История медицинского диагноза
История медицинской диагностики началась всерьез со времен Имхотепа в Древнем Египте и Гиппократа в Древней Греции , но она далека от совершенства, несмотря на огромное количество информации, полученной в результате медицинских исследований, включая секвенирование человеческого генома . В диагностической практике по-прежнему доминируют теории, возникшие в начале 20 века.
Античность
[ редактировать ]Древний Египет
[ редактировать ]Египетский медицинский учебник , «Папирус Эдвина Смита» написанный Имхотепом ( 2630–2611 до н.э.), был первым, в котором метод диагностики применялся для лечения болезней. [1] Врачи в Древнем Египте могли ставить диагноз только на основании симптомов, никаких тестов не проводилось. [2] Большинство врачей того времени обладали способностью выявлять проблемы с пищеварительным трактом, сердечно-сосудистой системой, селезенкой, печенью и менструальным циклом; Однако медицинские процедуры и врачи высшего уровня использовались только членами королевской семьи и богатыми египтянами. [2]
Первый тип современной медицинской помощи был обнаружен в Древнем Египте (3300–525 гг. до н.э.). Древние египтяне верили, что связь человека со Вселенной определяет его здоровье. [3] Следовательно, они не делали существенной разницы между медициной и магией. [3] Папирус Эберса реализовал основную концепцию здоровья и болезней, которая гласит, что в организме есть двадцать два МТВ (сосуда), которые соединяются с телом такими важными веществами, как сперма, слизь, слезы, воздух и кровь. [4]
Древняя Вавилония
[ редактировать ]медицинский учебник Вавилонский , «Диагностический справочник» , написанный Эсагиль-кин-апли (1069-1046 гг. до н.э.), представил использование эмпиризма , логики и рациональности в диагностике болезни или недуга. [5] В книге использованы логические правила объединения наблюдаемых симптомов на теле больного с его диагнозом и прогнозом . [6] Он описал симптомы многих разновидностей эпилепсии и связанных с ней заболеваний, а также их диагноз и прогноз. [7] оба они сыграли значительную роль в практике вавилонской медицины . [8] [а]
Вавилонским врачам приходилось уделять очень пристальное внимание пациенту и каждому признаку его тела, который мог иметь отношение к болезни. Их очень заботила температура тела. Врачи могли определить температуру только по ощущениям. У них было множество классификаций для каждого слегка отличающегося повышения и понижения температуры у пациента и того, как следует лечить этого человека. Еще один способ диагностики проблем заключался в осмотре всех возможных пораженных участков. Они внесли большой вклад в диагностику таких проблем, как пневмония, наблюдая за горлом и мокротой больного человека. [9]
Древний Китай
[ редактировать ](ТКМ) , предшествовавшая вавилонской и египетской медицине, Традиционная китайская медицина была описана в древнем китайском тексте «Желтого императора».Внутренний канон или Хуанди Нейцзин, датируемый первым [10] или второй [11] век до нашей эры.Четыре диагностических метода традиционной китайской медицины [12] которые все еще практикуются сегодня, - это инспекция, [13] слушая и нюхая, [14] расследование [15] и пальпация. [16]
Древняя Греция
[ редактировать ]Более двух тысяч лет назад Гиппократ зафиксировал связь между болезнями и наследственностью. Подобным образом Пифагор отметил связь между обменом веществ и наследственностью (аллергия на фавские бобы). Однако медицинское сообщество лишь недавно признало важность генетики и ее актуальность для основной медицины .
