Jump to content

Сбитие C-130 ВВС Ирана в 1994 г.

Сбитие C-130 ВВС Ирана в 1994 г.
C-130, аналогичный тому, что участвовал в инциденте.
Перестрелка
Дата 17 марта 1994 г.
Краткое содержание Перестрелка
Сайт Баллыджа , недалеко от Степанакерта , Нагорный Карабах.
Самолет
Тип самолета С-130Э Геркулес
Оператор  ВВС Исламской Республики Иран
Регистрация 5-8521
Начало рейса Москва , Россия
Место назначения Международный аэропорт Тегеран Мехрабад , Иран
Оккупанты 32
Пассажиры 19
Экипаж 13
Погибшие 32
Выжившие 0

Сбитие C-130 иранских ВВС в 1994 году произошло 17 марта 1994 года, когда иранских ВВС C-130E военно- транспортный самолет , перевозивший сотрудников иранского посольства из Москвы в Тегеран , был сбит армянскими вооруженными силами недалеко от города Степанакерт в Нагорный Карабах — территория, которая находится в состоянии вооруженного конфликта с 1988 года. [1] [2] В результате крушения погибли 32 человека (19 пассажиров и 13 членов экипажа), находившиеся на борту.

Перестрелка

[ редактировать ]

C-130 Hercules вылетел из Москвы , забрав домой родственников сотрудников иранского посольства на празднование Новруза . [3] Посольство Ирана в Москве сообщило, что на борту самолета находились 19 пассажиров, в том числе девять детей, и экипаж из 13 человек. [4] Экипаж сообщил о механической неисправности, прежде чем свернул в воздушное пространство Азербайджана и вошел в него над районом Нагорного Карабаха, где он разбился, в результате чего погибли все находившиеся на борту.

Первый заместитель министра иностранных дел Армении Жерар Либаридян заявил на пресс-конференции, что самолет должен был пролететь над Россией , Грузией и Арменией , прежде чем достичь Ирана. Однако он свернул примерно на 65 миль к востоку от этого коридора, покинул Грузию и не вошел в воздушное пространство Армении, как было запланировано в 22:08. Вместо этого он полетел в зону боевых действий вокруг Нагорного Карабаха . [4]

Останки погибших в результате крушения иранцев были перевезены в Армению и доставлены самолетом из ереванского международного аэропорта Звартноц в Тегеран . В церемонии приняли участие вице-президент Армении Гагик Арутюнян и вице-премьер-министр Виген Читечян. [5]

Иран направил специальную комиссию ВВС для расследования причин трагедии. Глава комиссии Абдат Аминян отверг версию вице-президента Армении Гагика Арутюняна, который предположил, что С-130 не справился с управлением и упал на землю из-за каких-то неполадок в пилотажных системах самолета. Представитель МИД Ирана заявил, что «по каким-то неизвестным причинам самолет взорвался в воздухе после того, как отклонился от курса». [6]

Аминян заявил, что самолет был сбит двумя ракетами, выпущенными армянскими силами. Аминян сообщил, что армянская сторона не взяла на себя прямую ответственность за катастрофу, однако признала, что ее войска приняли иранский самолет за азербайджанский самолет, и что армянские войска не пытались выйти на связь с самолетом с целью идентификации это. [7]

МИД Ирана объявил о результатах расследования в заявлении, в котором возложил вину за обстрел на армянские силы. В заявлении говорится, что "Иран оставляет за собой право подать в суд и получить компенсации жертвам катастрофы, а также призывает правительство Армении выявить и наказать виновных в сбитии самолета". [8] [9]

Азербайджана Министерство национальной безопасности передало иранской стороне радиограмму, которая была перехвачена азербайджанской разведкой в ​​день катастрофы. Одна из фраз в перехваченном сообщении была: «Мы только что сбили азербайджанский военный самолет». самонаведения " Оса ". Азербайджанская разведка заявила, что для сбития С-130 был использован ракетный комплекс [6]

Некоторые российские военные эксперты предположили, что С-130 намеренно изменил курс полета в разведывательных целях. [10] Однако МИД Ирана отверг эти обвинения. [11]

Последствия

[ редактировать ]

На встрече в Тегеране с вице-президентом Армении Гагиком Арутюняном президент Ирана Али Акбар Хашеми Рафсанджани потребовал наказать виновных в стрельбе. [12] Перед отлетом из Тегерана Арутюнян признал, что иранский самолет был сбит "по ошибке", не уточнив, кто совершил ошибку. [13]

По мнению Хьюман Райтс Вотч , «по правилам войны карабахские армяне были бы обязаны выяснить характер самолета перед стрельбой. Если бы они не использовали все доступные средства для идентификации самолета и все равно открыли огонь, это было бы представляют собой серьезное нарушение гуманитарного права». [2]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ The Independent , 29 марта 1994 г. Армяне «сбили» самолет.
  2. ^ Jump up to: а б Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки, Кристофер Панико, Джемера Роне . Азербайджан: Семь лет конфликта в Нагорном Карабахе. Хьюман Райтс Вотч, 1994. ISBN   1-56432-142-8 , ISBN   978-1-56432-142-8 , с. 108
  3. ^ The Independent , 19 марта 1994 г. Грустный новый год.
  4. ^ Jump up to: а б Los Angeles Times , 19 марта 1994 г. 32 человека погибли, когда иранский самолет сбился с пути и разбился в зоне боевых действий в Карабахе. Архивировано 21 октября 2012 г. в Wayback Machine.
  5. ^ ИТАР-ТАСС , 22 марта 1994 г. Останки иранцев, погибших в авиакатастрофе в четверг, отправлены в Иран.
  6. ^ Jump up to: а б Независимая газета , 26 марта 1994 г. «Мы только что сбили азербайджанский военный самолет». Азербайджанская разведка утверждает, что Степанакерт передал по радио такое сообщение Еревану в день катастрофы иранского С-130
  7. ^ ИТАР-ТАСС , 31 марта 1994 г. Иранский самолет С-130 был сбит двумя ракетами.
  8. Associated Press , 28 марта 1994 г. Иран заявляет, что армянские силы сбили самолет, в результате чего погибли 32 человека.
  9. BBC , 30 марта 1994 г. Министерство иностранных дел сообщает, что армянские войска сбили иранский пассажирский самолет.
  10. The Christian Science Monitor , 22 марта 1994. Венди Слоан. « Разбившийся иранский самолет мог быть шпионом ».
  11. ^ ИТАР-ТАСС , 22 марта 1994 г. Иран отрицает, что его разбившийся С-130 занимался шпионажем.
  12. Associated Press , 4 мая 1994. Иран призывает Армению ускорить расследование авиакатастрофы.
  13. ^ ИТАР-ТАСС , 5 мая 1994 года. Иранский самолет сбит над Карабахом «по ошибке».

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 00b79d107430a78a87a045a842c3aecb__1714140960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/00/cb/00b79d107430a78a87a045a842c3aecb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
1994 Iranian Air Force C-130 shootdown - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)