Уильям Х. Дана
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Май 2020 г. ) |
Уильям Х. Дана | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Уильям Харви Дана 3 ноября 1930 г. Пасадена, Калифорния , США |
Умер | 6 мая 2014 г. Финикс, Аризона , США | (83 года)
Другие имена |
|
Альма-матер | USMA , бакалавр наук, 1952 г. ОСК , MS 1958 г. |
Занятие | Летчик-испытатель |
Космическая карьера | |
ВВС США / НАСА Астронавт | |
Выбор | 1960 Дайна-Сор, группа 1 |
Миссии | Х-15, рейс 174 , Х-15, рейс 197 |
Уильям Харви Дана (3 ноября 1930 — 6 мая 2014) — американский авиационный инженер , ВВС США пилот , НАСА летчик-испытатель и астронавт . Он был одним из двенадцати пилотов, летавших на североамериканском X-15 , экспериментальном космическом самолете, совместно эксплуатируемом ВВС и НАСА. Он также был выбран для участия в программе X-20 Dyna-Soar .
В двух отдельных полетах Дана подняла Х-15 на высоту более 50 миль, тем самым получив квалификацию астронавта в соответствии с принятым Соединенными Штатами определением границы космического пространства, ; однако ни один из полетов не превысил линию Кармана , международно признанную границу в 100 километров (62 мили).
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Дана родился в Пасадене, штат Калифорния , 3 ноября 1930 года. Он получил степень бакалавра наук в Военной академии США в 1952 году и четыре года прослужил пилотом в ВВС США . Он присоединился к НАСА 1 октября 1958 года после получения степени магистра наук в области авиационной техники в Университете Южной Калифорнии .
Дана женился на своей жене Джуди в 1962 году, и у них родилось четверо детей.
Карьера летчика-испытателя и космонавта
[ редактировать ]
ВВС США С 1960 по 1962 год он был пилотом-космонавтом в программе X-20 Dyna-Soar . Эта программа была отменена до полета корабля, но позже Дана протестировала несколько других проектов космических аппаратов с несущим корпусом. Он совершил один из первых полетов на фанерном М2-Ф1, летал на ХЛ-10, М2-Ф3 и Х-24В. На HL-10 он совершил самый высокий в истории полет в подъемном корпусе - на высоту 90 303 фута. Он также совершил последний полет несущего кузова с двигателем на X-24B (1975).
Дана начинала как инженер в североамериканской программе X-15. Он стал пилотом-преследователем и, наконец, стал пилотом проекта гиперзвукового исследовательского самолета. Он управлял ракетным транспортным средством 16 раз, достигнув максимальной скорости 3897 миль в час. Его максимальная высота в 307 000 футов (почти 59 миль) технически давала ему право на получение значка космонавта , хотя официально он не был признан астронавтом до 2005 года. Он был пилотом последнего (199-го) полета 10-летней программы.
В конце 1960-х и в 1970-х годах Дана был пилотом проекта пилотируемого несущего тела , который управлял несколькими версиями бескрылых аппаратов и получал данные, которые помогли в разработке космического корабля «Шаттл» . Он выполнил один полет NASA M2-F1 , девять полетов Northrop HL-10 , девятнадцать полетов Northrop M2-F3 и два полета Martin Marietta X-24B , в общей сложности 31 полет по подъему кузова .
Карьера в НАСА
[ редактировать ]
НАСА летных исследований Драйден Дана был главным инженером в Центре базе ВВС Эдвардс на в Калифорнии с 1993 по 1998 год, когда он вышел на пенсию после почти 40 лет выдающейся службы в НАСА. [ 1 ] В прошлом пилот аэрокосмических исследований, Дана летал на исследовательском самолете с изменяемой устойчивостью F-100 и самолете Advanced Fighter Technology Integration/F-16 , а также на многих других.
До назначения на должность главного инженера он был помощником начальника отдела эксплуатации полетов, и эту должность он занял после службы с 1986 года в должности главного пилота. Он также был пилотом исследовательской программы F-15 HIDEC (Высокоинтегрированное цифровое электронное управление) и пилотом совместного проекта исследовательской программы F-18 Hornet с большим углом атаки.
