Рейс 915 Финнэйр
![]() В инциденте участвовал самолет Finnair McDonnell Douglas DC-10. | |
Инцидент | |
---|---|
Дата | 23 декабря 1987 г. |
Краткое содержание | Предполагаемая попытка ракетного удара, едва не промахнувшаяся |
Сайт | Эджёйя , Шпицберген , Норвегия |
Самолет | |
Тип самолета | Макдоннелл-Дуглас DC-10-30ER |
Оператор | Финнэйр |
Регистрация | OH-LHC / N345HC |
Начало рейса | Международный аэропорт Нарита , Токио , Япония. |
Место назначения | Аэропорт Хельсинки-Вантаа , Вантаа , Финляндия |
Оккупанты | 219 |
Пассажиры | 201 |
Экипаж | 18 |
Погибшие | 0 |
Выжившие | 219 |
Рейс 915 Finnair (AY915) — регулярный рейс Finnair из Токио , Япония , через Северный полюс в Хельсинки , Финляндия , 23 декабря 1987 года. В 2014 году финские СМИ сообщили о заявлении двух пилотов этого рейса о том, что Союз Советский выпустил ракету по самолету , которая взорвалась менее чем за 30 секунд до удара. Обвинения прозвучали только в сентябре 2014 года, когда Helsingin Sanomat , ведущая ежедневная газета Финляндии, опубликовала обширную статью по этому поводу. [ 1 ] В тот же день финская радиовещательная корпорация YLE сообщила о статье в Интернете. [ 2 ] [ 3 ]
Когда об этом факте стало известно, это вызвало возмущение в Финляндии среди тех политиков и государственных служащих, которым тогда следовало сообщить об этом. [ 2 ] и это было широко разрекламировано и прокомментировано в финских СМИ на фоне обвинений в финляндизации .
Предполагаемый инцидент сравнивают с другими аналогичными инцидентами с участием Советского Союза, такими как самолет Aero Kaleva в 1940 году, рейс 902 Аэрофлота в 1962 году, рейс 902 Korean Air Lines в 1978 году и рейс 007 Korean Air Lines в 1983 году. Второй капитан Каукиайнен сообщил, что пилоты Finnair решили высказаться по этому поводу после того, как 17 Malaysia Airlines был сбит в Украине рейс 17 июля 2014 г. [ 4 ]
Фон
[ редактировать ]Finnair была первой авиакомпанией в мире, которая выполняла беспосадочные регулярные рейсы между Европой и Японией, начиная с 1983 года. Они использовали самолет McDonnell Douglas DC-10-30ER , у которого в грузовом отсеке были установлены дополнительные топливные баки, что позволяло самолету взять 24 000 литров (5 300 имп галлонов; 6 300 галлонов США) дополнительного топлива. Это позволило преодолеть 5 413 морских миль (10 025 км; 6 229 миль) от Токио до Хельсинки во время беспосадочного полета , продолжавшегося 13 часов. Полет осуществлялся в международном воздушном пространстве, над Северным полюсом, поскольку Советский Союз требовал дополнительных платежей за полеты над своей территорией в Сибири помимо обычных навигационных сборов. Дальность самолетов других западных авиакомпаний не позволяла совершать такие полеты, и они приземлились в Анкоридже для на Аляске дозаправки. Японские авиалинии не летали без пересадок над Сибирью, так как считали, что Советский Союз потребует взамен права на двусторонние полеты. [ 1 ] [ 5 ]
Полет
[ редактировать ]Речь шла о самолете DC-10-30/ER, арендованном Finnair Finnair и летавшем в ливрее . Первоначально он был зарегистрирован в Финляндии под регистрацией OH-LHC, но больше всего известен благодаря перерегистрации в США как N345HC. Он был построен и передан Finnair в 1981 году. Позднее этот же самолет был раскрашен персонажами Муми-троллей . Он использовался Finnair в период с 1981 по 1995 год, хотя дважды в 1990-е годы он был сдан в аренду компании Garuda Indonesia . [ нужна ссылка ]
Самолет Finnair вылетел из токийского международного аэропорта Нарита. [ 6 ] почти по расписанию , около 10 часов утра по японскому времени (3 часа ночи по финскому времени) 23 декабря 1987 года, на борту находился 201 пассажир , четыре пилота , 12 финских и 2 японских бортпроводника . Крейсерская высота составляла 10 600 м (34 800 футов). [ 1 ]
Полет следовал на север от Токио до Берингова пролива и далее над Северным полюсом, а затем с помощью инерциальной навигационной системы на юг в сторону Шпицбергена и далее в сторону Хельсинки. Перед Беринговым проливом самолет пересек международную линию перемены дат над Алеутскими островами и, таким образом, некоторое время летал в течение предыдущего дня, 22 декабря. [ 7 ]
События
[ редактировать ]Согласно отчету пилотов об инциденте за 2014 год, когда самолет находился над островом Эджёйя на Шпицбергене, между 13:00 и 14:00 по финскому времени помощник командира Эско Каукиайнен и помощник первого офицера Маркку Сойнинен увидели ракету, приближающуюся к самолету впереди. , под углом 30 градусов левее траектории полета самолета. Командир и первый помощник в это время отдыхали. Видимость была хорошей, и пилоты более полуминуты следили за полетом ракеты. Сначала подумали, что это советская метеорологическая ракета, направляющаяся в тропосферу , но когда она достигла крейсерской высоты самолета, она развернулась и полетела прямо на него. Затем ракета взорвалась. Пилотам было ясно, что ракета нацелилась на цель — самолет Finnair. [ 1 ] [ 8 ]
Аппаратура инерциальной навигационной системы самолета позволяла экипажу определять свое положение. После взрыва Каукиайнен завел секундомер . Через 60–80 секунд самолет подошел к облаку пыли, оставленному взрывом. При крейсерской скорости самолета 900 км/ч (560 миль в час), а скорости ракеты - не менее 1800 км/ч (1100 миль в час), пилоты подсчитали, что взрыв произошел всего примерно за 20 секунд до удара. Пилоты наблюдали, как корпус ракеты спиральным движением падал к морю.
