Принудительная ассимиляция в Азербайджане
![]() | Эту статью предложено объединить со статьей «Принудительная ассимиляция талышей в Азербайджане» . ( Обсудить ) Предлагается с марта 2024 г. |
Азербайджан проводил целенаправленную политику насильственной ассимиляции этнических меньшинств с советских времен ( Азербайджанская ССР ) и до настоящего времени. Нетюркские народы, такие как талыши , лезгины , таты и другие подверглись насильственной азербайджанизации ( тюркификации ).
В советский период политику проводили: [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
- провозглашение нетюркских мусульманских народов Азербайджанской ССР этническими группами тюркского азербайджанского народа
- манипулирование переписью населения
- постоянно подчеркивая общность истории и близость культур, в том числе в научных публикациях.
Советский период
[ редактировать ]В СССР азербайджанцы считались «титульной нацией» и их название совпадало с названием союзной республики — Азербайджанской ССР. Все остальные народы (талыши, таты, лезгины, грузино-ингилойцы и другие) на ее территории считались «нетитульными меньшинствами». Хотя на общесоюзном и республиканском уровнях «нетитульные» народы имели равные права с «титульными» азербайджанцами, на практике к ним не относились одинаково. [ 5 ] С течением времени дисбаланс сил между «титульными» азербайджанцами и нетитульными национальностями становился все более явным. Азербайджанцы стали основными бенефициарами политики и практики нативизации в республике. После 1930-х годов ситуация усилилась в отношении нетитульных меньшинств Азербайджана, которые испытывали ограниченный или отсутствующий доступ к эквивалентным национальным правам, включая поддержку национальной культуры, содействие развитию родного языка и т. д. этнические группы столкнулись с растущим ассимиляционным давлением, вынуждающим их идентифицировать себя как часть «титульной» азербайджанской национальности. [ 6 ]
Руководство Азербайджана проводило политику дискриминации этнических меньшинств как до распада СССР, так и после него. [ 7 ]
По словам Кристы Гофф, для оправдания политики ассимиляции в отношении нетитульных меньшинств азербайджанские чиновники и ученые с 1950-х годов все чаще стали говорить о «якобы древнем, местном происхождении азербайджанской нации», вписывая этнические меньшинства в ее историю. Таким образом, подчеркивая, что талыши и другие народы Азербайджанской ССР «происходят от того же древнего населения», что и азербайджанцы (азербайджанские тюрки), они пытались выдать «формирование определяемого азербайджанцами советского азербайджанского народа» за «естественный , многовековой процесс, а не результат насильственной ассимиляции, как утверждают некоторые меньшинства». [ 8 ]
Народы
[ редактировать ]Талыш
[ редактировать ]Год | Поп. | ±% |
---|---|---|
1939 | 87,510 | — |
1959 | 85 | −99.9% |
1970 | Талыши не зафиксированы | — |
1979 | Талыши не зафиксированы | — |
1989 | 21,196 | — |
От [ 9 ] |
Талышцы — коренной народ Талышского района . Это иранская этническая группа .
