Бомбардье Челленджер 300
Челленджер 300/350 | |
---|---|
Роль | Бизнес-джет |
Производитель | Бомбардье Аэроспейс |
Первый полет | 14 августа 2001 г. [ 1 ] |
Введение | 8 января 2004 г. |
Статус | В производстве [ 2 ] |
Основные пользователи | Флексджет ХОДЖЕТ НетДжетс VistaJet |
Произведено | 2001 – настоящее время |
Количество построенных | ~450 Челленджер 300 [ 3 ] 350 Challenger 350 (июль 2020 г.) [ 4 ] |
Bombardier Challenger 300 с дальностью полета 3100 морских миль — это сверхсредний бизнес-джет (5700 км; 3600 миль), разработанный и произведенный канадским производителем самолетов Bombardier Aerospace .
Разработка самолета, первоначально называвшегося Bombardier Continental , началась в конце 1990-х годов и официально была представлена на Парижском авиасалоне 1999 года . Базовый Challenger 300 совершил свой первый полет 14 августа 2001 года и получил одобрение типа в Канаде 31 мая 2003 года; коммерческая деятельность началась 8 января 2004 года. Большая часть продаж приходилась на предприятия, базирующиеся в Северной Америке . [ 5 ] В конце 2010-х цена на Challenger 300/350 была существенно снижена, чтобы лучше конкурировать с такими конкурентами, как Embraer Legacy 500 . [ 6 ]
Разработаны улучшенные модели Challenger 300. Challenger 350 , слегка улучшенный вариант с дальностью полета 3200 миль (5900 км; 3700 миль), совершил свой первый полет 2 марта 2013 года и был одобрен 11 июня 2014 года. В сентябре 2021 года Bombardier выпустила Challenger 3500 с автоматами тяги и улучшенная кабина. Сообщается, что к июлю 2020 года было поставлено около 450 Challenger 300 и 350 Challenger 350. [ 4 ]
Разработка
[ редактировать ]Челленджер 300
[ редактировать ]В конце 1990-х годов компания Bombardier Aerospace решила приступить к разработке сверхсреднего бизнес-джета, который будет позиционироваться между существующими у нее Learjet 60 и Challenger 604 . [ 7 ] Как сообщается, исследование рынка показало, что к 2012 году будет продано более 1000 суперсреднеразмерных бизнес-джетов нового поколения, и компания прогнозирует, что новый самолет может занять треть этого рынка. Первоначально он был рассчитан на восемь пассажиров и мог преодолевать расстояние в 5740 км (3100 морских миль) при крейсерской скорости 0,8 Маха. [ 7 ] Это была конструкция с чистого листа, не являющаяся развитием ни Challenger 600 , ни его вариантов. [ 8 ]
В конце 1998 и начале 1999 года различные ключевые поставщики, такие как Rockwell Collins и AlliedSignal , первая поставляла интегрированную систему авионики Pro Line 21, а вторая производила двигатель AS907, турбовентиляторный выбранный для установки на этот тип, согласовали условия своего участия в проекте. . [ 7 ] [ 9 ] Компания Mitsubishi Heavy Industries приняла решение стать партнером по разделению рисков при производстве бизнес-джетов, а также получила задание проектировать, производить и интегрировать новое цельное крыло бизнес-джета. [ 10 ] [ 11 ] Тайваньская корпорация аэрокосмического промышленного развития (AIDC) была выбрана для поставки хвостовой части фюзеляжа и хвостового оперения для нового самолета. [ 12 ] Одновременно отдел продаж Bombardier приступил к обеспечению обязательств потенциальных клиентов еще до фактического запуска программы. [ 7 ] [ 13 ]
Базовый вариант Challenger 300 был официально представлен на Парижском авиасалоне 1999 года и первоначально назывался Bombardier Continental . [ 14 ] [ 15 ] Сертификация типа и первые поставки первоначально планировались на 2002 год. [ 16 ] [ 7 ] [ 17 ] В ноябре 1999 года было объявлено, что программа реализуется с опережением графика, достигнув в том же месяце своего первого производственного рубежа; [ 18 ] окончательная сборка производилась в Монреале, Квебек . [ 19 ] Сообщается, что примерно в это же время Bombardier также рассматривала возможность выпуска региональной реактивной модели самолета. [ 20 ]
