Наука и технологии в Танзании
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Наука и технологии в Танзании описывает события и тенденции в сфере высшего образования, науки, технологий, инновационной политики и управления в Объединенной Республике Танзания с начала века.
Социально-экономический контекст
[ редактировать ]
Танзания является многопартийной парламентской демократией с начала 1990-х годов. Как и в большинстве стран Африки, растущая задолженность и падение цен на сырье вынудили страну принять серию программ структурной перестройки, предложенных Международным валютным фондом в период с 1986 по начало 2000-х годов. Плохие экономические показатели страны в этот период привели к постепенному отказу от неолиберализма. Экономические показатели впоследствии улучшились: в период с 2001 по 2014 год рост составлял в среднем 6,0–7,8% в год. Хотя донорское финансирование все еще остается высоким, в период с 2007 по 2012 год оно существенно сократилось. Поскольку экономика становится менее зависимой от донорского финансирования, она может постепенно диверсифицироваться. [1]
Впечатляющий рост с 2001 года не изменил существенно структуру экономики страны к 2015 году. На сельское хозяйство приходилось 34% ВВП в 2013 году по сравнению с 7% на обрабатывающую промышленность. ВВП на душу населения остается низким по стандартам других членов Сообщества развития юга Африки (САДК), но, тем не менее, в период с 2009 по 2013 год он прогрессировал. Танзания также является членом Восточноафриканского сообщества (ВАС), с которым ее торговля с 2008 года увеличилась более чем вдвое. и 2012. [1] [2] Африканский континент планирует к 2028 году создать Африканское экономическое сообщество , которое будет построено на базе основных региональных экономических сообществ, включая ВАС и САДК.
В 2019 году Танзания перешла в категорию стран с доходом ниже среднего. В Национальном плане развития на 2016–2021 годы (2016 г.) индустриализация и человеческое развитие рассматриваются как двойные приоритеты. В плане используется фраза «необычный бизнес», чтобы выразить стремление к переходу к полуиндустриальной экономике со средним уровнем дохода к 2025 году - цель, впервые изложенная в «Видении развития Танзании до 2025 года» (1999 г.). [3]
По состоянию на начало 2021 года реализуется несколько крупных инфраструктурных проектов, имеющих значение для науки, технологий и инноваций. В апреле 2017 года началось строительство системы железной дороги стандартной колеи Танзании, которая протянется на территорию Руанды, Уганды, Бурунди и Демократической Республики Конго. Эта железная дорога заменит старую систему метровой колеи и, как ожидается, снизит стоимость грузовых перевозок на 40%. По состоянию на июнь 2020 года первый этап (300 км) завершен примерно на 80%; Остальные четыре этапа добавят еще 1 450 км. [3] [4]
Состояние национальной инновационной системы
[ редактировать ]Состояние национальных инновационных систем в Сообществе развития юга Африки в 2015 году с точки зрения их потенциала выживания, роста и развития
Категория | Страна | Описание |
Хрупкий | Демократическая Республика Конго , Лесото, Мадагаскар, Свазиленд, Зимбабве | Хрупкие системы , как правило, характеризуются политической нестабильностью, будь то внешние угрозы или внутренние политические расколы. |
Жизнеспособный | Ангола, Малави, Мозамбик, Намибия, Сейшельские Острова, Танзания, Замбия | Жизнеспособные системы включают в себя как процветающие, так и слабеющие системы, хотя и в контексте политической стабильности. |
развивающийся | Ботсвана, Маврикий, Южная Африка | В развивающихся системах страны мутируют под воздействием политики, и их мутация может также повлиять на формирующуюся региональную систему инноваций. |
Источник таблицы: Мбула-Кремер, Эрика и Скерри, Марио (2015) Южная Африка . В: Доклад ЮНЕСКО по науке: на пути к 2030 году. ЮНЕСКО, Париж, Таблица 20.5.
