Золотой имеет
Золотые шляпы (или золотые шляпы ) ( нем . Goldhüte , единственное число: Goldhut ) — очень специфический и редкий тип археологического артефакта из Европы бронзового века . К настоящему времени известны четыре таких объекта («конусообразные золотые шляпы типа Шифферштадта»). Предметы изготовлены из тонкого листового золота и снаружи прикреплены к длинным коническим головным уборам с полями, которые, вероятно, были сделаны из какого-то органического материала и служили для стабилизации внешнего сусального золота. По состоянию на 2012 год известны следующие конические золотые шляпы. [update]:
- Золотой конус Авантона , неполный, найден в Авантоне недалеко от Пуатье в 1844 году, ок. 1400 г. до н.э.
- Золотая шляпа Шифферштадта , найденная в 1835 году в Шифферштадте недалеко от Шпейера , ок. 1400–1300 гг . до н.э.
- Золотой конус Эзельсдорф-Буха , найденный недалеко от Эзельсдорфа недалеко от Нюрнберга в 1953 году, ок. 1000–900 гг. до н.э .; самый высокий из известных экземпляров - примерно 90 см (35 дюймов).
- Берлинская золотая шляпа , найденная, вероятно, в Швабии или Швейцарии , ок. 1000–800 гг. до н.э .; приобретена Музеем предыстории и ранней истории в Берлине в 1996 году.
Археологический контекст конусов не очень ясен; для берлинского экземпляра контекст совершенно неизвестен. По крайней мере, два из известных примеров (Берлин и Шифферштадт), по-видимому, были намеренно и тщательно похоронены в древности. [ нужна ссылка ]
Хотя ни один из них не может быть точно датирован, их технология предполагает, что они, вероятно, были изготовлены между 1400–800 годами до нашей эры.
Галерея
[ редактировать ]- Берлин, Новый музей
- Книга Эзельсдорфа, Германский национальный музей
- Шифферштадт, Исторический музей Пфальца.
Культурный контекст
[ редактировать ]Шляпы связаны с бронзового века культурой курганов и культурой полей урн . Их близкое сходство в символике и методах изготовления свидетельствует о единой культуре бронзового века на обширной территории Западной и Центральной Европы. Похожая золотая пектораль была найдена в Молде, Флинтшир , в северном Уэльсе, и датируется несколько более ранним периодом.
Предполагается, что конусообразные Ирландии золотые шляпы типа Шифферштадта связаны с рядом сопоставимых колпачков или предметов в форме короны из сусального золота из ( корона Комерфорда , обнаруженная в 1692 году и впоследствии утерянная) и атлантического побережья Испании (короны из сусального золота) . Лейро ), сосуды, украшения и диадемы и Акстроки ), а также различные золотые чаши (например, клад Эберсвальде (например, диадема Велем из Венгрии) со всей Центральной и Северной Европы. По мнению Спербера (2003), конические золотые шляпы типа Шифферштадта могли возникнуть в результате контакта с культурами атлантического бронзового века. [1]
- Небра Скай Диск , Германия, гр. 1800 г. до н.э.
- Солнечная колесница Трундхольма , Дания, ок. 1500-1300 гг. до н.э.
- Золотая пастилка Буша Барроу , Англия, ок. 1900 г. до н.э.
Функция
[ редактировать ]Предполагается, что золотые шапки служили религиозным знаком божеств или жрецов культа Солнца, распространенного тогда в Центральной Европе . [3] [4] [5] Их использование в качестве головных уборов убедительно подтверждается тем фактом, что три из четырех экземпляров имеют расширение в виде шляпки в нижней части конуса, а их отверстия овальные (не круглые), с диаметром и формой, примерно эквивалентными отверстиям у головных уборов. человеческий череп. Фигуральное изображение предмета, напоминающего коническую шляпу, на каменной плите Королевской могилы в Кивике , Южная Швеция , убедительно подтверждает их связь с религией и культом, равно как и тот факт, что известные экземпляры, по-видимому, были тщательно отложены (захоронены) . [6]
Попытки расшифровки орнамента золотых шапок позволяют предположить, что их культовая роль сопровождается или дополняется использованием в качестве сложных календарных устройств. Действительно ли они использовались для таких целей или просто представляли собой лежащие в их основе астрономические знания, остается неизвестным.