Командир самолета пришел в кабину позже и около 16:00 по финскому времени осуществил посадку. Летчики, находившиеся в кабине во время событий, доложили ему устно. [ 1 ] [ 4 ]
Предположения о событиях
[ редактировать ]У пилотов не было сомнений, откуда взялась ракета: из Советского Союза. Они предположили, что обстрел велся с Кольского полуострова или с подводной лодки . Когда они разговаривали с Helsingin Sanomat в 2014 году, они сказали, что думали, что это были какие-то учения. Они думали, что либо на учениях все пошло так, как планировалось, либо что-то пошло не так. Если все пошло по плану, это означало, что самолет Finnair использовался для стрельбы по мишеням . Одна из возможностей, которую они рассматривали, заключалась в том, что это была сбившаяся с пути ракета, как это произошло тремя годами ранее с так называемым ракетным инцидентом на озере Инари на севере Финляндии. [ 1 ]
Профессор Стефан Форсс, доктор философии. выпускник стратегических и оборонных исследований Национального университета обороны Финляндии , специалист по военным технологиям, особенно по ядерного оружия , системам [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] указал, что ракета не могла быть обычной наземного базирования баллистической или ракетой крылатой ракетой средней дальности , которые должны были быть ликвидированы в результате Договора о ракетах средней и меньшей дальности ратифицированного между США и Советским Союзом или РСМД. начале 1987 года, поскольку ликвидация этих ракет началась лишь в конце июля следующего года. [ 12 ]
«Турун Саномат» Ежедневная газета , издаваемая в Турку , Финляндия, взяла интервью у полковника Ахти Лаппи (в отставке), который работал с 1988 по 1996 год инспектором ПВО Сил обороны Финляндии , занимая высшую должность в этом роде сил обороны. Лаппи заявил следующее:
- Траектория полета ракеты, в частности тот факт, что она изменила свой курс, предполагает наличие ракеты класса «земля-воздух» . Баллистические ракеты не имеют возможности менять курс на высоте более 10 000 метров (33 000 футов). Он говорит, что считает, что наблюдения пилотов были точными.
