Бирса Мунда
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2023 г. ) |
Бирса Мунда | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 9 июня 1900 г. | ( 24 года
Национальность | Индийский |
Движение | Индийское движение за независимость |
Родители |
|
Бирса Мунда (15 ноября 1875 г. - 9 июня 1900 г.) [ 4 ] был борцом за независимость индийского племени и народным героем, принадлежавшим к племени Мунда . Он возглавил племенное религиозное милленаристское движение, возникшее в Бенгальском президентстве (ныне Джаркханд ) в конце 19 века, во времена британского владычества , тем самым сделав его важной фигурой в истории движения за независимость Индии . [ 5 ] Восстание в основном сосредоточилось в поясе Мунда в Кхунти , Тамаре , Сарваде и Бандгаоне. [ 6 ]
Бирса получил образование в Салге под руководством своего учителя Джайпала Нага. Позже Бирса обратился в христианку, чтобы поступить в немецкую миссионерскую школу, но вскоре бросил учебу, узнав, что британцы стремятся обратить племена в христианство посредством образования. [ ненадежный источник ] Бросив школу, Бирса Мунда создал веру под названием Бирсайт . Члены общины Мунда вскоре начали присоединяться к вере, что, в свою очередь, стало вызовом для деятельности британцев. Бирсаиты открыто заявили, что настоящими врагами были британцы, а не христиане Мундас. Причиной восстания Мунды стала «несправедливая практика захвата земель колониальными и местными властями, которая разрушила традиционную племенную земельную систему». [ указать ] [ 7 ] Бирса Мунда известна тем, что бросает вызов британским христианским миссионерам и восстает против конверсионной деятельности вместе с общинами Мунда и Ораон . [ 8 ] Его портрет висит в Музее Индийского парламента . [ 9 ] [ 10 ]
Молодость (1875–1886)
[ редактировать ]Бирса Мунда родился 15 ноября 1875 года в деревне Улихату в округе Ранчи президентства Бенгалии – ныне в округе Хунти – Джаркханда в четверг (некоторые источники утверждают, что он родился 18 июля 1872 года, а не в 1875 году) и, следовательно, назван в честь этого дня, согласно распространенному в то время обычаю Мунда . [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Народные песни отражают народное замешательство и называют Улихату или Халкад местом его рождения. Улихату был местом рождения Суганы Мунда, отца Бирсы. Претензия Улихату предъявляется к старшему брату Бирсы Комте Мунда, живущему в деревне, где его дом все еще существует, хотя и в ветхом состоянии.
Отец Бирсы, мать Карми Хату, [ 11 ] и младший брат Пасна Мунда покинул Улихату и направился в Курумбду, недалеко от Бирбанки, в поисках работы в качестве чернорабочих ( саджедари ) или делегатов урожая (райоты). В Курумбде родились старший брат Бирсы Комта и его сестра Даскир. Оттуда семья переехала в Бамбу, где родилась старшая сестра Бирсы Чампа.
Ранние годы Бирсы прошли с родителями в Халкаде. Его ранняя жизнь не могла сильно отличаться от жизни обычного ребенка Мунды. В фольклоре говорится о том, как он катался и играл в песке и пыли со своими друзьями, а также о том, как он рос сильным и красивым на вид; он пас овец в лесу Боонда. Когда он вырос, он увлекся игрой на флейте, в которой стал экспертом. Он ходил с туилой, однострунным инструментом, сделанным из тыквы, в руке и с флейтой, привязанной к поясу. Волнующие моменты его детства прошли на ахаре (деревенской борцовской площадке). Однако один из его идеальных современников, который встречался с ним, слышал, как он говорил о странных вещах.
Из-за бедности Бирса был отправлен в Аюбхату, деревню своего дяди по материнской линии. [ 13 ] Комта Мунда, его старший брат, которому было десять лет, отправился в Кунди Бартоли, поступил на службу к Мунде, женился и прожил там восемь лет, а затем присоединился к своему отцу и младшему брату в Халкаде. Бирса прожил в Аюбхату два года. Он ходил в школу в Салге, которой руководил некий Джайпал Наг. Он сопровождал младшую сестру своей матери Джони, которая любила его, когда она вышла замуж, в Хатангу, ее новый дом. Он познакомился с христианским миссионером , который посетил несколько деревенских семей, принявших христианство . Бирса Мунда очень скоро понял, что христианские миссионеры обращают племена в христианство. Вскоре Бирса начал бросать вызов христианским миссионерам и восстал против конверсионной деятельности вместе с общинами Мунда и Ораон.