Календари
[ редактировать ]Золотые конусы покрыты полосами орнамента по всей длине и протяженности. Орнаменты – преимущественно диски и концентрические круги, иногда колеса – штамповались с помощью штампов, валков или гребней. Более старые образцы (Авантон, Шифферштадт) демонстрируют более ограниченный набор орнаментов, чем более поздние.
Похоже, что орнаменты на всех известных золотых шляпах представляют собой систематическую последовательность с точки зрения количества и типов украшений на полосе.
|
Детальное исследование [7] В берлинском примере, который полностью сохранился, утверждается, что символы, возможно, представляют собой лунно-солнечный календарь. Объект мог позволить определять даты или периоды как в лунном , так и в солнечном календарях .
Поскольку точное знание солнечного года представляло особый интерес для определения религиозно важных событий, таких как летнее и зимнее солнцестояние , если бы астрономические знания были изображены на Золотых шляпах, они имели бы большую ценность для общества бронзового века . Действительно ли шляпы сами использовались для определения таких дат или они вообще представляли собой такое знание, остается неизвестным.
Предполагаемые на данный момент функции позволят рассчитывать временные единицы продолжительностью до 57 лунных месяцев. Простое умножение таких значений может также позволить рассчитать более длительные периоды, например, метонические циклы .
Каждый символ или каждое кольцо символа может обозначать один день. Помимо полос орнамента, включающих разное количество колец, в вставочных областях, по-видимому, имеются особые символы и зоны, которые, возможно, приходилось добавлять или вычитать из рассматриваемых периодов.
Система этой математической функции, заложенной в художественный орнамент, до сих пор до конца не расшифрована, но предпринимались попытки схематического изучения Берлинской золотой шляпы и периодов, которые она может разграничивать.
В принципе, согласно этой теории, начиная с зоны Z i , сумма достигается путем сложения соответствующего непрерывного числа соседних участков: Z i ... Z i+n . Чтобы получить эквивалентное лунное или солнечное значение, из этой первоначальной суммы необходимо вычесть сумму символов из вставочной зоны (зон) в пределах подсчитываемой площади.
Иллюстрация [8] изображено солнечное изображение слева и лунное справа. Красные или синие поля в зонах 5, 7, 16 и 17 являются вставочными зонами.
Значения в отдельных полях получаются путем умножения количества символов в зоне на количество колец или кругов, включенных в каждый преобладающий символ. Специальным символам в зоне 5 присвоено значение «38», о чем свидетельствует их номер.
(Например: в зоне 12 доминируют 20 повторений перфорированного символа № 14, символа круглого диска, окруженного 5 концентрическими кругами. Таким образом, символ имеет значение 20 × 5 = 100. Меньшие кольцевые символы помещаются между большими повторения номера 14 считаются простыми украшениями и поэтому не учитываются.)
С помощью этой системы шляпы можно было использовать для расчета лунно-солнечной календарной системы, то есть прямого чтения лунных или солнечных дат, а также преобразования между ними.
Стол можно использовать так же, как и оригинальные Golden Hats. Чтобы определить количество дней в определенном периоде времени (желтые поля), значения цветных полей выше складываются, достигая промежуточной суммы. Если включены какие-либо красные вставочные зоны, их сумму необходимо вычесть. Это позволяет рассчитать 12, 24, 36, 48, 54 и 57 синодических месяцев в лунной системе и 12, 18, 24, 36, 48, 54 и 57 солнечных месяцев (т.е. двенадцатые доли тропического года).
(Например: для определения 54-месячного цикла в лунной системе числовые значения зеленых или синих зон с 3 по 21 складываются, в результате чего сумма достигает 1739 дней. Отсюда складываются значения красных «вставочных» полей 5. , 16 и 17 вычитаются. Результат: 1739 – 142 = 1597 дней, или 54 синодических месяца по 29,5305 дней каждый.)
Общее несоответствие астрономически точному значению на 2 дня, вероятно, является результатом небольшой неточности в наблюдениях синодического и солнечного месяцев в бронзовом веке.
