Polikarpov I-16
И-16 | |
---|---|
И-16 Тип 5 в Мемориальном музее Валерия Чкалова , Чкаловск, Россия | |
Роль | боец |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Производитель | Завод № 21 ( Горький ), Завод № 39 ( Москва ), Завод № 153 ( Новосибирск ), Завод № 458 ( Ростов-на-Дону / Баку ) |
Дизайнер | ОКБ Н.Н. Поликарпова |
Первый полет | 30 декабря 1933 г. (ЦКБ-12). |
Введение | Март 1935 г. |
Ушедший на пенсию | 1945 ( ВВС СССР ), 1953 ( ВВС Испании ) |
Основные пользователи | Советские ВВС Республиканские ВВС Испании Китайские националистические ВВС |
Произведено | Ноябрь 1933 – 1942 гг. |
Количество построенных | 10 292 (6 848 бойцов и 3 444 тренера) [ 1 ] |
Развитый в | Polikarpov I-180 |
Поликарпов И-16 ( русский : Поликарпов И-16 ) — советский одномоторный одноместный истребитель революционной конструкции; это был первый в мире свободнонесущий истребитель- моноплан с низкорасположенным крылом и убирающимся шасси, дошедший до боевого состояния, и поэтому «ввел новую моду в конструкции истребителей». [ 2 ] И-16 был представлен на вооружение в середине 1930-х годов и составил основу советских ВВС в начале Второй мировой войны . Миниатюрный истребитель, прозванный « Ишак » или « Ишачок » (« осел советскими летчиками » или «ослик»), сыграл заметную роль во Второй китайско-японской войне . [ 3 ] битва на Халхин-Голе , [ 3 ] Зимняя война и гражданская война в Испании [ 4 ] [ 5 ] называли его Рата (« крыса - где националисты Моска (« муха ») или республиканцы »). Финны назвали самолет Сиипиорава «( летяга )». [ 6 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Работая над бипланом Поликарпов И-15 , Николай Николаевич Поликарпов приступил к проектированию перспективного истребителя-моноплана. Он отличался передовыми инновациями, такими как убирающееся шасси и полностью закрытая кабина, а также был оптимизирован для скорости благодаря короткому, короткому фюзеляжу и радиальному двигателю Wright R-1820 в капоте NACA . Самолет небольшой, легкий и простой в сборке. [ нужна ссылка ]
Полномасштабные работы над прототипом ЦКБ-12 начались в июне 1933 года, а в серию самолет был принят 22 ноября 1933 года, за месяц до подъема в воздух. ЦКБ-12 имел смешанную конструкцию, с деревянным монококовым фюзеляжем и крыльями с лонжероном из хромомолибденовой стали ХМА, дюралюминиевыми нервюрами и обшивкой из алюминиевого сплава Д1 по центральной и передней кромкам, остальные части крыльев тканевые. покрытый. Еще одной современной особенностью были элероны , которые проходили почти по всей задней кромке крыла, а также работали как закрылки (наподобие более современных флаперонов ) с наклоном на 15 °. Кабина была покрыта фонарем шириной 40 сантиметров (16 дюймов) с трубчатым прицелом типа Aldis, который мог перемещаться вперед и назад на полозьях, оснащенных резиновыми эластичными шнурами. Топливный бак емкостью 225 л (59,4 галлона США) был установлен прямо перед кабиной. Основное шасси полностью убирается с помощью рукоятки. Вооружение состояло из пары 7,62×54 ммR (0,30 дюйма). Пулеметы ШКАС в крыльях, установленные на внешней стороне основного шасси и боекомплект в 900 патронов. [ нужна ссылка ]
Эти особенности были предложены сначала Андреем Туполевым ; однако НИИ ВВС больше беспокоили нагрузки, которым типичный боевой самолет подвергается в бою, и поначалу считали риск слишком большим. Однако ЦАГИ с помощью 3-й конструкторской бригады под руководством Павла Сухого и Александра Путилова в конце концов убедил НИИ ВВС, что предложенное не только осуществимо, но и повысит летно-технические характеристики самолета. [ нужна ссылка ]
ЦКБ-12 был разработан под 9-цилиндровый звездообразный двигатель Wright Cyclone SR-1820-F-3 (мощность 529 кВт/710 л.с.); о лицензии на производство этого двигателя под руководством ОКБ-19 Швецова в Советском Союзе велись переговоры . Поскольку лицензия еще не была одобрена, Поликарпову было предложено довольствоваться менее мощной М-22 (советская версия «Гном-Рон Юпитер 9ASB», которая сама по себе была лицензионной версией «Бристоль Юпитер VI») мощностью 358 кВт (480 кВт). хп). Это было сочтено приемлемым, поскольку прогнозируемая максимальная скорость по-прежнему превышала 300 км/ч (185 миль в час). [ нужна ссылка ]
ЦКБ-12 с двигателем М-22 впервые поднялся в воздух 30 декабря 1933 года под знаменитого советского летчика-испытателя Валерия Чкалова управлением . Второй ЦКБ-12 с двигателем «Циклон» и трехлопастным винтом поднялся в воздух в январе следующего года. Первые государственные испытания в феврале 1934 года показали очень хорошую маневренность, но самолет не переносил резких поворотов управления. Таким образом, на ЦКБ-12 признали опасным для полетов и все фигуры высшего пилотажа запретили . Предпочтение было отдано версии М-22 из-за вибрации самолета с двигателем «Циклон». Пилоты сразу же отметили трудности с подъемом в кабину - особенность, которая сохранялась на протяжении всего срока службы И-16. Прежде чем продолжить испытательные полеты, конструкторам пришлось ответить на вопрос о поведении самолета при вращении. Испытания в аэродинамической трубе предполагали, что ЦКБ-12 с коротким хвостом войдет в необратимый штопор , но для подтверждения этого были необходимы реальные испытания. Поскольку двигатели «Циклон» были редкостью, для этой цели было решено рискнуть прототипом М-22. 1 и 2 марта 1934 года Чкалов выполнил 75 вращений и обнаружил, что самолет имеет очень мягкое поведение сваливания (наклон крыла и восстановление без участия пилота при увеличении скорости полета), а преднамеренное вращение можно легко прекратить, переведя органы управления в нейтральное положение. позиция. Рассказы о жестоком вращении И-16, увековеченные в современной литературе, необоснованны (возможно, экстраполированы из опыта Джи-Би). [ нужна ссылка ] На самом деле собрат И-16, биплан Поликарпова И-153 , демонстрировал гораздо худшие штопарные характеристики. [ нужна ссылка ]
Эксплуатационные испытания нового истребителя, получившего обозначение И-16 , начались 22 марта 1934 года. Прототип М-22 достиг скорости 359 км/ч (223 мили в час). Новаторское наличие сложной конструкции основного шасси с тремя стойками, убирающейся вручную, было склонно к заклиниванию и требовало значительной силы от пилота, который непосредственно управлял верхним концом самой задней стойки, перемещаемым с помощью домкрата, поворачиваемого вручную, и вращающегося по размаху внутри конструкции крыла. «скользить» наружу и внутрь с каждой стороны, чтобы соответственно втягивать и выдвигать главную передачу, при этом главная стойка (самая передняя из трех частей) должна сокращать свою длину во время втягивания, чтобы соответствовать основное колесо в нижнюю часть фюзеляжа, что достигается за счет геометрического расположения стойки средней стойки и расположения шарниров. [ 7 ] Большинство испытательных полетов выполнялось с выдвинутым шасси. 1 мая 1934 года прототип М-22 участвовал в облёте Красной площади . Было поставлено около тридцати самолетов И-16 Тип 1, но они не были приписаны ни к одной ВВС истребительной эскадрилье . Большинство пилотов, летавших на И-16 Тип 1 в целях оценки, не обнаружили у этого самолета многих положительных качеств. Независимо от мнения пилотов, большое внимание было сосредоточено на самолетах с двигателями «Циклон» и М-25 (лицензионный «Циклон»). 14 апреля 1934 года прототип «Циклона» был поврежден, когда одна из стоек шасси разрушилась во время руления.
