Cessna Citation III
Цитата III/VI/VII | |
---|---|
![]() | |
Цитирование III | |
Роль | Бизнес-джет |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Цессна |
Первый полет | 30 мая 1979 г. (III) |
Введение | 1983 (III) |
Произведено | 1983-2000 |
Количество построенных | 360:202 III , 39 VI , [ 1 ] 119 VII [ 2 ] |
Развитый в | Цитирование X |
Cessna Citation III — американский бизнес-джет, производимый компанией Cessna и входящий в семейство Citation . анонсированная на съезде NBAA Модель 650, в октябре 1976 года, совершила свой первый полет 30 мая 1979 года, получила сертификат типа 30 апреля 1982 года и поставлялась в период с 1983 по 1992 год. Более дешевый Citation VI производился с 1991 по 1995 год, а более мощный Citation VII предлагался с 1992 по 2000 год; Было поставлено 360 всех вариантов, а предложенный трансконтинентальный вариант Citation IV был отменен, не дойдя до стадии прототипа. Полностью новый дизайн Citation III имел площадь 312 кв. футов (29 м²). 2 ) стреловидное крыло для взлетной массы 22 000 фунтов (10 т) и дальности полета 2350 миль (4350 км), Т-образное хвостовое оперение 3650–4080 фунтов силы (16,2–18,1 кН) и два ТРДД TFE731 . Его поперечное сечение фюзеляжа и кабина сохранились в более поздних Citation X , Citation Excel и Citation Sovereign .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]

В 1974 году Cessna изучила дальнемагистральную модель 700 своего оригинального Citation I с тремя двигателями JT15D под названием Citation III, с полной массой 17 500 фунтов, пустым весом 8 000 фунтов и запасом топлива в 7 500 фунтов, оставляя 2 000 фунтов для пассажиров, и ориентируясь на поставки 1978 года. [ 3 ] Это дало бы ему трансконтинентальный ареал. [ 4 ]
Cessna анонсировала Citation III от 10 до 15 пассажиров и стоимость 2,5 миллиона долларов на съезде NBAA осенью 1976 года. [ 5 ] Представленная тогда модель, запланированная к выпуску в 1980 году, имела крестообразное хвостовое оперение и кабину, аналогичную предыдущим Citations. Он будет оснащен двумя двигателями TFE731 и сверхкритическим 35° крылом со стреловидностью . Его максимальный круизный ход составлял 470 узлов, дальнемагистральная версия имела полную массу 19 300 фунтов и могла преодолевать расстояние 3 000 морских миль. Запуск программы должен был стоить до 50 миллионов долларов. [ 6 ]
К 1978 году у него была новая кабина и Т-образное оперение , площадь крыла составляла 312 футов² (29 м²). 2 ) и удлинением 8,94, а версия ER имела максимальную взлетную массу 18 300 фунтов (8,30 1 кг) и пустую массу 9 400 фунтов (4264 кг). [ 7 ] Сборка первого серийного самолета началась в январе 1979 года, а первый прототип совершил свой первый полет в мае. [ 8 ] Однако программа потерпела неудачу, когда Федеральное управление гражданской авиации (ФАУ) приняло новые правила сертификации типа, возникшие после крушения рейса 191 American Airlines в мае 1979 года , в котором отделение двигателя при взлете вызвало каскадные отказы управления полетом и системы предупреждения. Новые правила требовали от производителей самолетов минимизировать отказы других систем самолета, которые могли возникнуть в результате отказа или отделения реактивного двигателя, а ФАУ потребовало, чтобы Citation III был модифицирован для соответствия требованиям, потребовав от Cessna внесения значительных изменений в топливную систему. увеличить разделение между гидравлическими линиями и линиями управления полетом, а также увеличить резервирование системы. Эти изменения, в свою очередь, потребовали уменьшения емкости топливного бака в хвостовой части фюзеляжа на 900 фунтов (410 кг) - 11% от общей предполагаемой топливной загрузки самолета - что сделало невозможным достижение реактивным самолетом целевой дальности. [ 9 ]
Второй прототип совершил первый полет в апреле 1980 года. К июлю сертификация была отложена на шесть месяцев, а первые поставки были запланированы на 11 месяцев позже первоначально запланированного срока. 40 миллионов долларов было потрачено на исследования и разработки и 25 миллионов долларов на сертификацию, при этом общая сумма затрат на первую поставку, включая инструменты, составила 150 миллионов долларов. [ 10 ] К октябрю два прототипа налетали 400 часов в 372 полетах, сертификация FAR-25 ожидалась в апреле 1982 года, а первые поставки - в октябре. [ 11 ] Задержки в сертификации и потеря дальности полета, вызванные изменениями в конструкции, а также экономические факторы, возникшие в результате рецессии начала 1980-х годов , привели к ряду досрочных аннулирований заказов. [ 12 ] Несмотря на это, первоначальная производительность в конце 1982 года, составлявшая одну машину в месяц, ожидалась, что к 1985 году вырастет до семи в месяц. [ 11 ]
