Операция Воссоединение
Операция Воссоединение | |
---|---|
Часть кампании западных союзников в Румынии. | |
Запланировано | Джеймс А. Ганн III, Константин «Базу» Кантакузино и Чарльз Ф. Борн |
Под командованием | Джеймс А. Ганн III |
Цель | союзников Репатриация военнопленных из Румынии |
Дата | 31 августа - 3 сентября 1944 г. |
Исполнил | Пятнадцатая воздушная армия |
Операция «Воссоединение» — военная операция ВВС США , направленная на репатриацию Румынии военнопленных союзников из после перехода последней на другую сторону в 1944 году. Операции предшествовала операция «Ганн» , названная в честь подполковника (подполковника) Джеймса А. Ганна, которая целью было установление связи между Бухарестом и командованием 15-й воздушной армии из Бари .
В ходе операции более 1000 американских, британских, голландских и французских пленных были переброшены по воздуху в Италию .
Фон
[ редактировать ]После того, как Румыния вступила во Вторую мировую войну на стороне Оси , западные союзники начали воздушную кампанию над страной , которая была в основном направлена на уничтожение румынских нефтеперерабатывающих заводов , снабжавших силы Оси. Другие бомбардировки проводились над железнодорожными станциями , заводами и узлами связи. Не сумев достичь своей цели, кампания была отменена 19 августа 1944 года по требованию советского командования, которое собиралось начать крупное наступление на Румынию . [1] С начала кампании и до ее конца союзные войска потеряли около 324 самолетов, при этом потеряно 2500 авиаторов , из которых к 1944 году более 1000 все еще находились в плену в Румынии. [2] [3]
23 августа и репрессии Германии
[ редактировать ]После переворота короля Михаила 23 августа 1944 года немецкие войска из Бухареста получили приказ от генерала Константина Сэнэтеску , нового премьер-министра Румынии , отступить к венгерской границе. Однако, когда отступающие войска достигли Бэнясы на пути к Плоешти , генерал Альфред Герстенберг , командующий немецким генералом, приказал всем оставшимся войскам и частям Люфтваффе вернуться в Бухарест и занять аэропорты Бэняса и Отопени . Отсюда немецкие самолеты начали бомбить город . [4] [5]
Поскольку немецкие рейды продолжались, пленных союзников были освобождены из Тимишул-де-Жос и Бухарест лагерей для военнопленных , им разрешили прятаться в траншеях снаружи, а также им дали огнестрельное оружие для самозащиты. [3] В то же время делегация пленных обратилась к генералу Раковицэ , военному министру , с просьбой организовать из них боевую часть под румынским командованием для борьбы с немцами. По запросу около 900 военнопленных из Бухареста были переведены в казармы 4-го полка Ванатори , к югу от Генчи . Им были выданы карабины , пистолеты, а также два грузовика и два мотоцикла с колясками , и они были организованы в батальон из четырех рот . Однако американское подразделение для военнопленных просуществовало недолго, поскольку командование румынских офицеров определило, что американским летчикам не хватает дисциплины и подготовки, необходимых для борьбы с немцами. [6] Однако американским пленным было приказано передвигаться, если это возможно, в автомобилях с открытым верхом , чтобы население могло их увидеть и сообщить своим немецким друзьям, что американские войска находятся в Бухаресте. [4] Несколько американцев были убиты во время немецких рейдов, другие были ранены. [7]
В это время также возникла проблема репатриации военнопленных союзников до прибытия советских войск , которые могли бы использовать их в качестве разменной монеты. [2] Как сказал самый высокопоставленный американский офицер подполковник Джеймс «Пэппи» Ганн: [8] бывший командир 454-й бомбардировочной группы , сбитый 17 августа, разработал план репатриации американских и британских летчиков. [3] [9]
24 августа Ганн встретился с Валериу «Рикэ» Георгеску, бывшим сотрудником британского управления специальных операций , который был освобожден из тюрьмы в тот же день. [3] [10] Георгеску также удалось связаться по радио с каирским командованием и запросить срочный авиаудар по позициям немецких войск в Бэнясе и Отопени. В то же время Джорджеску представил Ганна премьер-министру Сэнэтеску, генералу Раковицэ и Юлиу Маниу , лидеру Национальной крестьянской партии . [4]
Авиаудар по аэропортам Бэняса и Отопени произошел 26 августа. Его выполнили 228 бомбардировщиков В-24 15-й воздушной армии в сопровождении 151 Р-51 «Мустанг». [11] [12]
Препараты
