Jump to content

Cessna Citation X

(Перенаправлено из цитаты X )
Cessna 750 Citation X
Цитирование X
Роль Бизнес-джет
Производитель Цессна
Первый полет 21 декабря 1993 г.
Введение июль 1996 г. [ 1 ]
Статус В эксплуатации
Основные пользователи НетДжетс
ХОДЖЕТ
Устав AirX
Колеса вверх
Произведено 1996–2018 [ 2 ]
Количество построенных 339: 310 Х, 29 Х+ [ 2 ]
Разработано на основе Cessna Citation III

Cessna 750 Citation X [ а ] — американский среднеразмерный бизнес-джет, производимый компанией Cessna и входящий в семейство Citation . в октябре 1990 года NBAA Модель 750, анонсированная на съезде , совершила свой первый полет 21 декабря 1993 года, получила сертификат типа 3 июня 1996 года и впервые была поставлена ​​в июле 1996 года. Обновленный Citation X+ предлагался с 2012 года с удлиненной кабиной на 14 дюймов (360 мм) и модернизированными системами. Сохраняя поперечное сечение фюзеляжа Citation III , он имеет новое крыло со стреловидностью 37° и площадью 527 футов² (49 м²). 2 ) для быстрого двигателя со скоростью 0,935 и Маха взлетной массой 36 600 фунтов (16,6 т) для дальности полета 3460 миль (6408 км), Т-образного хвостового оперения и двух ТРДДД AE3007 по 7034 фунта силы (31,29 кН) . После 338 поставок производство завершилось в 2018 году.

Разработка

[ редактировать ]
Двухместный клубный коттедж

Когда был анонсирован Citation X, серии Citation 650, «семейству» верхней линейки продуктов Citations III, VI и VII , было восемь лет. В 1990 году Cessna предложила своему Консультативному совету клиентов усовершенствованную модель 650. Совет интересовались некоторыми новыми элементами, такими как увеличенная скорость и герметичное багажное отделение. Это подтолкнуло Cessna к программе Citation X, которая стала новой серией 750.

Cessna хотела улучшить имидж семейства Citation. Модели Citation, появившиеся в 1970-х годах, изначально задумывались как практичные и обладающие хорошими управляемыми качествами. Следовательно, они оказались гораздо медленнее конкурирующих Learjets . Cessna с трудом смогла избавиться от популярного образа Citation как медленного самолета, хотя их самолеты со временем стали такими же быстрыми, как и самолеты конкурентов.

Впервые о разработке Citation X было объявлено на съезде Национальной ассоциации деловой авиации в Новом Орлеане в октябре 1990 года, а первый прототип совершил свой первый полет 21 декабря 1993 года. Первоначально запланированная на август 1995 года сертификация Cessna Citation X несколько раз задерживался. Во-первых, несоответствие планера и двигателя требованиям Федерального управления гражданской авиации привело к переносу запланированной даты сертификации на конец ноября 1995 года. Основными причинами задержки были проблемы с интеграцией авионики и двигателя в самолет, высотное и низкоскоростное загорание двигателей. (большие углы атаки крыла привели к недостаточному потоку воздуха), двигатели, не соответствующие критериям столкновения с птицами , и проблемы с курсовой устойчивостью. Попытки увеличить максимальную взлетную массу Citation X примерно на 800 фунтов снова отложили график сертификации FAA, на этот раз до апреля 1996 года. Эти изменения были направлены на разрешение полной топливной полезной нагрузки в 1400 фунтов (семь пассажиров), но Cessna с трудом удалось найти баланс между снижением шума в салоне Citation X и минимизацией дополнительного веса звукопоглощающих материалов. Сертификация FAA FAR, часть 25, поправка 74, сертификация 3, была наконец получена 3 июня 1996 года. [ 1 ]

Первый Citation X был доставлен в июле 1996 года игроку в гольф и давнему клиенту Cessna Арнольду Палмеру . После использования Citation X продолжал устанавливать рекорды скорости. Арнольд Палмер установил один из них в сентябре 1997 года: скорость 473 узла (876 км/ч) на замкнутом курсе длиной 5000 км. В феврале 1997 года команда дизайнеров Citation X была награждена премией аэронавтики Национальной ассоциации Роберта Дж. Кольера . Citation X был одобрен Транспортной службой Канады 22 мая 1998 г. и Объединенными авиационными властями Европы в 1999 г. В октябре 2000 г. Cessna объявила об обновлении всех Citation X, которые будут поставлены после 1 января 2002 г. Основные характеристики этого автомобиля Модернизированная версия включала увеличение тяги на 5%, увеличение максимальной взлетной массы на 400 фунтов (180 кг) и улучшенную авионику Honeywell. [ 1 ]

