Cessna Citation X
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2007 г. ) |
Cessna 750 Citation X | |
---|---|
![]() | |
Цитирование X | |
Роль | Бизнес-джет |
Производитель | Цессна |
Первый полет | 21 декабря 1993 г. |
Введение | июль 1996 г. [ 1 ] |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | НетДжетс ХОДЖЕТ Устав AirX Колеса вверх |
Произведено | 1996–2018 [ 2 ] |
Количество построенных | 339: 310 Х, 29 Х+ [ 2 ] |
Разработано на основе | Cessna Citation III |
Cessna 750 Citation X [ а ] — американский среднеразмерный бизнес-джет, производимый компанией Cessna и входящий в семейство Citation . в октябре 1990 года NBAA Модель 750, анонсированная на съезде , совершила свой первый полет 21 декабря 1993 года, получила сертификат типа 3 июня 1996 года и впервые была поставлена в июле 1996 года. Обновленный Citation X+ предлагался с 2012 года с удлиненной кабиной на 14 дюймов (360 мм) и модернизированными системами. Сохраняя поперечное сечение фюзеляжа Citation III , он имеет новое крыло со стреловидностью 37° и площадью 527 футов² (49 м²). 2 ) для быстрого двигателя со скоростью 0,935 и Маха взлетной массой 36 600 фунтов (16,6 т) для дальности полета 3460 миль (6408 км), Т-образного хвостового оперения и двух ТРДДД AE3007 по 7034 фунта силы (31,29 кН) . После 338 поставок производство завершилось в 2018 году.
Разработка
[ редактировать ]
Когда был анонсирован Citation X, серии Citation 650, «семейству» верхней линейки продуктов Citations III, VI и VII , было восемь лет. В 1990 году Cessna предложила своему Консультативному совету клиентов усовершенствованную модель 650. Совет интересовались некоторыми новыми элементами, такими как увеличенная скорость и герметичное багажное отделение. Это подтолкнуло Cessna к программе Citation X, которая стала новой серией 750.
Cessna хотела улучшить имидж семейства Citation. Модели Citation, появившиеся в 1970-х годах, изначально задумывались как практичные и обладающие хорошими управляемыми качествами. Следовательно, они оказались гораздо медленнее конкурирующих Learjets . Cessna с трудом смогла избавиться от популярного образа Citation как медленного самолета, хотя их самолеты со временем стали такими же быстрыми, как и самолеты конкурентов.
Впервые о разработке Citation X было объявлено на съезде Национальной ассоциации деловой авиации в Новом Орлеане в октябре 1990 года, а первый прототип совершил свой первый полет 21 декабря 1993 года. Первоначально запланированная на август 1995 года сертификация Cessna Citation X несколько раз задерживался. Во-первых, несоответствие планера и двигателя требованиям Федерального управления гражданской авиации привело к переносу запланированной даты сертификации на конец ноября 1995 года. Основными причинами задержки были проблемы с интеграцией авионики и двигателя в самолет, высотное и низкоскоростное загорание двигателей. (большие углы атаки крыла привели к недостаточному потоку воздуха), двигатели, не соответствующие критериям столкновения с птицами , и проблемы с курсовой устойчивостью. Попытки увеличить максимальную взлетную массу Citation X примерно на 800 фунтов снова отложили график сертификации FAA, на этот раз до апреля 1996 года. Эти изменения были направлены на разрешение полной топливной полезной нагрузки в 1400 фунтов (семь пассажиров), но Cessna с трудом удалось найти баланс между снижением шума в салоне Citation X и минимизацией дополнительного веса звукопоглощающих материалов. Сертификация FAA FAR, часть 25, поправка 74, сертификация 3, была наконец получена 3 июня 1996 года. [ 1 ]