Третий прототип с двигателем «Циклон» включал в себя ряд аэродинамических улучшений и был доставлен на государственные испытания 7 сентября 1934 года. Максимальная скорость 437 км/ч (270 миль в час) больше не удовлетворяла ВВС, которым теперь нужен был экспериментальный Назаров М. Двигатель -58 и скорость 470 км/ч (290 миль в час). Впоследствии версия с двигателем М-22 поступила в производство на заводе 21 в Нижнем Новгороде и заводе 39 в Москве . Поскольку это был четвертый самолет, выпускавшийся этими заводами, он получил обозначение И-16 Тип 4 . Самолету, оснащенному этими новыми двигателями, требовался слегка измененный корпус планера, включая броню пилота и изменения в створках шасси (в частности, откидной нижней дверце основного колеса). [ 8 ] чтобы обеспечить полное закрытие.
М-25 оснащался И-16, И-16 Тип 5 отличался новым капотом двигателя, который был немного меньше в диаметре и имел девять обращенных вперед радиально расположенных жалюзи для управления потоком охлаждающего воздуха, а также модернизированную выхлопную систему с восемью отдельными заглушки розеток и другие изменения. М-25 имел мощность 474 кВт (635 л.с.) на уровне моря и 522 кВт (700 л.с.) на высоте 2300 м (7546 футов). Из-за низкого качества остекления фонаря пилоты И-16 Тип 5 обычно оставляли фонарь открытым или полностью удаляли заднюю часть. К моменту появления Type 5 это был самый легкий серийный истребитель в мире (1460 кг/3219 фунтов), а также самый быстрый в мире, способный развивать скорость 454 км/ч (282 миль в час) на высоте и 395 км/ч. (245 миль в час) на уровне моря. Хотя Type 5 не мог выполнять маневры с высокой перегрузкой, как другие истребители, он обладал превосходной скоростью и скороподъемностью, а также имел чрезвычайно отзывчивое управление элеронами, что давало ему очень хорошую скорость крена, что приводило к точным маневрам на петлях и расщеплении. SS .
Всего было выпущено 7005 одноместных и 1639 двухместных учебно-тренировочных вариантов. [ нужна ссылка ]
Операционная история
[ редактировать ]Первоначальный опыт эксплуатации показал, что пулеметы ШКАС имеют склонность к заклиниванию. Это произошло из-за того, что пушки были установлены в крыльях в перевернутом положении для облегчения посадки. Проблема была решена в более поздних модификациях. Оценки пилотов подтвердили опыт работы с прототипами. Органы управления были легкими и очень чувствительными, резкие маневры приводили к вращению, а поведение при вращении было превосходным. Крен элеронов мог быть выполнен менее чем за 1,5 секунды (скорость крена более 240 градусов в секунду). Стрельба из пулеметов велась по тросу, и требуемое усилие в сочетании с чувствительным управлением затрудняло точное прицеливание. Перекос веса сзади облегчил управление И-16 на неподготовленных аэродромах, поскольку самолет вряд ли перевернулся через нос, даже если передние колеса закопались.
И-16 был трудным в управлении истребителем. У пилотов была плохая видимость, [ 9 ] фонарь имел тенденцию загрязняться моторным маслом, а подвижная часть была склонна захлопываться во время резких маневров, из-за чего многим пилотам приходилось фиксировать его в открытом положении. Передняя часть фюзеляжа с двигателем располагалась слишком близко к центру тяжести пилота , а кабина — слишком далеко назад. «Поликарпов» имел недостаточную продольную устойчивость и управлять самолетом «без рук» было невозможно. [ 10 ]
Гражданская война в Испании
[ редактировать ]В начале гражданской войны в Испании в 1936 году республиканские силы выступили за истребительную авиацию. Получив оплату золотом, Иосиф Сталин отправил около 475 [ 11 ] И-16 Тип 5 и Тип 6. Первые И-16 появились в небе Испании в ноябре 1936 года. [ 12 ] Монопланы Поликарпова получили боевое крещение 13 ноября 1936 года, когда двенадцать И-16 перехватили бомбардировку Мадрида националистами. Советские летчики одержали четыре победы в воздухе, а два немецких пилота Heinkel He 51 погибли. Но Советы тоже понесли потери; командир группы столкнулся с самолетом противника, еще один пилот И-16 совершил аварийную посадку. [ 13 ] Поликарповы сразу же начали доминировать над противника Heinkel He 51 и Arado Ar 68. бипланами [ нужна ссылка ] и оставался неоспоримым до появления на вооружении Мессершмитта Bf 109 . Прибытие новейших Bf 109B и подавляющее численное превосходство истребителей-националистов стали основной причиной тяжелых боевых потерь И-15 и И-16, понесенных на протяжении 1937 года. [ 14 ] Ряд авиационных изданий назвал новый советский истребитель «Боингом» из-за неверного предположения, что он создан на основе конструкции Боинга Р-26 . Националисты прозвали короткого бойца Рата (Крыса), а республиканцы ласково называли его Моска (Муха).
