Jump to content

Мессершмитт Bf 109 на вооружении Югославии

Мессершмитт Bf 109 на вооружении Югославии
цветная фотография самолета в музее
Мессершмитт Bf 109G-2 в Музее авиации в Белграде.
Роль боец
Производитель Мессершмитт
Основной пользователь
  • 2-й истребительный полк
  • 6-й истребительный полк
Карьера
В эксплуатации 1939–1941

Королевские ВВС Югославии (VVKJ) эксплуатировали немецкие Messerschmitt Bf 109 E-3 истребители с августа 1939 года по апрель 1941 года. За этот период VVKJ приобрела 73 самолета Messerschmitt Bf 109E-3 из Германии, что стало второй по величине экспортной продажей самолетов. модель. Когда страна была втянута во Вторую мировую войну под руководством Германии войск Оси в результате вторжения в апреле 1941 года, в общей сложности находилось в эксплуатации 46 югославских Мессершмиттов Bf 109E-3. Они добились некоторых успехов в борьбе с самолетами Люфтваффе , но все югославские Мессершмитты Bf 109E-3 были уничтожены или захвачены во время 11-дневного вторжения.

Во время Второй мировой войны югославские партизаны захватили десять Мессершмиттов Bf 109. Эти небольшие количества были увеличены соглашением 1947 года с Болгарией, по которому Югославия в конечном итоге получила около 120 моделей G и K для оснащения молодых югославских ВВС . Из-за отсутствия запчастей все югославские Bf 109 были сняты с вооружения в 1954 году.

Приобретение

[ редактировать ]

В 1938 году ВВКЯ начал модернизацию своего парка самолетов. После длительных переговоров оно заказало Messerschmitt Bf 109 E-3 50 истребителей у нацистской Германии . За этим последовал еще один заказ на 50 самолетов. [ 1 ] С августа 1939 по конец 1940 г. [ 2 ] Всего по этим контрактам было поставлено 73 самолета. Это была вторая по величине зарубежная закупка варианта истребителя E после Швейцарии. [ 1 ]

Оперативное обслуживание

[ редактировать ]

Королевские ВВС Югославии

[ редактировать ]

Поступив на вооружение, Bf 109E-3 использовались для оснащения 31-й истребительной группы 2-го истребительного полка, базирующейся в Книче , а также 32-й и 51-й истребительных групп 6-го истребительного полка, базировавшихся в Прняворе и Земуне , обе на окраине Белграда. . Bf 109E-3 также эксплуатировались 702-й эскадрильей связи 1-й истребительной бригады, базирующейся в Земуне, а также отдельной истребительной эскадрильей 81-й бомбардировочной группы и Школой авиационной подготовки, базировавшимися в Мостаре . Все эти самолеты использовались в роли истребителей/перехватчиков. [ 3 ] [ 4 ] Непосредственно перед вторжением стран Оси в Югославию в апреле 1941 года 64–65 из первоначальных 73 Bf 109E-3 находились в исправном состоянии. Они были распределены следующим образом: [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]

Выделение самолетов Messerschmitt Bf 109E-3, 6 апреля 1941 г.
Формирование Единица Расположение Самолет Примечания
1-я истребительная бригада
702-я эскадрилья связи
2
2-й истребительный полк
31-я истребительная группа
19
101-я и 141-я эскадрильи
6-й истребительный полк
32-я истребительная группа
27–28
103-я, 104-я и 142-я эскадрильи
51-я истребительная группа
Земун
10
102-я эскадрилья
81-я бомбардировочная группа
3
Отдельная истребительная эскадрилья
Школа воздушной подготовки
Мостар
3

Начиная с 06:45 6 апреля, Люфтваффе начали операцию «Возмездие» — серию согласованных бомбардировок Белграда, которые совпали с воздушными и наземными атаками по всей стране. В течение дня к Белграду приблизилось несколько волн немецких самолетов, первоначально Junkers Ju 87 «Штука» пикирующие бомбардировщики в сопровождении истребителей. Все Bf 109E-3 51-й истребительной группы поднялись навстречу первому натиску, и вскоре к ним присоединились «мессершмитты» 32-й истребительной группы. Семь претензий предъявили пилоты 102-й эскадрильи 51-й истребительной группы, потеряв взамен пять самолетов. 32-я истребительная группа «Мессершмиттов» заявила о потере еще четырех бомбардировщиков, потеряв два своих, хотя еще несколько югославских истребителей были подбиты и повреждены. [ 6 ] Во время первой схватки югославские зенитки вели огонь как по югославским «Мессершмиттам», так и по немецким, не сумев отличить их. [ 7 ]

