Инцидент в Баня-Луке
Инцидент в Баня-Луке | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть боснийской войны и операции «Запретить полет» | |||||||
![]() Изображение происшествия художником | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() | |||||||
Сила | |||||||
6 J-21 Ястребс 2 J-22 Ораос | 4+ F-16 | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
4 самолета сбиты [1] [а] 1 самолет разбился [3] [4] 3 пилота погибли 1 раненый | Никто |
Инцидент в Баня -Луке , произошедший 28 февраля 1994 года, представлял собой инцидент, в ходе которого шесть ВВС Республики Сербской J-21 Jastreb одноместных легких штурмовиков были атакованы и четыре из них сбиты военными самолетами НАТО из состава ВВС США . Американские истребители F-16 к юго-западу от Баня-Луки, Босния и Герцеговина, успешно атаковали и уничтожили несколько боевых самолетов боснийских сербов, атаковавших боснийский завод, при этом не понеся собственных потерь. Это стало первыми активными боевыми действиями в воздухе или иным образом в истории НАТО. [5]
Бомбардировка Нового Травника
[ редактировать ]В феврале 1994 года 526-я истребительная эскадрилья «Черные рыцари», базирующаяся на авиабазе Рамштайн , Германия , была присоединена к 401-й оперативной группе (временной), действовавшей на авиабазе Авиано, Италия, в рамках операции НАТО «Запретить полет» . 28 февраля два 526-го F-16, «Найт 25» и «Найт 26», пересекали воздушное пространство Хорватии для проведения тренировок по непосредственной авиационной поддержке недалеко от Сараево, Босния, когда они обнаружили шесть неопознанных радиолокационных контактов, направлявшихся на восток в районе No. Зона полета. НАТО, Эти контакты не были сразу видны самолетам системы АВАКС пролетавшим над территорией Венгрии, из-за расстояния и холмистой местности. Через несколько минут система АВАКС смогла установить контакт к югу от Баня-Луки в 6:35. Два других F-16 526-й эскадрильи, Black 03 и Black 04 , были направлены в этот район и перехватили шесть J-21 Jastreb и два J-22. Самолеты «Орао» , бомбившие военный завод «Братство» в Новом Травнике . [6]
В соответствии с ООН и НАТО правилами ведения боевых действий приказ «приземлиться или выйти из бесполетной зоны или начать бой» был отдан дважды, но оба предупреждения были проигнорированы. Хотя были выданы предупреждения, самолет-нарушитель сбросил бомбы на свою цель, которая осталась в огне. В таких обстоятельствах у НАТО есть «единый ключ», а это означает, что требовалось только одно разрешение, поэтому Объединенный центр воздушных операций сразу же смог дать F-16 разрешение на атаку.
Воздушный бой
[ редактировать ]Боснийские сербы Ястребс направились на север, обратно на свою базу. В 6:45 истребители НАТО вступили в бой со своим противником. Капитан Роберт Дж. Райт выстрелил из AIM-120 AMRAAM , сбив первый «Ястреб», летевший на высоте 1500 метров (4900 футов). Оставшиеся «Ястребы» снизились до нескольких сотен метров, пролетев на малой высоте, чтобы использовать гористую местность, чтобы скрыться от радаров и вернуться в Удбину . Райт продолжил наступление, приближаясь в пределах досягаемости AIM-9 Sidewinder . Он атаковал два самолета ракетами Sidewinder с тепловым наведением , сбив их обоих.
После того, как он израсходовал все свои ракеты и у него закончилось топливо, Райт передал преследование своему ведомому, капитану Скотту О'Грэйди , который летел под «верхним прикрытием» над своим командиром звена. О'Грэйди приземлился, чтобы вступить в бой, и выстрелил из AIM-9M ; Ракета зацепилась, и близкий взрыв боеголовки, вызванный неконтактным взрывателем, серьезно повредил хвост намеченного Ястреба. Полет Блэка теперь приближался к «топливу для бинго», точке, в которой у самолета не будет достаточно топлива для возвращения, поэтому они отправились на дозаправку от стратотанкера KC-135, кружившего на орбите над Адриатикой .
В то же время другая пара F-16C, «Рыцарь 25» и «Рыцарь 26» , [7] был направлен в этот район системой АВАКС . В 6:50 «Рыцарь 25» , пилотируемый капитаном Стивом «Йоги» Алленом, сумел сесть за одиноким Ястребом, летевшим на очень малой высоте. Он запустил «Сайдвиндер», сбив еще один J-21 «Ястреб». Полет «Найт 25» резко повернул на юг, где «Найт 26», полковник Джон «Джейс» Мейер, установил радиолокационный захват другого самолета, убегающего на северо-запад. Через минуту преследования радиолокационный контакт был потерян, и звено прервало атаку. Из-за нехватки топлива Найт 25 и 26 вернулись на танкер над Адриатикой. После дозаправки они возобновили боевое воздушное патрулирование над Боснией. Два оставшихся сербских самолета смогли приземлиться, поскольку у них закончилось топливо на авиабазе Удбина в Сербской Краине на территории современной Хорватии . [8]
ВВС США приписали три убийства капитану Роберту Гордону «Уилбуру» Райту. [9] летающий F-16C-40 №89-2137/РС, [10] использование AIM-120 AMRAAM и двух AIM-9 Sidewinders ; и одно убийство капитана Стивена Л. «Йога» Аллена с помощью AIM-9 Sidewinder. [11] летающий F-16C-40 №89-2009/RS [12] того же подразделения.Боснийские сербы признали потерю пяти самолетов в результате инцидента; расхождение, вероятно, связано с тем, что еще один самолет разбился после взрыва ракеты [13] при попытке спастись на бреющем полете. [14]
Это столкновение стало первой акцией сил НАТО в военное время с момента ее создания в 1949 году.