В качестве пилота-исследователя Дана участвовала в некоторых из наиболее важных авиационных программ, проводившихся в Драйдене. За свою службу в качестве пилота-исследователя он получил медаль НАСА за выдающиеся заслуги в 1997 году. В 2000 году он был награжден премией Милтона О. Томпсона за заслуги перед жизнью от Центра летных исследований Драйдена.
Смерть
[ редактировать ]Дана умерла в возрасте 83 лет в Фениксе, штат Аризона, 6 мая 2014 года от болезни Паркинсона . [ 2 ] [ 3 ]
Почести
[ редактировать ]За вклад в программу подъема тела Дана получил медаль НАСА за выдающиеся заслуги . В 1976 году он получил премию Хейли в области космических полетов от Американского института аэронавтики и астронавтики (AIAA) за исследовательскую работу по системам управления подъемным телом M2-F3.
Член Общества летчиков-экспериментаторов-испытателей , Дана является автором нескольких технических статей. В 1993 году он был включен в Аллею почета аэрокосмической отрасли .
Крылья астронавта
[ редактировать ]В ходе программы X-15 восемь пилотов пролетели на высоту более 264 000 футов или 50 миль, получив тем самым квалификацию астронавтов в соответствии с определением космической границы, принятым Соединенными Штатами. Из этих пилотов пятеро были действующими военнослужащими ВВС, которым были вручены крылья военных космонавтов одновременно с их достижениями . Однако трое других, включая Дану, в то время были сотрудниками НАСА и не получили в то время сопоставимых наград. В 2004 году Федеральное управление гражданской авиации вручило свои первые в истории крылья коммерческого астронавта Майку Мелвиллу и Брайану Бинни , пилотам коммерческого корабля SpaceShipOne , еще одного космического самолета с профилем полета, сравнимым с профилем полета X-15. После этого в 2005 году НАСА задним числом вручило крылья гражданского космонавта Дане (тогда еще жившей), а также Маккею и Уокеру (посмертно). [ 4 ] [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ После выхода на пенсию Дана продолжил работать с НАСА в качестве подрядчика и историка. Некролог , Неделя авиации и космических технологий , 12 мая 2014 г., стр. 13
- ^ Хенниган, WJ (7 мая 2014 г.). «Легендарный летчик-испытатель НАСА Билл Дана умер в возрасте 83 лет» . Лос-Анджелес Таймс .
- ^ «Пионер аэрокосмической промышленности Уильям Х. Дана умирает» (пресс-релиз). НАСА Центр летных исследований Армстронга (размещено на сайте spaceref.com). 6 мая 2014 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Джонсен, Фредерик А. (23 августа 2005 г.). «Пионеры X-15 удостоены звания космонавтов» . НАСА . Архивировано из оригинала 21 сентября 2022 года . Проверено 13 февраля 2019 г.
- ^ Перлман, Роберт З. (23 августа 2005 г.). «Бывшие пилоты НАСА X-15 награждены крыльями астронавта» . space.com .
Библиография
[ редактировать ]- Томпсон, Милтон О. (1992). На краю космоса: программа полета X-15 , издательство Smithsonian Institution Press, Вашингтон и Лондон. ISBN 1-56098-107-5
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Биографии НАСА Драйдена, бывшие пилоты: Уильям Х. Дана из НАСА Центра летных исследований Армстронга ( архивировано 20 сентября 2015 г., в Wayback Machine )
- Уильям Харви «Билл» Дана на Astronautix.com
- Уильям Харви «Билл» Дана на Spacefacts.de
- 1930 рождений
- смертей в 2014 г.
- Американские аэрокосмические инженеры
- Американские летчики-испытатели
- Авиаторы из Калифорнии
- Смертность от болезни Паркинсона в США
- Инженеры из Калифорнии
- люди НАСА
- Гражданские астронавты НАСА
- Люди из Пасадены, Калифорния
- Смертность от неврологических заболеваний в Аризоне
- Обладатели медали НАСА «За выдающиеся заслуги»
- Обладатели медали НАСА за выдающиеся заслуги
- Офицеры ВВС США
- Выпускники Военной академии США
- Выпускники инженерной школы USC Витерби
- Программа Х-15
- Люди, совершившие суборбитальный космический полет
- Военные из Калифорнии