Jump to content

Рейс 915 Финнэйр

Координаты : 79 ° 49'N 023 ° 00'E  /  79,817 ° N 23,000 ° E  / 79,817; 23.000
Рейс 915 Финнэйр
В инциденте участвовал самолет Finnair McDonnell Douglas DC-10.
Инцидент
Дата 23 декабря 1987 г. ( 23.12.1987 )
Краткое содержание Предполагаемая попытка ракетного удара, едва не промахнувшаяся
Сайт Эджёйя , Шпицберген , Норвегия
Самолет
Тип самолета Макдоннелл-Дуглас DC-10-30ER
Оператор Финнэйр
Регистрация OH-LHC / N345HC
Начало рейса Международный аэропорт Нарита , Токио , Япония.
Место назначения Аэропорт Хельсинки-Вантаа , Вантаа , Финляндия
Оккупанты 219
Пассажиры 201
Экипаж 18
Погибшие 0
Выжившие 219

Рейс 915 Finnair (AY915) — регулярный рейс Finnair из Токио , Япония , через Северный полюс в Хельсинки , Финляндия , 23 декабря 1987 года. В 2014 году финские СМИ сообщили о заявлении двух пилотов этого рейса о том, что Союз Советский выпустил ракету по самолету , которая взорвалась менее чем за 30 секунд до удара. Обвинения прозвучали только в сентябре 2014 года, когда Helsingin Sanomat , ведущая ежедневная газета Финляндии, опубликовала обширную статью по этому поводу. [ 1 ] В тот же день финская радиовещательная корпорация YLE сообщила о статье в Интернете. [ 2 ] [ 3 ]

Когда об этом факте стало известно, это вызвало возмущение в Финляндии среди тех политиков и государственных служащих, которым тогда следовало сообщить об этом. [ 2 ] и это было широко разрекламировано и прокомментировано в финских СМИ на фоне обвинений в финляндизации .

Предполагаемый инцидент сравнивают с другими аналогичными инцидентами с участием Советского Союза, такими как самолет Aero Kaleva в 1940 году, рейс 902 Аэрофлота в 1962 году, рейс 902 Korean Air Lines в 1978 году и рейс 007 Korean Air Lines в 1983 году. Второй капитан Каукиайнен сообщил, что пилоты Finnair решили высказаться по этому поводу после того, как 17 Malaysia Airlines был сбит в Украине рейс 17 июля 2014 г. [ 4 ]

Finnair была первой авиакомпанией в мире, которая выполняла беспосадочные регулярные рейсы между Европой и Японией, начиная с 1983 года. Они использовали самолет McDonnell Douglas DC-10-30ER , у которого в грузовом отсеке были установлены дополнительные топливные баки, что позволяло самолету взять 24 000 литров (5 300 имп галлонов; 6 300 галлонов США) дополнительного топлива. Это позволило преодолеть 5 413 морских миль (10 025 км; 6 229 миль) от Токио до Хельсинки во время беспосадочного полета , продолжавшегося 13 часов. Полет осуществлялся в международном воздушном пространстве, над Северным полюсом, поскольку Советский Союз требовал дополнительных платежей за полеты над своей территорией в Сибири помимо обычных навигационных сборов. Дальность самолетов других западных авиакомпаний не позволяла совершать такие полеты, и они приземлились в Анкоридже для на Аляске дозаправки. Японские авиалинии не летали без пересадок над Сибирью, так как считали, что Советский Союз потребует взамен права на двусторонние полеты. [ 1 ] [ 5 ]

Речь шла о самолете DC-10-30/ER, арендованном Finnair Finnair и летавшем в ливрее . Первоначально он был зарегистрирован в Финляндии под регистрацией OH-LHC, но больше всего известен благодаря перерегистрации в США как N345HC. Он был построен и передан Finnair в 1981 году. Позднее этот же самолет был раскрашен персонажами Муми-троллей . Он использовался Finnair в период с 1981 по 1995 год, хотя дважды в 1990-е годы он был сдан в аренду компании Garuda Indonesia . [ нужна ссылка ]

Самолет Finnair вылетел из токийского международного аэропорта Нарита. [ 6 ] почти по расписанию , около 10 часов утра по японскому времени (3 часа ночи по финскому времени) 23 декабря 1987 года, на борту находился 201 пассажир , четыре пилота , 12 финских и 2 японских бортпроводника . Крейсерская высота составляла 10 600 м (34 800 футов). [ 1 ]

Полет следовал на север от Токио до Берингова пролива и далее над Северным полюсом, а затем с помощью инерциальной навигационной системы на юг в сторону Шпицбергена и далее в сторону Хельсинки. Перед Беринговым проливом самолет пересек международную линию перемены дат над Алеутскими островами и, таким образом, некоторое время летал в течение предыдущего дня, 22 декабря. [ 7 ]

