Этнические меньшинства в Бангладеш
Этнические меньшинства Бангладеш [ 1 ] или, грубо говоря, коренные жители Бангладеш, представляют собой этнические меньшинства в горных районах Читтагонг (юго-восток), округе Силхет (северо-восток), округе Раджшахи (запад) и округе Мименсингх (северно-центральный) в районах страны. Предполагается, что они относятся к коренным и племенным расам; общая численность этнических меньшинств в Бангладеш в 2010 году оценивалась в более чем 2 миллиона человек. [ 2 ] Это разнообразные этнические сообщества, включая тибето-бирманцев , [ 3 ] Австрийские и дравидийские народы.
По данным «Этнолога» , здесь проживают 36 коренных языковых общностей, в число которых входят 17 сино-тибетских , 10 индоевропейских , 7 австроазиатских и 2 дравидийские языковоязычные группы. [ 4 ]
Многие из этих групп, такие как чакмы и мармы (самая большая и вторая по величине соответственно), мигрировали в Бангладеш до британского периода из современной Бирмы. Другие мигрировали из Центральной Индии, где их называют упажати (племя). Большинство этих групп часто находятся в невыгодном положении по сравнению с этническими бенгальцами, поскольку Бангладеш была создана как бенгальское национальное государство. Этнические меньшинства Бангладеш имеют свои культурные традиции и зачастую языки. [ 5 ] Подавляющее число этнических племен Бангладеш традиционно являются буддистами и индуистами по вероисповеданию, в то время как другие в основном являются христианами и небольшими анимистами.
Правительство Бангладеш называло небольшие этнические группы Читтагонгского горного района как таковые, а не коренными народами. [ 6 ]
Население
[ редактировать ]В отчете первичной переписи населения 2011 года указано, что количество этнических групп населения Бангладеш составляет 27. Первая - это чакма, насчитывающая 444 748 человек, а марма, вторая по величине этническая группа, насчитывает 202 974 человека.
Коренные общины | Население |
---|---|
Багди | 12,092 |
Банай | 2,851 |
Бармен | 44,657 |
Бедия | 7,207 |
Бхил | 95 |
Бхуимали | 1,930 |
земля | 9,664 |
Хороший | 13,193 |
Борайк/Барайк | 3,444 |
Каждый | 3,077 |
Какма | 483,299 |
Платить | 386 |
Гаро | 76,846 |
Гонджу | 4,137 |
Горайт | 2,727 |
Гуркха | 100 |
Хаджонг | 7,996 |
К | 223 |
Плохой | 1,503 |
Хария | 3,099 |
Харвар/Хервар | 312 |
Хасия/Хаси | 12,421 |
Кхьянг | 4,826 |
Десять | 3,780 |
Кох | 13,702 |
Кол | 3,822 |
Кондо | 1,898 |
Его возраст | 816 |
Лохар | 3,418 |
Лусай | 380 |
Место | 6,614 |
Курми Махато | 19,271 |
Мало/Гасимало | 14,771 |
Марма | 224,261 |
Многоцелевой | 22,978 |
Мро | 52,455 |
Сад | 60,191 |
Мусахар | 4,600 |
Ораон | 85,846 |
Пахари/Мал Пахари | 8,801 |
Панкхоа/Панхо | 1,857 |
отец | 3,100 |
Раджоар | 2,327 |
Ракхайн | 11,195 |
Сантал | 129,049 |
Потерпи | 1,980 |
Зима | 2,082 |
Танчанья | 45,972 |
Трипури | 156,578 |
У вас есть | 3,792 |
Другие | 68,538 |
Общий | 1,650,159 |
Этнические меньшинства в Бангладеш (2022 г.) [ 8 ]
Основная этническая группа
[ редактировать ]Чакмас
[ редактировать ]Чакмы — крупнейшее этническое меньшинство Бангладеш . Буддизм — самая распространенная религия внутри племени. Они называют вождя своего племени Чакма Раджа или Сардар. Чакмы считаются более привилегированными, чем большинство других племен Бангладеш. Они говорят на чакме , индоарийском языке; и имеют самобытную культуру, традиции и этническую историю. Женщины носят пинон и кхади (ручной работы), а мужчины - дхути. Они выращивают урожай особым экологически чистым методом, который называется «выращивание Карпас Джума». Они мигрировали в Бангладеш в 15 веке.
