Константин Кантакузино (авиатор)
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( февраль 2016 г. ) |
Константин Кантакузино | |
---|---|
![]() Константин Кантакузино | |
Псевдоним(а) | "Базу" |
Рожденный | Бухарест , Королевство Румыния | 11 ноября 1905 г.
Умер | 26 мая 1958 г. Мадрид , Испания | ( 52 года
Верность | Королевство Румыния |
Услуга/ | Королевские ВВС Румынии |
Лет службы | 1941–1945 |
Классифицировать | Капитан |
Единица |
|
Битвы/войны | Вторая мировая война |
Награды | Железный крест 1-го класса |
Константин Кантакузино (по прозвищу Базу ; 11 ноября 1905 — 26 мая 1958) — румынский летчик, ведущий ас-истребитель своей страны времен Второй мировой войны, а также член семьи Кантакузино .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Кантакузино родился в Бухаресте. Его отцом был Михаил Кантакузино , а матерью Мария Тескану Розетти , позже известная как Марука Кантакузино; они оба были из старых румынских дворянских семей. После смерти отца Мария Розетти вышла замуж во второй раз за Джордже Энеску Румынии (величайшего композитора мирового класса и скрипача ).
Константин Кантакузино учился в средней школе в Бухаресте. Он любил автоспорт и мог позволить себе заниматься им постоянно. Он был отличным мотогонщиком, выигравшим несколько гонок, и водителем. Он установил новый рекорд на гонке Париж-Бухарест. Он также играл в теннис и был капитаном румынской хоккейной команды на чемпионатах мира в 1931 и 1933 годах.
Вторая мировая война
[ редактировать ]В 1939 году он выиграл национальные соревнования по высшему пилотажу на своем Bü 133 Jungmeister , а в 1941 году был назначен главным пилотом румынской национальной авиатранспортной компании LARES . Несмотря на то, что это была комфортная работа, ему удалось попасть на передовую в качестве летчика-истребителя в 53-ю истребительную эскадрилью (оснащенную Hurricane Mk.I ).

После взятия Одессы румынская армия сократила численность передовых войск, и он был одним из резервистов, которых отправили домой. Он занял свою должность в LARES. Однако ему удалось вернуться в действительную военную службу в 1943 году. 26 апреля 1943 года он был ремобилизован и направлен в 7-ю истребительную группу, оснащенную новыми Мессершмиттами Bf 109 . 5 мая он прибыл на линию фронта и был назначен командиром 58-й истребительной эскадрильи. 29 июня он и его ведомый вступили в бой с четырьмя Яколевыми , двумя Ла-5 и четырьмя Спитфайрами , пытаясь защитить три румынских бомбардировщика Ju 88 . Его ведомый был сильно ранен и был вынужден вернуться на базу. Он продолжил бой самостоятельно и сбил два «Спитфайра». Его самолет был поврежден, но сумел уйти и совершить посадку на брюхо . Два бомбардировщика были уничтожены. В июле он выполнял как дневные, так и ночные полеты, хотя его самолет не был оборудован для полетов в условиях плохой видимости. Кантакузино пытался остановить советские ночные бомбардировки своего аэродрома. Немцы протестовали, считая его немного сумасшедшим, и в конце концов он отказался от ночных миссий.
27 июля 1943 года сбил советских ВВС летного аса Николая Федоровича Химушина (12 сбитых). В период со 2 по 5 августа он сбил девять самолетов (четыре Яка и пять штурмовиков Ил-2 ), увеличив свой счет до 27. 5 августа он один патрулировал и столкнулся с советским соединением численностью около 40–50 самолетов. (Ил-2 и Яки). Он понимал, что не сможет уничтожить их всех, но чувствовал, что может нанести стройу некоторый урон. Он нырнул в строй Ил-2 и сбил два из них, прежде чем на него напали советские истребители. Ему удалось стряхнуть их и сбить одного. День 16 августа стал отличным днем для летчиков 7-й истребительной группы. На их счету 22 подтвержденных и пять вероятных побед, при этом Кантакузино сбил три (два Ла-5 и Ил-2). 28 августа он получил Железный крест 1-й степени.