Согласно отчету пилотов об инциденте за 2014 год, когда самолет находился над островом Эджёйя на Шпицбергене, между 13:00 и 14:00 по финскому времени помощник командира Эско Каукиайнен и помощник первого офицера Маркку Сойнинен увидели ракету, приближающуюся к самолету впереди. , под углом 30 градусов левее траектории полета самолета. Командир и первый помощник в это время отдыхали. Видимость была хорошей, и пилоты более полуминуты следили за полетом ракеты. Сначала подумали, что это советская метеорологическая ракета, направляющаяся в тропосферу , но когда она достигла крейсерской высоты самолета, она развернулась и полетела прямо на него. Затем ракета взорвалась. Пилотам было ясно, что ракета нацелилась на цель — самолет Finnair. [ 1 ] [ 8 ]

Аппаратура инерциальной навигационной системы самолета позволяла экипажу определять свое положение. После взрыва Каукиайнен завел секундомер . Через 60–80 секунд самолет подошел к облаку пыли, оставленному взрывом. При крейсерской скорости самолета 900 км/ч (560 миль в час), а скорости ракеты - не менее 1800 км/ч (1100 миль в час), пилоты подсчитали, что взрыв произошел всего примерно за 20 секунд до удара. Пилоты наблюдали, как корпус ракеты спиральным движением падал к морю.

Командир самолета пришел в кабину позже и около 16:00 по финскому времени осуществил посадку. Летчики, находившиеся в кабине во время событий, доложили ему устно. [ 1 ] [ 4 ]

Предположения о событиях

[ редактировать ]

У пилотов не было сомнений, откуда взялась ракета: из Советского Союза. Они предположили, что обстрел велся с Кольского полуострова или с подводной лодки . Когда они разговаривали с Helsingin Sanomat в 2014 году, они сказали, что думали, что это были какие-то учения. Они думали, что либо на учениях все пошло так, как планировалось, либо что-то пошло не так. Если все пошло по плану, это означало, что самолет Finnair использовался для стрельбы по мишеням . Одна из возможностей, которую они рассматривали, заключалась в том, что это была сбившаяся с пути ракета, как это произошло тремя годами ранее с так называемым ракетным инцидентом на озере Инари на севере Финляндии. [ 1 ]

Профессор Стефан Форсс, доктор философии. выпускник стратегических и оборонных исследований Национального университета обороны Финляндии , специалист по военным технологиям, особенно по ядерного оружия , системам [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] указал, что ракета не могла быть обычной наземного базирования баллистической или ракетой крылатой ракетой средней дальности , которые должны были быть ликвидированы в результате Договора о ракетах средней и меньшей дальности ратифицированного между США и Советским Союзом или РСМД. начале 1987 года, поскольку ликвидация этих ракет началась лишь в конце июля следующего года. [ 12 ]

«Турун Саномат» Ежедневная газета , издаваемая в Турку , Финляндия, взяла интервью у полковника Ахти Лаппи (в отставке), который работал с 1988 по 1996 год инспектором ПВО Сил обороны Финляндии , занимая высшую должность в этом роде сил обороны. Лаппи заявил следующее:

  • Траектория полета ракеты, в частности тот факт, что она изменила свой курс, предполагает наличие ракеты класса «земля-воздух» . Баллистические ракеты не имеют возможности менять курс на высоте более 10 000 метров (33 000 футов). Он говорит, что считает, что наблюдения пилотов были точными.
  • Советские территории, Новая Земля и Кольский полуостров , находились слишком далеко от Шпицбергена даже для самых тяжелых зенитных средств того времени. Таким образом, Лаппи был склонен полагать, что ракета была выпущена с надводного корабля. [ 13 ]

По словам Лаппи, взрыв ракеты в воздухе является загадкой. Он не помнит ни одной ракеты 1980-х годов, которую можно было бы взорвать с земли с помощью дистанционного управления. Ракеты класса «земля-воздух» имеют системы самоуничтожения , которые автоматически детонируют заряд до окончания траектории ракеты (возможно, имеется в виду до того, как она упадет на землю). Лаппи предположил, что это могла быть ракета С-125 «Печора» , которая в НАТО называется SA-3 Goa, у которой есть версия, которая используется на надводных кораблях. Он использовался Советским Союзом и по состоянию на 2014 год все еще использовался в десятках стран. Его потолок составляет 17 километров (11 миль; 9,2 морских миль), а дальность действия - 27 километров (17 миль; 15 морских миль). [ нужна ссылка ]

Однако огромное облако пыли говорит против ракеты "Печора", по мнению Лаппи. ракеты массой 60 кг (130 фунтов) Заряд не производит впечатляющего взрыва. [ 13 ]

