Рейс 961 Эфиопских авиалиний
![]() ET-AIZ, задействованный самолет, на фото за шесть месяцев до крушения. | |
Угон/несчастный случай | |
---|---|
Дата | 23 ноября 1996 г. |
Краткое содержание | Угон, приведший к исчерпанию топлива , и последующая посадки попытка |
Сайт | Гранде-Комор , Коморские острова 11 ° 22'22 "ю.ш., 43 ° 18'25" в.д. / 11,37278 ° ю.ш., 43,30694 ° в.д. |
Самолет | |
Тип самолета | Боинг 767-260ER |
Оператор | Эфиопские авиалинии |
Номер рейса ИАТА. | ET961 |
Номер рейса ИКАО. | ETH961 |
Позывной | ЭФИОПСКИЙ 961 |
Регистрация | ЭТ-АИЗ |
Начало рейса | Международный аэропорт Боле Аддис-Абеба , Эфиопия |
1-я остановка | Международный аэропорт Джомо Кеньятта Найроби , Кения |
2-я остановка | Майя-Майя аэропорт Браззавиль , Республика Конго |
Последняя остановка | Международный аэропорт Муртала Мохаммед Лагос , Нигерия |
Место назначения | Порт-Буэ: аэропорт Абиджан , Кот-д’Ивуар |
Оккупанты | 175 (в том числе 3 угонщика) |
Пассажиры | 163 (в том числе 3 угонщика) |
Экипаж | 12 |
Погибшие | 125 (включая 3 угонщиков) |
Травмы | 46 |
Выжившие | 50 |
Рейс 961 «Эфиопских авиалиний» — регулярный международный рейс, выполнявший рейс по маршруту Аддис-Абеба — Найроби — Браззавиль — Лагос — Абиджан . 23 ноября 1996 года обслуживавший рейс самолет Боинг 767-200ER был угнан . [ 1 ] по пути из Аддис-Абебы в Найроби [ 2 ] трое эфиопов, ищущих убежища в Австралии . [ 3 ] Самолет совершил аварийную посадку в Индийском океане недалеко от Гранде-Комора , Коморские острова , из-за исчерпания топлива ; 125 из 175 пассажиров и членов экипажа на борту, включая троих угонщиков, погибли. [ 3 ] Это первый зарегистрированный случай посадки на воду широкофюзеляжного самолета .
Самолет и экипаж
[ редактировать ]Самолет
[ редактировать ]Самолетом, попавшим в аварию, был Boeing 767-260ER , регистрационный номер ET-AIZ, c/n 23916, который совершил свой первый полет 17 сентября 1987 года. [ 4 ] Оснащенный двумя двигателями Pratt & Whitney JT9D-7R4E , он был доставлен новым авиакомпании Эфиопские авиалинии 22 октября 1987 года. [ 4 ] [ 5 ] За исключением короткого периода с мая 1991 по февраль 1992 , когда он был сдан в аренду Air Tanzania , самолет всю свою жизнь находился в парке Эфиопских авиалиний. [ 4 ] На момент происшествия ему было девять лет.
