Jump to content

Принудительная ассимиляция в Азербайджане

Азербайджан проводил целенаправленную политику насильственной ассимиляции этнических меньшинств с советских времен ( Азербайджанская ССР ) и до настоящего времени. Нетюркские народы, такие как талыши , лезгины , таты и другие подверглись насильственной азербайджанизации ( тюркификации ).

В советский период политику проводили: [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]

  • провозглашение нетюркских мусульманских народов Азербайджанской ССР этническими группами тюркского азербайджанского народа
  • манипулирование переписью населения
  • постоянно подчеркивая общность истории и близость культур, в том числе в научных публикациях.

Советский период

[ редактировать ]

В СССР азербайджанцы считались «титульной нацией» и их название совпадало с названием союзной республики — Азербайджанской ССР. Все остальные народы (талыши, таты, лезгины, грузино-ингилойцы и другие) на ее территории считались «нетитульными меньшинствами». Хотя на общесоюзном и республиканском уровнях «нетитульные» народы имели равные права с «титульными» азербайджанцами, на практике к ним не относились одинаково. [ 5 ] С течением времени дисбаланс сил между «титульными» азербайджанцами и нетитульными национальностями становился все более явным. Азербайджанцы стали основными бенефициарами политики и практики нативизации в республике. После 1930-х годов ситуация усилилась в отношении нетитульных меньшинств Азербайджана, которые испытывали ограниченный или отсутствующий доступ к эквивалентным национальным правам, включая поддержку национальной культуры, содействие развитию родного языка и т. д. этнические группы столкнулись с растущим ассимиляционным давлением, вынуждающим их идентифицировать себя как часть «титульной» азербайджанской национальности. [ 6 ]

Руководство Азербайджана проводило политику дискриминации этнических меньшинств как до распада СССР, так и после него. [ 7 ]

По словам Кристы Гофф, для оправдания политики ассимиляции в отношении нетитульных меньшинств азербайджанские чиновники и ученые с 1950-х годов все чаще стали говорить о «якобы древнем, местном происхождении азербайджанской нации», вписывая этнические меньшинства в ее историю. Таким образом, подчеркивая, что талыши и другие народы Азербайджанской ССР «происходят от того же древнего населения», что и азербайджанцы (азербайджанские тюрки), они пытались выдать «формирование определяемого азербайджанцами советского азербайджанского народа» за «естественный , многовековой процесс, а не результат насильственной ассимиляции, как утверждают некоторые меньшинства». [ 8 ]

Официальные данные переписи талышей, проведенные Азербайджанской ССР.
Год Поп. ±%
1939 87,510 —    
1959 85 −99.9%
1970 Талыши не зафиксированы —    
1979 Талыши не зафиксированы —    
1989 21,196 —    
От [ 9 ]

Талышцы — коренной народ Талышского района . Это иранская этническая группа .

Талышцы пострадали от насильственной ассимиляции в Азербайджанской ССР. [ 7 ] [ 10 ] В 1950-е годы они пережили ассимиляционную политику со стиранием своей национальной категории из публичной сферы. [ 11 ]

Перепись 1939 года показала, что талыши составляют пятую по величине национальную общину в Азербайджанской ССР после азербайджанцев, русских, армян и лезгин, насчитывая 87 510 человек. Однако перепись 1959 года насчитала в Азербайджане лишь 85 человек талышской национальности. Официальное объяснение властей почти полного исчезновения тысяч талышей в этой переписи заключалось в том, что «талыши добровольно и массово идентифицировали себя перед переписчиками как азербайджанцы». [ 12 ] В своей книге Криста Гофф документально показывает, что Центральное статистическое управление в Москве планировало включить категорию талышской национальности в перепись 1959 года, но эта категория была исключена в процессе сбора и отчетности по переписи в самом Азербайджане. [ 13 ]

