Расовая политика в Бразилии
Расовое отбеливание , или « отбеливание » ( branqueamento ), — идеология , получившая широкое распространение в Бразилии в период с 1889 по 1914 год. [1] как решение «негритянской проблемы». [2] [3] Отбеливание в Бразилии - это социологический термин, объясняющий изменение восприятия своей расы от более темных к более светлым идентификаторам по мере того, как человек поднимается в классовой структуре Бразилии. [4] Расовое смешение в бразильском обществе привело к тому, что расовые меньшинства должны были перенять характеристики белой расы с целью создания единственной бразильской расы, которая подражала бы белой расе, стремясь создать общество, лучше всего имитирующее европейское. [5]
Расовое отбеливание стало социальной концепцией, разработанной в рамках государственной политики. [6] Как и в Соединенных Штатах, Бразилия пережила колонизацию европейцев и ввоз африканских рабов в 18 и 19 веках. [6]
Чтобы сделать Бразилию модернизированной страной, сравнимой с европейскими странами, Бразилия поощряла иммиграцию белых европейцев с целью расового отбеливания посредством смешанного брака. По прибытии европейские иммигранты стали доминировать на высококвалифицированных должностях, а либертос (освобожденные рабы) были переведены на служебную или сезонную работу. Кроме того, «отбеливание» привело к формулировке бразильской идеи « расовой демократии », идеи о том, что в Бразилии отсутствуют расовые предрассудки и дискриминация , что обеспечивает равные возможности как для черных, так и для белых, что фактически создает общество, не учитывающее расовую принадлежность . [5]
Миф о расовой демократии возник из-за отсутствия строгой сегрегационной культуры и частоты межрасовых браков . Таким образом, утверждалось, что Бразилия не связана расовыми границами, но проблемы, вызванные расизмом, коренятся под поверхностью. [5] Такое невнимание к расе означало, что все бразильцы имели равные возможности для достижения социальной мобильности. [5]
Однако это скрывало истинную цель отбеливания как средства свести на нет идентичность чернокожих и коренных народов . В Бразилии раса считается спектром, в котором личность человека может меняться в зависимости от множества факторов, таких как социальный класс и уровень образования. [6] Правительственная политика, такая как позитивные действия , направлена на решение проблем идентичности, связанных с расовой демократией.
Первоначальная расовая политика
[ редактировать ]Рабство в Бразилии
[ редактировать ]До отмены рабства владельцы плантаций опасались постэмансипаторного общества освобожденных рабов, у которых были «недостатки, такие как праздность и безнравственность», которые необходимо было искоренить. [7] Экспортная экономика Бразилии в значительной степени зависела от рабского труда, и рабовладельцы считали, что вольноотпущенники будут препятствовать развитию страны из-за своих низших характеристик. [7] После освобождения рабов бразильцы выдвинули теории об идеальных фенотипических и генотипических характеристиках будущих рабочих. Первоначально Бразилия увидела успех китайских иммигрантов в Соединенных Штатах и других странах, но риск появления еще одной якобы выродившейся расы, такой как африканцы, был слишком высок. Артюр де Гобино , французский дипломат, посланный в Бразилию Наполеоном , считал, что знакомство с европейцами было идеальным решением, поскольку оно очистило бы элементы «низшей расы» Бразилии посредством скрещивания. [7] Это решение вернуло бы белую расу на ее превосходящее место. Бразильские писатели и политики обвиняли португальских колонистов в импорте большого количества рабов. [7]
Помимо расового оправдания, бразильские фермеры утверждали, что рынок труда в Бразилии после эмансипации будет контролироваться спросом и предложением . Таким образом, стимулирование иностранных иммигрантов создаст ситуацию, когда рабочие будут искать работодателей по низким ценам, а не работодатели, ищущие небольшую группу рабочих с высокой заработной платой. Эта позиция правительства основана на трех принципах, которые ученый Маркус Эухенио Оливейра Лима описывает как «институциональные отношения к «национальной евгенике »; социальное восприятие и межгрупповые отношения, а также самовосприятие и межличностные отношения». [8]