Поскольку Бирса хорошо учился, Джайпал Наг рекомендовал ему поступить в Немецкую миссионерскую школу, и Бирса обратился в христианство и был переименован в Бирса Давид, который позже стал Бирса Дауд. [ 13 ] Проучившись несколько лет, он покинул немецкую миссионерскую школу.
Период становления (1886–1894)
[ редактировать ]Длительное пребывание Бирсы в Чайбасе с 1886 по 1890 год составило период становления его жизни. Этот период был отмечен немецкой и римско-католической христианской агитацией. В свете борьбы за независимость Сугана Мунда забрал сына из школы. Вскоре после отъезда из Чайбасы в 1890 году Бирса и его семья отказались от членства в немецкой миссии, перестали быть христианами и вернулись к своей первоначальной традиционной племенной религиозной системе. [ ненадежный источник ]
Он покинул Герберу из-за растущего волнения сардаров. Он участвовал в волнениях, вызванных народным недовольством ограничениями, наложенными на традиционные права мундов в охраняемом лесу, под руководством Гидеона Пиринга в районе Порхата. В 1893–1894 годах все пустующие земли в деревнях, право собственности на которые принадлежало правительству, были преобразованы в охраняемые леса в соответствии с Законом о лесах Индии VII 1882 года. В Западном Сингхбхуме, как и в Лохардаге, были начаты операции по заселению лесов и приняты меры. приняты для определения прав лесных сообществ. Деревни в лесах выделялись блоками удобного размера, состоящими из деревенских участков и обрабатываемых пустырей, достаточных для нужд деревень. В 1894 году Бирса вырос сильным молодым человеком, проницательным и умным, и взялся за ремонт танка Домбари в Гербере, поврежденного дождями.
Во время своего пребывания в окрестностях деревни Шанкара в районе Западный Сингхбхум он нашел подходящую спутницу, подарил ее родителям драгоценности и объяснил свою идею брака. Позже, вернувшись из тюрьмы, он не застал ее верной себе и бросил ее. Другая женщина, служившая ему в Халкаде, была сестрой Матиаса Мунда. После его освобождения из тюрьмы дочь Матхуры Мунда из Коэнсара, которую содержала Кали Мунда, и жена Джага Мунда из Джиури настояли на том, чтобы стать женами Бирсы. Он упрекнул их и отослал жену Джаги Мунды к ее мужу. Другой довольно известной женщиной, оставшейся с Бирсой, была Сали из Бурунди.
Бирса подчеркнул моногамию на более позднем этапе своей жизни. Бирса вырос из низших слоев крестьян, райтов, которые, в отличие от своих однофамильцев в других местах, пользовались гораздо меньшими правами в системе Мундари хунткатти; хотя все привилегии были монополизированы членами рода-основателя, бунты были не лучше, чем дележ урожая. Опыт Бирсы, когда он был маленьким мальчиком, которого гоняли с места на место в поисках работы, дал ему понимание аграрного вопроса и лесных дел; он был не пассивным зрителем, а активным участником движения, происходящего по соседству.
Новая секта вайшнавов
[ редактировать ]Бирсе приписывают возрождение традиционной племенной культуры, на которую наиболее негативно повлияла британская христианская миссионерская деятельность. Многие племена его секты уже обратились в христианство. Он выступал против и критиковал Церковь и ее методы, такие как взимание налогов и религиозное обращение. Говорят, что в 1895 году Бирса увидел видение верховного Бога. Сам он стал проповедником и представителем традиционной племенной религии и вскоре заработал репутацию целителя, чудотворца и проповедника. Мунды, Ораоны и Харии стекались в Халкад, чтобы увидеть его и исцелиться от своих недугов. И население Ораона, и Мунда вплоть до Барвари и Чечари стали убежденными бирсаитами. Современные и более поздние народные песни вспоминают огромное влияние Бирсы на его народ, их радость и ожидания по поводу его прихода. Имя Дхарти Аабы было у всех на устах.