Талышцы пострадали от насильственной ассимиляции в Азербайджанской ССР. [ 7 ] [ 10 ] В 1950-е годы они пережили ассимиляционную политику со стиранием своей национальной категории из публичной сферы. [ 11 ]
Перепись 1939 года показала, что талыши составляют пятую по величине национальную общину в Азербайджанской ССР после азербайджанцев, русских, армян и лезгин, насчитывая 87 510 человек. Однако перепись 1959 года насчитала в Азербайджане лишь 85 человек талышской национальности. Официальное объяснение властей почти полного исчезновения тысяч талышей в этой переписи заключалось в том, что «талыши добровольно и массово идентифицировали себя перед переписчиками как азербайджанцы». [ 12 ] В своей книге Криста Гофф документально показывает, что Центральное статистическое управление в Москве планировало включить категорию талышской национальности в перепись 1959 года, но эта категория была исключена в процессе сбора и отчетности по переписи в самом Азербайджане. [ 13 ]
Руководство Азербайджанской ССР использовало подтасованные данные переписи населения в советской этнографии, создав нарратив о «добровольной и полной ассимиляции» талышей, и что она произошла «естественным образом с течением времени, а не в результате искусственных манипуляций с сообществами меньшинств и их идентификацией». . [ 14 ] В дальнейшем последовало производство большого количества энциклопедического, этнографического, лингвистического, историко-географического и другого материала, развивавшего и воспроизводившего нарративы, призванные оправдать национальное «стирание» талышей и укрепить официальный миф об их «добровольной ассимиляции». » Советские этнографы подчеркивали их общие черты в культуре и быту с азербайджанцами и представляли «ассимиляцию» ираноязычных талышей тюркоязычными азербайджанцами как «впечатляющее достижение» советского государства, «этноисторический прогресс». [ 15 ] Так, например, в Большой Советской Энциклопедии стало говориться, что «в СССР талыши почти слились с азербайджанцами, которые очень близки по материальной и духовной культуре и поэтому не были выявлены в переписи 1970 года». [ 16 ] [ 17 ]
Эта политика ассимиляции оказывала большое социальное, политическое и экономическое давление на талышей и на их повседневную жизнь, побуждая их «слиться» с «титульной» азербайджанской нацией. Например, талыши не могли быть зарегистрированы как представители талышской национальности в официальных документах, а родители не могли записать своих детей в школы с обучением на талышском языке. Некоторые талыши обращались к властям с ходатайствами о своем праве называться талышами в правительственных документах, но все эти просьбы отклонялись властями до 1989 года. Другие, не находя другого выхода, принимали азербайджанское удостоверение личности, чтобы избежать дискриминации в повседневной жизни, поскольку Например, при приеме на работу. Криста Гофф также приводит истории талышей, которые признались, что из-за стигматизации своей национальности, отсутствия школ, книг и других ресурсов у талышей Азербайджана, а также отсутствия каких-либо предпочтений быть талышами, они отдали предпочтение азербайджанцам. самоидентификации и азербайджанского языка, даже опасаясь, что их дети могут столкнуться с дискриминацией, если они будут говорить по-азербайджански с талышским акцентом. Представители талышского народа часто усваивали эти ассимиляционные нарративы о себе, которые им рассказывали и которые они находили в энциклопедиях, статьях и других печатных материалах. [ 18 ]
С 1960 по 1989 годы талыши не включались в переписи населения как отдельный этнос, так как считались частью азербайджанцев (азербайджанских тюрков).
В 1978 году часть талышей обратилась в Центральное статистическое управление в Москве и в газету «Правда» с коллективными жалобами на то, что переписчики отказались зарегистрировать их как талышей в предстоящей переписи 1979 года. На что они получили ответное письмо от начальника Отдела Всесоюзной переписи населения А.А. Исупова, в котором говорилось, что категория талышской национальности не будет включена в перепись, поскольку, - писал Исупов, ссылаясь на этнографический отчет об ассимиляции из талышей, талыши теперь азербайджанцы. [ 19 ]
В своей книге Криста Гофф приводит интервью с некоторыми талышцами: «Во время этих переписей [с 1959 по 1979 годы] нас никто не спрашивал о нашей национальности или самоидентификации. Переписчики сидели в районной или сельской канцелярии и заполняли национальный состав. населения заранее по указанию сверху. Затем нас попросили заполнить остальные строки». Респонденты также поделились с Гоффом историями о том, как переписчики записывали их как «азербайджанцев», когда они представлялись талышами, и отрицали само существование талышской национальности; Кроме того, при сборе информации для переписи работники избегали категорий родного языка и национальности. [ 20 ] Во время подготовки материалов к переписи населения 1970 года некоторые этнографы и картографы в Москве выражали сомнения в данных переписи, утверждая, что азербайджанские переписные органы «искусственно ассимилировали» талышей, чтобы «изобразить свой регион более этнически однородным», а азербайджанцев быть «более консолидированной», чем на самом деле. [ 13 ]
Лишь в 1989 году национальность талышей вернули в перепись, насчитали сразу 21 196 талышей.
По мнению Виктора Шнирельмана , поскольку в советские годы власти подвергли талышей «усиленной азербайджанизации», это создало среди них сепаратистские настроения. Это привело к «бунту» талышей после распада СССР, провозгласившим Талыш-Муганьскую автономную республику . [ 21 ]
Таты
[ редактировать ]Таты – коренной народ Кавказа. Это иранская этническая группа .
