Jump to content

Инцидент в Баня-Луке

Координаты : 44 ° 32'8,54 "с.ш. 16 ° 34'57,42" в.д.  /  44,5357056 ° с.ш. 16,5826167 ° в.д.  / 44,5357056; 16.5826167
Инцидент в Баня-Луке
Часть боснийской войны и операции «Запретить полет»

Изображение происшествия художником
Дата 28 февраля 1994 г.
Расположение 44 ° 32'8,54 "с.ш. 16 ° 34'57,42" в.д.  /  44,5357056 ° с.ш. 16,5826167 ° в.д.  / 44,5357056; 16.5826167
Результат победа НАТО
Воюющие стороны
 Республика Сербская

 НАТО

Сила
6 J-21 Ястребс
2 J-22 Ораос
4+ F-16
Жертвы и потери
4 самолета сбиты [1] [а]
1 самолет разбился [3] [4]
3 пилота погибли
1 раненый
Никто

Инцидент в Баня -Луке , произошедший 28 февраля 1994 года, представлял собой инцидент, в ходе которого шесть ВВС Республики Сербской J-21 Jastreb одноместных легких штурмовиков были атакованы и четыре из них сбиты военными самолетами НАТО из состава ВВС США . Американские истребители F-16 к юго-западу от Баня-Луки, Босния и Герцеговина, успешно атаковали и уничтожили несколько боевых самолетов боснийских сербов, атаковавших боснийский завод, при этом не понеся собственных потерь. Это стало первыми активными боевыми действиями в воздухе или иным образом в истории НАТО. [5]

Бомбардировка Нового Травника

[ редактировать ]

В феврале 1994 года 526-я истребительная эскадрилья «Черные рыцари», базирующаяся на авиабазе Рамштайн , Германия , была присоединена к 401-й оперативной группе (временной), действовавшей на авиабазе Авиано, Италия, в рамках операции НАТО «Запретить полет» . 28 февраля два 526-го F-16, «Найт 25» и «Найт 26», пересекали воздушное пространство Хорватии для проведения тренировок по непосредственной авиационной поддержке недалеко от Сараево, Босния, когда они обнаружили шесть неопознанных радиолокационных контактов, направлявшихся на восток в районе No. Зона полета. НАТО, Эти контакты не были сразу видны самолетам системы АВАКС пролетавшим над территорией Венгрии, из-за расстояния и холмистой местности. Через несколько минут система АВАКС смогла установить контакт к югу от Баня-Луки в 6:35. Два других F-16 526-й эскадрильи, Black 03 и Black 04 , были направлены в этот район и перехватили шесть J-21 Jastreb и два J-22. Самолеты «Орао» , бомбившие военный завод «Братство» в Новом Травнике . [6]

В соответствии с ООН и НАТО правилами ведения боевых действий приказ «приземлиться или выйти из бесполетной зоны или начать бой» был отдан дважды, но оба предупреждения были проигнорированы. Хотя были выданы предупреждения, самолет-нарушитель сбросил бомбы на свою цель, которая осталась в огне. В таких обстоятельствах у НАТО есть «единый ключ», а это означает, что требовалось только одно разрешение, поэтому Объединенный центр воздушных операций сразу же смог дать F-16 разрешение на атаку.

Воздушный бой

[ редактировать ]

Боснийские сербы Ястребс направились на север, обратно на свою базу. В 6:45 истребители НАТО вступили в бой со своим противником. Капитан Роберт Дж. Райт выстрелил из AIM-120 AMRAAM , сбив первый «Ястреб», летевший на высоте 1500 метров (4900 футов). Оставшиеся «Ястребы» снизились до нескольких сотен метров, пролетев на малой высоте, чтобы использовать гористую местность, чтобы скрыться от радаров и вернуться в Удбину . Райт продолжил наступление, приближаясь в пределах досягаемости AIM-9 Sidewinder . Он атаковал два самолета ракетами Sidewinder с тепловым наведением , сбив их обоих.

После того, как он израсходовал все свои ракеты и у него закончилось топливо, Райт передал преследование своему ведомому, капитану Скотту О'Грэйди , который летел под «верхним прикрытием» над своим командиром звена. О'Грэйди приземлился, чтобы вступить в бой, и выстрелил из AIM-9M ; Ракета зацепилась, и близкий взрыв боеголовки, вызванный неконтактным взрывателем, серьезно повредил хвост намеченного Ястреба. Полет Блэка теперь приближался к «топливу для бинго», точке, в которой у самолета не будет достаточно топлива для возвращения, поэтому они отправились на дозаправку от стратотанкера KC-135, кружившего на орбите над Адриатикой .