Марс
[ редактировать ]Мармы — вторая по величине этническая группа в Бангладеш, имеющая бирманское (Мьянма) происхождение. Мармы считали Бирму (Мьянму) центром своей культурной жизни. Регион, в котором они живут, был частью Королевства Мраук У до того, как королевство было завоевано Бенгальским Султанатом . С тех пор регионом правили бенгальские правители, и с этого периода возникли этнические группы марма. Их культурные особенности связаны с наследием предков, включая одежду (которая называется «thumui» — нижняя часть и «angi» — верхняя часть), еду (в основном острую, кислую и острую), письменность ( бирманское письмо ), традиционные песни и музыкальные инструменты (например, каппья , джеа и харра ). Они говорят на марме, и большинство из них — буддисты Тхеравады. В течение года здесь проводится множество фестивалей, но Санграй самым большим праздником среди них считается . Это традиция встречать Новый год по буддийскому лунному календарю. Этот фестиваль проводится в течение трех дней, и популярный ритуал второго и третьего дней фестиваля заключается в обливании друг друга водой. Они верят, что вода забирает все горести и очищает душу и тело, поэтому здороваться с другими (даже незнакомыми людьми) нужно, обрызгивая их водой. Но культура мармы уникальна. У него также есть свой язык, традиции, культура и т. д.
Трипура/Трипури
[ редактировать ]Трипури — одна из основных этнических общин , проживающих как на равнинах, так и в горных районах Читтагонг в Бангладеш. Во время раздела Индийского субконтинента княжеский штат Трипура не был присоединен ни к Индии, ни к Пакистану. Однако в 1949 году Королевство Трипура было объединено с Индией посредством соглашения о слиянии. Народы Трипуры, как в Бангладеш, так и в индийском штате Трипура , имели общую культуру, историю, традиции и образ жизни. Язык трипури называется кокборок , на нем говорят более миллиона человек. Главный фестиваль Трипури — Буйшу .
Меньшинство жителей Трипури приняло ислам в качестве своей религии и подверглось насилию со стороны некоторых христиан Трипури. 18 июня 2021 г. [ 9 ] и фермер Трипури Имам по имени Омар Фарук Трипура (ранее известный как Бенничанд Трипура) из Туладжхири Ага Трипурапара был застрелен, когда направлялся домой после молитвы Иша в импровизированной мечети. [ 10 ] [ 11 ] Пять из 38 семей в этом Трипурапара — мусульмане, а остальные — христиане. [ 12 ]
Танчанья
[ редактировать ]Народ Танчанья (তঞ্চংগ্যা) - одна из 13 этнических общин, проживающих в горном районе Читтагонг (CHT).
Из-за отсутствия исследований также существует путаница в отношении численности Танчанги. По данным переписи 2001 года, в ЧТ проживает 31 164 танчангиа (источник: Solidarity2002, Бангладешский форум адиваси).
Мистер
[ редактировать ]Люди Мру (также Мро и Муранг ) считаются коренными жителями холмов Читтагонг, куда они мигрировали из Аракана в Бирме в 14–15 веках. Они жили в долинах и часто укрепляли свои деревни. У них не было собственной письменности, но некоторые могли читать бирманскую и бенгальскую письменность. Большинство из них утверждали, что они буддисты, но их религиозные обряды были в основном анимистическими.
