Jump to content

Список уцелевших Мессершмиттов Bf 109

Bf 109G-10 Black 2+- из музея Мессершмитта

Мессершмитт Bf 109 немецкий времен Второй мировой войны истребитель . Это был один из первых по-настоящему современных истребителей той эпохи, включавший такие особенности, как цельнометаллическая конструкция -монокок , закрытый фонарь и убирающееся шасси . Bf 109 был самым производимым истребителем во время Второй мировой войны: за время войны было построено 30 573 экземпляра, а также самым производимым истребителем в истории: до апреля 1945 года было произведено в общей сложности 33 984 единицы.

Испания подписала лицензионные соглашения с «Мессершмиттом» в 1942 году на производство Bf 109G-2 и получила инструменты и приспособления для подготовки к началу производства, а также 25 незавершенных узлов фюзеляжа и крыла. Из-за приоритета Люфтваффе Мессершмитт не смог контролировать запуск производственной линии. Кроме того, Hispano Aviación также не смогла приобрести двигатели Daimler-Benz DB 605 из-за их нехватки во время войны. Лишь в 1947 году завод начал производить комплектные планеры. В качестве замены двигателя, аналогичного DB 605A, на эти самолеты был установлен двигатель Hispano-Suiza 12Z-17. Самолеты с этим двигателем получили обозначение НА-1109-К1Л (выпущено 65 штук). В 1954 году компания Hispano Aviación модернизировала планер, приняв на него Rolls-Royce Merlin 500-45, и выпустила HA-1112-M1L. Производство самолетов Hispano Aviación HA-1109 и HA-1112 Buchon закончилось в 1958 году; [ 1 ] однако Испания продолжала эксплуатировать HA-1112 до конца 1967 года.

В 1946 году Чехословакия перезапустила закрытую линию по производству Мессершмиттов на Авиакомпании. [ 2 ] в Праге с использованием оригинальных приспособлений и оснастки, а также значительного количества незавершенных планеров. С 1946 по 1949 год было построено около 550 планеров Avia S-99 , напоминающих Bf 109G-14, и Avia S-199 (двигатель Jumo, в остальном без изменений). [ 1 ] Из-за пожара на складе было потеряно значительное количество двигателей DB 605, а вместо них в значительном количестве был обнаружен Junkers Jumo 211 . В отличие от оригинального DB 605 или Rolls-Royce Merlin, крутящий момент этого двигателя-заменителя был чрезвычайно высоким, что привело к высокому уровню смертности на этих самолетах. [ нужна ссылка ] Производство закончилось в 1948 году, а в 1957 году Чехословацкая национальная служба безопасности списала последний из С-199.

После войны, помимо ВВС Испании и Чехословакии, Финляндия и Швейцария продолжали эксплуатировать Bf 109 до конца 1950-х годов. Новое на тот момент государство Израиль приобрело 25 самолетов Avia S-199 (23 поставлено), когда из-за эмбарго оно не смогло приобретать самолеты из других источников. ВВС Израиля сняли свои самолеты в начале 1949 года.

В период с 1945 по 1948 год большая часть Bf 109 была списана или уничтожена. Некоторые экземпляры были сохранены для использования в качестве военных трофеев или технических образцов для дальнейших исследований. В течение следующих 23 лет это было первое поколение выживших Bf 109.

В 1967 году продюсеры фильма «Битва за Британию» хотели использовать на экране большую и точную группу самолетов. К счастью, ВВС Испании начали выводить из эксплуатации свои HA-1112, и было достигнуто соглашение об использовании этих самолетов. Мемориальные ВВС также только что приобрели множество экземпляров HA-1112. Эти самолеты также были арендованы для съемок этого фильма. В течение следующих 35 лет эти испанские Bf 109 были основой многочисленных авиационных фильмов и телевизионных работ о Второй мировой войне, в том числе «Ганновер-стрит» , «Мемфисская красавица» , «Летчики Таскиги» и «Кусок пирога» , и это лишь некоторые из них.

