ВВС Республики Сербской
ВВС и ПВО Армии Республики Сербской | |
---|---|
ВВС и ПВО Армии Республики Сербской | |
Активный | 1992–2006 |
Страна | Босния и Герцеговина (после 1995 г.) |
Верность | Республика Сербская |
Тип | ВВС |
Роль | Воздушная война |
Размер | 4000 человек персонала 42 самолета в 1994 г., 26 в 2006 г. |
Часть | Армия Республики Сербской |
Гарнизон/штаб | Баня-Лука |
Псевдоним(а) | «ВВС Республики Сербской» |
Юбилеи | 27 мая |
Помолвки | Боснийская война |
Знаки отличия | |
Раундель | |
Раундель (версия №2) | |
Раундель (версия №3) | |
Самолет летал | |
Атака | J-22 , G-4 , J-21 , SA.342 ГАМА |
Разведка | IJ-21 , SA.341 ГЕРА |
Тренер | Утва 75 , Г-4 , Нью-Джерси-21 |
Транспорт | Ми-8 |
ВВС Республики Сербской ( сербский : Военно-воздушные силы и противовоздушная оборона Ratno vazhovestvo i protivdudušna odbrana Vojska Republika Srpska , букв. « армии Республики Сербской » ) были военно-воздушными силами Республики Сербской и использовались в основном во время боснийской войны . В 2005 году он был интегрирован в состав Вооружённых сил Боснии и Герцеговины . СФОР ( Силы стабилизации НАТО ) по-прежнему играют большую роль в Боснии и Герцеговине , которая состоит из Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской . Под руководством одного президента министерства обороны обоих образований объединились в одно министерство обороны с одним начальником объединенного штаба, командующим обоими ВВС. В 2004 году вновь произошла реструктуризация вооруженных сил, в результате которой численность личного состава ВВС сократилась до 4000 человек. Помимо командования, 1-й полк ПВО состоит из взвода, радиолокационного дивизиона, артиллерийского ракетного дивизиона ПВО, батальона материально-технического снабжения ВВС и авиационных средств, истребительно-бомбардировочной эскадрильи и смешанной вертолетной эскадрильи. В 2006 году ВВС Республики Сербской были расформированы.
История
[ редактировать ]Создание
[ редактировать ]После провозглашения независимости Словенией , Хорватией и Республикой Македонией руководство Боснии и Герцеговины также провозгласило независимость в конце 1991 года после референдума, бойкотированного большинством боснийских сербов . Чувствуя себя сербами из-за своей истории, религии и традиций, боснийские сербы отвергли декларацию и учредили альтернативную ассамблею, проведя в ноябре 1991 года референдум о том, чтобы остаться в составе югославской федерации. После провозглашения независимости Боснии и Герцеговины боснийские сербы начали формировать автономные анклавы, и, наконец, 9 января 1992 года в составе Боснии и Герцеговины было провозглашено независимое государство Республика Сербская. Были созданы Военно-воздушные силы и противовоздушная оборона (Ratno Vazduhoplovstvo i Protivvazdusna Odbrana Vojske Republike Srpske - RV i PVO VRS), которые взяли на себя операции югославских ВВС и ПВО (Jugoslovensko Ratno Vazduhoplovstvo i Protiv Vazdusna Odbrana или JRV i PVO). Казармы в Залужанах стали домом для командования и подчиненных частей вновь созданных ВВС и ПВО ВВС. Армия Республики Сербской . Официальная церемония, посвященная созданию ВВС и Сил ПВО боснийских сербов, состоялась на авиабазе Залузани 27 мая 1992 года.
Большинство самолетов первоначально входили в состав 82-й авиационной бригады , в которую входили 237-я эскадрилья истребителей-бомбардировщиков с J-21 «Ястреб », 238-я дивизия (названная «Врбасские рыси», летавшая на J-22 Orao ) и 351-я дивизия. iae (Разведывательная эскадрилья с IJ-21, J-22 и IJ-22), которые располагались на авиабазе Церкле-об-Крки в Словении.