Высшее образование
[ редактировать ]
В 2010 году Танзания выделила 1,7% ВВП на высшее образование и 6,2% ВВП на образование в целом, что является одним из самых высоких показателей в Африке.
Несмотря на то, что в 2015 году в Танзании было восемь государственных высших учебных заведений и множество частных, менее половины выпускников средних школ, имеющих право на поступление, получают место в университетах. Создание в Аруше в 2011 году Африканского института науки и технологий имени Нельсона Манделы должно значительно расширить академический потенциал Танзании. Этот университет был задуман как научно-исследовательское учреждение с программами последипломного образования в области науки, техники и технологий. Науки о жизни и биоинженерия являются одними из первых нишевых областей, использующих преимущества огромного биоразнообразия в регионе. Вместе со своим дочерним учреждением, созданным в Абудже (Нигерия) в 2007 году, он образует авангард планируемой панафриканской сети таких институтов. [1]
Необходимая оценка, проведенная в 2011 году, пришла к выводу, что «необходимы скоординированные усилия между секторами образования и занятости, чтобы гарантировать, что система образования выпускает не только квалифицированных выпускников, но и тех, чьи знания и навыки востребованы и которые отвечают потребностям развития». страны. К сожалению, в Танзании широко распространены проблемы успеваемости студентов, качества преподавания и неготовности студентов к работе в сфере науки и технологий». Исследование также показало, что данные, собранные в ходе исследования, «показывают нехватку человеческих и материальных ресурсов на всей территории материковой Танзании и Занзибара». Потребности в сельской местности кажутся более острыми, чем в городских, однако лишь незначительно». [5]
Обзор высшего образования в Танзании, проведенный в 2011 году, выявил определенное безразличие к исследованиям и сопротивление

изменение институциональной культуры университетов. Они продемонстрировали административную предвзятость, несмотря на наличие политических инструментов для развития и финансирования традиционных задач высшего образования, обучения, исследований и распространения знаний. «Слабое признание исследований и распространения знаний приводит к дискриминации или отсутствию стимулов для активных исследователей», — отмечается в исследовании. Было также установлено, что недостаточное качество и актуальность проводимых исследований отговаривают политиков и частный сектор от использования результатов местных исследований и побуждают их искать результаты исследований за рубежом. Исследование также выявило «отсутствие институциональных и национальных механизмов для оценки результатов исследований» и «ограниченные усилия по привлечению частного сектора, частных лиц, деловых людей, профсоюзов и общественных организаций к значительному вкладу в национальную науку, технологии и инновации». путем финансирования или совместного спонсорства исследовательских программ». [6]
После открытия в 2015 году Центра инноваций и предпринимательства Университет Дар-эс-Салама включил в свои учебные программы практико-ориентированные курсы по инновациям и предпринимательству в качестве факультативов для студентов и аспирантов. Центр предлагает бизнес-консультации и инкубационные услуги студентам, сотрудникам и предприятиям малого и среднего бизнеса, включая разработку бизнес-планов, рекламу, маркетинг и финансовое руководство. [3]
Тенденции исследований
[ редактировать ]Финансовые вложения в исследования
[ редактировать ]В 2010 году Объединенная Республика Танзания направила на исследования и разработки 0,38% ВВП. Это было эквивалентно 7,7 доллара на душу населения (в долларах по текущему паритету покупательной способности) и 110 000 долларов на одного исследователя (по количеству сотрудников) в долларах по текущему паритету покупательной способности). Распределение расходов на исследования было следующим: правительство (57,5%), бизнес (0,1%), высшее образование (0,3%), частные некоммерческие организации (0,1%) и иностранные источники (42,0%). [1] Танзания заняла 90-е место в Глобальном индексе инноваций в 2021 году по сравнению с 97-м местом в 2019 году. [7] [8] [9] [10] [11]
К 2013 году, последнему году с данными по состоянию на 2021 год по данным Статистического института ЮНЕСКО , Объединенная Республика Танзания направила 0,51% ВВП на исследования и разработки.