Подобные символы встречаются и на золотых чашах клада Эберсвальде . По данным Нового музея в Берлине: «На золотых сосудах из клада Эберсвальде изображены солнце и круглые символы, подобные тем, что на берлинской золотой шляпе. Некоторые из них также содержат календарную информацию». [9]
Производство
[ редактировать ]Известные к настоящему времени золотые шляпы изготовлены из золотого сплава , содержащего 85–90 % золота , около 10 % серебра и следы меди и олова (<1 % каждого). Они изготовлены из цельных цельных кусков золота, отчеканенных до толщины от 0,25 миллиметра (0,0098 дюйма) (Шифферштадт) до 0,6 миллиметра (0,024 дюйма) (Берлин). Таким образом, конусы удивительно легкие, учитывая их размер. Пример Эзельсдорфа ростом 89 сантиметров (35 дюймов) весит всего 280 граммов (9,9 унций).
Из-за трибологических характеристик материала он имеет тенденцию затвердевать с увеличением деформации (см. Пластичность ), увеличивая его вероятность растрескивания. Чтобы избежать растрескивания, необходима была предельно равномерная деформация. Кроме того, материал пришлось бы размягчить, неоднократно нагревая его до температуры не менее 750 ° C (1380 ° F).
Поскольку золотой сплав имеет относительно низкую температуру плавления очень тщательный контроль температуры и изотермический процесс нагрева , около 960 ° C (1760 ° F), потребовался бы , чтобы избежать плавления какой-либо поверхности. Для этого ремесленники бронзового века, предположительно, использовали угольный огонь или печь, подобную тем, что используются для гончарного дела . Температуру можно было контролировать только путем подачи воздуха с помощью сильфонов .
Учитывая трибологические условия и технические средства, имевшиеся в то время, изготовление даже неукрашенной золотой шляпы представляло бы собой огромное техническое достижение.
В ходе дальнейшего изготовления золотые шапки украшались рядами радиальных орнаментальных полос, вычеканенных в металле. Чтобы сделать это возможным, их, вероятно, заполняли замазкой или смолой на основе древесной смолы и воска ; в экземпляре из Шифферштадта следы этого сохранились. Тонкий сусальное золото структурировалось путем чеканки: штампованные инструменты или формы, изображающие отдельные символы, неоднократно вдавливались (или прокатывались) по внешней поверхности золота. Также использовались расчески.
Похожие артефакты
[ редактировать ]- Золотое Каско де Лейро , Галисия (Испания) , 1400–1300 гг. до н.э.
- Золотая Корона Коммерфорда , Ирландия
Выставки
[ редактировать ]Золотые шляпы были впервые собраны вместе для сравнения и помещены в более широкий контекст культуры Европы бронзового века на выставке 1999 года в Бонне « Боги и герои бронзового века: Европа во времена Одиссея» . Обычно они находятся в отдельных музеях: в Берлине ( Музей Vor- und Frühgeschichte ), Шпейере (Исторический музей Пфальца, экземпляр Шифферштадта), Нюрнберге ( Немецкий национальный музей , музей Эзельсдорфа) и Сен-Жермен-ан-Ле ( Музей Национальная археология ).
См. также
[ редактировать ]- Список головных уборов и головных уборов
- Каско де Лейро – золотой шлем бронзового века из Галисии, северо-запад Иберии.
- Небесный диск Небры - еще один центральноевропейский металлический объект бронзового века, отражающий передовые знания в области астрономии, датируемый периодом между 1700 и 2100 годами до нашей эры.
- Остроконечная шляпа
- Трундхольмская солнечная колесница
- Культура кургана
- Культура поля урн
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Спербер, Лотар (2003). Спрингер, Тобиас (ред.). Золото и культ бронзового века . Германский национальный музей, Нюрнберг. п. 211. ИСБН 3-926982-95-0 .