В то же время другая пара F-16C, «Рыцарь 25» и «Рыцарь 26» , [7] был направлен в этот район системой АВАКС . В 6:50 «Рыцарь 25» , пилотируемый капитаном Стивом «Йоги» Алленом, сумел сесть за одиноким Ястребом, летевшим на очень малой высоте. Он запустил «Сайдвиндер», сбив еще один J-21 «Ястреб». Полет «Найт 25» резко повернул на юг, где «Найт 26», полковник Джон «Джейс» Мейер, установил радиолокационный захват другого самолета, убегающего на северо-запад. Через минуту преследования радиолокационный контакт был потерян, и звено прервало атаку. Из-за нехватки топлива Найт 25 и 26 вернулись на танкер над Адриатикой. После дозаправки они возобновили боевое воздушное патрулирование над Боснией. Два оставшихся сербских самолета смогли приземлиться, поскольку у них закончилось топливо на авиабазе Удбина в Сербской Краине на территории современной Хорватии . [8]

ВВС США приписали три убийства капитану Роберту Гордону «Уилбуру» Райту. [9] летающий F-16C-40 №89-2137/РС, [10] использование AIM-120 AMRAAM и двух AIM-9 Sidewinders ; и одно убийство капитана Стивена Л. «Йога» Аллена с помощью AIM-9 Sidewinder. [11] летающий F-16C-40 №89-2009/RS [12] того же подразделения.Боснийские сербы признали потерю пяти самолетов в результате инцидента; расхождение, вероятно, связано с тем, что еще один самолет разбился после взрыва ракеты [13] при попытке спастись на бреющем полете. [14]

Это столкновение стало первой акцией сил НАТО в военное время с момента ее создания в 1949 году.

Последствия

[ редактировать ]

испанских ВВС Восемь дней спустя, 8 марта, транспортный самолет CASA C-212 советского производства SA-7 был поражен в хвост ракетой ПЗРК к востоку от Риеки , недалеко от оккупированной сербами Краины. во время полета из Загреба в Сплит . Были повреждены хвостовые поверхности управления, отказал левый двигатель, а четыре военных пассажира (из США, Великобритании, Франции и Нидерландов) получили ранения шрапнелью и осколками. [15]

Экипаж посадил самолет в аэропорту Риека , и испанские специалисты смогли устранить повреждения самолета и вернуть его в строй за 48 часов. [16] Инцидент, который по данным НАТО произошел в зоне, находящейся под контролем Хорватии, [17] возможно, это был ответ боснийских сербов на обстрелы 28 февраля. [18] Несмотря на то, что НАТО не назвало виновника, НАТО назвало инцидент «провокацией», а представители хорватского министерства обороны обвинили «сербских террористов» и заявили, что по самолету было выпущено более одной ракеты. [17]

Пилоты боснийских сербов

[ редактировать ]

боснийских сербов В инциденте участвовали пилоты :

  • Капитан 1-й класс Ранко Вукмирович [14]  
  • Капитан Звездан Пешич 1-го класса [14]  
  • Капитан 1-й класс Горан Зарич [14] выбросился на малой высоте,
  • Майор. Урош Студен [14] катапультировался недалеко от Яйце , выжил.
  • Капитан Златко Микеревич 1-го класса [14] выброшенный, вероятно, недалеко от деревень Бравско и Црквено, в 14 км (9 миль) к западу от Ключа , выжил.
  • Капитан Златан Црналич 1-го класса [14] приземлился в аэропорту Удбина на своем J-21 Ястреб-старший. 24275 сильно повреждены; Позже самолет снова поступил в эксплуатацию.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Всего 4 [2] признан AFSOUTH , НАТО и ВВС США .
  1. ^ «F-16 ВВС США сбили 4 сербских штурмовика – F-16 News» . f-16.net .
  2. ^ Информационные бюллетени AFSOUTH. Архивировано 21 августа 2006 г. в Wayback Machine.
  3. Сербия официально признала потерю 5 самолетов.
  4. ^ «Хроника Республики Сербской Краины www.krajinaforce.com» . krajinaforce.com .
  5. ^ «Первая военная акция НАТО» .
  6. ^ Такер, Спенсер (2012). Альманах американской военной истории, Том 1 . АВС-КЛИО. п. 2180. ИСБН  978-1-59884-530-3 .
  7. ^ Позывной самолета
  8. ^ Оуэн, Роберт С. (1997). Умышленная сила: пример эффективной воздушной кампании . Авиабаза Максвелл, Алабама: Издательство Air University Press. п. 405.
  9. ^ Прозвище капитана Роберта Г. Райта (иногда также известное как капитан Боб Г. Райт)
  10. ^ «Детали планера F-16 № 89-2137» . f-16.net .
  11. ^ Прозвище капитана Стивена Л. Аллена (иногда также известного как капитан Стив Л. Аллен)
  12. ^ «Детали планера F-16 № 89-2009» . f-16.net .
  13. ^ «Смотрите фото хвоста самолета Бушева Ф-16 у пракси » . Архивировано из оригинала 14 октября 2011 г. Проверено 21 октября 2011 г.
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж г Список потерь/повреждений самолетов Ex-JRV с 1945 года по настоящее время
  15. ^ "НАТО считает нападение на испанский военный самолет "провокацией"" . ЭЛЬ ПАИС (на испанском языке). 09.03.1994. Архивировано из оригинала 5 декабря 2016 года . Проверено 5 мая 2017 г.
  16. ^ "Ejército del aire. Ala 37" . www.ejercitodelaire.mde.es . Архивировано из оригинала 5 января 2010 года . Проверено 19 апреля 2022 г.
  17. ^ Jump up to: а б Эль-Паис, 9 марта 1994 г.
  18. ^ Артиллерия ПВО . Артиллерийская школа ПВО армии США. 1996. с. 19.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Филип Хэндлман, Бой в небе: искусство воздушной войны , Zenith Press, 2003. ISBN   978-0-7603-1468-5 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 65c756a502488edbee859169172ef03a__1722127140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/65/3a/65c756a502488edbee859169172ef03a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Banja Luka incident - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)