Человеческие инвестиции в исследования
[ редактировать ]В 2010 году на миллион населения приходилось всего 69 исследователей (по численности). Это было аналогично плотности исследователей в Мали и Мозамбике (66), Анголе (73) и Буркина-Фасо (74), но намного ниже, чем плотность исследований в других странах. Страны САДК — Намибия (343), Ботсвана (344) и, прежде всего, ЮАР (818). [1]

В 2010 году в Танзании каждый четвертый исследователь был женщиной (25,4%). [1] Оценка участия женщин-ученых в науке, технике и технологических отраслях, проведенная в 2011 году, показала, что патриархат и доминирование мужчин продолжают влиять на гендерное неравенство в танзанийском обществе, а это, в свою очередь, оказывает негативное влияние на уровень участия женщин-ученых даже внутри отрасли, основанные на науке и технике. [12]
Научная продукция
[ редактировать ]По данным Web of Science Thomson Reuters (расширенный индекс научного цитирования), в 2014 году в Танзании насчитывалось 15 публикаций на миллион жителей в журналах, каталогизированных по всему миру. В результате Танзания заняла десятое место из 15 стран САДК, значительно уступив Намибии (59), Маврикию (71), Ботсване (103) и, прежде всего, Южной Африке (175). Средний показатель для стран Африки к югу от Сахары составлял 20 научных публикаций на миллион жителей по сравнению со средним глобальным показателем в 176. Две трети публикаций, выпущенных странами САДК, имели как минимум одного иностранного соавтора. В период с 2008 по 2014 год основными научными партнерами Танзании были США и Великобритания, за ними следовали Кения, Швейцария и Южная Африка. [1]
В 2019 году в Танзании было выпущено 30 публикаций на миллион жителей. Его основными научными партнерами в период 2017–2019 годов были США и Великобритания, за ними следовали Южная Африка, Кения и Германия. [3]
Научная политика
[ редактировать ]Институциональный контекст
[ редактировать ]Основным органом, отвечающим за политику в области науки, технологий и инноваций в Танзании, является Министерство связи, науки и технологий и его главное координационное агентство — Комиссия по науке и технологиям (COSTECH). COSTECH координирует ряд исследовательских институтов, занимающихся промышленностью, здравоохранением, сельским хозяйством, природными ресурсами, энергетикой и окружающей средой. [1]

Опрос 2011 года показал, что процесс разработки государственной политики в Танзании неадекватно основывался на научных данных, в основном из-за ограниченного взаимодействия между исследователями и политиками в правительстве. Среди проблем, угрожающих взаимосвязи исследований и политики, в исследовании упоминаются: [13]
- низкое качество результатов исследований, способных служить основой политики;
- политическое вмешательство и отсутствие Национального справочного бюро исследований;
- отсутствие хорошего управления;
- предпочтение исследований, ориентированных на предложение, а не исследований, основанных на спросе, что приводит к тому, что большая часть исследований откладывается;
- ратификация слишком большого количества международных конвенций без предварительного анализа их актуальности для Танзании;
- чрезмерная зависимость от доноров.
Реформа национальной научной политики
[ редактировать ]Реформа национальной инновационной системы Танзании началась 15 декабря 2008 года с первых консультаций с заинтересованными сторонами на семинаре в Багамойо (Танзания). Реформа была реализована под эгидой программы «Единая ООН», которая была запущена в прошлом году на основе доклада целевой группы высокого уровня, в котором предлагалось, чтобы Организация Объединенных Наций сосредоточила внимание на «Единстве действий» . В рамках программы «Единая ООН» несколько учреждений Организации Объединенных Наций работали вместе над разработкой совместных программ для каждой из восьми пилотных стран, при этом финансирование осуществлялось в основном из Фонда «Единая ООН». Танзания была одной из этих восьми пилотных стран. (Программа «Единая ООН» с тех пор стала Программой содействия развитию ООН .)