Сантальс
[ редактировать ]Народ сантал — одна из крупнейших и древнейших этнических групп Индийского субконтинента. [ 13 ] Они являются потомками одной из старейших австроязычных протоавсталоидных популяций. [ 14 ]
Санталы известны как одна из старейших и крупнейших этнических общин северо-западного пояса Бангладеш. Они живут в первозданной природе этого региона уже тысячи лет. Их можно охарактеризовать как детей природы, вскормленных и воспитанных ее щедростью.
Санталов в основном можно увидеть в северных районах Динаджпура , Наогаона , Такургаона , Панчагарха и т. д. Они активно участвовали в движении Тебхага под руководством Илы Митры в 1950 году, восстании Санталов , восстании Бирса Мунда , восстании Кола , восстании Джиту Самура, Панду. Повстанческое движение раджей, движение Свадеши и освободительная война в 1971 год .
Женщины-санталы, особенно молодые девушки, по своей природе очень заботятся о красоте. Женщины-санталы носят украшения на руках, ногах, носу, ушах и шее, а также украшения необычной формы на лодыжках. Они украшают свои головы и пучки цветами и украшают себя простыми украшениями.
Как и их простой, простой и беззаботный образ жизни, их одежда также очень проста. Сантальские платья называются панчи, панчатат и матха. Женщины сантала носят сари из грубого домотканого хлопка ярких цветов, едва доходящие до колен, а верхний конец сбрасывается на плечи. Мужчины и женщины санталов носят татуировки на своем теле. Большинство их домов обычно аккуратные и чистые, хотя и построены из глины. Их усадьба часто включает в себя сад.
Особенность домов в том, что в них маленькие и низкие двери и почти нет окон. Мебели практически нет, кроме деревянной кровати и бамбукового мачанга, на которых расстилают свои кровати люди сравнительно зажиточного класса.
Церемония Набанна , несомненно, имеет большое значение для сельских жителей и отмечается во время сбора урожая, когда из свежесобранного продовольственного зерна готовят вкусные блюда и развлекают друзей и родственников. Санталы имеют свой собственный язык, культуру и социальные модели, которые явно отличаются от других племен. Они свободно говорят на бенгальском языке и переняли многие слова бенгальского языка в свой родной язык. Большинство санталов сейчас христиане, но они все еще соблюдают свои старые племенные обряды.
Хотя в прошлом санталы вели процветающую и мирную жизнь, их экономические и социальные условия сейчас очень отсталые. Сельское хозяйство является их основным источником существования. Основные продукты питания Санталов — рис, рыба и овощи. Они также едят крабов, свинину, курицу, говядину и мясо белок. Джутовый шпинат (налита) — одно из их любимых блюд. Яйца уток, кур, птиц и черепах – деликатес в их меню. Их любимым напитком является спиртной напиток, перегоняемый из разложившегося риса, называемый хадия или (пачаи). Женщины-санталы умеют готовить разные виды тортов.
Большинство санталов — анимисты . Основным оружием охоты и самозащиты являются лук и стрелы, изготовленные из местных материалов. Они любят цветы и музыку. Охота и сбор пищи в лесу были их примитивным хозяйством.
Санталы делятся на двенадцать кланов, и все эти кланы любят празднества. Они очень хорошо разбираются в музыке и танцах. Как и у бенгальцев, у них также есть «тринадцать фестивалей за двенадцать месяцев» и множество других праздников в течение года. Их год начинается с месяца Фальгун (примерно 15 февраля – 15 марта). Почти каждый месяц или сезон отмечается фестиваль с танцами, песнями и музыкой. Весной санталы празднуют Холи , осыпая друг друга цветами. Выражение благодарности богу урожая также является частью этого фестиваля. Он превращается в карнавал с танцами, песнями, музыкой, едой и напитками. Вероятно, его самой большой достопримечательностью является хоровой танец девушек Сантал. Другая важная церемония Санталов называется Баха или праздник цветов. Цель этого фестиваля в начале весны – приветствовать и поздравить только что распустившиеся цветы. Для него также характерны танцы, пение и музыка. Санталы кремируют свои трупы. Но в наши дни многие из них хоронят умерших. В случае смерти жителя села обязанность старосты села – явиться к месту ушедшего и с должным почтением организовать отпевание.