Европейская иммиграция в Бразилию
[ редактировать ]Сотрудничая с провинцией Сан-Паулу , Бразилия официально начала стимулировать европейскую иммиграцию в 1884 году, когда создала получастное Общество содействия иммиграции. [9] Программа «отвечала за информирование европейских рабочих о возможностях трудоустройства, доступных в Сан-Паулу, оплату их проезда, контроль за их прибытием в Бразилию и отправку их в кофейные рощи». [10] К 1895 году Государственный департамент сельского хозяйства взял операцию под свой контроль, поскольку провинция Сан-Паулу была официально преобразована в штат. До отмены рабства в 1888 году европейцы не решались эмигрировать, поскольку считали, что бразильские фермеры будут обращаться с ними как с рабами. После отмены рабства в 1888 году Бразилию наводнили иммигранты из Европы. Статистика показывает, что «по сравнению со 195 000 иммигрантов, прибывших в Бразилию в период с 1870 по 1889 год, общая численность иммиграции между 1890 и 1909 годами составила 1 100 000 человек». [10] наблюдалось постоянное снижение численности афро-бразильского населения, снизившееся с 19,2% до менее 5%, хотя при переписи 2000 года этот показатель восстановился до 6,2%. Между переписями 1872 и 1990 годов [11] [ нужна проверка ] Когда в конце 19 века прибыли европейские иммигранты, большинство иммигрантов из Сан-Паулу работали колоно ( фермерами-арендаторами ), которые «получали фиксированный денежный доход за содержание определенного количества кофейных деревьев плюс переменную оплату в зависимости от объема урожая». [10] За исключением Сан-Паулу, в Бразилии не существовало субсидированной иммиграционной программы. В этих областях опыт либертос был разным: в Сержипи были приняты законы о бродяжничестве, чтобы заставить свободное чернокожее население вернуться на плантации, но некоторые либерто остались со своими бывшими работодателями или эмигрировали в другие места. [10] Однако статус афробразильцев улучшился благодаря трудовому законодательству, принятому во время Великой депрессии , которое требовало, чтобы две трети новых сотрудников предприятий были уроженцами Бразилии. [5]
Прибытие европейских иммигрантов создало двухуровневый рынок труда, на котором иммигранты доминировали на фабриках, в торговле, промышленности и ремесленном производстве, а афро-бразильцы были отнесены к сезонным работам или работам в сфере обслуживания. [12] Многим освобожденным рабам не хватало навыков, чтобы конкурировать с европейскими иммигрантами на технических должностях, и они, возможно, предпочитали разнообразные рабочие места в сфере обслуживания. Однако другие историки, такие как Флорестан Фернандес, объясняют эти различия на рынке труда менталитетом до эмансипации, который избегал работы во время рабства, и отсутствием рыночных навыков, которые можно было бы предложить, когда рабы были освобождены. [13] Работающие афро-бразильцы требовали улучшения условий труда после эмансипации, но европейские иммигранты, особенно итальянцы, в основном соглашались на более низкую заработную плату и более жесткое обращение, чтобы обеспечить более высокое социальное положение. [14] Помимо их готовности, причина уязвимости иммигрантов среди рабочей силы была двоякой: Бразилия была населена низкоквалифицированными иммигрантами, которые не имели переговорной силы со своими работодателями, и большинство иммигрантов ценили своего супруга или ребенка выше, чем вступление в профсоюз. профсоюз, который может их уволить. В одном районе Бразилии «восемьдесят процентов людей, прошедших через общежитие для иммигрантов в городе Сан-Паулу, прибыли семьями». [15] В Сан-Паулу детский труд был обычным явлением из-за небольшой зарплаты, которую получали их родители. [16]
Современная политика Бразилии