Отсутствие отчетов

[ редактировать ]

Пилоты договорились, что командир пилота подаст отчет после полета, поскольку его обязанностью было докладывать по таким вопросам. Каукиайнен дважды напоминал ему об этом в течение нескольких недель после предполагаемого инцидента. [ 4 ] Однако, судя по всему, командир так и не сделал этого, отчасти из-за того, что празднование Рождества в процесс вмешалось . Каукиайнен также предположил, что, возможно, он не хотел это писать, поскольку сам не был свидетелем происшествия, и ему было бы трудно утверждать, что оно имело место. [ 14 ]

Когда Helsingin Sanomat в 2014 году вышла статья , он уже умер. Лаури Дж. Лейн, в то время бывший директор по полетам Finnair, подтвердил, что никакого отчета об инциденте не было написано. [ 14 ]

Однако эти события обсуждались в Finnair, особенно в рамках обучения пилотов. Один представитель Finnair из группы управления полетами, пожелавший остаться анонимным, рассказал Helsingin Sanomat , что в то время он слышал об инциденте: «Об этом говорили. Другие пилоты также говорили, что видели взрывы на этом конкретном маршруте. возможно, испытания ракет?» Каукиайнен также рассказал об инциденте как минимум одному чиновнику в Управлении гражданской авиации Финляндии, которое в 2014 году называлось Finavia . Но оказалось, что в финском правительстве этот вопрос мало интересовал, потому что «люди были чертовски финляндизированы тогда , особенно внутри финского правительства ». В 2014 году Финское агентство по безопасности на транспорте (TraFi) не имело никаких знаний по этому поводу, а отчетов и журналов полетов за 1987 год больше не существовало. [ 1 ] [ 14 ]

В интервью HSTV, видеосервису Helsingin Sanomat второй капитан рейса сказал , что он снова вспомнил об инциденте после того, как рейс 17 Malaysia Airlines был сбит в Украине 17 июля 2014 года. Выжившие пилоты, оба из которых стал свидетелем запуска ракеты и ее взрыва из кабины, после чего решил рассказать об инциденте публично. [ 4 ]

Пекка Хентту, директор авиационного департамента TraFi, заявил, что сегодня подобный инцидент не будет замалчиваться. Вполне вероятно, что власти и высшее руководство авиакомпании были бы проинформированы об этом еще до приземления самолета. [ 15 ] [ 16 ]

Реакция бывших министров и главы Службы безопасности и разведки Финляндии

[ редактировать ]

Пекка Веннамо , который был министром транспорта в 1987 году, а также Пертти Салолайнен , который в то время был министром внешней торговли , услышали об инциденте только тогда, когда прочитали статью Helsingin Sanomat в сентябре 2014 года. То же самое было и в случае с Сеппо Тийтиненом директором Финской службы безопасности и разведки , в то время . Тийтинен сказал, что «этот вопрос абсолютно точно представлял бы интерес для Службы безопасности и разведки… Информация о подобном инциденте должна была автоматически передаваться от государственных служащих авиационной отрасли властям — тогда, как и сейчас… Это было бы так же, как и сейчас». передали бы высшим людям в правительстве, и они бы решили, потребуются ли какие-то действия».