В начале марта 2000 года компания заявила, что с момента его запуска на Challenger 300 было получено 54 заказа. [ 16 ] [ 21 ] Еще в начале 2001 года компания Bombardier ожидала, что самолет поступит в эксплуатацию в следующем году. [ 22 ] Однако в том году возникли задержки, часть из которых можно отнести на счет двигателя AS900, который сам не был сертифицирован так быстро, как ожидалось. [ 23 ]
14 августа 2001 года первый прототип совершил свой первый полет ; [ 24 ] [ 1 ] два месяца спустя к программе летных испытаний присоединился второй прототип. [ 25 ] [ 26 ] В сентябре 2002 года было объявлено, что дата ввода в эксплуатацию перенесена, чтобы можно было внести изменения в конструкцию. [ 27 ] 31 мая 2003 года он получил Transport Canada одобрение , затем 4 июня — сертификат US FAR 25 , а 31 июля — европейский сертификат JAR 25. [ 28 ]
Челленджер 350
[ редактировать ]Усовершенствованный вариант впервые поднялся в воздух 2 марта 2013 года, был представлен на следующей майской выставке EBACE и должен был поступить в эксплуатацию в мае 2014 года. В сочетании с более роскошным интерьером и увеличенными на 20% окнами кабины он стоит на 1 миллион долларов дороже - 25,9 миллиона долларов. Его первый заказчик, компания NetJets , заказала 75 фирменных и 125 опциональных самолетов. [ 29 ] Он получил сертификат типа от Transport Canada 11 июня 2014 года, от FAA 25 июня и от EASA 2 сентября. [ 30 ] В течение 2018 года было поставлено 60 самолетов Challenger 350, поскольку Bombardier претендовала на 58% рынка сегмента суперсредних самолетов, а 300-я поставка была осуществлена в июле 2019 года, после пяти лет эксплуатации. [ 31 ]
Модификации горячей секции и толчок FADEC позволили Honeywell HTF7350 увеличить взлетную тягу на 7,3% до 7323 фунтов силы (32,57 кН) при той же номинальной мощности , долговечности и надежности. Усиленное крыло со скошенными винглетами и увеличенным размахом позволяет увеличить полную полезную нагрузку топливом на 900 фунтов (410 кг) . [ 29 ] Скошенные винглеты имеют менее острый угол, что снижает околозвуковое сопротивление и увеличивает размах на 5,2 фута (1,6 м), увеличивая площадь крыла и удлинение. При весе 30 200 фунтов (13 700 кг) он развивает скорость 0,80 Маха / 455 узлов (843 км/ч) TAS и рекламируется как сжигающий 1535 фунтов (696 кг) в час. [ 32 ]
В 2014 году стоимость программы технического обслуживания этого типа Bombardier составляла 277 долларов в час; Осмотры проводятся каждые 600 часов. [ 32 ] Авионика возможностью включает в себя четыре адаптивных ЖК-дисплея, двойной FMS с захода на посадку по LPV и RNP , SVS , MultiScan, метеорологический радар , двойной IRS , двойной SBAS GPS , встроенную EFIS и двойные VHF и радиостанции HF . Он способен перевозить восемь пассажиров на расстояние 3200 миль / 5926 км при скорости 0,80 Маха (459 узлов, 849 км/ч) в дальнем круизе. [ 33 ] Он производится в Канаде. [ 34 ]
Челленджер 3500
[ редактировать ]Bombardier представила Challenger 3500 на мероприятии в Монреале 14 сентября 2021 года. [ 35 ] Модель 3500 является развитием Challenger 300/350 и будет включать в себя различные усовершенствования, включая автомат тяги и модернизированную кабину. Новое название также приведет Challenger 3500 в соответствие с глобальной номенклатурой Bombardier. Bombardier ожидает, что поставки Challenger 3500 начнутся во второй половине 2022 года, а его цена составит 26,7 миллиона долларов, что соответствует нынешнему Challenger 350. [ 36 ] [ 37 ] В 2023 году объявленная цена нового Challenger 3500 составила 27,2 миллиона долларов. [ 38 ]
Дизайн
[ редактировать ]Bombardier Challenger 300 — бизнес-джет суперсреднего размера. Он способен перелететь через континентальную часть Соединенных Штатов за один прыжок; [ 8 ] в частности, самолет может подняться до эшелона FL410 за 18 минут с расходом топлива 455 кг (1003 фунта) на максимальной взлетной массе / ISA, где при весе 14 330 кг (31 590 фунтов) он сжигает 680 кг (1500 фунтов) / ч на скорости Маха. 0,8/445 узлов (824 км/ч) tas, 875 кг (1929 фунтов)/ч при скорости Маха 0,83/465 узлов (861 км/ч) tas. [ 28 ]
