочих ежегодно строят более 1000 крыльев в Бротоне во Флинтшире для коммерческих самолетов Airbus. В сентябре 2017 года Пол Эверитт, исполнительный директор ADS, торговой организации компаний британского аэрокосмического, оборонного, охранного и космического секторов, выразил обеспокоенность тем, что после Брексита «может произойти долгосрочная эрозия конкурентоспособности Великобритании и что крупные проекты не будут переданы Великобритании». [77] Если Великобритания не заключит двусторонние соглашения с третьими странами перед выходом из ЕС взамен соглашений, установленных ЕС с этими странами, или если эта область не будет охвачена соглашением о Брексите, британские авиаперевозчики не будут иметь права летать в третьи страны после 29 марта. 2019. [78]
AstraZeneca , одна из крупнейших фармацевтических компаний Великобритании, решила сделать приоритетным новое предприятие по выпуску серийных препаратов в Европе и, следовательно, приостановила дальнейшие инвестиции в свое предприятие в Маклсфилде в Великобритании. [ нужна ссылка ] GlaxoSmithKline , еще один крупный игрок медицинского рынка, сделала аналогичное публичное заявление: [ нужна ссылка ] что они построят пункты выпуска партий в Европе, поскольку это является требованием законодательства ЕС. [ нужна ссылка ] [ сомнительно – обсудить ] Реализация европейских лабораторий GSK займет не менее 18 месяцев. [79] - говорит Фил Томсон, старший вице-президент GSK по глобальным коммуникациям, и добавляет, что, по последним оценкам, дополнительные расходы GSK в случае жесткого Брексита составят от 60 до 70 миллионов фунтов стерлингов. [ нужна ссылка ] Старший исполнительный директор европейского подразделения японской фармацевтической компании Eisai Дэвид Джефферис заявляет, что они «не будут делать никаких новых инвестиций в Великобритании, пока не будет ясности». Цитату сообщает The Guardian. [ когда? ] [ где? ]
В январе 2019 года Dyson, британский дизайнер и производитель фенов и пылесосов, объявил о переносе штаб-квартиры компании в Сингапур, спустя несколько месяцев после того, как Сингапур заключил соглашение о свободной торговле с ЕС. В компании Dyson работает 12 000 сотрудников по всему миру, в том числе 4500 в Великобритании, где у компании есть подразделение исследований и разработок. Компания отрицала, что переносит свою штаб-квартиру в Сингапур по налоговым причинам или в связи с Брекситом. Основатель и генеральный директор сэр Джеймс Дайсон активно выступает за выход Великобритании из ЕС без соглашения. [80] [81] К концу 2018 года ряд крупных технологических компаний перенесли свои штаб-квартиры из Великобритании на континент, включая Sony и Panasonic. [75]
Опрос 1200 британских фирм, проведенный Институтом директоров в январе 2019 года , показал, что 16% фирм либо активировали планы переезда, либо планировали это сделать, а еще 13% фирм рассматривают возможность переезда, чтобы гарантировать постоянный доступ к Рынки ЕС после Брексита. Среди фирм-экспортеров эта доля выросла до двух третей. [75]
Потенциальное влияние тарифных барьеров на торговлю высокими технологиями
[ редактировать ]Чтобы обеспечить постоянный беспрепятственный доступ к внутреннему рынку ЕС , Великобритания могла бы решить остаться в Европейской экономической зоне (как Исландия и Норвегия) или заключить ряд двусторонних договоров с ЕС, охватывающих положения Единого рынка ( Швейцарский модель ), но это обязывает Великобританию соблюдать четыре фундаментальные свободы Европейского Союза, включая свободу передвижения внутри ЕС.