Боевой опыт показал, что И-16 имел недостатки; несколько самолетов были потеряны из-за разрушения конструкции крыльев, которое было быстро устранено с помощью усиленных конструкций. Пули крупнокалиберного пулемета иногда могли пробить бронированную спинку, а топливные баки иногда загорались, несмотря на защиту. Жаркое испанское лето потребовало установки масляных радиаторов, а пыль отрицательно повлияла на срок службы двигателей. Хотя налет некоторых самолетов достигал до 400 часов, средний срок службы И-16 составлял 87 дней, из которых шестая часть уходила на техническое обслуживание. Самой большой жалобой на вооружении было легкое вооружение, состоящее всего из двух пулеметов калибра 7,62 мм (0,30 дюйма) . Эта проблема была срочно решена при создании Type 6 , на котором в нижней части фюзеляжа был добавлен третий ШКАС. Четырехпушечный Тип 10 получил прозвище «Супер Моска» или просто «Супер». Общее количество И-16, поставленных в Испанию с 1936 по 1938 год, составило 276. К моменту окончания войны 1 апреля 1939 года в Испании было потеряно 187 «Ратасов» : 112 потеряно в боях, один сбит зенитным огнём, одиннадцать уничтожен на земле, один совершил вынужденную посадку и 62 погибли в результате несчастных случаев. [ 15 ]
Китай, Дальний Восток и бои на Халхин-Голе
[ редактировать ]В период с октября 1937 года по сентябрь 1939 года СССР поставил 885 самолетов (к 1941 году их число возросло до 1250), в том числе 216 Поликарпов И-16, преимущественно Тип 5 и Тип 10 . Сначала советским пилотам пришлось пролететь на самолете более 1500 миль через Китай, чтобы доставить его к месту назначения в Ланьчжоу, однако это было рискованное путешествие, поэтому будущие партии самолетов нужно было разобрать и перевезти в Хами (ближе к Ланьчжоу). перед окончательной сборкой и доставкой в Ланьчжоу. Первые И-16 были доставлены в ноябре 1937 года, однако поспешная подготовка китайских пилотов привела к тому, что многие из них погибли в результате аварий. На вооружении Китая И-16 стал известен как «Ласточка» или «Ласточка». В первые годы войны И-16 был боеспособным истребителем, однако с 1939 года его характеристики стали считаться недостаточными по сравнению с более новыми истребителями. [ 16 ] [ 17 ]
Несколько китайских асов летали на И-16; Среди них Ло Ин-Дэ, который в 1938 году сбил А5М2 японского командира лейтенанта Рёхэя Ушиоды на своем И-16 Тип 5. Еще одним асом на И-16 был Лю Чи-Шэн, который совершил 3 из своих 10 убийств, летая на И-16. И-16 Тип 5 и еще один общий сбитый. [ 18 ]
Еще 250 И-16 Тип 10 были поставлены в Китай. Эта модель имела второй комплект 7,62-мм (0,30 дюйма) ШКАС пулеметов , броню позади пилота и немного модернизированный двигатель М-25 мощностью 560 кВт (750 л.с.). В 1939 году из 500 И-16 [ 19 ] переброшенных в бои у Номонхана , около 112 были потеряны в боях на Халхин-Голе , из них 88 уничтожены в воздушных боях, в первую очередь против цельнометаллических японских истребителей Накадзима Ки-27 . [ 20 ] В ходе испытательных испытаний в России трофейного Ки-27 самолет доказал превосходство советских И-152 (И-15бис), И-153 и И-16 в воздушном бою, а также имел более быстрый взлет. и более низкая скорость посадки, требующая более коротких взлетно-посадочных полос, чем у И-16, которому требовалось 270 метров для остановки и 380 метров для взлета. [ 21 ]
В дальнейшем предпринимались попытки повысить огневую мощь самолета с помощью 20-мм (0,79 дюйма) пушек ШВАК , что сделало И-16 одним из наиболее тяжеловооруженных истребителей того периода. [ 22 ] способен произвести 28 выстрелов за три секунды. Пилотам результаты понравились, но пушек не хватало, и лишь небольшое количество И-16 Тип 12 , 17 , 27 и 28 было построено . Chung 28 — это нелицензионный И-16, построенный из запчастей предоставленных националистам И-16, поставленных в 1941 году, и не имевший модернизированных пушек. Пушки отрицательно повлияли на характеристики: время поворота на 360 ° увеличилось с пятнадцати секунд у Type 5 до восемнадцати секунд. На «Типе 24» полозья заменили на хвостовое колесо и установили гораздо более мощный двигатель Швецова М-63 мощностью 670 кВт (900 л.с.) . Тип 29 заменил два орудия ШКАС на один УБС калибра 12,7 мм (0,50 дюйма) . Десять истребителей Тип 17 были поставлены в ВВС Китая , где 20 мая 1940 года они эффективно сбили штурмовик-разведчик C5M и три G3M бомбардировщика во время битвы за Чунцин . [ 23 ] [ 24 ]
Типы 18, 24, 27, 28 и 29 могли быть оснащены неуправляемыми ракетами РС-82 . Первое успешное применение ракет «воздух-воздух» в воздушном бою произошло 20 августа 1939 года. Ки-27 был поражен ракетой РС-82, выпущенной с расстояния около километра. Выстрел произвел капитан Н. Звонарев. [ 25 ]
Правительственное исследование 1939 года показало, что И-16 исчерпал свой потенциал. Добавление брони, радио, аккумулятора и закрылков в ходе эволюции самолета усугубило проблемы с распределением веса сзади до такой степени, что самолету требовалось значительное давление на ручку управления вперед для поддержания горизонтального полета, и в то же время развивалась тенденция входить в неконтролируемое пикирование. . Выпуск и уборка посадочных закрылков вызвали резкое изменение положения самолета. Точная стрельба была затруднена.