Таты подвергались насильственной ассимиляции в Азербайджанской ССР. [ 22 ] [ 23 ]
грузино-английский
[ редактировать ]По словам Кристы Гофф, «мусульмане-грузино-ингилуа в Советском Азербайджане испытывали значительное давление с целью идентифицировать себя как часть титульной азербайджанской нации. Хотя большинство этнографов продолжали относить христиан-грузино-ингилуа к грузинам, грузино-ингилуа-мусульмане в лучшем случае считались этнографической группой. грузинской нации и зарегистрирован как азербайджанец в советских паспортах и переписях». [ 24 ]
В 1962 году анонимная группа грузин-ингилуев Азербайджанской ССР обратилась к Никите Хрущеву с петицией о допущенных нарушениях их прав и умоляла его улучшить их положение, написав: «Мы любим языки всех республик нашего Советского Союза и их культуру […] почему бы и нет». любишь наш язык и нашу культуру»? [ 25 ]
Курды
[ редактировать ]
Год | Поп. | ±% |
---|---|---|
1921 | 32,780 | — |
1926 | 41,000 | +25.1% |
1939 | 6,000 | −85.4% |
1959 | 1,500 | −75.0% |
1970 | 5,000 | +233.3% |
1979 | В Азербайджане курдов не зарегистрировано | — |
1989 | 13,000 | — |
От [ 26 ] |
В начале СССР курды в Азербайджане составляли большинство в его западных регионах, соседних с Арменией. Большинство из них были фермерами и городскими торговцами и, в отличие от азербайджанцев-шиитов, были суннитами. В отличие от города Гянджа (позже Кировабад), где курды были почти полностью ассимилированы, территория, которая позже образовалась в Курдистанском уезде (известном курдам как Красный Курдистан, по-курдски : Kurdistana сор ), была почти полностью курдской. [ а ] 4 июля 1923 года Москва постановила, что Курдская область с главным городом Лачин вошла в состав Азербайджанской ССР. Нагорный Карабах и анклав Нахичевань, где проживало заметное курдское меньшинство, также вошли в состав Азербайджанской ССР. [ 28 ]
В 1923 году ЦК учредил Курдистанский уезд в составе Азербайджана со столицей в городе Лачин, а также курдский орган управления. были основаны курдские школы и педагогический институт В Шуше . Издавались книги на курдском языке, политический журнал «Советский Курдистан» («Советский Курдистан»). Также существовало вещание на курдском языке. Но самоуправление просуществовало недолго, и в 1929 году правительство Азербайджана превратило Красный Курдистан из уезда в округ, низшую территориальную единицу для нерусских национальностей. [ 29 ]
При Сталине политика властей Азербайджанской ССР по отношению к курдам была аналогична политике Турции . Они подвергались насильственной ассимиляции с манипулированием численностью населения, расселением некурдов в преимущественно курдских районах, подавлением публикаций и отменой курдского языка в качестве языка обучения в школах. Кроме того, в 1937 году они подверглись принудительной депортации в Казахстан , где их земли заселили азербайджанцы. [ 30 ] Как и многие другие (см., например, «Азербайджанизация Низами» ), курдские исторические деятели, такие как Шарафхан Бидлиси , Эхмеде Хани и вся династия Шаддадидов, были объявлены азербайджанцами. Курды, сохранившие во внутренних паспортах «курдское» гражданство, в отличие от лиц с «азербайджанским» гражданством не имели шансов трудоустроиться. Еще в 1960-х годах курдское отделение Института востоковедения в Баку было упразднено. [ б ] Политическое периодическое издание «Советский Курдустан» («Советский Курдистан»), хотя и продолжало издаваться в 1930-е годы, было переведено с курдского языка на турецкий с алфавитом, состоящим из кириллицы и латиницы, и освещало вопросы, не связанные с курдами. [ 31 ] [ 22 ] [ 32 ]