Если Великобритания выйдет из нынешнего Таможенного союза при выходе из блока, она больше не будет получать выгоду от преференциальных торговых соглашений ЕС с более чем 60 третьими странами, включая Канаду, Израиль, Японию, Мексику (соглашение пересмотрено в 2018 году). [82] ), Республика Корея, Сингапур, Швейцария и Турция. Согласно этому сценарию, Великобритании необходимо будет заключить собственные соглашения о свободной торговле со всеми этими странами в течение ряда лет. 22 мая 2018 года Европейская комиссия открыла переговоры по двусторонним соглашениям о свободной торговле с Австралией и Новой Зеландией. [83]
ЕС торгует еще с 24 странами на основе правил Всемирной торговой организации (ВТО), включая Соединенные Штаты Америки, Бразилию и Китай. [84] Если соглашение с ЕС не будет заключено, Великобритании придется вернуться к правилам ВТО в отношении тарифов после Брексита для торговли с ЕС и со странами, получающими выгоду от соглашений о свободной торговле с ЕС. Однако не существует условий по умолчанию, которые позволили бы Великобритании торговать по правилам ВТО сразу после выхода из ЕС, по словам Аннели Ховард, специалиста по законодательству ЕС и конкуренции в Monckton Chambers в Великобритании. Другие члены ВТО заблокировали Великобританию от возврата к существующим тарифам и беспошлинным квотам в соответствии с графиком ЕС, так что это не вариант. Таким образом, в случае отсутствия сделки Великобритании необходимо будет разработать собственный график для обеих услуг и каждой из более чем 5000 товарных линий, охватываемых соглашением ВТО, прежде чем добиться его согласия со всеми 163 государствами-членами ВТО; По состоянию на 27 января 2019 года 23 государства ВТО выдвинули возражения против проекта графика Великобритании. [85]
Потенциальное влияние нетарифных барьеров на торговлю высокими технологиями
[ редактировать ]В отчете Комитета Европейского Союза Палаты лордов за март 2017 года сделан вывод о том, что нетарифные барьеры после Брексита могут стать таким же серьезным барьером для торговли товарами, как и тарифы. В нем заявили, что как применение правил происхождения, так и действие двух отдельных нормативных стандартов — для внутреннего рынка и рынков ЕС — будет дорогостоящим для британского бизнеса. В докладе проанализированы несколько высокотехнологичных секторов. [86]
Том Уильямс, главный операционный директор подразделения коммерческих самолетов Airbus , в 2016 году предостерег от возведения барьеров на пути свободного перемещения людей и запчастей через его европейские объекты (в Бротоне, Тулузе и Гамбурге), поскольку британский завод является частью ЕС. цепочка создания стоимости. "Нам нужна ситуация не менее благоприятная, чем сейчас", - сказал он. «Когда я создаю комплект крыльев в Бротоне и отправляю их на (завод Airbus) в Тулузе, мне не нужны тысячи страниц документов и тарифов». [87]
Правила происхождения
[ редактировать ]Товары, ввозимые на территорию, не входящую в таможенный союз, должны соответствовать «правилам происхождения» — процедуре, определяющей место производства продукта и его компонентов, чтобы взимать правильную таможенную пошлину. В марте 2017 года комитет Европейского союза Палаты лордов отметил, что правила происхождения будут применяться к торговле после Брексита, независимо от того, заключила ли Великобритания соглашение о свободной торговле с ЕС или торговала с ЕС в соответствии с правилами Всемирной торговой организации. «Применение правил происхождения приведет к значительным дополнительным административным затратам и, следовательно, к затратам и задержкам для британского бизнеса», — говорится в отчете комитета. [86]
Стандарты и правила
[ редактировать ]В своем докладе Комитету Европейского Союза Палаты лордов Стив Эллиотт, главный исполнительный директор Ассоциации химической промышленности, подчеркнул важность правил ЕС по контролю за опасностями крупных аварий (COMAH) для химической промышленности и выразил мнение, что Уровень торговли между Великобританией и ЕС был таков, что «нам нужно было продолжать» соблюдать Регламент ЕС о регистрации, оценке, разрешении и ограничении использования химических веществ ( REACH ). [86]