Конкретная форма золотых шляп шифферштадтского типа и их концентрация на западной урненфельдской культуре и ее предшественниках средней бронзы еще не объяснены. Здесь может быть полезен типологический аспект. В чисто формальном отношении тип Шифферштадта можно рассматривать как синтез куполообразных золотых шляп культур атлантической бронзы и чисто конических церемониальных шляп с полями, представленных нордическим кивикским типом (рис. 3, 4). и от жрецов были переданы статуэтки нурагической культуры Сардинии (рис. 7, 8). Если это правда, то тип золотых шляп из Шифферштадта и «Берлина» возник в контакте с культурами атлантического бронзового века и в районе западной культуры Урненфельда, то есть, скорее всего, на территории центральной Франции или, в более общем плане. , к западу от Рейна. « Английский перевод: Конкретная форма золотых шляп Шифферштадтского типа и их концентрация на западной культуре Урнфилда и ее предшественниках среднего бронзового века, таким образом, еще не ясны. Здесь, возможно, поможет типологический аспект. С чисто формальной точки зрения тип Шифферштадта можно рассматривать как синтез куполообразных золотых шляп культур атлантического бронзового века и чисто конических церемониальных шляп с полями, переданных по наследству нордическим типом кивиков. и жреческие статуэтки нурагической культуры Сардинии. Если это верно, то тип золотых шляп Шифферштадта и «Берлина» возник в контакте с культурами атлантического бронзового века и в районе западной культуры Урнфилд, то есть, скорее всего, на территории центральной Франции или, точнее, в районе западной культуры Урнфилда. обычно к западу от Рейна.
- ^ Нидэм, Стюарт (сентябрь 2000 г.). «Развитие чеканного золота в Европе бронзового века» . Журнал антикваров . 80 (1): 27–65. дои : 10.1017/S0003581500050186 . S2CID 162992985 .
- ^ «Таинственные золотые конусы «шапки древних волшебников» » . Телеграф.co.uk . Проверено 5 декабря 2021 г.
- ^ Золото и культ бронзового века . Германский национальный музей, Нюрнберг. 2003. стр. 220–237. ISBN 3-926982-95-0 .
- ^ «Жизнь и вера во время бронзового века», Новый музей, Берлин» Получено 13 марта 2022 г. .
Что особенно интересно, так это орнамент на [берлинской золотой шляпе], в котором закодирована сложная система счета, позволяющая вести календарные расчеты, особенно 19-го числа. -годичный цикл Солнца и Луны ... Звезда на кончике символизирует солнце, серпы и узоры в виде глаз представляют луну и Венеру, а круглые орнаменты в равной степени могут быть интерпретированы как изображения солнца или луны. .… Цикл Солнца определяет день и ночь и времена года, а Луна определяет деление года на месяцы и дни. Но лунный год короче солнечного года на одиннадцать дней. Вставочные дни были вставлены, чтобы совместить солнечные и лунные циклы. Эти знания отражены в орнаменте Золотой Шляпы. Штампованные узоры следует читать как календарь. Например, количество кругов в определенных декоративных областях равно двенадцати. лунные периоды 354 дня. Если добавить узоры в других декоративных областях, получится 365 дней солнечного года. Чтобы солнечный год и лунный год снова выровнялись, требуется 19 лет. В орнаменте шляпы закодировано, что в 19-летний цикл нужно вставить семь лунных месяцев. Могут быть сделаны и другие расчеты, например, даты лунных затмений. (…) Золотые шапки показывают, что астрономические знания сочетались с культовой деятельностью… Их, по-видимому, носили на протяжении нескольких поколений и в какой-то момент закапывали в землю во время священного акта, чтобы защитить их от осквернения и поместить в царство богов. . Похоже, что правители бронзового века совмещали мирскую и духовную власть.
- ^ Перейти обратно: а б Спербер, Лотар (2003). Спрингер, Тобиас (ред.). Золото и культ бронзового века . Германский национальный музей, Нюрнберг. стр. 215–216. ISBN 3-926982-95-0 .