По словам Исмета Шерифа Ванлы , советская статистика по курдам ненадежна. [ 33 ] По переписи 1921 года в Азербайджане насчитывалось 32 780 курдов, в 1926 году — 41 000, в 1939 году — 6 000, в 1959 году — 1 500, в 1970 году — 5 000. В 1979 году курдов в Азербайджанской ССР не было зарегистрировано. А затем в 1989 году — 13 000 курдов. Когда советские курды обратились к властям с вопросом об «исчезновении курдов» ( курдский : Windabûna Kurdan ), официальное объяснение заключалось в том, что «они ассимилировались по объективным причинам», поскольку были мусульманами, как и азербайджанцы. Ванли отмечает, что в других мусульманских странах, где живут курды, таких как Турция , Ирак , Сирия и Иран , дело обстоит иначе. Более того, в 1988 году около 10 000 «потерянных» азербайджанских курдов вернули свои паспорта в Москву с просьбой изменить графу «национальность» с «азербайджанца» на «курд». Что касается цифр официальных переписей 1926, 1939 и 1959 годов, ученый Александр Беннигсен отмечает, что «большинство советских курдологов считают их недостаточными», и цитирует оценку советского курдолога Татьяны Аристовой о 160 000 курдов в 1954 году. [ 34 ] Ванли дает свою оценку 180 000 курдов в Азербайджанской ССР в 1990 году. [ 35 ]
В Туркменистане курды . также подверглись активной кампании ассимиляции без возможности обучения на курдском языке Они также участвовали в усилиях по восстановлению своего права на признание в качестве отдельного гражданства. [ 36 ]
20–21 мая 1988 года на демонстрации курдов, проходившей в Москве, среди других присутствовали группы из Азербайджанской ССР. Демонстранты потребовали от центрального правительства обеспечения безопасности повседневного существования курдов и восстановления Курдистана как автономного региона в составе Азербайджана. [ 37 ]
Лезгины и аварцы
[ редактировать ]Лезгины и аварцы живут на севере Азербайджана.
Политика в отношении лезгин и аварцев была аналогична политике в отношении талышей. Их заставили зарегистрироваться как «этнические азербайджанцы», столкнувшись с серьезными ограничениями в отношении их родного языка и культуры. В советское время этнические азербайджанцы активно расселились на севере страны, начав свою ассимиляцию. [ 38 ]
Армяне
[ редактировать ]Армяне также столкнулись с дискриминационной практикой. Но, несмотря на ограничения в своем национально-культурном развитии и политическом влиянии, армяне всегда сохраняли признанный статус своей национальности в Советском Азербайджане благодаря таким факторам, как численность их населения, особый статус Нагорно-Карабахской автономной области и присутствие соседней Армянской ССР. В отличие от других этнических групп в республике, многие армяне в Азербайджане имели относительно надежный доступ к образовательным ресурсам на родном языке, школам, газетам, радиопередачам и другой культурной поддержке. [ 39 ]
Проблемы с учебой
[ редактировать ]По словам Кристы Гофф, истории «нетитульных» народов советских республик, в том числе и Азербайджана, уделялось мало внимания. Ссылаясь на азербайджанскую исследовательницу Ираду Касумову, Гофф пишет:
Основная причина этого не только идеологическая; это вопрос доступности исходной базы, политической цензуры и методологии. Многие нетитульные меньшинства не были бюрократически признаны после 1930-х годов, что значительно усложнило их отслеживание в советских архивах. Существуют также значительные пробелы в истории и этнографии нетитульных меньшинств из-за репрессивной государственной практики. Во время Большого террора некоторые учёные из этих общин, а также некоторые из тех, кто их изучал, подверглись преднамеренной атаке, что привело не только к стиранию существующих знаний, но и показало всем, кто выжил, что изучение субреспубликанских меньшинств было потенциально опасным. . Таким образом, не имея убедительных нарративов о национальной политике после Второй мировой войны и нетитульных историях, советская историография в основном перепрыгивает через десятилетия развития практик, теорий и опыта в этой сфере, проводя слабые связи между 1930-ми и 1990-ми годами и упуская из виду формирующие послевоенные десятилетия, которые породили значительные национальные движения. [ 40 ]