Крис Хант, генеральный директор и секретарь Ассоциации нефтяной промышленности Великобритании, заявил, что, поскольку Европейский комитет по стандартизации открыт для стран, не являющихся членами ЕС, Брексит «не должен иметь никакого значения» для членства и влияния Великобритании. Что касается нефтеперерабатывающего сектора, г-н Хант заявил, что он «очень заинтересован в том, чтобы мы придерживались правил COMAH». Майкл Толен, директор по политике разведки и добычи нефти и газа Великобритании, заявил, что ЕС «не имеет прямых полномочий в отношении конкретной деятельности по добыче нефти и газа на шельфе», но что ЕС действительно влияет на добывающую отрасль посредством экологических стандартов и стандартов энергетического рынка. [86]
С помощью системы одобрения типа всего транспортного средства ЕС устанавливает стандарты для дорожных транспортных средств, которые позволяют автомобилям передвигаться или продаваться по территории ЕС без дальнейших проверок. Британское общество производителей и торговцев автомобилями сообщило комитету Палаты лордов, что «действительность существующих типовых утверждений, выданных Агентством по сертификации транспортных средств после выхода Великобритании из ЕС», требует «срочного юридического разъяснения». [86]
Г-н Пол Эверитт, главный исполнительный директор группы аэрокосмического и оборонного секторов, сообщил комитету, что именно через Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) «мы получаем доступ ко всем нашим основным рынкам, будь то США, Китай, Япония или другое место». По этой причине продолжение членства в EASA было «нашей просьбой номер один к правительству Великобритании». [86]
В секторе продуктов питания и напитков Agra Europe отметила, что в таких областях, как маркировка продуктов питания и остатки пестицидов, «любое существенное отклонение от стандартов ЕС в этих областях может сделать британские товары незаконными на рынке ЕС». [86]
В марте 2017 года комитет Европейского союза Палаты лордов услышал, что в фармацевтической промышленности стандарты Великобритании должны быть признаны ЕС эквивалентными в качестве предварительного условия для продолжения торговли с ЕС. Более того, гармонизация нормативных требований и соответствие общим требованиям к маркировке приведет к увеличению затрат на производство британских фармацевтических препаратов. [86]
Профессор сэр Майкл Роулинз , председатель Агентства по регулированию лекарственных средств и товаров медицинского назначения (MHRA), британского органа, который возьмет на себя функции Европейского агентства по лекарственным средствам , заявил Палате лордов в январе 2017 года, что «одним из самых больших беспокойств» он был по поводу Создание независимого регулятора в Британии после Брексита означало, что Великобритания окажется «в конце очереди» за новыми лекарствами. Профессор Пол Уоркман , президент Британского института исследования рака , выразил аналогичную обеспокоенность. По его словам, поскольку фармацевтические компании в первую очередь добиваются одобрения регулирующих органов на новые лекарства на крупнейших рынках, эти компании будут обращаться к Великобритании только после Европейского Союза, Соединенных Штатов Америки и Японии. По его оценкам, это может означать задержку на два года с тем, чтобы новые лекарства стали доступны британским пациентам. [39] Тим Хардман, управляющий директор компании Niche Science & Technology, которая проводит клинические испытания и исследования медицинских препаратов на своей базе в Лондоне, в январе 2019 года прокомментировал, что «Британия находится в авангарде разработки правил ЕС». Теперь мы будем захолустьем, не имеющим никакого влияния». [75]
См. также
[ редактировать ]- Право Европейского Союза
- Переговоры Великобритании по Брекситу
- Программа Коменского
- Научное сотрудничество Европейского Союза за пределами блока
- Научная мобильность и ЕС
- Доклад ЮНЕСКО по науке
Источники
[ редактировать ] В эту статью включен текст из бесплатного контента . Лицензия CC-BY-SA IGO 3.0. Текст взят из «Доклада ЮНЕСКО по науке: на пути к 2030 году» , ЮНЕСКО, Издательство ЮНЕСКО.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Белая книга (февраль 2017 г.) Выход Соединенного Королевства из Европейского Союза и новое партнерство с ним , Cm 9417 [1]
- ^ «Консолидированная версия Договора о Европейском Союзе» . Проверено 29 апреля 2017 г. - из Wikisource.
- ^ «Консолидированная версия Договора о Европейском Союзе» . Проверено 29 апреля 2017 г. - из Wikisource.
- ^ Соэте, Люк; Шнееганс, Сьюзен; Эрокал, Дениз; Ангатевар, Баскаран; Расия, Раджа (2015). Мир в поисках эффективной стратегии роста: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 году . Париж: ЮНЕСКО. стр. 32–33. ISBN 978-92-3-100129-1 .
