Афро-боливийцы
![]() Афро-боливийская женщина, одетая в традиционную андскую одежду, в Коройко. | |
Общая численность населения | |
---|---|
23,330-100,000 [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Юнгас | |
Языки | |
испанский | |
Религия | |
Католицизм • Традиционный | |
Родственные этнические группы | |
Западноафриканцы , центральноафриканцы , афролатиноамериканцы и боливийцы. |
Афроболивийцы - это боливийские народы африканского происхождения, расположенные к югу от Сахары, и поэтому описательное слово «афроболивийцы» может относиться к историческим или культурным элементам Боливии , которые, как считается, исходят из их сообщества. Это также может относиться к сочетанию африканских и других культурных элементов боливийского общества, таких как религия , музыка , язык , искусство и классовая культура. Афро-боливийцы признаны правительством страны одной из составляющих этнических групп Боливии, и их церемониально возглавляет король , который ведет свое происхождение от линии монархов, правивших в Африке в средневековый период. По переписи 2012 года их насчитывалось 23 000 человек. [1]
История рабства в Боливии
[ редактировать ]
В 1544 году испанские конкистадоры обнаружили серебряные рудники в городе, ныне называемом Потоси , который находится на базе Серро-Рико . Туземцев начали порабощать в качестве рабочих на рудниках. Однако здоровье местных жителей, работающих на шахтах, стало очень плохим, поэтому испанцы начали привлекать порабощенных африканцев к югу от Сахары для работы в шахтах. Рабов привозили в Боливию еще в 16 веке для работы в шахтах. [2] В Потоси в 17 веке 30 000 африканцев были привлечены для работы на шахтах, из-за чего общая численность населения Потоси составляла около 200 000 человек. [3] Рабы в Боливии были дороже, чем в других частях испанских колоний, их стоимость превышала 800 песо. [4] Это было связано с тем, что их нужно было покупать в невольничьих портах прибрежного региона Испанской империи и добираться из таких городов, как Картахена , Монтевидео и Буэнос-Айрес , в Боливию. [5]

Рабов заставляли работать в тяжелых условиях. Некоторые рабы, работавшие в шахтах, прожили не более нескольких месяцев. Изначально рабы не привыкли работать на такой высоте. Жизнь многих из этих местных и африканских рабочих оборвалась из-за токсичных дымов плавильных заводов и паров ртути , которые они вдыхали во время работы на шахтах. Рабы работали в шахтах в среднем 4 месяца. Таким образом, при выходе из шахт им приходилось завязывать глаза, чтобы защитить их глаза, привыкшие к темноте. [6]

Хотя коренным жителям и африканцам старше 18 лет требовалось работать в шахтах по 12 часов в сутки, считалось, что детей младшего возраста по-прежнему заставляли работать на шахтах. Эти дети работали меньше часов; однако они по-прежнему подвергались тем же чрезвычайно суровым условиям, что и все шахтеры, включая асбест , токсичные газы, обвалы и взрывы. По оценкам, около восьми миллионов африканцев и туземцев погибли в результате работы на рудниках в период с 1545 года, когда испанцы впервые заставили туземцев работать, до 1825 года, конца колониального периода. [7]

Многие вновь привезенные рабы погибли из-за суровых условий и погоды. Испанцы защитили рабов от условий в шахтах, снабжая их листьями коки для жевания. Жуя листья коки, рабы притупляли свои чувства к холоду, а также подавляли чувство голода и облегчали высотную болезнь . [8] Как и шахты Потоси, плантации коки стали товарной культурой региона. Тысячи рабов были отправлены для выращивания и переработки листьев коки на Гасиендах, как и предки Хулио Пинедо . [9]
Юнгас
[ редактировать ]После их освобождения в 1827 году (хотя его исполнение было отложено до 1851 года), [10] Афро-боливийцы переселятся в место под названием Юнгас . Юнгас, расположенный недалеко к северу от города Ла-Пас , является местом выращивания большей части коки в стране. В таких частях Юнгаса, как Коройко , Мурурата , Чикалома , Калакала -Коскома и Ирупана , проживает большое количество боливийцев африканского происхождения. До того, как боливийцы переселились в Юнгас, это было место, в основном населенное коренными народами аймара и метисами (европейцами и коренными народами). [11]
Культура
[ редактировать ]я музыка
[ редактировать ]
Наибольшее африканское влияние на боливийскую культуру оказывает музыка Сая или Ла Сая. Слово сая происходит от слова киконго нсая , обозначающего пение во время выполнения общественной работы. [ нужна ссылка ] Хотя популярность Сая в Боливии растет, ее все еще очень неправильно понимают. Причина непонимания сая в том, что интерпретация инструментов и ритма очень своеобразна. В нем используются андские инструменты и африканская перкуссия. Основным инструментом является барабан, который передался их африканским предкам, а также тыквы, шейкеры и даже колокольчики, прикрепленные к их одежде в области лодыжек. [12]