Советский Союз
[ редактировать ]Летчики прозвали самолет Ишак (русский: Ишак , Осел / Хонин ), потому что оно было похоже на русское произношение «И-16» («ээ-шестнадцет»). Когда операция «Барбаросса» 22 июня 1941 года началась , из 4226 самолетов ВВС 1635 составляли И-16 всех вариантов, дислоцированные в 57 истребительных полках в приграничных районах. [ 26 ] Главный удар 2-й Luftflotte Люфтваффе ( при поддержке группы армий «Центр » ) был направлен против советского Западного особого военного округа, располагавшего 361 (по другим данным 424) И-16. [ 27 ] На начальном этапе кампании базы И-16 были основными целями для немецкой авиации, и после 48 часов боя из 1635 монопланов Поликарпова, находившихся на вооружении на 21 июня 1941 года, осталось только 937. [ 28 ] К 30 июня количество И-16 в частях западного фронта сократилось до 873, в том числе 99 требовавших ремонта. [ 29 ] Чтобы остановить воздушное нападение Люфтваффе, несколько пилотов И-16 применили тактику «Таран» и пожертвовали своими жизнями, тараня немецкие самолеты. [ 29 ]
Его главным противником в небе в 1941 году был немецкий Мессершмитт Bf 109 . [ 30 ] И-16 был немного более маневренным, чем ранние Bf 109, и мог сражаться с Мессершмиттом Bf 109E или Эмилем на равных Поликарпова на поворотах. Опытные советские пилоты воспользовались превосходной горизонтальной маневренностью , и она им понравилась настолько, что они не перешли на более современные истребители. Однако немецкий самолет превосходил своего советского противника по боевому потолку, скороподъемности, ускорению и, что особенно важно, по горизонтальной скорости и скорости пикирования за счет лучшей аэродинамики и более мощного двигателя. Основные варианты И-16 имели максимальную скорость 450–470 км/ч (279–291 миль/ч), тогда как Bf 109E имел максимальную скорость 560–570 км/ч (347–353 миль/ч), тем более обтекаемый Bf 109F Friedrich мог развивать скорость 615–630 км/ч (372–390 с лишним миль в час). Таким образом, немецкие пилоты владели инициативой и могли решать, хотят ли они преследовать своих противников, могли атаковать их сверху и сзади, а затем набирать высоту для новой атаки. Между тем Поликарповы могли защитить друг друга только за счет формирования оборонительного круга или горизонтального маневрирования. [ 30 ]
Причем по вооружению «Мессершмитты» имели небольшое преимущество перед И-16. « Эмиль» нес две крыльевые 20-мм MG FF пушки и две синхронные 7,92-мм MG-17 с массой односекундного залпа 2,37 кг, тогда как наиболее распространенный вариант И-16 — вооружен всего двумя синхронными и двумя крыльевой 7,62 ШКАС — мог доставлять 1,43 кг пуль в секунду. [ 31 ] Наконец, боекомплект «Мессершмитта» превышал таковой у И-16: на каждый пулемет приходилось по 1000 патронов (плюс шестьдесят патронов в барабанной гильзе на каждую пушку), тогда как у «Поликарпова» на каждую пушку ШКАС было всего 450 патронов. [ 32 ]
Около половины всех выпущенных И-16 все еще находились на вооружении в 1943 году, когда их наконец заменили. [ нужна ссылка ]
Специально модифицированные И-16 использовались в «Звено» экспериментах с самолетами-паразитами с Туполевом ТБ-3 в качестве базового корабля. Эти И-16 несли две 250-кг бомбы для бомбометания с пикирования. Это более чем вдвое превышало бомбовую нагрузку, с которой И-16 мог взлететь своим ходом. После того, как бомбы были сброшены, они могли действовать как обычные И-16 и могли повторно прикрепиться к ТБ-3 для обратного пути. [ 33 ]
захватило Известно, что Люфтваффе несколько двухместных учебно-тренировочных самолетов И-16 и УТИ-4 (два из которых имели коды Stammkennzeichen DM+HC и DM+HD) и летали с Erprobungstelle Rechlin центрального испытательного полигона Люфтваффе на самолете Kampfgeschwader 200. (200 кг). [ 34 ] Люфтваффе были не единственными военно-воздушными силами, способными испытать свои истребители против И-16; японцы также захватили несколько И-16, [ 3 ] и румынские ВВС также получили один, когда советский пилот дезертировал. [ 35 ] Финские ВВС (FAF) захватили несколько И-16 (вместе с несколькими другими советскими типами). В ходе Зимней войны и Войны-продолжения финны захватили шесть И-16 и один И-16УТИ. Два трофейных И-16 и И-16УТИ были приведены в летное состояние и прошли летные испытания. [ 36 ]
Варианты
[ редактировать ]В литературе имеются значительные разногласия относительно особенностей конкретных вариантов И-16. Этот список основан на следующих ссылках. [ 37 ] [ 33 ] [ 38 ]
- ЦКБ-12
- Первый прототип, двигатель М-22 мощностью 336 кВт (450 л.с.), два несинхронизированных ШКАС в крыльях с боезапасом 900 выстрелов. пулемета
- ЦКБ-12бис
- Второй прототип, Wright SGR-1820-F-3 Cyclone , 533 кВт (715 л.с.) двигатель
- ЦКБ-12П (И-16П)
- Прототип вооружен двумя пушками ШВАК в крыльях, боекомплект 150 выстрелов.
- ЦКБ-18
- Прототип штурмовика с двигателем М-22 и бронированной кабиной. Вооружен четырьмя пулеметами ШКАС или ПВ-1 и 100 кг (220 фунтов) бомбами. Два дополнительных «Типа 5» были оснащены шестью пулеметами ШКАС, четыре из которых могли наклоняться до 20 ° для обстрела с земли.
- TsKB-29 (SPB)
- Шасси и закрылки с пневматическим управлением, двигатель Райт «Циклон», вооружение два пулемета ШКАС, использовался в качестве скоростного пикирующего бомбардировщика в проекте «Звено».
- И-16 Тип 1
- Предсерийная серия, двигатель М-22 мощностью 358 кВт (480 л.с.).
- И-16 Тип 4
- Первая серийная версия, двигатель М-22.
- И-16 Тип 5
- Тип 4 с обтекаемым и коническим капотом двигателя, Швецова М-25 двигателем мощностью 522 кВт (700 л.с.). Испытались также 2 прототипа с двигателем М-62. Массовое производство.
- И-16 Тип 6
- Швецова М-25 Двигатель Б мощностью 545 кВт (730 л.с.). Снижение веса до 1383 кг.
- И-16 Тип 10
- Четыре пулемета ШКАС (два синхронизированных в фюзеляже и два в крыле), лобовое стекло заменено сдвижным фонарем, возможна установка убирающихся лыж для зимней эксплуатации, двигатель М-25Б мощностью 560 кВт (750 л.с.). Самолеты производства Hispano-Suiza оснащались двигателем Wright Cyclone R-1820-F-54.
- И-16 Тип 12
- Вариант И-16 Тип 5 с двумя пулеметами ШКАС и двумя пушками ШВАК.
- И-16 Тип 16
- Тип 10 с синхронизированными прототипами ШВАК калибра 12,7 мм. Всего было построено три, все в январе 1939 года, с заводскими номерами 16211-16213. Они прошли заводские испытания и были доставлены в ВВС для войсковых испытаний. [ 39 ]
- И-16 Тип 17
- Тип 10 с двумя пулеметами ШКАС и двумя пушками ШВАК, резиновым хвостовым колесом, двигателем М-25В мощностью 560 кВт (750 л.с.). Некоторые самолеты были оснащены дополнительным 12,7-мм (0,5 дюйма) Березин УБ для обстрела. пулеметом
- И-16 Тип 18
- Тип 10 с двигателем Швецова М-62 мощностью 620 кВт (830 л.с.), с двухскоростным нагнетателем и винтом изменяемого шага. Способен нести два подкрыльевых топливных бака емкостью 100 л (26 галлонов США).