Хотя Challenger 300 и Challenger 350 сохранили кабину одинакового размера, последний оснащен более современным и обтекаемым интерьером. [ 8 ] Все сиденья являются спальными, а в некоторых конфигурациях их можно совместить, образуя кровати. На некоторых самолетах имеется поставляемая Lufthansa Technik система управления салоном и бортовая развлекательная система , а также такие удобства, как электрические розетки, USB -порты и беспроводная связь. [ 8 ] В салоне могут быть установлены различные дополнительные функции, такие как трехместный диван , дополнительное сиденье с ремнем в туалете . [ 8 ] Challenger 350 оснащен карманной дверью между камбузом и каютой, что повышает конфиденциальность и сводит к минимуму шум. И камбуз, и туалет могут быть отделаны каменным, мраморным или деревянным полом. [ 8 ]
И фюзеляж, и крыло представляют собой полумонококовые алюминиевые конструкции, а законцовки крыла изготовлены из композитных материалов . [ 32 ] Он оснащен сверхкритическими крыльями с фиксированной передней кромкой 27% и углом стреловидности длиной 1,15 м (3,8 фута), , а также винглетами которые снижают сопротивление, вызванное крейсерской подъемной силой, на 17%. [ 28 ] Крыло оснащено спойлерами , управляемыми с помощью электродистанционной системы, которая усиливает по крену управление , действует как тормозной тормоз и обеспечивает подъемную силу на земле, с гидравлическим однощелевой закрылок приводом имеет четыре положения: 0/10/20/ 30°. [ 32 ] Подвесные элероны приводятся в действие вручную, а рули высоты и руль направления имеют гидравлический привод с механическим дублированием. [ 32 ]
Кабина экипажа самолета оснащена Rockwell Collins Pro Line 21, авионикой включающей четыре ЖК-дисплея, EICAS и компьютер диагностики технического обслуживания, EGPWS , TCAS II и ELT . [ 39 ] На Challenger 350 основной полетный дисплей (PFD) заполняет всю ширину символикой указателя направления (ADI) и изображениями системы синтетического видения (SVS). [ 8 ] Для управления полетом по большей части используются тросы и шкивы. Присутствует цифровая радиолокационная система MultiScan от Rockwell Collins, обеспечивающая подавление помех от земли и автоматический наклон и усиление. Рулевое управление носовым колесом, осуществляемое с помощью румпеля, обеспечивает поворот на 70 градусов влево или вправо. [ 8 ]
Операционная история
[ редактировать ]Challenger 300 поступил в коммерческую эксплуатацию 8 января 2004 года компанией Flexjet . [ 19 ]
В 2004 году стоимость единицы Challenger 300 составила 17,4 миллиона долларов США. [ 28 ]
К ноябрю 2014 года в эксплуатации находилось 448 самолетов Challenger 300, которые за почти миллион часов работы достигли уровня надежности диспетчеризации 99,79%; Пятилетние самолеты сохраняют 64% своей первоначальной стоимости. [ 32 ] По состоянию на конец 2015 года в эксплуатации находились 550 Challenger 300/350; из них 402 самолета находились в Северной Америке, 75 в Западной Европе, 37 в Латинской Америке, 12 в Восточной Европе, семь в Индии, шесть в Африке и Китае, четыре в Азиатско-Тихоокеанском регионе и один на Ближнем Востоке; крупнейшим оператором была Flexjet с 30 самолетами Challenger 300 и семью самолетами 350, затем Netjets с 26 поставленными самолетами, в том числе четырьмя с Netjets Europe. [ 5 ]
В 2017 году в ответ на давление конкуренции Bombardier решила снизить цену Challenger 300/350 на 7 миллионов долларов, чтобы она соответствовала цене Embraer Legacy 500 в 20 миллионов долларов. [ 6 ] К декабрю 2017 года было поставлено более 200 Challenger 350, что составило около 450 поставок Challenger 300. [ 3 ] 350-й Challenger 350 был доставлен в июле 2020 года. [ 4 ]
К 2020-м годам подержанные Challenger 300 обычно будут стоить от 7 до более 20 миллионов долларов. [ 40 ] В 2021 году прейскурантная цена Bombardier на новый Challenger 350 составила 26,7 миллиона долларов. [ 41 ]