Хаси люди
[ редактировать ]Кхаси — это коренной или племенной народ, большинство из которого проживает в штате Мегхалая (бывшее Федеративное королевство Кхаси) на северо-востоке Индии, с небольшим населением в соседнем Ассаме и в некоторых частях Бангладеш. [ 15 ] Они называют себя Ки Хиннев треп, что на языке хаси означает «семь хижин». Их язык хаси — самый северный австроазиатский язык. Этот язык был по существу устным до прибытия европейских миссионеров. Особое значение в этом отношении имел валлийский миссионер Томас Джонс, который перевел язык хаси на латиницу. Народ хаси составляет большинство населения восточной части Мегхалаи. Значительное меньшинство народа хаси исповедует свою племенную религию; называются по-разному: Ка Ниам Кхаси и Ка Ниам Тре в регионе Джайнтия, и в рамках этой местной религиозной веры петух приносится в жертву вместо человека, при этом считается, что петух «несет на себе грехи человека, и своим жертвоприношением человек получить искупление»[2](сравните Каппарот). Другие исповедуемые религии включают пресвитерианство, англиканство, унитариев, католиков, и очень немногие из них являются мусульманами. Народ кхаси, проживающий в холмистых районах Силхета, Бангладеш, принадлежит к подплемени войны. Основными сельскохозяйственными культурами, производимыми народом хаси, проживающим в районах боевых действий, включая Бангладеш, являются лист бетеля, орех арека и апельсины. Народ Вар-Хаси спроектировал и построил живые корневые мосты в регионе Черапунджи.[3] В нескольких штатах Индии хаси получили статус зарегистрированного племени. Кхаси — матрилинейное общество.
Джайнтия
[ редактировать ]Джайнтия, этническая группа, проживающая в регионе Силхет и также известная как Синтенг или Пнар, имеет очень богатые традиции и политическую историю. Когда-то они жили в северном районе Силхета. Но после раздела Бенгалии в 1947 году большинство из них мигрировали на холмы Джаинтия в Ассаме, где большинство из них сейчас и поселились. Небольшая часть из них сейчас проживает в Джайнтапур-Упазиле в Силхете. Джайнтиа в Бангладеш составляют этническую группу, насчитывающую около двадцати тысяч человек. По мнению антропологов, джайнтия — одна из древних первоначальных групп, мигрировавших в северо-восточный регион субконтинента и поселившихся там. Существует мнение, что джайнтия является ветвью общины хаси. Кхаси — ветвь расы Мон-хем, а Джайнтия принадлежит к монголоидам. Сходство является следствием их сосуществования в течение длительного времени, и это сходство ограничивается только физическими особенностями. Документальных подтверждений названия общины нет. Некоторые считают, что они названы в честь своей главной богини Джоянти. Деви Джоянти — воплощение индуистской богини Дурги. Джайнтиа также представляются как Пнар. У джайнтийцев есть свой язык, но нет алфавитов. Джаинтии в Бангладеш получают образование в школах на языке Бангла. Уровень грамотности джайнтов составляет 80%, что является самым высоким показателем среди всех племен, проживающих в регионе Большого Силхета. В настоящее время многие из них служат в различных государственных и частных организациях. Несколько детей из семей Джаинтия получают образование в Шиллонге в Мегхалае. Хотя они используют свой родной язык в разговоре со своими племенами, они говорят на бангла, чтобы общаться с другими. Одежда мужчин племен Джайнтия и Хаси схожа. Однако мужчины племени джайнтия, живущие в Бангладеш, носят такие же платья, как и основные бенгальские мужчины. Но женщины носят традиционные платья Джаинтии. Они покрывают верхнюю