Руководство Азербайджанской ССР использовало подтасованные данные переписи населения в советской этнографии, создав нарратив о «добровольной и полной ассимиляции» талышей, и что она произошла «естественным образом с течением времени, а не в результате искусственных манипуляций с сообществами меньшинств и их идентификацией». . [ 14 ] В дальнейшем последовало производство большого количества энциклопедического, этнографического, лингвистического, историко-географического и другого материала, развивавшего и воспроизводившего нарративы, призванные оправдать национальное «стирание» талышей и укрепить официальный миф об их «добровольной ассимиляции». » Советские этнографы подчеркивали их общие черты в культуре и быту с азербайджанцами и представляли «ассимиляцию» ираноязычных талышей тюркоязычными азербайджанцами как «впечатляющее достижение» советского государства, «этноисторический прогресс». [ 15 ] Так, например, в Большой Советской Энциклопедии стало говориться, что «в СССР талыши почти слились с азербайджанцами, которые очень близки по материальной и духовной культуре и поэтому не были выявлены в переписи 1970 года». [ 16 ] [ 17 ]

Эта политика ассимиляции оказывала большое социальное, политическое и экономическое давление на талышей и на их повседневную жизнь, побуждая их «слиться» с «титульной» азербайджанской нацией. Например, талыши не могли быть зарегистрированы как представители талышской национальности в официальных документах, а родители не могли записать своих детей в школы с обучением на талышском языке. Некоторые талыши обращались к властям с ходатайствами о своем праве называться талышами в правительственных документах, но все эти просьбы отклонялись властями до 1989 года. Другие, не находя другого выхода, принимали азербайджанское удостоверение личности, чтобы избежать дискриминации в повседневной жизни, поскольку Например, при приеме на работу. Криста Гофф также приводит истории талышей, которые признались, что из-за стигматизации своей национальности, отсутствия школ, книг и других ресурсов у талышей Азербайджана, а также отсутствия каких-либо предпочтений быть талышами, они отдали предпочтение азербайджанцам. самоидентификации и азербайджанского языка, даже опасаясь, что их дети могут столкнуться с дискриминацией, если они будут говорить по-азербайджански с талышским акцентом. Представители талышского народа часто усваивали эти ассимиляционные нарративы о себе, которые им рассказывали и которые они находили в энциклопедиях, статьях и других печатных материалах. [ 18 ]

С 1960 по 1989 годы талыши не включались в переписи населения как отдельный этнос, так как считались частью азербайджанцев (азербайджанских тюрков).

В 1978 году часть талышей обратилась в Центральное статистическое управление в Москве и в газету «Правда» с коллективными жалобами на то, что переписчики отказались зарегистрировать их как талышей в предстоящей переписи 1979 года. На что они получили ответное письмо от начальника Отдела Всесоюзной переписи населения А.А. Исупова, в котором говорилось, что категория талышской национальности не будет включена в перепись, поскольку, - писал Исупов, ссылаясь на этнографический отчет об ассимиляции из талышей, талыши теперь азербайджанцы. [ 19 ]

В своей книге Криста Гофф приводит интервью с некоторыми талышцами: «Во время этих переписей [с 1959 по 1979 годы] нас никто не спрашивал о нашей национальности или самоидентификации. Переписчики сидели в районной или сельской канцелярии и заполняли национальный состав. населения заранее по указанию сверху. Затем нас попросили заполнить остальные строки». Респонденты также поделились с Гоффом историями о том, как переписчики записывали их как «азербайджанцев», когда они представлялись талышами, и отрицали само существование талышской национальности; Кроме того, при сборе информации для переписи работники избегали категорий родного языка и национальности. [ 20 ] Во время подготовки материалов к переписи населения 1970 года некоторые этнографы и картографы в Москве выражали сомнения в данных переписи, утверждая, что азербайджанские переписные органы «искусственно ассимилировали» талышей, чтобы «изобразить свой регион более этнически однородным», а азербайджанцев быть «более консолидированной», чем на самом деле. [ 13 ]

Лишь в 1989 году национальность талышей вернули в перепись, насчитали сразу 21 196 талышей.

По мнению Виктора Шнирельмана , поскольку в советские годы власти подвергли талышей «усиленной азербайджанизации», это создало среди них сепаратистские настроения. Это привело к «бунту» талышей после распада СССР, провозгласившим Талыш-Муганьскую автономную республику . [ 21 ]

Таты – коренной народ Кавказа. Это иранская этническая группа .