Начиная с конца 1988 года, Bf 109 были среди многочисленных разбившихся самолетов времен Второй мировой войны, которые все еще сохранились в России и восстанавливались для восстановления. Другие образцы ранних моделей Bf 109 были найдены на местах крушения во Франции и Италии (а также несколько самолетов были обнаружены там, где они были похоронены в Германии). Эти самолеты с известным боевым прошлым составляют основу нынешней волны восстановленных/восстановленных Bf 109, и ожидаются дальнейшие открытия. По состоянию на декабрь 2016 года известно о 67 существующих планерах Bf 109.

Около двадцати сохранившихся Bf 109, существовавших в 21 веке, одно время служили в истребительном крыле Люфтваффе Jagdgeschwader 5 , больше, чем в любом другом подразделении военной авиации Оси во время Второй мировой войны.

Австралия

[ редактировать ]
Bf 109 G-6/U4 в Австралийском военном мемориале, Канберра
На дисплее
  • Bf 109 G-6/U4 163824 NF + FY ; Подразделение Люфтваффе неизвестно. Проводится Австралийским военным мемориалом (AWM), Канберра. Последний в мире Bf 109, все еще демонстрирующий свой первоначальный камуфляж и маркировку: схему дневного истребителя 1944 года с изменениями, возникшими в результате сервисного ремонта (возможно, включая фонарь Erla Haube ) и замены (например, было заменено одно крыло). Бывшая послевоенная регистрация G-SMIT , 163824, зарегистрированная в Великобритании, дважды принадлежала AWM: по словам историка Майкла Нелмса, AWM продала ее за 100 фунтов стерлингов в 1963 году члену аэроклуба Иллаварры в аэропорту Бэнкстаун в Сидней. Позже его приобрел коллекционер Сид Маршалл, который подвесил самолет к потолку своего личного ангара. В 1979 году австралийский владелец 163824 попытался экспортировать его по предполагаемой цене в 10 000 долларов британскому коллекционеру Дугу Арнольду. Однако любой такой экспорт был бы незаконным в соответствии с австралийским законодательством, и самолет был конфискован австралийской таможней и впоследствии вновь приобретен AWM. Утверждалось, что продавец временно покрыл Bf 109 серебристой пластиковой защитной пленкой, предположительно пытаясь выдать его за Р-51 Мустанг . [ 3 ]
На реставрации/хранится
  • Bf 109 G-2 14798 GJ+QP , ex 8./JG 5 «Черная 10»; Уэйн Доусон, Новый Южный Уэльс.
На дисплее
Годен к полетам

Бразилия

[ редактировать ]
Bf 109 G-2 Yellow 14 в музее ТАМ, Бразилия
На дисплее
На дисплее

Чешская Республика

[ редактировать ]
Авиа С-199 с чехословацкой маркировкой
Авиа CS-199; Музей авиации Кбелы
На дисплее
  • S-199 199178 , UC-25 , Музей авиации — Кбелы, Прага. [ 11 ] [ 12 ]
  • CS-199 199565 , UC-26 , Музей авиации — Кбелы, Прага. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]

Финляндия

[ редактировать ]
На дисплее
Хранится или находится на реставрации
  • Bf 109 E-3 3285 , бывший Bf 109E-7, экс-4./JG 5 "Black 12", "White 4", "Yellow 2", Музей ВВС Финляндии, Тиккакоски
Хранится или находится на реставрации
  • Bf 109 G-6 26129 ex-RV + IS, ex-II./JG 54 "Black 3", Aéronautique Provençale

Германия

[ редактировать ]
Bf 109 Е-3 790
Bf 109 G-4 19310 White 3 в Техническом музее Шпейера
D-FWME (красный 7) Force приземлился на кукурузном поле 18 августа 2013 года во время авиашоу в аэропорту Роскилле, Дания. Пилот не пострадал, самолет получил незначительные повреждения, в том числе полностью сломанный винт. Red 7 вернулся в летное состояние. [ 19 ] [ 20 ] Bf 109 G-4, на выставке РИАТ 2010.
Годен к полетам
На дисплее
Хранится или находится на реставрации
  • Bf 109B/V10a 1010 (D-IAKO), Обершлайсхайм, Мюнхен - известен только сохранившийся прототип планера Bf 109.
  • Bf 109 F-2 8993 , бывший GC+KQ, бывший 2./JG 3 , бывший Bf 109F-4, бывший JG 54 «Белый 2», бывший 9/III JG 5 «Желтый 3» (пилот Obgfr Ойген Бритц) — разбился 3 апреля 1943 года, Yellow 3. [ 39 ]
  • Bf 109 G-2 13605 (G-JIMP), [ 40 ] Yellow 12 зарегистрирован на имя Марка Р. Оливера, Алтринчем, Великобритания.
  • Bf 109 G-10 б/н неизвестен (D-FDME), Черный 2 + - , EADS / Messerschmitt Foundation. Этот самолет широко известен как HA-1112-M1L, переоборудованный в Bf 109 G-10. С тех пор он был перекрашен в желтый 3 + -.
С-199 782358 МАФМ
На дисплее

