Jump to content

СУ-152

СУ-152
КВ1-Э
СУ-152 в Любушском военном музее, Польша
Тип Штурмовое орудие
Место происхождения Советский Союз
История обслуживания
В эксплуатации 1943–1958
Используется Советский Союз
История производства
построено 670 (официально)
Технические характеристики
Масса 45,5 тонн (100 300 фунтов)
Длина 8,95 м (29 футов 4 дюйма)
Ширина 3,25 м (10 футов 8 дюймов)
Высота 2,45 м (8 футов)
Экипаж 5

Броня Передняя часть: 75 мм (2,95 дюйма)
Боковины: 60 мм (2,36 дюйма)
Крыша: 20 мм (0,78 дюйма)
Основной
вооружение
152-мм МЛ-20С пушка-гаубица
(20 раундов)
вторичный
вооружение
1× 12,7-мм ДШК (опционально) пулемет
Двигатель Model V-2K 4-stroke V-12 diesel engine
600 лошадиных сил (441 кВт)
Мощность/вес 13,2 л.с./тонну
Приостановка Торсионная подвеска
Запас топлива 600-975 литров
Оперативный
диапазон
Дорога:
180 км (110 миль)
330 км (210 миль) (с дополнительными топливными баками)
Напрямик:
90 км (56 миль)
120 км (75 миль) (с дополнительными топливными баками) [ 1 ]
Максимальная скорость 43 км/ч (27 миль в час)

The SU-152 ( Russian : самоходная установка-152, СУ-152 , romanized Samokhodnaya Ustanovka -152 ) is a Soviet self-propelled heavy howitzer used during World War II .

была установлена ​​152-мм пушка-гаубица На шасси тяжелого танка КВ-1С . В дальнейшем в производстве использовалось шасси танка ИС , получившее новое обозначение ИСУ-152 . [ 2 ] Из-за своей роли импровизированного тяжелого истребителя танков , способного поражать тяжелую немецкую бронетехнику, такую ​​как «Тигр» и «Элефант» , он получил прозвище «Зверобой» («Убийца зверей»). [ 3 ]

Разработка

[ редактировать ]

Сталинградское в мобильных тяжелых орудиях . контрнаступление, операция «Уран» , выявило Красной Армии острую потребность [ 4 ] уничтожить немецкие укрепления. В то время советские фронтовые сухопутные части не обладали достаточной огневой мощью для борьбы с дотами и другими укреплениями.

Тесная поддержка артиллерии и сапёров стала важным фактором успеха операции «Уран». Однако, за редким исключением, советские орудия и гаубицы в это время были буксируемыми, а не самоходными. [ 5 ] Отсутствие мобильности усугублялось отсутствием дорог, наличием глубокого снега и нехваткой артиллерийских тягачей. [ нужна ссылка ]

Буксируемые орудия также были уязвимы для контратаки во время движения, тем более что их часто буксировали лошади или их экипажи. Тяжелые 152-мм гаубицы были особенно трудны в маневрировании из-за их большого веса. Они были неспособны пересекать реки ни по чему, кроме танковых мостов, и их часто бросали после того, как они завязали. [ нужна ссылка ]

Поэтому в ноябре 1942 года Государственный комитет обороны заказал разработку тяжелой самоходки с 152,4-мм гаубицей МЛ-20 .

В довоенный период Красная Армия имела специальные противофортификационные машины, такие как тяжелый танк КВ-2 , вооруженный 152,4-мм гаубицей М-10 . Однако серийное производство КВ-2 прекратилось в октябре 1941 года, когда Кировский завод пришлось эвакуировать из Ленинграда в Челябинск . Неизвестное количество все еще действовало в 1942 году. [ 6 ]

Новая противофортификационная машина создавалась с той же целью, но с более высокой мобильностью, более тяжелым бронированием, сниженной себестоимостью производства и более мощной и точной 152-мм пушкой МЛ-20. Установка МЛ-20 в башне была невозможна из-за ее длины и отдачи, и было решено, что новая машина должна иметь невращающуюся пушку, установленную в неподвижной надстройке казематного типа. [ нужна ссылка ]