В конце 1930-х годов советский режим централизовал категоризацию населения вокруг доминирующих национальностей, резко сократив национальные структуры поддержки «нетитульных» национальностей, такие как местные советы (советы), школы, пресса и т. д. Это привело к упадку бюрократических процессов, которые ранее документировали эти меньшинства, отодвигая их идентичность дальше на периферию. Уменьшение архивной заметности «нетитульных» меньшинств отражало переход государства от политики сохранения к политике ассимиляции по отношению к ним. Следовательно, это представляет собой значительные практические и концептуальные препятствия для архивных исследований. [ 41 ]
По словам Ирады Касумовой, репрессии 1936–1937 годов, направленные против деятелей культуры меньшинств и ученых, изучавших этнические меньшинства в Азербайджанской ССР (таких как А. Букшпан, изучавший курдов в начале 1930-х годов), подавили дальнейшую работу в этой области. [ 42 ]
В современном Азербайджане различные директора и сотрудники архивов говорили Гоффу, что «[она] тратила впустую [свое] и их время, потому что изучение национальных меньшинств после 1930-х годов было анахронизмом». Ее возможность доступа к архивам была жестко ограничена из-за продолжающегося конфликта в Нагорном Карабахе и исторического контекста автономистских и сепаратистских движений в Азербайджане. [ 43 ] Поскольку она изучала этнические меньшинства, ее часто обвиняли в том, что она «армянская шпионка» или «намерена совершить измену или сеять сепаратизм». Кроме того, были очевидны институциональные ограничения: архивариусы сообщили ей, что заказанные ею файлы либо недоступны, либо уничтожены (включая сожжение). Также директор бывшего архива Компартии в Баку в присутствии сотрудников архива объявил ее «сепаратисткой» и отозвал у нее пропуск на территорию объекта. По ее словам, «эти ограничения доступа к источникам и институциональной поддержки не только ограничивают доступную нам историю; они также помогают объяснить, почему нетитульные меньшинства недостаточно представлены в исторических записях, а также почему так много людей хотят, чтобы так и оставалось». сегодня." [ 44 ] Личные интервью с представителями этнических меньшинств в местах их проживания осложняются атмосферой страха перед государственной слежкой и попаданием в тюрьму. Гофф пишет, что некоторые люди были допрошены полицией или государственными чиновниками просто потому, что пригласили к себе иностранку (то есть ее). [ 45 ]
Оценка
[ редактировать ]По мнению исследователей, «вытирание» народов из переписей населения было одним из основных способов увеличения «титульного» азербайджанского большинства в республике и его гомогенизации. [ 46 ] [ 47 ]
Отвечая на вопрос о решении национального вопроса в Азербайджане, Неймат Панахлы сказал: [ 48 ]
Нынешняя политика тюркизации в Азербайджане враждебна тюркскому миру, направлена на удержание тюркского народа в рабстве и является имперской политикой. Было время, когда люди различных этнических групп, проживающие в Азербайджане, регистрировались как азербайджанцы. Целью было стереть специфические черты этих этнических групп, и больше всего пострадали тюркские народы. В сегодняшнем Азербайджане курд знает, что он курд, талыш, что он талыш, лезгин, что он лезгин, тат, что он тат; даже если этнос состоит из пяти человек. Однако азербайджанцы вновь оказались в незавидном положении. Все кому не лень выступают по телевидению и спрашивают: «Какой правильный — тюркский или азербайджанский?». Но должен быть предел невежеству, нечестности и непристойности! Азербайджан – территориально-географическое название. Как «азербайджанец» может быть национальностью? Только потому, что политика государства заключалась в том, чтобы объявить это таковым. Запись по национальности должна определяться по выбору — турок, талыш, лезгин, курд, русский, еврей и т. д. Почему других людей беспокоит, когда мы говорим о «тюркском языке»? Нужен ли вам переводчик, когда вы разговариваете с турками из Турции? Я говорю по-тюркски.
