Танк Т-37А
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на русском языке . (Декабрь 2009 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Плавающий разведывательный танк Т-37А. | |
---|---|
![]() Т-37А, выставленный в Танковом музее Кубинки | |
Тип | амфибия Легкий танк- |
Место происхождения | ![]() |
История обслуживания | |
В эксплуатации | С 1933 г. |
Используется | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
История производства | |
Дизайнер | Н. Козырев, Фабрика № 37 , г. Москва |
Разработанный | 1931–33 |
Произведено | 1933–36 |
№ построено | ~1,200 |
Варианты | Т-37А (основное производство), командирский танк Т-37ТУ, образец 1936 г. |
Технические характеристики (Т-37 [ 1 ] ) | |
Масса | 3,2 тонны |
Длина | 3,75 м (12 футов 4 дюйма) |
Ширина | 2,10 м (6 футов 11 дюймов) |
Высота | 1,82 м (6 футов 0 дюймов) |
Экипаж | 2 |
Броня | 3–9 мм |
Основной вооружение | 7,62-мм пулемет ДТ (585 патронов) |
Двигатель | ГАЗ -АА 40 л.с. (30 кВт) |
Мощность/вес | 13 л.с./тонну |
Приостановка | прыгать тележку |
Запас топлива | 100 литров |
Оперативный диапазон | 185 км |
Максимальная скорость | 35 км/ч (22 мили в час) |
Т -37А — советский лёгкий плавающий танк . Танк часто называют Т-37, хотя это обозначение использовал другой танк, так и не вышедший из стадии прототипа . Т-37А стал первой серией серийных полностью плавающих танков. в мире [ 2 ]
Впервые танк был создан в 1932 году на базе британской танкетки «Виккерс» и других действующих плавающих танков. Танк выпускался серийно с 1933 года до 1936 года, когда его заменили на более современный Т-38 , созданный на базе Т-37А. Всего за четыре года производства было выпущено 2552 Т-37А, включая оригинальные прототипы. [ 3 ]
В Красной Армии они использовались для выполнения задач по связи, разведке , в качестве подразделений обороны на марше, а также активной поддержки пехоты на поле боя. Т-37А в больших количествах использовался во время советского вторжения в Польшу и в Зимней войне против Финляндии . Т-37А также использовались Советским Союзом в начале Великой Отечественной войны , но большая часть из них была быстро потеряна. Уцелевшие танки воевали на передовой до 1944 года и использовались в учебной и вспомогательной обороне до конца Второй мировой войны . [ 4 ]
Ранняя история
[ редактировать ]Танкетки Carden-Loyd производства Carden-Loyd Tractors, Ltd. были настолько перспективными, что компанию купила компания Vickers-Armstrong . Они разработали легкие плавающие танки по требованиям Генерального штаба (А4Е11 и т. д.). В апреле 1931 года компания Vickers-Armstrongs провела несколько успешных испытаний этих легких машин в присутствии прессы. [ 5 ] Публикация конструкции и испытаний в прессе привлекла внимание Управления моторизации и механизации Рабоче-Крестьянской Красной Армии (УММКРККА), поскольку малый танк хорошо соответствовал новой политике вооружения Красной Армии , поскольку а также, возможно, сможет заменить старую Т-27 танкетку , которая никогда не проявляла себя хорошо в бою. На «Большевик» завод ОКМО в Ленинграде от Всероссийского кооперативного общества ( Аркос ) были сданы газеты, содержащие сведения о британской танкетке, а также фотографии и технические характеристики. [ нужна ссылка ] На основании этой информации советские инженеры выяснили, что силовая установка танкетки «Карден-Лойд» изначально была от легкого трактора производства компании, а значит, общая компоновка должна быть аналогичной. Соответственно, была создана программа «Селезень» («Дрейк», ру. Селезень ) с целью создания аналогичного плавающего танка с компоновкой на основе британского прототипа. Первый прототип «Селезена» , получивший обозначение Т-33 , был построен в марте 1932 года и во время испытаний показал хорошую плавучесть. Однако Т-33 не показал удовлетворительных результатов в других испытаниях и был слишком сложен для существующим военно-промышленным комплексом производства . В результате он не производился серийно и не оснащался в больших количествах. [ 6 ]
Т-41 и Т-37
[ редактировать ]Еще до постройки Т-33 было решено увеличить масштабы работ по созданию плавающего танка. Помимо Ленинградского завод № 2 Всесоюзного автомобильного союза (ВАТО), который уже производил бронетехнику для Красной Армии ОКМО, к разработке и производству амфибийной бронетехники был отведен . В результате на 2-м заводе ВАТО под руководством Н.Н. Козырева был выпущен плавающий танк Т-41 массой 3,5 тонны и с двигателем ГАЗ-АА . [ примечание 1 ] который базировался на силовой установке Т-27 . Трансмиссия была практически идентична трансмиссии Т-27, а к коробке отбора мощности на винт добавили жесткую зубчатую муфту . Его конструкция для отключения винта требовала остановки танка и выключения двигателя. Шасси полностью — частично было заимствовано у Т-33, а гусеницы у Т-27 . Ленинградские строители также продолжили разработку более подходящего плавающего танка и обозначили свою последнюю модель как «Т-37». Он имел тот же двигатель ГАЗ АА, что и Т-41, ту же трансмиссию, широкое использование автомобильных деталей и крупповское шасси, с которым советские инженеры впервые столкнулись в результате технологического партнерства с Веймарской Германией . Хотя Т-41 на самом деле производился для армии в небольшом количестве, после испытаний и боевых испытаний Т-37 было отказано в производстве из-за различных мелких неисправностей и незавершенности процесса разработки. [ 7 ]
Сделки с Виккерс