ФАУ утвердило сертификат типа модели 650 Citation III 30 апреля 1982 года. [ 13 ] Это был первый самолет со сверхкритическим крылом, получивший сертификат типа в США. [ 14 ] Самолетом управляет экипаж из двух человек, и он может вместить до 13 пассажиров, но типичный корпоративный салон вмещает от шести до восьми пассажиров. [ 8 ]
Он был разработан за семь лет за 240 миллионов долларов. Первая серийная модель, принадлежавшая игроку в гольф Арнольду Палмеру , установила рекорды времени набора высоты самолета от 12 минут 1 секунды до 12 000 м (39 350 футов) и от 23 минут 43 секунд до 15 000 м (49 200 футов), а также рекорд скорости полета в аэропорту Гандер. в Париж-ле-Бурже за 5 часов 13 минут, средняя стоимость 429 кун. [ 15 ] Производство продолжалось девять лет до 1992 года, всего было построено 202 Citation III. [ 1 ] К 2018 году The Citation III/VI/VII можно будет купить за 0,5–1,5 миллиона долларов. [ 16 ]
Самолет был оснащен инновационной на тот момент функцией безопасности: в случае неконтролируемой декомпрессии кабины активируется режим аварийного спуска (EDM) автопилотной системы (если самолет находится выше 34275 футов, высота кабины превышает 13500 футов, и автопилот включен) и помещает самолет в левый крен 35 ° примерно на 48 секунд, чтобы развернуться на 90 градусов, и снижается со скоростью V MO -10, пока не достигнет высоты 15 000 футов (4600 м). Однако пилоту приходится вручную активировать тормоза и интерцепторы, а также задерживать дроссели, чтобы достичь максимальной скорости снижения.
Варианты
[ редактировать ]Цитата IV: отмененный участок
[ редактировать ]В 1988 году Cessna изучила Citation IV длиной 4 фута (1,2 м) с большей дальностью полета, чтобы лучше конкурировать с BAe 125 с новыми двигателями Garretts или Pratt & Whitney PW300 . В то время Citation III с дальностью хода 473 узла и 2385 морских миль продавался за 6,125 миллиона долларов. [ 17 ] Cessna представила Citation IV стоимостью 8,8 миллиона долларов на съезде NBAA в октябре 1989 года в Атланте. Ожидалось, что он совершит полет в начале 1992 года, пройдет сертификацию в конце года и поступит в эксплуатацию в середине 1993 года. С двигателем Garrett TFE731-4 размах крыла увеличился на 10% до 58,7 футов (17,9 м), а площадь крыла увеличилась почти на четверть. Запас топлива увеличился с 7330 до 8700 фунтов (с 3,32 до 3,95 т), максимальная взлетная масса достигла 24 000 фунтов (10,9 т), а кабина стала на 38 дюймов (97 см) длиннее. запас хода 2710 миль (5020 км) Производительность была увеличена, и он имел трансконтинентальный . [ 18 ] В 1990 году Cessna отказалась от более крупного, дальнобойного и дорогого Citation IV, чтобы предложить более дешевый VI и более мощный VII. [ 19 ] Ни один прототип Citation IV так и не был завершен; если бы он был запущен в производство, самолет был бы сертифицирован как Модель 670. [ 20 ]
Цитата VI: более низкая стоимость
[ редактировать ]Citation VI стоимостью на 1,4 миллиона долларов меньше, чем модель III стоимостью 8,1 миллиона долларов, имеет стандартный интерьер и должен был поставляться с апреля 1991 года. [ 19 ] Citation VI был сертифицирован в соответствии с поправкой к первоначальному сертификату типа модели 650. [ 13 ] Первый полет он совершил в 1991 году, было построено 39 самолетов, прежде чем они были сняты с производства в мае 1995 года. [ 1 ] Компания Cessna обнаружила, что немногие потенциальные клиенты согласятся на относительно строгий бюджетный самолет среднего размера; большинство из них были сосредоточены на роскоши и престиже и с большей вероятностью либо купили подержанный бизнес-джет с нужными им функциями, либо заплатили больше за более высококлассную обстановку салона, предлагаемую в Citation VII. [ 21 ]
Цитата VII: премиум-версия