В ночь с 27 на 28 июня 1991 года после нападения словенских войск 67 самолетов были переброшены из Церкле на авиабазу Задар-Земуник в Хорватии. Среди прочего, Югославская народная армия полностью вывела из Словении 474-ю авиабазу (авиабазу) — подразделение, отвечавшее за авиабазу Церкле-об-Крки . При выводе все подвижные объекты, включая системы освещения взлетно-посадочной полосы и системы ILS, были демонтированы и вывезены. 12 августа 1991 года 474-я авиабаза была воссоздана в Баня-Луке и стала отвечать за аэродромы Маховляни и Залузани .
Наконец, 11 августа 1991 года большая часть самолетов 82-й авиационной бригады была вновь передислоцирована, но на этот раз в конечный пункт назначения — аэродром Маховляни недалеко от Баня-Луки . В Маховляни 474-я авиабаза была переименована в 74-ю авиабазу, а бывшие 237-я истребительно-бомбардировочная авиационная эскадрилья и 238-я истребительно-бомбардировочная авиационная эскадрилья ВВС Югославии были преобразованы в 27-ю истребительно-бомбардировочную авиационную эскадрилью ВВС Республики Сербской. и 28-я истребительно-бомбардировочная авиационная эскадрилья соответственно, каждая из которых подчиняется непосредственно командованию ВВС и ПВО.
Вертолетный парк входил в состав 111-й авиационной бригады в Загреб-Плесо (Хорватия) в составе четырех эскадрилий: 679-й транспортной авиационной эскадрильи, оснащенной транспортными самолетами Ан-2 и Ан-26, 711-й противотанковой вертолетной эскадрильи, оснащенной Газелями. Противотанковые вертолеты ГАМА, 713-я противотанковая вертолетная эскадрилья, оснащенная противотанковыми вертолетами «Газель ГАМА», и 780-я транспортная вертолетная эскадрилья, оснащенная транспортными вертолетами Ми-8Т . В качестве базы для создания использовались элементы всех трех вертолетных эскадрилий, а также вертолеты связи «Газель-ГЕРА», унаследованные от вертолетного звена бывшей 896-й вертолетной эскадрильи разведки и связи под командованием штаба 2-го Сараевского военного округа бывшей Югославской народной армии. ВВС Республики Сербской 111-й вертолетный полк , базировавшийся на базе бывших танковых казарм Залузани, состоял из двух эскадрилий: 711-й эскадрильи противотанковых вертолетов, оснащенной вертолетами «Газель-ГАМА» и «Газель-ГЕРА», и 780-й эскадрильи транспортных вертолетов, оснащенной Ми- Транспортные вертолеты 8Т.
Дополнительное усиление ВВС Республики Сербской было обеспечено за счет создания 92-й эскадрильи легких многоцелевых самолетов, которая фактически представляла собой смешанную коллекцию легких самолетов, конфискованных в спортивных аэроклубах по всей Боснии. Подтверждено, что 92-я эскадрилья легких многоцелевых самолетов была оснащена самолетами Ан-2, UTVA-66, UTVA-75, Zlin 526F, PZL-104 Wilga 80, Piper PA-18-150 Super Cub и Cessna 172, которые были Залузани, Приедор разделен на три звена, базирующихся на аэродромах и Братунац.
Подразделениями ПВО, вошедшими в состав ВВС и ПВО Республики Сербской, стала 155-я ракетная бригада ПВО, которая в 1991 году была передислоцирована из района Загреба и Церкле в Баня-Луку и оснащена ракетами С-75М «Волхов» и СА-75Мк «Двина». , 84-й легкий ракетно-артиллерийский полк ПВО, 172-й самоходно-ракетный полк ПВО, оснащенный 2К12 Куб ЗРК , и 51-й авиационный разведывательный дивизион.
26 июля 1992 года, всего через два месяца после создания первоначальной структуры ВВС боснийских сербов, летные части были вновь реорганизованы. 111- й вертолетный полк был расформирован, и было сформировано новое подразделение, получившее название 92-я смешанная авиационная бригада, для управления как самолетными, так и вертолетными эскадрильями. Позже, в том же году, 711-я эскадрилья противотанковых вертолетов и 780-я эскадрилья транспортных вертолетов были объединены в новое подразделение, получившее название 89-я смешанная вертолетная эскадрилья.