часть тела куском разноцветной украшенной ткани. Но женщины Джайнтиа носят другой кусок ткани в качестве скромного шарфа, завязанного на плече, как женщины Кхаси. Большинство женщин Джайнтии сейчас привыкли носить блузки-сари, хотя дома предпочитают традиционную одежду. Они также любят украшения из золота и серебра. Сельское хозяйство - основное занятие джайнтиа. Они выращивают листья бетеля и различные орехи, которые используются в местной торговле. Общество Джайнтия является матриархальным. Матери доминируют в своих семьях, и дети принимают титул материнского клана. Женщины исключительно наследуют семейное имущество. Общество Джайнтия разделено на ряд племен, таких как Сарти, Наян, Каянг, Ланонг, Янъён, Рымбай, Дкхар и др. Несмотря на существование племенного строя в обществе Джайнтия, кастовая дискриминация там полностью отсутствует. Внутриплеменные браки запрещены в обществе Джайнтия. Система социального панчайета разрешает споры посредством арбитража. Арбитраж проводится под руководством главного панчаета и поддерживается старейшинами общества. Решение панчайета является окончательным в отношении любых социальных проблем. Глава панчайета избирается общиной.
Рис — основной продукт питания джайнтиа, и они едят его с различными овощами, рыбой и мясом. Свинина — их любимое блюдо. Они также любят баранину, курицу, молоко и молочные продукты. Их также пьют чай, а гостей развлекают листами бетеля и орехами. Среди них популярно вино местного производства, известное как киад. Им нравятся все сезонные овощи, особенно луковичные растения и корнеплоды. Они считают сушеную рыбу деликатесом. Они готовят еду, как бенгальцы.
Хоктой — религиозный праздник Джайнтии. Фестиваль празднуют два дня. Джайнтия отмечает это событие, чтобы помолиться за упокой души умершего и за благополучие следующего поколения. Они готовят разные блюда и подают гостю фрукты. Люди Джайнтия говорили, что «чем лучше танец, тем лучше урожай», что сделало их опытными в своем собственном измерении танца. Такие фестивали действительно являются частью нашей культуры, что делает ее более разнообразной.
Хотя джайнтиа являются пантеистами по вере, они находятся под сильным влиянием индуизма. Их главное божество — богиня Джаянти, воплощение индуистской богини Дурги. Они поклоняются своим традиционным богам и богиням наряду с индуистскими богами и богинями. Но исключением является то, что у них нет конкретного храма или места поклонения. Они верят, что их божества существуют в природе, и возносят молитвы на открытом воздухе. Они также верят в вечное существование творца, с которым человек на начальном этапе имел прямую связь. Но когда ими начали руководить корыстные побуждения, они не смогли увидеть Бога своими глазами, когда Он исчез. Таким образом, люди настолько были заняты своими семьями и мирскими делами, что начали постепенно забывать Бога по мере того, как отношения ослабевали. Поэтому Бог посоветовал им следовать нескольким моральным принципам, чтобы жить в мире скромно. Указаниями Бога были: (а) зарабатывать честно (Камаи иа ка хок), (б) знать людей, понимать Бога (Типбру-Типблай) и (в) знать обе линии своих родителей (Типкур-Типкха). Джайнтиа также верят, что Бог послал на землю нескольких богов и богинь, чтобы контролировать недисциплинированных людей. Они держат их под своим контролем, навязывая болезни и недуги. Джайнтиа также поклоняются этим богам и богиням, чтобы смягчить свою ярость. У них свое представление о грехах и благочестии, рае и аде, преступлении и наказании. Однако некоторые из них приняли христианство.