Несколько других проектов по созданию противофортификационных машин были остановлены. Позже во время войны эти проекты были возобновлены. В декабре 1942 года инженерные группы крупнейших советских артиллерийских и танковых заводов представили три различных конструкции машин-убийц дотов. Все эти конструкции использовали в качестве основного вооружения пушку МЛ-20 на шасси тяжелого танка КВ-1С . После некоторого обсуждения проект Йозефа Котина был выбран для серийного производства. Эта конструкция удачно объединила шасси МЛ-20 и КВ-1С с минимальными затратами. [ нужна ссылка ]

Проект получил обозначение «КВ-14». [ 7 ] а сборка первого прототипа (названного «Объект 236») началась 31 декабря 1942 года. Она была завершена через 25 дней. Заводские испытания «Объекта 236» начались 25 января 1943 года. После ряда успешных заводских испытаний начались более строгие государственные испытания. «Объект 236» снова добился успеха. 14 февраля 1943 года Государственный комитет обороны принял его на вооружение Красной Армии и сразу запустил в серийное производство на Челябинском Кировском заводе ( Челябинский Кировский завод, ЧКЗ). Обозначение серии САУ изменено с КВ-14 на СУ-152. Орудие МЛ-20 было немного доработано для установки на СУ-152 — некоторые рукоятки были перенесены для повышения комфорта наводчика. Этот вариант имел обозначение МЛ-20С. Начальная скорость и внешняя баллистика были идентичны оригинальной буксируемой пушке МЛ-20.

Несмотря на то, что СУ-152 была спроектирована без учета противотанковой роли, она показала удивительно хорошие противотанковые возможности благодаря чрезвычайно тяжелым фугасным снарядам МЛ-20С. [ 8 ] Специально созданные противотанковые орудия того периода обычно основывались на небольших, высокоскоростных твердых снарядах, оптимизированных для пробивания брони. Поскольку СУ-152, как и все САУ серии СУ, не проектировалась с расчетом на поражение танков, бронебойные снаряды экипажам не выдавались и первоначальные испытания на броню не проводились. Однако испытания, проведенные на трофейных танках «Тигр» в начале 1943 года, показали, что СУ-152 способна с некоторой надежностью уничтожать их на любой дальности (в 1943 году это единственная машина на вооружении России, способная на это), выбивая башню взрывной волной. эффект. Это открытие стимулировало массовое производство СУ-152 и формирование самоходно-артиллерийских частей, которые затем функционировали как тяжелые батальоны истребителей танков. [ 9 ]

После начала серийного производства СУ-152 ее несколько модифицировали для повышения надежности и эффективности. Первоначально на СУ-152 отсутствовал пулемет, что было серьезным недостатком в городских боях и других видах ближнего боя. [ 10 ] Для решения этой проблемы ДШК летом 1943 года была разработана 12,7-мм зенитная артиллерийская установка . Некоторые СУ-152 получили ее после ремонта. СУ-152 была последним представителем семейства танков КВ, находившимся в серийном производстве, и на смену ей пришла ИСУ-152. [ 11 ] на конвейерах ЧКЗ в декабре 1943 года. Точное количество выпущенных СУ-152 различается даже в российских источниках, наиболее распространенные цифры - 670 или 704. [ нужна ссылка ]

Су-152, пережившие Вторую мировую войну, были сняты с вооружения Советской Армии в 1958 году. [ нужна ссылка ]

Строительство и дизайн

[ редактировать ]
152-мм гаубица-пушка МЛ-20С для СУ-152 в музее Мотовилихинских заводов , Россия)