[ редактировать ]В результате межрасовых браков, вызванных отбеливанием в конце 19 века, и отсутствия законов о сегрегации, раса в современной Бразилии определяется концепцией « расовой демократии ». Такое невнимание к расе означает, что все бразильцы имеют равные возможности для достижения социальной мобильности. [5]
Такие проблемы идентичности и неравенство, вызванные расовой демократией, побудили афробразильцев принять меры, чтобы идентифицировать себя ближе к белой расе, чтобы поставить их в равные условия игры. В национальном опросе 1995 года граждан Бразилии попросили последовательно классифицировать расу на общей и контекстуальной основе. Это исследование показало, что людей с более светлым цветом кожи, как правило, классифицировали последовательно, в то время как людей с более темным оттенком кожи классифицировали более неоднозначно. [17] Факторы, влиявшие на согласованность на 20–100%, включали образование, возраст, пол и местный расовый состав, имеющие тенденцию либо к «обелению», либо к «темнению». [17] Чтобы бороться с этим, перепись Кампаньи 1990 года была направлена на борьбу с тенденцией самоотбеливания, ложной идентификации себя как белого человека в Бразилии. [5]
Более того, широко распространена проблема признания существования расизма в Бразилии. Поскольку многие сознательно не идентифицируют себя как чернокожие, многие случаи предрассудков не признаются расизмом, что превращается в цикл, и расизм продолжает существовать в Бразилии. Более того, Бразилия почти гордится тем, что каким-то образом преодолела расовую дискриминацию, поскольку она была построена на смешении индейских, африканских и европейских этнических групп. [18] Однако расизм в Бразилии существует и может принимать различные формы предрассудков и стереотипов. Исследование 2022 года показало, что различия в занятости, доходах, образовании, доступе к правосудию и уязвимости перед насильственной смертью сильно зависят от расы. Фактически выяснилось, что чернокожие более подвержены убийствам и физическим нападениям, чем белые, и 40% из них разница является свидетельством расовой дискриминации. [19]
Неравенство в сфере занятости, обнаруженное в этом исследовании, поддерживается неадекватными стимулами для предприятий, принадлежащих меньшинствам в Бразилии, что создает среду выживания, где каждый сам за себя, для чернокожих бизнесменов. [20] Это согласуется с ростом дискриминации на рабочем месте, о чем свидетельствуют бразильские переписи населения 1960-х и 70-х годов, несмотря на принятие федерального законодательства о недискриминации в 1953 году. [5]
Несмотря на то, что чернокожие рабочие сохраняют значительную численность рабочей силы, особенно в малых и средних предприятиях розничной торговли и ресторанах, им все еще трудно проникнуть в высокооплачиваемые корпоративные сферы, такие как бухгалтерский учет и технологические отрасли. [17] Согласно недавнему опросу, 94% топ-менеджеров ведущих корпораций Бразилии — белые, что означает мизерные возможности для чернокожих бразильцев получить опыт самостоятельного ведения бизнеса. Небелые составляют 45,3% населения Бразилии, однако они составляют лишь 17,8% всех зарегистрированных предпринимателей. [21] Во многом это связано с образовательными и экономическими корнями многих чернокожих бизнесменов в стране. Хотя чернокожие бизнес-лидеры моложе, они проводят в классе меньше времени, чем белые: почти половина всех чернокожих лидеров бросают школу к восьмому классу и только 15,8% заканчивают двенадцатилетнее обучение. Это контрастирует с 35,8% белых лидеров, окончивших двенадцать классов школы. [21] Еще одним свидетельством трудного пути к успеху чернокожих в частном секторе является статистика, согласно которой более трети чернокожих бизнес-лидеров происходят из бедных сельских или городских семей, по сравнению с лишь четвертью белых бизнес-лидеров. Такие трудности в бизнес-среде для чернокожих бразильцев побудили их принять меры по сближению с белой расой, чтобы поставить их в равные условия игры.
