Манфред Гурлитт

Манфред Гурлитт (6 сентября 1890 — 29 апреля 1972) — немецкий оперный композитор и дирижёр. Он изучал композицию у Энгельберта Хампердинка и дирижирование у Карла Мука . Большую часть своей карьеры он провел в Японии.
Жизнь
[ редактировать ]Манфред Людвиг Хьюго Андреас Гурлитт родился 6 сентября 1890 года в Берлине. [ 1 ] торговцу произведениями искусства Фрицу Гурлитту (1854–1893) и Аннарелле Гурлитт (1856–1935). [ 2 ] В семье Гурлиттов было много отличившихся в искусстве. Манфред был двоюродным братом музыковеда Вилибалда Гурлитта (1889–1963) и внучатым племянником композитора Корнелиуса Гурлитта . Другим двоюродным братом был Хильдебранд Гурлитт (1895–1956), арт-дилер, который был одним из очень немногих, уполномоченных нацистами торговать « дегенеративным искусством », и чьи произведения искусства, украденные у евреев в годы нацистского правления, были обнаружены. в 21 веке. [ 3 ]
Некоторое время он изучал композицию у Энгельберта Хампердинка и теорию музыки у Ганса Германа и Хьюго Кауна . С 1908 по 1910 год он был репетитором Берлинской придворной оперы , а в 1911 году выступал музыкальным ассистентом Карла Мука в Байройте . В 1911-12 годах он был вторым дирижёром в Эссене , затем в Аугсбурге два года . в 1914 году он получил пост первого дирижера Бременского городского театра , и занимал эту должность до тех пор, пока не стал там генеральным музыкальным директором в 1924 году. В 1920 году он основал в Бремене Общество новой музыки для поощрения авангарда и редко слышал до- классические произведения. [ 4 ] Его первая опера Die Heilige , действие которой происходит в Японии XII века, состоялась в Бремене в 1920 году. [ 5 ]
Премьера его оперы « Воццек» по пьесе Георга Бюхнера под управлением Гурлитта состоялась в Бремене 22 апреля 1926 года, через четыре месяца после одноименной оперы Альбана Берга . Берг назвал ее «неплохой и неоригинальной», но добавил, что «бульон в котле этой оперы, то есть в оркестре, слишком разбавлен». [ 6 ] Как и Берг, он использовал избранные сцены из пьесы, добавил длинную элегию после смерти Воццека и добавил эпилог. Он задействовал закулисный хор сопрано, который, помимо комментирования действия, начинал и заканчивал оперу текстом «мы, бедные люди». В отличие от Берга, он обеспечил каждую сцену отдельным музыкальным оформлением, не соединяя интерлюдий. По другой оценке, «в музыкальном плане он ближе к Штраусу и Хиндемиту, чем к Шенбергу. Его инструменты менее сложны и сложны, чем у Берга; его оркестр подчинен аккомпанирующей роли в драме». [ 7 ]
Работы Гурлитта привлекли в то время большое внимание и ознаменовали зенит карьеры Гурлитта. Злонамеренные сплетни, обвинения в «разврате и распущенной жизни» заставили его переехать в Берлин в 1927 году, где он преподавал в Шарлоттенбургской музыкальной школе и дирижировал в Государственной опере, Кроллопере, Немецком театре Макса Рейнхардта и Берлинском радио.
Он написал «Die Soldaten» (1930) по пьесе 1776 года Якоба Михаэля Рейнхольда Ленца и «Нана» (1932) по роману Эмиля Золя . В первом он предвосхитил оперную обработку той же пьесы Бернда Алоиса Циммермана о Ленце , премьера которой состоялась в 1965 году. В «Нане» он взял тему, похожую на «Лулу» Берга , также написанную в 1933 году, но премьера которой состоялась только в 1937 году. У «Наны» Гурлитта было либретто. Макса Брода , а постановки были отменены, потому что иудаизм Брода и политика Золя оскорбляли нацистскую идеологию в Кельне. [ 8 ] и Мангейм. [ 9 ]
Музыка Гурлитта была запрещена нацистами, когда они пришли к власти, но его присутствие в Берлине терпели, поскольку он обязался привести свою музыку в соответствие с эстетикой Третьего рейха . Его мать Аннарелла пыталась удовлетворить нацистов из-за его нееврейского происхождения, удостоверив, во-первых, что его еврейская бабушка по отцовской линии перешла в протестантизм, а во-вторых, что Гурлитт был сыном не Фрица Гурлитта, а Вилли Вальдекера, человека, за которого Аннарелла вышла замуж вскоре после этого. Фриц умер в 1893 году. [ 2 ] Манфред Гурлитт был принят в члены нацистской партии 1 мая 1933 года. [ 1 ] Он был исключен из партии по решению суда 3 мая 1937 года. Суд признал Гурлитта «евреем смешанной расы 2-го порядка». [ 2 ] Немецкие власти на несколько месяцев препятствовали его попыткам получить должность преподавателя в Японии, пока ему не удалось добиться реадмиссии в Reichsmusikkammer (Государственный музыкальный институт) и не предложили поездку за границу для «учебы, наблюдения и документальной» деятельности. Он эмигрировал в апреле 1939 года и 23 мая прибыл в Иокогаму, Япония, со своей третьей женой. [ 10 ] Япония тогда была союзником Германии, и обе страны вскоре стали участниками Пакта Оси в сентябре 1940 года.