[ редактировать ]Когда немцы были уничтожены и бомбардировки прекращены, Рика Георгеску отвез подполковника Ганна на аэродром Попешти-Леордень , где они встретились с капитаном (капитаном) Константином «Базу» Кантакузино , ведущим асом Румынии и командиром 9-го истребительного полка. Группа. [4] [13] После обсуждений Кантакузино предложил Ганну полететь в Италию на бомбардировщике SM 79 Королевских ВВС Румынии . После 30-минутного полета самолет вернулся, так как у него возникли проблемы с двигателями Jumo 211 . [14] Не испугавшись, Кантакузино предложил Ганну самому доставить его в Италию на своем «Мессершмитте» Bf 109 . [3] [4]
На следующий день истребитель был подготовлен: с него сняли радиооборудование, чтобы освободить место для пассажира, и нанесли американскую маркировку и большой американский флаг на каждую сторону фюзеляжа . [13] Хотя Ганн рекомендовал им летать «на палубе», чтобы избежать обнаружения немецкими радарами , Кантакузино предпочитал летать на высоте более 4000 м (13 000 футов) из-за своей низкой уверенности в Bf 109 в таком долгом путешествии. [15] После двухчасового полета Bf 109G-6 Кантакузино достиг аэродрома Сан-Джованни недалеко от Чериньолы , следуя карте, нарисованной Ганном. [3] [8] По указанию американского офицера Кантакузино опустил закрылки и шасси и покачал крыльями из стороны в сторону, прежде чем приземлиться. [16] После приземления Кантакузино подрулил к персоналу базы и попросил отвертку, которую он затем использовал, чтобы открыть радиоотсек самолета и вернуть Ганна. [3] [8] Выздоровев, так как во время полета он страдал от гипоксии из-за нехватки кислорода, Ганн связался с командованием 15-й воздушной армии. [14]
Операция Ганн
[ редактировать ]Затем их обоих перевезли в Бари , где вместе с генералом Чарльзом Ф. Борном начали разрабатывать план по возвращению пленных из Румынии. Первоначальный план был завершен 28 августа. Операция должна была называться «Операция Ганн» в честь подполковника Ганна, и ее целью было установление связи между Бари и Бухарестом . Он был разделен на два этапа: первый с капитаном. Кантакузино вылетел обратно в Румынию, чтобы подтвердить, что аэродром Попешти-Леордень все еще находится под контролем Румынии, а второй - с двумя бомбардировщиками B-17, перевозящими радиооборудование и персонал в Румынию. [3]
Поскольку американский летчик совершил наземную петлю » Кантакузино и повредил «Мессершмитт , румынскому пилоту предложили P-51 Mustang . полететь на [3] Задача обучения Кантакузино на Мустанге была поручена капитану. Уолтер Дж. Гохаузен, который научил его только основам управления Мустангом. Поднявшись в воздух для испытательного полета, Базу начал выполнять несколько фигур высшего пилотажа и посадил самолет, «как будто он всегда на нем летал». [17]
Кантакузино должны были сопровождать три других «Мустанга», которым было приказано сбить его, если произойдет что-нибудь подозрительное. Они должны были взлететь 29 августа, и в Попешти-Леордени Кантакузино должен был приземлиться и оценить ситуацию на аэродроме. После этого он должен был подать сигнал сопровождающим P-51, выпустив двойную желтую сигнальную ракету , если аэродром все еще находился под контролем Румынии, двойную красную сигнальную ракету, если аэродром небезопасен, и одинарную зеленую сигнальную ракету, если истребителям сопровождения придется подождать еще некоторое время. пять минут. Если сигнала не поступало в течение 15 минут, предполагалось, что в этом районе приземлиться небезопасно. [3]
Чтобы сохранить миссию в секрете как от немцев, так и от Советов, [19] Американские пилоты должны были передать коды «У меня шесть ноль шесть галлонов бензина, повторите, у меня есть шесть ноль шесть», если аэродром безопасен, и «Потолок и видимость ноль ноль, повторите ноль ноль», если это не так. В случае получения положительного кода два B-17 должны были взлететь с аэродрома Бари под прикрытием двух соединений по 16 P-51 в каждом. После получения сигнала с земли и после разведки местности истребителями сопровождения B-17 должны были приземлиться, выгрузить технику и личный состав, взять максимум 10 военнопленных, если таковые присутствовали на аэродроме, и немедленно взлететь. [3]
