Танк Т-60
Танк-разведчик Т-60 | |
---|---|
Тип | Легкий танк |
Место происхождения | Советский Союз |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1941–45 |
Используется | Советский Союз Нацистская Германия (в плену) Польша (только для обучения) Румыния (захвачена) |
Войны | Вторая мировая война |
История производства | |
Дизайнер | Nicholas Astrov |
Разработанный | 1938–41 |
Производитель | Фабрика 37, Москва/Свердловск ГАЗ , Горький Фабрика 38, Киров Завод 264, Сталинград |
Произведено | 1941–43 |
№ построено | 594 «Т-40», Т-60, 5417 «правд» + 260 шасси для БМ-8-24 (12 «Т-40» и 248 «правда») |
Технические характеристики ( [ 1 ] ) | |
Масса | 5,8 тонны |
Длина | 4,10 м |
Ширина | 2,30 м |
Высота | 1,75 м |
Экипаж | 2 |
Броня | 7–20 мм |
Основной вооружение | 20-мм пушка ТНШ (750 выстр.) |
вторичный вооружение | 7,62-мм спаренный пулемет ДТ |
Двигатель | ГАЗ -202 6 цилиндровый 70 л.с. (52 кВт) |
Мощность/вес | 12 л.с./тонну |
Приостановка | торсион |
Запас топлива | 320 л |
Оперативный диапазон | 450 км |
Максимальная скорость | 44 км/ч |
Танк -разведчик Т-60 — лёгкий танк, выпускавшийся в Советском Союзе с 1941 по 1942 год. За этот период было построено 6292 единицы. Танк был разработан для замены устаревшего Т-38 плавающего разведчика и участвовал в боевых действиях во время Второй мировой войны .
Королевство Румыния использовало шасси Т-60 для создания некоторых истребителей танков местной разработки .
Дизайн
[ редактировать ]Николая Астрова В 1938 году конструкторскому коллективу на московском заводе № 37 было поручено спроектировать плавающие и неплавающие танки-разведчики. Они выпустили опытные образцы Т-30А и Т-30Б. Первый должен был производиться как плавающий танк Т-40 , начиная с 1940 года. Прототип Т-30Б, имевший шасси Т-40, но более простой по конструкции и с более тяжелым бронированием, был принят как танк, который часто называют Т-40. 60, но он сильно отличался от настоящего Т-60 (часто называемого «Т-40» или Т-60/Т-30).
Разработка Т-60 началась в первые дни немецкого вторжения . Новый танк должен был стать временной мерой для восполнения тяжелых потерь, понесенных танковым корпусом , в то время как производственные линии более тяжелых танков, таких как Т-34 или КВ-1, не могли обеспечить танки желаемой надежности в желаемых количествах. В отличие от своих более тяжелых собратьев, Т-60 был спроектирован для производства на заводах, не имевших оборудования для производства специализированных танков, таких как завод грузовых автомобилей ГАЗ в Горьком или судостроительный завод №264 в Сталинграде.
Созданный на базе шасси Т-40, уже находившегося в производстве, Т-60 заменил амфибийные способности своего предшественника на более тяжелую броню. Кроме того, чтобы облегчить производство танка, хотя разведка по-прежнему рассматривалась как одно из возможных применений нового танка, он стал единственным советским танком после МС-1, который так и не получил радиостанцию (несмотря на наличие для нее ниши).
Изначально танк предполагалось вооружить 12,7-мм пулеметом, как Т-40, но по предложению наркома танковой промышленности Вячеслава Малышева его вооружили автоматической 20-мм пушкой ТНШ, танковой модификацией. ШВАК использовался на советских самолетах, поскольку это оружие производилось в огромных количествах и легко могло конкурировать с оружием ДШК . Использование авиационного оружия на наземной машине представляло множество проблем: пушка легко поддавалась пыли и могла пробить только 15 мм перпендикулярной брони на расстоянии 500 м, что оказалось неадекватным по сравнению с новыми конструкциями немецких танков с усиленной броней, таким образом, твердо оттеснив Т- 60 на роль поддержки пехоты.