Первый Citation X был доставлен в июле 1996 года игроку в гольф и давнему клиенту Cessna Арнольду Палмеру . После использования Citation X продолжал устанавливать рекорды скорости. Арнольд Палмер установил один из них в сентябре 1997 года: скорость 473 узла (876 км/ч) на замкнутом курсе длиной 5000 км. В феврале 1997 года команда дизайнеров Citation X была награждена премией аэронавтики Национальной ассоциации Роберта Дж. Кольера . Citation X был одобрен Транспортной службой Канады 22 мая 1998 г. и Объединенными авиационными властями Европы в 1999 г. В октябре 2000 г. Cessna объявила об обновлении всех Citation X, которые будут поставлены после 1 января 2002 г. Основные характеристики этого автомобиля Модернизированная версия включала увеличение тяги на 5%, увеличение максимальной взлетной массы на 400 фунтов (180 кг) и улучшенную авионику Honeywell. [ 1 ]
Цитирование X+
[ редактировать ]В 2010 году компания Cessna инициировала масштабное обновление самолета, первоначально получившее название Citation Ten , которое включало модернизированные двигатели AE3007C2 с новыми вентиляторами, полетные дисплеи Garmin G5000 с тремя 14-дюймовыми (36 см) экранами и систему автоматического управления тягой. Эллиптические крылышки, которые были доступны в качестве опции на вторичном рынке для Citation X, стали стандартными, а для повышения комфорта пассажиров было добавлено удлинение на 38 сантиметров (15 дюймов). Благодаря улучшению удельного расхода топлива (SFC) на 1,4% и увеличенной тяге Citation X+ может поддерживать увеличение полезной нагрузки на 97 кг (214 фунтов), увеличение крейсерской скорости на эшелоне FL490 с 460 до 479 узлов и дальности полета. увеличение на 190 миль (352 км). Первый полет был совершен 17 января 2012 года. Высота увеличена до 19 футов 3 дюйма (5,85 м), длина увеличена до 73 футов 7 дюймов (22,43 м), размах крыла увеличен до 69 футов 2 дюйма (21,1 м). ), максимальный взлетный вес увеличился до 36 600 фунтов (16 602 кг), максимальная крейсерская скорость увеличилась до 527 узлов (606 миль в час; 976 км / ч) на эшелоне FL350, а максимальная дальность полета увеличилась до 3242 морских миль (3731 миль; 6004 км). ) (МВМ, полный топливный бак, оптимальный набор высоты и снижение, крейсерская скорость 0,82 Маха, эшелон FL450). [ 3 ]
Дизайн
[ редактировать ]
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2023 г. ) |
Citation X использует новое крыло, хвостовое оперение, хвостовой обтекатель, шасси и системы, разработанные с нуля, а не на основе предыдущих Citations. Общность деталей ограничена некоторыми органами управления в кабине, лобовым стеклом и лампочкой заднего фонаря. [ 4 ] Гермопереборка также аналогична предыдущим конструкциям. Citation X имеет такое же поперечное сечение фюзеляжа, что и Citations III, VI и VII; однако крепление крыла к фюзеляжу отличается от крепления в предыдущем Citation. Citation X был первым самолетом Cessna, в котором использовался двигатель Rolls-Royce и полностью интегрированная авионика. [ 5 ]
Самолет включает в себя ряд инновационных конструктивных особенностей. Одним из атрибутов, на который часто обращают внимание в первую очередь, является большой диаметр воздухозаборников двигателя. Эта особенность, связанная с турбовентиляторным двигателем с высокой степенью двухконтурности , снижает шум двигателей и повышает топливную экономичность . Другой очевидной характеристикой является крыло большой стреловидности со сверхкритическим профилем , используемое для увеличения критического числа Маха и, следовательно, максимальной скорости. Citation X имеет угол стреловидности четверти хорды 37 градусов, что больше, чем у любого другого бизнес-джета, и среди гражданских самолетов уступает только Boeing 747 с 37,5 градусами. Горизонтальный и вертикальный стабилизаторы также имеют большую стреловидность и имеют Т-образное оперение.
Планер
[ редактировать ]
Значительные усилия на протяжении всего процесса проектирования были направлены на снижение общего сопротивления Citation X. Получившаяся конструкция включает в себя фюзеляж с разделенной площадью для эффективного трансзвукового полета и сверхкритическое крыло с большой стреловидностью . Крыло Citation X расположено под фюзеляжем, а не проходит сквозь него. Это позволяет увеличить объем фюзеляжа, сделать крыло цельным и упростить соединения крыла с фюзеляжем.