Осенью 1943 года Кантакузино заболел, был интернирован в госпиталь и оставлен на фронте, чтобы отдохнуть и восстановиться. 10 февраля 1944 года он вернулся на действительную военную службу в 7-ю истребительную группу, которую отправили на фронт вместе с Советами в Молдове . 15 апреля произошел налет ВВС США , и Кантакузино и его ведомые атаковали группы бомбардировщиков и сбили шесть B-24 «Либерейтор» (один принц получил сам). Он продолжал летать против советских ВВС и одержал несколько побед.
В августе 1944 года Кантакузино стал командиром 9-й истребительной группы , сменив на этом посту капитана Александру Шербэнеску , сбитого в бою с американскими истребителями 18 августа.
После 23 августа 1944 года, когда Румыния вышла из состава Оси , Люфтваффе начали бомбить Бухарест с аэродромов недалеко от столицы, которые все еще находились в руках Германии. На защиту столицы были переброшены остатки 7-й и 9-й истребительных групп. сбил 3 Heinkel He 111 Кантакузино по этому случаю .
Позже Кантакузино вылетел со специальной миссией: доставить подполковника Джеймса Ганна III , самого высокопоставленного американского военнопленного в Румынии, на авиабазу в Фодже и вернуться в Румынию с B-17, переоборудованными для перевозки и перебросить по воздуху более 1000 человек. Американские военнопленные в так называемой операции «Воссоединение» . Он вернулся на P-51 Mustang, потому что его Bf 109 был поврежден американским пилотом. Ему понадобился всего один полет, чтобы ознакомиться с новым самолетом и поразить американцев своим пилотажем. Находясь в Италии, к Кантакузино относились как к гостю и даже встречались с Верховным главнокомандующим союзных войск на Средиземноморском театре военных действий . [ 1 ]
25 февраля 1945 года, пилотируя свой Мессершмитт Bf 109G, он сбил один Фокке-Вульф Fw 190, пилотируемый Германом Хаймом. Это произошло примерно в 3 км от Зволенска Слатины в Чехословакии.
Кантакузино одержал 43 победы в воздухе (одна общая) и 11 неподтвержденных. Согласно системе подсчета, использовавшейся на протяжении большей части войны, его общее количество убитых составило 69, что является самым высоким показателем в румынских ВВС .

После Второй мировой войны
[ редактировать ]После окончания войны Кантакузино был демобилизован и вернулся в ЛАРЕС. СССР установил коммунистический режим , который конфисковал частную собственность и начал сажать в тюрьмы старую элиту и противников режима. Кантакузино потерял всю свою землю, и вскоре его покинула жена. В 1946 году он женился на Нади Грей . Ему удалось бежать в Италию в 1947 году, а затем он поселился в Испании. Там румынская община помогла ему купить себе самолет, чтобы зарабатывать на жизнь авиашоу. Он умер 26 мая 1958 года. [ 2 ]
Он был отцом писательницы Оаны Орлеа .
Обслужено единиц
[ редактировать ]- 5 июля - 31 октября 1941 г. - 53-я истребительная эскадрилья.
- 26 апреля 1943 г. - 31 мая 1944 г. - 7-я истребительная группа.
- 31 мая 1944 г. - 9 мая 1945 г. - 9-я истребительная группа.
Боевых вылетов: 608
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Армэ, Александру (2020). «Репатриация американских и британских пленных из Румынии». История . Нет. 216. стр. 58–62. ISSN 1582-7968 .
- ^ Илие, Корнел-Константин (2008). Между Беллу и Монпарнасом: известные румыны перед лицом смерти [ Между Беллу и Монпарнасом: известные румыны перед лицом смерти ] (на румынском языке). Бухарест: История. п. 31. ISBN 978-9-73178-119-8 .
- Бернад Денес, румынские асы Второй мировой войны , 2003, Osprey Publishing, Оксфорд, Англия.
- Бернад Денес, «ВВС Румынии, лучшее десятилетие 1938–1947»
- Виктор Ницу, «Константин «Базу» Кантакузино - принц асов» , в Ace Stories о Второй мировой войне.
- Василе Тюдор, «Константин «Базу» Кантакузино – «Принц тузов», 2000, издательство Modelism Publishing
- Василе Тюдор, «Воздушная война в Румынии. 1941–1944», Питешти, Ред. Печать, 2006 г.