По словам Кристы Гофф, «народный отказ признать ассимиляционную и дискриминационную практику в Азербайджане имел множество непредвиденных последствий, включая маскировку того, как прошлый опыт и практика продолжают формировать настоящее». [ 49 ]
Современный период
[ редактировать ]По данным Организации непредставленных наций и народов , этнические меньшинства в современном Азербайджане подлежат насильственной ассимиляции, в том числе талыши и лезгины. [ 50 ] [ 51 ] Международная группа по правам меньшинств также выражает обеспокоенность по поводу насильственной ассимиляции лезгин в Азербайджане. [ 52 ]
По словам Кристины Брэтт Полстон и Дональда Пекхэма, «[в] целом преобладает политика насильственной ассимиляции всех меньшинств, включая талышей, татов, курдов и лезгин» и «[в] Азербайджане существует ситуация тотальной лингвистической , культурное и политическое угнетение и принудительная ассимиляция». [ 53 ]
По словам Акбара Ахмеда , после того как страна обрела независимость в 1991 году, лезгины и аварцы Азербайджана «подверглись этническому национализму в стиле Ататюрка со стороны центра, в котором доминируют азербайджанцы». Лезгинские и аварские племена, пострадавшие от разделения своих родов и истощения стад из-за установления азербайджано-российской границы, часто обвинялись в сотрудничестве с Арменией во время Нагорно-Карабахского конфликта . Переселение этнических азербайджанцев в северный Азербайджан продолжалось и в 1990-е годы, когда правительство поселило более 100 000 азербайджанских беженцев на лезгинских землях, одновременно насильно мобилизовав большое количество лезгин для участия в войне. Это стимулировало подъем лезгинского националистического движения во главе с Садвалом (что по-лезгински означает «Единство»). Правительство Азербайджана обвинило Садвал во взрывах в бакинском метро в 1994 году, в результате которых погибло четырнадцать человек. В 1996 году Али Анцухский в Баку был убит один из самых видных аварских лидеров , а в 2002 году азербайджанскими силами безопасности был убит лидер аварских повстанцев Гаджи Магомедов. В 2008 году аварская правозащитная группа обратилась с открытым письмом к президенту Дагестан (который сам был аварцем), призывая к вмешательству, чтобы остановить то, что они назвали «физическим и моральным геноцидом» против аварцев в Азербайджане. Они указали на преобладание этнических азербайджанских чиновников в населенных аварцами районах, обвинив их в "организации уничтожения всего неазербайджанского материального наследия и снесении с землей всего, что может напоминать о присутствии других этнических групп". [ 38 ] [ 54 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Эта территория составляла примерно 5200 квадратных километров и начиналась в сорока километрах к юго-западу от Гянджи, простираясь до Аракса и иранской границы с Нагорным Карабахом на востоке. В его состав входили столица Лачин, главные города Кельбаджар, Кубатлы и Зангелан, а также административные подразделения Каракушлак, Котурли, Мурад-Ханлы и Курд-Гаджи. [ 27 ]
- ^ Курдские исследования в СССР продолжались в учреждениях Москвы , Ленинграда и Еревана . [ 31 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ О'Киф, Бриджит (2022). Многонациональный Советский Союз и его распад . Издательство Блумсбери . п. 88. ИСБН 9781350136793 .
В послевоенном Азербайджане республиканские лидеры агрессивно двигались к полной национализации своей республики – чтобы создать Азербайджан для азербайджанцев и в первую очередь из азербайджанцев . В школах азербайджанский язык имел преимущество перед всеми другими нерусскими языками, на которых говорили народы Азербайджана. Ожидалось, что все, кто жил в Азербайджане, ассимилируются с языком и культурой титульных азербайджанцев. Тем временем азербайджанские переписчики статистически «ассимилировали» группы меньшинств с азербайджанским большинством, лишая их возможности идентифицировать себя как принадлежащие к какой-либо другой этнической группе . В результате такого манипулирования результатами переписи населения с целью статистической гомогенизации Азербайджана талышское население Азербайджана, насчитывавшее 87 510 человек по данным советской переписи 1939 года, было сокращено до всего лишь восьмидесяти пяти человек по данным переписи 1959 года
. - ^ Колга и др. 2001 г. , ТАЛЫШ (ИЛИ ТАЛИШИ): Эту политику было относительно легко проводить в отношении народов исламской веры, поскольку они были просто провозглашены этнической группой азербайджанского народа. Это подтверждается политикой переписи населения, которая просто оставила незарегистрированными несколько меньшинств, говорящих на разных языках. Поэтому в переписях 1959 года и последующих переписях талыши не упоминаются».
- ^ Колга и др. 2001 , ТАТС: «Однако в последние годы процесс ускорился, когда целью и политикой Азербайджанской ССР стала скрытая, но целенаправленная ассимиляция всех меньшинств, проживающих на территории республики. Это иллюстрирует, например, постоянное подчеркивание общности истории и близости культур (даже в научных публикациях)».
- ^ Колга и др. 2001 , КУРДЫ: «Курдская идентичность находится под наибольшей угрозой в Азербайджане. В последние десятилетия власти Азербайджана пытаются ассимилировать все этнические меньшинства. При отсутствии религиозных различий им это удалось. Курдский язык официально не используется, и во время переписи населения курды были записаны как азербайджанцы».