- ^ Хенли, Джон; Кирхгесснер, Стефани; Ольтерманн, Филип (25 сентября 2016 г.). «Из-за опасений Брексита 15% преподавателей британских университетов могут уйти, предупреждает группа» . Хранитель . Проверено 22 февраля 2017 г.
- ^ Ценность международного персонала в университетах Russell Group. Краткий обзор политики (PDF) . Рассел Групп. Июнь 2017.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Холландерс, Хьюго; Канерва, Минна (9 ноября 2015 г.). Европейский Союз: В: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 году (PDF) . Париж: ЮНЕСКО. п.п. 262, 268–269. ISBN 978-92-3-100129-1 .
- ^ Королевское общество; Академия медицинских наук; Британская академия; Королевская инженерная академия (2015). Построение более сильного будущего: исследования, инновации и рост . Лондон: Королевское общество.
- ^ «Вполне вероятно, что Великобритания пожелает остаться ассоциированным членом Европейского исследовательского пространства, как Норвегия и Исландия, чтобы продолжить участие в рамочных программах ЕС». Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 году (PDF) . Париж: Издательство ЮНЕСКО. 2015. с. 269. ИСБН 978-92-3-100129-1 .
- ^ Казначейство Ее Величества (13 августа 2016 г.). «Канцлер Филип Хаммонд гарантирует финансирование ЕС после даты выхода Великобритании из ЕС» . Правительство Великобритании .
- ^ Седьмой отчет о мониторинге FP7 2013 . Брюссель: Европейская комиссия. 2015.
- ^ Данные о политике сплочения . Европейская комиссия. 2015.
- ^ Исследования Великобритании и Европейский Союз: роль ЕС в финансировании исследований Великобритании (PDF) . Лондон: Королевское общество. 2016. стр. Рисунок 4, с. 12.
- ^ Jump up to: а б Кресси, Дэниел (2016). «Ученые всей Европы присоединяются к дебатам о Брексите» . Природа . 530 (7588): 15. Бибкод : 2016Natur.530...15C . дои : 10.1038/530015а . ПМИД 26842034 .
- ^ Европейский исследовательский совет (2014). Годовой отчет о деятельности и достижениях ERC, 2013 г. Люксембург: Издательское бюро Европейского Союза.
- ^ Объяснение финансирования университета (PDF) . Лондон: Университеты Великобритании. Июль 2016.
- ^ Национальный институт графена. «Дом графена: инвестиции в графен» .
- ^ «Огромное увеличение финансирования Института графена» . Пресс-релиз Манчестерского университета . 13 марта 2013 года . Проверено 13 марта 2017 г. .
- ^ «Манчестер лидирует в исследовательских проектах стоимостью 1 млрд евро» . Пресс-релиз Манчестерского университета . 28 января 2013 года . Проверено 13 марта 2017 г. .
- ^ Jump up to: а б с Образец, Ян (12 июля 2016 г.). «Британские ученые отказались от проектов ЕС из-за опасений по поводу финансирования после Брексита» . Хранитель .
- ^ Казначейство Ее Величества (13 августа 2016 г.). «Канцлер Филип Хаммонд гарантирует финансирование ЕС после даты выхода Великобритании из ЕС» . Правительство Великобритании .
- ^ Мэй, Тереза (21 ноября 2016 г.). «Стенограмма выступления премьер-министра Терезы Мэй на ежегодной конференции CBI, в которой излагается ее видение британского бизнеса, включая современную промышленную стратегию» . Правительство Великобритании . Проверено 22 февраля 2017 г.
- ^ Кларк, Грег (23 февраля 2017 г.). «Инвестиции в промышленную стратегию в размере 229 миллионов фунтов стерлингов в науку, исследования и инновации» . Пресс-релиз . Министерство деловой энергетики и промышленной стратегии Великобритании . Проверено 7 марта 2017 г.
- ^ «Правительство объявляет об увеличении расходов Великобритании на исследования и разработки» . Инженер . 20 ноября 2017 г.
- ^ «Новый альянс здравоохранения формируется для «защиты» Национальной службы здравоохранения на переговорах по Брекситу» . Руководитель здравоохранения. 14 июня 2017 г. Проверено 14 июля 2017 г.
