пушка ШВАК
Швак | |
---|---|
![]() | |
Тип | Автопушка |
Место происхождения | СССР |
История обслуживания | |
В эксплуатации | С 1936 г. |
Используется | Советские вооруженные силы |
Войны | Со Второй мировой войны |
История производства | |
Дизайнер | Boris Shpitalniy and Semyon Vladimirov |
Разработанный | 1935–1936 |
Произведено | 1936–1946 |
Варианты | Три варианта 20-мм авиационных креплений. плюс один вариант танка (ТНШ) также предшественник 12,7 мм |
Технические характеристики | |
Масса | 55 кг (121,3 фунта) (МП) 44,5 кг (98,1 фунта) (СП) 40 кг (88,2 фунта) (TP) 38 кг (83,8 фунта) (КП) |
Длина | 2325 мм (91,5 дюйма) (МП) 2074 мм (81,7 дюйма) (SP) 1729 мм (68,1 дюйма) (TP) 1679 мм (66,1 дюйма) (КП) |
ствола Длина | 1650 мм (65,0 дюйма) (SP,MP) 1255 мм (49,4 дюйма) (КП, ТП) |
Картридж | 20×99mmR 12,7x108 ммR |
картриджа Вес | (ОЗ) 96,0 |
Калибр | 20 мм (0,787 дюйма) 12,7 мм (0,500 дюйма) |
Бочки | 1 |
Действие | газовый |
Скорострельность | 700–850 выстр/мин (550–750 синхронных СП) |
Начальная скорость | 750–790 метров в секунду (2500–2600 футов / с) |
Система подачи | Ленточная подача |
Вес наполнения | (ОЗ) 2,8 г ОФ + 3,3 г зажигательного |
Детонация механизм | (ОЗ) Носовой взрыватель |
ШВАК , ( русский : ШВАК : Шпитальный-Владимировский Авиационный Крупнокалиберный , Шпитальный-Владимировский Авиационный Крупнокалиберный «Шпитальный-Владимировский Авиационный Крупнокалиберный») — 20-мм автопушка, использовавшаяся Советским Союзом во время Второй мировой войны . Он был разработан Борисом Шпитальным и Семеном Владимировым и поступил в производство в 1936 году. ШВАК устанавливался на многие модели советских самолетов. ТНШ — вариант пушки, выпускавшейся для легких танков ( : ТНШ Танковый Нудельман-Шпитальный ). ШВАК разделяет название со своим предшественником крупнокалиберного пулемета калибра 12,7 мм .
Разработка и производство
[ редактировать ]12,7х108мм ШВАК
[ редактировать ]Разработка 12,7-мм ШВАК была ответом на постановление Советского правительства от 9 февраля 1931 года, предписывавшее отечественным производителям производить авиационный пулемет под патрон 12,7×108 мм , который за пару лет до этого был представлен для пулемета ДК. . Тульский конструктор С.В. Владимиров ответил на вызов, создав фактически увеличенную версию ШКАС , со стволом длиной 1246 мм и общей длиной 1726 мм. Первый опытный образец был готов к испытаниям 28 мая 1932 года. Процесс испытаний был достаточно затяжным, но штатно 12,7-мм ШВАК был принят на вооружение в 1934 году. [ 1 ]
Серийное производство официально началось в 1935 году на заводе ИНЗ-2 в Коврове . [ 2 ] но производство вскоре сильно отстало от графика, поскольку ствольная коробка ШВАК была довольно сложна в производстве. По советским данным, из 410 12,7-мм ШВАК, запланированных для самолетов в 1935 году, было построено только 86; для танковой версии планировалось 40 штук, но в том же году было поставлено только 6. [ 1 ] В отчете западной разведки за 1952 год указывается, что лишь «несколько» ШВАК были произведены калибром 12,7 мм. [ 3 ]
Еще одна проблема, осложнившая принятие на вооружение пистолета, заключалась в том, что в 12,7-мм ШВАКе использовался не безбезрезный патрон 12,7×108 мм, используемый в пулемете ДК, а, поскольку он представлял собой адаптацию механизма ШКАС, ему требовался собственный патрон с закраиной. Корпуса диаметром 12,7 мм. [ 2 ] [ 4 ] Производство 12,7-мм боеприпасов с закраиной прекратилось в 1939 году, когда было решено, что Березинский УБ предпочтительнее, поскольку он может использовать боеприпасы совместно с ДШК. [ 2 ]
![]() |
20х99ммР ШВАК
[ редактировать ]20-мм ШВАК был разработан где-то между 1935 и 1936 годами, а серийное производство началось в 1936 году. Несколько месяцев спустя производство 12,7-мм версии было прекращено. [ 5 ] Как и его предшественники, 20-мм ШВАК представляла собой газовую пушку с ленточным питанием звеньевыми боеприпасами. [ 5 ]
В зависимости от предполагаемой установки ШВАК имели маркировку «МП» для танкового варианта (общая длина орудия 2122 мм; масса 44,5 кг), «КП» для крыльевого варианта (общая длина 1679 мм; 40 кг), «КП» для крыльевого варианта (общая длина 1679 мм; 40 кг), «КП». ТП» для гибких креплений (длина 1726 мм; 42 кг) и «СП» для синхронизированной установки. [ 6 ]