Нидерланды

[ редактировать ]
На дисплее
  • Bf 109 G-5 15343 , ex-5./JG 53 "Black 11", Black 11 , Музей авиации в Сеппе, Бреда. [ 42 ]
  • Bf 109 G-6 15678 ex-9./JG 54 "Brown 7" - разбился в июле 1943 года, фюзеляж только в музее Атлантической стены.

Новая Зеландия

[ редактировать ]
На реставрации/хранится
  • Bf 109 G, подтип и б/н пока неизвестны. Предполагалось, что ранее он находился в Австралии, но предполагалось, что он был импортирован для частного владельца, который намеревается восстановить его летную годность. [ 43 ]

Норвегия

[ редактировать ]
Хранится или находится на реставрации
Bf 109 G-6 163306 Red 3 в Fundacja Polskie Orły
На дисплее
На дисплее
Хранится или находится на реставрации
  • Bf 109 F-4/Z 7504 , ex-7./JG 3 "Белый 10+ |" (пилот фельдфебель Рудольф Берг) - разбился 28 марта 1943 г. [ 52 ]
  • Bf 109 G-2 в/ч 13427 , экс-9./JG 5 "Yellow 2", Россия (S)
Bf 109 G-2 14792 в Югославском музее авиации
На дисплее
  • Bf 109 G-2 14792 , бывший GJ+QJ, бывший югославский AF 9663 «63», 63 , Югославский музей авиации, Белград. [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ]

Словакия

[ редактировать ]
  • Bf 109 G-14/AS, б/н 784993, Музей авиации Кошице, Словакия [ 56 ]
Bf 109 Е-3, 1289 г.
Bf 109 F-2 trop White 6 в Южноафриканском музее
На дисплее
Hispano Aviación HA-1112-M1L Buchon с оригинальной краской ВВС Испании, хранится в Museo del Aire , недалеко от аэропорта Куатро Виентос , Мадрид.
На дисплее
  • HA-1109-K1L c/n 56 C.4J-10 , бывшая площадь 94 "94-28", 94-28 , Museo del Aire, Мадрид [ 59 ]
  • HA-1112-M1L c/n 211 C.4K-148 , ex-471 Sq "471-23", 471-23 , Museo del Aire , Мадрид. [ 60 ]
Хранится или находится на реставрации

Швейцария

[ редактировать ]
На дисплее

Великобритания

[ редактировать ]
Годен к полетам
Bf 109 E-3 3579 в Thunder Over Michigan, когда принадлежал Russell Group в Канаде.
На дисплее
Хранится или находится на реставрации
  • Bf 109 E-1 Wknr неизвестен, бывший испанский ВВС C4E-88, Робс Лэмплау, Хангерфорд
  • Bf 109 E-1 854 , Charleston Aviation Services
  • Bf 109 E-3 1983 г. , ex-5./JG 5 "Red?", Charleston Aviation Services, Колчестер
  • Bf 109 E-3 4034 (G-CDTI), ex-1/JG 77 , ex-8/JG 53 "Black 5", "Black 6" - разбился 11 февраля 1940 года, Rare Aero Ltd, Джерси. [ 82 ] Этот самолет, подаренный ВВС Низаму Хайдарабада, исчез при загадочных обстоятельствах из Индии в 2002 году. [ 83 ] В ответ на эти сообщения Rare Aero заявила, что приобрела самолет законным путем. [ 84 ]
  • Bf 109 F-4 7485 , экс-9./JG 5 "Black 1" Charleston Aviation Services
  • Bf 109 F-4 8347 , экс-6./JG 54 "Yellow 10", Charleston Aviation Services
  • Bf 109 G-6 15458 , ex-8./JG 1 "Black 10", ex-III/JG 1, CW Tomkins Ltd.

