Мессершмитт Bf 109 на вооружении Югославии
Мессершмитт Bf 109 на вооружении Югославии | |
---|---|
Мессершмитт Bf 109G-2 в Музее авиации в Белграде. | |
Роль | боец |
Производитель | Мессершмитт |
Основной пользователь |
|
Карьера | |
В эксплуатации | 1939–1941 |
Королевские ВВС Югославии (VVKJ) эксплуатировали немецкие Messerschmitt Bf 109 E-3 истребители с августа 1939 года по апрель 1941 года. За этот период VVKJ приобрела 73 самолета Messerschmitt Bf 109E-3 из Германии, что стало второй по величине экспортной продажей самолетов. модель. Когда страна была втянута во Вторую мировую войну под руководством Германии войск Оси в результате вторжения в апреле 1941 года, в общей сложности находилось в эксплуатации 46 югославских Мессершмиттов Bf 109E-3. Они добились некоторых успехов в борьбе с самолетами Люфтваффе , но все югославские Мессершмитты Bf 109E-3 были уничтожены или захвачены во время 11-дневного вторжения.
Во время Второй мировой войны югославские партизаны захватили десять Мессершмиттов Bf 109. Эти небольшие количества были увеличены соглашением 1947 года с Болгарией, по которому Югославия в конечном итоге получила около 120 моделей G и K для оснащения молодых югославских ВВС . Из-за отсутствия запчастей все югославские Bf 109 были сняты с вооружения в 1954 году.
Приобретение
[ редактировать ]В 1938 году ВВКЯ начал модернизацию своего парка самолетов. После длительных переговоров оно заказало Messerschmitt Bf 109 E-3 50 истребителей у нацистской Германии . За этим последовал еще один заказ на 50 самолетов. [ 1 ] С августа 1939 по конец 1940 г. [ 2 ] Всего по этим контрактам было поставлено 73 самолета. Это была вторая по величине зарубежная закупка варианта истребителя E после Швейцарии. [ 1 ]
Оперативное обслуживание
[ редактировать ]Королевские ВВС Югославии
[ редактировать ]Поступив на вооружение, Bf 109E-3 использовались для оснащения 31-й истребительной группы 2-го истребительного полка, базирующейся в Книче , а также 32-й и 51-й истребительных групп 6-го истребительного полка, базировавшихся в Прняворе и Земуне , обе на окраине Белграда. . Bf 109E-3 также эксплуатировались 702-й эскадрильей связи 1-й истребительной бригады, базирующейся в Земуне, а также отдельной истребительной эскадрильей 81-й бомбардировочной группы и Школой авиационной подготовки, базировавшимися в Мостаре . Все эти самолеты использовались в роли истребителей/перехватчиков. [ 3 ] [ 4 ] Непосредственно перед вторжением стран Оси в Югославию в апреле 1941 года 64–65 из первоначальных 73 Bf 109E-3 находились в исправном состоянии. Они были распределены следующим образом: [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Формирование | Единица | Расположение | Самолет | Примечания |
---|---|---|---|---|
1-я истребительная бригада
|
702-я эскадрилья связи
|
2
|
—
| |
2-й истребительный полк
|
31-я истребительная группа
|
19
|
101-я и 141-я эскадрильи | |
6-й истребительный полк
|
32-я истребительная группа
|
27–28
|
103-я, 104-я и 142-я эскадрильи | |
51-я истребительная группа
|
Земун
|
10
|
102-я эскадрилья | |
—
|
81-я бомбардировочная группа
|
3
|
Отдельная истребительная эскадрилья | |
—
|
Школа воздушной подготовки
|
Мостар
|
3
|
—
|
Начиная с 06:45 6 апреля, Люфтваффе начали операцию «Возмездие» — серию согласованных бомбардировок Белграда, которые совпали с воздушными и наземными атаками по всей стране. В течение дня к Белграду приблизилось несколько волн немецких самолетов, первоначально Junkers Ju 87 «Штука» пикирующие бомбардировщики в сопровождении истребителей. Все Bf 109E-3 51-й истребительной группы поднялись навстречу первому натиску, и вскоре к ним присоединились «мессершмитты» 32-й истребительной группы. Семь претензий предъявили пилоты 102-й эскадрильи 51-й истребительной группы, потеряв взамен пять самолетов. 32-я истребительная группа «Мессершмиттов» заявила о потере еще четырех бомбардировщиков, потеряв два своих, хотя еще несколько югославских истребителей были подбиты и повреждены. [ 6 ] Во время первой схватки югославские зенитки вели огонь как по югославским «Мессершмиттам», так и по немецким, не сумев отличить их. [ 7 ]
Югославские ВВС
