Jump to content

Чейн

Чане (Изосеньо)
Эль-Фуэрте-де-Самайпата , руины Чане, существовавшие до эпохи инков, Самайпата, Боливия.
Общая численность населения
1,500
Регионы со значительной численностью населения
 Аргентина 3034 (2010) [ 1 ]
 Боливия
 Парагвай
Языки
Чиригуано , испанский , ранее язык чане ( аравакский язык ) [ 2 ]
Религия
Анимизм , Христианство
( Римский католицизм , англиканство )

Чане — собирательное название самого южного народа , говорящего на языке аравака . Они жили на равнинах северной части Гран-Чако и в предгорьях Анд в Парагвае , Бразилии , Боливии и Аргентине . Исторические чане делятся на две основные группы: собственно чане, жившие в восточной Боливии, и гуана, жившие в Парагвае и прилегающей Бразилии. Выжившие в XXI веке шане - это народ изоцено из Боливии, 3034 потомка которого зарегистрированы в Аргентине по данным переписи 2010 года. Выжившие представители племени гуана — это терено и киникинао из провинции Мату-Гросу-ду-Сул в Бразилии. [ 3 ]

Большинство исторических чане были подданными и поглощены восточноболивийскими гуарани , обычно называемыми чиригуано, в то время как гуаны были подданными мбайя , народа, говорящего на гуайкуруанском языке .

Считается, что чане вместе с другими группами араваков возникли на северо-востоке Южной Америки, но распространились на юг около 2500 лет назад. Они развивали аграрную культуру, строили густонаселенные деревни, выращивали кукурузу, арахис, хлопок и тыкву и славились своей керамикой и графикой, которые были найдены в основном в пампасах Боливии, окружающих город Санта-Крус-де-ла-Сьерра и в Самайпате. , Портачуэло , Валье-Абахо, Окинава, Котока , Эль-Пари, Матараль и Варнес. [ 4 ] Они также изготавливают деревянные маски и тканевую одежду.

Древний религиозный объект Чане, датируемый примерно 300 годом н.э., - Эль-Фуэрте-де-Самайпата , в настоящее время внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО . [ 5 ]

Они представляли собой довольно мирную культуру и торговали с языке кечуа, , говорящими на инками в Андах, а также с другими группами, говорящими на араваке, на севере и востоке. Чанес и инки заключили перемирие, чтобы объединить силы против восточных народов гуарани предгорий Анд, которых инки и испанцы называли чиригуано . Чиригуано регулярно совершали набеги на родину Чане, и до испанского завоевания Чиригуано победили Чане и остановили продвижение инков на равнины и долины того, что сейчас является департаментом Санта-Крус в Боливии . Некоторые чане были обращены в рабство чиригуано, другие мигрировали в менее плодородные регионы на юго-востоке. Многие женщины чане были взяты в жены мужчинами чиригуано, что положило начало процессу ассимиляции. И гуарани, и чане, говорящие на гуарани, также ассимилировались и смешивались с европейцами в колониальный период и после обретения независимости Аргентиной и Боливией.

Гуана (также называемая Лаяна) — восточная ветвь реки Чане. Они были вассалами Мбайи , отношения, которые, согласно испанским источникам, существовали в 1548 году, а возможно, и намного раньше. [ 6 ] Гуана занимались земледелием и пешим туризмом, в отличие от кочевников Мбайя, которые к началу 17 века стали наездниками. В начале 18 века гуана жили в семи больших деревнях с населением 1000 и более человек на западном берегу реки Парагвай между 19 и 22 южными широтами. Позже, в 18 веке, некоторые из них мигрировали вместе с мбайя к востоку от реки Парагвай. По оценкам, возможно, весьма щедрым, в начале 18 века их численность составляла от 18 000 до 30 000 человек. В 1793 году их было около 8200. [ 7 ]

Гуана предоставили вождям Мбайя рабочую силу, сельскохозяйственную продукцию, текстиль и жен, а взамен получили от Мбайя защиту и европейские товары, такие как железные инструменты. Культуры гуана и мбая постепенно стали более похожими, поскольку мбая переняли сельское хозяйство и ткачество, а гуана стали заниматься верховой ездой. Мбайя увеличили свою численность, строго ограниченную поздними браками и абортами , за счет смешанных браков с гуана и пленными женщинами других этнических групп. [ 8 ] Испанские летописцы описывают гуану как послушных людей. Испанские летописцы описывали мбайя, высокомерных и этноцентричных, на удивление доброжелательных и уважительных в обращении со своими подданными гуана. [ 9 ]

К 1850 году гуана разорвали свои отношения с мбайя и жили в районе Миранды, Мату-Гросу-ду-Сул , Бразилия. Самым крупным подплеменем гуаны были терено, насчитывавшие в то время от 3 до 4 тысяч человек. [ 10 ] В 2001 году их называли Тереной, и 16 000 человек проживали в одном районе. [ 11 ]

Распределение

[ редактировать ]

Некоторые общины чане все еще живут в регионе Изозог в Санта-Крусе, Боливия , а также в Якуи и Че-Ренде недалеко от Тартагала, Аргентина . [ 12 ] В обоих случаях они испытали влияние языка и культуры гуарани, но по-прежнему сохраняют свою идентичность чане. Остальные потомки культуры чане сначала смешались с гуарани, позже с испанцами, а в последние два столетия с миграционными потоками других европейцев, арабов и мигрантов из других частей Боливии и Аргентины. Культура Чане является важным компонентом наследия населения Санта-Крус, парагвайского Чако, провинции Сальта , провинции Жужуй и аргентинского Чако.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Национальная перепись населения, домохозяйств и жилищного фонда 2010 г. Архивировано 9 апреля 2016 г. в Wayback Machine.
  2. ^ "Шане." Этнолог. (получено 16 мая 2011 г.)
  3. ^ Национальная перепись населения, домашних хозяйств и жилищного фонда», https://www.indec.gov.ar/ftp/cuadros/poblacion/censo2010_tomo1.pdf. Архивировано 13 ноября 2016 г. на Wayback Machine , по состоянию на 18 декабря 2017 г.
  4. По следам Шане, Эль-Дебер, 1 июня 2003 г.
  5. ^ «Форт Самайпата» . whc.unesco.org . Проверено 23 сентября 2016 г.
  6. ^ Сантос-Гранеро, Фернандо (2009), Vital Enemies , Остин: Техасский университет Press, стр. 38. Скачано с проекта MUSE .
  7. ^ Стюард, стр. 239-240.
  8. ^ Саегар, стр. 18, 87-88, 116
  9. ^ Хемминг, Джон (1978), Красное золото: завоевание бразильских индейцев, Кембридж: издательство Гарвардского университета, стр. 394-395.
  10. ^ Стюард, Джулиан Х. (1946), Справочник южноамериканских индейцев, Том 1, Маргинальные племена , Вашингтон: Смитсоновский институт, стр. 238-241.
  11. ^ "Терена", http://www.ethnologue.com/18/language/ter/ , по состоянию на 28 декабря 2017 г.
  12. ^ Глоссарий языков коренных народов Южной Америки, Эдгардо Чиваллеро, Национальный университет Кордовы.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e5e16b8b5064ee419b31c6691f6dac4f__1696294140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e5/4f/e5e16b8b5064ee419b31c6691f6dac4f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chané - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)