Система питания «птичья клетка» в 20-мм ШВАКе представляла собой усовершенствованную версию ШКАС. Он мог вместить 11 патронов и работал еще более плавно. Как и в случае с ШКАСом, цель корзины подачи состояла в том, чтобы постепенно отделять патроны, избегая крена ленты. Газовый регулятор типа Бертье имел четыре отверстия (3,5, 4, 4,5 и 6 мм), позволяющие выбирать различную скорострельность. [ 7 ] Наиболее существенным конструктивным отличием от ШКАСа было то, что в ШВАКе газовый баллон был перенесен под ствол, что придало ему более компактную компоновку. [ 8 ]
На конце ствола была нарезана резьба, и на эту резьбу навинчивалась трубка снижения дутья, длина которой зависела от требований установки: [ 9 ]
Одной из выдающихся особенностей этого оружия является способ решения проблем с детонационной трубой, неприятной проблемы во всех установках авиационной пушки на истребителях. Простое решение Советов заключалось в том, чтобы нарезать резьбу на конце стандартного ствола, а затем навинтить на нужную длину тяжелый кусок трубки, диаметр канала которого был немного больше, чем диаметр вращающейся ленты снаряда. Такое расположение позволяло взрывной волне и газу просачиваться вокруг снаряда до того, как он покинул трубу, что не только уменьшало взрывной эффект оружия, но и за счет его дополнительной длины, безопасно проводя взрывную волну и снаряд мимо частей самолета, которые в противном случае были бы повреждены. .
В отчете западной разведки за 1952 год о 20-мм ШВАК говорилось: «По своей мощности орудие очень легкое и чрезвычайно компактное». [ 9 ] и что она «имеет дальность действия, сравнимую с нашей пушкой М3 , хотя их короткоствольная версия на 16 фунтов легче». [ 8 ] Однако на американских заводах его считали «относительно сложным в производстве», поскольку он был изготовлен из относительно мягких деталей (не подвергнутых термической обработке), которые затем подвергались опиливанию. Предполагалось, что этот выбор материалов был мотивирован желанием дать возможность деталям «деформироваться и сгибаться задолго до разрушения», что обеспечивает более безопасную работу при высокой скорострельности, но имеет компромисс в виде более короткого общего срока службы оружия. [ 10 ]
Советские архивы свидетельствуют о том, что 20-мм ШВАК производился в больших количествах во время Второй мировой войны: [ 11 ]
- 1942 г. — произведено 34 601 шт.
- 1943 — 26,499
- 1944 — 25,633
- 1945 — 13,433
- 1946 — 754
После войны ШВАК был заменен Березиным Б-20 , который имел аналогичные характеристики, но весил значительно меньше.
Инсталляции
[ редактировать ]Три самолета Поликарпова И-16 , все выпущенные в январе 1939 года, были вооружены винтово-синхронизированной версией 12,7-мм ШВАК; эта короткая серия получила обозначение И-16 Тип 16. Три истребителя успешно прошли заводские испытания и были переданы ВВС для войсковых испытаний. [ 12 ] На отмененном Яценко И-28 также планировалось использовать 12,7-мм ШВАК в синхронизированной паре, но те немногие прототипы, которые летали летом 1939 года, сделали это без вооружения, поскольку синхронизатор для их двигателя не был разработан. [ 13 ]
20-мм ШВАК устанавливался в крыльях, носовой части или в синхронизированной установке на следующих истребителях: Поликарпов И-153 П и И-16 , Микоян-Гуревич МиГ-3 , Яковлев Як-1 , Як-3 , Як-7 и Як-9 , ЛаГГ-3 , Лавочкин Ла-5 и Ла-7 , ночной истребитель Петляков Пе-3 и на советских модифицированных Hawker Hurricane самолетах . Он также устанавливался на крыльях бомбардировщика Ту-2 и на некоторых штурмовиках бомбардировщика Пе-2 «Петляков» также устанавливался в неподвижной установке. [ 14 ] Некоторые ранние версии штурмовика Ил-2 также имели его, но на смену ему пришел 23-мм самолет Волкова-Ярцева ВЯ-23 . Гибкая подвеска ШВАК использовалась на бомбардировщиках «Петляков Пе-8» и «Ермолаев Ер-2» . [ 15 ]
Танковый вариант устанавливался на легкие танки Т-38 и Т-60 . [ 11 ]
Боеприпасы
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Июль 2013 г. ) |
Боекомплект ШВАК состоял из смеси осколочно-зажигательных и бронебойно- зажигательных выстрелов.