Гурлитт начал работать оперным дирижером в труппе Фудзивара Ёсиэ , Fujiwara Opera . В 1940 году он стал музыкальным руководителем Токийского филармонического оркестра . На этих позициях он представил японские премьеры многих произведений из стандартного репертуара Моцарта , Вагнера , Рихарда Штрауса . Отношение Гурлитта к нацистскому режиму оставалось неоднозначным, и он был постоянным гостем посольства Германии в Токио. [ 11 ] Моцарта В 1952 году он основал оперную труппу Гурлитта в Токио, официальное открытие которой состоялось в Японии премьерой «Волшебной флейты» в феврале 1953 года. В 1957 году она представила первую постановку « Кавалера розы» в Японии. [ 12 ] Среди других японских премьер, которые он продюсировал, дирижировал, а иногда и режиссировал, - «Евгений Онегин» (1949), «Фальстаф» (1951), «Отелло» (1953), «Вертер» (1955), « Die Entführung aus dem Serail» (1956), «Мейстерзингеры фон Нюрнберг» (1960). и Саломея (1962). [ 13 ]
Гурлитт дирижировал мировой премьерой своего Скрипичного концерта, написанного много лет назад, в Токийском филармоническом оркестре 1 февраля 1955 года. [ 14 ]
В 1955 году он вернулся в Германию в турне со своими произведениями, но оно не имело успеха. Его идиома была признана устаревшей . 28 февраля 1958 года в Токио он был награжден Крестом за выдающиеся заслуги и орденом ФРГ . [ 15 ] Он перестал сочинять и больше не вернулся в Германию, огорченный пренебрежением к его музыке в послевоенной Германии.
В 1958 году в Дортмунде состоялась запоздалая премьера его оперы «Нана» , где она имела «скромный успех». [ 16 ] Он был поставлен в Бордо в 1967 году. [ 17 ]
В 1969 году ему было присвоено звание почётного профессора Музыкального колледжа Сёва . [ 2 ]
Он умер в Токио 29 апреля 1972 года в возрасте 82 лет. [ 18 ]
Его «Солдаты» были исполнены в Нанте в 2001 году. [ 19 ]
Работает
[ редактировать ]Оперы
[ редактировать ]- Святой «музыкальная легенда» в 3-х частях по Карлу Гауптману
- 27 января 1920 г., Бремен.
- Воццек «Музыкальная трагедия» в 18 картинах и одном эпилоге, соч. 16 после Георга Бюхнера
- 22 апреля 1926 г., Бремен.
- Солдатская опера в 3-х действиях по мотивам Якоба Михаэля Рейнхольда Ленца
- 9 ноября 1930 г., Дюссельдорф.
- Опера «Нана» в 4-х действиях (1931/32) по Эмилю Золя / Максу Броду
- 16 апреля 1958 г., Дортмунд.
- Ночная опера с привидениями в 3-х действиях (1934-1936) по мотивам Пауля Кнудсена
- Варум? опера в прологе, 4 действиях и продолжении (1934–1936/1942–1945)
- Скандинавская баллада- опера в 4-х действиях (1934/44) по мотивам Сельмы Лагерлёф / Манфреда Гурлитта
- Мы выходим (1958)
Оркестровые произведения
[ редактировать ]- Концерт ля мажор для фортепиано с оркестром (Камерный концерт № 1), соч. 20 (1927)
- Концерт для скрипки фа мажор (после 1934 г.)
- Концерт для виолончели (после 1937-38)
- Симфония Гойи (1938–39)
- Три политические речи для баритона, мужского хора и большого оркестра (1946–47).