С одной стороны, могила Кивика, безусловно, соответствует могилам меченосцев эпохи скандинавской бронзы. С другой стороны, уникальный цикл изображений и символов в его погребальной камере указывает на особый религиозный аспект. Серию открывает символическое изображение конической шляпы между двумя церемониальными топорами. Резонно предположить, что при жизни владелец могилы отличался не только статусным символом меча, но и жреческой конической шапкой и церемониальными топорами и, таким образом, также выполнял особую жреческую функцию. [...] Такую же тесную связь между светской знатью, символизируемой мечом, и, в частности, священнической функцией, можно также найти на некоторых наскальных рисунках в регионе Богусиан в Швеции. На них изображены люди, вооруженные мечами, в высоких конических шляпах и с поднятыми обеими руками в молитвенном жесте. Особого внимания заслуживает небольшая наскальная резьба в Гейтмаркене, которая напрямую связана с могилой Кивика посредством символа «лезвия топора» в сочетании с символом колеса. « Английский перевод: С одной стороны, гробница Кивика соответствует гробницам меченосцев нордического бронзового века. С другой стороны, уникальный живописный и символический цикл погребальной камеры указывает на особое религиозное измерение. Серию изображений открывает символическое изображение конической шляпы между двумя церемониальными топорами. Предположение позволяет предположить, что хозяин гробницы при жизни отличался не только статусным символом меча, но и жреческой конической шапкой и церемониальными топорами и, таким образом, выполнял также специфически жреческие функции. [...] Такая же тесная связь светской знати, символизируемой мечом, и конкретно жреческой функции обнаруживается и на некоторых наскальных изображениях региона Богусиан в Швеции. На них изображены люди в доспехах с мечами, одетые в высокие конические шляпы и с поднятыми обеими руками в молитвенном жесте. Примечателен небольшой петроглиф Гейтмаркена, который непосредственно связан с гробницей Кивика символом «лезвия топора» в сочетании с символом колеса.
- ^ Менгин (2000), см. библиографию.
- ^ Источник: Менгин (2000).
- ^ «Жизнь и вера в эпоху бронзового века», Новый музей, Берлин» . Проверено 13 марта 2022 г.
- ^ Пастор, Эмилия (весна 2015 г.). «Символика атмосферных явлений в изображениях бронзового века» . Электронный журнал венгерской археологии .
очень важный символ, состоящий из пяти кругов, которому известны многочисленные аналогии... можно найти на знаменитом, так называемом Золотом конусе Эзельсдорфа-Буха или Берлинской золотой шляпе, оба из позднего бронзового века (14-14 вв.). VIII в. до н.э.), а также на знаменитой золотой диадеме из одной из микенских шахтных могил.
- ^ Хансен, Ральф; Ринк, Кристина (2008). «Календари и затмения - некоторые размышления об астрономии бронзового века». В Вольфшмидте, Гудрун (ред.). Доисторическая астрономия и этноастрономия . Нордерштедт под Гамбургом: книги на заказ. стр. 401–431. ISBN 978-3-8370-3131-7 .
- ^ Хансен, Ральф; Ринк, Кристина (2014). «Комбинация чисел 32/33 как индикатор лунно-солнечного календаря с переключением Плеяд». В Вольфшмидте, Гудрун (ред.). Небо над Тюбингеном . Традиция ГмбХ. стр. 401–431. ISBN 978-3-7323-1896-4 .
- ^ "Дышина-Нова Гуть. Золотой диск с чеканным декором, курганная культура (1650-1250 до н.э.)" . Музей Западной Чехии в Пльзене .
- ^ Бузек, Ян (2018). Исследования гомеровской Греции . Карлов университет. п. 205. ИСБН 978-80-246-3561-3 .
Западночешские золотые медальоны с двенадцатью выступами представляют собой упрощенные календари из золотых конусов.
- ^ «Две аппликации» . Национальный музей Словении . 2022.
Эти необычные аппликации были частью сокровищ, заложенных в бронзовом веке в качестве подношения богам на берегу озера Блед. Престижные золотые аппликации также указывают на то, что озеро было важным центром культа. ... Подобные аппликации обнаружены в Швейцарии, Баварии и Венгрии, главным образом в укрепленных поселениях бронзового века и в могилах богатых женщин. ...На орнаменте имеются отметки солнечного и лунного года.
- ^ «Золотой воротник» . Новый музей, Берлин . Проверено 13 марта 2022 г.
В музее есть три таких золотых ошейника, которые, как полагают, принадлежат трем разным кладам, найденным рядом. Они были найдены вместе с золотой проволокой, ожерельями из кости и янтарными бусами и ракушками. они особенно важны как с точки зрения ремесла, так и с точки зрения истории культуры и, вероятно, принадлежали женщине с высоким социальным статусом. Они украшены круглым орнаментом и поэтому похожи на примерно современную Берлинскую золотую шляпу и золотые чаши Эберсвальде.