Экипаж
[ редактировать ]опытный пилот с общим налётом более 11 500 часов (в том числе 4 067 часов на Boeing 757/767 был капитан Леуль Абате (42 года) , ) Командиром воздушного судна . Первым офицером рейса был Йонас Мекурия (34 года). Он налетал более 6500 часов, из них 3042 часа на Боинге 757/767. [ 2 ]
До катастрофы Леул [ а ] уже пережил два предыдущих угона. [ 6 ] Первый произошел 12 апреля 1992 года на рейсе ETH574 Боинга 727-260 . Двое угонщиков с ручными гранатами потребовали, чтобы их доставили в Найроби и далее в Канаду . После пятичасового противостояния в международном аэропорту Джомо Кеньятта угонщики сдались. [ 7 ] Второй произошел 17 марта 1995 года на самолете Боинг 737-260 . Пятеро угонщиков потребовали, чтобы их доставили в Ливию , и самолет был перенаправлен в Эль-Обейд , Судан . Там угонщики передумали и вместо этого захотели полететь в Швецию . Однако власти Судана отказались дозаправить самолет, и после нескольких часов противостояния угонщики сдались. [ 8 ] В обоих случаях самолеты не пострадали, никто не пострадал и не погиб. [ 6 ]
Инцидент
[ редактировать ]Отправление
[ редактировать ]Рейс был задержан из-за ожидания стыковочного рейса. Самолет вылетел в 08:09 UTC из Аддис-Абебы . [ 2 ] : 3
Угон
[ редактировать ]Примерно в 08:29 UTC, [ 2 ] : 3 когда самолет, названный Зулу после последней буквы его регистрации, пилотами Эфиопских авиалиний [ 9 ] На 20-й минуте полета трое эфиопских мужчин ворвались в кабину и угнали самолет, забрав топор и огнетушитель . из кабины [ 2 ] : 1 Эфиопское государственное радио позже идентифицировало угонщиков как двух безработных выпускников средней школы и медсестру; их звали Алемайеху Бекели Белайне, Матиас Соломон Белай и Султан Али Хусейн (они не сказали, у кого какое описание). [ 10 ]
Мужчины пригрозили взорвать самолет в полете, если пилоты не подчинятся их требованиям. [ 2 ] : 10 Угонщики утверждали, что их было одиннадцать, хотя на самом деле их было всего трое. [ 2 ] : 4 [ 9 ] После того, как они напали на первого помощника офицера Йонаса Мекурию и загнали его в каюту , они сделали заявление. По внутренней связи они заявили на амхарском , французском и английском языках , что, если кто-нибудь попытается вмешаться, у них есть бомба, и они взорвут с ее помощью самолет. [ 2 ] : 4 [ 9 ] Позже власти установили, что предполагаемая бомба на самом деле представляла собой закрытую бутылку со спиртным . [ 11 ]
Угонщики потребовали доставить самолет в Австралию . [ 3 ] Леул пытался объяснить, что они взяли с собой только топливо, необходимое для направления Аддис-Абеба — Найроби , и поэтому не смогли проделать даже четверти пути до Австралии, но угонщики ему не поверили. [ 9 ] Один из них указал на заявление на странице бортового журнала авиакомпании о том, что максимальное время полета Боинга 767 составляет 11 часов. [ 2 ] : 4
Позже Леул прокомментировал:
[Угонщики] знали, что им не добраться до Австралии – они просто хотели, чтобы мы разбились. Они должны быть мертвы. Судя по тому, как они говорили, они не хотели жить. [ 12 ]
Вместо того чтобы лететь в сторону Австралии, капитан проследовал вдоль африканского побережья на юг. Угонщики заметили, что земля все еще видна, и заставили пилота держать курс на восток. Леул тайно направился к Коморским островам , расположенным на полпути между Мадагаскаром и материковой частью Африки. За это время двое угонщиков вошли в кабину, при этом главный угонщик (как указано в отчете) остался в кабине. [ 9 ]
Аварийная посадка
[ редактировать ]У самолета почти закончилось топливо, когда он приближался к группе островов, но угонщики продолжали игнорировать предупреждения капитана. Не имея выбора, Леул начал кружить по местности, надеясь посадить самолет в главном аэропорту Коморских островов. Это вынудило Леуля приземлиться на скорости более 175 узлов (324 км/ч; 201 миль в час). [ 9 ]
правый двигатель В 11:41 UTC загорелся . Угонщик ненадолго вышел из кабины, чтобы поговорить с другими угонщиками. Леул воспользовался этой возможностью, чтобы воспользоваться системой громкой связи самолета, и сделал следующее объявление: [ 2 ] : 8
Дамы и господа, это ваш пилот, у нас закончилось топливо, и мы теряем один двигатель в это время, и мы ожидаем аварийной посадки, и это все, что я могу сказать. Мы потеряли уже один двигатель, и я прошу всех пассажиров отреагировать... на угонщиков.
Услышав это, главный угонщик вернулся в кабину и выбил микрофон Леуля из его рук. [ 2 ] : 8 Вскоре после этого загорелся левый двигатель, и Боинг 767 начал планировать. Затем диктофон в кабине экипажа (CVR) записал следующее (слова, написанные строчными буквами, произносились на амхарском языке, а слова, набранные прописными буквами, произносились на английском языке):
Леул: «Ради моей ответственности, ПО МИНИМУМ, пассажиры должны знать ситуацию.
