Берлинская золотая шляпа
Берлинская золотая шляпа | |
---|---|
![]() У Берлина есть золото, Новый музей | |
Материал | Золото |
Созданный | в. 1000-800 гг. до н.э. |
Обнаруженный | до 1996 года Германия или Швейцария |
Текущее местоположение | Берлин , Германия |
Берлинская золотая шляпа или Берлинская золотая шляпа ( нем. Berliner Goldhut ) — позднего бронзового века, артефакт изготовленный из тонкого сусального золота. Он служил внешним покрытием длинного головного убора с коническими полями, вероятно, из органического материала. Сейчас он находится в Новом музее на Музейном острове в Берлине , в отдельной комнате со сложной поясняющей экспозицией.
Берлинская золотая шляпа — наиболее хорошо сохранившийся экземпляр среди четырех известных на сегодняшний день конических золотых шляп бронзового века Европы . Из трех других два были найдены на юге Германии и один на западе Франции . Все они были найдены в XIX и XX веках. Принято считать, что шляпы служили знаком божеств или жрецов в контексте культа Солнца, который, по-видимому, был широко распространен в Центральной Европе в то время. [1] Предполагается также, что шляпы выполняли астрономические/календарные функции.
Берлинская золотая шляпа была приобретена в 1996 году Берлинским музеем первобытной и ранней истории как единственная находка без происхождения . Сравнительное исследование [ кем? ] Сочетание орнаментов и техник в сочетании с датируемыми находками позволяет предположить, что он был изготовлен в эпоху поздней бронзы, примерно между 1000 и 800 годами до нашей эры.
Описание
[ редактировать ]Берлинская золотая шляпа представляет собой золотую шляпу весом 490 г (15,75 тройских унций) с длинным и тонким коническим стержнем и дифференцированной выпуклой ножкой, украшенную по всей поверхности репуссированными мотивами, нанесенными небольшими штампами и колесиками. Его состав очень похож на известный ранее Золотой конус Эзельсдорф-Буха .
В нижней части конуса листовое золото берлинской шляпы укреплено кольцом из листовой бронзы шириной 10 мм . Внешний край полей укреплен витой проволокой квадратного сечения, вокруг которой завернуто вверх сусальное золото.
Общая высота составляет 745 мм. Шляпа была откована из золотого сплава , состоящего из 87,7% золота , 9,8% серебра , 0,4% меди и 0,1% олова . Он был сделан из цельного куска; его средняя толщина составляет 0,6 мм. Конус орнаментирован 21 зоной горизонтальных полос и рядов символов по всей длине. Использовалось четырнадцать различных штампов и три декорированных колеса или цилиндрических штампа. Горизонтальные полосы систематически украшались повторяющимися одинаковыми узорами.
Отдельные орнаментальные полосы представляли собой оптически разделенные прорисованные ребра и выпуклости, большей частью достигнутые с помощью цилиндрических штампов. Полосы украшений содержат в основном мотивы пряжек и кругов, большинство из которых имеют круглую центральную пряжку, окруженную шестью концентрическими кругами.
Одна из полос уникальна: она украшена рядом лежащих полумесяцев, каждый из которых находится на вершине символа в форме миндаля или глаза. Острие конуса украшено восьмиспицевой звездой на фоне декоративных штампов.
Справа представлен обзор типов и количества марок, использованных в орнаментальных зонах.
Место соединения голенища со ступней перекрывает широкая полоса с вертикальными ребрами. Ножка украшена мотивами, аналогичными самому конусу. Рядом с усиливающей бронзовой лентой он переходит в козырек, также украшенный дискообразной символикой.
Календарь
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2010 г. ) |

Современные исследования показали, что орнаментация конусов из сусального золота типа Шифферштадта , к которым относится берлинский образец, представляет собой систематическую последовательность с точки зрения количества и типов орнаментов на полосу. Детальное изучение берлинского образца, единственного полностью сохранившегося, показало, что символы, вероятно, представляют собой лунно-солнечный календарь. Объект позволил бы определять даты или периоды как в лунном , так и в солнечном календарях . [1] [2]
Обнаруженные к настоящему времени функции позволят рассчитывать временные единицы продолжительностью до 57 месяцев. Простое умножение таких значений также позволило бы рассчитать более длительные периоды, такие как метонические циклы . Каждый символ или каждое кольцо символа представляет один день. Помимо полос орнамента, включающих разное количество колец, в вставочных областях имеются специальные символы и зоны, которые необходимо было прибавлять или вычитать из рассматриваемых периодов.
Система этой математической функции, заложенной в художественный орнамент, до сих пор полностью не расшифрована, но достигнуто схематическое понимание Берлинской золотой шляпы и периодов, которые она разграничивает.
В принципе, начиная с зоны , сумма достигается путем добавления соответствующего непрерывного количества соседних разделов: . Чтобы получить эквивалентное лунное или солнечное значение, из этой первоначальной суммы необходимо вычесть сумму символов из вставочной зоны (зон) в пределах подсчитываемой площади.
На иллюстрации слева изображено солнечное изображение, а справа — лунное. Красные или синие поля в зонах 5, 7, 16 и 17 являются вставочными зонами.
Значения в отдельных полях получаются путем умножения количества символов в зоне на количество колец или кругов, включенных в каждый преобладающий символ. Специальным символам в зоне 5 присвоено значение 38, соответствующее их номеру.