- И-16 Тип 19
- Идентичен Типу 10, за исключением замены крыльевых пулеметов ШКАС на пулеметы Савина – Норова ; винто-синхронные ШКАС не были заменены. В этой конфигурации было построено всего три самолета, все в январе 1939 года. Они имели серийные номера 19211-19213. Сначала они использовались в качестве испытательной платформы для новой пушки, а затем поступили на ВВС как И-16СН. Они видели действия во время Зимней войны . [ 39 ] [ 40 ]
- И-16 Тип 20
- Впервые это обозначение было присвоено четырем прототипам, построенным в феврале 1939 года на заводе 21 и вооруженным пулеметами Савина-Норова (СН), синхронизированными со стрельбой через винт. Однако этот тип был отклонен в августе 1939 года, а затем это обозначение было повторно использовано для первой версии И-16 (в остальном такой же, как тип 10), способной нести подвесные баки . Эти баки емкостью 93 л (25 галлонов США) получили обозначение PSB-21. Было поставлено восемьдесят самолетов этого типа. Кроме того, все типы И-16, построенные после января 1940 года, могли использовать эти подвесные баки. [ 39 ]
- И-16 Тип 21 и Тип 22
- Планировалось, что они будут иметь четыре синхронизированных пулемета, стреляющих через винт. Тип 21 должен был использовать только ШКАС, а тип 22 должен был использовать смесь пулеметов ШКАС и СН. Однако оба типа существовали только на бумаге; ни один самолет этих типов не поступил на вооружение. [ 39 ]
- И-16 Тип 23
- Тип 10, дополнительно вооруженный ракетами РС-82 ; С мая 1939 года было построено 35 машин. Дальнейшее производство этого типа было прекращено в августе 1939 года. [ 39 ]
- И-16 Тип 24
- Четыре ШКАС, закрылки заменены опущенными элеронами, добавлено хвостовое колесо, добавлена вторая дверь кабины по правому борту, Швецов М-63 мощностью 670 кВт (900 л.с.). двигатель
- И-16 Тип 27
- Тип 17 с двигателем М-62.
- И-16 Тип 28
- Тип 24 с двумя ШКАС и двумя ШВАК.
- И-16 Тип 29
- Два синхронизированных ШКАС в носовой части и один УБС калибра 12,7 мм (0,50 дюйма) в нижней части фюзеляжа; у него не было орудий в крыльях, предназначенных для штурмовых орудий. В каждом крыле монтировались по три ракетные стойки. Кроме того, начиная с 1941 года была изменена подвеска подвесного топливного бака, сделав его многофункциональным: на нем можно было нести сбрасываемый бак нового типа ПЛБГ-100 или бомбу ФАБ-100. На фотографиях военного времени лета 1941 года показаны две конфигурации: одна с шестью ракетами РС-82 и двумя бомбами ФАБ-100, а другая с четырьмя ракетами РС-132. [ 41 ]
- И-16 Тип 30
- Возобновлен в производство в 1941–42 годах, двигатель М-63.
- И-16ТК
- Тип 10 с турбонагнетателем для улучшения характеристик на большой высоте, достигал скорости 494 км/ч (307 миль в час) на высоте 8600 м (28 200 футов), в производство не пошел.
- УТИ-1
- Двухместный учебно-тренировочный вариант Тип 1.
- УТИ-2
- Усовершенствованный УТИ-1 с неубирающимся шасси.
- УТИ-4 (И-16УТИ), также известный как И-16 Тип 15.
- Двухместный учебно-тренировочный вариант Тип 5, большинство из которых с неубирающимся шасси. Эту модель построили в значительном количестве, всего было выпущено около 3400 экземпляров. [ 42 ]
- Чунг 28А
- Китайский вариант изделия, созданный на базе И-16 Тип 6 с двигателем Wright R-1820-F3 мощностью 712 л.с. (максимальная скорость 455 км/ч), вооруженный двумя пулеметами Browning. Всего построено 30 (3 истребителя и 30 учебно-тренировочных). [ 43 ]
Операторы
[ редактировать ]- Люфтваффе эксплуатировало трофейные самолеты
- Финские ВВС эксплуатировали трофейные самолеты.
- Авиация Монгольской народной армии эксплуатировала один И-16, использовавшийся для тренировок.
- ВВС Польши имели на вооружении один И-16 ( 1-й истребительный авиационный полк ) и два самолета УТИ-4 ( 15-й отдельный резервный авиационный полк и Техническое авиационное училище) . [ 44 ]
- Королевские ВВС Румынии один трофейный самолет, один И-16 были захвачены под Дорогоем в 1941 году.
- Испанские националистические ВВС эксплуатировали самолеты И-16 и UTI-4, захваченные у Испанских республиканских ВВС, возвращенные французским правительством и 30 самолетов, построенных в Херес-де-ла-Фронтера . И-16 еще эксплуатировались в 1952 году.
- Группа 1-W
- 26-я группа
- Моронская истребительная школа
Выживший самолет
[ редактировать ]Начиная с 1993 года новозеландский пилот и предприниматель сэр Тим Уоллис « Коллекция альпийских истребителей» организовал восстановление шести И-16 и трех И-153, найденных в России, до летного состояния в Советском научно-исследовательском институте авиации (Сибния) в Новосибирске. [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] Полет первого восстановленного самолета (И-169 ) состоялся в октябре 1995 года. После восстановления самолеты были перевезены по железной дороге во Владивосток, а оттуда через Гонконг переправлены в Новую Зеландию. Этот проект был завершен в 1999 году, когда третий и последний И-153 прибыл в Новую Зеландию. Кроме того, седьмой И-16 позже был восстановлен для американского коллекционера Джерри Ягена.