Участие ЮНЕСКО в программе «Единая ООН» для Танзании стало ответом на просьбу президента, Его Превосходительства Джакая Мришо Киквете, об оказании помощи ЮНЕСКО в проведении всестороннего обзора первой Национальной политики Танзании в области науки и технологий (1996 г.) в июне 2007 г. письмо Генеральному директору ЮНЕСКО. В августе 2007 года главы агентств ООН согласились с предложением ЮНЕСКО о включении научных компонентов в программу «Единая ООН» для Танзании в поддержку цели правительства « Видение 2025» (1998 г.) «преобразование экономики в сильную, устойчивый и конкурентоспособный, подкрепленный наукой и технологиями». Питер Мсолла, министр связи, науки и технологий Танзании , заявил коллегам-министрам, присутствовавшим на сегменте высокого уровня заседания Экономической и социальной комиссии ООН 1 июля 2008 года, что «без дозы инноваций [в Танзании] макроэкономические достижения, достигнутые на протяжении многих лет благодаря реализации разумной экономической политики, будут сведены на нет».
В рамках инициативы «Единая ООН» ЮНЕСКО, правительственные ведомства и агентства сформулировали ряд предложений по общему бюджету реформ в размере 10 миллионов долларов США, который будет финансироваться из фонда «Единая ООН» и других источников. ЮНЕСКО начала с оказания поддержки включению науки, технологий и инноваций в новую Национальную стратегию роста и сокращения бедности для материковой части страны и Занзибара, а именно «Мкукута II» и «Мкуза II», в том числе в области туризма.

Пересмотренная научная политика была опубликована в 2010 году. Под названием « Национальная политика исследований и разработок» она признает необходимость улучшения процесса определения приоритетов исследовательского потенциала, международного сотрудничества в стратегических областях исследований и разработок и планирования человеческих ресурсов; он также предусматривает создание Национального исследовательского фонда. Эта политика, в свою очередь, пересматривалась в 2012 и 2013 годах. [1]
В 2011 году Танзания подписала двустороннее соглашение с ЮАР о научном сотрудничестве в следующих областях: интеллектуальная собственность; политика в области науки, технологий и инноваций; биотехнология; информационные и коммуникационные технологии; и нанотехнологии и материаловедение. [1]
Национальная политика исследований и разработок должна была быть обновлена в 2020 году, чтобы включить в нее инновации, индустриализацию и передачу технологий, но в Докладе ЮНЕСКО по науке за 2021 год не было обнаружено доказательств того, что эта политика материализовалась. [3]
Биотехнологическая политика
[ редактировать ]Танзания опубликовала политику в области биотехнологии в декабре 2010 года. Эта область сталкивается с рядом проблем в Танзании. Например: [1] [14]
- хотя первые академические курсы по биотехнологии и промышленной микробиологии были введены в Сельскохозяйственном университете Сокойне в 2004 году и в Университете Дар-эс-Салама в 2005 году, в Танзании все еще не хватает критической массы исследователей, обладающих навыками в областях, связанных с биотехнологиями, таких как биоинформатика. Даже когда ученых отправляют за границу для прохождения критической подготовки, плохая инфраструктура не позволяет им применить на практике свои вновь полученные знания по возвращении.
- Проблемы, возникающие при диагностике и вакцинации, связаны с зависимостью от биологических препаратов, производимых в других местах. Правила биобезопасности, принятые в 2005 году, запрещают проведение закрытых полевых испытаний с генетически модифицированными организмами.
- У ученых отсутствуют стимулы для сотрудничества с частным сектором. Получение патента или разработка продукта не влияет на вознаграждение ученого, а оценка исследователей осуществляется исключительно на основе их научных степеней и публикаций.