Угонщик: «Спускайтесь, увеличивайте скорость дальше».
Леул: «Нет никакой разницы. ПОЖАЛУЙСТА. Все равно. Мы умрем. Почему бы тебе – я думал, в этом нет необходимости. Для пассажиров –»
Конец записи
Предложение Леула было прервано, поскольку CVR и самописец полетных данных (FDR) прекратили запись в этот момент из-за того, что оба двигателя загорелись. [ 2 ] : 17–21
Леул пытался совершить вынужденную посадку в международном аэропорту принца Саида Ибрагима на Гранд-Коморе , но в результате драки с угонщиками в последнюю минуту он потерял визуальный ориентир, в результате чего он не смог определить местонахождение аэропорта. Продолжая сражаться с угонщиками, он попытался посадить самолет на мелководье в 500 ярдах (460 м; 1500 футов) от отеля Le Galawa Beach, недалеко от Мицамиули на северной оконечности острова Гранд-Комор . Леул попытался приземлиться параллельно волнам, а не против волн, чтобы смягчить приземление. За несколько секунд до контакта с водой самолет накренился примерно на десять градусов влево; [ 13 ] левый двигатель и законцовка крыла первыми в воду ударились . Двигатель сработал как ковш и врезался в коралловый риф , быстро замедлив эту сторону самолета и заставив Боинг 767 внезапно наклониться влево. Остальная часть самолета затем неравномерно вошла в воду, в результате чего она развалилась на части. За исключением задней части планера, разбитые части фюзеляжа быстро затонули. [ 13 ] Многие пассажиры погибли из-за того, что преждевременно надули спасательные жилеты в салоне. [ 11 ] в результате чего они оказались в ловушке внутри тонущего самолета.
На помощь выжившим в катастрофе пришли жители и туристы острова, в том числе группа аквалангистов и несколько французских и индийских врачей, находившихся в отпуске. [ 14 ] [ 9 ] Турист записал на видео падение ET-AIZ. Она сказала, что начала записывать, потому что изначально считала, что Боинг 767 является частью авиашоу для туристов. [ 15 ]
Медицинское лечение и репатриация тел
[ редактировать ]Выживших сначала доставили в больницу Мицамиули. Место крушения находилось менее чем в 2 километрах (1,2 мили; 1,1 мили) от этой больницы. пассажиры были переведены в региональный больничный центр Эль-Мааруф ( по-французски : Centre Hospitalier National El Maarouf ) в Морони . В тот же день [ 2 ] : 25 Двое французов, которые выжили, и 19 раненых были доставлены на Реюньон . [ 2 ] На Реюньоне один из раненых скончался, в результате чего число погибших составило 125 человек. [ 2 ] За исключением тех, кто был доставлен на Реюньон, выжившие были перевезены в Кению и Южную Африку . [ 2 ]
В то время в Морони не было морга , поэтому для хранения 124 тел использовались холодильные камеры. [ 2 ]
Расследование
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( декабрь 2018 г. ) |
3 декабря 1996 года Главное управление гражданской авиации Коморских островов ( французское : Direction Générale de l'Aviation Civile des Comores ) согласилось поручить расследование ET961 Управлению гражданской авиации Эфиопии (ECAA). [ 2 ] Отдел по расследованию авиационных происшествий (AAIB) проанализировал бортовые самописцы . [ 2 ] : 17
Судьба пассажиров и экипажа
[ редактировать ]Окончательный отчет о происшествии включает список выживших и погибших пассажиров и членов экипажа. Все 12 членов экипажа были эфиопами. Шестеро выжили, включая капитана. [ 2 ] : 61
Пассажиры прибыли из 36 стран.