Двигатели
[ редактировать ]Citation X оснащен двумя двигателями Rolls-Royce AE 3007 C (до серийного номера 750-172) или AE 3007C1 (серийный номер 750-173 и последующие), каждый с тягой 6442 фунта (28,66 кН) или 6764 фунта ( 30,09 кН) [ 6 ] тяги соответственно. Они установлены на гондолах по бокам задней части фюзеляжа. Это первый самолет Cessna, оснащенный двигателем Rolls-Royce. Двигатель имеет цельнолитые титановые лопатки и трехступенчатую турбину низкого давления. Вентилятор двигателя имеет степень двухконтурности примерно 5:1 для повышения топливной экономичности и снижения акустической сигнатуры. В состав устройства также входит вспомогательный блок питания (APU) Honeywell GTCP36-150CX.
Электропривод
[ редактировать ]Еще одним новшеством Cessna является включение в Citation X органов управления с электроприводом. Для обеспечения резервирования органы управления приводятся в действие двойной гидравлической системой. Имеются два руля высоты, а хвостовое оперение является цельноповоротным для дифферентовки. Руль направления состоит из двух частей: нижняя часть с гидравлическим приводом, верхняя часть с электрическим приводом. Каждое крыло имеет пять спойлеров, которые можно использовать как для управления по крену (помимо элеронов), так и в качестве скоростных тормозов. Одной из главных проблем при проектировании Citation X было найти достаточно места в крыле для размещения всех необходимых гидравлических линий. Как пояснил Пол Калберер, главный инженер программы Citation X, Citation X нуждается в таком же количестве гидравлических насосов и приводов, как и большой авиалайнер, но имеет гораздо меньше места внутри крыльев.
Авионика
[ редактировать ]
Honeywell поставляет систему авионики для стеклянной кабины . Система управления полетом Honeywell Primus 2000 EFIS состоит из пяти ЭЛТ-экранов размером 7 × 8 дюймов. Двойные системы управления полетом с GPS входят в стандартную комплектацию.
В Citation X+ авионика была заменена на систему Garmin G5000. [ 7 ]
Эллиптические крылышки
[ редактировать ]В 2008 году компания Winglet Technology с помощью Cessna начала летные испытания эллиптических крыльев из эпоксидной смолы и графита на Citation X. Летные испытания близились к завершению в конце 2008 года, а в 2009 году ожидается дополнительная сертификация типа FAA. Винглеты увеличивают дальность полета на 150 морских миль. , снизить расход топлива на 4–5%, улучшить горячие и высокие характеристики, а также скороподъемность, что позволяет подняться на эшелон полета 430. за 22 минуты, а не за 26 минут без модификации. Подъем на эшелон полета 450 при максимальной взлетной массе возможен без подъема по ступенькам . [ 8 ] Ожидается, что крейсерская скорость на высоте увеличится на 15 узлов, а максимальная взлетная масса увеличится на 1200 фунтов (545 кг). Без учета установки прогнозируемая стоимость комплекта составляет 395 000 долларов. [ 9 ]
Эллиптические винглеты входили в стандартную комплектацию Citation X+. [ 7 ]
Операторы
[ редактировать ]С 2002 года Cessna Citation X приобрели несколько компаний, в том числе Waitt Media , Honeywell , Target Corporation , Townsend Engineering , General Motors и Schweitzer Engineering Laboratories .
Среди частных владельцев были кинорежиссер Сидни Поллак , адвокат Фред Фёрт из Oracle , Ларри Эллисон , предприниматель Стив Фоссет , гонщик Формулы-1 Нельсон Пике , 45-й президент США Дональд Трамп и игрок в гольф Арнольд Палмер .