Бирса Мунда начал советовать племенным людям следовать своей первоначальной традиционной племенной религиозной системе. [ 13 ] Впечатленный его учением, он стал святым для людей племени, и они искали его благословения. [ 13 ]
Племенное движение
[ редактировать ]Лозунг Бирсы Мунды, угрожающий британскому правлению – Абуа радж ете джана, махарани радж тунду джана («Пусть царство королевы прекратится и наше королевство будет установлено») – до сих пор помнят в районах Джаркханда , Одиши , Бихара , Западной Бенгалии и Мадхья-Прадеш . [ 14 ]
Британская колониальная система усилила трансформацию родоплеменного аграрного строя в феодальное государство. пригласили неплеменное крестьянство Поскольку племена с их примитивными технологиями не могли производить излишки, вожди Чхотанагпура поселиться и возделывать землю. Это привело к отчуждению земель, принадлежавших племенам. Новый класс Тикадаров был более хищным и стремился максимально использовать свое имущество. [ нужна ссылка ]
В 1856 году джагиров насчитывалось около 600, и они держали от деревни до 150 деревень. Но к 1874 году власть старых вождей Мунда или Ораона была почти полностью аннулирована властью фермеров, введенной помещиками. В некоторых деревнях они полностью утратили права собственности и были низведены до положения батраков. [ нужна ссылка ]
На двойную проблему аграрного распада и культурных изменений Бирса вместе с Мунда отреагировал серией восстаний и восстаний под его руководством. В 1895 году в халкадском селе Тамар Бирса Мунда отрекся от христианства, попросил своих соплеменников поклоняться только одному Богу и отказаться от поклонения бонгам . [ нужна ссылка ]
Он объявил себя пророком, пришедшим вернуть утраченное царство своего народа. Он сказал, что правление королевы Виктории закончилось и начался Мунда Радж. Он отдал приказы [ нужна ссылка ] райятам (фермерам-арендаторам) не платить арендную плату. Мунды называли его Дхарати Баба , отец земли.
Из-за слухов о том, что те, кто не последует за Бирсой, будут убиты, Бирса был арестован 24 августа 1895 года и приговорен к двум годам тюремного заключения. 28 января 1898 года, после освобождения из тюрьмы, он отправился со своими последователями в Чутью, чтобы собрать записи и восстановить расовые связи с храмом. Он сказал, что храм принадлежал Колам . Христианские миссионеры хотели арестовать Бирсу и его последователей, которые угрожали их способности обращать верующих. Бирса ушел в подполье на два года, но присутствовал на ряде секретных встреч. [ нужна ссылка ]
Говорят, что около 7000 мужчин и женщин собрались вокруг Рождества 1899 года, чтобы возвестить Улгулаан (Великое смятение), которое вскоре распространилось на Хунти , Тамар , Басию и Ранчи . Основными целями были англиканская миссия в Мурху и римско-католическая миссия в Сарваде. Бирсаиты открыто заявили, что настоящими врагами являются англичане, а не христианские Мундасы, и призвали к решительной войне против англичан . Он якобы призывал к убийству Тикадаров, Джагирдаров, Раджасов, Хакимов и христиан и обещал, что оружие и пули превратятся в воду. В течение двух лет они атаковали лояльные британцам места. [ нужна ссылка ]
В канун Рождества 1899 года последователи Бирсы пытались сжечь церкви в Ранчи и Сингхабхуме. 5 января 1900 года последователи Бирсы убили двух полицейских констеблей в Эткедихе. 7 января они напали на полицейский участок Хунти, убив констебля и разрушив дома местных владельцев магазинов. Местный комиссар А. Фобс и заместитель комиссара Х. К. Стриттфилд бросились в Хунти с отрядом в 150 человек, чтобы подавить растущее восстание. награду в размере 500 рупий Колониальная администрация также назначила Бирсе . Войска под командованием Фобса и Стриттфилда атаковали и разгромили партизан Мунды на холме Думбари, хотя сам Мунда сбежал на холмы Сингхбум. [ нужна ссылка ]