Последствия
[ редактировать ]испанских ВВС Восемь дней спустя, 8 марта, транспортный самолет CASA C-212 советского производства SA-7 был поражен в хвост ракетой ПЗРК к востоку от Риеки , недалеко от оккупированной сербами Краины. во время полета из Загреба в Сплит . Были повреждены хвостовые поверхности управления, отказал левый двигатель, а четыре военных пассажира (из США, Великобритании, Франции и Нидерландов) получили ранения шрапнелью и осколками. [15]
Экипаж посадил самолет в аэропорту Риека , и испанские специалисты смогли устранить повреждения самолета и вернуть его в строй за 48 часов. [16] Инцидент, который по данным НАТО произошел в зоне, находящейся под контролем Хорватии, [17] возможно, это был ответ боснийских сербов на обстрелы 28 февраля. [18] Несмотря на то, что НАТО не назвало виновника, НАТО назвало инцидент «провокацией», а представители хорватского министерства обороны обвинили «сербских террористов» и заявили, что по самолету было выпущено более одной ракеты. [17]
Пилоты боснийских сербов
[ редактировать ]боснийских сербов В инциденте участвовали пилоты :
- Капитан 1-й класс Ранко Вукмирович [14] †
- Капитан Звездан Пешич 1-го класса [14] †
- Капитан 1-й класс Горан Зарич [14] выбросился на малой высоте, †
- Майор. Урош Студен [14] катапультировался недалеко от Яйце , выжил.
- Капитан Златко Микеревич 1-го класса [14] выброшенный, вероятно, недалеко от деревень Бравско и Црквено, в 14 км (9 миль) к западу от Ключа , выжил.
- Капитан Златан Црналич 1-го класса [14] приземлился в аэропорту Удбина на своем J-21 Ястреб-старший. 24275 сильно повреждены; Позже самолет снова поступил в эксплуатацию.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «F-16 ВВС США сбили 4 сербских штурмовика – F-16 News» . f-16.net .
- ^ Информационные бюллетени AFSOUTH. Архивировано 21 августа 2006 г. в Wayback Machine.
- ↑ Сербия официально признала потерю 5 самолетов.
- ^ «Хроника Республики Сербской Краины www.krajinaforce.com» . krajinaforce.com .
- ^ «Первая военная акция НАТО» .
- ^ Такер, Спенсер (2012). Альманах американской военной истории, Том 1 . АВС-КЛИО. п. 2180. ИСБН 978-1-59884-530-3 .
- ^ Позывной самолета
- ^ Оуэн, Роберт С. (1997). Умышленная сила: пример эффективной воздушной кампании . Авиабаза Максвелл, Алабама: Издательство Air University Press. п. 405.
- ^ Прозвище капитана Роберта Г. Райта (иногда также известное как капитан Боб Г. Райт)
- ^ «Детали планера F-16 № 89-2137» . f-16.net .
- ^ Прозвище капитана Стивена Л. Аллена (иногда также известного как капитан Стив Л. Аллен)
- ^ «Детали планера F-16 № 89-2009» . f-16.net .
- ^ «Смотрите фото хвоста самолета Бушева Ф-16 у пракси » . Архивировано из оригинала 14 октября 2011 г. Проверено 21 октября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Список потерь/повреждений самолетов Ex-JRV с 1945 года по настоящее время
- ^ "НАТО считает нападение на испанский военный самолет "провокацией"" . ЭЛЬ ПАИС (на испанском языке). 09.03.1994. Архивировано из оригинала 5 декабря 2016 года . Проверено 5 мая 2017 г.
- ^ "Ejército del aire. Ala 37" . www.ejercitodelaire.mde.es . Архивировано из оригинала 5 января 2010 года . Проверено 19 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Эль-Паис, 9 марта 1994 г.
- ^ Артиллерия ПВО . Артиллерийская школа ПВО армии США. 1996. с. 19.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Филип Хэндлман, Бой в небе: искусство воздушной войны , Zenith Press, 2003. ISBN 978-0-7603-1468-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1994 год в Боснии и Герцеговине.
- Военная история США 20-го века
- История Баня-Луки
- Боевые действия и бои «воздух-воздух»
- Инциденты со сбитием самолетов 20-го века
- Авиационные происшествия и происшествия в 1994 г.
- Авиационные происшествия и инциденты в Боснии и Герцеговине
- Боснийская война
- Боевые происшествия
- Конфликты 1994 года
- История Республики Сербской
- События февраля 1994 года в Европе
- Катастрофы 1994 года в Боснии и Герцеговине