Европейское исследовательское пространство
Европейское исследовательское пространство ( ERA ) — это система программ научных исследований, объединяющая научные ресурсы Европейского Союза (ЕС). С момента своего создания в 2000 году эта структура была сосредоточена на европейском сотрудничестве в области медицинских, экологических, промышленных и социально-экономических исследований. ERA можно сравнить с исследовательским и инновационным эквивалентом европейского « общего рынка » товаров и услуг. Его цель – повысить конкурентоспособность европейских исследовательских институтов путем объединения их и поощрения более инклюзивного образа работы, аналогичного тому, что уже существует среди институтов Северной Америки и Японии . Увеличение мобильности работников умственного труда и углубление многостороннего сотрудничества между исследовательскими институтами стран-членов Европейского Союза являются центральными целями ERA.
Раздел 1 статьи 179 Договора о функционировании Европейского Союза гласит следующее:
Целью Союза является укрепление своей научной и технологической базы путем создания европейского исследовательского пространства, в котором свободно циркулируют исследователи, научные знания и технологии, а также стимулирование его стать более конкурентоспособным, в том числе в своей отрасли, одновременно продвигая всю исследовательскую деятельность, считающуюся необходимо в силу других глав Договоров.
История
[ редактировать ]Создание Европейской исследовательской зоны (ERA) было предложено Европейской комиссией в ее сообщении « На пути к европейскому исследовательскому пространству» от января 2000 года. [1] Цель создания ERA была одобрена ЕС вскоре после этого на Лиссабонском Европейском совете в марте 2000 года. [ нужна ссылка ]
В 2002 году Европейский совет Барселоны поставил цель, чтобы интенсивность инвестиций в НИОКР ЕС приближалась к 3% ВВП. [2] Впоследствии Комиссия предложила обширный план действий по увеличению и совершенствованию расходов на НИОКР в Европе, и все государства-члены установили национальные целевые показатели инвестиций в НИОКР, связанные с общей целью 3%. [ нужна ссылка ]
Координация политики в ERA рассматривалась Весенним Европейским Советом в марте 2003 г. посредством «открытого метода координации», введенного Лиссабонским Европейским Советом в 2000 г., когда он согласился применять OMC для политики, связанной с инвестициями в исследования, а также что касается человеческих ресурсов и мобильности исследователей. [3]
В 2006 году ЕС принял широкую инновационную стратегию, направленную на улучшение рамочных условий для исследований и инноваций. В этом контексте, например, в ноябре 2006 года была принята модернизированная структура Сообщества по государственной помощи исследованиям и инновациям, а также были предприняты инициативы по поддержке появления европейских «ведущих рынков» в перспективных наукоемких секторах. [ нужна ссылка ]
Были предприняты инициативы по улучшению координации исследовательской деятельности и программ. К ним относятся Европейские технологические платформы, посредством которых промышленность и другие заинтересованные стороны разрабатывают общие долгосрочные видения и стратегические программы исследований в областях, представляющих интерес для бизнеса, а также восходящая схема ERA-Net, которая поддерживает координацию национальных и региональных программ. [ нужна ссылка ]
Рамочные программы исследований ЕС были специально разработаны для поддержки создания ERA. Новые инициативы, запущенные в связи с 7-й Рамочной программой (2007-2013 гг.), такие как Европейский исследовательский совет , оказывают важное влияние на европейский исследовательский ландшафт. Европейский институт инноваций и технологий также должен сыграть существенную роль в создании «сообществ знаний и инноваций» мирового уровня. [ нужна ссылка ]
Политика сплочения ЕС и ее финансовые инструменты – Структурные фонды – отдают приоритет развитию исследовательского и инновационного потенциала, особенно в менее развитых регионах. Вместе с приоритетом, отдаваемым во внутренней политике большинства государств-членов, это может помочь всей Европе принять участие в Европейском исследовательском пространстве и получить от него полную выгоду. [ нужна ссылка ]
Для содействия координации между национальными организациями, финансирующими исследования, были разработаны инструменты государственно-государственного партнерства, такие как инициативы по совместному программированию, схема ERA-NET и инициативы по статье 185. Это привело к созданию сетей и началу транснациональных совместных конкурсов исследовательских проектов. В 2017 году более 100 стран приняли участие примерно в 90 активных исследовательских сетях P2P. [4]
Комиссия решила придать новый импульс строительству ERA в 2007 году. Она опубликовала «Зеленую книгу» по ERA, призывающую положить конец фрагментации европейского исследовательского ландшафта. [5] Широкие общественные консультации подтвердили основные направления политики, изложенные в «Зеленой книге». [6]
После этого в 2008 году государства-члены и Комиссия начали новое политическое партнерство, названное «Люблянский процесс», чтобы преодолеть фрагментацию и построить сильную ЭРА. [7] Конечная цель Люблянского процесса заключалась в установлении «фундаментальной роли ERA как основной опоры для достижения Лиссабонских целей и двигателя повышения конкурентоспособности Европы». Принятие Советом 2 декабря 2008 года «Видения Европейского исследовательского пространства до 2020 года» знаменует собой ключевую веху в Люблянском процессе. [ нужна ссылка ]
В своей Резолюции от 7 декабря 2009 г. об улучшении управления ERA Совет предложил Комиссии продолжать и далее развивать систематические и структурированные консультации с государствами-членами и другими соответствующими заинтересованными сторонами прозрачным образом и начал процесс переопределения миссии CREST. [ нужна ссылка ]
Параллельно, следуя предложениям Комиссии, государства-члены запустили «партнерские» инициативы по расширению сотрудничества в пяти областях: карьера, условия труда и мобильность исследователей; совместная разработка и реализация исследовательских программ; создание европейской исследовательской инфраструктуры мирового класса; передача знаний и сотрудничество между государственными исследованиями и промышленностью, а также международное сотрудничество в области науки и техники. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Лиссабонская стратегия
- Болонский процесс
- Рамочные программы исследований и технологических разработок
- Шестая рамочная программа
- Седьмая рамочная программа
- Генеральный директорат Объединенного исследовательского центра
- Главное управление исследований
- ЕвроСайенс
- Европейский исследовательский совет (ERC)
- Европейская сетевая инициатива (EGI)
- Европейский технологический институт (EIT)
- Европейский консультативный совет по исследованиям (EURAB)
- Европейский совет прикладных наук и техники (Euro-CASE)
- Европейская сеть инфраструктур клинических исследований (ECRIN)
- Европейское пространство высшего образования (EHEA)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ На пути к европейскому исследовательскому пространству , Комиссия Европейских сообществ, 18 января 2000 г.
- ^ Заключения председательства (PDF) , Европейский совет Барселоны, 15–16 марта 2002 г.
- ^ «Метод координации» . Архивировано из оригинала 5 июля 2010 г.
- ^ «Партнерство — ЭРА-LEARN» . www.era-learn.eu . Проверено 30 июля 2024 г.
- ^ Зеленая книга Европейской комиссии ERA (PDF) , заархивировано из оригинала (PDF) 26 декабря 2010 г.
- ^ «Исследования и инновации – Европейская комиссия» (PDF) . Commission.europa.eu . Архивировано из оригинала 27 декабря 2010 г. Проверено 30 июля 2024 г.
- ^ «Люблянский процесс» . Архивировано из оригинала 5 июля 2010 г.