Список пассажиров (включая угонщиков, но не членов экипажа) следующий:
Национальность | Номер на борту | Погибшие | Выжившие |
---|---|---|---|
Австрия | 1 | 1 | 0 |
Бельгия | 1 | 1 | 0 |
Бенин | 2 | 2 | 0 |
Камерун | 2 | 2 | 0 |
Канада | 1 | 1 | 0 |
Чад | 1 | 1 | 0 |
Конго | 5 | 3 | 2 |
Кот-д'Ивуар (Берег Слоновой Кости) | 1 | 1 | 0 |
Джибути | 2 | 0 | 2 |
Египет | 1 | 1 | 0 |
Эфиопия | 19 | 16 | 3 |
Франция | 4 | 2 | 2 |
Германия | 1 | 1 | 0 |
Венгрия | 1 | 1 | 0 |
Индия | 20 | 14 | 6 |
Израиль | 8 | 7 | 1 |
Италия | 4 | 0 | 4 |
Япония | 2 | 1 | 1 |
Кения | 14 | 8 | 6 |
Южная Корея | 1 | 1 | 0 |
Лесото | 1 | 0 | 1 |
Либерия | 2 | 2 | 0 |
У них было | 12 | 9 | 3 |
Нигерия | 23 | 19 | 4 |
Пакистан | 1 | 1 | 0 |
Сьерра-Леоне | 1 | 1 | 0 |
Сомали | 1 | 1 | 0 |
Шри-Ланка | 9 | 9 | 0 |
Швеция | 2 | 2 | 0 |
Швейцария | 1 | 1 | 0 |
Уганда | 1 | 0 | 1 |
Украина | 4 | 1 | 3 |
Великобритания | 7 | 5 | 2 |
Соединенные Штаты | 5 | 2 | 3 |
Йемен | 1 | 1 | 0 |
Заир [ б ] | 1 | 1 | 0 |
Общий | 163 | 119 | 44 |

В число погибших пассажиров входят трое угонщиков. [ 2 ] : 61, Из пассажиров 42 прибыли из Бомбея , в том числе: [ 16 ]
- 3 американца
- 9 нигерийцев
- 9 шриланкийцев
- 19 индейцев
Остальные пассажиры прибыли из Аддис-Абебы.
Из 175 пассажиров и членов экипажа 125 погибли, включая троих угонщиков. Согласно отчету о происшествии, все шесть выживших членов экипажа и 38 пассажиров получили серьезные травмы, два пассажира получили легкие травмы, четыре пассажира не получили травм. [ 2 ] : 10 Один пассажир, эфиоп, в манифесте был опознан как ребенок; этот пассажир был среди погибших. [ 2 ] : 66
Многие пассажиры пережили первоначальную катастрофу, но они проигнорировали, не поняли или не услышали предупреждение Леуля не надувать спасательные жилеты внутри самолета, в результате чего надутые спасательные жилеты прижали их к потолку фюзеляжа. когда туда хлынула вода. Не имея возможности спастись, они утонули. По оценкам, от 60 до 80 пассажиров, пристегнутых к сиденьям, предположительно утонули. [ 17 ] [ 18 ]
Леул и Йонас оба выжили. За свои действия Леул был удостоен награды Фонда безопасности полетов за профессионализм в области безопасности полетов. [ 19 ]
Известные пассажиры
[ редактировать ]Среди погибших был Мохамед Амин , фотожурналист военного времени и издатель Selamta , бортового журнала эфиопских авиалиний. [ 20 ] Предположительно, он стоял возле входа в кабину и спорил или вел переговоры с угонщиком, который предположительно охранял кабину в последние моменты полета. [ нужна ссылка ]
Франклин Хаддл , генеральный консул США в Бомбее , и его жена пережили катастрофу. тогдашний [ 21 ] Хаддл сказал, что он решил полететь эфиопскими авиалиниями, планируя сафари в Кению, из-за репутации авиакомпании; это была одна из немногих авиакомпаний в Африке, имеющих сертификат Федерального управления гражданской авиации . Хаддл хотел полететь днем, мотивируя это тем, что полет днем «безопаснее». [ 9 ] Он считает, что выживание его и его жены произошло благодаря тому, что в последнюю минуту им повысили класс до бизнес-класса. [ 22 ]
Карты
[ редактировать ]Место крушения и аэропорты |
Место крушения на Коморских островах |
Последствия
[ редактировать ]Поминальная служба прошла в Галаве 30 ноября 1996 года. [ 2 ]
Инцидент стал широко известным угоном самолета из-за видеозаписи. [ 15 ] крупных авиалайнеров Это была одна из очень немногих посадок на воду и первая посадка на воду, захваченная. И капитан, и первый помощник рейса получили авиационные награды, и оба продолжили летать в эфиопских авиалиниях. [ 9 ] хотя Леул считает Йонаса, первого офицера, настоящим героем. Йонас сражался с угонщиками, пока сам был в синяках и истекал кровью, давая Леулу время посадить самолет. «Он был спасителем», - сказал Леул. [ 12 ]
В СМИ
[ редактировать ]Крушение было показано в эпизоде телешоу Mayday под названием «Ocean Landing»; это серия из 3 сезона, 12 серии. [ 23 ]
Это также было показано в эпизоде 2010 года сериала « » на канале Biography Channel Я выжил ... , в котором выживший рассказал свою историю о том, что произошло в самолете. [ 24 ]
См. также
[ редактировать ]- Рейс 143 авиакомпании Air Canada
- Столкновения в аэропорту Гуанчжоу Байюнь в 1990 году.