Он был арестован в лесу Джамкопай в Чакрадхарпуре 3 февраля 1900 года. [ 16 ] По словам заместителя комиссара Ранчи, как указано в письме, 460 представителям племени были предъявлены обвинения по 15 различным уголовным делам, из которых 63 были осуждены. Один был приговорен к смертной казни, 39 к пожизненному заключению и 23 к лишению свободы на срок до четырнадцати лет. В тюрьме во время судебных процессов погибло шесть человек, в том числе Бирса Мунда. Бирса Мунда умер в тюрьме 9 июня 1900 года. [ 2 ] После его смерти движение заглохло. В 1908 году колониальное правительство приняло Закон об аренде в Чотанагпуре (CNT), который запрещает передачу племенных земель лицам, не принадлежащим к племени. [ 17 ] [ 18 ]
Наследие
[ редактировать ]Кабинет Союза на заседании, состоявшемся 10 ноября 2021 года, проголосовал за то, чтобы отметить 15 ноября, годовщину рождения Бирсы Мунды, как Джанджатия Гаурав Дивас , в память о вкладе активиста за независимость племен . [ 19 ] Годовщину его рождения до сих пор празднуют племена даже в районах Майсур и Кодагу в штате Карнатака. [ 20 ] Официальное празднование происходит в его самадхи-стале в районе Кокар Ранчи , столицы Джаркханда . [ 21 ]
Сегодня в его честь названо несколько организаций, органов и структур, в частности , аэропорт Бирса Мунда Ранчи, Технологический институт Бирса Синдри , Международный хоккейный стадион Бирса Мунда Руркела (крупнейший хоккейный стадион в мире), Бирса Мунда Ванваси Чаттравас, Канпур, Сидхо Канхо. Университет Бирша , Пурулия и Бирсы Сельскохозяйственный университет Боевой клич Бихарского полка — «Бирса Мунда Ки Джай» («Победа Бирса Мунда»). [ 22 ]
Статуя Улгулана — это предлагаемая статуя Бирса Мунда высотой 150 футов, которая будет построена в Джаркханде из камней, собранных в домохозяйствах региона. [ 23 ]
Улгулан, ежегодный фестиваль колледжей Национального университета изучения и исследования права в Ранчи, вдохновлен борьбой за независимость Бирса Мунда.
Гопи Найнар, режиссер «Арамма» , собирается снять фильм на тамильском языке о жизни Бирсы Мунда. [ 24 ] Известный тамильский режиссер и антикастовый активист Па. Ранджит снимет фильм на хинди, основанный на жизни Бирсы Мунда. [ 25 ]
День памяти
[ редактировать ]Его память отмечена в названиях следующих учреждений и организаций:
- Бирсинский сельскохозяйственный университет
- Технологический институт Бирсы
- Колледж Бирса, Хунти
- Бирсаский технологический институт Синдри
- Sido Kanhu Murmu University, Dumka
- Университет Сидхо Канхо Бирша
- Легкоатлетический стадион Бирса Мунда
- Аэропорт Бирса Мунда
- Центральная тюрьма Бирса Мунда
- Бирса Сева Дал , скандальная несуществующая организация.
- Университет племени Бирса Мунда
- Международный хоккейный стадион Бирса Мунда
В популярной культуре
[ редактировать ]хинди фильм «Улгулан-Эк Кранти » ( «Революция В 2004 году Ашок Саран снял на »). Дипрадж Рана сыграл в фильме Бирсу Мунду, а 500 Бирсаитов (последователей Бирсы) появились в массовке. [ 26 ] еще один фильм Раджеша Миттала «Бирса Мунда – Черный железный человек» . В том же году вышел [ 27 ]
В 2008 году Икбал Дюрран снял фильм на хинди, основанный на жизни Бирсы, «Ганди Се Пехле Ганди» ( «Ганди до Ганди ») по его собственному одноименному роману. [ 28 ] Бхагван Бирса Мунда индийский биографический короткометражный фильм « » Раджана Хоса . В 2020 году вышел [ 29 ]
премии Рамона Магсайсая Лауреат писательницы-активистки Махасветы Деви , историческая фантастика «Араньер Адхикар» («Право на лес», 1977), роман, за который она получила премию Сахитьи Академи на бенгальском языке в 1979 году, основан на его жизни и восстании Мунда. против британского владычества в конце 19 века; Позже она написала сокращенную версию «Бирса Мунда» специально для юных читателей. [ 30 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Райкрофт, Дэниел Дж. (4 января 2002 г.). «Съемка Бирсы Мунды: виртуальность фотографии колониальной эпохи» . Университет Сассекса . Архивировано из оригинала 27 августа 2005 года . Проверено 18 августа 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Улгулаан» «Дхарати Аба» « [Восстание Бирса Мунда]. cipra.in . 2009. Архивировано из оригинала 21 апреля 2014 года . Проверено 10 июня 2015 г.