Практики Гиппократа по-прежнему имеют решающее значение для типичных медицинских процедур, поведения у постели больного и ухода за пациентами. У Гиппократа был метод, который он постоянно использовал, чтобы лучше понять каждую медицинскую проблему своего пациента и то, что следует делать, чтобы помочь им вылечиться. Часть методов медицинской диагностики Гиппократа заключалась в том, что он старался понять и внимательно выслушать то, что пациент рассказывал ему о своем физическом и/или психическом состоянии, а также историю событий, которые привели его в конечном итоге к его состоянию. забота. Помимо сбора информации и анамнеза пациента, Гиппократ также внимательно наблюдал за четырьмя жидкостями: кровью, мокротой, желтой желчью и черной желчью, чтобы помочь ему продолжить диагностические процедуры. Методы Гиппократа в значительной степени отвечают за несколько различных медицинских показателей, касающихся ухода за пациентами и их здоровья. Например, Гиппократ подчеркивал приоритетность, которую должен соблюдать врач, а именно забота о здоровье своего пациента. Это был монументальный шаг в медицинской практике, поскольку в древней медицине это было не так распространено, как должно было быть. Шаги, которые подчеркивал Гиппократ, были перенесены в современную медицину и процессы, которые выполняются для того, чтобы понять состояние пациента и продолжить постановку официального диагноза. Помимо его большого вклада в процесс диагностики пациентов, методы Гиппократа также сыграли решающую роль в установлении высоких стандартов того, как врач должен лечить пациента. [17]
Хотя Пифагор, возможно, и не внес столь большого вклада в медицинскую диагностику и связанные с ней процедурные концепции, он внес значительный вклад в другие важные аспекты, которые значительно помогли медицинской области. Основным примером того, как Пифагор внес большой вклад в медицину своими наблюдениями, являются его исследования фасоли. В этом эксперименте Пифагор обнаружил, что, хотя некоторые люди могут есть конские бобы и не иметь никакой реакции, другие люди могут их есть, и это может вызвать, возможно, фатальную реакцию - независимо от того, насколько здоровыми были оба человека до употребления конских бобов. Благодаря этому эксперименту открытия Пифагора смогли быть использованы учеными в качестве строительных блоков для лучшего понимания того, как генотип может влиять на то, как разные люди реагируют на разные продукты или вещества. Во времена Пифагора единственным реальным способом сделать свои выводы были наблюдения невооруженным глазом. Однако благодаря большому прогрессу, достигнутому в области технологий, современные учёные смогли более тщательно изучить детали открытий Пифагора. Например, исследователи смогли точно определить, что те, у кого были фатальные реакции в эксперименте Пифагора с фасолью, вероятно, имели дефицит G6PD, что может привести к гемолизу у людей, которые глотают фасоль и имеют этот специфический дефицит. Без наблюдений Пифагора в ходе его эксперимента современные исследования не имели бы ранней основы для генетических исследований и теорий. [18]
Древняя Колумбия
[ редактировать ]Доколумбовая медицина была обнаружена в мезоамериканских культурах, которые начались в 1500 году до нашей эры и закончились испанскими завоевателями в 1521 году. Мезоамериканские культуры существовали до майя или тольтеков, и впоследствии мезоамериканская медицина использовалась многими культурами. Бернардино де Саагун, Франсиско Эрнандес и кодекс Круса-Бадиано восстановили историю медицинского диагноза. В основном они использовали растения и травы для лечения болезней. Продвигаясь со временем, они позже использовали сложную и философскую теорию лечения, основанную на религии, астрономии, гадании и полярности. Мезоамериканские культуры издавна считали, что каждая культура способна вылечить любую болезнь и найти лекарство от нее, просто поняв ее значение и происхождение. [19]
Средний возраст
[ редактировать ]Исламский мир
[ редактировать ]Арабский врач ( Абулкасис Абу аль-Касим аз-Захрави ) писал о гематологии в своем «Ат-Тасрифе» (1000 г.). Он предоставил первое описание гемофилии , наследственного генетического заболевания , в котором он описал андалузскую семью, мужчины которой умерли от кровотечения после легких травм. [20]
Персидский врач ( Авиценна Ибн Сина , 980–1037) в «Каноне медицины» (1025) выдвинул идею синдрома в диагностике конкретных заболеваний. [21]
Всего в «Каноне медицины» Авиценна написал пять разделов. Первая книга содержала такие темы, как функции человеческого тела, понимание симптомов и их причин, а также способы классификации болезней. Во второй книге перечислены различные лекарства, использовавшиеся в то время. Третья книга внесла существенные дополнения к тому, что было известно в то время о различных заболеваниях головы, включая мигрень и многие другие. В четвертой книге Авиценна написал о том, какую информацию он собрал, касающуюся болезней внутри тела, таких как лихорадка и проблемы с желудком. Наконец, его пятая книга в «Каноне медицины» была посвящена различным лекарствам от болезней и тем, какие ингредиенты необходимы для их приготовления. [22]
Средневековая Европа
[ редактировать ]
Врачи использовали множество различных методов для анализа дисбаланса четырех жидкостей в организме. Для диагностики заболеваний наиболее широко использовалась уроскопия. Врачи собирали мочу пациентов в колбу под названием «матула». [23] Матула имела специфическую форму и имела четыре области — круговую, поверхностную, субстанцию и глазное дно — которые соответствовали областям тела. Циркул соответствовал голове; поверхности соответствовали груди; субстанция соответствовала брюшной полости; глазное дно соответствовало репродуктивным и мочевыделительным органам. Мочу исследовали по четырем критериям: цвет, консистенция, запах и наличие осадка. [24] Врачи проанализировали мочу по четырем критериям и использовали их, чтобы указать, где имеется дисбаланс четырех жидкостей в зависимости от их расположения в матуле. [23] Врачи также исследовали кровь посредством флеботомии: они наблюдали за вязкостью и цветом крови, когда она вытекала из организма пациента и/или содержалась во флаконе. Цвет и вязкость указывали на наличие у пациента острого, серьезного или хронического заболевания; что также помогло врачу с дальнейшими действиями. [25]
Врачи также наблюдали пульс пациента путем пальпации; этот метод выполнялся путем тщательного отслеживания частоты, мощности и темпа пульсирующей артерии. Интерпретируя пульс, врач мог диагностировать тип лихорадки, которая была у пациента. [26] Астрологический диагноз был наименее используемым методом диагностики болезней. Диагноз ставился на основании положения Луны по отношению к созвездиям, которые были связаны с разными областями тела (голова, руки, грудь и т. д.). [27] Врачи будут диагностировать болезнь, сочетая знания знаков зодиака и гуморальной медицины. [28]
Современная эпоха
[ редактировать ]19 век
[ редактировать ]В 1-й половине 19 в. известный английский физиолог Маршалл Холл подчеркивал необходимость сохранения тесной связи теории и практики в медицине. [29] Он написал «О диагнозе» (1817 г.) и «Принципы диагностики» (1834 г.).