- Симфония Шекспира (1952–54)
Вокальные произведения
[ редактировать ]- Четыре драматические песни для сопрано и оркестра (1946–52)
Фильмы
[ редактировать ]- Злая Карабель (1935)
Записи
[ редактировать ]- Воццек , Роланд Герман , Селина Линдсли, Антон Шарингер , Роберт Вёрле, Эндрик Воттрих , Немецкий симфонический оркестр Берлина, Герд Альбрехт , Каприччио 1993.
- Воццек , Роланд Герман, Мари Мидорикава, Акия Фукусима, Мицуя Окубо, Сатуро Омати, Хоровая группа Никикай, Симфонический оркестр Ёмиури Ниппон, Герд Альбрехт , Токио 7. 11. 2000, Симфонический оркестр Ёмиури Ниппон 2000.
- Солдаты , Михаэль Берт, Мишель Бридт, Клаудия Бараински, Катерина Мюллер, Томас Мор , Томас Харпер, Урбан Мальмберг, Селина Линдсли, Роберт Вёрле, Rundfunkchor Berlin, Deutsches SO Berlin, Герд Альбрехт , Орфей 1998.
- Нана , Петер Шёне, Илия Папандреу, Дарио Зюсс, Юлия Нойман, Хор Эрфуртской оперы, Эрфуртский филармонический оркестр, Энрико Калессо, Crystal 2010.
- Симфонический оркестр Гойи , Кристиан Эльце , Симфонический оркестр Берлинского радио, Энтони Бомонт, Кристалл 2007.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Гальяно, Лучиана. «Манфред Гурлитт и японская оперная сцена, 1939–1972» , Japan Review (2006) 18:215–248, особенно. 216
- ^ Jump up to: а б с д Питер Гносс, «Предисловие», Wozzeck Гурлитта (Вена: Universal Edition, 2004), доступно в Интернете. Архивировано 8 марта 2014 г. на Wayback Machine , по состоянию на 7 марта 2014 г.
- ^ Хиггинс, Эндрю; Беннхольд, Катрин (17 ноября 2013 г.). «Для сына дилера нацистской эпохи: частная жизнь среди испорченного сокровища искусства» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 7 марта 2014 г.
- ^ Гальяно, стр. 216-7.
- ^ Гальяно, стр. 218.
- ^ Хейли, Кристофер (2010). Альбан Берг и его мир . Издательство Принстонского университета. п. 20 . ISBN 9780691148564 .
- ^ Генри Дж. Шмидт, Георг Бюхнер: Полное собрание сочинений (Avon Books, 1977), 391
- ^ Гальяно, стр. 217, 237.
- ^ Эрик Леви, «Опера в нацистский период», Лондон, Джон (2000). Театр при нацистах . Издательство Манчестерского университета. п. 138. ИСБН 9780719059919 .
- ^ Гальяно, с. 218-20
- ^ Энтони Бомонт , примечания к компакт-диску Phoenix Edition 114.
- ^ Гальяно, стр. 229-30.
- ^ Гальяно, с. 231
- ^ Коллекционер классических пластинок . Орфей Публикации Лимитед. 2005. с. 169.
- ^ Гальяно, стр. 237-8.
- ^ Гальяно, стр. 231, 237.
- ^ Гальяно, с. 237
- ^ Гальяно, с. 239
- ^ Мэйси, Лаура Уильямс (2008). Книга Рощи оперных певцов . Издательство Оксфордского университета. п. 379. ИСБН 978-0-19-533765-5 .
Цитируемые работы
- Краткий Оксфордский музыкальный словарь Майкл Кеннеди, Джойс Борн - 2004, стр. 310 «Гурлитт, Манфред (род. Берлин, 1890; г. Токио, 1973). Немецкий композитор и дирижер. Дирижер в Эссене 1911–12, Аугсбурге 1912–14, и Бремен (1914–27). Его выступления были запрещены нацистами. В 1939 году он отправился в Японию, основав Gurlitt Opera Co».
- Гарвардский биографический музыкальный словарь под ред. Дон М. Рэндел - 1996 Страница 341 «Гурлитт, Манфред (род. Берлин, 6 сентября 1890 г.; ум. Токио, 29 апреля 1973 г.). Композитор и дирижер. Он учился в Берлине у Хампердинка и начал свою карьеру в опере как дирижер. пианист и репетитор, в 1908 году был помощником дирижера в Байройте..."
- 1890 рождений
- 1972 смертей
- Композиторы-классики XX века
- Немецкие оперные композиторы
- Немецкие оперные композиторы-мужчины
- Командорские кресты ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»
- Музыканты из Берлина
- Немецкие композиторы XX века
- Семья Гурлиттов
- Немецкие музыканты-мужчины 20-го века