Аспектом, влияющим на восходящую мобильность людей, является образование. [22] Дефицит образования между черными и белыми предпринимателями лучше объясняется гораздо более высоким уровнем неграмотности. В 1980 году число неграмотных чернокожих бразильцев было вдвое больше, чем белых, причем у чернокожих также было в семь раз меньше шансов окончить колледж. [5]
Роль позитивных действий
[ редактировать ]В Бразилии появилось несколько политических, культурных и социальных групп в попытке добиться равных прав и положительного афро-бразильского имиджа среди чернокожих бразильцев. Эта тенденция определяет черноту как отдельную и значимую идентичность, в отличие от ее традиционного стирания. Эти инициативы были реализованы в XXI веке благодаря принятию рядом учебных заведений и федеральным правительством политики позитивных действий, призванной помочь афро-бразильским студентам в получении высшего образования и реализации лучших возможностей, подобных те, которые доступны бразильцам, которые не являются чернокожими. [23]

Университет Бразилиа (UnB), первый университет в Бразилии, введший расовую квоту в 2004 году, послужил «подопытным кроликом» для подобных инициатив. После введения квоты белое население УНБ сократилось на 4,3%, а смешанное и черное население выросло на 1,4% и 3% соответственно. [24] Таким образом, группа бразильских рецензентов работала в течение семестра как до, так и после введения квоты в силу. Им было предложено оценить тон кожи испытуемых по шкале от 1 (самый светлый) до 7 (самый темный). Данные показывают, что всего лишь через год позитивных действий в UnB наблюдается заметное увеличение числа чернокожих студентов или студентов, которые обычно имеют более темный оттенок кожи. Фактически, значительное увеличение среднего оттенка кожи указывает на то, что эта политика оказалась успешной в привлечении в университет большего количества коричневых и чернокожих студентов, особенно в первый семестр после ее введения. Однако опыт университета в отношении этой политики и ее последствий для студентов предоставляет важную информацию для более широкого изучения расового неравенства в институциональных условиях высшего образования и на рабочем месте. [ нужна ссылка ]
Несмотря на то, что план существует, уже очевидно, что позитивные действия оказались неудобными для Бразилии в качестве стратегии расового равенства . Жжено-белый, коричневый, тёмно-ореховый, светло-ореховый, чёрный и медный — вот лишь некоторые из 136 категорий, которые, как обнаружил отдел переписи населения, используют бразильцы для самоидентификации согласно исследованию 1976 года. [23] Сегодня, почти 50 лет спустя, бразильцы по-прежнему считают себя представителями разных оттенков кожи и разными именами. Осознание того, что внешний вид человека имеет значение, особенно с точки зрения социальной мобильности и возможностей трудоустройства, связывает эти категории вместе. Чтобы устранить неравенство в сфере высшего образования, федеральное правительство в 2012 году приняло Закон о социальных квотах. [23]
Независимо от цвета кожи, законодательство гарантирует выпускникам государственных средних школ половину всех вакансий в учреждениях, получающих федеральное финансирование. (Государственные университеты, в отличие от средних школ, в Бразилии более престижны, чем частные.) Половина этих зарезервированных мест достается студентам, чьи семьи зарабатывают менее 1,5 минимальной заработной платы, или в среднем 443 доллара в месяц. [23] Таким образом, в зависимости от соотношения белых и небелых жителей в каждом штате доля вакансий в обеих категориях зарезервирована для чернокожих, коричневых студентов и студентов из числа коренного населения. Несмотря на то, что это попытка решить определенные расовые проблемы, на самом деле это порождает совершенно новые. В 2014 году федеральное правительство приняло закон о выделении 20% должностей в государственном секторе цветным людям. [23] Там, где люди не вписываются в черно-белую классификацию, становится трудно обозначить тех, кто имеет право на позитивные действия. «Если вы посмотрите на фотографию нового медицинского класса 2015 года, то только один из студентов выглядит черным», — сказала Джорджина Лима, профессор и глава Центра позитивных действий и разнообразия UFPel, — «и он даже не бразилец». . Он из Африки». [23]
После того как стало очевидно, что закон допускает мошенничество, в августе 2016 года правительство поручило всем ведомствам создать проверочные комиссии. [23] Однако никаких указаний ведомствам он не дал. Комитеты по проверке пытаются выполнить этот мандат в основном с помощью контрольных списков по внешнему виду. У соискателя работы короткий, широкий и плоский нос? Насколько толстые у них губы? Десны у них достаточно насыщенного фиолетового цвета? Челюсть у них выдается вперед? Подобные вопросы устанавливают точные критерии. Некоторые критики утверждали, что эти «желаемые» черты слишком напоминают работорговлю , когда покупатели вращали рабов в поисках определенных качеств. Другие считали, что эти шаги, к сожалению, необходимы для достижения истинного равенства в Бразилии. [23] Но, по словам Рожерио Рейса, председателя комитета UFPel, люди пытались повысить свои шансы на участие в конкурсе, изображая себя более черными, например, из-за стиля или загара. [23] Подобная тактика иллюстрирует, как система используется в своих интересах. В то время как расовое отбеливание проводилось для создания единой бразильской идентичности, эта политика привела к современному социально-экономическому и политическому расколу через расовую демократию.