Обозначение СССР | Американское сокращение | Вес пули [г] | Начальная скорость [м/с] | Описание |
---|---|---|---|---|
ОЗ | ЗДЕСЬ | 96.0 | 770 | Носовой взрыватель, 2,8 г ОФ + 3,3 г зажигательный |
ОЗТ | УДАРЯТЬ | 96.5 | 770 | Носовой взрыватель, 2,8 г ОФ + 3,3 г зажигательный, трассирующий |
ИЗ | HE-Фраг. |
91.0
|
790
|
Носовой взрыватель, фугас 6,7 г, осколочные канавки на корпусе |
ОФЗ | HI-Фраг. | 91.0 | 790 | Носовой взрыватель, фугас 0,8 г + зажигательный 3,8 г, осколочные насечки на корпусе |
БЖ | API-HC | 96.0 | 750 |
Гильза для снаряда из мягкой стали с сердечником из закаленной стали, окруженная массой 2,5 г. зажигательный, навинчивающийся на алюминиевый или бакелитовый баллистический колпачок |
БЖ | API-HC |
99.0
|
750
|
Как указано выше, но с кованой стальной носовой крышкой. |
БЖ | API |
96.0
|
750
|
Цельнолитая стальная дробь с зажигательной смесью в штампованном стальном колпаке |
БЗТ | API-Т |
96.0
|
750
|
Как указано выше, но с трассером в полости основания. |
МОГ | Город |
96.0
|
770
|
Осколочно-фугасный снаряд с инертным наполнением и имитатором взрывателя |
ПОМЕЩАТЬ | ТП-Т |
96.5
|
770
|
Пустой цельный головной снаряд с прессованным трассером в полости основания. |
Были проблемы и с разработкой боеприпасов. Были случаи преждевременного сгорания боекомплекта в стволе. Впервые проблема была решена в 1936 году путем замены взрывателя с модели МГ-3 на модель МГ-201, но проблема не была устранена до введения в 1938 году взрывателя К-6, который надежно препятствовал взводу снарядов до момента их срабатывания. были на расстоянии 30-50 см от ствола. [ 16 ]
См. также
[ редактировать ]- Berezin B-20
- Volkov-Yartsev VYa-23
- Револьверная пушка
- Список огнестрельного оружия
- Список российского вооружения
- Список распространённого оружия Второй мировой войны
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Shirokorad, pp. 74-75
- ^ Jump up to: а б с Борцов А.Ю. «Пятистрочка», Master-Rouge, выпуск 110, май 2006 г. , стр. 56-62
- ^ Кинн, с. 93
- ^ Чинн, том. 2, стр. 178-180.
- ^ Jump up to: а б Shirokorad, p. 75
- ^ Чинн, с. 72 для обозначений; массы и длины для трех вариантов из четырех приведены у Широкорада, стр. 75-76.
- ^ Кинн, с. 85-86
- ^ Jump up to: а б Чинн, с. 85
- ^ Jump up to: а б Чинн, с. 82
- ^ Кинн, с. 82-84
- ^ Jump up to: а б Shirokorad, p. 77
- ^ Маслов М. А. (2008). Истребитель И-16. Норовистый «ишак» сталинских соколов (in Russian). Яуза / Коллекция / ЭКСМО. pp. 55–57. ISBN 978-5-699-25660-0 .
- ^ "Яценко И-28" .
- ^ Широкорад, с. 77 упоминает все вышеперечисленное кроме Як 3
- ^ Широкорад, с. 77; Хотя и не упоминает Ил-2
- ^ Shirokorad, pp. 76-77
- Широкорад А.Б. (2001) История авиационного вооружения Урожай (Широкорад А.Б. (2001) История авиационного вооружения Урожай. ISBN 985-433-695-6 ) ( История авиационного вооружения )
- Колл, Кристиан (2009). Советская пушка - комплексное исследование советского оружия и боеприпасов калибра от 12,7 до 57 мм . Австрия: Колл. п. 117. ИСБН 978-3-200-01445-9 .
- Чинн, Джордж М. Пулемет, Том II, Часть VII. Министерство военно-морского флота США, 1952 год.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 20-мм танковая пушка ТНШ. Архивировано 16 июля 2011 г. на сайте Wayback Machine на сайте Battlefield.ru.
- СТРАНИЦА РОССИЙСКИХ БОЕПРИПАСОВ – 20–25 ММ
- http://www.municion.org/20mm/20x99R.htm. Архивировано 14 мая 2014 г. в Wayback Machine.