СУ-152 имела ту же полностью закрытую казематную конструкцию, что и большинство других советских САУ. Полностью бронированный корпус был разделен на два отсека: один для экипажа, орудия и боекомплекта в передней части корпуса, другой для двигателя и трансмиссии в задней части. Корпус сваривался из катаных броневых листов разной толщины — 75, 60, 30 и 20 мм. Лобовые листы корпуса и надстройки были наклонены для лучшей защиты машины, а бортовая броня располагалась вертикально. Нижняя лобовая часть корпуса и задний бронелист имели цилиндрическую форму и были относительно сложны по способу изготовления. Орудие-гаубица МЛ-20С устанавливалась немного правее центра с ограниченным поворотом в пределах 12 градусов. Трое членов экипажа находились слева от орудия: впереди водитель, затем наводчик и, наконец, заряжающий. Справа находились командир машины и оператор затвора.

Подвеска состояла из 12 торсионов на шесть опорных катков (диаметром 600 мм) с каждого борта. Ведущие звездочки располагались сзади. Каждая гусеница состояла из 90 штампованных звеньев, ширина каждого звена составляла 608 мм. Нормальное расстояние между двумя соединенными звеньями составляло 160 мм. Внутренних топливных баков было три, два в районе экипажа и один в моторном отделении, общей емкостью 600–615 литров. Обычно они дополнялись четырьмя неподключенными внешними топливными баками, вмещавшими дополнительно 360 литров топлива. Электропитание напряжением 24 В осуществлялось от генератора ГТ-4563А мощностью 1 кВт с блоком реле-регуляторов напряжения РРА-24 и четырех аккумуляторных батарей 6СТЭ-128 общей емкостью 256 ампер-часов. Это электрооборудование было распространено в современной советской бронетехнике. Генератор и аккумуляторные батареи питали все остальное электрооборудование — электростартер СТ-700, радиостанцию, переговорное устройство, наружное и внутреннее освещение, подсветку прицельных шкал.

Для наблюдения изнутри все люки в крыше имели перископы, а также два прицела: телескопический СТ-10 (СТ-10) и панорамный прицел. Для связи экипажа было установлено переговорное устройство ТПУ-4-БисФ, а для межмашинной связи имелась единственная радиостанция. СУ-152 первой серии оснащалась радиостанцией 9Р, затем 10Р и, наконец, 10РК-26. Эти рации были лучше советской техники начала войны, но уступали немецкой технике.

Экипаж имел два ППШ автомата и 25 гранат Ф1 для самообороны на ближней дистанции.

Боевая история

[ редактировать ]
Брошенный автомат СУ-152 осматривают немецкие войска, Советский Союз, 1943 год.

Хотя СУ-152 и не была создана для этой роли, она оказалась дешевым и эффективным истребителем тяжелых танков. [ 12 ] уступая только СУ-100 в качестве советской противотанковой машины, а также успешно справляясь со своей первоначальной ролью против пехоты и укреплений, выполняя аналогичную роль с СУ-100Y.

СУ-152 производились в больших количествах на протяжении 1943 года, причем первые СУ-152 поступили в новые тяжелые механизированные артиллерийские полки, сформированные в мае 1943 года. Первый полк прибыл в Курск всего с 12 орудиями и был доведен до полной численности. из 21 орудия в ходе боев. [ 13 ]

К недостаткам машины относились низкая скорострельность из-за тяжелого боекомплекта, малый боекомплект (всего 20 снарядов), [ 14 ] и тесное и неэргономичное боевое отделение. Его броневая защита была вполне адекватной; 65-мм наклоненная под углом 30 градусов лобовая броня по-прежнему делала его уязвимым спереди для 88-мм орудий KwK 36/43 танков Tiger и Ferdinand/Elefant на больших дистанциях, а также KwK 40 для 7,5-мм высокоскоростной пушки танков Panzer IV и StuG. III/IV на средних и коротких дистанциях (а также с любой дистанции с флангов и тыла). 152-мм орудие, хотя и имело максимальную дальность стрельбы, намного превосходящую 88-мм, по сути оставалось тяжелой гаубицей с меньшей точной дальностью, чем 88-мм и 7,5-см орудия, но при этом было уязвимо для ответного огня на той же дистанции. Это делало его наиболее эффективным для использования против укрепившегося противника, где преимущества немецких тяжелых танков могли быть сведены на нет, а СУ-152 могли использовать свой потенциал поражения с одного выстрела. [ 15 ]