Люди, которые упоминали отбеливание в Бразилии
[ редактировать ]- Жоау Батиста де Ласерда : директор Национального музея , написал статью под названием «Полукровки Бразилии». [25] В нем он описывает различия между разными расами. Он также предсказал, что в третьем поколении смешанного разведения будут преобладать белые характеристики.
- Теодор Рузвельт : После посещения Бразилии в 1913 году он написал статью в журнале Outlook . В своей статье он рассказывает о том, как исчезают бразильские негры. [26]
- Томас Скидмор : Написал книгу «Черное в белое» , в которой освещаются многие аспекты отбеливания. Также дает свои собственные теории и идеи.
- брошюру, Сэмюэл Алекссон: Написал в Нью-Йорке объясняющую отбеливание простому человеку. [27]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Санчес Артеага, Хуанма. «Биологические дискурсы о человеческих расах и научном расизме в Бразилии (1832–1911)». Журнал истории биологии 50.2 (2017): 267-314.
- ^ Скидмор, Томас. От черного к белому: раса и национальность в бразильской мысли, Oxford University Press . Нью-Йорк, 1974 год.
- ^ Шварц, Лилия Мориц. (2011). Прогнозы всегда обманчивы: Жоау Баптиста де Ласерда и его белая Бразилия. История, науки, здоровье-Мангиньос, 18(1), 225-242
- ^ НОГЕЙРА, Ораси. «И черное, и белое: исследование расовых отношений в Бразилии». Сан-Паулу: Т. А. Кейрос, серия 1 (1985).
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Крейтон, Хелен (май 2008 г.). «Насколько аргумент «риторика включения; реальность исключения» применим к отношениям афро-латиноамериканцев к национальному государству?» . Исторический компас . 6 (3): 843–854. дои : 10.1111/j.1478-0542.2008.00532.x .
- ^ Jump up to: а б с Шварц, Лилия Мориц (март 2011 г.). «Источники» . История, науки, здоровье-Мангиньос . 18 (1): 225–242. дои : 10.1590/s0104-59702011000100013 . ISSN 0104-5970 . ПМИД 21552698 .
- ^ Jump up to: а б с д Айду, Ламонте (13 ноября 2018 г.). «Генеалогии ужасов: три истории о рабынях, материнстве и убийствах в Америке» . Африканская и черная диаспора . 13 (1): 40–53. дои : 10.1080/17528631.2018.1541959 . ISSN 1752-8631 . S2CID 149902604 .
- ^ Лима, Маркус Эуженио Оливейра (декабрь 2007 г.). «Обзорное эссе: Расовые отношения и расизм в Бразилии: Теллес, Эдвард Эрик, Раса в другой Америке: значение цвета кожи в Бразилии. Принстон, Нью-Джерси / Оксфорд: Princeton University Press, 2006. 324 стр. ISBN 978-0-691. —12792—7 (пбк)" . Культура и психология . 13 (4): 461–473. дои : 10.1177/1354067X07082805 . ISSN 1354-067X . S2CID 146389827 . [ нужна проверка ]
- ^ Эндрюс, Джордж Рид (август 1988 г.). «Черные и белые рабочие: Сан-Паулу, Бразилия, 1888–1928» . Латиноамериканское историческое обозрение . 68 (3): 491–524. дои : 10.2307/2516517 . JSTOR 2516517 .
- ^ Jump up to: а б с д Бертола, Луис; Уильямсон, Джеффри, ред. (2017). Изменилось ли неравенство в Латинской Америке? . дои : 10.1007/978-3-319-44621-9 . ISBN 978-3-319-44620-2 .
- ^ Лима, Маркус Эуженио Оливейра (декабрь 2007 г.). «Обзорное эссе: расовые отношения и расизм в Бразилии» . Культура и психология . 13 (4): 461–473. дои : 10.1177/1354067x07082805 . ISSN 1354-067X . S2CID 146389827 .
- ^ Эндрюс, Джордж Рид (август 1988 г.). «Черные и белые рабочие: Сан-Паулу, Бразилия, 1888–1928» . Латиноамериканское историческое обозрение . 68 (3): 491–524. дои : 10.2307/2516517 . ISSN 0018-2168 . JSTOR 2516517 .
