Рейс 129 Airbus Industrie
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 30 июня 1994 г. |
Краткое содержание | Ошибка пилота, приведшая к потере управления [ 1 ] |
Сайт | Аэропорт Тулуза-Бланьяк 43 ° 38'6 ″ с.ш. 1 ° 21'30 ″ в.д. / 43,63500 ° с.ш. 1,35833 ° в.д. |
Самолет | |
Тип самолета | Аэробус А330-321 |
Оператор | Аэробусная промышленность |
Позывной | ВИСКИ ВИСКИ КИЛО ОТЕЛЬ [ 2 ] |
Регистрация | F-WWKH |
Начало рейса | Аэропорт Тулуза-Бланьяк |
Место назначения | Аэропорт Тулуза-Бланьяк |
Оккупанты | 7 |
Пассажиры | 4 |
Экипаж | 3 |
Погибшие | 7 |
Выжившие | 0 |
Рейс 129 Airbus Industrie — Airbus Industrie A330-321 испытательный полет , который закончился катастрофой 30 июня 1994 года в аэропорту Тулуза-Бланьяк , в результате чего погибли все семь человек на борту. Последнее испытание должно было подтвердить способность самолета к взлету при отказе одного двигателя . [ 1 ] Это была первая авария со смертельным исходом с участием Airbus A330, а также первая потеря корпуса этого типа. [ 3 ] Это оставалось единственной катастрофой со смертельным исходом с участием А330 до крушения рейса 447 Air France 1 июня 2009 года. [ 3 ]
Самолет
[ редактировать ]Самолетом, попавшим в аварию, был Airbus A330-321 , регистрационный номер F-WWKH, c/n 42. Оснащенный двумя силовыми установками Pratt & Whitney PW4164 , он совершил первый полет 14 октября 1993 года. [ 4 ] На момент катастрофы самолету было 259 дней. Самолет принадлежал Thai Airways International и проходил летные испытания по договоренности с владельцем. Airbus Industrie уже задолжала Thai Airways компенсацию за потерю корпуса другого самолета, который она повредила во время испытаний в декабре 1993 года. [ 5 ]
Цели тестирования
[ редактировать ]Целью полета было проверить характеристики самолета при моделировании отказа двигателя после взлета , что означало переключение одного из двигателей самолета на холостой ход и отключение гидравлического контура . [ 6 ] самолета Во время большинства испытаний автопилот должен был быть настроен на подъем самолета на высоту 2000 футов (610 м). [ 6 ] самолета Конкретное испытание, которое привело к катастрофе, проводилось в конфигурации, в которой центр тяжести находился вблизи его кормовой границы, что было достигнуто за счет переноса тонн воды в баллонах в задней части кабины самолета. [ 7 ]
Капитаном был главный летчик-испытатель Airbus Ник Уорнер. Вторым пилотом был Мишель Кайс, тренер-капитан Air Inter , который работал с учебной организацией Airbus Aeroformation. Пети . Третьим членом экипажа на борту находился инженер по летным испытаниям Жан-Пьер [ 8 ] [ 9 ]
Руководство Airbus было заинтересовано в продвижении самолета среди потенциальных клиентов и не сочло испытания опасными, поэтому пригласило в самолет четырех пассажиров: двух руководителей Airbus (Филиппа Турну и Кейта Халса) и двух Alitalia пилотов Альберто Нассетти и Пьер Паоло Раккетти , которые находились в Тулузе для прохождения программы коммерческого обучения в штаб-квартире Airbus . [ 10 ] [ 9 ]
Крушение
[ редактировать ]Самолет только что успешно совершил посадку после того, как капитан выполнил два ухода на второй круг с имитацией отказа двигателя, что в общей сложности заняло 55 минут. самолета, Второй взлет будет осуществляться с центром тяжести расположенным в крайнем кормовом положении. [ 8 ] На этот раз самолетом управлял второй пилот, а действия по отключению двигателя и гидросистемы, включению автопилота выполнял капитан. [ 8 ] [ 11 ] Взлет завершился успешно, капитан отключил двигатель и гидросистему. Для включения автопилота потребовалось три попытки. [ 11 ] и самолет начал подниматься на высоту 2000 футов (610 м). Самолет набрал слишком крутой набор высоты, снизив скорость полета до 100 узлов (120 миль в час; 190 км / ч), что ниже минимальных 118 узлов, необходимых для сохранения управления. [ 11 ] Самолет начал крениться, поэтому экипаж снизил мощность работающего двигателя, чтобы компенсировать несимметрию тяги. Это усугубило проблему: самолет накренился на 15 градусов и вскоре врезался в землю. Все семь человек на борту погибли, а самолет был уничтожен. [ 1 ]
Расследование
[ редактировать ]Катастрофу расследовала комиссия по расследованию Главного управления вооружений (DGA), агентства по закупкам и технологиям правительства Франции, отвечающего за расследование происшествий при летных испытаниях. Комиссия пришла к выводу, что катастрофа произошла из-за «комбинации нескольких факторов, ни один из которых в отдельности не стал бы причиной катастрофы». [ 8 ] В их число вошли: [ 8 ]
- Усталость капитана Уорнера после «чрезвычайно напряженного дня», который включал демонстрационный полет А321, наблюдение за сеансом на тренажере и две встречи, включая брифинг для прессы;
- Отсутствие полного предполетного инструктажа из-за графика Уорнера и возможная самоуспокоенность, вызванная успехом испытаний во время предыдущего взлета;
- Выбор максимальной тяги при взлете/уходе (TOGA) вместо немного более низкой настройки «Flex 49», что привело к более высокой, чем планировалось, асимметрии тяги во время моделирования отказа левого двигателя;
- Выбор триммера при угле подъема носа на 2,2°; хотя и в допустимых пределах, это было неприемлемо для полетов с крайней задней конфигурацией центра тяжести.