- ^ Доннелли, Лаура (12 июня 2017 г.). «Количество медсестер из ЕС, приезжающих в Великобританию, упало на 96 процентов после голосования по Брекситу» . Телеграф .
- ^ О'Кэрролл, Лиза (31 января 2019 г.). «Британцы, живущие в Великобритании, призывают Терезу Мэй обеспечить здравоохранение пенсионерам» . Хранитель .
- ^ Европейская комиссия (2017). «Максимальное использование цифровых возможностей в Европе: информационный бюллетень среднесрочного обзора» . Европейская комиссия .
- ^ Харкорт, Элисон (3 декабря 2018 г.). «Сигналы бедствия: как Брексит влияет на единый цифровой рынок» . Лондонская школа экономики и политических наук .
- ^ Jump up to: а б «Институты ЕС после Брексита, поскольку правительство Великобритании собирается взять под свой контроль 470 миллионов фунтов стерлингов ежегодно» . Филдфишер . 2 декабря 2017 года . Проверено 3 декабря 2017 г.
- ^ Миллер, Вон (28 апреля 2017 г.). Агентства ЕС и варианты после Брексита (PDF) . Лондон: Информационный документ библиотеки Палаты общин, номер 7957.
- ^ Мэй, Тереза (2 марта 2018 г.). «Речь премьер-министра о нашем будущем экономическом партнерстве с Европейским Союзом» . Канцелярия премьер-министра .
- ^ Jump up to: а б с Специальный комитет Палаты общин по науке и технологиям (2018 г.). Брексит, наука и инновации (PDF) . Лондон: Британский парламент.
- ^ Мэй, Тереза (5 октября 2016 г.). «Премьер-министр: добро, которое может сделать правительство» . Британская консервативная партия .
- ^ Трил, Люк (2 ноября 2016 г.). «В поисках лекарства: получить лучшую сделку по Брекситу для британских наук о жизни» (PDF) . Проекты государственной политики . Проверено 4 августа 2018 г.
- ^ Офис, Европейский патент. «Единый патент и Единый патентный суд» . Проверено 29 апреля 2017 г.
- ^ Гима, Сэм (11 июня 2018 г.). «Великобритания ратифицировала единое соглашение о патентном суде» . Ведомство интеллектуальной собственности британского правительства .
- ^ Jump up to: а б Дант, Ян (28 февраля 2017 г.). «Патентное право: новое поле битвы Терезы Мэй за Брексит» . Блог доступен на Politics.Co.Uk .
- ^ Jump up to: а б Джонстон, Ян (февраль 2017 г.). «Брексит: люди будут умирать из-за планов создать единственный в Великобритании регулятор по лекарственным средствам, предупреждает специалист по онкологическим заболеваниям» . Независимый .
- ^ «EMA переезжает в Амстердам, Нидерланды» . Европейское агентство по лекарственным средствам . 20 ноября 2017 года . Проверено 1 декабря 2017 г.
- ^ О'Кэрролл, Лиза; Девлин, Ханна (2 сентября 2018 г.). «Британия теряет контракты на лекарства, поскольку ЕС ожидает Брексита» . Хранитель . Проверено 4 сентября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Рандерсон, Джеймс; Херви, Джинджер (11 июня 2018 г.). «12 вишен Брексита, которые Великобритания хочет собрать» . Политическая Европа . Проверено 11 июня 2018 г.
- ^ Ислам, Фейсал (1 декабря 2017 г.). «Правительство останется в органе воздушной безопасности ЕС, несмотря на размытие красной линии Брексита» . Небесные новости . Проверено 5 января 2018 г.
- ^ Баригацци, Якопо (14 декабря 2017 г.). «Новый оборонный пакт: кто что делает» . Politico.eu . Проверено 26 июня 2018 г.
- ^ Салам, Ясмин (25 июня 2018 г.). «Девять государств ЕС, включая Великобританию, подписали соглашение о создании совместных сил военного вмешательства» . Politico.eu .
- ^ «Запуск Европейского фонда обороны» (PDF) . Европейская комиссия . 7 июня 2017 года . Проверено 26 июня 2018 г.