Он был помещен в тюрьму Ранчи для суда вместе со своими 482 последователями, где и умер 9 июня 1900 года.
- ^ «бирсамунда» . Tribalzone.net . 1999–2015 гг. Архивировано из оригинала 10 июня 2015 года . Проверено 10 июня 2015 г.
- ^ Веб-служба India Today (15 ноября 2021 г.). «Годовщина со дня рождения Бирса Мунда: Все о борце за свободу индийского племени» . Индия сегодня . Проверено 11 марта 2022 г.
- ^ Авааз, Аапки (9 июня 2015 г.). «Бирса Мунда: олицетворяет силу и мужество» [Бирса Мунда: олицетворяет силу и мужество] (на хинди). Архивировано из оригинала 11 июня 2021 года . Проверено 5 февраля 2015 г.
- ^ Сингх, Канзас (1983). Бирса Мунда и его движение, 1874–1901: исследование милленарского движения в Чотанагпуре . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-561424-4 . Архивировано из оригинала 9 июня 2023 года . Проверено 27 мая 2023 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ↑ Годовщина рождения Бирсы Мунда: Все о борце за свободу индийского племени: статья, опубликованная сегодня в Индии от 15 ноября 2021 г. |URL=|
- ^ «Вспоминая Бирсу Мунда о «Джанджатия Гаурав Дивас» » . Прагативади . 15 ноября 2021 года. Архивировано из оригинала 15 ноября 2021 года . Проверено 3 февраля 2022 г.
- ^ «Бирса Мунда» . Парламент Индии: Раджья Сабха – Совет штатов . Архивировано из оригинала 9 июня 2021 года . Проверено 16 ноября 2018 г.
- ^ Сингх, Кумар Суреш (2002) [1983]. Бирса Мунда и его движение (1872–1901): исследование милленарского движения в Чотанагпуре . Книги Чайки. ISBN 978-817046205-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Памятная почтовая марка и биография Бирса Мумда. Архивировано 6 июня 2014 года в Wayback Machine India Post , 15 ноября 1988 года.
- ^ «Деревни в Эрки (Тамар II) Техсиле, Ранчи, Джаркханде» . MapsofIndia.com . Архивировано из оригинала 4 августа 2016 года . Проверено 26 мая 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Нирадж (2009). Бирса внутри Нью-Дели: Ocean Books Pvt. стр. 100-1 3–10. ISBN 978-8188322930 . Проверено 17 февраля 2022 г.
- ^ Суреш, Сушма (1999). Кто есть кто на индийских марках . Мохан Б. Дарьянани. ISBN 978-84-931101-0-9 .
- ^ «Загадочная история фанатика Мунда» . Современный обзор . Том. 9, нет. 6. Июнь 1911. с. 546 . Проверено 17 февраля 2022 г.
- ^ АКДхан (2017). БИРСА МУНДА . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания. ISBN 978-81-230-2544-5 .
- ^ «Джаркханд: В земле Бирса Мунда племена бойкотируют выборы 6 мая» . indianexpress.com . Архивировано из оригинала 5 мая 2019 года . Проверено 5 мая 2019 г.
- ^ «Закон об аренде Чотанагпура: что дальше» . телеграфиндия . Архивировано из оригинала 6 августа 2021 года . Проверено 31 августа 2019 г.
- ^ Пандит, Амбика (11 ноября 2021 г.). «15 ноября центр отметит годовщину рождения Бирса Мунда» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 11 ноября 2021 года . Проверено 12 ноября 2021 г.