[ редактировать ]В октябре 1944 года наступающие партизанские силы захватили восемь Bf 109G в Ковине , к которым в мае 1945 года были добавлены еще Bf 109. Некоторые из этих самолетов были приведены в боевую готовность и приняты на вооружение, совершая боевые вылеты против четников сил в Боснии в начале мая 1945 года и против Хорватские войска в Посавине в конце того же месяца. [ 8 ] После окончания боевых действий они не нашли особого применения и были списаны в 1947 году. [ 9 ] В 1947 году Болгария осознала, что у нее имеется избыток самолетов сверх того, что было разрешено Парижскими мирными договорами , и вместо того, чтобы отказаться от них, было решено передать их Югославии, усилив недавно созданное Югославское Ратно Воздуходувство (JRV). или ВВС Югославии. Первоначальная поставка 48 разобранных Bf 109 была произведена в марте 1947 года, а в июле того же года было заключено соглашение о передаче еще 43 Bf 109, при этом 12 самолетов были переоборудованы в двухместные. [ а ] В 1949 году политические разногласия между Югославией и Советским Союзом (известные как раскол Тито-Сталина ) привели к прекращению поставок из Болгарии после 53 одноместных самолетов (известных как Me 109, а не Bf 109 на вооружении JRV) и шести двухместных самолетов ( обозначенные UMe 109). [ 10 ] Еще три одноместных самолета были переоборудованы в учебно-тренировочные UMe 109 в 1951 году. [ 11 ]
Ме 109 были оснащены 83-м ИАП ( Iovacki Avio Puk — истребительный полк) и 172-м ИАП. [ 12 ] На обоих энергоблоках наблюдался высокий уровень аварийности, [ 13 ] а к концу 1951 года оперативная численность упала до 26 одноместных и 7 двухместных самолетов. [ 14 ] В 1952 году Югославия получила большое количество республиканских F-47D Thunderbolts из Соединенных Штатов вместе с обширными запасами запасных частей, и это позволило в том же году заменить «Мессершмитты», отправив самолеты на хранение. Их списали на слом в 1955 году. [ 14 ]
Сохранившиеся примеры
[ редактировать ]Два бывших JRV Bf 109G пережили списание и списание югославских Bf 109:
- Bf 109G-2 Werknummer 14792: построен на заводе Wiener Neustadter Flugzeugwerk (WNF) в январе 1943 года. Входит в состав JRV с декабря 1948 года. С 1961 года выставлен в Музее авиации в Белграде и обозначен как «White 63». [ 11 ]
- Bf 109G-10 Werknummer 610937: Построен на WNF в январе 1945 года. Передан JRV в марте 1947 года. На факультет машиностроения в Белграде в 1952 году и продан в США в 1986 году. [ 11 ]
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Мейсон и Уорд 1973 , с. 9.
- ^ Музей авиации, Белград, 2016 .
- ^ Перейти обратно: а б Шорс, Калл и Малиция, 1987 , стр. 187–188.
- ^ Перейти обратно: а б Нихорстер 2016а .
- ^ Нихорстер 2016b .
- ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , стр. 195–198.
- ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , с. 199.
- ^ Чиглич 2024 , стр. 43.
- ^ Перейти обратно: а б Циглич 2024 , стр. 44.
- ^ Чиглич 2024 , стр. 44–45.
- ^ Перейти обратно: а б с Циглич 2024 , стр. 47.
- ^ Чиглич 2024 , стр. 45.
- ^ Чиглич 2024 , стр. 46–47.
- ^ Перейти обратно: а б Чиглич 2024 , с. 48.
Ссылки
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Чиглич, Борис (апрель 2024 г.). «След разрушения». Самолет . Том. 52, нет. 4. С. 42–48. ISSN 0143-7240 .
- Грин, Уильям; Суонборо, Гордон (1994). Полная книга истребителей: иллюстрированная энциклопедия всех построенных и эксплуатируемых самолетов-истребителей . Лондон, Англия: Книги Саламандры. ISBN 978-0-86101-643-3 .
- Мейсон, Фрэнсис К.; Уорд, Ричард (1973). Messerschmitt Bf 109: Messerschmitt Bf 109 B, C, D, E в Люфтваффе и дипломатической службе . Ридинг, Англия: Osprey Publishing. ISBN 978-0-85045-152-8 .
- Шорс, Кристофер Ф.; Калл, Брайан и Малиция, Никола (1987). Воздушная война за Югославию, Грецию и Крит, 1940–41 . Лондон: Груб-стрит. ISBN 978-0-948817-07-6 .
Веб-сайты
[ редактировать ]- «Мессершмитт Bf 109G-2» . Музей воздухоплавания Белград. 2016 . Проверено 7 октября 2016 г.
- Нихорстер, Лео (2016a). «Приказ о боевых действиях на Балканах Королевских ВВС Югославии от 6 апреля 1941 года» . Лео Нихорстер . Проверено 7 октября 2016 г.
- Нихорстер, Лео (2016b). «Приказ о боевых действиях на Балканах, 1-й истребительный авиаполк Королевских ВВС Югославии, 6 апреля 1941 года» . Лео Нихорстер . Проверено 7 октября 2016 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чиглич, Борис; Савич, Драган и Мичевски, Милан (2016). Messerschmitt Bf 109: Югославская история (Том I) - Боевой отчет 1939–1953 гг . Белград, Сербия: Jeroplan Books. ISBN 978-86-909727-2-2 .
- Чиглич, Борис; Савич, Драган и Мичевски, Милан (2018). Messerschmitt Bf 109: Югославская история (Том II) - Боевой отчет 1939–1953 гг . Белград, Сербия: Jeroplan Books. ISBN 978-86-909727-3-9 .
- Грин, Уильям (1987). Аугсбургский орел: Документальная история: Messerschmitt Bf 109 . Борн-Энд, Великобритания: Aston Publications. ISBN 0-946627-17-7 .