Во время полета над Югославией Кантакузино неожиданно вырвался из строя и один раз выстрелил из пулеметов своего самолета, прежде чем вернуться на свое место. Позже американские летчики объяснили этот жест тем, что Кантакузино проверял, вооружен ли его самолет на случай, если на них могут напасть немецкие самолеты. [17] Остальная часть миссии прошла по плану: Кантакузино отправил сигнал о том, что аэродром безопасен, затем сопровождающие «Мустанги» передали сообщение, которое было получено метеорологическим самолетом над Югославией и далее передано в Бари. Два B-17 и персонал под командованием полковника Джорджа Крейгера благополучно приземлились в Румынии и были встречены Рикэ Джорджеску, который к этому моменту был назначен государственным секретарем Министерства экономики . Поскольку на следующий день радиосвязь с Бари установить не удалось, капитан. Кантакузино забрал свой P-51 обратно в Италию с письмом, содержащим необходимую информацию для операции «Воссоединение», которая должна была начаться 31 августа. [3]
Операция Воссоединение
[ редактировать ]B-17, которым предстояло лететь, были переконфигурированы так, чтобы вмещать до двадцати пассажиров в бомбовых отсеках , а несколько бомбардировщиков также были модифицированы для размещения до десяти пациентов на носилках, которым требовалась дополнительная медицинская помощь. Экипажи бомбардировщиков были сокращены с девяти-десяти до шести, чтобы освободить место для большего количества личного состава. [20]
Поскольку некоторые бывшие заключенные были разбросаны по стране с помощью местных жителей, были разосланы радиопередачи и пресс-релизы с инструкциями о том, что им необходимо явиться в отель «Амбасадор» для эвакуации. Чтобы обеспечить транспортировку пленных на аэродром, секретарь Георгеску договорился с полковником Виктором Домбровским , мэром Бухареста , о реквизиции около 57 автобусов из столицы. Некоторые автобусы пришлось доехать до Брашова, чтобы забрать заключенных, которых не было в Бухаресте. Раненых военнопленных до аэродрома сопровождали Кэтрин Караджа и два американских медика . [4] [21]
31 августа, когда советские войска вошли в Бухарест, [4] Первые 38 B-17, все из 5-го бомбардировочного авиаполка , вылетели со своих баз в Италии в Попешти-Леордени четырьмя волнами, вернувшись полностью загруженными военнопленными. Истребительное прикрытие обеспечивали « Лайтнинги» Р-38 , 1-й 14 -й и 82-й истребительных групп , а также «Мустанги» Р-51 31-й , 325-й и 332-й истребительных групп . Первый день операции завершился тем, что в Бари прибыли 740 эвакуированных. [20] На обратном пути несколько румынских Bf 109 также присоединились к эскорту бомбардировщиков, пока «Лайтнинги» не заняли свое место в Югославии. [22]
1 сентября 16 B-17 вылетели в Румынию в сопровождении летчиков Таскиги из 332-й истребительной группы. Бомбардировщики перевозили по 20 пассажиров каждый, а один B-17 перевозил 10 пациентов на носилках. В последний день операции, после перерыва 2 сентября, три B-17 и C-47 Skytrain забрали последних пассажиров. [20]
Операция завершилась тем, что Пятнадцатые воздушные силы перебросили по воздуху 1162 бывших заключенных, из которых 1127 американцев, 31 британец, двое голландцев, один француз и один румын, утверждавшие, что они являются американскими гражданами. Всего в операции приняли участие 59 В-17, 94 Р-38, 281 Р-51 и С-47. Серьезного сопротивления противника не было, только умеренный зенитный огонь, два Ju 52 были сбиты, и два Bf 109, один из которых был поврежден. Один P-38 был потерян во время миссии. [10] [20]
Последствия
[ редактировать ]После перевозки в Италию бывшие заключенные были доставлены на корабле в США и демобилизованы. [10] По завершении миссии несколько американских генералов, в том числе Айра К. Икер и Натан Ф. Твининг , отправились в Бухарест, чтобы лично поблагодарить короля Майкла, секретаря Георгеску и других, которые помогали в миссии. [4]
Подполковнику Джеймсу Ганну было предложено получить Почетную медаль в 1990-х годах. [8] но был посмертно награжден Серебряной звездой в 2014 году. [23] [24]
установлен памятник в честь американских пленных из Румынии В Мемориальном парке Национального музея ВВС США . [10] К 70-летию операции Ассоциацией бывших военнопленных Румынии и при поддержке посольства США было организовано мероприятие , в ходе которого родственники бывших военнопленных посетили места расположения лагерей для военнопленных и были собраны средства. за пожертвование на благотворительность в Румынии. [22]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фрэнк Джозеф (2011). Военно-воздушные силы стран Оси: полеты на поддержку немецких люфтваффе . АВС-КЛИО. стр. 171–175. ISBN 9780274988747 .