Цитирование X+

[ редактировать ]

В 2010 году компания Cessna инициировала масштабное обновление самолета, первоначально получившее название Citation Ten , которое включало модернизированные двигатели AE3007C2 с новыми вентиляторами, полетные дисплеи Garmin G5000 с тремя 14-дюймовыми (36 см) экранами и систему автоматического управления тягой. Эллиптические крылышки, которые были доступны в качестве опции на вторичном рынке для Citation X, стали стандартными, а для повышения комфорта пассажиров было добавлено удлинение на 38 сантиметров (15 дюймов). Благодаря улучшению удельного расхода топлива (SFC) на 1,4% и увеличенной тяге Citation X+ может поддерживать увеличение полезной нагрузки на 97 кг (214 фунтов), увеличение крейсерской скорости на эшелоне FL490 с 460 до 479 узлов и дальности полета. увеличение на 190 миль (352 км). Первый полет был совершен 17 января 2012 года. Высота увеличена до 19 футов 3 дюйма (5,85 м), длина увеличена до 73 футов 7 дюймов (22,43 м), размах крыла увеличен до 69 футов 2 дюйма (21,1 м). ), максимальный взлетный вес увеличился до 36 600 фунтов (16 602 кг), максимальная крейсерская скорость увеличилась до 527 узлов (606 миль в час; 976 км / ч) на эшелоне FL350, а максимальная дальность полета увеличилась до 3242 морских миль (3731 миль; 6004 км). ) (МВМ, полный топливный бак, оптимальный набор высоты и снижение, крейсерская скорость 0,82 Маха, эшелон FL450). [ 3 ]

Неокрашенный планер с металлической конструкцией

Citation X использует новое крыло, хвостовое оперение, хвостовой обтекатель, шасси и системы, разработанные с нуля, а не на основе предыдущих Citations. Общность деталей ограничена некоторыми органами управления в кабине, лобовым стеклом и лампочкой заднего фонаря. [ 4 ] Гермопереборка также аналогична предыдущим конструкциям. Citation X имеет такое же поперечное сечение фюзеляжа, что и Citations III, VI и VII; однако крепление крыла к фюзеляжу отличается от крепления в предыдущем Citation. Citation X был первым самолетом Cessna, в котором использовался двигатель Rolls-Royce и полностью интегрированная авионика. [ 5 ]

Самолет включает в себя ряд инновационных конструктивных особенностей. Одним из атрибутов, на который часто обращают внимание в первую очередь, является большой диаметр воздухозаборников двигателя. Эта особенность, связанная с турбовентиляторным двигателем с высокой степенью двухконтурности , снижает шум двигателей и повышает топливную экономичность . Другой очевидной характеристикой является крыло большой стреловидности со сверхкритическим профилем , используемое для увеличения критического числа Маха и, следовательно, максимальной скорости. Citation X имеет угол стреловидности четверти хорды 37 градусов, что больше, чем у любого другого бизнес-джета, и среди гражданских самолетов уступает только Boeing 747 с 37,5 градусами. Горизонтальный и вертикальный стабилизаторы также имеют большую стреловидность и имеют Т-образное оперение.

Область правил фюзеляжа

Значительные усилия на протяжении всего процесса проектирования были направлены на снижение общего сопротивления Citation X. Получившаяся конструкция включает в себя фюзеляж с разделенной площадью для эффективного трансзвукового полета и сверхкритическое крыло с большой стреловидностью . Крыло Citation X расположено под фюзеляжем, а не проходит сквозь него. Это позволяет увеличить объем фюзеляжа, сделать крыло цельным и упростить соединения крыла с фюзеляжем.