Ослерианская практика
[ редактировать ]Идеалы Уильяма Ослера , который изменил медицинскую практику в начале 1900-х годов, были основаны на принципах диагностики и лечения болезней . По мнению Ослера, функции врача заключались в том, чтобы уметь идентифицировать болезнь и ее проявления, а также понимать ее механизмы и способы ее предотвращения или лечения. Он считал, что для своих студентов-медиков лучшим учебником является сам пациент, а анализ патологической анатомии и патологии ключом к этому был . Идеал Ослера сохраняется и сегодня, поскольку в основе стратегии врача лежит вопрос: «Какое заболевание у этого пациента и как лучше всего его лечить?» Особое внимание уделяется классификации заболевания, чтобы использовать доступные средства для устранения или улучшения его последствий. Рассматриваемый человек является представителем класса людей с этим типом заболевания; биологической индивидуальности этого человека не придается большого значения.
Преемником Уильяма Ослера на посту королевского профессора Оксфорда стал Арчибальд Гаррод . Гаррод повторил наблюдения своих греческих коллег, сделанные два тысячелетия назад: « ...наша химическая индивидуальность обусловлена нашими химическими достоинствами, а также нашими химическими недостатками; и более верно будет сказать, что факторы, которые наделяют нас предрасположенностью и иммунитетом к различным несчастьям, которые называются болезнями, присущи самой нашей химической структуре; и даже в молекулярных группах, которые придают нам индивидуальность и которые пошли на образование хромосом, из которых мы произошли. [ нужна ссылка ] Поскольку Гаррод практиковал в начале 1900-х годов, задолго до того, как были открыты знания о ДНК кодирующих генах, , которые, в свою очередь, кодировали белки, ответственные за структуру и функции тела, потребовалось некоторое время, прежде чем медицина смогла полностью оценить фундаментальную важность его концепции диагностики.
В то время как Ослер заложил основополагающие принципы, согласно которым должна практиковаться медицина, Гаррод поместил эти принципы в более широкий контекст химической индивидуальности, которая передается по наследству и подчиняется механизмам эволюционного отбора. Ослеровский идеал медицинской практики продолжает доминировать в медицинской философии и сегодня. Пациент – это совокупность симптомов , которые необходимо охарактеризовать и алгоритмически проанализировать , чтобы поставить диагноз и впоследствии разработать стратегию лечения. Медицина – это решения, основанные на проблемах. профиля пациента В соответствии с этой философией, сегодняшние отчеты о патологии предоставляют мгновенный снимок биохимического , подчеркивая конечный результат патологического процесса.
Влияние технологии ДНК
[ редактировать ]Концепция биологической индивидуальности Гаррода была подтверждена с появлением секвенирования человеческого генома. Наконец, тонкая связь между наследственностью, индивидуальностью и окружающей средой стала очевидной благодаря вариациям, обнаруженным в ДНК. В ДНК каждого пациента заложен сценарий того, как его тела будут меняться и заболевать, а также как они будут справляться с воздействиями окружающей среды с начала своей жизни и до ее конца. Есть надежда, что, зная гены пациента, можно будет выявить биологические сильные и слабые стороны в отношении этих атак и можно будет предсказать болезненные процессы до того, как они получат возможность проявиться. Хотя знания в этой области еще далеки от совершенства, на основе этого уже существуют медицинские вмешательства. Что еще более важно, врач, заранее предупрежденный об этом, может направить пациента к соответствующим изменениям образа жизни, чтобы предвидеть и смягчить болезненные процессы.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Гинзбург (1984) подчеркивает значение вавилонской медицины в своем обсуждении предположительной парадигмы, о чем свидетельствуют методы Джованни Морелли , Зигмунда Фрейда и Шерлока Холмса, в свете логики Чарльза Сандерса Пирса, основанной на предположениях или абдуктивных рассуждениях .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Папирус Эдвина Смита» . Британская энциклопедия . Проверено 28 января 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бергер 1999 .