Китай
[ редактировать ]- Неизвестно - И-16 на статической экспозиции в Китайском музее авиации в Датаншане. [ 48 ] Считается, что это точная копия, включающая оригинальные детали. [ нужна ссылка ]
Финляндия
[ редактировать ]- УТ-1 - И-16 УТИ-4 на статической экспозиции в Музее авиации Финляндии в Вантаа, Уусимаа . [ 49 ]
Германия
[ редактировать ]- 2421319 - И-16 Тип 24 годен к полетам у частного владельца в Германии как D-EPRN. [ 50 ]
Россия
[ редактировать ]- 2421234 - И-16 Тип 24 годен к полетам у частного владельца в России как RA-1561G. [ 51 ]
- 2821395 — И-16 на статической экспозиции Центрального Военно-морского музея в Санкт-Петербурге . [ 52 ] [ 53 ]
- Реплика – И-16 на статической экспозиции в Музее Великой Отечественной войны в Москве . [ 54 ]
- Неизвестно — И-16 на статической экспозиции в Центральном музее ВВС в Монино . [ 55 ]
Испания
[ редактировать ]- 2421039 - И-16 Тип 24 готов к полетам в Фонде Инфанте де Орлеан в Мадриде как EC-JRK. [ 56 ] [ 57 ] [ 58 ]
- Реплика - И-16 на статической экспозиции в Музее дель Эйре в Мадриде. [ 59 ] [ 60 ]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]- 2421014 - И-16 Тип 24 готов к полетам в коллекции Flying Heritage Collection в Эверетте, штат Вашингтон, под номером N7459. [ 61 ] [ 62 ]
- 2421028 - И-16 Тип 24 готов к полетам в Музее военной авиации в Вирджиния-Бич, Вирджиния, под номером N1639P. [ 63 ] [ 64 ] [ 65 ]
- 2421645 - И-16 Тип 24 восстанавливается до летной годности в Fantasy of Flight под номером N30425. [ 66 ] [ 67 ] [ 68 ]
Технические характеристики (И-16 Тип 24)
[ редактировать ]Data from Istoriia konstruktskii samoletov v SSSR do 1938 [ 33 ]
Общие характеристики
- Экипаж: Один
- Длина: 6,13 м (20 футов 1 дюйм)
- Размах крыльев: 9 м (29 футов 6 дюймов)
- Высота: 3,25 м (10 футов 8 дюймов)
- Площадь крыла: 14,5 м 2 (156 кв. футов)
- Профиль крыла : ЦАГИ Р-II (16% в корне) [ 69 ]
- Вес пустого: 1490 кг (3285 фунтов)
- Полная масса: 1941 кг (4279 фунтов)
- Силовая установка: 1 × Швецов М-63 воздушного охлаждения 9-цилиндровый звездообразный двигатель с наддувом , мощностью 820 кВт (1100 л.с.)
- Гребные винты: 2-лопастной винт изменяемого шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 489 км/ч (304 миль в час, 264 узла) на высоте 3000 м (9800 футов).
- Дальность: 700 км (430 миль, 380 миль) с подвесными баками.
- Практический потолок: 9700 м (31800 футов)
- Скорость набора высоты: 14,7 м/с (2890 футов/мин)
- Время набора высоты: 5000 м (16 000 футов) за 5 минут 48 секунд.
- Нагрузка на крыло: 134 кг/м 2 (27 фунтов/кв. футов)
- Мощность/масса : 0,43 кВт/кг (0,26 л.с./фунт)
Вооружение
- 2 фиксированных 7,62-мм (0,300 дюйма) пулемета ШКАС, стреляющих вперед, в верхнем капоте
- 2 фиксированных впередстрельных 7,62-мм (0,300 дюйма) пулемета ШКАС в крыльях / 20-мм (0,787 дюйма) пушки ШВАК (Тип-28)
- 6 неуправляемых ракет РС-82 или до 500 кг (1100 фунтов) бомб
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Брюстер F2A Баффало
- Боинг P-26 Пишутер
- САС Бумеранг
- Фиат Г.50
- Макки MC.200
- Мессершмитт Bf 109
- Митсубиси 1МФ10
- Накадзима Ки-27
- Реджиан Ре.2000
- Северский П-35
Связанные списки
- Список межвоенных военных самолетов
- Список самолетов Второй мировой войны
- Список самолетов Республиканских ВВС Испании
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Maslov 2008, p. 76.
- ^ Грин, Уильям. «Ястреб Поликарпова». Обзор полетов , ноябрь 1969 г.
- ^ Jump up to: а б с Лисс 1966, с. 10.
- ^ Абаншин и Гут 1994, с. 38.
- ^ Леонард 1981, стр. 18–22.
- ^ «Бойцы Поликарпова» .
- ^ Анимация цикла втягивания главного шасси И-16.
- ^ Анимация механики нижней двери главного колеса И-16 во время втягивания.
- ^ Джексон 2003 с. 148.
- ^ Джексон 2003, с. 147.
- ^ Ганстон 2003, с. 85.
- ^ Maslov 2010, p. 25.
- ^ Maslov 2010, p. 26.
- ^ Maslov 2010, p. 30.
- ^ Maslov 2010, p. 32.
- ^ osprey.com. «Поликарпов И-15, И-16 и И-153 Асы» . Издательство Оспри . Проверено 17 июня 2024 г.
- ^ «Генерал-майор Лю Чи-Шэн» . www. Century-of-Flight.freeola.com . Проверено 17 июня 2024 г.
- ^ Чунг, Раймонд (20 мая 2015 г.). Асы ВВС Китайской Республики . Издательство Блумсбери. ISBN 978-1-4728-0563-8 .
- ^ Kotelnikov p. 109
- ^ Недиалков 2011, с. 141.
- ^ Недиалков с. 24, 25, 148
- ^ Прайс 1975, с. 78.
- ^ Хунъянь Чунцю, Тан Сюэфэн (17 января 2019 г.). «Неожиданно аэропорт Ляншань с простыми в то время объектами стал первой линией противовоздушной обороны китайских ВВС для защиты Чунцина! - Upstream News · Gathering Upward Power» . www cqcb.com . Проверено 15 января 2021 г. .
В воздушном бою у Ляншаня «5·20» наши ВВС сбили 7 японских самолетов. Именно такую цифру сообщали тогда средства массовой информации, и она неизбежно несколько преувеличена. Согласно «Боевому отчету ВВС», хранящемуся во Втором историческом архиве Китая в Нанкине: В этом бою наши ВВС сбили в общей сложности 3 вражеских бомбардировщика и 1 самолет-разведчик. Общая ситуация такова: 1. Капитан Ли Вэньсян из 24-го отряда, капитаны команд Чжан Гуанъюнь, Ван Вэньхуа, члены отряда Пэн Цзюнь, Ли Тинкай и другие пять членов работали вместе, чтобы сбить вражеский тяжелый бомбардировщик над Ляншанем (обломки находится). 2. Член группы Чэнь Шаочэн сбил вражеский самолет-разведчик над уездом Чжунсян. Вражеский самолет с серийным номером 258 сгорел в Жуси уезда Чжунсян. Все три члена экипажа противника погибли. 3. Член группы У Гопэй сбил вражеский тяжелый бомбардировщик над Ляншанем. Самолет был поврежден у храма Мацзя в округе Чжун, серийный номер 4528, и все 6 членов экипажа противника погибли. 4. Командир эскадрильи Хань Шен сбил вражеский тяжелый бомбардировщик в Кайсяне, обнаруживаются обломки вражеского самолета. Судя по боевому донесению китайских ВВС в тот день, из четырех сбитых японских самолетов только у двух были установлены конкретные места крушения и обнаружены их обломки, а обломки двух других все еще «разыскивались». для."