- ^ Jump up to: а б Александр Арма. «Операция «Воссоединение». Репатриация американских и британских пленных из Румынии» . История (на румынском языке) . Проверено 19 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «Операция Ганн» . iar80flyagain.org (на румынском языке). 2022-10-28.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час В.К. Георгеску (январь 1990 г.). «Письма Джорджеску» . 450thbg.com . Проверено 19 января 2024 г.
- ^ Николае Юрка. «Прощай вечер — контраманда» . memoria.ro (на румынском языке) . Проверено 18 февраля 2024 г.
- ^ Арма 2020 , стр. 56–57.
- ^ Шульц 2013 , с. 100.
- ^ Jump up to: а б с д Мэтт Пул (21 октября 2014 г.). «Полковник ВВС США получит посмертную серебряную звезду за полет на Bf 109G» . ключ.аэро .
- ^ «Полковник Джеймс Александр Ганн III ВВС США» . Национальный музей авиации и космонавтики . Проверено 19 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Операция Воссоединение (II)» . iar80flyagain.org (на румынском языке). 2022-10-28.
- ^ Махони, Кевин А. (2013). Пятнадцатые воздушные силы против Оси: боевые миссии над Европой во время Второй мировой войны . Лэнхэм, Мэриленд : Scarecrow Press. стр. 216–217. ISBN 9780810884953 .
- ^ «Объединенные B-24 Liberators 98-й бомбардировочной группы 15-й воздушной армии, бомбят аэродром в Отопень, Румыния. 26 августа 1944 года» . Национальное управление архивов и документации . Проверено 19 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Операция «Воссоединение»: репатриация военнопленных времен Второй мировой войны» . dailydosedocumentary.com . 09.09.2020.
- ^ Jump up to: а б Арма 2020 , стр. 58.
- ^ Том Лемлейн (25 января 2024 г.). «Операция Ганн: великий побег по воздуху во время Второй мировой войны» . Оружейная жизнь .
- ^ Шульц 2013 , с. 102.
- ^ Jump up to: а б Арма 2020 , стр. 60.
- ^ «Требуется информация P-51 43-24857» . warbirdinformationexchange.org . Проверено 20 января 2024 г.
- ^ «Операция Воссоединение» . кодовые имена.информация . Проверено 19 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д Дэниел Хоулман (30 мая 2012 г.). «Операция «Воссоединение» и летчики Таскиги» (PDF) . Агентство исторических исследований ВВС .
- ^ «Операция Воссоединение (I)» . iar80flyagain.org (на румынском языке). 2022-10-28.
- ^ Jump up to: а б Арма 2020 , стр. 64.
- ^ Кевин Лилли (21 октября 2014 г.). «Вдова пилота получает Серебряную звезду через 70 лет после героического побега» . Таймс ВВС .
- ^ «Ганн, Джеймс Александр, III, полковник» . airforce.togetherweserved.com . Проверено 21 января 2024 г.
Библиография
[ редактировать ]- Армэ, Александру (2020). «Репатриация американских и британских пленных из Румынии». История (на румынском языке). № 216. ISSN 1582-7968 .
- Шульц, Дуэйн (2013). «Пилот, принц и спасение» (PDF) . Ежеквартальный журнал военной истории . № Осень 2013. ООО «Исторнет». ISSN 1040-5992 . Архивировано из оригинала (PDF) 18 января 2024 года.