Чейн
![]() Эль-Фуэрте-де-Самайпата , руины Чане, существовавшие до эпохи инков, Самайпата, Боливия. | |
Общая численность населения | |
---|---|
1,500 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() ![]() ![]() | |
Языки | |
Чиригуано , испанский , ранее язык чане ( аравакский язык ) [ 2 ] | |
Религия | |
Анимизм , Христианство ( Римский католицизм , англиканство ) |
Чане — собирательное название самого южного народа , говорящего на языке аравака . Они жили на равнинах северной части Гран-Чако и в предгорьях Анд в Парагвае , Бразилии , Боливии и Аргентине . Исторические чане делятся на две основные группы: собственно чане, жившие в восточной Боливии, и гуана, жившие в Парагвае и прилегающей Бразилии. Выжившие в XXI веке шане - это народ изоцено из Боливии, 3034 потомка которого зарегистрированы в Аргентине по данным переписи 2010 года. Выжившие представители племени гуана — это терено и киникинао из провинции Мату-Гросу-ду-Сул в Бразилии. [ 3 ]
Большинство исторических чане были подданными и поглощены восточноболивийскими гуарани , обычно называемыми чиригуано, в то время как гуаны были подданными мбайя , народа, говорящего на гуайкуруанском языке .
История
[ редактировать ]Считается, что чане вместе с другими группами араваков возникли на северо-востоке Южной Америки, но распространились на юг около 2500 лет назад. Они развивали аграрную культуру, строили густонаселенные деревни, выращивали кукурузу, арахис, хлопок и тыкву и славились своей керамикой и графикой, которые были найдены в основном в пампасах Боливии, окружающих город Санта-Крус-де-ла-Сьерра и в Самайпате. , Портачуэло , Валье-Абахо, Окинава, Котока , Эль-Пари, Матараль и Варнес. [ 4 ] Они также изготавливают деревянные маски и тканевую одежду.
Древний религиозный объект Чане, датируемый примерно 300 годом н.э., - Эль-Фуэрте-де-Самайпата , в настоящее время внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО . [ 5 ]
Они представляли собой довольно мирную культуру и торговали с языке кечуа, , говорящими на инками в Андах, а также с другими группами, говорящими на араваке, на севере и востоке. Чанес и инки заключили перемирие, чтобы объединить силы против восточных народов гуарани предгорий Анд, которых инки и испанцы называли чиригуано . Чиригуано регулярно совершали набеги на родину Чане, и до испанского завоевания Чиригуано победили Чане и остановили продвижение инков на равнины и долины того, что сейчас является департаментом Санта-Крус в Боливии . Некоторые чане были обращены в рабство чиригуано, другие мигрировали в менее плодородные регионы на юго-востоке. Многие женщины чане были взяты в жены мужчинами чиригуано, что положило начало процессу ассимиляции. И гуарани, и чане, говорящие на гуарани, также ассимилировались и смешивались с европейцами в колониальный период и после обретения независимости Аргентиной и Боливией.
Гуана
[ редактировать ]Гуана (также называемая Лаяна) — восточная ветвь реки Чане. Они были вассалами Мбайи , отношения, которые, согласно испанским источникам, существовали в 1548 году, а возможно, и намного раньше. [ 6 ] Гуана занимались земледелием и пешим туризмом, в отличие от кочевников Мбайя, которые к началу 17 века стали наездниками. В начале 18 века гуана жили в семи больших деревнях с населением 1000 и более человек на западном берегу реки Парагвай между 19 и 22 южными широтами. Позже, в 18 веке, некоторые из них мигрировали вместе с мбайя к востоку от реки Парагвай. По оценкам, возможно, весьма щедрым, в начале 18 века их численность составляла от 18 000 до 30 000 человек. В 1793 году их было около 8200. [ 7 ]
Гуана предоставили вождям Мбайя рабочую силу, сельскохозяйственную продукцию, текстиль и жен, а взамен получили от Мбайя защиту и европейские товары, такие как железные инструменты. Культуры гуана и мбая постепенно стали более похожими, поскольку мбая переняли сельское хозяйство и ткачество, а гуана стали заниматься верховой ездой. Мбайя увеличили свою численность, строго ограниченную поздними браками и абортами , за счет смешанных браков с гуана и пленными женщинами других этнических групп. [ 8 ] Испанские летописцы описывают гуану как послушных людей. Испанские летописцы описывали мбайя, высокомерных и этноцентричных, на удивление доброжелательных и уважительных в обращении со своими подданными гуана. [ 9 ]
К 1850 году гуана разорвали свои отношения с мбайя и жили в районе Миранды, Мату-Гросу-ду-Сул , Бразилия. Самым крупным подплеменем гуаны были терено, насчитывавшие в то время от 3 до 4 тысяч человек. [ 10 ] В 2001 году их называли Тереной, и 16 000 человек проживали в одном районе. [ 11 ]
Распределение
[ редактировать ]Некоторые общины чане все еще живут в регионе Изозог в Санта-Крусе, Боливия , а также в Якуи и Че-Ренде недалеко от Тартагала, Аргентина . [ 12 ] В обоих случаях они испытали влияние языка и культуры гуарани, но по-прежнему сохраняют свою идентичность чане. Остальные потомки культуры чане сначала смешались с гуарани, позже с испанцами, а в последние два столетия с миграционными потоками других европейцев, арабов и мигрантов из других частей Боливии и Аргентины. Культура Чане является важным компонентом наследия населения Санта-Крус, парагвайского Чако, провинции Сальта , провинции Жужуй и аргентинского Чако.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Национальная перепись населения, домохозяйств и жилищного фонда 2010 г. Архивировано 9 апреля 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ "Шане." Этнолог. (получено 16 мая 2011 г.)
- ^ Национальная перепись населения, домашних хозяйств и жилищного фонда», https://www.indec.gov.ar/ftp/cuadros/poblacion/censo2010_tomo1.pdf. Архивировано 13 ноября 2016 г. на Wayback Machine , по состоянию на 18 декабря 2017 г.
- ↑ По следам Шане, Эль-Дебер, 1 июня 2003 г.
- ^ «Форт Самайпата» . whc.unesco.org . Проверено 23 сентября 2016 г.
- ^ Сантос-Гранеро, Фернандо (2009), Vital Enemies , Остин: Техасский университет Press, стр. 38. Скачано с проекта MUSE .
- ^ Стюард, стр. 239-240.
- ^ Саегар, стр. 18, 87-88, 116
- ^ Хемминг, Джон (1978), Красное золото: завоевание бразильских индейцев, Кембридж: издательство Гарвардского университета, стр. 394-395.
- ^ Стюард, Джулиан Х. (1946), Справочник южноамериканских индейцев, Том 1, Маргинальные племена , Вашингтон: Смитсоновский институт, стр. 238-241.
- ^ "Терена", http://www.ethnologue.com/18/language/ter/ , по состоянию на 28 декабря 2017 г.
- ^ Глоссарий языков коренных народов Южной Америки, Эдгардо Чиваллеро, Национальный университет Кордовы.