- Рейс 1153 Tuninter , самолет ATR 72, брошенный в Средиземное море из-за исчерпания топлива.
- Рейс 1549 авиакомпании US Airways
- Авиакатастрофы и инциденты Эфиопских авиалиний
- Список происшествий и происшествий с участием коммерческих самолетов
- Список рейсов авиакомпаний, на которых требовалось планирование
Примечания
[ редактировать ]- ^ Эфиопские имена не имеют фамилий , поэтому к эфиопским людям обращаются по именам . «Абате» — это имя отца Леула, а «Мекурия» — имя отца Йонаса. В некоторых новостных статьях предыдущих эпох они упоминаются по именам их отцов.
- ↑ Сейчас известна как Демократическая Республика Конго .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «1996 год стал рекордсменом по количеству несчастных случаев за всю историю» . Флайтглобал . Рейс Интернешнл . 15 января 1997 года. Архивировано из оригинала 24 мая 2013 года . Проверено 24 мая 2012 г.
В результате захвата самолета Боинг 767 Эфиопских авиалиний 23 ноября 1996 года погибли 128 человек, когда пилоты были вынуждены покинуть самолет возле Коморских островов.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х «Авиакатастрофа B767 (ET-AIZ) Ethiopian Airlines в Федеративной Исламской Республике Коморские Острова, в Индийском океане, 23 ноября 1996 г.» (PDF) . Управление гражданской авиации Эфиопии . 4 мая 1998 г. Архивировано из оригинала (PDF) 24 сентября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Описание угона на сайте Aviation Safety Network . Проверено 24 мая 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Боинг 767 — MSN 23916» . Airfleets.net . Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 года . Проверено 3 января 2012 г.
- ^ «Информация о происшествии: Боинг 767 Эфиопских авиалиний ET-AIZ» . Airfleets.net . Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 года . Проверено 3 января 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сериал Mayday , сезон 3, серия 13: African Hijack (Ocean Landing)
- ^ Описание угона ETH574 в Aviation Safety Network . Проверено 19 марта 2020 г.
- ↑ Описание угона самолета 17 марта 1995 года в Aviation Safety Network . Проверено 19 марта 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Африканский захват»/«Океанская посадка», Mayday , 3 сезон, 13 серия.
- ^ «Правительство назвало имена угонщиков эфиопских авиалиний» . Миннесота Дейли . 5 декабря 1996 года. Архивировано из оригинала 12 мая 2013 года . Проверено 24 мая 2012 г.
Двое безработных выпускников средней школы и медсестра были опознаны в среду как угонщики самолета, разбившегося у Коморских островов в прошлом месяце... Эфиопскими мужчинами были идентифицированы как Алемайеху Бекели Белайне, Матиас Соломон Белай и Султан Али Хусейн. Чиновники не сказали, кто была медсестрой и сколько им лет.