Поскольку она задумывалась как самоходная артиллерийская установка, а не как настоящий истребитель танков, СУ-152 обычно оснащалась стандартными фугасными снарядами, а не бронебойными снарядами. 152-мм осколочно-фугасный снаряд производил мощный взрыв, эффективность которого не зависела от скорости, что делало его эффективным против любого немецкого танка, включая « Тигр» и «Элефант» (хотя все же менее эффективным, чем проникающие снаряды). Он был способен сбить башню танка «Тигр» (на любой дистанции), а многочисленные немецкие боевые бронированные машины были уничтожены или повреждены СУ-152 во время Курской битвы . [ 16 ]

Однако он оказался менее надежным при окончательном уничтожении тяжелого истребителя танков «Фердинанд», чья более громоздкая и упрощенная конструкция была более устойчивой к непроникающему осколочно-фугасному взрыву. В то время как русские подбили по меньшей мере семь немецких «Фердинандов» в засадах СУ-152 под Курском в ходе одной операции, немецкие инженеры после боя смогли отремонтировать, перекомпоновать и вернуть в бой почти все на следующий день. [ 17 ] Это связано с тем, что взрыв орудия привел к гибели экипажа и разрушению салона машины в результате сотрясения мозга и расколов без повреждения боезапаса или шасси. Экипажам советских СУ-152 было приказано продолжать огонь по выведенным из строя танкам до тех пор, пока у них не будут сбиты башни, но у «Фердинанда» башни не было. [ 18 ]

После Курска 152-мм бронебойный снаряд со сплошным сердечником БР-540 производился в небольших количествах и поставлялся в тяжелые дивизионы истребителей танков в качестве проникающего снаряда, но низкая скорость орудия делала бронебойный снаряд не более точным и лишь умеренно более эффективным, чем бронебойный снаряд. стандартный осколочно-фугасный снаряд (который также можно было использовать против пехоты). [ нужна ссылка ]

СУ-152 на улице Симферополя во время Крымской наступательной операции , 13 апреля 1944 года.
СУ-152 форсируют реку в Латвии, середина 1944 года.

После Курска СУ-152 сыграла важную роль в уничтожении немецких укреплений в ходе наступления операции «Багратион» , что и было первоначальной целью конструкции машины. [ нужна ссылка ] .Со второй половины 1943 года и до конца Великой Отечественной войны СУ-152 использовались на всех советских фронтах, от Финляндии до Крыма . В связи с боевыми потерями и прекращением серийного производства в декабре 1943 года количество СУ-152 в Советской Армии сократилось. В конце концов СУ-152 были заменены более надежными и лучше бронированными ИСУ-152 , которые использовали то же вооружение и боеприпасы и выполняли ту же функцию двойного назначения. [ 7 ] Несмотря на это, СУ-152 оставались на вооружении Советской Армии на протяжении всей Второй мировой войны и послевоенного периода до 1958 года. [ нужна ссылка ]

Операторы

[ редактировать ]

Организация

[ редактировать ]