- Советские территории, Новая Земля и Кольский полуостров , находились слишком далеко от Шпицбергена даже для самых тяжелых зенитных средств того времени. Таким образом, Лаппи был склонен полагать, что ракета была выпущена с надводного корабля. [ 13 ]
По словам Лаппи, взрыв ракеты в воздухе является загадкой. Он не помнит ни одной ракеты 1980-х годов, которую можно было бы взорвать с земли с помощью дистанционного управления. Ракеты класса «земля-воздух» имеют системы самоуничтожения , которые автоматически детонируют заряд до окончания траектории ракеты (возможно, имеется в виду до того, как она упадет на землю). Лаппи предположил, что это могла быть ракета С-125 «Печора» , которая в НАТО называется SA-3 Goa, у которой есть версия, которая используется на надводных кораблях. Он использовался Советским Союзом и по состоянию на 2014 год все еще использовался в десятках стран. Его потолок составляет 17 километров (11 миль; 9,2 морских миль), а дальность действия - 27 километров (17 миль; 15 морских миль). [ нужна ссылка ]
Однако огромное облако пыли говорит против ракеты "Печора", по мнению Лаппи. ракеты массой 60 кг (130 фунтов) Заряд не производит впечатляющего взрыва. [ 13 ]
Отсутствие отчетов
[ редактировать ]Пилоты договорились, что командир пилота подаст отчет после полета, поскольку его обязанностью было докладывать по таким вопросам. Каукиайнен дважды напоминал ему об этом в течение нескольких недель после предполагаемого инцидента. [ 4 ] Однако, судя по всему, командир так и не сделал этого, отчасти из-за того, что празднование Рождества в процесс вмешалось . Каукиайнен также предположил, что, возможно, он не хотел это писать, поскольку сам не был свидетелем происшествия, и ему было бы трудно утверждать, что оно имело место. [ 14 ]
Когда Helsingin Sanomat в 2014 году вышла статья , он уже умер. Лаури Дж. Лейн, в то время бывший директор по полетам Finnair, подтвердил, что никакого отчета об инциденте не было написано. [ 14 ]
Однако эти события обсуждались в Finnair, особенно в рамках обучения пилотов. Один представитель Finnair из группы управления полетами, пожелавший остаться анонимным, рассказал Helsingin Sanomat , что в то время он слышал об инциденте: «Об этом говорили. Другие пилоты также говорили, что видели взрывы на этом конкретном маршруте. возможно, испытания ракет?» Каукиайнен также рассказал об инциденте как минимум одному чиновнику в Управлении гражданской авиации Финляндии, которое в 2014 году называлось Finavia . Но оказалось, что в финском правительстве этот вопрос мало интересовал, потому что «люди были чертовски финляндизированы тогда , особенно внутри финского правительства ». В 2014 году Финское агентство по безопасности на транспорте (TraFi) не имело никаких знаний по этому поводу, а отчетов и журналов полетов за 1987 год больше не существовало. [ 1 ] [ 14 ]
В интервью HSTV, видеосервису Helsingin Sanomat второй капитан рейса сказал , что он снова вспомнил об инциденте после того, как рейс 17 Malaysia Airlines был сбит в Украине 17 июля 2014 года. Выжившие пилоты, оба из которых стал свидетелем запуска ракеты и ее взрыва из кабины, после чего решил рассказать об инциденте публично. [ 4 ]
Пекка Хентту, директор авиационного департамента TraFi, заявил, что сегодня подобный инцидент не будет замалчиваться. Вполне вероятно, что власти и высшее руководство авиакомпании были бы проинформированы об этом еще до приземления самолета. [ 15 ] [ 16 ]
Реакция бывших министров и главы Службы безопасности и разведки Финляндии
[ редактировать ]Пекка Веннамо , который был министром транспорта в 1987 году, а также Пертти Салолайнен , который в то время был министром внешней торговли , услышали об инциденте только тогда, когда прочитали статью Helsingin Sanomat в сентябре 2014 года. То же самое было и в случае с Сеппо Тийтиненом директором Финской службы безопасности и разведки , в то время . Тийтинен сказал, что «этот вопрос абсолютно точно представлял бы интерес для Службы безопасности и разведки… Информация о подобном инциденте должна была автоматически передаваться от государственных служащих авиационной отрасли властям — тогда, как и сейчас… Это было бы так же, как и сейчас». передали бы высшим людям в правительстве, и они бы решили, потребуются ли какие-то действия».
Говорят, что Салолайнен пришел в ярость, когда прочитал об инциденте. Он считает инцидент «возмутительным» и продолжает утверждать, что «это не было бы цивилизованным поведением, это был бы военный бандитизм , если бы описание событий было точным». Салолайнен заявил, что даже в 2014 году информация скрывается от парламента Финляндии и министров правительства «прискорбным образом». Веннамо заявил, что «это ужасное правонарушение, если самолет Finnair действительно использовался для стрельбы по мишеням». [ 2 ] [ 17 ] [ 18 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хухтанен, Анн-Мари (7 сентября 2014 г.). « Перхана, оно летит прямо на тебя». На Рождество 1987 года рейс AY 915 компании Finnair направлялся из Токио в Хельсинки, когда ракета приблизилась к самолету недалеко от Вяйппувуорти» («Черт возьми, она летит прямо на нас»). На Рождество 1987 года рейс AY 915 авиакомпании Finnair следовал из Токио в Хельсинки, когда над Шпицбергеном к нему приблизилась ракета. Helsingin Sanomat (на финском языке). Сообщение : C 6–8 . Проверено 21 сентября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с «HS: Пилоты Finnair сообщают о драматическом промахе ракеты почти 30 лет спустя» . ЮЛЭ Новости . 07.09.2014 . Проверено 18 марта 2018 г.