- ^ Перейти обратно: а б Метвали и др. 2021 .
- ^ Марк 2022 .
- ^ Horstmanshoff, Stol & Tilburg 2004 , pp. 97–98.
- ^ Horstmanshoff, Stol & Tilburg 2004 , p. 99.
- ^ Stol 1993 , p. 5.
- ^ Гинзбург 1984 , стр. 90–91.
- ^ Скарлок и Андерсен 2005 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Сивин 1993 .
- ^ Нидхэм и Лу 1980 , стр. 89–90.
- ^ «В традиционной китайской медицине существует четыре метода диагностики» . Изучите ТКМ . Архивировано из оригинала 18 февраля 2012 г. Проверено 28 января 2012 г.
- ^ Дэн 1999 , стр. 3–55, 1. Осмотр.
- ^ Дэн 1999 , стр. 56–62, 2. Слушание и обоняние.
- ^ Дэн 1999 , стр. 63–82, 3. Исследование.
- ^ Дэн 1999 , стр. 83–162, 4. Пальпация.
- ^ Клейсиарис, Сфакианакис и Папатанасиу, 2014 .
- ^ Пирмохамед 2001 .
- ^ Пенья 2002 .
- ^ Скиннер 2001 .
- ^ Гудман 2003 , с. 155.
- ^ Ульмманн 1978 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Перейти обратно: а б Даль Кантон и Кастеллано, 1988 .
- ^ Виттерн-Стерзель 1999 .
- ^ Диамандопулос и Гаудас 2005 .
- ^ Уоллис 2000 .
- ^ Линдберг и Шанк 2013 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Муни 1984 .
- ^ Мануэль 1996 , стр. 45–46.
Источники
[ редактировать ]- Бергер Д. (июль 1999 г.). «Краткая история медицинской диагностики и зарождения клинической лаборатории. Часть 1 - С древнейших времен до XIX века». Мло . 31 (7): 28–30, 32, 34–40. ПМИД 10539661 .
- Даль Кантон А, Кастеллано М (август 1988 г.). «Теория образования мочи и уроскопическая диагностика в Медицинской школе Салерно» . Почки Интернешнл . 34 (2): 273–277. дои : 10.1038/ki.1988.176 . ПМИД 3054223 .
- Дэн Т. (1999). «Раздел первый: Методы исследования» . Практическая диагностика в традиционной китайской медицине (5-е переиздание, изд. 2005 г.). Эльзевир. стр. 1–162. ISBN 978-0-443-04582-0 . LCCN 98037012 . ОСЛК 98037012 .
- Диамандопулос А.А., Гаудас ПК (2005). «Поздний греко-римский и византийский вклад в развитие лабораторных исследований телесных экскрементов. Часть 2: мокрота, рвота, кровь, пот, вскрытие». Клиническая химия и лабораторная медицина . 43 (1): 90–96. дои : 10.1515/CCLM.2005.014 . ПМИД 15653449 . S2CID 23368409 .
- Гинзбург С (1984). «Морелли, Фрейд и Шерлок Холмс: подсказки и научный метод». В Eco U, Себеок Т. (ред.). Знак трёх: Дюпен, Холмс, Пирс . Блумингтон, Индиана: Семинар по истории, Издательство Университета Индианы. стр. 81–118. ISBN 978-0-253-35235-4 . LCCN 82049207 . OCLC 9412985 .
- Гудман Л.Е. (2003). Исламский гуманизм . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-513580-0 . LCCN 2002071525 . OCLC 472527462 .
- Хорстмансхофф Х.Ф., Стол М., Тилбург К. (2004). Магия и рациональность в древней ближневосточной и греко-римской медицине . Издательство «Брилл» . ISBN 978-90-04-13666-3 . LCCN 2004050576 . OCLC 217878445 .
- Клейсиарис КФ, Сфакианакис К, Папатанасиу IV (15 марта 2014 г.). «Практика здравоохранения в Древней Греции: идеал Гиппократа» . Журнал медицинской этики и истории медицины . 7 :6. ПМК 4263393 . ПМИД 25512827 .