Таты подвергались насильственной ассимиляции в Азербайджанской ССР. [ 22 ] [ 23 ]

грузино-английский

[ редактировать ]

По словам Кристы Гофф, «мусульмане-грузино-ингилуа в Советском Азербайджане испытывали значительное давление с целью идентифицировать себя как часть титульной азербайджанской нации. Хотя большинство этнографов продолжали относить христиан-грузино-ингилуа к грузинам, грузино-ингилуа-мусульмане в лучшем случае считались этнографической группой. грузинской нации и зарегистрирован как азербайджанец в советских паспортах и ​​переписях». [ 24 ]

В 1962 году анонимная группа грузин-ингилуев Азербайджанской ССР обратилась к Никите Хрущеву с петицией о допущенных нарушениях их прав и умоляла его улучшить их положение, написав: «Мы любим языки всех республик нашего Советского Союза и их культуру […] почему бы и нет». любишь наш язык и нашу культуру»? [ 25 ]

Курдистанский уезд в составе Азербайджанской ССР в 1920-е годы.
Официальные данные переписи населения курдов, проведенные Азербайджанской ССР.
Год Поп. ±%
1921 32,780 —    
1926 41,000 +25.1%
1939 6,000 −85.4%
1959 1,500 −75.0%
1970 5,000 +233.3%
1979 В Азербайджане курдов не зарегистрировано —    
1989 13,000 —    
От [ 26 ]

В начале СССР курды в Азербайджане составляли большинство в его западных регионах, соседних с Арменией. Большинство из них были фермерами и городскими торговцами и, в отличие от азербайджанцев-шиитов, были суннитами. В отличие от города Гянджа (позже Кировабад), где курды были почти полностью ассимилированы, территория, которая позже образовалась в Курдистанском уезде (известном курдам как Красный Курдистан, по-курдски : Kurdistana сор ), была почти полностью курдской. [ а ] 4 июля 1923 года Москва постановила, что Курдская область с главным городом Лачин вошла в состав Азербайджанской ССР. Нагорный Карабах и анклав Нахичевань, где проживало заметное курдское меньшинство, также вошли в состав Азербайджанской ССР. [ 28 ]

В 1923 году ЦК учредил Курдистанский уезд в составе Азербайджана со столицей в городе Лачин, а также курдский орган управления. были основаны курдские школы и педагогический институт В Шуше . Издавались книги на курдском языке, политический журнал «Советский Курдистан» («Советский Курдистан»). Также существовало вещание на курдском языке. Но самоуправление просуществовало недолго, и в 1929 году правительство Азербайджана превратило Красный Курдистан из уезда в округ, низшую территориальную единицу для нерусских национальностей. [ 29 ]

При Сталине политика властей Азербайджанской ССР по отношению к курдам была аналогична политике Турции . Они подвергались насильственной ассимиляции с манипулированием численностью населения, расселением некурдов в преимущественно курдских районах, подавлением публикаций и отменой курдского языка в качестве языка обучения в школах. Кроме того, в 1937 году они подверглись принудительной депортации в Казахстан , где их земли заселили азербайджанцы. [ 30 ] Как и многие другие (см., например, «Азербайджанизация Низами» ), курдские исторические деятели, такие как Шарафхан Бидлиси , Эхмеде Хани и вся династия Шаддадидов, были объявлены азербайджанцами. Курды, сохранившие во внутренних паспортах «курдское» гражданство, в отличие от лиц с «азербайджанским» гражданством не имели шансов трудоустроиться. Еще в 1960-х годах курдское отделение Института востоковедения в Баку было упразднено. [ б ] Политическое периодическое издание «Советский Курдустан» («Советский Курдистан»), хотя и продолжало издаваться в 1930-е годы, было переведено с курдского языка на турецкий с алфавитом, состоящим из кириллицы и латиницы, и освещало вопросы, не связанные с курдами. [ 31 ] [ 22 ] [ 32 ]