- ^ Рантер, Харро. «Инцидент с Макдоннелл-Дугласом DC-10-30 N345HC, 23 декабря 1987 г.» . Aviation-safety.net . Сеть авиационной безопасности . Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Пилоты Finnair: «Он приближался все ближе и ближе» ] . Ruutu.fi (на финском языке). Четыре СМИ . 07.09.2014. Архивировано из оригинала 8 июля 2015 г. Проверено 23 сентября 2014 г.
- ^ «HS: Ракета была замечена с самолета Finnair DC-10, летевшего к нему в 1987 году» [HS: Ракета была замечена с самолета Finnair DC-10, летевшего к нему]. Lentoposti.fi — Новости авиации [Авиапочта — Новости авиации] (на финском языке). 07.09.2014 . Проверено 23 сентября 2014 г.
- ^ «Драматический полет Finnair в 1987 году: к самолету приблизилась ракета» . istv (на финском языке). Вечерние новости . 07.09.2014 . Проверено 23 сентября 2014 г.
- ^ Тансканен, Ханну (07 сентября 2014 г.). «В 1987 году Советский Союз выпустил ракету по самолету Finnair, следовавшему из Токио — почему об этом сообщили только сейчас». uusisuomi.fi (на финском языке). Новая Финляндия . Проверено 23 сентября 2014 г.
- ^ «HS: Самолет Finnair использовался в качестве мишени для ракеты в 1987 году». Савон Саномат (на финском языке). 07.09.2014. Архивировано из оригинала 7 сентября 2014 г. Проверено 23 сентября 2014 г.
- ^ «Maanpuolustuskorkeakoulu: Dosentit» [Национальный университет обороны Финляндии: адъюнкт-профессора] (на финском языке). Национальный университет обороны Финляндии. 04.09.2014. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 23 сентября 2014 г.
- ^ «Значение разработки основной темы открытия учебного года» . Силы обороны Финляндии. 05.09.2014. Архивировано из оригинала 05 марта 2016 г. Проверено 23 сентября 2014 г.
- ^ «Российский военный радар и ракеты беспокоят чиновников США» . www.rakethreat.com . Ракетная угроза. Проект Институтов Джорджа К. Маршалла и Клермонта. 03.07.2013. Архивировано из оригинала 30 октября 2013 г. Проверено 23 сентября 2014 г.
- ^ Форсс, Стефан (12 сентября 2014 г.). «НЛ выпустила зенитную ракету?» [Советский Союз выпустил ракету класса «земля-воздух»?]. Helsingin Sanomat (на финском языке): B 12.
- ^ Jump up to: а б Вяхя-Коскела, Йоуко (07 сентября 2014 г.). «Кто расстрелял нашу десятку и почему?» [Кто выпустил ракету по нашему DC-10 и почему?]. Турку Саномат (на финском языке). Группа ТС . Архивировано из оригинала 15 июля 2018 г. Проверено 23 сентября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Хухтанен, Анн-Мари (07 сентября 2014 г.). «Почему мы слышим об этом деле только сейчас?» [Почему мы слышим об этом инциденте только сейчас?]. Helsingin Sanomat (на финском языке). Сообщение: С 8 . Проверено 23 сентября 2014 г.
- ^ Юнтунен, Эса (08 сентября 2014 г.). «Ракетная угроза больше не останется незамеченной» [«Ракетная угроза больше не останется незамеченной»]. Helsingin Sanomat (на финском языке). Сообщение . Проверено 24 сентября 2014 г.
- ^ «HS: Самолет Finnair достиг цели ракеты в 1987 году» [HS: Самолет Finnair достиг цели ракеты в 1987 году]. Восточное Саво (на финском языке). 07.09.2014. Архивировано из оригинала 8 сентября 2014 г. Проверено 24 сентября 2014 г.
- ^ Лиекки, Тиина-Ракель (07 сентября 2014 г.). «HS: Бывший член кабинета министров был возмущен: парламент и министры плохо информированы » по-прежнему . YLE (на финском языке) . Проверено 23 сентября 2014 г.
- ^ Пеуракоски, Томи (07 сентября 2014 г.). «Оставилось ли правительство в неведении в 1987 году?» [Оставались ли ведущие люди правительства в неведении в 1987 году?]. Helsingin Sanomat (на финском языке). Сообщение. Архивировано из оригинала 24 сентября 2014 г. Проверено 23 сентября 2014 г.
- Аварии и инциденты Finnair
- 1987 г. в международных отношениях.
- 1987 г. в Финляндии.
- 1987 год в Советском Союзе
- Авиационные происшествия и происшествия в 1987 г.
- Аварии и инциденты с участием McDonnell Douglas DC-10
- Транспорт на Шпицбергене
- Авиация в Арктике
- Авиационные происшествия и происшествия в Норвегии
- Авиация в Финляндии
- Авиация в Советском Союзе
- События декабря 1987 года в Европе
- Эдджойя
- Катастрофы 1987 года в Норвегии