Jump to content

Уильям Х. Дана

Уильям Х. Дана
Рожденный
Уильям Харви Дана

( 1930-11-03 ) 3 ноября 1930 г.
Умер 6 мая 2014 г. (06 мая 2014 г.) (83 года)
Другие имена
  • Билл Дана
Альма-матер USMA , бакалавр наук, 1952 г.
ОСК , MS 1958 г.
Занятие Летчик-испытатель
Космическая карьера
ВВС США / НАСА Астронавт
Выбор 1960 Дайна-Сор, группа 1
Миссии Х-15, рейс 174 , Х-15, рейс 197

Уильям Харви Дана (3 ноября 1930 — 6 мая 2014) — американский авиационный инженер , ВВС США пилот , НАСА летчик-испытатель и астронавт . Он был одним из двенадцати пилотов, летавших на североамериканском X-15 , экспериментальном космическом самолете, совместно эксплуатируемом ВВС и НАСА. Он также был выбран для участия в программе X-20 Dyna-Soar .

В двух отдельных полетах Дана подняла Х-15 на высоту более 50 миль, тем самым получив квалификацию астронавта в соответствии с принятым Соединенными Штатами определением границы космического пространства, ; однако ни один из полетов не превысил линию Кармана , международно признанную границу в 100 километров (62 мили).

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Дана родился в Пасадене, штат Калифорния , 3 ноября 1930 года. Он получил степень бакалавра наук в Военной академии США в 1952 году и четыре года прослужил пилотом в ВВС США . Он присоединился к НАСА 1 октября 1958 года после получения степени магистра наук в области авиационной техники в Университете Южной Калифорнии .

Дана женился на своей жене Джуди в 1962 году, и у них родилось четверо детей.

Карьера летчика-испытателя и космонавта

[ редактировать ]
Пилоты X-15 (Дана: крайний справа)

ВВС США С 1960 по 1962 год он был пилотом-космонавтом в программе X-20 Dyna-Soar . Эта программа была отменена до полета корабля, но позже Дана протестировала несколько других проектов космических аппаратов с несущим корпусом. Он совершил один из первых полетов на фанерном М2-Ф1, летал на ХЛ-10, М2-Ф3 и Х-24В. На HL-10 он совершил самый высокий в истории полет в подъемном корпусе - на высоту 90 303 фута. Он также совершил последний полет несущего кузова с двигателем на X-24B (1975).

Дана начинала как инженер в североамериканской программе X-15. Он стал пилотом-преследователем и, наконец, стал пилотом проекта гиперзвукового исследовательского самолета. Он управлял ракетным транспортным средством 16 раз, достигнув максимальной скорости 3897 миль в час. Его максимальная высота в 307 000 футов (почти 59 миль) технически давала ему право на получение значка космонавта , хотя официально он не был признан астронавтом до 2005 года. Он был пилотом последнего (199-го) полета 10-летней программы.

В конце 1960-х и в 1970-х годах Дана был пилотом проекта пилотируемого несущего тела , который управлял несколькими версиями бескрылых аппаратов и получал данные, которые помогли в разработке космического корабля «Шаттл» . Он выполнил один полет NASA M2-F1 , девять полетов Northrop HL-10 , девятнадцать полетов Northrop M2-F3 и два полета Martin Marietta X-24B , в общей сложности 31 полет по подъему кузова .

Карьера в НАСА

[ редактировать ]
Билл Дана на мгновение наблюдает за полетом НАСА NB-52B после исследовательского полета на корабле Northrop HL-10 . Слева можно увидеть Джона Ривза в кабине подъемного кузова (1969 год).

НАСА летных исследований Драйден Дана был главным инженером в Центре базе ВВС Эдвардс на в Калифорнии с 1993 по 1998 год, когда он вышел на пенсию после почти 40 лет выдающейся службы в НАСА. [ 1 ] В прошлом пилот аэрокосмических исследований, Дана летал на исследовательском самолете с изменяемой устойчивостью F-100 и самолете Advanced Fighter Technology Integration/F-16 , а также на многих других.