- Линдберг, округ Колумбия, Шанк М.Х. (2013). Кембриджская история науки. Том 2, Средневековая наука . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/CHO9780511974007 . ISBN 9780511974007 .
- Мануэль Д.Е. (1996). Маршалл Холл (1790-1857): Наука и медицина в раннем викторианском обществе . Клио медика. Том. 37. Родопи.
- Марк Джей-Джей (декабрь 2022 г.). «Египетские методы лечения» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 8 декабря 2022 г.
- Метвали А.М., Гонейм М.М., Эйсса И.Х., Эльсехеми И.А., Мостафа А.Е., Хегази М.М. и др. (октябрь 2021 г.). «Традиционная древнеегипетская медицина: обзор» . Саудовский журнал биологических наук . 28 (10): 5823–5832. дои : 10.1016/j.sjbs.2021.06.044 . ПМЦ 8459052 . PMID 34588897 . S2CID 237930766 .
- Муни Л.Р. (октябрь 1984 г.). «Среднеанглийский сборник стихов по астрологической медицине» . Медицинская история . 28 (4): 406–419. дои : 10.1017/s0025727300036280 . ПМК 1140013 . ПМИД 6390033 . ПроКвест 1301887378 .
- Нидэм Дж. , Лу Г.Д. (1980). Небесные Ланцеты . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-21513-8 . LCCN 79041734 . OCLC 638024213 .
- Пенья Дж. К. (2002). «Понятие болезни и заболеваний почек в медицине науатль. Синтез мезоамериканской доколумбовой медицины» [Понятие болезни и заболеваний почек в медицине науатль. Синтез мезоамериканской доколумбовой медицины. Журнал клинических исследований (на испанском языке). 54 (5): 474–481. ПМИД 12587423 .
- Пирмохамед М. (октябрь 2001 г.). «Фармакогенетика и фармакогеномика» . Британский журнал клинической фармакологии . 52 (4): 345–347. дои : 10.1046/j.0306-5251.2001.01498.x . ПМК 2014592 . ПМИД 11678777 .
- Скарлок Дж. А., Андерсен Б. Р. (2005). Диагнозы в ассирийской и вавилонской медицине: древние источники, переводы и современный медицинский анализ . Издательство Университета Иллинойса. ISBN 978-0-252-02956-1 . JSTOR 10.5406/j.ctt2ttfm5 .
- Сивин Н. (1993). « Хуан-ти нэй-цзин » [Внутренний канон Желтого императора]. В Loewe M (ред.). Ранние китайские тексты: Библиографический справочник . Беркли: Институт восточноазиатских исследований Калифорнийского университета, Беркли. ISBN 978-1-55729-043-4 . LCCN 93040281 . OCLC 29356935 .
- Скиннер П. (2001). «Унани-тибби» [обозначает арабскую или исламскую медицину]. Энциклопедия альтернативной медицины.
- Стол М (1993). Эпилепсия в Вавилонии . Издательство «Брилл» . ISBN 978-90-72371-63-8 . OCLC 29232876 .
- Ульмнн М (1978). Исламская медицина . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-0907-9 . JSTOR 10.3366/j.ctvxcrv7d .
- Уоллис Ф. (август 2000 г.). «Знаки и чувства: диагностика и прогноз в раннесредневековых текстах о пульсе и моче». Социальная история медицины . 13 (2): 265–278. дои : 10.1093/шм/13.2.265 . ПМИД 14535256 .
- Виттерн-Стерзель Р. (декабрь 1999 г.). «Диагноз: врач и стакан мочи». Ланцет . 354 Дополнение (SIV13): SIV13. дои : 10.1016/S0140-6736(99)90356-2 . ПМИД 10691423 . S2CID 5274660 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гасемзаде Н., Зафари А.М. (2011). «Краткое путешествие в историю артериального пульса» . Кардиологические исследования и практика . 2011 : 164832. дои : 10.4061/2011/164832 . ПМК 3147130 . ПМИД 21811677 .
- Холфорд-Стривенс Л. (1993). «Гармоничный пульс». Классический ежеквартальный журнал . 43 (2): 475–479. дои : 10.1017/s0009838800040015 . ПМИД 16437837 . S2CID 38648246 .
- Шамси М., Ахверди Ф., Чангизи Аштияни С. (июль 2014 г.). «Краткий обзор взглядов Разеса, Авиценны и Джоржани на диагностику заболеваний посредством исследования мочи» . Иранский журнал заболеваний почек . 8 (4): 278–85. ПМИД 25001133 .