- Нынешнее отсутствие сотрудничества между университетами и промышленностью приводит к тому, что академические исследования оторваны от потребностей рынка и частного финансирования. Университет Дар-эс-Салама предпринял попытку познакомить студентов с миром бизнеса, создав Бизнес-центр и начав проект Фонда Танзании Гэтсби по финансированию исследовательских предложений студентов, имеющих отношение к малым и средним предприятиям. Однако обе эти схемы имеют ограниченный географический охват и неопределенную устойчивость.
- Большая часть исследований в Танзании в основном финансируется донорами посредством двусторонних соглашений, при этом донорские средства варьируются от 52% до 70% от общей суммы. Эти средства принесли большую пользу исследованиям, но это означает, что темы исследований предварительно выбираются донорами.
- Условия для экспорта и бизнес-инкубирования улучшились в последние годы благодаря принятию в 2009 году экспортной политики и Программы укрепления деловой среды в Танзании. Однако не было предусмотрено никаких конкретных финансовых стимулов для развития бизнеса в биотехнологическом секторе. ограниченность ресурсов указывается в качестве основной причины. Частные предприниматели обратились к налоговым режимам для поддержки идей, разработанных внутри страны, а также к предоставлению кредитов и инкубационных структур, которые позволили бы им конкурировать с иностранной продукцией.
- Коммуникация и координация между соответствующими министерствами, возможно, также нуждаются в оптимизации, чтобы обеспечить необходимые ресурсы для реализации политики. Например, в 2011 году отсутствие координации между COSTECH, Министерством здравоохранения и социального обеспечения и Министерством промышленности, торговли и маркетинга, по-видимому, препятствовало потенциальному внедрению и использованию патентных исключений, связанных с соглашением по торговым аспектам. прав интеллектуальной собственности .
Информационные и коммуникационные технологии
[ редактировать ]Танзании Национальная политика в области ИКТ (2016 г.) обновляет стратегию правительства 2003 г. Его цель – укрепить лидерство и развивать человеческий капитал в этой области, одновременно расширяя предоставление надежной широкополосной связи. [3]
С начала 2021 года планируется создать орган по аккредитации специалистов в области ИКТ и отдельный механизм, связывающий учебные заведения с работодателями. Новая программа предоставит гражданам возможность использовать ИКТ. Контрольные показатели включают увеличение расходов на ИКТ до 0,3% ВВП и заполнение 90% возможностей Национального центра обработки данных к середине 2021 года. [3]
Национальный центр данных был создан в 2016 году. Помимо предоставления услуг государственным и частным организациям, таких как хранение и резервное копирование данных, а также регистрация доменов, Центр занялся финансовыми технологиями; в июле 2020 года она выпустила N-Card, позволяющую совершать цифровые платежи. [3]
Мобильные финансовые услуги начинают заменять традиционные банковские и платежные каналы. К 2019 году 78% взрослого населения сельской Танзании смогут получить официальные финансовые услуги в радиусе 5 км. По мере расширения этих услуг зависимость от неформальных финансовых услуг снизилась: с 16% до 7% за 2014–2017 годы. [3] [15]
Участие в международных научных сетях
[ редактировать ]Танзания является членом нескольких научных сетей в Африке, включая Африканскую сеть экспертов по биобезопасности .
Сеть биологических наук Восточной и Центральной Африки (BecA) является одним из четырех субрегиональных исследовательских центров, созданных НЕПАД . Он управляет Фондом африканских биологических наук, который был создан в 2010 году. Танзанийские ученые и аспиранты университетов и национальных сельскохозяйственных исследовательских организаций имеют право подавать заявки в этот фонд на стипендии и посещать учебные семинары в BecA.
С 2014 года в Танзании находится один из Африканских институтов математических наук .
Танзания является членом Африканской региональной организации интеллектуальной собственности .
Танзания является одной из сторон, подписавших Габоронскую декларацию об устойчивом развитии в Африке (2012 г.).