По словам Исмета Шерифа Ванлы , советская статистика по курдам ненадежна. [ 33 ] По переписи 1921 года в Азербайджане насчитывалось 32 780 курдов, в 1926 году — 41 000, в 1939 году — 6 000, в 1959 году — 1 500, в 1970 году — 5 000. В 1979 году курдов в Азербайджанской ССР не было зарегистрировано. А затем в 1989 году — 13 000 курдов. Когда советские курды обратились к властям с вопросом об «исчезновении курдов» ( курдский : Windabûna Kurdan ), официальное объяснение заключалось в том, что «они ассимилировались по объективным причинам», поскольку были мусульманами, как и азербайджанцы. Ванли отмечает, что в других мусульманских странах, где живут курды, таких как Турция , Ирак , Сирия и Иран , дело обстоит иначе. Более того, в 1988 году около 10 000 «потерянных» азербайджанских курдов вернули свои паспорта в Москву с просьбой изменить графу «национальность» с «азербайджанца» на «курд». Что касается цифр официальных переписей 1926, 1939 и 1959 годов, ученый Александр Беннигсен отмечает, что «большинство советских курдологов считают их недостаточными», и цитирует оценку советского курдолога Татьяны Аристовой [ ru ] о 160 000 курдов в 1954 году. [ 34 ] Ванли дает свою оценку 180 000 курдов в Азербайджанской ССР в 1990 году. [ 35 ]

В Туркменистане курды . также подверглись активной кампании ассимиляции без возможности обучения на курдском языке Они также участвовали в усилиях по восстановлению своего права на признание в качестве отдельного гражданства. [ 36 ]

20–21 мая 1988 года на демонстрации курдов, проходившей в Москве, среди других присутствовали группы из Азербайджанской ССР. Демонстранты потребовали от центрального правительства обеспечения безопасности повседневного существования курдов и восстановления Курдистана как автономного региона в составе Азербайджана. [ 37 ]

Лезгины и аварцы

[ редактировать ]

Лезгины и аварцы живут на севере Азербайджана.

Политика в отношении лезгин и аварцев была аналогична политике в отношении талышей. Их заставили зарегистрироваться как «этнические азербайджанцы», столкнувшись с серьезными ограничениями в отношении их родного языка и культуры. В советское время этнические азербайджанцы активно расселились на севере страны, начав свою ассимиляцию. [ 38 ]

Армяне также столкнулись с дискриминационной практикой. Но, несмотря на ограничения в своем национально-культурном развитии и политическом влиянии, армяне всегда сохраняли признанный статус своей национальности в Советском Азербайджане благодаря таким факторам, как численность их населения, особый статус Нагорно-Карабахской автономной области и присутствие соседней Армянской ССР. В отличие от других этнических групп в республике, многие армяне в Азербайджане имели относительно надежный доступ к образовательным ресурсам на родном языке, школам, газетам, радиопередачам и другой культурной поддержке. [ 39 ]

Проблемы с учебой

[ редактировать ]

По словам Кристы Гофф, истории «нетитульных» народов советских республик, в том числе и Азербайджана, уделялось мало внимания. Ссылаясь на азербайджанскую исследовательницу Ираду Касумову, Гофф пишет:

Основная причина этого не только идеологическая; это вопрос доступности исходной базы, политической цензуры и методологии. Многие нетитульные меньшинства не были бюрократически признаны после 1930-х годов, что значительно усложнило их отслеживание в советских архивах. Существуют также значительные пробелы в истории и этнографии нетитульных меньшинств из-за репрессивной государственной практики. Во время Большого террора некоторые учёные из этих общин, а также некоторые из тех, кто их изучал, подверглись преднамеренной атаке, что привело не только к стиранию существующих знаний, но и показало всем, кто выжил, что изучение субреспубликанских меньшинств было потенциально опасным. . Таким образом, не имея убедительных нарративов о национальной политике после Второй мировой войны и нетитульных историях, советская историография в основном перепрыгивает через десятилетия развития практик, теорий и опыта в этой сфере, проводя слабые связи между 1930-ми и 1990-ми годами и упуская из виду формирующие послевоенные десятилетия, которые породили значительные национальные движения. [ 40 ]

В конце 1930-х годов советский режим централизовал категоризацию населения вокруг доминирующих национальностей, резко сократив национальные структуры поддержки «нетитульных» национальностей, такие как местные советы (советы), школы, пресса и т. д. Это привело к упадку бюрократических процессов, которые ранее документировали эти меньшинства, отодвигая их идентичность дальше на периферию. Уменьшение архивной заметности «нетитульных» меньшинств отражало переход государства от политики сохранения к политике ассимиляции по отношению к ним. Следовательно, это представляет собой значительные практические и концептуальные препятствия для архивных исследований. [ 41 ]