- ^ Гофф 2021 , с. 3.
- ^ Гофф 2021 , с. 4.
- ^ Перейти обратно: а б Шлапентох, Сендич и Пайин (2016) , с. 26.
- ^ Гофф 2021 , с. 115.
- ^ Гофф 2021 , с. 136–144.
- ^ Колга и др. 2001 г. , ТАЛЫШИ (ИЛИ ТАЛИШИ): «В течение последних десятилетий талыши подвергались значительному давлению со стороны администрации Азербайджанской ССР, целью которой было объединение всех меньшинств в республике в один единый азербайджанский народ.
- ^ Гофф 2021 , с. 18.
- ^ Гофф 2021 , стр. 136, 145.
- ^ Перейти обратно: а б Гофф 2021 , с. 136.
- ^ Гофф 2021 , стр. 144–145.
- ^ Гофф 2021 , стр. 166–170.
- ^ Гофф 2021 , стр. 169–170.
- ^ "Талыши" ( Большая советская энциклопедия ed.). М.: Советская энциклопедия. Archived from the original on 2011-10-21.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь )«В СССР Т. почти слились с азербайджанцами, которым очень близки по материальной и духовной культуре, поэтому не выделены в переписи 1970».
- ^ Гофф 2021 , стр. 140–141, 145.
- ^ Гофф 2021 , с. 144.
- ^ Гофф 2021 , с. 136—137.
- ^ Шнирельман В. А. (2003). Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье . М.: Академкнига . p. 118. ISBN 5-94628-118-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Сигельбаум и Мок (2023) : «В то время как таты, персоязычный народ, подвергались принудительной ассимиляции в азербайджанскую национальность, курды пережили как принудительную ассимиляцию, так и, в 1937 году, депортацию в Казахстан».
- ^ Колга и др. 2001 , ТАТС: «Однако в последние годы процесс ускорился, когда целью и политикой Азербайджанской ССР стала скрытая, но целенаправленная ассимиляция всех меньшинств, проживающих на территории республики. Это иллюстрирует, например, постоянное подчеркивание общности истории и близости культур (даже в научных публикациях)».
- ^ Гофф 2021 , с. 89.
- ^ Гофф 2021 , стр. 1–3.
- ^ Ванли (1992) , с. 161.
- ^ Ванли (1992) , с. 158.
- ^ Ванли (1992) , стр. 158–159.
- ^ Ванли (1992) , с. 160.
- ^ Ванли (1992) , стр. 160–161, 169.
- ^ Перейти обратно: а б Ванли (1992) , стр. 160–161.
- ^ Колга и др. 2001 , КУРДЫ: «Курдская идентичность находится под наибольшей угрозой в Азербайджане. В последние десятилетия власти Азербайджана пытаются ассимилировать все этнические меньшинства. При отсутствии религиозных различий им это удалось. Курдский язык официально не используется, и во время переписи населения курды были записаны как азербайджанцы».
- ^ Ванли (1992) , с. 152.
- ^ Ванли (1992) , стр. 161–162.
- ^ Ванли (1992) , с. 164.
- ^ Ванли (1992) , с. 163.
- ^ Ванли (1992) , с. 168–169.
- ^ Перейти обратно: а б Ахмед 2013 , стр. 193–194.
- ^ Гофф 2021 , с. 10.
- ^ Гофф 2021 , с. 6.
- ^ Гофф 2021 , стр. 8–9.
- ^ Goff 2021 , стр. 12, 244 (примечание 25).
- ^ Гофф 2021 , с. 9.
- ^ Гофф 2021 , стр. 9–10.
- ^ Goff 2021 , стр. 12–14, 244 (примечание 28).
- ^ Гофф 2021 , стр. 109, 133–136.
- ^ О'Киф, Бриджит (2022). Многонациональный Советский Союз и его распад . Издательство Блумсбери . п. 88. ИСБН 9781350136793 .