[ редактировать ]Citation VII стоит на 1,65 миллиона долларов дороже, чем III, и имеет более мощные двигатели для увеличения дальности полезной нагрузки , а также высоких характеристик. [ 19 ] Интерьер салона был настроен в соответствии с предпочтениями каждого покупателя, с широким спектром отделки и тканей сидений, камбузного оборудования и вариантов развлечений в полете, а также самолет имел кормовой туалет во всю ширину, который можно было оборудовать как раздевалку. [ 21 ] Впервые он совершил полет в феврале 1991 года и получил сертификат в январе 1992 года. [ 1 ] в соответствии с поправкой к первоначальному сертификату типа модели 650. [ 13 ] В 1996 году компания Executive Jet Aviation заказала 20 самолетов для своей программы долевого владения Netjets . После запуска Citation Sovereign стоимостью 12 миллионов долларов , который должен был пройти сертификацию в третьем квартале 2003 года и первой поставки в первом квартале 2004 года, последний Citation 650 должен был сойти с конвейера 15 сентября 2000 года. [ 22 ] было построено 119 штук. [ 2 ]
Операторы
[ редактировать ]
Военные операторы
[ редактировать ]- ВМС Испании - One Citation VII [ 23 ]
Технические характеристики (III/VI)
[ редактировать ]Данные Фроули [ 1 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Вместимость: 6-9 пассажиров
- Длина: 55 футов 5 дюймов (16,90 м)
- Размах крыльев: 53 фута 6 дюймов (16,31 м)
- Высота: 16 футов 10 дюймов (5,12 м)
- Площадь крыла: 312 кв. футов (29,0 м 2 )
- Соотношение сторон : 9,17
- Пустой вес: 11 810 фунтов (5 357 кг), пустой в рабочем состоянии: 12 200 фунтов (5 534 кг), VII: 11 720 фунтов (5 316 кг)
- Максимальный взлетный вес: 22 002 фунта (9 980 кг) VII: 22 450 фунтов (10 183 кг)
- Силовая установка: 2 турбовентиляторных двигателя Garrett TFE731-3B с тягой 3650 фунтов силы (16,2 кН) каждый VII: 4080 фунтов силы (18,2 кН) TFE731-4R
Производительность
- Максимальная скорость: 0,851 Маха ММо Маха (491 узел; 909 км/ч). [ 13 ]
- Крейсерская скорость: макс. 472 узлов (543 миль в час, 874 км/ч), VII: 476 узлов (881 км/ч)
- Дальность: 2348 морских миль (2702 миль, 4348 км) с 2 экипажами и 4 пассажирами, VII: 2220 морских миль (4110 км) с 6 пассажирами
- Практический потолок: 51 000 [ 13 ] футов (16000 м)
- Скорость набора высоты: исходная 3805 футов/мин (19,33 м/с), VII: 4442 футов/мин (22,57 м/с).
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Бритиш Аэроспейс 125
- Эмбраер Феном 300
- Embraer Legacy 450/500 и Praetor 500/600
- ИАИ Астра
- самолет 55/60 Учебный
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Джерард Фроули. «Cessna Citation III, VI и VII» . Международный справочник гражданских самолетов – через Airliners.net.
- ^ Jump up to: а б «Технические характеристики Cessna 650 Citation VII» . Сеть авиационной безопасности . 23 июля 2011 г.
- ^ «Третий двигатель цитируемости» . Рейс Интернешнл . 14 ноября 1974 г.
- ^ «Cessna смотрит вперед» . Рейс Интернешнл . 5 декабря 1974 г.
- ^ «Новости конференции NBAA оглядываются назад» . АЙН онлайн . 5 октября 2001 г.
- ^ «Cessna планирует трехэтапное развитие Citation» . Рейс Интернешнл . 2 октября 1976 г.
- ^ «Citation III полетит в мае» . Рейс Интернешнл . 7 октября 1978 г.
- ^ Jump up to: а б «Цитирование III: техническое описание» . Рейс Интернешнл . 24 ноября 1979 г.
- ^ Сзуровый 1999 , стр. 42–44.
- ^ «Задержка сертификации Citation III объяснена клиентам» . Рейс Интернешнл . 26 июля 1980 г.
- ^ Jump up to: а б «Большой бизнес в Канзас-Сити» . Рейс Интернешнл . 11 октября 1980 г.
- ^ Сзуровы 1999 , с.
- ^ Jump up to: а б с д и «Сертификат типа № А9НМ» (PDF) . ФАУ. 16 июня 2015 г.
- ^ Сзуровы 1999 , с. 41.
- ^ «Citation III поступает на вооружение – Летные испытания» . Рейс Интернешнл . 18 июня 1983 года.
- ^ Марк Хубер (декабрь 2018 г.). «Для многих моделей рынок достигает апогея» (PDF) . Международные авиационные новости . стр. 20–21, 24. Архивировано из оригинала (PDF) 27 декабря 2018 г. Проверено 27 декабря 2018 г.
- ^ «Новая линейка Citation» . Рейс Интернешнл . 8 октября 1988 г.
- ^ «Cessna привлекает внимание НБАА» . Рейс Интернешнл . 14 октября 1989 года.
- ^ Jump up to: а б с «Справочник корпоративного покупателя самолетов» . Рейс Интернешнл . 21 ноября 1990 г.
- ^ Симпсон, RW (1991). Авиация общего назначения компании Airlife . Шрусбери, Англия: Издательство Airlife. п. 111. ИСБН 1-85310-194-Х .
- ^ Jump up to: а б Шуровый 1999 , с. 47–48.
- ^ «Сборка Citation VII подходит к концу» . Рейс Интернешнл . 19 сентября 2000 г.
- ^ Янез, Роберто; Родригес, Алекс (февраль 2018 г.). «Флотилия Аэронавес». Эйр Интернешнл . Том. 94, нет. 2. С. 78–83. ISSN 0306-5634 .
Библиография
[ редактировать ]- Сзуровый, Геза (1999). Cessna Citation Jets . Оцеола, Висконсин: Издательская компания MBI. ISBN 0-7603-0785-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]