Jump to content

Принудительная ассимиляция талышей в Азербайджане

Страница расширена и защищена
(Перенаправлено с Талышской ассимиляции )

талышцы подвергались политике насильственной ассимиляции В Азербайджанской ССР . Политика проводилась совместно с созданием и распространением нарративов властей Азербайджанской ССР и советских этнографов, утверждающих о «полной и добровольной ассимиляции талышей в азербайджанцы » в Советском Азербайджане. Повествование было создано для оправдания ассимиляционной политики руководства Азербайджанской ССР в отношении талышей и распространялось различными способами, включая энциклопедии, карты и учебники. [ 1 ] Аналогичная политика проводилась и в отношении татов , грузин-ингилойцев и других народов Азербайджанской ССР (см. Принудительная ассимиляция в Азербайджане ). [ 2 ]

Ход событий

По переписи 1939 года в Азербайджанской ССР проживало 87 510 талышей. Таким образом, талыши были пятой по численности национальностью в Азербайджане (после азербайджанцев, русских, армян и лезгин), являясь одним из крупнейших этнических меньшинств в республике. Однако перепись 1959 года насчитала в Азербайджане лишь 85 человек талышской национальности. Официальное объяснение властей почти полного «исчезновения» талышей в этой переписи заключалось в том, что «талыши добровольно и массово идентифицировали себя азербайджанцами» перед переписчиками. [ 3 ] В своей книге Криста Гофф документально показывает, что Московское главное статистическое управление планировало включить категорию талышской национальности в перепись 1959 года, однако эта категория была исключена при сборе и подготовке отчетов переписи населения в самом Азербайджане. [ 3 ]

Руководство Азербайджанской ССР, по мнению Гоффа, использовало данные переписи населения в советской этнографии, создавая нарратив о «полностью добровольной и естественной ассимиляции» талышей. За этим последовало производство большого количества этнографического, лингвистического, историко-географического и другого материала, разработка и воспроизведение нарративов, призванных, по мнению Гоффа, оправдать национальное «стирание» талышей и укрепить официальный миф об их «стирании». добровольная ассимиляция». Советские этнографы, описывая произошедшее с талышами, подчеркивали их общие черты в культуре и быту с азербайджанцами и представляли «ассимиляцию» ираноязычных талышей тюркоязычными азербайджанцами как «впечатляющее достижение» советского государства. «этноисторический прогресс». Так, например, в Большой советской энциклопедии стало говориться, что «в СССР талыши почти слились с азербайджанцами, очень близкими по материальной и духовной культуре, поэтому в переписи 1970 года они не были выделены». [ 4 ] По мнению исследователей, «вычеркивание» талышей из переписи, как и некоторых других народов, было одним из основных способов увеличения «титульного» азербайджанского большинства в республике и его гомогенизации. [ 5 ]

Эта политика ассимиляции оказывала большое социальное, политическое и экономическое давление на талышей и их повседневную жизнь, стимулируя их «слияние» с титульной азербайджанской нацией. Так, например, талыши не могли быть зарегистрированы как представители талышской национальности в официальных документах, а родители не могли записать своих детей в школы с обучением на талышском языке. Некоторые талыши обращались к властям с ходатайствами о своем праве называться талышами в правительственных документах, но все эти просьбы отклонялись властями до 1989 года. Другие, не находя другого выхода, приняли азербайджанское удостоверение личности, чтобы избежать дискриминации в повседневной жизни, поскольку Например, при приеме на работу. Криста Гофф также приводит истории талышей, которые признались, что из-за стигматизации своей национальности, отсутствия школ, книг и других ресурсов у талышей Азербайджана, а также отсутствия каких-либо предпочтений быть талышами, они предпочитали азербайджанское самоопределение. идентификацию и азербайджанский язык, даже опасаясь, что их дети могут столкнуться с дискриминацией, если они будут говорить по-азербайджански с талышским акцентом. Представители талышского народа часто усваивали эти ассимиляционные повествования о себе, которые им рассказывали и которые они находили в энциклопедиях, статьях и других печатных материалах. [ 6 ]

С 1960 по 1989 годы талыши не включались в переписи населения как отдельный этнос, так как считались частью азербайджанцев (азербайджанских тюрков).