Соединенные Штаты

[ редактировать ]
Bf 109 G-10 610824 Blue 4 в музее ВВС США
HA-1112 в Воздушном зоопарке
Годен к полетам
  • Bf 109 E-3 1342 (N342FH), ex-6./JG 51 "Yellow 8" (пилот: Эдуард Хеммерлинг) - разбился: 29 июля 1940 г., Yellow 8 , Flying Heritage Collection, Эверетт, Вашингтон. [ 85 ]
  • Bf 109 G-4 19257 (N109GY), Черный <1 , Training Services Inc , Вирджиния-Бич, Вирджиния [ 86 ]
  • Bf 109 G-6 410077 (NX42109), экс-RK+FY, экс-IV./JG 54 "<+". Восстановлен до летной годности компанией Midwest Aero Restorations для доктора Брюса Винтера. [ 87 ] Двигатель DB 605 восстановлен компанией Vintage Aero Engines.
  • HA-1112-M1L c/n 193 C.4K-130 (N90602), фильм: Битва за Британию "<", Коллекция самолетов Эриксона, Мадрас, Орегон. Восстановлен для полетов с заниженным Allison V-1710, оснащен оригинальным капотом Bf 109 G-10 и измененной конфигурацией хвостового оперения.
  • HA-1112-M1L c/n 220 C.4K-152 (N109TS), фильм: Битва за Британию «Белая 5», Condor, LLC., Сент-Огастин, Флорида.


На дисплее
Хранится или находится на реставрации
  • Bf 109 E-3 2023 г. , бывший Bf 109E-7, экс-8./JG 5 "Black 9" (пилот Вальтер Зоммер) - разбился 27 мая 1943 г., Музей военной авиации. [ 107 ] Вирджиния-Бич, Вирджиния.
  • Bf 109 F-4 8461 , ex-5./JG 27 , Малкольм Лэнг. [ 108 ]
  • Bf 109 F-4 10144, ex-6./JG 5 "Yellow 7" (пилот фл. Альберт Бруннер ) - разбился 5 сентября 1942 года, Air Assets International, Лафайет, Колорадо.
  • Bf 109 G-2 10394 , экс-6./JG 5 «Yellow 2» (пилот фл. Эрвин Фальдик) — разбился 29 апреля 1943 года, Малкольм Лэнг, Техас.
  • Bf 109 G-2 13500 , экс-II./JG ? «Красная 4».
  • Bf 109 F-4 10212 , бывший JG 5 , Air Assets International, Лафайет, Колорадо.
  • Bf 109 F-4 10256 , экс-11./JG 5 "<", (пилот Fw. Хорст Карганико ) — разбился 22 июля 1942 года, Микаэль Р., Фремингем, Массачусетс.
  • Bf 109 F-4 10270 , бывший JG 5 "<", Микаэль Р., Фрамингем, Массачусетс.
  • Bf 109 F-4 10276 , бывший JG 5 , Air Assets International, Лафайет, Колорадо.
  • Bf 109 G-2 13927 , экс-6./JG 5 «Жёлтая 6»
  • HA-1112-M1L c/n неизвестен C.4K-30 , бывший 471 Sq "471-26", фильм: Битва за Британию , Коллекция Эдвардса, Уилсон Эдвардс, Биг Спринг, Техас.
  • HA-1112-M1L c/n 120 C.4K-77 (N700E), Желтый 3 , Самолеты славы, Чино, Калифорния. Находится на реставрации для полетов на Merlin 228 и измененной конфигурации капота в стиле 109G.
  • HA-1112-M1L c/n 129 C.4K-61 (G-AWHE), фильм: Битва за Британию , Коллекция Эдвардса, Уилсон Эдвардс, Биг Спринг, Техас
  • HA-1112-M1L c/n 137 C.4K-116 (N6109), Квантико, Вирджиния.
  • HA-1112-M1L c/n 145 C.4K-105 (N6036), фильм: Битва за Британию «Red 4», бывшая коллекция Эдвардса, Ричард Хансен, Батавия, Иллинойс.
  • HA-1112-M1L c/n неизвестен C.4K-111 , бывший 471 Sq "471-15", фильм: Битва за Британию , Коллекция Эдвардса, Уилсон Эдвардс, Биг Спринг, Техас.
  • HA-1112-M1L c/n 166 C.4K-106 (N90607), фильм: Битва за Британию «Желтая 8», Коллекция Эдвардса, Уилсон Эдвардс, Биг-Спринг, Техас.
  • HA-1112-M1L c/n 187 C.4K-99 (N90604), бывший 7 Sq "7-77", фильм: Битва за Британию "Yellow 5", Yellow 5 , Коллекция Эдвардса, Уилсон Эдвардс, Большая весна, Техас.
  • HA-1112-M1L c/n 190 C.4K-126 (N90603), фильм: Битва за Британию «Красная 9», Коллекция Эдвардса, Уилсон Эдвардс, Биг-Спринг, Техас.
  • HA-1112-M1L c/n 195 C.4K-135 , фильм: Битва за Британию , бывший Музей авиации Победы , Сент-Луис, Миссури.
  • HA-1112-M1L, номер 223 C.4K-154 , фильм: Битва за Британию , Коллекция Эдвардса, Уилсон Эдвардс, Биг-Спринг, Техас.
  • HA-1112-M1L c/n 178 C.4K-178 , фильм: Битва за Британию , бывший Музей авиации Победы , Группа исторических самолетов 1941 года, Дженезео, Нью-Йорк, перестроен с двигателем DB601N.
  • HA-1112-M4L c/n неизвестен C.4K-112 , Принят: ВВС Испании, Присвоен: 7-я эскадрилья (коды: 7 - 92 ), Присвоен: 40-я эскадрилья (коды: 40-2 ), Фильм: 1969 Битва за Британию (маркировка: Red 11 ), продано: 1970 г. Wilson Edwards (N1109G), в настоящее время находится на хранении в коллекции Эдвардса, Wilson Edwards, Биг-Спринг, Техас, отмечен как Red 11 )