По словам Ирады Касумовой, репрессии 1936–1937 годов, направленные против деятелей культуры меньшинств и ученых, изучавших этнические меньшинства в Азербайджанской ССР (таких как А. Букшпан, изучавший курдов в начале 1930-х годов), подавили дальнейшую работу в этой области. [ 42 ]

В современном Азербайджане различные директора и сотрудники архивов говорили Гоффу, что «[она] тратила впустую [свое] и их время, потому что изучение национальных меньшинств после 1930-х годов было анахронизмом». Ее возможность доступа к архивам была жестко ограничена из-за продолжающегося конфликта в Нагорном Карабахе и исторического контекста автономистских и сепаратистских движений в Азербайджане. [ 43 ] Поскольку она изучала этнические меньшинства, ее часто обвиняли в том, что она «армянская шпионка» или «намерена совершить измену или сеять сепаратизм». Кроме того, были очевидны институциональные ограничения: архивариусы сообщили ей, что заказанные ею файлы либо недоступны, либо уничтожены (включая сожжение). Также директор бывшего архива Компартии в Баку в присутствии сотрудников архива объявил ее «сепаратисткой» и отозвал у нее пропуск на территорию объекта. По ее словам, «эти ограничения доступа к источникам и институциональной поддержки не только ограничивают доступную нам историю; они также помогают объяснить, почему нетитульные меньшинства недостаточно представлены в исторических записях, а также почему так много людей хотят, чтобы так и оставалось». сегодня." [ 44 ] Личные интервью с представителями этнических меньшинств в местах их проживания осложняются атмосферой страха перед государственной слежкой и попаданием в тюрьму. Гофф пишет, что некоторые люди были допрошены полицией или государственными чиновниками просто потому, что пригласили к себе иностранку (то есть ее). [ 45 ]

По мнению исследователей, «вытирание» народов из переписей населения было одним из основных способов увеличения «титульного» азербайджанского большинства в республике и его гомогенизации. [ 46 ] [ 47 ]

Отвечая на вопрос о решении национального вопроса в Азербайджане, Неймат Панахлы [ az ] сказал: [ 48 ]

Нынешняя политика тюркизации в Азербайджане враждебна тюркскому миру, направлена ​​на удержание тюркского народа в рабстве и является имперской политикой. Было время, когда люди различных этнических групп, проживающие в Азербайджане, регистрировались как азербайджанцы. Целью было стереть специфические черты этих этнических групп, и больше всего пострадали тюркские народы. В сегодняшнем Азербайджане курд знает, что он курд, талыш, что он талыш, лезгин, что он лезгин, тат, что он тат; даже если этнос состоит из пяти человек. Однако азербайджанцы вновь оказались в незавидном положении. Все кому не лень выступают по телевидению и спрашивают: «Какой правильный — тюркский или азербайджанский?». Но должен быть предел невежеству, нечестности и непристойности! Азербайджан – территориально-географическое название. Как «азербайджанец» может быть национальностью? Только потому, что политика государства заключалась в том, чтобы объявить это таковым. Запись по национальности должна определяться по выбору — турок, талыш, лезгин, курд, русский, еврей и т. д. Почему других людей беспокоит, когда мы говорим о «тюркском языке»? Нужен ли вам переводчик, когда вы разговариваете с турками из Турции? Я говорю по-тюркски.