The SU-152 was used by the Independent Heavy Self-propelled Artillery Regiments (OTSAP, ОТСАП, in Russian, from Otdel'niy Tyazheliy Samokhodno-Artilleriyskiy Polk , Отдельный Тяжелый Самоходно-Артиллерийский Полк). Initially each OTSAP had twelve SU-152s, divided into three batteries of four vehicles. One KV-1S tank served as a commander's vehicle. After November 1943 the OTSAP organisation changed to 21 vehicles per regiment.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Советские танки и боевые машины Второй мировой войны (Стивен Дж. Залога, Джеймс Грандсен), стр. 179.
  2. ^ ДК (04.04.2017). Танк: Полная визуальная история бронетехники . Пингвин. ISBN  978-1-4654-6603-7 .
  3. ^ Грин, Майкл; Браун, Джеймс Д. (2008), «Решения Красной Армии для танка Tiger E» , «Танки Tiger на войне» , Сент-Пол: Zenith Press, стр. 104, ISBN  978-0-7603-3112-5
  4. ^ Данн, Вальтер Скотт (1995). Советская экономика и Красная Армия, 1930-1945 гг . Издательская группа Гринвуд. ISBN  978-0-275-94893-1 .
  5. ^ Армия, Департамент США (1977). Справочник по Сухопутным войскам СССР . Штаб, Департамент армии.
  6. ^ Воллерт, Йохен (2004). Танкоградская военная машина — специальный номер. 2001 г. Советский спецназ — советский тяжелый танк прорыва КВ-2 времен Великой Отечественной войны . Танкоградское издательство. п. 29.
  7. ^ Jump up to: а б Гринтри, Дэвид (28 апреля 2022 г.). СУ-152/ИСУ-152 против Тигра: Восточный фронт 1943–45 . Издательство Блумсбери. ISBN  978-1-4728-4865-9 .
  8. ^ СОВЕТСКИЕ БРОНЕКОВЫЕ ВОЙСКИ . Ак-интерактив, Sl
  9. ^ Догерти, Мартин Дж. (11 апреля 2017 г.). Камуфляж на войне: Иллюстрированный путеводитель с 1914 года по наши дни . Продажа книг. ISBN  978-0-7858-3509-7 .
  10. ^ Грин, Майкл (19 сентября 2013 г.). Русская бронетехника во Второй мировой войне . Перо и меч. ISBN  978-1-4738-2980-0 .
  11. ^ Залога, Стивен Дж.; Несс, Лиланд С. (07 декабря 2009 г.). Товарищ Красной Армии 1939-45 . Историческая пресса. ISBN  978-0-7509-5141-8 .
  12. ^ Танки в войне 1943-1945 гг . Кода Букс Лтд. ISBN  978-1-908538-26-0 .
  13. ^ Zaloga 1984:165
  14. ^ Хиггинс, Дэвид Р. (20 апреля 2014 г.). Ягдпантера против СУ-100: Восточный фронт 1945 года . Издательство Блумсбери. ISBN  978-1-78200-296-3 .
  15. ^ Zaloga, Steven J. (2011-10-20). IS-2 Heavy Tank 1944–73 . Bloomsbury Publishing. ISBN  978-1-78096-139-2 .
  16. ^ Хаус, Джонатан Мэллори (2001). Общевойсковая война в ХХ веке . Университетское издательство Канзаса. ISBN  978-0-7006-1081-5 .
  17. ^ «English.battlefield.ru — English.battlefield.ru — English.battlefield.ru — English.battlefield.ru» . Архивировано из оригинала 10 июля 2012 г. Проверено 24 октября 2011 г.
  18. «Боевая история 654-й тяжелой танковой дивизии», Карлхайнц Мунк, стр.67–69.
  • Solyankin A. G., Pavlov M. V., Pavlov I. V., Zheltov I. G. (2005). Soviet Heavy Self-Propelled Guns 1941–1945 . Moscow: «Exprint» (Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Советские тяжёлые самоходные артиллерийские установки 1941–1945 гг. — М.: ООО Издательский центр «Экспринт», 2005. — С. 48.) ISBN   5-94038-080-8
  • Залога, Стивен Дж., Джеймс Грандсен (1984). Советские танки и боевые машины Второй мировой войны , стр. 165–66. Лондон: Arms and Armor Press. ISBN   0-85368-606-8 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 163b1bc4457b170147652d76aa023a15__1721991360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/16/15/163b1bc4457b170147652d76aa023a15.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
SU-152 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)