Во время войны в Боснии и Герцеговине ВВС боснийских сербов совершили 17 316 самолето-пролетов всех видов, большая часть из которых была боевыми вылетами под носом операции НАТО «Запретить полет». Однако важно отметить, что 18 процентов всех вылетов, совершенных в период с 27 мая 1992 г. по декабрь 1995 г., были рейсами медицинской эвакуации, всего 3179 вылетов. За годы войны ВВС Республики Сербской потеряли 18 самолетов: пять J-22 «Орао», шесть J-21 «Ястреб», пять «Газелей» и два Ми-8 в результате огня противника или аварий .
После войны
[ редактировать ]В марте 1996 года вся армия Республики Сербской была реорганизована, а авиация боснийских сербов была переименована в Авиацию и ПВО Армии Республики Сербской (Vazduhoplovstvo i Protivvazdusna Odbrana Vojske Republike Srpske или Vi PVO VRS). Кроме того, все подразделения ВВС боснийских сербов были еще раз реорганизованы и перенумерованы: 74-я авиабаза была переименована в 874-ю авиабазу, 92-я смешанная авиационная бригада стала 892-й смешанной авиационной бригадой, а 89-я смешанная вертолетная эскадрилья стала называться просто 2-я смешанная вертолетная эскадрилья. 27-я и 28-я истребительно-бомбардировочная авиационная эскадрилья были объединены в новое подразделение, получившее название 1-я истребительно-бомбардировочная авиационная эскадрилья. 92-я эскадрилья легких многоцелевых самолетов была расформирована, а ее самолеты возвращены их владельцам: спортивным аэроклубам в Баня-Луке , Братунаце и Приедоре . Однако В и ПВО ВРС сохранило два самолета УТВА-75, чтобы обеспечить регулярные тренировочные полеты своих пилотов ВВС.
Согласно Флорентийскому соглашению о субрегиональном контроле над вооружениями (статья IV), подписанному в июне 1996 года, Республике Сербской было разрешено иметь 21 боевой самолет и семь ударных вертолетов. В целях выполнения Флорентийского соглашения ВВС Республики Сербской разоружили и вывели из эксплуатации четыре J-21 Jastreb штурмовика , а также шесть вертолетов Aérospatiale Gazelle .
В связи с реорганизацией обеих вооруженных сил в Боснии и Герцеговине с 1 июня 2004 года ВВС Республики Сербской официально называются 1-м полком ВВС и ПВО Армии Республики Сербской ( сербско-хорватский : 1. Puk Vazduhoplovstva i Protiv Vazdušna). Оборона Армии Республики Сербской / 1-й полк авиации и ПВО Армии Республики Сербской ). Весь род был преобразован в полк, состоящий из двух эскадрилий (истребительно-бомбардировочной и смешанной вертолетной), а также ракетно-артиллерийского батальона ПВО, воздушной разведки и тылового обеспечения.
Расформировать
[ редактировать ]Поскольку и Армия Республики Сербской , и Армия Федерации Боснии и Герцеговины были расформированы и объединены в Вооруженные силы Боснии и Герцеговины (ОСБиГ), Ви ПВО ВРС прекратила свое существование. Личный состав и часть оборудования продолжили службу в новом ОСБиГ. Реактивные самолеты поставлены на хранение из-за отсутствия запасных частей и дороговизны их эксплуатации. Из-за этого некоторые пилоты реактивных самолетов переучились на пилотов вертолетов, но оставили службу. Смешанная вертолетная эскадрилья преобразована в вертолетный батальон, в состав которого входят шесть отремонтированных многоцелевых вертолетов "Газель" , а два Ми-8Т вскоре вернутся с капитального ремонта. Радарный дивизион стал батальоном воздушной разведки, батальон материально-технического обеспечения ВВС стал батальоном авиационной поддержки, и оба подразделения остались в Баня -Луке , а артиллерийский ракетный дивизион ПВО стал батальоном ПВО, перебазированным в Сараево . Перед расформированием Ви ПВО ВРС семь вертолетов «Газель» были переданы ВВС в дар ВВС. Министерство внутренних дел и Департамент гражданской авиации. На продажу будут выставлены 17 самолетов, и в настоящее время ВВС Сербии заинтересованы только в покупке семи J-22 Orao штурмовиков G-4 Super Galeb и одного учебно-тренировочного и легкого штурмовика .