Двигатели

[ редактировать ]
Rolls-Royce AE 3007 ТРДД

Citation X оснащен двумя двигателями Rolls-Royce AE 3007 C (до серийного номера 750-172) или AE 3007C1 (серийный номер 750-173 и последующие), каждый с тягой 6442 фунта (28,66 кН) или 6764 фунта ( 30,09 кН) [ 6 ] тяги соответственно. Они установлены на гондолах по бокам задней части фюзеляжа. Это первый самолет Cessna, оснащенный двигателем Rolls-Royce. Двигатель имеет цельнолитые титановые лопатки и трехступенчатую турбину низкого давления. Вентилятор двигателя имеет степень двухконтурности примерно 5:1 для повышения топливной экономичности и снижения акустической сигнатуры. В состав устройства также входит вспомогательный блок питания (APU) Honeywell GTCP36-150CX.

Электропривод

[ редактировать ]

Еще одним новшеством Cessna является включение в Citation X органов управления с электроприводом. Для обеспечения резервирования органы управления приводятся в действие двойной гидравлической системой. Имеются два руля высоты, а хвостовое оперение является цельноповоротным для дифферентовки. Руль направления состоит из двух частей: нижняя часть с гидравлическим приводом, верхняя часть с электрическим приводом. Каждое крыло имеет пять спойлеров, которые можно использовать как для управления по крену (помимо элеронов), так и в качестве скоростных тормозов. Одной из главных проблем при проектировании Citation X было найти достаточно места в крыле для размещения всех необходимых гидравлических линий. Как пояснил Пол Калберер, главный инженер программы Citation X, Citation X нуждается в таком же количестве гидравлических насосов и приводов, как и большой авиалайнер, но имеет гораздо меньше места внутри крыльев.

Авионика

[ редактировать ]
Кокпит

Honeywell поставляет систему авионики для стеклянной кабины . Система управления полетом Honeywell Primus 2000 EFIS состоит из пяти ЭЛТ-экранов размером 7 × 8 дюймов. Двойные системы управления полетом с GPS входят в стандартную комплектацию.

В Citation X+ авионика была заменена на систему Garmin G5000. [ 7 ]

Эллиптические крылышки

[ редактировать ]

В 2008 году компания Winglet Technology с помощью Cessna начала летные испытания эллиптических крыльев из эпоксидной смолы и графита на Citation X. Летные испытания близились к завершению в конце 2008 года, а в 2009 году ожидается дополнительная сертификация типа FAA. Винглеты увеличивают дальность полета на 150 морских миль. , снизить расход топлива на 4–5%, улучшить горячие и высокие характеристики, а также скороподъемность, что позволяет подняться на эшелон полета 430. за 22 минуты, а не за 26 минут без модификации. Подъем на эшелон полета 450 при максимальной взлетной массе возможен без подъема по ступенькам . [ 8 ] Ожидается, что крейсерская скорость на высоте увеличится на 15 узлов, а максимальная взлетная масса увеличится на 1200 фунтов (545 кг). Без учета установки прогнозируемая стоимость комплекта составляет 395 000 долларов. [ 9 ]

Эллиптические винглеты входили в стандартную комплектацию Citation X+. [ 7 ]

Операторы

[ редактировать ]

С 2002 года Cessna Citation X приобрели несколько компаний, в том числе Waitt Media , Honeywell , Target Corporation , Townsend Engineering , General Motors и Schweitzer Engineering Laboratories .

Среди частных владельцев были кинорежиссер Сидни Поллак , адвокат Фред Фёрт из Oracle , Ларри Эллисон , предприниматель Стив Фоссет , гонщик Формулы-1 Нельсон Пике , 45-й президент США Дональд Трамп и игрок в гольф Арнольд Палмер .

NetJets заказала 60, затем еще 21 со стандартной скидкой 10,5%, летая на них от 1100 до 1200 часов. в год, а компания XOJET , основанная в 2006 году, эксплуатирует 20 самолетов. [ 10 ]

Поставки 1996–2006 гг., [ 11 ] 2004–2018 [ 12 ]
Вариант 96 97 98 99 00 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 337
CE-750 Цитирование 7 28 30 36 37 34 31 18 15 14 12 17 16 7 3 3 6 - 314
CE-750 Цитирование X+ 9 6 4 4 6 29