Во время исполнения сая афроболивийцы носят одежду в стиле аймара. Женщины носят яркую разноцветную блузку с лентами, разноцветную юбку под названием «поллера» с «мантой» (задней крышкой) в руке и котелок. Мужчины, с другой стороны, носят шляпу, праздничную рубашку, пояс в стиле аймара вокруг талии, шерстяные штаны из толстой ткани, называемые «штаны байета», и сандалии. [13]

Каждый ритм Сая начинается с ударов колокольчика Капоралом (бригадиром), который руководит танцем. Этот капорал (также называемый капатаз) руководит танцорами с дубиной (кнутом) в руке, украшенными штанами и колокольчиками возле лодыжек. Женщины, у которых есть собственный гид во время этого танца, поют, двигая бедрами, пожимая руками, а также разговаривая с мужчинами, играющими на большом барабане и коанче. [14]
Капоралес
[ редактировать ]
Капоралес — танец, популярный в Андском регионе Боливии. Он приобрел популярность в 1969 году благодаря братьям Эстрада Пачеко, вдохновленным характером «капорала» или «надзирателя», исторически черные рабы, обычно смешанной расы, носили ботинки и держали в руках кнут. Танец родом из региона Юнгас в Боливии. Однако элементы танца (например, костюмы) имели европейское происхождение. [15]
Моренада
[ редактировать ]Моренада — фольклорный танец Боливии. Танец возник из страданий африканских рабов, привезенных в Боливию для работы на серебряных рудниках Потоси. Огромный язык темных масок должен был отражать физическое состояние этих шахтеров, а грохот матрак часто ассоциируется с грохотом цепей рабов и высмеиванием «белых людей». [16] [17]
Язык
[ редактировать ]Афро-боливийцы традиционно сохранили свой собственный креольский язык , имеющий связи с более ранним бозалским испанским языком . [18] [19]
Афро-боливийская монархия
[ редактировать ]
Афро-боливийский королевский дом — церемониальная монархия, официально признанная частью Многонационального государства в Боливии . Члены королевского дома являются потомками рода, привезенного в Боливию в качестве рабов. [20] Монарх-основатель Утичо, предположительно, был выходцем из Конго и Сенегала и был доставлен в гасиенду маркиза де Пинедо в районе Лос-Юнгас на территории нынешнего департамента Ла-Пас. Другие рабы якобы признали в нем человека царственного происхождения (принца из древнего королевства Конго). [21] ) когда увидел, что его торс украшен королевскими племенными знаками, принадлежащими только королевской семье; позже он был коронован в 1823 году. Монархия существует до сих пор, и нынешний монарх, король Хулио Пинедо , является прямым потомком Утичо. [22]
Сохранение культуры
[ редактировать ]
Хотя эти афроболивийцы были свободны, им все еще приходилось с трудом бороться за сохранение своей культуры. Многие элементы их культуры начали исчезать и подвергаться опасности. Им пришлось очень решительно бороться против колониальной агрессии и исключения их пост-эмансипационной культуры. Такие аспекты, как праздники, креольский язык (который с тех пор декреолизирован ), религия, пережившая колониализм, с тех пор вымерли в культурном отношении, хотя фрагменты остались. [23] Афроболивийцы из-за изоляции от большей части Боливии говорят на диалекте боливийского испанского языка , похожем на афроамериканский разговорный английский в Соединенных Штатах. [24] [25] [19] [18] Афро-боливийцы, помимо того, что они католики, включают в себя элементы религий африканской диаспоры, такие как ритуалы религий Макумба и Вуду , которые влияют на их христианскую практику, в основном распространенную в городах Чикалома и Мурурата . [26] Одним из способов, с помощью которого они смогли сохранить эту культуру, была музыка и танцы. Музыкальные традиции, такие как танцы, инструменты и техники, зародившиеся в странах Африки к югу от Сахары , по сей день определяют афро-боливийскую идентичность. [27] [28]
Афроболивийцы сегодня
[ редактировать ]