Говорят, что Салолайнен пришел в ярость, когда прочитал об инциденте. Он считает инцидент «возмутительным» и продолжает утверждать, что «это не было бы цивилизованным поведением, это был бы военный бандитизм , если бы описание событий было точным». Салолайнен заявил, что даже в 2014 году информация скрывается от парламента Финляндии и министров правительства «прискорбным образом». Веннамо заявил, что «это ужасное правонарушение, если самолет Finnair действительно использовался для стрельбы по мишеням». [ 2 ] [ 17 ] [ 18 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г Хухтанен, Анн-Мари (7 сентября 2014 г.). « Перхана, оно летит прямо на тебя». На Рождество 1987 года рейс AY 915 компании Finnair направлялся из Токио в Хельсинки, когда ракета приблизилась к самолету недалеко от Вяйппувуорти» («Черт возьми, она летит прямо на нас»). На Рождество 1987 года рейс AY 915 авиакомпании Finnair следовал из Токио в Хельсинки, когда над Шпицбергеном к нему приблизилась ракета. Helsingin Sanomat (на финском языке). Сообщение : C 6–8 . Проверено 21 сентября 2014 г.
  2. ^ Jump up to: а б с «HS: Пилоты Finnair сообщают о драматическом промахе ракеты почти 30 лет спустя» . ЮЛЭ Новости . 07.09.2014 . Проверено 18 марта 2018 г.
  3. ^ Рантер, Харро. «Инцидент с Макдоннелл-Дугласом DC-10-30 N345HC, 23 декабря 1987 г.» . Aviation-safety.net . Сеть авиационной безопасности . Проверено 18 июня 2021 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д «Пилоты Finnair: «Он приближался все ближе и ближе» ] . Ruutu.fi (на финском языке). Четыре СМИ . 07.09.2014. Архивировано из оригинала 8 июля 2015 г. Проверено 23 сентября 2014 г.
  5. ^ «HS: Ракета была замечена с самолета Finnair DC-10, летевшего к нему в 1987 году» [HS: Ракета была замечена с самолета Finnair DC-10, летевшего к нему]. Lentoposti.fi — Новости авиации [Авиапочта — Новости авиации] (на финском языке). 07.09.2014 . Проверено 23 сентября 2014 г.
  6. ^ «Драматический полет Finnair в 1987 году: к самолету приблизилась ракета» . istv (на финском языке). Вечерние новости . 07.09.2014 . Проверено 23 сентября 2014 г.
  7. ^ Тансканен, Ханну (07 сентября 2014 г.). «В 1987 году Советский Союз выпустил ракету по самолету Finnair, следовавшему из Токио — почему об этом сообщили только сейчас». uusisuomi.fi (на финском языке). Новая Финляндия . Проверено 23 сентября 2014 г.
  8. ^ «HS: Самолет Finnair использовался в качестве мишени для ракеты в 1987 году». Савон Саномат (на финском языке). 07.09.2014. Архивировано из оригинала 7 сентября 2014 г. Проверено 23 сентября 2014 г.
  9. ^ «Maanpuolustuskorkeakoulu: Dosentit» [Национальный университет обороны Финляндии: адъюнкт-профессора] (на финском языке). Национальный университет обороны Финляндии. 04.09.2014. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 23 сентября 2014 г.
  10. ^ «Значение разработки основной темы открытия учебного года» . Силы обороны Финляндии. 05.09.2014. Архивировано из оригинала 05 марта 2016 г. Проверено 23 сентября 2014 г.
  11. ^ «Российский военный радар и ракеты беспокоят чиновников США» . www.rakethreat.com . Ракетная угроза. Проект Институтов Джорджа К. Маршалла и Клермонта. 03.07.2013. Архивировано из оригинала 30 октября 2013 г. Проверено 23 сентября 2014 г.
  12. ^ Форсс, Стефан (12 сентября 2014 г.). «НЛ выпустила зенитную ракету?» [Советский Союз выпустил ракету класса «земля-воздух»?]. Helsingin Sanomat (на финском языке): B 12.
  13. ^ Jump up to: а б Вяхя-Коскела, Йоуко (07 сентября 2014 г.). «Кто расстрелял нашу десятку и почему?» [Кто выпустил ракету по нашему DC-10 и почему?]. Турку Саномат (на финском языке). Группа ТС . Архивировано из оригинала 15 июля 2018 г. Проверено 23 сентября 2014 г.
  14. ^ Jump up to: а б с Хухтанен, Анн-Мари (07 сентября 2014 г.). «Почему мы слышим об этом деле только сейчас?» [Почему мы слышим об этом инциденте только сейчас?]. Helsingin Sanomat (на финском языке). Сообщение: С 8 . Проверено 23 сентября 2014 г.
  15. ^ Юнтунен, Эса (08 сентября 2014 г.). «Ракетная угроза больше не останется незамеченной» [«Ракетная угроза больше не останется незамеченной»]. Helsingin Sanomat (на финском языке). Сообщение . Проверено 24 сентября 2014 г.
  16. ^ «HS: Самолет Finnair достиг цели ракеты в 1987 году» [HS: Самолет Finnair достиг цели ракеты в 1987 году]. Восточное Саво (на финском языке). 07.09.2014. Архивировано из оригинала 8 сентября 2014 г. Проверено 24 сентября 2014 г.
  17. ^ Лиекки, Тиина-Ракель (07 сентября 2014 г.). «HS: Бывший член кабинета министров был возмущен: парламент и министры плохо информированы » по-прежнему . YLE (на финском языке) . Проверено 23 сентября 2014 г.
  18. ^ Пеуракоски, Томи (07 сентября 2014 г.). «Оставилось ли правительство в неведении в 1987 году?» [Оставались ли ведущие люди правительства в неведении в 1987 году?]. Helsingin Sanomat (на финском языке). Сообщение. Архивировано из оригинала 24 сентября 2014 г. Проверено 23 сентября 2014 г.

79 ° 49'N 023 ° 00'E  /  79,817 ° N 23,000 ° E  / 79,817; 23.000

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c9e1919e979d35da49c303169346f007__1722874260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c9/07/c9e1919e979d35da49c303169346f007.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Finnair Flight 915 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)