До назначения на должность главного инженера он был помощником начальника отдела эксплуатации полетов, и эту должность он занял после службы с 1986 года в должности главного пилота. Он также был пилотом исследовательской программы F-15 HIDEC (Высокоинтегрированное цифровое электронное управление) и пилотом совместного проекта исследовательской программы F-18 Hornet с большим углом атаки.

В качестве пилота-исследователя Дана участвовала в некоторых из наиболее важных авиационных программ, проводившихся в Драйдене. За свою службу в качестве пилота-исследователя он получил медаль НАСА за выдающиеся заслуги в 1997 году. В 2000 году он был награжден премией Милтона О. Томпсона за заслуги перед жизнью от Центра летных исследований Драйдена.

Дана умерла в возрасте 83 лет в Фениксе, штат Аризона, 6 мая 2014 года от болезни Паркинсона . [ 2 ] [ 3 ]

За вклад в программу подъема тела Дана получил медаль НАСА за выдающиеся заслуги . В 1976 году он получил премию Хейли в области космических полетов от Американского института аэронавтики и астронавтики (AIAA) за исследовательскую работу по системам управления подъемным телом M2-F3.

Член Общества летчиков-экспериментаторов-испытателей , Дана является автором нескольких технических статей. В 1993 году он был включен в Аллею почета аэрокосмической отрасли .

Крылья астронавта

[ редактировать ]

В ходе программы X-15 восемь пилотов пролетели на высоту более 264 000 футов или 50 миль, получив тем самым квалификацию астронавтов в соответствии с определением космической границы, принятым Соединенными Штатами. Из этих пилотов пятеро были действующими военнослужащими ВВС, которым были вручены крылья военных космонавтов одновременно с их достижениями . Однако трое других, включая Дану, в то время были сотрудниками НАСА и не получили в то время сопоставимых наград. В 2004 году Федеральное управление гражданской авиации вручило свои первые в истории крылья коммерческого астронавта Майку Мелвиллу и Брайану Бинни , пилотам коммерческого корабля SpaceShipOne , еще одного космического самолета с профилем полета, сравнимым с профилем полета X-15. После этого в 2005 году НАСА задним числом вручило крылья гражданского космонавта Дане (тогда еще жившей), а также Маккею и Уокеру (посмертно). [ 4 ] [ 5 ]

  1. После выхода на пенсию Дана продолжил работать с НАСА в качестве подрядчика и историка. Некролог , Неделя авиации и космических технологий , 12 мая 2014 г., стр. 13
  2. ^ Хенниган, WJ (7 мая 2014 г.). «Легендарный летчик-испытатель НАСА Билл Дана умер в возрасте 83 лет» . Лос-Анджелес Таймс .
  3. ^ «Пионер аэрокосмической промышленности Уильям Х. Дана умирает» (пресс-релиз). НАСА Центр летных исследований Армстронга (размещено на сайте spaceref.com). 6 мая 2014 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  4. ^ Джонсен, Фредерик А. (23 августа 2005 г.). «Пионеры X-15 удостоены звания космонавтов» . НАСА . Архивировано из оригинала 21 сентября 2022 года . Проверено 13 февраля 2019 г.
  5. ^ Перлман, Роберт З. (23 августа 2005 г.). «Бывшие пилоты НАСА X-15 награждены крыльями астронавта» . space.com .

Библиография

[ редактировать ]
  • Томпсон, Милтон О. (1992). На краю космоса: программа полета X-15 , издательство Smithsonian Institution Press, Вашингтон и Лондон. ISBN   1-56098-107-5
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 980d7c3b3acd95c0d69b6d686b895de7__1722594180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/98/e7/980d7c3b3acd95c0d69b6d686b895de7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
William H. Dana - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)