Принудительная ассимиляция талышей в Азербайджане
![]() | Эту статью было предложено объединить с статьей «Принудительная ассимиляция в Азербайджане» . ( Обсудить ) Предлагается с марта 2024 г. |
талышцы подвергались политике насильственной ассимиляции В Азербайджанской ССР . Политика проводилась совместно с созданием и распространением нарративов властей Азербайджанской ССР и советских этнографов, утверждающих о «полной и добровольной ассимиляции талышей в азербайджанцы » в Советском Азербайджане. Повествование было создано для оправдания ассимиляционной политики руководства Азербайджанской ССР в отношении талышей и распространялось различными способами, включая энциклопедии, карты и учебники. [ 1 ] Аналогичная политика проводилась и в отношении татов , грузин-ингилойцев и других народов Азербайджанской ССР (см. Принудительная ассимиляция в Азербайджане ). [ 2 ]
Ход событий
По переписи 1939 года в Азербайджанской ССР проживало 87 510 талышей. Таким образом, талыши были пятой по численности национальностью в Азербайджане (после азербайджанцев, русских, армян и лезгин), являясь одним из крупнейших этнических меньшинств в республике. Однако перепись 1959 года насчитала в Азербайджане лишь 85 человек талышской национальности. Официальное объяснение властей почти полного «исчезновения» талышей в этой переписи заключалось в том, что «талыши добровольно и массово идентифицировали себя азербайджанцами» перед переписчиками. [ 3 ] В своей книге Криста Гофф документально показывает, что Московское главное статистическое управление планировало включить категорию талышской национальности в перепись 1959 года, однако эта категория была исключена при сборе и подготовке отчетов переписи населения в самом Азербайджане. [ 3 ]
Руководство Азербайджанской ССР, по мнению Гоффа, использовало данные переписи населения в советской этнографии, создавая нарратив о «полностью добровольной и естественной ассимиляции» талышей. За этим последовало производство большого количества этнографического, лингвистического, историко-географического и другого материала, разработка и воспроизведение нарративов, призванных, по мнению Гоффа, оправдать национальное «стирание» талышей и укрепить официальный миф об их «стирании». добровольная ассимиляция». Советские этнографы, описывая произошедшее с талышами, подчеркивали их общие черты в культуре и быту с азербайджанцами и представляли «ассимиляцию» ираноязычных талышей тюркоязычными азербайджанцами как «впечатляющее достижение» советского государства. «этноисторический прогресс». Так, например, в Большой советской энциклопедии стало говориться, что «в СССР талыши почти слились с азербайджанцами, очень близкими по материальной и духовной культуре, поэтому в переписи 1970 года они не были выделены». [ 4 ] По мнению исследователей, «вычеркивание» талышей из переписи, как и некоторых других народов, было одним из основных способов увеличения «титульного» азербайджанского большинства в республике и его гомогенизации. [ 5 ]
Эта политика ассимиляции оказывала большое социальное, политическое и экономическое давление на талышей и их повседневную жизнь, стимулируя их «слияние» с титульной азербайджанской нацией. Так, например, талыши не могли быть зарегистрированы как представители талышской национальности в официальных документах, а родители не могли записать своих детей в школы с обучением на талышском языке. Некоторые талыши обращались к властям с ходатайствами о своем праве называться талышами в правительственных документах, но все эти просьбы отклонялись властями до 1989 года. Другие, не находя другого выхода, приняли азербайджанское удостоверение личности, чтобы избежать дискриминации в повседневной жизни, поскольку Например, при приеме на работу. Криста Гофф также приводит истории талышей, которые признались, что из-за стигматизации своей национальности, отсутствия школ, книг и других ресурсов у талышей Азербайджана, а также отсутствия каких-либо предпочтений быть талышами, они предпочитали азербайджанское самоопределение. идентификацию и азербайджанский язык, даже опасаясь, что их дети могут столкнуться с дискриминацией, если они будут говорить по-азербайджански с талышским акцентом. Представители талышского народа часто усваивали эти ассимиляционные повествования о себе, которые им рассказывали и которые они находили в энциклопедиях, статьях и других печатных материалах. [ 6 ]
С 1960 по 1989 годы талыши не включались в переписи населения как отдельный этнос, так как считались частью азербайджанцев (азербайджанских тюрков).