США В 2022 году Федеральное управление гражданской авиации (ФАУ) приказало пилотам провести дополнительные проверки безопасности модели после «множественных инцидентов», в которых вышел из строя горизонтальный стабилизатор . [ 42 ] В 2023 году пассажир самолета Challenger 300 погиб в результате травмы тупым предметом , полученной в результате серии автоматических инструкций пилота, в результате которой система управления стабилизатором отключилась, что привело к резкому качке самолета. [ 42 ] [ 43 ]
Технические характеристики
[ редактировать ]Вариант | Челленджер 300 [ 39 ] | Челленджер 350 [ 33 ] |
---|---|---|
Экипаж кабины | Мин. 2 (пилот и второй пилот) [ 44 ] | |
Емкость | Максимум 19 человек (включая экипаж и не более 16 пассажиров). [ 44 ]
Обычно максимальное количество пассажирских мест 8 или 9 со стандартными вариантами компоновки салона. | |
Длина | 68,63 футов (20,92 м) | |
Охватывать | 63 фута 10 дюймов (19,46 м) | 69 футов (21 м) |
Высота | 20 футов 4 дюйма (6,2 м) | 20 футов (6,1 м) |
Площадь крыла | 523 кв. Фута (48,5 м 2 ) | |
Соотношение сторон | 7.81 | 9.09 |
МВВ | 38 850 фунтов (17 622 кг) | 40 600 фунтов (18 416 кг) |
ОЙ | 23 500 фунтов (10 659 кг) | 24 800 фунтов (11 249 кг) |
Запас топлива | 14 150 фунтов (6 418 кг) | |
Максимальная полезная нагрузка | 3500 фунтов (1588 кг) | 3400 фунтов (1542 кг) |
Загрузка крыла | 74,3 фунта/фута 2 (363,3 кг/м 2 ) | 77,6 фунтов/фут 2 (379,7 кг/м 2 ) |
ТРДД (2×) | Honeywell HTF7000 | Honeywell HTF7350 |
Толкать [ а ] | 6826 фунтов силы (30,4 кН) | 7323 фунта-силы (33 кН) |
Максимальная скорость | Маха 0,83 (477 узлов; 883 км / ч; 549 миль в час) | |
Крейсерская скорость | 0,80 Маха (459 узлов; 850 км / ч; 528 миль в час) | |
Диапазон [ б ] | 3100 миль (5741 км; 3567 миль) | 3200 миль (5926 км; 3682 миль) |
Потолок | 45000 футов (13716 м) | |
Снимать [ с ] | 4810 футов (1466 м) | 4835 футов (1474 м) |
Посадка [ д ] | 2600 футов (792 м) | 2710 футов (826 м) |
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Cessna Citation X
- Cessna Citation Долгота
- Дассо Сокол 2000
- Embraer Legacy 450/500 и Praetor 500/600
- Эмбраер Легаси 600/650
- Гольфстрим G280
- Хокер 4000
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Шоу, Брук (1 октября 2007 г.). «Взгляд изнутри на Challenger 300» . Журнал «Крылья» .
- ^ «Деловой самолет» . Бомбардир.
- ^ Перейти обратно: а б «Новейшие модели самолетов Challenger от Bombardier превосходят важные этапы поставок» (пресс-релиз). Бомбардир. 6 декабря 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Поставка 350-го самолета Bombardier Challenger 350» (пресс-релиз). Бомбардир. 9 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Профиль ежемесячной программы: Bombardier Challenger 300/350» (PDF) . Еженедельник деловой авиации . Авиационная неделя. 28 декабря 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джордж, Фред (22 сентября 2017 г.). «Наследие 500: технологический лидер среднего бизнеса борется за долю рынка» . Сеть «Авиационная неделя» .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Сарсфилд, Кейт (3 февраля 1999 г.). «Bombardier подписывает контракт с Rockwell Collins на Continental Jet» . Рейс Интернешнл.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Тербер, Мэтт (24 мая 2018 г.). «Отчет пилота: Bombardier Challenger 350» . АЙН онлайн .
- ^ «Силовые установки AS907 проходят испытания для бизнес-джета Bombardier Continental» . Рейс Интернешнл. 23 февраля 2000 г.
- ^ Лопес, Рамон (10 февраля 1999 г.). «Bombardier Continental обретает форму» . Рейс Интернешнл.
- ^ «По мере приближения запуска Bombardier добавляет к Continental новые имена» . Рейс Интернешнл. 24 марта 1999 г.
- ^ «Континентальный контракт» . Рейс Интернешнл. 9 июня 1999 г.
- ^ Кингсли-Джонс, Макс (31 марта 1999 г.). «Corporate Jets стремится к расширению с Bombardier» . Рейс Интернешнл.
- ^ «Три новых бизнес-джета Bombardier отмечают дебют на Парижском авиасалоне» (Пресс-релиз). Бомбардир. 14 июня 2003 г.
- ^ «Bombardier Continental собирается покорить рынок» . Рейс Интернешнл. 13 июня 1999 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Континентальные порядки» . Рейс Интернешнл. 7 марта 2000 г.
- ^ «Континентальный вызов» . Рейс Интернешнл. 16 июня 1999 г.