- ^ «Бюджет ЕС: усиление роли ЕС как поставщика безопасности и обороны» . Европейская комиссия . 13 июня 2018 года . Проверено 26 июня 2018 г.
- ^ «ЕС собирается лишить Великобританию и США доступа к оборонному фонду» . Агентство Франс Пресс . 12 июня 2018 года . Проверено 26 июня 2018 г.
- ^ Мэй, Тереза (29 марта 2017 г.). «Письмо, уведомляющее Европейский совет о намерении Великобритании выйти из Европейского Союза» (PDF) . Европейский совет .
- ^ Jump up to: а б с д Нано, Энрико; Тальяпьетра, Симона (21 февраля 2017 г.). «Брекзит становится ядерным: последствия выхода из Евратома» .
- ^ Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 году (PDF) . Париж: ЮНЕСКО. 2015. С. 247, таблица 9.8. ISBN 978-92-3-100129-1 .
- ^ Jump up to: а б с «ДжЕТ» . Калхэмский центр термоядерной энергетики . Архивировано из оригинала 7 июля 2016 года . Проверено 22 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Сотрудничество в области науки и инноваций: документ о будущем партнерстве (PDF) . Лондон: Департамент по выходу из Европейского Союза. 2017.
- ^ Jump up to: а б Пултарова, Тереза (16 октября 2017 г.). «Великобритания надеется продолжить участие в программе Коперника после Брексита» . Космические новости . Проверено 3 января 2018 г.
- ^ Боффи, Дэниел (14 июня 2018 г.). «Спор в сфере безопасности по поводу проекта спутника ЕС Галилео, поскольку Британия закрыта» . Хранитель . Проверено 14 июня 2018 г.
- ^ Стоун, Джон (17 января 2018 г.). «Брексит: ЕС переносит установку спутниковой системы Galileo из Великобритании в Испанию» . Независимый .
- ^ Jump up to: а б Джанотти, Фабиола (28 июля 2016 г.). «Заявление о референдуме Великобритании по ЕС» . Бюллетень ЦЕРН .
- ^ «Кто мы» . сайт scienceforeu.uk . Ученые для ЕС . Проверено 12 июля 2018 г.
- ^ Чаффин, Джошуа (9 декабря 2016 г.). «Британские еврофилы раскололись на десятки массовых движений» . Файнэншл Таймс . Проверено 12 июля 2018 г.
...Ученые за ЕС стали чемпионами в социальных сетях... У организации "Ученые за ЕС" более 173 000 подписчиков в Facebook.
- ^ Лински, Дориан (28 апреля 2018 г.). « Это еще не дело»: внутри битвы за то, чтобы остановить Брексит» . Хранитель . Проверено 12 июля 2018 г.
- ^ Мейсон, Ровена (1 февраля 2018 г.). «Группы, выступающие против жесткого Брексита, объединяют силы под руководством Чука Умунны» . Хранитель . Проверено 12 июля 2018 г.
- ^ Кресси, Дэниел (2016). «Ученые говорят «нет» выходу Великобритании из Европы в опросе Nature» . Природа . 531 (7596): 559. Бибкод : 2016Natur.531..559C . дои : 10.1038/531559а . ПМИД 27029257 .
- ^ Вулкок, Никола (15 октября 2016 г.). «Началась утечка мозгов… и она стоит миллионы, предупреждают ученые» . Таймс . Проверено 3 августа 2018 г.
- ^ Джонстон, Ян (12 июля 2016 г.). «Расизм, ксенофобия и антиинтеллектуальность: ученые угрожают покинуть Британию после Брексита» . Независимый . Проверено 30 июля 2018 г.
- ^ Хаттон, Уилл (16 июля 2016 г.). «Почему Брекзит может стать смертельным экспериментом для науки» . Проверено 31 июля 2018 г.
- ^ Куксон, Клайв (9 августа 2016 г.). «Брифинг по Брекситу: ученые ощущают эффект» . Файнэншл Таймс . Проверено 1 августа 2018 г.