Глобальная программа безопасности в области здравоохранения
[ редактировать ]Эпидемия Эболы в 2014 году подчеркнула необходимость мобилизации средств, оборудования и человеческих ресурсов для преодоления быстро развивающегося кризиса в области здравоохранения. В 2015 году Соединенные Штаты Америки решили инвестировать 1 миллиард долларов США в течение следующих пяти лет в предотвращение, выявление и реагирование на будущие вспышки инфекционных заболеваний в 17 странах в рамках своей Глобальной программы безопасности в области здравоохранения . Танзания — одна из этих 17 стран. Остальные: (в Африке) Буркина-Фасо, Камерун, Кот-д'Ивуар, Эфиопия, Гвинея, Кения, Либерия, Мали, Сенегал, Сьерра-Леоне, Танзания и Уганда; (в Азии): Бангладеш, Индия, Индонезия, Пакистан и Вьетнам.
Рамки региональной политики в области науки и техники
[ редактировать ]Объединенная Республика Танзания не входит в число четырех стран САДК, которые ратифицировали Протокол САДК по науке, технологиям и инновациям (2008 г.) к 2015 году. Десять из 15 стран САДК должны ратифицировать протокол, чтобы он вступил в силу, но к 2015 году только Ботсвана Это сделали , Маврикий, Мозамбик и Южная Африка. Протокол способствует правовому и политическому сотрудничеству. В нем подчеркивается важность науки и технологий для достижения «устойчивого и справедливого социально-экономического роста и искоренения бедности».
Два основных политических документа реализуют Договор САДК (1992 г.), Региональный ориентировочный стратегический план развития на 2005–2020 годы, принятый в 2003 году, и Стратегический ориентировочный план Органа (2004 г.). Региональный ориентировочный стратегический план развития на 2005–2020 годы определяет 12 приоритетных областей региона как для отраслевых, так и для межсекторальных мер, намечая цели и устанавливая конкретные задачи для каждого. Четырьмя секторальными областями являются: торговая и экономическая либерализация , инфраструктура, устойчивая продовольственная безопасность и человеческое и социальное развитие. Восемь сквозных областей:
- бедность;
- борьба с пандемией ВИЧ/СПИДа;
- гендерное равенство;
- наука и техника;
- информационные и коммуникационные технологии (ИКТ);
- окружающая среда и устойчивое развитие;
- развитие частного сектора; и
- статистика.
Цели включают в себя:
- обеспечение того, чтобы к 2015 году 50% руководящих должностей в государственном секторе занимали женщины;
- повышение валовых внутренних расходов на исследования и разработки (ВРНИОКР) как минимум до 1% ВВП к 2015 году;
- увеличение внутрирегиональной торговли как минимум до 35% от общего объема торговли САДК к 2008 г. (10% в 2008 г.);
- увеличение доли обрабатывающей промышленности до 25% ВВП к 2015 году; и
- достижение 100% подключения к региональной энергосистеме для всех государств-членов к 2012 году.
В среднесрочном обзоре Регионального ориентировочного стратегического плана развития на 2005–2020 годы в 2013 году было отмечено, что достигнут ограниченный прогресс в достижении целей в области НТИ из-за нехватки кадровых и финансовых ресурсов в Секретариате САДК для координации программ НТИ. На встрече в Мапуту, Мозамбик, в июне 2014 года министры науки, технологий и инноваций, образования и обучения САДК приняли Региональный стратегический план САДК по науке, технологиям и инновациям на 2015–2020 годы, который будет служить руководством для реализации региональных программ.