Технические характеристики

[ редактировать ]
с высокой стреловидностью 37 °. Вид в плане, показывающий стреловидность
Вид спереди с большими воздухозаборниками двигателя
Вариант Цитирование X [ 13 ] Цитирование X+ [ 14 ]
Экипаж 2 [ 15 ]
Пассажиры До 12
Длина 72,53 фута (22,04 м) 73 фута 7 дюймов (22,43 м)
Охватывать 63,6 футов (19,39 м) 69 футов 2 дюйма (21,08 м)
Высота 19,2 футов (5,85 м) 19 футов 3 дюйма (5,87 м)
Площадь крыла 527 футов² (48,96 м) 2 ) [ 13 ]
Пустой вес 22 131 фунт (10 038 кг)
Макс. взлетный вес 35 700–36 100 фунтов (16 193–16 375 кг) 36 600 фунтов (16 600 кг)
Запас топлива 13000 фунтов (5897 кг) [ 13 ]
Турбовентиляторные двигатели 2 × AE3007 C/C1 2 × AE3007C2
Толкать 2 × 6442–6764 фунта-силы (28,66–30,09 кН) 2 × 7034 фунта-силы (31,29 кН)
Максимальная скорость 0,92 Маха 0,935 Маха (536 узлов; 993 км / ч) [ 15 ]
Крейсерская скорость 528 узлов (978 км/ч)
Минимальная скорость управления 114 узлов (211 км/ч) [ 15 ]
Диапазон 3460 миль (6410 км)
Потолок 51000 футов (15545 м) [ 13 ]
Время набора высоты 24 минуты до эшелона полета 470

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ X как римская цифра, обозначающая десять.
  1. ^ Jump up to: а б с Джексон, Пол. Jane's All The World's Aircraft 2003–2004 . Колсдон, Великобритания: Информационная группа Джейн, 2003. ISBN   0-7106-2537-5 . стр. 600.
  2. ^ Jump up to: а б Джон Лейк (12 марта 2019 г.). «Последняя версия Citation X+ выпущена после 22 лет эксплуатации <» . Флайтглобал .
  3. ^ «Предварительные технические характеристики и описание Cessna Citation X» . Март 2013 г. Архивировано из оригинала (PDF) 15 января 2017 г.
  4. ^ ReadyJetGo (31 октября 2019 г.). «Сессна Ситэйшн Х» . Середина . Проверено 3 марта 2023 г.
  5. ^ «Цитирование XLS+» .
  6. ^ Цессна. Руководство по эксплуатации пилота модели 750 . Уичито, Канзас: Cessna Aircraft Company.
  7. ^ Jump up to: а б «Отчет о пилотном проекте Citation X+» .
  8. ^ «Технология крыльев близка к завершению летных испытаний эллиптического крылышка Cessna Citation X» . Орландо, Флорида: Sky Control. 5 октября 2008 г. Архивировано из оригинала 9 октября 2008 г. Проверено 22 июня 2009 г.
  9. ^ Крофт, Джон (10 октября 2008 г.). «Новый производитель крыльев превосходит Citation X» . Вашингтон, округ Колумбия: Flightglobal . Проверено 22 июня 2009 г.
  10. ^ Фред Джордж (22 мая 2018 г.). «Лебединая песня для Citation X: Прощание с самым быстрым гражданским самолетом в мире» . Деловая и коммерческая авиация .
  11. ^ «Статистический сборник авиации общего назначения за 2006 год» (PDF) . ГАМА. 12 февраля 2007 г. Архивировано из оригинала (PDF) 26 июня 2018 г. . Проверено 26 июня 2018 г.
  12. ^ «Годовой отчет за 2017 год» (PDF) . ГАМА. 2018.
  13. ^ Jump up to: а б с д «Паспорт типа сертификата № EASA.IM.A.097» (PDF) . EASA. 7 января 2016 г. Проверено 6 апреля 2019 г.
  14. ^ «Цитирование Х+» . Цессна. 2015. Архивировано из оригинала 17 июня 2017 года . Проверено 6 апреля 2019 г.
  15. ^ Jump up to: а б с «Паспорт типа сертификата № T00007WI» (PDF) . ФАУ. 29 июля 2015 года . Проверено 6 апреля 2019 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2e381f904e8888f733c6d3aa10bc4ade__1723511280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2e/de/2e381f904e8888f733c6d3aa10bc4ade.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cessna Citation X - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)