Длинный
[ редактировать ]Гаро — тибето-бирманская этническая группа Индийского субконтинента, проживающая в основном в индийских штатах Мегхалая, Ассам, Трипура и Западная Бенгалия, а также в Бангладеш. Они называют себя Ачик (буквально «человек с холма») или Манде («человек»). Общество Гаро является матрилинейным. Традиционно они были анимистами, но некоторые теперь следуют христианству в результате миссионерской деятельности. Они отмечают сельскохозяйственный фестиваль Вангала. [ 16 ]
Манипури
[ редактировать ], Народ мейтей также известный как манипури , является одной из крупнейших этнических общин Бангладеш. Они мигрировали в Бангладеш во время правления короля Манипури Раджарши Бхагьячандры ( Мейтей : Чинг-Танг Хомба ) (1764–1789), и этот процесс был ускорен Манипури-бирманской войной. После войны с Бирмой Манипур около семи лет находился под властью бирманских захватчиков. В этот период король Чураджит Сингх в сопровождении большого количества подданных Манипури переехал в другие районы - теперь в Бангладеш. В настоящее время они живут в разных местах округа Силхет , таких как Камалгандж, Сримонгал, Кулаура и Баралеха Танас района Моулви-Базар; Чунаругаттана района Хабигандж и Чхатактана района Сунамгандж. По данным переписи населения 1991 года, в Бангладеш проживало около 25 000 манипури. В результате их изменения географического положения и различного рода религиозно-политического взаимодействия. Язык мейтей (официально называемый языком манипури ), родной язык манипури, принадлежит к группе мейтей. Тибето-бирманская подсемья языков сино-тибетской семьи . Литература Мэйтей ( литература Манипури ) очень старая. Он имеет богатую и разнообразную историю и традиции. Характерной чертой старого письма Мэйтей ( сценария Манипури ) является то, что каждая буква алфавита была названа в честь части человеческого тела. Форма буквы также зависит от части тела, в честь которой она названа. Некоторые книги по тематике Манипури опубликованы на бенгали. Мужчины и женщины Манипури работают вместе в поле. Мужчины расчищают джунгли и возделывают почву, а женщины сеют семена и пересаживают растения. Они празднуют посадку семян и сбор урожая по-своему красочно. Культура Манипури имеет богатые и красочные традиции, в которых танец и музыка играют жизненно важную роль. Самая яркая ветвь культуры Манипури — танец. Танец Раса — лучшее произведение их культуры. Танец манипури отличается мягкостью, нежностью и преданностью. Платье, которое они надевают во время танца, действительно великолепное и красивое. Очень популярный фестиваль Манипури — это разновидность танца гопи, прославляющего романтическую связь Радха и Кришна . Весной жители Манипури празднуют Яошанг (эквивалент Холи в Мэйтей ), когда они заливают друг друга красками. Большинство религиозных обрядов и фестивалей Манипури основаны на временах года. Они также празднуют сбор риса конкурсом пения. Манипури развешивают красочные свадебные пандали, а жених и невеста обходят пандал, чтобы их приветствовали рисом и травой дурва. Манипури не могут вступать в брак внутри своих кланов. Невеста Манипури впервые приезжает в гости к родителям на пятый день после свадьбы, давая повод для пышного застолья. По традиционному обычаю на эту церемонию приглашаются все члены клана и приходят с подарками в виде риса, рыбы, птицы и денег. У манипури есть свои ритуалы избавления от трупа. Умирающего держат возле дома на банановом листе, пока поют киртаны. Трупы омывают, повернув голову на север. Они хоронят тела подростков и кремируют тела пожилых людей. После избавления от тела несущие гроб принимают ванну и вытирают руки, держа их над огнем, прежде чем войти в дом.
Хаджонг
[ редактировать ]Народ Хаджонг — этническая группа из северной части Бангладеш. Сообщество хаджонгов проживает в основном в районах Мименсингх и Силхет в Бангладеш и занимается преимущественно выращиванием риса. В Бангладеш хаджонги также встречаются в северном округе Дакка, хотя есть неподтвержденные сообщения о том, что некоторые хаджонги живут в округе Читтагонг .