Югославские ВВС

[ редактировать ]

В октябре 1944 года наступающие партизанские силы захватили восемь Bf 109G в Ковине , к которым в мае 1945 года были добавлены еще Bf 109. Некоторые из этих самолетов были приведены в боевую готовность и приняты на вооружение, совершая боевые вылеты против четников сил в Боснии в начале мая 1945 года и против Хорватские войска в Посавине в конце того же месяца. [ 8 ] После окончания боевых действий они не нашли особого применения и были списаны в 1947 году. [ 9 ] В 1947 году Болгария осознала, что у нее имеется избыток самолетов сверх того, что было разрешено Парижскими мирными договорами , и вместо того, чтобы отказаться от них, было решено передать их Югославии, усилив недавно созданное Югославское Ратно Воздуходувство (JRV). или ВВС Югославии. Первоначальная поставка 48 разобранных Bf 109 была произведена в марте 1947 года, а в июле того же года было заключено соглашение о передаче еще 43 Bf 109, при этом 12 самолетов были переоборудованы в двухместные. [ а ] В 1949 году политические разногласия между Югославией и Советским Союзом (известные как раскол Тито-Сталина ) привели к прекращению поставок из Болгарии после 53 одноместных самолетов (известных как Me 109, а не Bf 109 на вооружении JRV) и шести двухместных самолетов ( обозначенные UMe 109). [ 10 ] Еще три одноместных самолета были переоборудованы в учебно-тренировочные UMe 109 в 1951 году. [ 11 ]

Ме 109 были оснащены 83-м ИАП ( Iovacki Avio Puk — истребительный полк) и 172-м ИАП. [ 12 ] На обоих энергоблоках наблюдался высокий уровень аварийности, [ 13 ] а к концу 1951 года оперативная численность упала до 26 одноместных и 7 двухместных самолетов. [ 14 ] В 1952 году Югославия получила большое количество республиканских F-47D Thunderbolts из Соединенных Штатов вместе с обширными запасами запасных частей, и это позволило в том же году заменить «Мессершмитты», отправив самолеты на хранение. Их списали на слом в 1955 году. [ 14 ]

Сохранившиеся примеры

[ редактировать ]

Два бывших JRV Bf 109G пережили списание и списание югославских Bf 109:

  • Bf 109G-2 Werknummer 14792: построен на заводе Wiener Neustadter Flugzeugwerk (WNF) в январе 1943 года. Входит в состав JRV с декабря 1948 года. С 1961 года выставлен в Музее авиации в Белграде и обозначен как «White 63». [ 11 ]
  • Bf 109G-10 Werknummer 610937: Построен на WNF в январе 1945 года. Передан JRV в марте 1947 года. На факультет машиностроения в Белграде в 1952 году и продан в США в 1986 году. [ 11 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Эти двухместные автомобили имели несколько отличий от модификации G-12, разработанной Мессершмиттом. [ 9 ]
  • Чиглич, Борис (апрель 2024 г.). «След разрушения». Самолет . Том. 52, нет. 4. С. 42–48. ISSN   0143-7240 .
  • Грин, Уильям; Суонборо, Гордон (1994). Полная книга истребителей: иллюстрированная энциклопедия всех построенных и эксплуатируемых самолетов-истребителей . Лондон, Англия: Книги Саламандры. ISBN  978-0-86101-643-3 .
  • Мейсон, Фрэнсис К.; Уорд, Ричард (1973). Messerschmitt Bf 109: Messerschmitt Bf 109 B, C, D, E в Люфтваффе и дипломатической службе . Ридинг, Англия: Osprey Publishing. ISBN  978-0-85045-152-8 .
  • Шорс, Кристофер Ф.; Калл, Брайан и Малиция, Никола (1987). Воздушная война за Югославию, Грецию и Крит, 1940–41 . Лондон: Груб-стрит. ISBN  978-0-948817-07-6 .

Веб-сайты

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cb5432a849b4ec6179b07280ce4e0bfa__1721010900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cb/fa/cb5432a849b4ec6179b07280ce4e0bfa.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Messerschmitt Bf 109 in Yugoslav service - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)