В 1978 году часть талышей обратилась в Центральное статистическое управление в Москве и в газету «Правда» с коллективными жалобами на то, что переписчики отказались зарегистрировать их как талышей в предстоящей переписи 1979 года. На что они получили ответное письмо от начальника Отдела Всесоюзной переписи населения А.А. Исупова, в котором говорилось, что категория талышской национальности не будет включена в перепись, поскольку, - писал Исупов, ссылаясь на этнографический отчет об ассимиляции из талышей, талыши теперь азербайджанцы. [ 7 ]
В своей книге Криста Гофф приводит интервью с талышами: «Во время этих переписей [с 1959 по 1979 год] нас никто не спрашивал о нашей национальности или самоидентификации. Переписчики заседали в райотделе или сельской канцелярии и заранее по указанию сверху заполняли национальный состав населения. Затем они попросили нас заполнить остальные строки». Респонденты также поделились с Гоффом историями о том, как переписчики записывали их как «азербайджанцев», когда они представлялись талышами, и отрицали само существование талышской национальности; кроме того, при сборе информации для переписи рабочие избегали категорий родного языка и национальности. [ 8 ] В ходе подготовки материалов к переписи 1970 года некоторые этнографы и картографы в Москве выразили сомнение в данных переписи, заявив, что азербайджанские власти, ответственные за перепись, искусственно ассимилировали талышей и «представляют свой регион как более этнически однородный, а азербайджанский народ более консолидированной», чем на самом деле. [ 3 ]
По мнению Гоффа, для оправдания политики ассимиляции в отношении нетитульных меньшинств азербайджанские чиновники и ученые с 1950-х годов все чаще стали говорить о «якобы древнем местном происхождении азербайджанской нации», в том числе меньшинств, в том числе талышей, в ее история. Таким образом, подчеркивая, что талыши и другие народы Азербайджанской ССР «происходят от того же древнего населения», что и азербайджанцы (азербайджанские тюрки), они, по мнению Гоффа, пытались представить формирование тюркоцентричного советского азербайджанского народа как «естественный многовековой процесс, а не результат насильственной ассимиляции, как утверждают некоторые меньшинства». [ 9 ]
Лишь в 1989 году национальность талышей вернули в перепись, насчитали сразу 21 196 талышей.
Статистика
![]() | Возможно, этот раздел содержит оригинальные исследования . ( Март 2024 г. ) |
По переписи 1897 года в Российской империи проживало 35 219 талышей , [ 10 ] насчитывалось 77 039 талышей а по переписи 1926 года в Азербайджанской ССР . С 1959 по 1989 год талыши не включались ни в какие переписи населения как отдельный этнос, а считались частью азербайджанских тюрков, хотя талыши говорят на иранском языке . Республике проживало всего 76 800 талышей В 1999 году правительство Азербайджана заявило, что в Азербайджанской , но это считается ниже фактического числа, учитывая проблемы с регистрацией в качестве талышей. Некоторые утверждают, что численность талышей, населяющих южные районы Азербайджана, составляет 500 тысяч человек. [ 11 ] [ 12 ] По данным Талышского культурного центра в Лянкяране, в Масаллийском проживает 60% талышей , в Лянкяране только 2 села тюркские, Астара полностью талышская, в Лерике только 2 села тоже тюркские. [ 13 ] Получить точную статистику сложно из-за отсутствия достоверных источников, смешанных браков и снижения знания талышского языка.