По словам Кристы Гофф, «народный отказ признать ассимиляционную и дискриминационную практику в Азербайджане имел множество непредвиденных последствий, включая маскировку того, как прошлый опыт и практика продолжают формировать настоящее». [ 49 ]

Современный период

[ редактировать ]

По данным Организации непредставленных наций и народов , этнические меньшинства в современном Азербайджане подлежат насильственной ассимиляции, в том числе талыши и лезгины. [ 50 ] [ 51 ] Международная группа по правам меньшинств также выражает обеспокоенность по поводу насильственной ассимиляции лезгин в Азербайджане. [ 52 ]

По словам Кристины Брэтт Полстон и Дональда Пекхэма, «[в] целом преобладает политика насильственной ассимиляции всех меньшинств, включая талышей, татов, курдов и лезгин» и «[в] Азербайджане существует ситуация тотальной лингвистической , культурное и политическое угнетение и принудительная ассимиляция». [ 53 ]

По словам Акбара Ахмеда , после того как страна обрела независимость в 1991 году, лезгины и аварцы Азербайджана «подверглись этническому национализму в стиле Ататюрка со стороны центра, в котором доминируют азербайджанцы». Лезгинские и аварские племена, пострадавшие от разделения своих родов и истощения стад из-за установления азербайджано-российской границы, часто обвинялись в сотрудничестве с Арменией во время Нагорно-Карабахского конфликта . Переселение этнических азербайджанцев в северный Азербайджан продолжалось и в 1990-е годы, когда правительство поселило более 100 000 азербайджанских беженцев на лезгинских землях, одновременно насильно мобилизовав большое количество лезгин для участия в войне. Это стимулировало подъем лезгинского националистического движения во главе с Садвалом (что по-лезгински означает «Единство»). Правительство Азербайджана обвинило Садвал во взрывах в бакинском метро в 1994 году, в результате которых погибло четырнадцать человек. В 1996 году Али Анцухский в Баку был убит один из самых видных аварских лидеров , а в 2002 году азербайджанскими силами безопасности был убит лидер аварских повстанцев Гаджи Магомедов. В 2008 году аварская правозащитная группа обратилась с открытым письмом к президенту Дагестан (который сам был аварцем), призывая к вмешательству, чтобы остановить то, что они назвали «физическим и моральным геноцидом» против аварцев в Азербайджане. Они указали на преобладание этнических азербайджанских чиновников в населенных аварцами районах, обвинив их в "организации уничтожения всего неазербайджанского материального наследия и снесении с землей всего, что может напоминать о присутствии других этнических групп". [ 38 ] [ 54 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Эта территория составляла примерно 5200 квадратных километров и начиналась в сорока километрах к юго-западу от Гянджи, простираясь до Аракса и иранской границы с Нагорным Карабахом на востоке. В его состав входили столица Лачин, главные города Кельбаджар, Кубатлы и Зангелан, а также административные подразделения Каракушлак, Котурли, Мурад-Ханлы и Курд-Гаджи. [ 27 ]
  2. ^ Курдские исследования в СССР продолжались в учреждениях Москвы , Ленинграда и Еревана . [ 31 ]
  1. ^ О'Киф, Бриджит (2022). Многонациональный Советский Союз и его распад . Издательство Блумсбери . п. 88. ИСБН  9781350136793 . В послевоенном Азербайджане республиканские лидеры агрессивно двигались к полной национализации своей республики – чтобы создать Азербайджан для азербайджанцев и в первую очередь из азербайджанцев . В школах азербайджанский язык имел преимущество перед всеми другими нерусскими языками, на которых говорили народы Азербайджана. Ожидалось, что все, кто жил в Азербайджане, ассимилируются с языком и культурой титульных азербайджанцев. Тем временем азербайджанские переписчики статистически «ассимилировали» группы меньшинств с азербайджанским большинством, лишая их возможности идентифицировать себя как принадлежащие к какой-либо другой этнической группе . В результате такого манипулирования результатами переписи населения с целью статистической гомогенизации Азербайджана талышское население Азербайджана, насчитывавшее 87 510 человек по данным советской переписи 1939 года, было сокращено до всего лишь восьмидесяти пяти человек по данным переписи 1959 года .
  2. ^ Колга и др. 2001 г. , ТАЛЫШ (ИЛИ ТАЛИШИ): Эту политику было относительно легко проводить в отношении народов исламской веры, поскольку они были просто провозглашены этнической группой азербайджанского народа. Это подтверждается политикой переписи населения, которая просто оставила незарегистрированными несколько меньшинств, говорящих на разных языках. Поэтому в переписях 1959 года и последующих переписях талыши не упоминаются».
  3. ^ Колга и др. 2001 , ТАТС: «Однако в последние годы процесс ускорился, когда целью и политикой Азербайджанской ССР стала скрытая, но целенаправленная ассимиляция всех меньшинств, проживающих на территории республики. Это иллюстрирует, например, постоянное подчеркивание общности истории и близости культур (даже в научных публикациях)».
  4. ^ Колга и др. 2001 , КУРДЫ: «Курдская идентичность находится под наибольшей угрозой в Азербайджане. В последние десятилетия власти Азербайджана пытаются ассимилировать все этнические меньшинства. При отсутствии религиозных различий им это удалось. Курдский язык официально не используется, и во время переписи населения курды были записаны как азербайджанцы».
  5. ^ Гофф 2021 , с. 3.
  6. ^ Гофф 2021 , с. 4.
  7. ^ Перейти обратно: а б Шлапентох, Сендич и Пайин (2016) , с. 26.
  8. ^ Гофф 2021 , с. 115.
  9. ^ Гофф 2021 , с. 136–144.
  10. ^ Колга и др. 2001 г. , ТАЛЫШИ (ИЛИ ТАЛИШИ): «В течение последних десятилетий талыши подвергались значительному давлению со стороны администрации Азербайджанской ССР, целью которой было объединение всех меньшинств в республике в один единый азербайджанский народ.
  11. ^ Гофф 2021 , с. 18.
  12. ^ Гофф 2021 , стр. 136, 145.
  13. ^ Перейти обратно: а б Гофф 2021 , с. 136.
  14. ^ Гофф 2021 , стр. 144–145.
  15. ^ Гофф 2021 , стр. 166–170.
  16. ^ Гофф 2021 , стр. 169–170.
  17. ^ "Талыши" ( Большая советская энциклопедия  ed.). М.: Советская энциклопедия. Archived from the original on 2011-10-21. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )

    «В СССР Т. почти слились с азербайджанцами, которым очень близки по материальной и духовной культуре, поэтому не выделены в переписи 1970».

  18. ^ Гофф 2021 , стр. 140–141, 145.
  19. ^ Гофф 2021 , с. 144.
  20. ^ Гофф 2021 , с. 136—137.
  21. ^ Шнирельман В. А. (2003). Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье . М.: Академкнига . p. 118. ISBN  5-94628-118-6 .
  22. ^ Перейти обратно: а б Сигельбаум и Мок (2023) : «В то время как таты, персоязычный народ, подвергались принудительной ассимиляции в азербайджанскую национальность, курды пережили как принудительную ассимиляцию, так и, в 1937 году, депортацию в Казахстан».
  23. ^ Колга и др. 2001 , ТАТС: «Однако в последние годы процесс ускорился, когда целью и политикой Азербайджанской ССР стала скрытая, но целенаправленная ассимиляция всех меньшинств, проживающих на территории республики. Это иллюстрирует, например, постоянное подчеркивание общности истории и близости культур (даже в научных публикациях)».
  24. ^ Гофф 2021 , с. 89.
  25. ^ Гофф 2021 , стр. 1–3.
  26. ^ Ванли (1992) , с. 161.
  27. ^ Ванли (1992) , с. 158.
  28. ^ Ванли (1992) , стр. 158–159.
  29. ^ Ванли (1992) , с. 160.
  30. ^ Ванли (1992) , стр. 160–161, 169.
  31. ^ Перейти обратно: а б Ванли (1992) , стр. 160–161.
  32. ^ Колга и др. 2001 , КУРДЫ: «Курдская идентичность находится под наибольшей угрозой в Азербайджане. В последние десятилетия власти Азербайджана пытаются ассимилировать все этнические меньшинства. При отсутствии религиозных различий им это удалось. Курдский язык официально не используется, и во время переписи населения курды были записаны как азербайджанцы».
  33. ^ Ванли (1992) , с. 152.
  34. ^ Ванли (1992) , стр. 161–162.
  35. ^ Ванли (1992) , с. 164.
  36. ^ Ванли (1992) , с. 163.
  37. ^ Ванли (1992) , с. 168–169.
  38. ^ Перейти обратно: а б Ахмед 2013 , стр. 193–194.
  39. ^ Гофф 2021 , с. 10.
  40. ^ Гофф 2021 , с. 6.
  41. ^ Гофф 2021 , стр. 8–9.
  42. ^ Goff 2021 , стр. 12, 244 (примечание 25).
  43. ^ Гофф 2021 , с. 9.
  44. ^ Гофф 2021 , стр. 9–10.
  45. ^ Goff 2021 , стр. 12–14, 244 (примечание 28).
  46. ^ Гофф 2021 , стр. 109, 133–136.
  47. ^ О'Киф, Бриджит (2022). Многонациональный Советский Союз и его распад . Издательство Блумсбери . п. 88. ИСБН  9781350136793 . В послевоенном Азербайджане республиканские лидеры агрессивно двигались к полной национализации своей республики – чтобы создать Азербайджан для азербайджанцев и в первую очередь из азербайджанцев . В школах азербайджанский язык имел преимущество перед всеми другими нерусскими языками, на которых говорили народы Азербайджана. Ожидалось, что все, кто жил в Азербайджане, ассимилируются с языком и культурой титульных азербайджанцев. Тем временем азербайджанские переписчики статистически «ассимилировали» группы меньшинств с азербайджанским большинством, лишая их возможности идентифицировать себя как принадлежащие к какой-либо другой этнической группе . В результате такого манипулирования результатами переписи населения с целью статистической гомогенизации Азербайджана талышское население Азербайджана, насчитывавшее 87 510 человек по данным советской переписи 1939 года, было сокращено до всего лишь восьмидесяти пяти человек по данным переписи 1959 года .