По оценкам, в Юнгасе проживает 25 000 афроболивийцев. Они гордятся своей культурой и борются за ее сохранение. Фактически, в городе Мурурата афроболивийцам удалось сохранить свою традиционную культуру вплоть до поддержания непрерывной афроболивийской монархии, которую в настоящее время возглавляет Хулио Пинедо . Афроболивийцы распространились на восток в Кочабамбу и Санта-Крус-де-ла-Сьерра . [ нужна ссылка ]

Несмотря на то, что афроболивийское сообщество усердно работает над сохранением своей культуры, многие афроболивийцы сообщают, что испытывают острый расизм и чувство изоляции от общества из-за нетерпимости. Законы, которые фактически криминализируют расизм и дискриминацию в афро-Боливии, постепенно ратифицировались, поскольку первый антидискриминационный закон (закон 45) был принят в 2010 году и был встречен жестокими протестами и беспорядками. В 2009 году президент Эво Моралес внес поправки в национальную конституцию, которые изложили права афроболивийцев и гарантировали защиту таких свобод. Поправки также в целом распространялись на коренные народы и официально признали афроболивийцев группой меньшинства в Боливии, несмотря на то, что они не были включены в национальную перепись три года спустя. Помимо обновления конституции страны в 2009 году, президент Моралес создал Министерство по деколонизации для разработки политики, криминализирующей расизм, одновременно работая над повышением грамотности и улучшением межрасовых отношений в Боливии. Заместитель министерства по деколонизации также работает над устранением колоризма и расизма, на которые повлияла европейская колонизация, а также продвигает философию «межкультурности», в которой граждане нации признают традиции и культурные обычаи каждой этнической группы как вклад в развитие общества. [ нужна ссылка ]
Известные афроболивийцы
[ редактировать ]Политика
[ редактировать ]Церемониальная монархия
[ редактировать ]- Анжелика Ларреа , нынешняя афро-боливийская королева
- Аврора Пинедо , бывшая афро-боливийская принцесса-регент
- Бонифачо Пинедо , бывший афроболивийский король
- Хулио Пинедо , нынешний афро-боливийский король
Правительство
[ редактировать ]- Ансельма Перласиос , политик и активистка, первая афроболивийка, работавшая в Сенате.
- Моника Рей Гутьеррес , наднациональный делегат Многонационального законодательного собрания Боливии
- Хорхе Медина , член Палаты депутатов Боливии
Активизм
[ редактировать ]- Марфа Инофуэнтес , афроболивийская активистка
Спорт
[ редактировать ]Баскетбол
[ редактировать ]- Джош Ривз , профессиональный баскетболист команды Даллас Маверикс НБА .
Спортивная стрельба
[ редактировать ]Футбольный
[ редактировать ]- Эдемир Родригес , футболист, игрок сборной Боливии
- Хайро Кинтерос , футболист, игрок сборной Боливии
- Деметрио Ангола , футболист, игрок сборной Боливии.
- Леонель Моралес , футболист, игрок сборной Боливии.
- Аугусто Андаверис , футболист, игрок сборной Боливии.
- Рамиро Кастильо , футболист, игрок сборной Боливии.
- Иван Кастильо , футболист, игрок сборной Боливии
- Густаво Пинедо , футболист, игрок сборной Боливии.
- Хайме Арраскаита , футболист, игрок сборной Боливии
- Джоэл Бехарано , футболист, игрок сборной боливийской молодежи
- Марк Энумба , футболист, уроженец Камеруна, натурализованный игрок сборной Боливии.
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Характеристика населения Боливии по данным переписи населения и жилищного фонда 2012 года» . Национальный институт статистики Республики Боливия . п. 29. Архивировано из оригинала 1 августа 2021 г. Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ «Афроболивийцы» . Группа по правам меньшинств . Проверено 28 июля 2021 г.