Что касается устойчивого развития, в 1999 году САДК приняло протокол, регулирующий дикую природу, лесное хозяйство, общие водотоки и окружающую среду, включая изменение климата, — Протокол САДК по охране дикой природы и обеспечению правопорядка (1999). Совсем недавно САДК инициировало ряд региональных и национальных инициатив по смягчению последствий изменения климата . В 2013 году министры, ответственные за окружающую среду и природные ресурсы, одобрили разработку региональной программы САДК по изменению климата. Кроме того, КОМЕСА , Восточноафриканское сообщество и САДК с 2010 года реализовали совместную пятилетнюю инициативу, известную как Трехсторонняя программа по адаптации и смягчению последствий изменения климата или «Африканское решение по решению проблемы изменения климата».
См. также
[ редактировать ]- Наука и технологии в Ботсване
- Наука и технологии в Кабо-Верде
- Наука и технологии в Кот-д'Ивуаре
- Наука и технологии в Малави
- Наука и технологии в Уганде
- Наука и технологии в Зимбабве
Источники
[ редактировать ] В эту статью включен текст из бесплатного контента . Лицензия CC-BY-SA IGO 3.0. Текст взят из Доклада ЮНЕСКО по науке: к 2030 году , 535-565, ЮНЕСКО, Издательство ЮНЕСКО.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Кремер-Рейн, Эрика; Скерри, Марио (2015). Южная Африка. В: Доклад ЮНЕСКО по науке: на пути к 2030 году (PDF) . Париж: ЮНЕСКО. стр. 100-1 535–565. ISBN 978-92-3-100129-1 .
- ^ Экономический прогноз Африки . Африканский банк развития, Организация экономического сотрудничества и развития и Программа развития ООН. 2014.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Кремер-Мбула, Эрика; Шейхельдин, Гуссай; Кариманзира, Рунгано (2021). Южная Африка. В: Доклад ЮНЕСКО по науке: гонка со временем за более разумное развитие . Издательство ЮНЕСКО. стр. 534–573. ISBN 978-92-3-100450-6 .
- ^ «Хронология проекта SGR в Танзании и все, что вам нужно знать» . Обзор строительства онлайн . 24 июля 2020 г. Проверено 22 июня 2021 г.
- ^ Гамильтон, Марк; и др. (2011). Исследование по оценке потребностей научного образования Танзании (PDF) . Дар-эс-Салам: исследование ЮНЕСКО по заказу Фонда экономических и социальных исследований.
- ^ Агирре Бастос, Карлос; Ребуа, Роланд Р. (2011). Обзор и оценка деятельности высших учебных заведений Танзании в области науки, технологий и инноваций (PDF) . Дар-эс-Салам: ЮНЕСКО.
- ^ «Глобальный инновационный индекс 2021» . Всемирная организация интеллектуальной собственности . Объединенные Нации . Проверено 5 марта 2022 г.
- ^ «Выпуск Глобального инновационного индекса 2020: кто будет финансировать инновации?» . www.wipo.int . Проверено 02 сентября 2021 г.
- ^ «Глобальный инновационный индекс 2019» . www.wipo.int . Проверено 02 сентября 2021 г.
- ^ «РТД – Товар» . ec.europa.eu . Проверено 02 сентября 2021 г.
- ^ «Глобальный инновационный индекс» . Знания INSEAD . 28 октября 2013 г. Проверено 02 сентября 2021 г.
- ^ Касембе, Маргарет К.; Машаури, Специоза (2011). Оценка участия женщин-ученых в науке, технике и технологических отраслях Танзании (PDF) . ЮНЕСКО.
- ^ Связи научных исследований и политики министерств, связанных с наукой, и их исследовательских организаций (PDF) . Дар-эс-Салам: исследование ЮНЕСКО по заказу Фонда экономических и социальных исследований. 2011.
- ^ Пахлаван, Г. (2011). Биотехнология и биопредпринимательство в Танзании (PDF) . Дар-эс-Салам: ЮНЕСКО.
- ^ Объединенная Республика Танзания (2019 г.). Добровольный национальный обзор: расширение прав и возможностей людей и обеспечение инклюзивности и равенства (PDF) . Объединенная Республика Танзания.
.