В 1978 году часть талышей обратилась в Центральное статистическое управление в Москве и в газету «Правда» с коллективными жалобами на то, что переписчики отказались зарегистрировать их как талышей в предстоящей переписи 1979 года. На что они получили ответное письмо от начальника Отдела Всесоюзной переписи населения А.А. Исупова, в котором говорилось, что категория талышской национальности не будет включена в перепись, поскольку, - писал Исупов, ссылаясь на этнографический отчет об ассимиляции из талышей, талыши теперь азербайджанцы. [ 7 ]

В своей книге Криста Гофф приводит интервью с талышами: «Во время этих переписей [с 1959 по 1979 год] нас никто не спрашивал о нашей национальности или самоидентификации. Переписчики заседали в райотделе или сельской канцелярии и заранее по указанию сверху заполняли национальный состав населения. Затем они попросили нас заполнить остальные строки». Респонденты также поделились с Гоффом историями о том, как переписчики записывали их как «азербайджанцев», когда они представлялись талышами, и отрицали само существование талышской национальности; кроме того, при сборе информации для переписи рабочие избегали категорий родного языка и национальности. [ 8 ] В ходе подготовки материалов к переписи 1970 года некоторые этнографы и картографы в Москве выразили сомнение в данных переписи, заявив, что азербайджанские власти, ответственные за перепись, искусственно ассимилировали талышей и «представляют свой регион как более этнически однородный, а азербайджанский народ более консолидированной», чем на самом деле. [ 3 ]

По мнению Гоффа, для оправдания политики ассимиляции в отношении нетитульных меньшинств азербайджанские чиновники и ученые с 1950-х годов все чаще стали говорить о «якобы древнем местном происхождении азербайджанской нации», в том числе меньшинств, в том числе талышей, в ее история. Таким образом, подчеркивая, что талыши и другие народы Азербайджанской ССР «происходят от того же древнего населения», что и азербайджанцы (азербайджанские тюрки), они, по мнению Гоффа, пытались представить формирование тюркоцентричного советского азербайджанского народа как «естественный многовековой процесс, а не результат насильственной ассимиляции, как утверждают некоторые меньшинства». [ 9 ]

Лишь в 1989 году национальность талышей вернули в перепись, насчитали сразу 21 196 талышей.

Статистика

По переписи 1897 года в Российской империи проживало 35 219 талышей , [ 10 ] насчитывалось 77 039 талышей а по переписи 1926 года в Азербайджанской ССР . С 1959 по 1989 год талыши не включались ни в какие переписи населения как отдельный этнос, а считались частью азербайджанских тюрков, хотя талыши говорят на иранском языке . Республике проживало всего 76 800 талышей В 1999 году правительство Азербайджана заявило, что в Азербайджанской , но это считается ниже фактического числа, учитывая проблемы с регистрацией в качестве талышей. Некоторые утверждают, что численность талышей, населяющих южные районы Азербайджана, составляет 500 тысяч человек. [ 11 ] [ 12 ] По данным Талышского культурного центра в Лянкяране, в Масаллийском проживает 60% талышей , в Лянкяране только 2 села тюркские, Астара полностью талышская, в Лерике только 2 села тоже тюркские. [ 13 ] Получить точную статистику сложно из-за отсутствия достоверных источников, смешанных браков и снижения знания талышского языка.

В современном Азербайджане

Историческое подавление идентичности и неспособность практиковать свою культуру и язык привили талышам самоцензуру. [ 14 ] Это затрудняет оценку поддержки какого-либо талышского движения. [ 15 ] По словам Хемы Котеча, многие талыши опасаются, что их сочтут связанными с сепаратистской Талыш-Муганской Автономной Республикой , Россией или Арменией, если они выскажутся открыто и попытаются высказать свои убеждения в публичной сфере. Один случай из нынешних репрессий, когда школа в Лерике хотела пригласить поэта из Ленкорани на встречу с детьми: директору сказали, что в этом случае его уволят. Страх перед полицией является еще одной причиной такого молчания, хотя поддержка светской демократии и общие азербайджанско-талышские чувства по поводу Нагорного Карабаха также способствуют этому. [ 16 ]

Международные организации, такие как Washington Profile, [ 17 ] Организация непредставленных наций и народов [ 18 ] и Радио Свободная Европа / Радио Свобода [ 19 ] [ 20 ] выразили обеспокоенность по поводу ареста Новрузали Мамедова , председателя Талышского культурного центра и главного редактора газеты "Толыши садо". Он был арестован и приговорен к 10 годам лишения свободы по обвинению в государственной измене после того, как его газета опубликовала статьи, в которых утверждалось, что поэт Низами и лидер антиарабского восстания Бабек Хоррамдин были талышами (а не азербайджанцами, как официально считают в Азербайджане). [ 21 ]