В послевоенном Азербайджане республиканские лидеры агрессивно двигались к полной национализации своей республики – чтобы создать Азербайджан для азербайджанцев и в первую очередь из азербайджанцев . В школах азербайджанский язык имел преимущество перед всеми другими нерусскими языками, на которых говорили народы Азербайджана. Ожидалось, что все, кто жил в Азербайджане, ассимилируются с языком и культурой титульных азербайджанцев. Тем временем азербайджанские переписчики статистически «ассимилировали» группы меньшинств с азербайджанским большинством, лишая их возможности идентифицировать себя как принадлежащие к какой-либо другой этнической группе . В результате такого манипулирования результатами переписи населения с целью статистической гомогенизации Азербайджана талышское население Азербайджана, насчитывавшее 87 510 человек по данным советской переписи 1939 года, было сокращено до всего лишь восьмидесяти пяти человек по данным переписи 1959 года
. - ^ Бабак Владимир; Вайсман, Демьян; Вассерман, Арье (2004). Политическая организация в Центральной Азии и Азербайджане: источники и документы . Рутледж . ISBN 9781135776817 .
- ^ Гофф 2021 , с. 220.
- ^ «ОНПО: Талыш» . unpo.org .
- ^ «ОННО: Лезгин» . unpo.org .
- ^ «Всемирный справочник меньшинств и коренных народов - Азербайджан: Лезгины» . refworld.org . Международная группа по правам меньшинств . Март 2018 года . Проверено 28 мая 2023 г.
В целом лезгины пользовались лучшими правами в Дагестане, находящемся под юрисдикцией Российской Федерации, чем в самом Азербайджане, где они подвергались политике ассимиляции. Это могло бы частично объяснить расхождения в официальной статистике и неофициальных оценках численности лезгин в Азербайджане.
[…]
Лезгины традиционно страдали от безработицы и нехватки земли. Недовольство усилилось в 1992 году переселением 105 000 азербайджанских беженцев из Нагорно-Карабахского конфликта на лезгинские земли и принудительным призывом лезгин на военную службу для участия в конфликте. Это способствовало росту напряженности между лезгинской общиной и правительством Азербайджана по вопросам земли, занятости, языка и отсутствия внутренней автономии… - ^ Полстон, Кристина Брэтт; Пекхэм, Дональд (1998). Языковые меньшинства в Центральной и Восточной Европе . Многоязычные вопросы. стр. 106, 112–113. ISBN 9781853594168 .
- ^ «Всемирный справочник меньшинств и коренных народов - Азербайджан: Лезгины» . refworld.org . Международная группа по правам меньшинств . Март 2018 года . Проверено 28 мая 2023 г.
В целом лезгины пользовались лучшими правами в Дагестане, находящемся под юрисдикцией Российской Федерации, чем в самом Азербайджане, где они подвергались политике ассимиляции. Это могло бы частично объяснить расхождения в официальной статистике и неофициальных оценках численности лезгин в Азербайджане.
[…]
Лезгины традиционно страдали от безработицы и нехватки земли. Недовольство усилилось в 1992 году переселением 105 000 азербайджанских беженцев из Нагорно-Карабахского конфликта на лезгинские земли и принудительным призывом лезгин на военную службу для участия в конфликте. Это способствовало росту напряженности между лезгинской общиной и правительством Азербайджана по вопросам земли, занятости, языка и отсутствия внутренней автономии…
Источники
[ редактировать ]- Ахмед, Акбар (2013). Чертополох и дрон: как война Америки с террором стала глобальной войной с племенным исламом . Пресса Брукингского института . ISBN 9780815723790 .
- Гофф, Криста А. (2021). Вложенный национализм: создание и разрушение наций на советском Кавказе . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета . ISBN 9781501753275 .
- Шлапентох Владимир ; Сендич, Мунир; Пайин, Эмиль [на русском языке] (2016). Новая русская диаспора Русские меньшинства в бывших советских республиках . Тейлор и Фрэнсис . ISBN 9781315484112 .
- Сигельбаум, Льюис Х .; Мок, Лесли Пейдж (2023). Создание национальных диаспор: миграции советской эпохи и постсоветские последствия . Издательство Кембриджского университета . ISBN 9781009371858 .
- Колга, Маргус ; Тынурист, Игорь ; Ваба, Лембит [на эстонском языке] ; Вийкберг, Юри [на эстонском языке] (2001). Красная книга народов Российской империи . Институт эстонского языка .
- Ванли, Исмет Шериф (1992). Креенбрук, Филип Г .; Сперл, Стефан (ред.). Курды: современный обзор . Рутледж . ISBN 0-203-99341-1 .