- ^ Сарсфилд, Кейт (24 ноября 1999 г.). «Bombardier режет металл для первого планера Continental» . Рейс Интернешнл.
- ^ Перейти обратно: а б Уорвик, Грэм (20 января 2004 г.). «Challenger 300 вступает в эксплуатацию вместе с Flexjet» . Рейс Интернешнл .
- ^ Льюис, Пол; Дойл, Эндрю (15 декабря 1999 г.). «Bombardier рассматривает континентальный сдвиг как региональную проблему» . Рейс Интернешнл.
- ^ «Bombardier идет по графику финальной сборки Continental» . Рейс Интернешнл. 25 июля 2000 г.
- ^ «Continental планирует начать обслуживание в 2002 году» . Рейс Интернешнл. 23 января 2001 г.
- ^ «Поздняя сертификация двигателя AS900» . Рейс Интернешнл. 22 мая 2001 г.
- ^ «Битва бизнес-джетов поднимается в небо» . Рейс Интернешнл. 21 августа 2001 г.
- ^ «Second Continental присоединяется к программе летных испытаний» . Рейс Интернешнл. 16 октября 2001 г.
- ^ «Континентальные полеты» . Рейс Интернешнл. 1 января 2002 г.
- ^ «Выпуск Challenger 300 отложен, чтобы можно было внести изменения в конструкцию» . Рейс Интернешнл. 24 сентября 2002 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Летные испытания: Bombardier Challenger 300 — безупречный игрок» . Рейс Интернешнл . 3 февраля 2004 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гарви, Уильям; Джордж, Фред (27 мая 2013 г.). «Bombardier представляет Challenger 350» . Авиационная неделя .
- ^ «Самолет Challenger 350 компании Bombardier получил сертификат EASA» (пресс-релиз). Бомбардир. 2 сентября 2014 г.
- ^ «Отмеченный наградами самолет Challenger 350 от Bombardier достиг на 300 поставок быстрее, чем любой другой средний или большой самолет в истории» (пресс-релиз). Бомбардир. 11 июля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Джордж, Фред (1 ноября 2014 г.). «Отчет пилота: Bombardier Challenger 350» . Деловая и коммерческая авиация . Авиационная неделя.
- ^ Перейти обратно: а б «Брошюра и информационный бюллетень о Challenger 350» . Бомбардир. 2016. Архивировано из оригинала 21 апреля 2017 года . Проверено 21 апреля 2017 г.
- ^ Зибенмарк, Джерри (15 марта 2017 г.). «Bombardier сворачивает Learjet?» . Уичито Игл .
- ^ Линч, Керри. «Bombardier развивает семейство Challenger с 3500» . Международные авиационные новости . Проверено 14 сентября 2021 г.
- ^ «Bombardier с гордостью представляет новый самолет Challenger 3500, лучший в отрасли суперсредний бизнес-джет» . Бомбардир . Проверено 14 сентября 2021 г.
- ^ «Bombardier запускает высококлассный Challenger 3500 в борьбе за частные самолеты среднего размера» . Рейтер . 14 сентября 2021 г. Проверено 15 сентября 2021 г.
- ^ «Справочник по планированию закупок — Таблица Jets» . Деловые и коммерческие самолеты . Второй квартал 2023 года.
- ^ Перейти обратно: а б «Информационный бюллетень о Challenger 300» (PDF) . Бомбардир. 2006.
- ^ Блюштейн, Грег (21 февраля 2020 г.). «Леффлер является не только активом предвыборной кампании в Джорджии, но и топливом для критиков» . Атланта Журнал-Конституция .
- ^ «Справочник по планированию закупок — Таблица Jets» . Деловые и коммерческие самолеты . Второй квартал 2021 года.
- ^ Перейти обратно: а б Ганс, Джаред (24 марта 2023 г.). «NTSB считает, что турбулентность не виновата в смерти бывшего чиновника Белого дома, но проблемы с полетом имели место» . Холм . Проверено 26 марта 2023 г.
- ^ Ларис, Михаил (24 марта 2023 г.). «В смерти бывшего чиновника Белого дома обнаружены проблемы с полетом, а не турбулентность» . Вашингтон Пост .
- ^ Перейти обратно: а б «Лист данных сертификата типа Транспортной Канады (TCDS) A-234» . Транспорт Канады . Проверено 17 августа 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- Джордж, Фред (1 января 2013 г.). «Бомбардье Челленджер 300» . Деловая и коммерческая авиация .
Все еще тот, кого нужно победить
- Гержанич, Майк (4 июня 2018 г.). «Летные испытания: Bombardier Challenger 350» . Флайтглобал .