- ^ Гросс, Майкл (2016). «Разгневанные избиратели могут повернуть время вспять» . Современная биология . 26 (15): Р689–Р692. Бибкод : 2016CBio...26.R689G . дои : 10.1016/j.cub.2016.07.056 . ISSN 0960-9822 .
- ^ Комитет Палаты общин по науке и технологиям (18 ноября 2016 г.). «Выход из ЕС: последствия и возможности для науки и исследований» (PDF) . Проверено 6 марта 2017 г.
- ^ Пресс-релиз (18 ноября 2016 г.). «Ученые ЕС отвечают на доклад Комитета по науке и технологиям Палаты общин: Выход из ЕС: последствия и возможности для науки и исследований » . Ученые для ЕС . Проверено 6 марта 2017 г.
- ^ Элмс, Джон (16 февраля 2017 г.). «Брексит: британские университеты приглашены обосноваться во Франции» . Приложение Times о высшем образовании . Проверено 4 апреля 2017 г.
- ^ «Интернет-руководство по порталу участников H2020» . ec.europa.eu . Европейская комиссия . 6 октября 2017 г. Проверено 12 июля 2018 г.
- ^ О'Кэрролл, Лиза (21 марта 2018 г.). «После Брексита статус Великобритании как научной сверхдержавы окажется под угрозой, - говорят депутаты» . Хранитель . Проверено 22 марта 2018 г.
- ^ Министерство бизнеса, энергетики и промышленной стратегии Великобритании (23 августа 2018 г.). «Руководство по финансированию Horizon 2020 в случае отсутствия соглашения по Брекситу» . Правительство Великобритании . Проверено 29 августа 2018 г. .
- ^ Голсуорси, Майк (29 августа 2018 г.). «Брекзит без соглашения предаст британскую науку» . Хранитель . Проверено 29 августа 2018 г. .
- ^ Jump up to: а б с д Инман, Филип (1 февраля 2019 г.). «Каждая третья британская фирма планирует перенести Брексит без соглашения, - сообщает IoD» . Хранитель .
- ^ Jump up to: а б Грайс, Эндрю; Уоттс, Джо (20 января 2017 г.). «Брексит: правительство не предложило Nissan денег за то, чтобы он остался в Великобритании» . Независимый . Проверено 7 марта 2017 г.
- ^ Уэст, Карл (3 сентября 2017 г.). «Аэрокосмический сектор Великобритании может быть обесценен после Брексита» . Хранитель . Проверено 5 января 2018 г.
- ^ Боффи, Дэниел (10 января 2018 г.). «Что будет означать сценарий Брексита без соглашения для ключевых отраслей Великобритании» . Хранитель . Проверено 10 января 2018 г.
- ^ Polymermedics - Машина для литья пластмасс под давлением - Как Брексит повлияет на медицинскую промышленность https://polymermedics.com/blog/guide/how-brexit-will-affect-the-medical-industry/
- ^ Нит, Руперт (22 января 2019 г.). «Дайсон перенесет штаб-квартиру в Сингапур» . Хранитель . Проверено 23 января 2019 г.
- ^ Даллисон, Пол (22 января 2019 г.). «Сторонник Брексита Джеймс Дайсон перенесет штаб-квартиру в Сингапур» . Политик .
- ^ «Торговое соглашение между ЕС и Мексикой» . Европейская комиссия . 18 июня 2018 г.
- ^ «Торговое соглашение между ЕС и Австралией» . Европейская комиссия . 18 июня 2018 г.
- ^ Берджес, Салмон (8 ноября 2017 г.). «Торговля Великобритании с миром после Брексита» . Лексология .
- ^ Хилл, Амелия (27 января 2019 г.). «Великобритания не может просто торговать на условиях ВТО после Брекзита без соглашения, - говорят эксперты» . Хранитель . Проверено 28 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Брексит: торговля товарами . Лондон: Комитет Европейского Союза Палаты лордов. 14 марта 2017 г.
Эта статья содержит цитаты из этого источника, который доступен по лицензии Open Government License v3.0 . © Авторские права Короны.
- ^ Раддик, Грэм (12 июля 2016 г.). «Airbus и Rolls-Royce заявляют, что Великобритания должна быстро заключить выгодные торговые соглашения с ЕС» . Проверено 5 января 2018 г.