- ^ Чунг, 2015, стр. 67-68. 24-я ПС/4-я ПГ получила от Советского Союза небольшое количество истребителей И-16 Тип 17 с 20-мм пушечным вооружением ШВАК и успешно использовалась для перехвата 24 G3M и Ki-15 (C5M) 20 мая 1940 г.
- ^ Технический перевод НАСА . Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. 1959.
- ^ Maslov 2010, p. 68.
- ^ Maslov 2010, pp. 68–69.
- ^ Maslov 2010, p. 69.
- ^ Jump up to: а б Maslov 2010, p. 72.
- ^ Jump up to: а б Драбкин 2007, с. 142.
- ^ Драбкин 2007, стр. 142–43.
- ^ Драбкин 2007, с. 143.
- ^ Jump up to: а б с Шавров 1985 г.
- ^ Томас 2004, с. 80.
- ^ Стапфер 1996, с. 46.
- ^ Перттула, Пентти. «ФАФ в цвете». [ постоянная мертвая ссылка ] Saunalahti.fi . Проверено: 6 сентября 2009 г.
- ^ Лисс 1966, с. 8.
- ^ Грин 2001, стр. 473–475.
- ^ Jump up to: а б с д и Маслов М. А. (2008). Истребитель И-16. Норовистый "ишак" сталинских соколов (in Russian). Яуза / Коллекция / ЭКСМО. pp. 55–57. ISBN 978-5-699-25660-0 .
- ^ С.В. Иванов (2001). И-16: Боевой "Ишак" сталинских соколов. Часть 2 . Война в воздухе (in Russian). Vol. 43. ООО "АРС".
Раньше чем начались испытательные стрельбы ультраШКАСа, два инженера, Савин и Норов, представили в 1935 г. на испытания еще один авиационный пулемет СН скорострельностью 2800–3000 выстрелов в минуту. В 1936 г. пулемет успешно прошел стрельбовые испытания, а в 1937 г. был рекомендован к серийному производству. Пулеметами СН немедленно вооружили истребители И-16; И-16 с пулеметами СН получили обозначение тип 19, несмотря на то, что кроме вооружения самолет ничем не отличался от И-16 тип 10. Пулеметами СН заменили крыльевые ШКАСы, синхронные пулеметы остались прежними – ШКАСы. В начале 1939 г. завод № 21 изготовил три И-16 тип 19 (заводские номера 192111, 19212 и 19213). С 17 по 26 марта самолеты испытывал заводской летчик-испытатель Томас Сузи. По результатам испытаний было рекомендовано построить партию таких самолетов. Но массовое производство посчитали нецелесообразным. Под обозначением И-16СН истребители передали в ВВС. Весной 1939 г. на вооружение ВВС РККА был принят авиационный пулемет ультраШКАС. Истребители, вооруженные ультраШКАСАми и СН, приняли участие в войне с Финляндией зимой 1939–1940 г.г.
- ^ Маслов М. А. (2008). Истребитель И-16. Норовистый "ишак" сталинских соколов (in Russian). Яуза / Коллекция / ЭКСМО. pp. 144–145. ISBN 978-5-699-25660-0 .
- ^ Маслов М. А. (2008). Истребитель И-16. Норовистый "ишак" сталинских соколов (in Russian). Яуза / Коллекция / ЭКСМО. p. 76. ISBN 978-5-699-25660-0 .
- ^ Цзян Чан Ён (2000). Исторические материалы китайской авиации (на китайском языке. Том 1. Издательство Университета Цинхуа, стр. 117–118 ) . 7-302-04021-4 .
- ^ Стапфер 1996, с. 50.
- ^ Торф. Страницы 219–224.
- ^ «Поликарпов И-16 «Исхак» («Рата»)» . Изображения самолетов Киви . Филипп Тревик . Проверено 9 декабря 2016 г.
- ^ Морсс, Дэйв. «Полет Поликарпова» . Мириады исследований . Проверено 9 декабря 2016 г.
- ^ «Досье планера – Поликарпов И-16» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 9 декабря 2016 г.
- ^ «ПОЛИКАРПОВ УТИ-4 (И-16 УТИ)» . Музей авиации Flygmuseum (на финском языке). Финский музей авиации. 21 мая 2015 года . Проверено 9 декабря 2016 г.
- ^ «Поликарпов И-16 «Ишак» Красная Звезда» . Авиационная фотография Flying Wings . 17 марта 2011 года . Проверено 25 апреля 2022 г.
- ^ «Досье на планер – Поликарпов И-16-24 Рата, б/н 2421234, б/р RA-1561G» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 9 декабря 2016 г.
- ^ «[Без названия]» . Авиация Второй мировой войны . AirPages . Проверено 9 декабря 2016 г.
- ^ "[Untitled]" . Aвиация Второй мировой (in Russian). AirPages . Retrieved 9 December 2016 .
- ^ «Досье на планер – Поликарпов И-16, серийный номер 61 белый ВВС» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 9 декабря 2016 г.
- ^ «Досье планера – Поликарпов И-16» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 9 декабря 2016 г.
- ^ «Поликарпов И-16 Моска/Рата» . Fundación Infante de Orleans (на испанском языке) . Проверено 9 декабря 2016 .
- ^ «Досье на планер – Поликарпов И-16-24 Рата, серийный номер 39 ВВС России, б/н 2421039, ч/р EC-JRK» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 9 декабря 2016 г.
- ^ «РЕГИСТРАЦИЯ ГРАЖДАНСКИХ АВИАЦИОННЫХ СУДОВ» (PDF) . Государственное агентство воздушной безопасности . 1 декабря 2016 г. Архивировано из оригинала (PDF) 20 декабря 2016 г. . Проверено 9 декабря 2016 .
- ^ «Ангар 3 Музея авиации и астронавтики» (на испанском языке). Эхерсито дель Айре. Архивировано из оригинала 18 ноября 2016 года . Проверено 9 декабря 2016 .
- ^ «Досье на планер Поликарпова И-16 Рата (Реплика)» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 9 декабря 2016 г.
- ^ «ПОЛИКАРПОВ И-16 ТИП 24 (РАТА)» . Коллекция летающего наследия . Друзья летающего наследия. Архивировано из оригинала 6 апреля 2015 года . Проверено 9 декабря 2016 г.
- ^ «РЕЕСТР ФАУ [N7459]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 9 декабря 2016 г.
- ^ «ВОВ – Самолеты» . Музей военной авиации . Архивировано из оригинала 9 октября 2013 года . Проверено 9 декабря 2016 г.