- ^ Эндрюс, Джордж Рид (август 1988 г.). «Черные и белые рабочие: Сан-Паулу, Бразилия, 1888–1928» . Латиноамериканское историческое обозрение . 68 (3): 491–524. дои : 10.2307/2516517 . ISSN 0018-2168 . JSTOR 2516517 .
- ^ Эндрюс, Джордж Рид (август 1988 г.). «Черные и белые рабочие: Сан-Паулу, Бразилия, 1888–1928» . Латиноамериканское историческое обозрение . 68 (3): 491–524. дои : 10.2307/2516517 . ISSN 0018-2168 . JSTOR 2516517 .
- ^ Эндрюс, Джордж Рид (август 1988 г.). «Черные и белые рабочие: Сан-Паулу, Бразилия, 1888–1928» . Латиноамериканское историческое обозрение . 68 (3): 491–524. дои : 10.2307/2516517 . ISSN 0018-2168 . JSTOR 2516517 .
- ^ Эндрюс, Джордж Рид (август 1988 г.). «Черные и белые рабочие: Сан-Паулу, Бразилия, 1888–1928» . Латиноамериканское историческое обозрение . 68 (3): 491–524. дои : 10.2307/2516517 . ISSN 0018-2168 . JSTOR 2516517 .
- ^ Jump up to: а б с Теллес, Эдвард Э. (январь 2002 г.). «Расовая неоднозначность среди населения Бразилии» . Этнические и расовые исследования . 25 (3): 415–441. дои : 10.1080/01419870252932133 . ISSN 0141-9870 . S2CID 51807734 .
- ^ «Климат и культура за пределами границ» . Британские искусствоведения (18). doi : 10.17658/issn.2058-5462/issue-18/worm/p4 .
- ^ Труцци, Бруно; Лирио, Вивиани С.; Серкейра, Даниэль Р.К.; Коэльо, Данило СК; Кардозо, Леонардо CB (февраль 2022 г.). «Расовая демократия и виктимизация чернокожих в Бразилии» . Журнал современного уголовного правосудия . 38 (1): 13–33. дои : 10.1177/10439862211038448 . ISSN 1043-9862 . S2CID 238728755 .
- ^ Рекко, Янна. «Во плоти в самом сердце Империи: жизнеподобие в восковых изображениях делегации чероки 1762 года в Лондоне» . Британские искусствоведения (21). дои : 10.17658/issn.2058-5462 . Архивировано из оригинала 18 марта 2023 года . Проверено 10 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Фигейредо, Анджела (18 февраля 2002 г.). « Конец «социального отбеливания» » . Ньюсуик Интернэшнл .
- ^ Артеага, Хуанма Санчес (23 мая 2016 г.). «Биологические дискурсы о человеческих расах и научном расизме в Бразилии (1832–1911)» . Журнал истории биологии . 50 (2): 267–314. дои : 10.1007/s10739-016-9445-8 . ISSN 0022-5010 . ПМИД 27216739 . S2CID 254551700 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Клеуси де Оливейра, «Новая проблема Бразилии с чернотой», Foreign Policy, 5 апреля 2017 г., https://foreignpolicy.com/2017/04/05/brazils-new-problem-with-blackness-affirmative-action/ .
- ^ Льюис, Марисса (2022). Передовой опыт планирования выписки, основанный на фактических данных: обзор политики (тезисы). Библиотека медицинских наук Университета Св. Августина. дои : 10.46409/sr.qbwh5074 .
- ^ « Метисы , или полукровки Бразилии» (PDF) .
дети метисов Было обнаружено, что в третьем поколении обладают всеми физическими признаками белой расы, хотя некоторые из них сохраняют некоторые следы своего черного происхождения под влиянием атавизма. Однако влияние полового отбора имеет тенденцию нейтрализовать влияние атавизма и лишает потомков метисов всех характерных черт черной расы. В результате этого процесса этнической редукции логично ожидать, что в течение следующего столетия метисы исчезнут из Бразилии.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Рузвельт, Теодор (21 февраля 1914 г.). «Бразилия и негры». Перспективы . Нью-Йорк: Издательская компания Outlook, Incorporated.
- ^ Алекссон, Сэмюэл. Об отбеливании бразильских негров, бессмысленная пресса. Нью-Йорк, 1967 год.