Первые опытные Т-60 были выпущены к июлю 1941 года, однако серийное производство началось лишь осенью того же года. Однако, как только на ГАЗе ему был отдан приоритет, за счет производства грузовиков ежемесячно можно было строить сотни, а общий объем производства только в 1941 году достиг более 1360 единиц, из них 1177 построено на Горьковском заводе. Танки участвовали в Параде Октябрьской Революции 1941 года и широко использовались при обороне Москвы .
Некоторое количество Т-60 было захвачено и использовано немцами под названием Panzerkampfwagen T-60 743(r) .
Дальнейшее развитие
[ редактировать ]Недостатки 20-мм автоматической пушки, использовавшейся на Т-60, были очевидны, поэтому в 1942 году были предприняты попытки перевооружить танк 37-мм пушкой ЗИС-19 , но от них отказались из-за нехватки в Советском Союзе 37-мм боеприпасов. . В связи с этим был начат новый проект размещения штатной 45-мм танковой пушки на модифицированной башне. Это стало возможным, и летом 1942 года была спроектирована и успешно испытана новая башня. В новой башне орудие было перенесено на правую сторону, чтобы освободить больше места для члена экипажа, и был добавлен спаренный пулемет. В конечном итоге усовершенствование Т-60 привело к созданию Т-70 — версии танка с усиленным бронированием и вооружением, с удлиненным шасси для установки новой двухмоторной силовой установки.
Ставка . приняла Т-70 в качестве нового стандартного легкого танка Красной Армии, и в конечном итоге он стал вторым по объему производства танком в Красной Армии после Т-34, который заменил его в танковых полках в ноябре 1943 года Т-70 продолжал использоваться для разведки или буксировки артиллерии, а его шасси стало основой для самой массовой лёгкой самоходки войны СУ -76 , а также лёгких зенитных самоходных установок. Т -90 и ЗСУ-37 .
Таким образом, история Т-60 и созданных на его основе машин во многом повторила судьбу самого сопоставимого немецкого танка той войны — PzKpfw II .
Планирующий танк
[ редактировать ]Один Т-60 был переоборудован в планер в 1942 году и предназначался для буксировки бомбардировщиком Петляков Пе-8 или Туполев ТБ-3 и должен был использоваться для обеспечения партизанских отрядов легкой броней. Танк облегчили для использования в воздухе за счет удаления вооружения, боеприпасов, фар и оставления весьма ограниченного количества топлива. Даже с доработками бомбардировщику ТБ-3 пришлось отказаться от планера из-за плохой аэродинамики Т-60 во время единственного полета, чтобы избежать крушения. Т-60 приземлился на поле возле аэродрома и после сброса крыльев и хвоста планера вернулся на базу. Из-за отсутствия достаточно мощного самолета для его буксировки проект был отменен и больше не возобновлен.
Румынские варианты
[ редактировать ]В 1943 году румыны модифицировали 34 трофейных Т-60 в TACAM T-60. истребители танков Они были вооружены трофейными советскими пушками F-22, размещенными в легкобронированной надстройке, аналогичной немецкой конфигурации Marder II .
Первые два прототипа истребителя танков Maresal базировались на шасси Т-60. Более поздние прототипы и серийные машины использовали новое шасси румынской разработки, но подвеска Т-60 (хотя и модифицированная) использовалась до пятого прототипа. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Миллер, Стивен (2000). Танки мира: от Первой мировой войны до наших дней . Оцеола, Висконсин: Издательство MBI. ISBN 0-7603-0892-6 .
- Залога, Стивен Дж.; Джеймс Грандсен (1984). Советские танки и боевые машины Второй мировой войны . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 0-85368-606-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- История развития и боевое применение Т-60. Архивировано 11 января 2016 г. на Wayback Machine Battlefield.ru.
- Танки Т-60 , танки Т-60 в музее и памятниках