- ^ «Серебряные рудники Потоси» . Атлас Обскура . Проверено 28 июля 2021 г.
- ^ «Афро-боливийский — Афропедеа» . www.afropedea.org . Архивировано из оригинала 28 ноября 2022 г. Проверено 28 июля 2021 г.
- ^ «Справочник реальных историй - Рабство в Латинской Америке» . www.realhistories.org.uk . Проверено 28 июля 2021 г.
- ^ Джонсон, Шарлотта (24 февраля 2014 г.). «Южноамериканская работорговля» . Манчестерский историк . Проверено 28 июля 2021 г.
- ^ Зибер, Анна (6 сентября 2018 г.). «История рудников Потоси в Боливии: открытие, богатство, рабство и смерть в тени Серро-Рико | Всемирная история» . Проверено 28 июля 2021 г.
- ^ «Афро-боливийский — Афропедеа» . www.afropedea.org . Архивировано из оригинала 28 июля 2021 г. Проверено 28 июля 2021 г.
- ^ «Афро-король Боливии возглавляет давно забытую группу, выходящую из тени» . Хранитель . 06.12.2017 . Проверено 28 июля 2021 г.
- ^ «Афроболивийцы | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 28 июля 2021 г.
- ^ «Афро-Боливия – свобода моя» . Проверено 28 июля 2021 г.
- ^ «Традиционные виды боливийской музыки: Западная Боливия. Андская музыка и танцы» . БоливияБелла . Проверено 28 июля 2021 г.
- ^ Сеспедес, Гилка Вара (1993). « Уайньо», «Сая» и «Чунтунки»: боливийская идентичность в музыке «Лос Кьяркас» » . Обзор латиноамериканской музыки / Revista de Música Latinoamericana . 14 (1): 52–101. дои : 10.2307/780009 . ISSN 0163-0350 . JSTOR 780009 .
- ^ «Сая — ВАЖНО то, чему вы учите своих детей о мире» . Онлайн образование для детей . Проверено 28 июля 2021 г.
- ^ «Родные танцы Боливии» . 22 февраля 2012 г. Архивировано из оригинала 22 февраля 2012 г. Проверено 28 июля 2021 г.
- ^ «Моренада – Рынок Боливии » boliviamark.com . Получено 2 июля 2021 г.
- ^ «Моренада | Боливийский танец» . Британская энциклопедия . Проверено 28 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Липски, Джон М. «Афро-боливийский язык: лингвистические заметки» (PDF) (на испанском языке) . Проверено 23 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Креольский язык Паленкеро и декреолизация боливийского испанского языка» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 24 июня 2011 г.
- ^ Возвращение боливийского черного короля к своим африканским корням - El País
- ^ Буске, Жорди. «Малоизвестное племенное королевство Боливии» . www.bbc.com . Проверено 16 марта 2021 г.
- ^ «История Хулио Пинедо, фермера из Конго, который является королем афроболивийцев с 1992 года» . Face2Face Африка . 27 апреля 2021 г. Проверено 28 июля 2021 г.
- ^ Сессарего, Сандро (16 августа 2013 г.). «Исторический афро-боливийский креольский язык и культура» . Журнал пиджина и креольского языка . 28 (2): 363–407. doi : 10.1075/jpcl.28.2.04ses . Архивировано из оригинала 29 июля 2021 г. Проверено 29 июля 2021 г.
- ^ «Более 500 слов составят основу афро-боливийского языка – La Razón» . 01.07.2018. Архивировано из оригинала 1 июля 2018 г. Проверено 29 июля 2021 г.
- ^ «Афроболивийцы восстановят свой язык и культуру – Ла Разон» . 01.07.2018. Архивировано из оригинала 1 июля 2018 г. Проверено 29 июля 2021 г.
- ^ «Портал боливийской Амазонки» . Амазония.они . Проверено 29 июля 2021 г.
- ^ «Афроболивийцы | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 29 июля 2021 г.
- ^ neprofit.com, Калиша (24 апреля 2017 г.). «Интервью с Майей Дженсен, режиссером фильма «Солидарность в Сайе: афро-боливийское музыкальное движение» » . негрессия . Проверено 29 июля 2021 г.
- ^ «Официальный сайт афро-боливийского королевского дома» .