- ↑ Племена празднуют годовщину рождения Бирса Мунда. Архивировано 15 декабря 2015 года в Wayback Machine Times of India , 18 ноября 2001 года .
- ^ Посвящение Бхавану Бирсе Мунда в годовщину его рождения в Ранчи. Архивировано 10 апреля 2009 года на официальном сайте Wayback Machine Радж Бхаван (Джаркханд) . 15 ноября 2008 г.
- ^ Бихарский полк bharat-rakshak.com .
- ^ «Бирса Мунда получит статую высотой 150 футов». Inextlive (на хинди). 16 ноября 2016 года. Архивировано из оригинала 12 ноября 2017 года . Проверено 11 ноября 2017 г.
- ^ Прасат, Раджендра (9 октября 2018 г.). «Гопи Наянар снимет борца за свободу племени Бирса Мунда!» [Жизнь местного борца за свободу Бурса Мунда снимают в фильме]. Filmibeat (на тамильском языке). Архивировано из оригинала 16 ноября 2018 года . Проверено 16 ноября 2018 г.
- ^ Раджендран, Совмья (13 ноября 2018 г.). « Двери закрываются, как только мы узнаем, что этим человеком был Далит»: Интервью Па Ранджита» . «Минута новостей» . Архивировано из оригинала 16 ноября 2018 года . Проверено 16 ноября 2018 г.
- ^ Улгулан-Эк Кранти [ Революция ]. Cultureunplugged.com (Кинофильм) (на хинди). 2004 . Проверено 10 июня 2019 г.
- ^ «Бирса Мунда – Черный Железный Человек (2004)» . Indiancine.ma . Архивировано из оригинала 22 апреля 2022 года . Проверено 10 февраля 2021 г.
- ^ «Фильм « Ганди Се Пехле Ганди » идет на Бирса Мунда» . 2011. Архивировано из оригинала 7 января 2016 года . Проверено 10 июня 2019 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «В Кхунти начались съемки биографического фильма по мотивам Бхагвана Бирсы Мунда» . Дайник Бхаскар (на хинди). 2 августа 2019 года. Архивировано из оригинала 22 апреля 2022 года . Проверено 21 февраля 2021 г.
- ^ Биография Махасветы Деви. Архивировано 26 марта 2010 года на Wayback Machine официальном сайте премии Рамона Магсайсая .
Библиография
[ редактировать ]- Хан, А. Х. Бирса Мунда . Министерство информации и радиовещания . Архивировано из оригинала 14 февраля 2009 года.
- Райкрофт, Дэниел Дж. (декабрь 2004 г.). «Съемка Бирсы Мунды: виртуальность фотографии колониальной эпохи» (PDF) . Индийский журнал фольклорных исследований . 1 (4) . Проверено 4 февраля 2015 г.
- Сингх, Суреш (1966). Пыльная буря и висящий туман: исследование Бирсы Мунды и его движения в Чхотанагпуре, 1874–1901 гг . Калькутта: Firma KL Mukhopadhyay. OCLC 192213 . Проверено 4 февраля 2015 г.
- Сингх, Кумар Суреш (1983). Бирса Мунда и его движение 1874–1901: исследование милленарского движения в Чотанагпуре . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0195614244 . (Переиздание «Пыльной бури... »)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Синха, Тухин А.; Верма, Анкита (18 февраля 2022 г.). «Легенда о Бирса Мунде» . Отправка . Проверено 5 декабря 2022 г.
В этой книге рассказывается история подчиненного героя племени Бирса Мунда.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бирса Мунда - Великий герой племен на правительства Одиши веб-сайте .
- Восстание Бирса Мунда. Архивировано 25 июля 2020 года в Wayback Machine.
- Жители района Ранчи
- Вожди племен
- Люди Мунда
- Индийские активисты за независимость из Бихара
- История Джаркханда
- 1875 рождений
- 1900 смертей
- Индийские революционеры
- Индийские активисты за независимость из Джаркханда
- Адиваси
- Зарегистрированные племена Индии
- Индийские анимисты
- Индийцы, умершие в тюрьме
- Заключенные, умершие в британской тюрьме