В докладе « Европейской комиссии против расизма и нетерпимости » (ECRI) отмечается, что на фоне культивирования антиармянских настроений в Азербайджане выражаются также серьезные опасения в связи с разжиганием ненависти к талышскому меньшинству. ЕКРН с обеспокоенностью отмечает случаи злоупотреблений законодательством в отношении представителей меньшинств. Так был арестован и обвинен в хранении наркотиков бывший главный редактор единственной талышской газеты «Толыши садо», правозащитник Хилал Мамедов . Во время ареста его избивали и оскорбляли на национальной почве. Хилал Мамедов был взят под стражу после того, как разместил в Интернете видеоролик о талышской культуре, который получил более 20 миллионов просмотров. Лейла Юнус назвала свой арест примером давления на представителей национальных меньшинств. Ранее был арестован и умер в тюрьме предыдущий редактор той же газеты «Талыш» Новрузалли Мамедов . [ 22 ]

Примечания

  1. ^ Гофф 2021 , стр. 145, 155, 161, 168, 171, 176, 178.
  2. ^ Гофф 2021 , с. 149.
  3. ^ Jump up to: а б с Гофф 2021 , с. 136.
  4. ^ «Талыши» . gatchina3000.ru. Архивировано из оригинала 21 октября 2011 г. Проверено 31 декабря 2010 г.
  5. ^ Гофф 2021 , стр. 109, 133–136.
  6. ^ Гофф 2021 , стр. 140–141, 145.
  7. ^ Гофф 2021 , с. 144.
  8. ^ Гофф 2021 , стр. 136–137.
  9. ^ Гофф 2021 , с. 115.
  10. ^ "Талышинцы / Энциклопедия Брокгауза и Эфрона" . gatchina3000.ru . Retrieved 2021-01-15 .
  11. ^ "Талыши хотят учить, читать и смотреть на родном языке| Громадское телевидение" . hromadske.ua (in Russian). 11 April 2017 . Retrieved 2021-01-15 .
  12. ^ «Исламская и этническая идентичность в Азербайджане: новые тенденции и напряженность» . сайт ОБСЕ . Проверено 15 января 2021 г.
  13. ^ «Исламская и этническая идентичность в Азербайджане: новые тенденции и напряженность» . www.osce.org . Проверено 15 января 2021 г.
  14. ^ «Исламская и этническая идентичность в Азербайджане: новые тенденции и напряженность» . www.osce.org . Проверено 15 января 2021 г.
  15. ^ «Исламская и этническая идентичность в Азербайджане: новые тенденции и напряженность» . www.osce.org . Проверено 15 января 2021 г.
  16. ^ «Исламская и этническая идентичность в Азербайджане: новые тенденции и напряженность» . www.osce.org . Проверено 15 января 2021 г.
  17. ^ «Обвинение в нарушении прав меньшинств в Азербайджане | Washington ProFile - Международное агентство новостей и информации» . 18 октября 2007 г. Архивировано из оригинала 18 октября 2007 г. Проверено 15 января 2021 г.
  18. ^ «ОНН: Талыш: Редактор арестован» . www.unpo.org . Проверено 15 января 2021 г.
  19. ^ «ВЛАСТИ АЗЕРБАЙДЖАНА ОБВИНЕНЫ В ДИСКРИМИНАЦИИ ЭТНИЧЕСКИХ МЕНЬШИНСТВ» .
  20. ^ «Почему власти Азербайджана арестовали талышского активиста?» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . 12 января 2013 года . Проверено 15 января 2021 г.
  21. ^ Лорнежад, Сиаваш; Дустзаде, Али (2012). О СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЗАЦИИ ПЕРСИДСКОГО ПОЭТА НЕЗАМИ ГЯНДЖАВИ . ТСИС. ISBN  978-99930-69-74-4 .
  22. ^ «ОТЧЕТ ECRI ПО АЗЕРБАЙДЖАНУ (пятый цикл мониторинга)» . ЕКРИ .

Библиография

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 522fd527c6db3f26ab58ac187871ce9d__1712062440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/52/9d/522fd527c6db3f26ab58ac187871ce9d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Forced assimilation of Talysh people in Azerbaijan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)