Пратт и Уитни Канада JT15D
JT15D | |
---|---|
![]() | |
Аэрокардал JT15D | |
Тип | ТРДД |
Национальное происхождение | Канада |
Производитель | Пратт и Уитни Канада |
Первый запуск | 1967 |
Основные приложения | Cessna Citation I Cessna Citation V Хокер 400 СИАИ Маркетти S.211 |
Количество построенных | >6000 |
Pratt & Whitney Canada JT15D — небольшой турбовентиляторный двигатель, созданный компанией Pratt & Whitney Canada . Он был представлен в 1971 году с тягой 2200 фунтов силы (9800 Н) и с тех пор претерпел ряд модернизаций до тяги чуть более 3000 фунтов силы (13 кН) в последних версиях. Это основная силовая установка для широкого спектра небольших реактивных самолетов, особенно бизнес-джетов .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]JT15D был впервые запущен в 1967 году. В 1970 году в нем использовался центробежный компрессор в качестве ступени высокого давления в турбовентиляторном двигателе, а в 1970 году появился Garrett TFE731 . [ 1 ] Вентилятор оригинального JT15D-1 был увеличен по аэродинамике до 75 фунтов в секунду с использованием гораздо большего вентилятора JT9D. [ 2 ]
Около 70% воздуха, проходящего через вентилятор, попадает в обводной канал. В JT15D-4 и более поздних вариантах используется осевая ступень «бустера» позади вентилятора, которая работает с той же скоростью, что и вентилятор, и направляет оставшиеся 30% воздуха в компрессор высокого давления, после чего он переходит в реверсивный режим. проточная кольцевая камера сгорания . Горячие газы проходят через турбину высокого давления, приводящую в движение центробежный компрессор, и турбину низкого давления, приводящую в движение вентилятор и бустер.
Впервые двигатель был запущен в августе 1967 года, а затем прошел испытания на Avro Canada CF-100 Canuck в подвесной внешней испытательной установке. [ 3 ] уникальная надкрыльевая установка вместо турбовинтовых двигателей Pratt & Whitney Canada PT6 была установлена В 1975 году на самолет Beechcraft Super King Air , после чего налетал в течение 93 часов для изучения использования турбовентиляторных двигателей на этом планере. [ 4 ] [ 5 ]
Варианты
[ редактировать ]
- ДЖТ15Д-1
- Первая модель была представлена на базе Cessna Citation I , тогда известного как Fanjet 500. Поставки начались в 1972 году, и в конечном итоге было поставлено 1417 самолетов-1.
- ДЖТ15Д-1А
- ДЖТ15Д-1Б
- ДЖТ15Д-4
- Представленный в 1973 году, тяга увеличилась до 2500 фунтов силы (11 000 Н). -4 был основным двигателем для Cessna Citation II , а затем нашел применение на Mitsubishi Diamond 1A , Aerospatiale Corvette и SIAI-Marchetti S.211 . Всего было поставлено 2195 двигателей серии Т-4.
- ДЖТ15Д-4А
- ДЖТ15Д-4Б
- ДЖТ15Д-4С
- ДЖТ15Д-4Д
- ДЖТ15Д-5
- Сертифицировано в 1983 году. Первые версии развивали 2900 фунтов силы (13 000 Н) и использовались на Beechjet 400A и Cessna T-47 A. Было представлено несколько второстепенных версий: -5A для Cessna Citation V , а -5B - для Beechcraft. Т-1А Джейхок , -5С, DASA Ranger 2000 и С-211А.
- ДЖТ15Д-5А
- ДЖТ15Д-5Б
- ДЖТ15Д-5С
- ДЖТ15Д-5Д
- Сертифицирован в 1993 году, тяга снова увеличена, на этот раз до 3045 фунтов силы (13 540 Н). -5D используется на Cessna UC-35 A и Cessna Citation Ultra .
- ДЖТ15Д-5Ф
Приложения
[ редактировать ]
- Аэрокосмический Корвет
- Аления Аэрмакки М-311
- Болл-Барто Джетвинг
- Боинг Хищная птица
- Бичкрафт Бичджет 400
- Cessna Citation I
- Cessna Citation II
- Cessna Citation V /Ultra
- EADS Барракуда
- Хокер 400
- Хонда МХ02
- Митсубиси МУ-300 Даймонд
- Нортроп Грумман X-47A Пегас
- Рэйтеон Т-1 Джейхок
- Роквелл Рейнджер 2000
- Масштабированные композиты 401
- Масштабированные композиты ARES
- СИАИ-Маркетти S.211 /Аэрмакки S-211
- Спорт Джет II
- Стратос 716X
Технические характеристики (JT15D-5D)
[ редактировать ]Общие характеристики
- Тип: Турбовентиляторный
- Длина: 60,3 дюйма (1530 мм)
- Диаметр: 27 дюймов (690 мм)
- Сухой вес: 630 фунтов (290 кг)
Компоненты
- Компрессор: Осевой поток НД, центробежный поток ВД.
- Тип топлива: Джет А/А1
Производительность
- Максимальная тяга : 3050 фунтов силы (1380 кгс; 13,6 кН)
- Удельный расход топлива : 0,562 фунта/(фунт-сила-час) (15,9 г/(кН⋅с)) при максимальной тяге; 0,552 фунта/(фунт-сила⋅ч) (15,6 г/(кН⋅с)) в крейсерском режиме (типичное)
- Тяговооруженность : ≈ 4,58
Двигатель | Снимать тяга (кН) |
Непрерывный тяга (кН) |
Длина (мм) | Вентилятор Диаметр (мм) |
Диаметр.(мм) | Сухой вес (кг) |
Обход соотношение |
---|---|---|---|---|---|---|---|
ДЖТ15Д-1 | 9.8 | 9.3 | 1506 | 691 | 223.5 | 3.3 | |
ДЖТ15Д-4 | 11.12 | 10.56 | 1600 | 686 | 253 | 2.6 | |
ДЖТ15Д-4С | 11.12 | 10.56 | 1600 | 686 | 261 | 2.6 | |
ДЖТ15Д-5 | 12.92 | 1600 | 287 | 2 | |||
ДЖТ15Д-5А | 12.92 | 1600 | 287 | 2 | |||
ДЖТ15Д-5Б | 12.92 | 1600 | 292 | 2 | |||
ДЖТ15Д-5С | 14.21 | 1600 | 302 | 2 | |||
ДЖТ15Д-5Д | 13.56 | 1531 | 520 | 686 | 292.6 | 3.3 | |
ДЖТ15Д-5Ф | 12.92 | 1600 | 288 | 2 |
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Разработка реактивных и турбинных авиационных двигателей, 4-е издание, Билл Ганстон, 2006 г., ISBN 0 7509 4477 3 , стр. 185.
- ^ Ганстон 1989, стр.131.
- ^ «На тесте в Лонгёе» . Flight International : 263. 13 февраля 1969 г.
- ^ Филипс; Филлипс, Эдвард Х. (1992). Бичкрафт, стремление к совершенству: история самолетов Бичкрафт . Летающие книги. ISBN 978-0-911139-11-2 .
- ^ «Ушедшие Бичкрафты – Часть вторая» .
Библиография
[ редактировать ]- Ганстон, Билл . Всемирная энциклопедия авиационных двигателей . Кембридж, Англия. Патрик Стивенс Лимитед, 1989 год. ISBN 1-85260-163-9
Внешние ссылки
[ редактировать ]
![]() |
В этой статье о авиационном двигателе отсутствуют некоторые (или все) его характеристики . Если у вас есть источники, вы можете помочь Википедии, добавив их . |