- Пример
- В зоне 12 доминируют 20 повторений перфорированного символа № 14, символа круглого диска, окруженного пятью концентрическими кругами.
- Таким образом, символ имеет значение 20×5=100.
- Меньшие кольцевые символы, расположенные между большими повторениями номера 14, считаются простыми украшениями и поэтому не учитываются.
С помощью этой системы Шляпы можно использовать для расчета лунно-солнечной календарной системы, то есть прямого чтения лунных или солнечных дат, а также преобразования между ними.
Стол можно использовать так же, как и оригинальные Золотые Шляпы. Чтобы определить количество дней в определенном периоде времени (желтые поля), значения цветных полей выше складываются, достигая промежуточной суммы. Если включены какие-либо красные вставочные зоны, их сумму необходимо вычесть. Это позволяет рассчитать 12, 24, 36, 48, 54 и 57 синодических месяцев в лунной системе и 12, 18, 24, 36, 48, 54 и 57 солнечных месяцев (двенадцатые доли тропического года).
- Пример
- Чтобы определить 54-месячный цикл в лунной системе, числовые значения зеленой или синей зон с 3 по 21 складываются, в результате чего в сумме получается 1739 дней. Отсюда вычитаются значения красных вставочных полей 5, 16 и 17. Результат: 1739 − 142 = 1597 дней, ровно 54 синодических месяца по 29,5305 дней каждый.
Общее несоответствие астрономически точному значению на 2 дня, вероятно, является результатом небольшой неточности в наблюдениях синодического и солнечного месяцев в бронзовом веке. [ нужна ссылка ]
Провенанс и найти историю
[ редактировать ]
Берлинская золотая шляпа была выставлена на международную торговлю произведениями искусства в 1995 году. В 1996 году Берлинский музей искусства и творчества купил ее как важный артефакт бронзового века. Продавец утверждал, что предмет поступил из анонимной швейцарской частной коллекции, собранной в 1950-х и 1960-х годах. Предполагается, что объект был найден в Южной Германии или Швейцарии . Никаких дальнейших подробностей неизвестно. Хорошая сохранность конуса предполагает, что, как и в случае с Шифферштадтом, его, должно быть, тщательно засыпали почвой или золой, а затем вертикально закопали в относительно мелкую почву.
Производство
[ редактировать ]Берлинская золотая шляпа изготовлена из золотого сплава , состоящего из 87,7% золота , 9,8% серебра , 0,4% меди и 0,1% олова . Он отлит из цельного куска. Из использованного количества золота образовался бы куб размером всего 3 см. Средняя толщина составляет 0,6 мм.
Из-за трибологических характеристик материала он имеет тенденцию затвердевать с увеличением деформации (см. Пластичность ), увеличивая его вероятность растрескивания. Чтобы избежать растрескивания, необходима была предельно равномерная деформация. Кроме того, материал пришлось размягчать, многократно нагревая его до температуры не менее 750 °С.
Поскольку золотой сплав имеет относительно низкую температуру плавления ( около 960 °C), требовался очень тщательный контроль температуры и изотермический процесс нагрева , чтобы избежать плавления какой-либо поверхности. Для этого ремесленники бронзового века использовали угольный огонь или печь, аналогичные тем, которые используются для гончарного дела . Температуру можно было контролировать только путем добавления кислорода с помощью сильфонов .
Учитывая трибологические условия и технические средства, имевшиеся в то время, изготовление даже неукрашенной золотой шляпы представляло бы собой огромное техническое достижение.
В ходе дальнейшего изготовления берлинская шляпа украшалась рядами радиальных орнаментальных лент, высеченных в металле. Чтобы это стало возможным, его, вероятно, залили замазкой или смолой на основе древесной смолы и воска — в экземпляре из Шифферштадта следы этого сохранились. Тонкий сусальное золото структурировалось путем чеканки: штампованные инструменты или формы, изображающие отдельные символы, неоднократно вдавливались (или прокатывались) по внешней поверхности золота. Использовалось не менее 17 отдельных инструментов (17 штампов и 3 цилиндрических штампа).
См. также
[ редактировать ]- Золотые шляпы
- Золотой конус Эзельсдорф-Бух , ок. 1000-800 гг. до н.э.
- Золотая шляпа Шифферштадта , ок. 1400–1300 гг. до н.э.
- Золотой конус Авантона , около 1000–900 гг. до н.э.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Золото и культ бронзового века . ( Каталог выставки ). Германский национальный музей, Нюрнберг, 2003 г. ISBN 3-926982-95-0
- ^ Вильфрид Менгин (ред.): Acta Praehistorica et Archaeologica. Унзе, Потсдам, 32.2000, стр. 31–108. ISSN 0341-1184
Библиография
[ редактировать ]- Петер Шауэр: Конусы из листового золота бронзового века – вклад в культурную связь между Востоком и Центральной Европой. Хабельт, Бонн, 1986 г. ISBN 3-7749-2238-1
- Герхард Ботт (ред.): Конус из листового золота из Эзельсдорфа. (Каталог выставки). Тайсс, Штутгарт, 1983 г. ISBN 3-8062-0390-3
- Марк Шмидт: О шляпах, шишках и календарях, или Ослепительный свет Востока. в: Этнографо-археологический журнал. Берлин 43.2002, с. 499-541. ISSN 0012-7477
- Вильфрид Менгин: Берлинская золотая шляпа: церемониальный головной убор позднего бронзового века; в: Боги и герои Европы бронзового века , Страсбург, 2000, с. 172-175.