В современном Азербайджане
Историческое подавление идентичности и неспособность практиковать свою культуру и язык привили талышам самоцензуру. [ 14 ] Это затрудняет оценку поддержки какого-либо талышского движения. [ 15 ] По словам Хемы Котеча, многие талыши опасаются, что их сочтут связанными с сепаратистской Талыш-Муганской Автономной Республикой , Россией или Арменией, если они выскажутся открыто и попытаются высказать свои убеждения в публичной сфере. Один случай из нынешних репрессий, когда школа в Лерике хотела пригласить поэта из Ленкорани на встречу с детьми: директору сказали, что в этом случае его уволят. Страх перед полицией является еще одной причиной такого молчания, хотя поддержка светской демократии и общие азербайджанско-талышские чувства по поводу Нагорного Карабаха также способствуют этому. [ 16 ]
Международные организации, такие как Washington Profile, [ 17 ] Организация непредставленных наций и народов [ 18 ] и Радио Свободная Европа / Радио Свобода [ 19 ] [ 20 ] выразили обеспокоенность по поводу ареста Новрузали Мамедова , председателя Талышского культурного центра и главного редактора газеты "Толыши садо". Он был арестован и приговорен к 10 годам лишения свободы по обвинению в государственной измене после того, как его газета опубликовала статьи, в которых утверждалось, что поэт Низами и лидер антиарабского восстания Бабек Хоррамдин были талышами (а не азербайджанцами, как официально считают в Азербайджане). [ 21 ]
В докладе « Европейской комиссии против расизма и нетерпимости » (ECRI) отмечается, что на фоне культивирования антиармянских настроений в Азербайджане выражаются также серьезные опасения в связи с разжиганием ненависти к талышскому меньшинству. ЕКРН с обеспокоенностью отмечает случаи злоупотреблений законодательством в отношении представителей меньшинств. Так был арестован и обвинен в хранении наркотиков бывший главный редактор единственной талышской газеты «Толыши садо», правозащитник Хилал Мамедов . Во время ареста его избивали и оскорбляли на национальной почве. Хилал Мамедов был взят под стражу после того, как разместил в Интернете видеоролик о талышской культуре, который получил более 20 миллионов просмотров. Лейла Юнус назвала свой арест примером давления на представителей национальных меньшинств. Ранее был арестован и умер в тюрьме предыдущий редактор той же газеты «Талыш» Новрузалли Мамедов . [ 22 ]
Примечания
- ^ Гофф 2021 , стр. 145, 155, 161, 168, 171, 176, 178.
- ^ Гофф 2021 , с. 149.
- ^ Jump up to: а б с Гофф 2021 , с. 136.
- ^ «Талыши» . gatchina3000.ru. Архивировано из оригинала 21 октября 2011 г. Проверено 31 декабря 2010 г.
- ^ Гофф 2021 , стр. 109, 133–136.
- ^ Гофф 2021 , стр. 140–141, 145.
- ^ Гофф 2021 , с. 144.
- ^ Гофф 2021 , стр. 136–137.
- ^ Гофф 2021 , с. 115.
- ^ "Талышинцы / Энциклопедия Брокгауза и Эфрона" . gatchina3000.ru . Retrieved 2021-01-15 .
- ^ "Талыши хотят учить, читать и смотреть на родном языке| Громадское телевидение" . hromadske.ua (in Russian). 11 April 2017 . Retrieved 2021-01-15 .
- ^ «Исламская и этническая идентичность в Азербайджане: новые тенденции и напряженность» . сайт ОБСЕ . Проверено 15 января 2021 г.
- ^ «Исламская и этническая идентичность в Азербайджане: новые тенденции и напряженность» . www.osce.org . Проверено 15 января 2021 г.
- ^ «Исламская и этническая идентичность в Азербайджане: новые тенденции и напряженность» . www.osce.org . Проверено 15 января 2021 г.
- ^ «Исламская и этническая идентичность в Азербайджане: новые тенденции и напряженность» . www.osce.org . Проверено 15 января 2021 г.
- ^ «Исламская и этническая идентичность в Азербайджане: новые тенденции и напряженность» . www.osce.org . Проверено 15 января 2021 г.
- ^ «Обвинение в нарушении прав меньшинств в Азербайджане | Washington ProFile - Международное агентство новостей и информации» . 18 октября 2007 г. Архивировано из оригинала 18 октября 2007 г. Проверено 15 января 2021 г.
- ^ «ОНН: Талыш: Редактор арестован» . www.unpo.org . Проверено 15 января 2021 г.
- ^ «ВЛАСТИ АЗЕРБАЙДЖАНА ОБВИНЕНЫ В ДИСКРИМИНАЦИИ ЭТНИЧЕСКИХ МЕНЬШИНСТВ» .
- ^ «Почему власти Азербайджана арестовали талышского активиста?» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . 12 января 2013 года . Проверено 15 января 2021 г.
- ^ Лорнежад, Сиаваш; Дустзаде, Али (2012). О СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЗАЦИИ ПЕРСИДСКОГО ПОЭТА НЕЗАМИ ГЯНДЖАВИ . ТСИС. ISBN 978-99930-69-74-4 .
- ^ «ОТЧЕТ ECRI ПО АЗЕРБАЙДЖАНУ (пятый цикл мониторинга)» . ЕКРИ .