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Новарра 1993, с. 189.
  2. ^ Подразделение завода Škoda Works.
  3. ^ «Тема форума», Архивировано 29 октября 2018 г. на авиационных форумах Wayback Machine Key Publishing Ltd. Проверено: 27 мая 2012 г.
  4. ^ 784993 White 13 (коллекция фотографий авиалайнеров)
  5. ^ C4K-131 White 1 (коллекция фотографий авиалайнеров)
  6. ^ «Музей ТАМ» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 17 марта 2008 г.
  7. ^ 14256 Yellow 14 (коллекция фотографий авиалайнеров)
  8. ^ Желтый 14
  9. ^ «Канадский музей авиации» . Архивировано из оригинала 19 марта 2008 г. Проверено 17 марта 2008 г.
  10. ^ 10132 (коллекция фотографий авиалайнеров)
  11. ^ 199178 UC-25. Архивировано 13 апреля 2008 г. в Wayback Machine.
  12. ^ Jump up to: а б Музей авиации - Кбелы. Архивировано 4 апреля 2008 г. в Wayback Machine.
  13. ^ 199565 UC-26 (коллекция фотографий авиалайнеров)
  14. ^ 199565 UC-26. Архивировано 19 июня 2008 г. в Wayback Machine.
  15. ^ 7108 (Сохранившаяся коллекция самолетов Axis)
  16. ^ Финский музей авиации. Архивировано 19 декабря 2008 г. в Wayback Machine.
  17. ^ МТ-507 (коллекция фотографий авиалайнеровj)
  18. ^ 167271
  19. ^ Black 2 (коллекция фотографий авиалайнеров)
  20. Приземление на живот, 18 августа 2013 г.
  21. ^ «Отчет AirVenture: Мессершмитт Bf 109 G-4 «rote 7» » .
  22. ^ HA-1112 139 "7" (коллекция фотографий авиалайнеров)
  23. ^ C4K-87 (коллекция фотографий авиалайнеров)
  24. ^ C4K-172 <- (коллекция фотографий авиалайнеров)
  25. ^ C4K-172 Black 14 (коллекция фотографий авиалайнеров)
  26. ^ C.4K-169
  27. ^ http://www.deutsches-museum.de/en/sammlungen/verkehr/aeronautics/propeller-planes/aeronautics-hall/messerschmitt-me-109 [ постоянная мертвая ссылка ]
  28. ^ 790 <- + - (коллекция фотографий авиалайнеров)
  29. ^ «790 (Коллекция Пола Нанна)» . Архивировано из оригинала 01 января 2018 г. Проверено 17 марта 2008 г.
  30. ^ 790 [ постоянная мертвая ссылка ]
  31. ^ 790
  32. ^ "14753 "Белые 3" " . Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 г. Проверено 17 марта 2008 г.
  33. ^ 19310 White 3 (коллекция фотографий авиалайнеров)
  34. ^ «19310 Белый 3» . Архивировано из оригинала 8 марта 2008 г. Проверено 17 марта 2008 г.
  35. ^ C4J-?? <<< Желтый 4 (коллекция фотографий авиалайнеров)
  36. ^ C.4K-170
  37. ^ C4K-170 Yellow 4 (коллекция фотографий авиалайнеров)
  38. ^ C4K-1 ?? Black 15 (коллекция фотографий авиалайнеров)
  39. ^ 8993 Желтый 3 (страница самолета с сохраненной осью)
  40. ^ «Реестр воздушных судов (G-INFO) | Управление гражданской авиации» .
  41. ^ 782358 112D (коллекция фотографий авиалайнеров)