- ^ «Завод истребителей Поликарпова И-16 «Рата» . Фабрика истребителей . Архивировано из оригинала 21 мая 2011 года . Проверено 9 декабря 2016 г.
- ^ «РЕЕСТР ФАУ [N1639P]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 9 декабря 2016 г.
- ^ «Досье на планер – партия Поликарпова И-16-24, б/н 2421645, б/р N30425» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 9 декабря 2016 г.
- ^ «РЕЕСТР ФАУ [N30425]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 9 декабря 2016 г.
- ^ "Советский истребитель Поликарпов И-16 - новое приобретение???" . Ютуб . 20 марта 2019 г. Проверено 24 апреля 2022 г.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Абаншин, Майкл Э. и Нина Гут. Борьба с Поликарповым: Орлы Востока №1. 2 . Линвуд, Вашингтон: Aviation International, 1994. ISBN 1-884909-01-9 .
- Чунг, Раймонд. СКОП АВИАЦИОННЫЙ САМОЛЕТ АСОВ 126: Асы ВВС Китайской Республики . Оксфорд: Bloomsbury Publishing Plc, 2015. ISBN 978 14728 05614 .
- Драбкин Артем. Красная авиация на войне: Барбаросса и отступление к Москве – воспоминания летчиков-истребителей на Восточном фронте . Барнсли, Южный Йоркшир, Великобритания: Pen & Sword Military, 2007. ISBN 1-84415-563-3 .
- Гордон, Ефим и Кит Декстер. Истребитель И-16 Поликарпова: его предшественники и потомки («Красная Звезда», т.3) . Эрл Шилтон, Лестер, Великобритания: Midland Publishing Ltd., 2002. ISBN 1-85780-131-8 .
- Гордон, Ефим и Дмитрий Хазановы. Советские боевые самолеты Второй мировой войны, Том первый: Одномоторные истребители . Эрл Шилтон, Лестер, Великобритания: Midland Publishing Ltd., 1998. ISBN 1-85780-083-4 .
- Грин, Уильям и Гордон Суонборо. Великая книга бойцов . Сент-Пол, Миннесота: MBI Publishing, 2001. ISBN 0-7603-1194-3 .
- Грин, Уильям и Суонборо, Гордон. «Советские летают в небе Испании». Ежеквартальный журнал Air Enthusiast , № 1, без даты, стр. 1–16. ISSN 0143-5450
- Грин, Уильям и Гордон Суонборо. Факты о самолетах времен Второй мировой войны: истребители советских ВВС, Часть 2 . Лондон: Macdonald and Jane's Publishers Ltd., 1978. ISBN 0-354-01088-3 .
- Ганстон, Билл. Иллюстрированный справочник боевых самолетов Второй мировой войны . Лондон: Salamander Books Limited, 1988. ISBN 1-84065-092-3 .
- Котельников Владимир Р. Воздушная война над Халхин-Голом, Номонганский инцидент . (2010) Публикации SAM. ISBN 978-1-906959-23-4 .
- Копенгаген, В., изд. Большая книга типов самолетов (немецкий). Штутгарт, Германия: Транспресс, 1987, ISBN 3-344-00162-0 .
- Джексон, Роберт. Самолеты Второй мировой войны – Развитие – Вооружение – Технические характеристики . Лондон, Янтарные книги, 2003. ISBN 978-1-85605-751-6 .
- Лоуренс, Джозеф (1945). Книга самолетов наблюдателя . Лондон и Нью-Йорк: Фредерик Уорн и компания.
- Леонард, Герберт. Поликарпова «Истребители» (на французском языке). Ренн, Франция: Editions Ouest-France, 1981. ISBN 2-85882-322-7 .
- Леонард, Герберт. Охотники за Поликарповыми (на французском языке). Клиши, Франция: Éditions Larivière, 2004. ISBN 2-914205-07-4 .
- Лесниченко, Владимир (ноябрь – декабрь 1999 г.). «Боевые составы: советское использование «базовых кораблей» для перевозки истребителей, 1939–1941». Энтузиаст авиации (84): 4–21. ISSN 0143-5450 .
- Лисс, Витольд. Поликарпов И-16 (Самолет в профиле номер 122) . Лезерхед, Суррей, Великобритания: Profile Publications Ltd., 1966.
- Maslov, Mikhail A. Polikarpov I-15, I-16 and I-153 Aces . Oxford, UK: Osprey Publishing, 2010. ISBN 978-1-84603-981-2 .
- Маслов, М.А. Истребитель И-16. Норовистый «ишак» сталинских соколов . Москва: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. Maslov M.A. Istrebitel' I-16. Norovisty "ishak" stalinskih sokolov ( I-16 Fighter. A Restive "Donkey" of Stalin’s Falcons ). Moscow, Russia: Collection, Yauza, EKSMO, 2008. ISBN 978-5-699-25660-0 .
- Недяльков, Димитр. В небе Номонгана: Япония против России, май – сентябрь 1939 г. Лондон: Crecy Publishing Limited, второе издание, 2011 г. ISBN 978-0-859791-52-6 .
- Пит, Невилл (2005). Ураган Тим: История сэра Тима Уоллиса (в твердом переплете). Данидин: Longarce Press. ISBN 1-877361-17-8 .
- Прайс, Альфред. Конфликт истребителей Второй мировой войны . Лондон: Macdonald and Jane's (Publishers) Ltd., 1975. ISBN 0-356-08129-X .
- Shavrov V.B. Istoriia konstruktskii samoletov v SSSR do 1938 g. (3 izd.) (in Russian). Moscow: Mashinostroenie, 1985. ISBN 5-217-03112-3 .
- Shavrov V.B. Istoriia konstruktskii samoletov v SSSR, 1938–1950 gg. (3 izd.) (in Russian). Moscow: Mashinostroenie, 1994. ISBN 5-217-00477-0 .
- Стапфер, Ханс-Хейри. Поликарпов Истребители в действии, часть 2 (Самолеты в действии № 158) . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, Inc., 1996. ISBN 0-89747-355-8 .
- Томас, Джеффри Дж. KG 200: самое секретное подразделение Люфтваффе . Лондон: Публикации Хикоки, 2004. ISBN 1-902109-33-3 .
- Сюй (Сюй), Люмей (Лумей). Падшие (Падшие): расшифровка 682 героев ВВС Войны сопротивления Второй мировой войны и их мученической смерти . Пекин, Китай: United Press, 2016. ISBN 978-7-5126-4433-5 .
- Цзян Чанъин. История китайской авиации . Пекин, Китай: Издательство Университета Цинхуа, 2000. ISBN 7-302-04021-4 .