  48. ^ Бабак Владимир; Вайсман, Демьян; Вассерман, Арье (2004). Политическая организация в Центральной Азии и Азербайджане: источники и документы . Рутледж . ISBN  9781135776817 .
  49. ^ Гофф 2021 , с. 220.
  50. ^ «ОНПО: Талыш» . unpo.org .
  51. ^ «ОННО: Лезгин» . unpo.org .
  52. ^ «Всемирный справочник меньшинств и коренных народов - Азербайджан: Лезгины» . refworld.org . Международная группа по правам меньшинств . Март 2018 года . Проверено 28 мая 2023 г. В целом лезгины пользовались лучшими правами в Дагестане, находящемся под юрисдикцией Российской Федерации, чем в самом Азербайджане, где они подвергались политике ассимиляции. Это могло бы частично объяснить расхождения в официальной статистике и неофициальных оценках численности лезгин в Азербайджане.
    […]
    Лезгины традиционно страдали от безработицы и нехватки земли. Недовольство усилилось в 1992 году переселением 105 000 азербайджанских беженцев из Нагорно-Карабахского конфликта на лезгинские земли и принудительным призывом лезгин на военную службу для участия в конфликте. Это способствовало росту напряженности между лезгинской общиной и правительством Азербайджана по вопросам земли, занятости, языка и отсутствия внутренней автономии…
  53. ^ Полстон, Кристина Брэтт; Пекхэм, Дональд (1998). Языковые меньшинства в Центральной и Восточной Европе . Многоязычные вопросы. стр. 106, 112–113. ISBN  9781853594168 .
  54. ^ «Всемирный справочник меньшинств и коренных народов - Азербайджан: Лезгины» . refworld.org . Международная группа по правам меньшинств . Март 2018 года . Проверено 28 мая 2023 г. В целом лезгины пользовались лучшими правами в Дагестане, находящемся под юрисдикцией Российской Федерации, чем в самом Азербайджане, где они подвергались политике ассимиляции. Это могло бы частично объяснить расхождения в официальной статистике и неофициальных оценках численности лезгин в Азербайджане.
    […]
    Лезгины традиционно страдали от безработицы и нехватки земли. Недовольство усилилось в 1992 году переселением 105 000 азербайджанских беженцев из Нагорно-Карабахского конфликта на лезгинские земли и принудительным призывом лезгин на военную службу для участия в конфликте. Это способствовало росту напряженности между лезгинской общиной и правительством Азербайджана по вопросам земли, занятости, языка и отсутствия внутренней автономии…

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a4e64e83c9ebff6c5e570b1e9790fc79__1720476780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a4/79/a4e64e83c9ebff6c5e570b1e9790fc79.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Forced assimilation in Azerbaijan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)