- Автопилот случайно оставил настройку на высоте 2000 футов (610 м), полученную в результате предыдущего испытания;
- Отсутствие ориентации в режиме захвата высоты автопилотом;
- Неопределенность в распределении задач между капитаном и вторым пилотом; второй пилот «решительно и очень быстро» развернул самолет до угла взлета более 25 ° по сравнению с обычными 14,5 °, используемыми для первого успешного взлета;
- Капитан смоделировал отказ двигателя сразу после взлета: включил автопилот, заглушил левый двигатель и отключил гидравлический выключатель; это временно вывело его «из цикла пилотирования».
- Отсутствие визуальной индикации режима автопилота, скрытое из-за крайнего угла тангажа;
- Чрезмерная уверенность экипажа в ожидаемой реакции самолета;
- Запоздалая реакция инженера-испытателя на изменение параметров полета, в частности скорости полета;
- Медлительность капитана в реакции на развитие нештатной ситуации.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Рантер, Харро. «Авария самолета ASN Airbus A330-321 F-WWKH в аэропорту Тулуза-Бланьяк (TLS)» . Aviation-safety.net . Сеть авиационной безопасности . Проверено 18 июля 2012 г.
- ^ «ПРИЛОЖЕНИЕ 1 – ТРАНСКРИПЦИЯ DU CVR» www.rvs-bi.de . Бюро расследований и анализа безопасности гражданской авиации . Проверено 15 июля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Рантер, Харро. «Запись об аварии Airbus A330» . Aviation-safety.net . Сеть авиационной безопасности . Проверено 11 августа 2011 г.
- ^ «Аэробус А330 — MSN 42 — F-WWKH» . Airfleets.net . Авиация Воздушных Флотов . Проверено 18 июля 2012 г.
- ^ «Бизнес — Airbus проинформирует клиента о катастрофе во время испытательного полета A330 — газета Seattle Times» . Community.seattletimes.nwsource.com .
- ^ Jump up to: а б
- Лирмаунт, Дэвид (13–19 июля 1994 г.). «Airbus защищает А330, но предупреждает на автопилоте (стр. 4)» . Рейс Интернешнл . 146 (4429). ISSN 0015-3710 . Архивировано из оригинала 18 июля 2012 года.
- «Airbus защищает А330, но предупреждает на автопилоте (стр. 5)» . Рейс Интернешнл . Архивировано из оригинала 8 марта 2014 года.
- ^ Лирмаунт, Дэвид (6–12 июля 1994 г.). «Испытание автопилота закончилось крушением А330 при взлете» . Рейс Интернешнл . 146 (4428): 4. ISSN 0015-3710 . Архивировано из оригинала 5 ноября 2012 года.
- ^ Jump up to: а б с д и Лирмаунт, Дэвид (10–16 августа 1994 г.). «Авария А330 вызвана серией мелких ошибок» . Flight International : 6. Архивировано из оригинала 5 ноября 2012 года . Проверено 18 июля 2012 г.
Сразу после взлета капитан выполнил процедуры испытаний: включение автопилота, дросселирование левого двигателя и отключение автоматического выключателя синего гидравлического контура.
- ^ Jump up to: а б «Мемориал Тулузы» . Проверено 21 ноября 2019 г.
- ^ « Тема: Авиакатастрофа в Бланьяке (Франция) ». Европейский парламент . 30 июля 1998 года. Проверено 1 сентября 2015 года. "Среди семи жертв были два итальянских пилота, работавших на Alitalia, Альберто Нассетти и Пьер Паоло Раккетти, которые находились в Тулузе для прохождения пятидневной программы коммерческого обучения в штаб-квартире французской компании".
- ^ Jump up to: а б с Лирмаунт, Дэвид (17–23 августа 1994 г.). «Airbus настороженно относится к изменениям в А330» . Flight International : 4. Архивировано из оригинала 5 ноября 2012 года . Проверено 18 июля 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Предварительный отчет - Комиссия по расследованию (на французском языке)
- CVR (на французском языке)
- Данные полета (на французском языке)