- ^ Перейти обратно: а б Бломфилд, Адриан (25 января 2010 г.). «Бейрут: предположительно 90 человек погибли в результате крушения самолета эфиопских авиалиний в Средиземном море» . Дейли Телеграф. Архивировано из оригинала 29 июня 2011 года . Проверено 24 мая 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уоллинг, Майкл Г. (2010). В случае приземления на воду . Издательство Каттер. ISBN 978-0-9828553-0-0 .
- ^ Перейти обратно: а б «Угон самолетов в Эфиопии приводит к самым большим за всю историю жертвам» . Flight International : 8. 4–10 декабря 1996 г. Архивировано из оригинала 10 мая 2013 г.
- ^ Лендон, Брэд (16 января 2009 г.). «Предыдущие падения самолетов дали уроки выживания» . CNN . Архивировано из оригинала 18 января 2012 года . Проверено 24 мая 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Молодожены снимают драматические кадры крушения самолета в Эфиопии» . CNN . 26 ноября 1996 г. Архивировано из оригинала 17 января 1999 г.
- ^ Макнил-младший, Дональд Г. (25 ноября 1996 г.). «Ужас в воздухе и безумное спасение с моря» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 8 января 2014 года.
- ^ «Самолет захвачен; он терпит крушение в океане у восточной Африки» . Нью-Йорк Таймс . 24 ноября 1996 года. Архивировано из оригинала 4 марта 2014 года. Архивировано 25 февраля 2014 года в Wayback Machine.
- ^ «В авиакатастрофе в Эфиопии погибло по меньшей мере 50 человек» . CNN . Мороний. 23 ноября 1996 года. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 21 сентября 2012 г.
- ^ «Премия Фонда безопасности полетов за профессионализм в полетах» . Фонд безопасности полетов . Архивировано из оригинала 21 мая 2013 года . Проверено 8 октября 2009 г.
- ^ Седьмая серия, Мо и я : Часть 1 , Часть 2
- ^ « Я думал, что покончил с жизнью» – в сказке рассказывается о пьяных похитителях, которые дрались с пилотом – Выжившие рассказывают об ужасе, когда реактивный лайнер падает на поверхность океана» . Сиэтл Таймс . Ассошиэйтед Пресс. 25 ноября 1996 г. Архивировано из оригинала 25 сентября 2013 г.
- ^ «Нет места покоя» . Университета Брауна Журнал выпускников . Май – июнь 2002 г. Архивировано из оригинала 13 февраля 2009 г.
- ^ Mayday - Расследование авиакатастроф (S01-S22) , получено 16 февраля 2024 г.
- ^ «37 – Франклин/Джефф и Фрэнк/Конни» . Архивировано из оригинала 2 сентября 2012 года . Проверено 23 ноября 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Заключительный отчет об инциденте ( архив Альтернативный архив ) - Управление гражданской авиации Эфиопии - включает список пассажиров, выживших и погибших.
- «Вехи» . ( Архив ) Время . 9 декабря 1996 г. – Объявление о смерти Мохаммеда Амина и Брайана Тетли.
- "Спасатели продолжают поиск жертв угнанного самолета" . ( Архив ) Ассошиэйтед Пресс в Лаббокском лавинном журнале . 1996.
- Угон рейса 961 Эфиопских авиалиний (Преступные действия против гражданской авиации – 1996, FAA) ( Архив Альтернативный архив )
- Видеоклип крушения на YouTube
- 1996 год на Коморских островах
- 1996 год в Эфиопии
- Аварии и инциденты с участием Боинга 767
- Аварии и инциденты с авиалайнерами, вызванные исчерпанием топлива
- Угоны самолетов в Африке
- Аварии и инциденты с авиалайнерами, вызванные угоном самолета
- Аварии и инциденты с авиалайнерами, связанные с посадкой на воду
- Авиационные происшествия и происшествия в 1996 г.
- Авиационные происшествия и происшествия на Коморских островах
- Авиакатастрофы и инциденты Эфиопских авиалиний
- Массовое убийство в 1996 году.
- Массовое убийство 20-го века в Эфиопии
- Преступления ноября 1996 г.
- Террористические инциденты в Африке в 1996 году
- Отношения Коморских Островов и Эфиопии
- Террористические инциденты в Эфиопии в 1990-е годы
- 1990-е в Аддис-Абебе
- События ноября 1996 года в Африке