- ^ Пастор, Эмилия (весна 2015 г.). «Символика атмосферных явлений в изображениях бронзового века» . Электронный журнал венгерской археологии .
В Венгрии также были обнаружены находки, которые с археоастрономической точки зрения похожи на небесный диск Небры или содержат еще больше возможностей для научного анализа. Одним из примеров является золотой браслет из Дунавече... Его система мотивов и символов гораздо сложнее и богаче, чем у небесного диска. Два солнечных диска можно четко идентифицировать в точке пересечения кривых, похожих на усики, которые представляют собой либо дугу серпа Луны, либо нос лодки. Между двумя солнечными дисками находится очень важный символ, состоящий из пяти кругов, которому известны многочисленные аналогии. Это можно найти на знаменитом, так называемом Золотом конусе Эзельсдорфа-Буха или Берлинской золотой шляпе, как эпохи поздней бронзы (XIV–VIII вв. до н.э.), так и на знаменитой золотой диадеме из одного из микенских памятников. шахтные могилы, возможно, одновременные.
- ^ «Золотая церемониальная шляпа / диск Хегермюле» . Новый музей в Берлине .
Другие предметы бронзового века доказывают, что астрономические знания часто сохранялись в закодированной форме на ценных и священных предметах. ... Особенно впечатляют солнечные и лунные календари, закодированные в цифровом орнаменте поясного диска из Хегермюле в Бранденбурге, Германия.
- ^ «Диск ремня Heegermühle» . Новый музей Берлина .
- ^ «Клад из Боргбьерг Банке» . Национальный музей Дании .
- ^ «Конус Авантона» Musée d'Archaeologie Nationale, Париж» Получено 8 апреля 2022 года .
. Весьма важно, что единственный конус, археологический контекст которого известен нам, шляпа Шифферштадта, был обнаружен связанным с тремя топорами с каблуками, организованными в лучистую форму. манера на краю шляпы, пятка изящно упирается в центральную часть колпака, в композиции, которая не связана ни с чем случайным. Мы находим эту комбинацию конуса/топора на некоторых гравированных стелах из Северной Европы, особенно в Кивике в . Швеции перевод: «Вполне важно, что единственный конус, археологический контекст которого нам известен, шляпа Шифферштадта, был обнаружен в сочетании с тремя топорами пяток, расположенными радиально на полях шляпы, при этом пятка изящно упиралась в Центральный колпачок, композиция которого не является случайной. Эту комбинацию конуса и топора можно найти на некоторых гравированных стелах Северной Европы, особенно в Кивике в Швеции.
Библиография
[ редактировать ]- Золото и культ бронзового века . (Каталог выставки). Германский национальный музей, Нюрнберг, 2003 г. ISBN 3-926982-95-0
- Вильфрид Менгин (редактор): Acta Praehistorica et Archaeologica. Унзе, Потсдам, 32.2000, с. 31-108. ISSN 0341-1184
- Петер Шауэр: Конусы из листового золота бронзового века – вклад в культурную связь между Востоком и Центральной Европой. Хабельт, Бонн, 1986 г. ISBN 3-7749-2238-1
- Герхард Ботт (ред.): Конус из листового золота из Эзельсдорфа. (Выставочный кот.). Тайсс, Штутгарт, 1983 г. ISBN 3-8062-0390-3
- Марк Шмидт: О шляпах, шишках и календарях, или Ослепительный свет Востока. в: Этнографо-археологический журнал. Берлин 43.2002, с. 499-541. ISSN 0012-7477
- Вернер Шретер, Карл-Фридрих Лебкухер, Александр Кох (редактор), Лотар Шпербер: Золотая шляпа Шифферштадта (музейная книга) , Исторический музей Пфальца Шпейер, Шпейер, 2008 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Подробная информация об экземпляре Эзельсдорфа (на немецком языке)
- Таинственные золотые конусы «шляпы древних волшебников» , Daily Telegraph , 17 марта 2002 г. Проверено 27 января 2016 г.
- Золотая шляпа Шифферштадта: астрономически значимое месторождение? (Амендола, 2021 г.)
- Календарь Венеры на Берлинской золотой шляпе (Шмидт-Калер, 2012 г.) (на немецком языке)