  42. ^ 15343 (коллекция фотографий авиалайнеров)
  43. ^ «Классические крылья и 109! | Крылья над Новой Зеландией» .
  44. ^ Музей Flyhistorisk. Архивировано 22 февраля 2013 г., archive.today.
  45. Норвежский музей авиации. Архивировано 23 февраля 2013 г., archive.today.
  46. ^ 163306 Red 3 (коллекция фотографий авиалайнеров)
  47. ^ 163306 Красный 3 (югославские Модлеры) [ постоянная мертвая ссылка ]
  48. ^ "163306 "Красный 3" " . Архивировано из оригинала 8 марта 2008 г. Проверено 17 марта 2008 г.
  49. ^ 163306
  50. ^ Fundacja Polskie Orły. Архивировано 5 марта 2010 г. в Wayback Machine.
  51. ^ 411768 "Black 1 (коллекция фотографий авиалайнеров)
  52. ^ 7504 (страница самолета с сохранившейся осью)
  53. ^ 14792 (коллекция фотографий авиалайнеров)
  54. ^ 14792
  55. ^ Югославский музей авиации [ постоянная мертвая ссылка ]
  56. ^ «Проект Мессершмитт» (PDF) .
  57. ^ 1289
  58. ^ Южноафриканский музей военной истории
  59. ^ C4J-10 94-28 (коллекция фотографий авиалайнеров)
  60. ^ C4K-158 (коллекция фотографий авиалайнеров)
  61. ^ Белый 4 (страница самолета с сохраненной осью)
  62. ^ 2242 J-355 (коллекция фотографий авиалайнеров)
  63. ^ «2242 (Коллекция Пола Манна)» . Архивировано из оригинала 01 января 2018 г. Проверено 17 марта 2008 г.
  64. ^ «Музей ВВС Швейцарии» . Архивировано из оригинала 15 января 2006 г. Проверено 17 марта 2008 г.
  65. ^ 2242
  66. ^ "3579 Белый 14" . Коллекция фотографий авиалайнеров.
  67. ^ «Реестр Люфтваффе — сайт ресурсной группы Warbirds» . www.warbirdregistry.org . Проверено 13 сентября 2023 г.
  68. ^ «Бушон | airleasing.co.uk» . Проверено 30 апреля 2023 г.
  69. ^ HA-1112 67 Yellow 14 (коллекция фотографий авиалайнеров)
  70. HA-1112 67 (Любезно предоставлено самолетом). Архивировано 29 декабря 2007 г., в Wayback Machine.
  71. ^ HA-1112 M1L&dataindex=0 "G-AWHE" . Управление гражданской авиации . Проверено 26 июня 2013 г. {{cite web}}: Проверять |url= ценность ( помощь )
  72. ^ C4K-102 Red 1 (коллекция фотографий авиалайнеров)
  73. ^ «Продажи Warbird и классических самолетов | www.platinumfighters.com» . Архивировано из оригинала 01 сентября 2018 г. Проверено 1 сентября 2018 г.
  74. ^ Имперский военный музей . «Мессершмитт Bf 109Е-3 (Me 109E)» . Поиск коллекций IWM . Проверено 23 апреля 2013 г.
  75. ^ 1190 (коллекция фотографий авиалайнеров)
  76. ^ 1190
  77. ^ «Фотографии и фотографии самолетов Messerschmitt Bf 109E-3 - Музеи Королевских ВВС» . Архивировано из оригинала 20 февраля 2008 г. Проверено 17 марта 2008 г.
  78. ^ 4101 Black 12 (коллекция фотографий авиалайнеров)
  79. ^ 4101. Архивировано 5 июня 2011 г. в Wayback Machine.
  80. ^ 4101