Кеот (Кайбарта)
[ редактировать ]Народ кеот (кайбарта) в Бангладеш принадлежит к австрийскому племени и представляет собой аборигенное племя, которое постепенно превратилось в касту. Обычно они занимаются рыболовством и сельским хозяйством в качестве основного источника средств к существованию. Эта коренная община также присутствует в Ассаме , Северной Бенгалии и т. д. Они потеряли свой родной язык и используют стандартный язык Бангладеш для общения, но они все еще сохранили свою культурную, расовую и традиционную идентичность.
Мусульманские племена «Пангал» или «Еда»
[ редактировать ]Единственная коренная мусульманская община Бангладеш - это «Пангал», подгруппа этнической принадлежности мейтей (или митей). Поэтому они также известны как Мейтеи-Пангалы. Они живут в Силхете и Мулвибазаре.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Этническое меньшинство, а не коренное население» . Дейли Стар . 27 июля 2024 г.
- ^ «Бангладеш» . Международная группа по правам меньшинств . 19 июня 2015 г.
- ^ «Всемирный справочник меньшинств и коренных народов - Бангладеш: адиваси» . Рефмир . Верховный комиссар ООН по делам беженцев .
- ^ «Бангладеш» . Этнолог . Проверено 23 июня 2019 г.
- ^ «Когда коренные народы на втором месте» . Глобальный брифинг . Проверено 28 января 2016 г.
- ^ «Этническое меньшинство, а не коренное население» . Дейли Стар . 27 июля 2011 г. Проверено 14 августа 2024 г.
- ^ Перепись населения и жилищного фонда 2022 года – предварительный отчет (PDF) (Отчет). Статистическое бюро Бангладеш. Август 2022 г. стр. 33–34. ISBN 978-984-352-977-0 . OCLC 1378729652 . Архивировано (PDF) из оригинала 8 июля 2024 года.
- ^ Перепись населения и жилищного фонда 2022 года – предварительный отчет (PDF) (Отчет). Статистическое бюро Бангладеш. Август 2022 г. стр. 33–34. ISBN 978-984-352-977-0 . OCLC 1378729652 . Архивировано (PDF) из оригинала 8 июля 2024 года.
- ^ «Мужчина, вызванный из дома, застрелен в Бандарбане» . Дейли Стар . Бандарбан-Хилл-Дистрикт , Бангладеш. 20 июня 2021 г.
- ^ Неомусульманина застрелили после выхода из мечети! [Новый мусульманин застрелен после выхода из мечети]. 24 Live Newspaper (на бенгали). 19 июня 2021 г.
- ^ Неомусульманского имама застрелили перед мечетью [Новый мусульманский имам застрелен перед мечетью]. Ежедневный Инкилаб (на бенгали). 19 июня 2021 г.
- ^ Один человек застрелен в районе Ровангчари в Бандарбане [Кто-то застрелен в Рованчхари, Бандарбан]. Протом Ало (на бенгали). 19 июня 2021 г.
- ^ Сорен, доктор Дхуни (21 июня 2019 г.). История Санталов: краткий отчет . Публикации мечты. ISBN 9788193889831 .
- ^ Акан, Машир Рахман; Мамун, доктор Абдулла Аль; Назнин, Тахмина. «Этнографическое исследование земли и жизни общины сантал в урочище Баринд, Бангладеш» . Американский журнал социальных исследований . 1 (2, 2015): 90–95.
- ^ «Жизнь бангладешского народа хаси улучшается вместе с экономическим развитием» . Международное радио Китая . Архивировано из оригинала 9 июля 2013 года . Проверено 28 января 2016 г.
- ^ Мишра, Патит Пабан (2013). "Нравиться". В Дэнвере, Стивен (ред.). Коренные народы мира . Том 2. Справочник Шарпа. стр. 529–530. ISBN 978-0-7656-8222-2 .