NetJets заказала 60, затем еще 21 со стандартной скидкой 10,5%, летая на них от 1100 до 1200 часов. в год, а компания XOJET , основанная в 2006 году, эксплуатирует 20 самолетов. [ 10 ]
Вариант | 96 | 97 | 98 | 99 | 00 | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 | 09 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 337 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
CE-750 Цитирование | 7 | 28 | 30 | 36 | 37 | 34 | 31 | 18 | 15 | 14 | 12 | 17 | 16 | 7 | 3 | 3 | 6 | – | – | – | – | – | - | 314 | |
CE-750 Цитирование X+ | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | 9 | 6 | 4 | 4 | 6 | 29 |
Технические характеристики
[ редактировать ]

Вариант | Цитирование X [ 13 ] | Цитирование X+ [ 14 ] |
---|---|---|
Экипаж | 2 [ 15 ] | |
Пассажиры | До 12 | |
Длина | 72,53 фута (22,04 м) | 73 фута 7 дюймов (22,43 м) |
Охватывать | 63,6 футов (19,39 м) | 69 футов 2 дюйма (21,08 м) |
Высота | 19,2 футов (5,85 м) | 19 футов 3 дюйма (5,87 м) |
Площадь крыла | 527 футов² (48,96 м) 2 ) [ 13 ] | |
Пустой вес | 22 131 фунт (10 038 кг) | |
Макс. взлетный вес | 35 700–36 100 фунтов (16 193–16 375 кг) | 36 600 фунтов (16 600 кг) |
Запас топлива | 13000 фунтов (5897 кг) [ 13 ] | |
Турбовентиляторные двигатели | 2 × AE3007 C/C1 | 2 × AE3007C2 |
Толкать | 2 × 6442–6764 фунта-силы (28,66–30,09 кН) | 2 × 7034 фунта-силы (31,29 кН) |
Максимальная скорость | 0,92 Маха | 0,935 Маха (536 узлов; 993 км / ч) [ 15 ] |
Крейсерская скорость | 528 узлов (978 км/ч) | |
Минимальная скорость управления | 114 узлов (211 км/ч) [ 15 ] | |
Диапазон | 3460 миль (6410 км) | |
Потолок | 51000 футов (15545 м) [ 13 ] | |
Время набора высоты | 24 минуты до эшелона полета 470 |
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Гольфстрим G200
- Cessna Citation Соверен
- Челленджер 300
- Дассо Фалькон 50
- Embraer Legacy 450/500 и Praetor 500/600
- Эмбраер 600/650 Легаси
- Рейтеон Хокер 4000
Примечания
[ редактировать ]- ^ X как римская цифра, обозначающая десять.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Джексон, Пол. Jane's All The World's Aircraft 2003–2004 . Колсдон, Великобритания: Информационная группа Джейн, 2003. ISBN 0-7106-2537-5 . стр. 600.
- ^ Jump up to: а б Джон Лейк (12 марта 2019 г.). «Последняя версия Citation X+ выпущена после 22 лет эксплуатации <» . Флайтглобал .
- ^ «Предварительные технические характеристики и описание Cessna Citation X» . Март 2013 г. Архивировано из оригинала (PDF) 15 января 2017 г.
- ^ ReadyJetGo (31 октября 2019 г.). «Сессна Ситэйшн Х» . Середина . Проверено 3 марта 2023 г.
- ^ «Цитирование XLS+» .
- ^ Цессна. Руководство по эксплуатации пилота модели 750 . Уичито, Канзас: Cessna Aircraft Company.
- ^ Jump up to: а б «Отчет о пилотном проекте Citation X+» .
- ^ «Технология крыльев близка к завершению летных испытаний эллиптического крылышка Cessna Citation X» . Орландо, Флорида: Sky Control. 5 октября 2008 г. Архивировано из оригинала 9 октября 2008 г. Проверено 22 июня 2009 г.
- ^ Крофт, Джон (10 октября 2008 г.). «Новый производитель крыльев превосходит Citation X» . Вашингтон, округ Колумбия: Flightglobal . Проверено 22 июня 2009 г.
- ^ Фред Джордж (22 мая 2018 г.). «Лебединая песня для Citation X: Прощание с самым быстрым гражданским самолетом в мире» . Деловая и коммерческая авиация .
- ^ «Статистический сборник авиации общего назначения за 2006 год» (PDF) . ГАМА. 12 февраля 2007 г. Архивировано из оригинала (PDF) 26 июня 2018 г. . Проверено 26 июня 2018 г.
- ^ «Годовой отчет за 2017 год» (PDF) . ГАМА. 2018.
- ^ Jump up to: а б с д «Паспорт типа сертификата № EASA.IM.A.097» (PDF) . EASA. 7 января 2016 г. Проверено 6 апреля 2019 г.
- ^ «Цитирование Х+» . Цессна. 2015. Архивировано из оригинала 17 июня 2017 года . Проверено 6 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с «Паспорт типа сертификата № T00007WI» (PDF) . ФАУ. 29 июля 2015 года . Проверено 6 апреля 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]