  81. ^ «Мессершмитт BF109G-2/Троп» .
  82. ^ 4034
  83. ^ «Тайна исторического самолета – Индийский экспресс» . archive.indianexpress.com . Проверено 25 июля 2022 г.
  84. ^ «Warbirds of India — подтверждено присутствие Gulbarga Me-109 в Великобритании» . 09.10.2017. Архивировано из оригинала 9 октября 2017 г. Проверено 25 июля 2022 г.
  85. Коллекция Flying Heritage . Архивировано 14 сентября 2008 г. в Wayback Machine.
  86. ^ Запрос N-номера в реестре FAA
  87. ^ «FFJournal.net | Midwest Aero Restorations стремится восстановить редкий Мессершмитт» . Архивировано из оригинала 03 августа 2020 г. Проверено 24 ноября 2019 г.
  88. ^ «Messerschmitt Bf 109E-7 'Эмиль' | Музей авиации славы самолетов» .
  89. ^ 5975 (Восстановление Warbird). Архивировано 22 марта 2008 г. на Wayback Machine.
  90. ^ "160163 "Белый 2" " . Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 г. Проверено 17 марта 2008 г.
  91. ^ 160163
  92. ^ «Национальный музей авиации и космонавтики» . Архивировано из оригинала 17 марта 2008 г. Проверено 17 марта 2008 г.
  93. ^ Национальный музей ВВС США. Архивировано 31 мая 2008 г. в Wayback Machine.
  94. ^ «610824 Синий 4» . Архивировано из оригинала 8 марта 2008 г. Проверено 17 марта 2008 г.
  95. ^ 610824
  96. ^ «Мессершмитт Bf 109 G-10 Густав» (PDF) . Эвергринский музей авиации . Архивировано из оригинала (PDF) 31 декабря 2006 года.
  97. ^ «Мессершмитт Bf-109G-10/U4» . Авиалайнеры.нет . Проверено 19 января 2019 г.
  98. ^ «Мессершмитт Bf 109G-10» . Люфтваффе 39-45 . Архивировано из оригинала 13 октября 2016 года . Проверено 20 января 2019 г.
  99. ^ «Bf-109G-10/WkNr.610937» . Реестр боевых птиц . 2002. Архивировано из оригинала 16 декабря 2018 года . Проверено 20 января 2019 г.
  100. ^ «Отличные новости от Фонда Коллингса» . Наблюдатель за боевыми птицами . 11 августа 2015 года. Архивировано из оригинала 10 декабря 2016 года . Проверено 20 января 2019 г.
  101. ^ «611943 Желтый 13» . Архивировано из оригинала 8 марта 2008 г. Проверено 17 марта 2008 г.
  102. ^ 611943
  103. ^ C.4K-100 71-9 (коллекция фотографий авиалайнеров)
  104. ^ HA-1112 392 (коллекция фотографий авиалайнеров)
  105. ^ C.4K-122
  106. ^ Музей авиации ЕАА
  107. ^ Фабрика истребителей. Архивировано 8 февраля 2008 г. в Wayback Machine.
  108. ^ 8461 (страница самолета с сохранившейся осью)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 295b368baef9fdee4029c8a3af7fbd45__1721003340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/29/45/295b368baef9fdee4029c8a3af7fbd45.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
List of surviving Messerschmitt Bf 109s - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)