[ редактировать ]Тем временем появилась возможность полностью проанализировать сам британский прототип. Британская армия отказалась принять на вооружение прототип Vickers (хотя они использовались в качестве испытательных машин), поэтому компания решила искать иностранных покупателей. Уже заинтересовавшись после апрельской демонстрации 1931 года, СССР 5 февраля 1932 года сделал через представителя Arcos Ю. Сквирского предложение о покупке восьми машин. Переговоры о выполнении заказа не затянулись, и к июню 1932 года компания «Виккерс» уже произвела и поставила для Советов два первых танка. [ 8 ]

Широко распространено мнение, что Т-37А был копией плавающего танка «Виккерс». [ примечание 2 ] с учетом закупки Советским Союзом таких танков. Однако более пристальное рассмотрение развития событий приводит к дискредитации такой теории, однако верно то, что советские прототипы Т-37А находились под сильным влиянием британских моделей. Советский инженер Николай Астров , много работавший над прототипами Т-37А, писал в своих мемуарах, что «мир Т-37А, урожденному «Виккерс-Карден-Лойд». [ 9 ]
Серийное производство
[ редактировать ]Еще до конца 1932 года высшее командование Красной Армии планировало заказать 30 Т-37А. Для ускорения производства заводу № 37 (именно так был переименован завод ВАТО № 2) была передана вся продукция ОКМО, связанная с Т-37, а также один британский танк «Виккерс». В 1933 году завод № 37 получил заказ на 1200 Т-37А. Однако последующие события показали чрезмерный оптимизм, проявленный руководством треста, ответственного за завод. Сам трест сформировался как руководящий орган координации масштабных работ по разработке новых образцов бронетехники на ряде заводов страны и в дальнейшем сыграл значительную роль в успешном выполнении этой задачи, но вначале 1933 года чисто организационными мерами преодолеть «допотопное» состояние оборудования завода № 37, по оценке М. Н. Свирина, не удалось. [ 7 ]
Проблемы с производством
[ редактировать ]По своей технологической конструкции Т-37А был значительно сложнее танкетки Т-27 , что сразу же вызвало осложнения не только у завода № 37, но и у его смежника – Подольского электровозостроительного завода, производившего корпуса танка. новые Т-37А. Кроме того, в 1933 году танкетка Т-27 все еще производилась, что подчеркивало отсутствие достаточных ресурсов, необходимых для одновременного производства обеих машин. Это только ухудшило ситуацию и замедлило внедрение Т-37А. Технология производства штампованных цементированных бронелистов на Подольском заводе была совершенно не отработана; желаемого результата приходилось добиваться подручными и примитивными методами. В итоге в первой половине 1933 года завод № 37 построил 30 плавающих танков (из них 12 Т-41) вместо 255, необходимых для выполнения установленного плана. [ нужна ссылка ] Заменивший тогда наркома народной обороны Михаил Тухочевский в своем отчете «о ходе завершения танковой программы в первой половине 1933 года» писал:
Причины невыполнения программы по танку Т-37:
- Отказ завода «Подольский КрекИнг» от производства корпусов;
- Неготовый и неотработанный технологический процесс производства;
- Неудовлетворительное качество стального литья…
…Подольский завод. Программа производства корпусов Т-27 была полностью выполнена. По программе Т-37А вместо 250 штук за это полугодие выпустили только один работоспособный корпус. Основная причина такой ситуации – перевод [корпусов] на штамповку и цементацию без достаточно серьезных профилактических и подготовительных мероприятий. На данный момент можно сказать, что фабрика освоила процесс штамповки. Дальнейшее завершение программы зависит от своевременной отгрузки бронелистов с Кулебакского завода до мая. Изготовить и отгрузить броню в июне она не сможет из-за нехватки ферросплавов. В настоящее время завод располагает необходимыми материалами и приступил к производству бронелиста… [ 10 ]
Ситуация не изменилась и во второй половине 1933 г.; Руководство армии и управляющего треста «Спецмаштрест » потребовало производства большого количества Т-37А на заводе № 37, рассчитывая получить не более 800 танков. В действительности к 1 января 1934 года было выпущено всего 126 Т-37А, два из которых имели встроенные радиостанции . Часть танков участвовала в военном параде 7 ноября 1933 года на Красной площади в Москве . Ранние Т-37А мало чем отличались от более поздних, серийных танков – у первых отсутствовали волнорассеивающие щиты и поплавки.

В 1934 году руководство Спецмаштреста обратило внимание на улучшение условий на заводах, на которых производились танки. Закуплено иностранное оборудование для двух новых корпусов завода № 37, а также увеличена численность рабочих и инженерно-технического персонала. Однако эти меры не улучшили ситуацию; количество собранных танков оказалось значительно меньше запланированного. Управление моторизации и механизации Красной Армии отмечало недостаточность технического и общего руководства на заводе № 37, отсутствие планирования в процессе производства и «штурмования» операции. В результате середина 1934 года ознаменовалась сменой руководства завода, и только к концу года в производственном процессе наметилась положительная динамика. Также в 1934 году в конструкцию Т-37А были внесены небольшие изменения: толщина бортов и лобовой части увеличена до 10 мм, изогнутые кормовые части корпуса заменены штампованными, а надгусеничные поплавки откатываются назад. и набиты пробкой, и стали пусты внутри. [ 11 ]
Производство корпусов оставалось сдерживающим фактором и в следующем, 1935 году. Подольский электровозостроительный завод постоянно не выполнял планы по выпуску деталей в достаточном количестве. Для решения проблемы годом ранее было решено использовать Ижорский завод Т-37А в Ленинграде для дополнительного корпусного производства . Но это предприятие, хотя и имело значительные мощности, было направлено и на другие заказы на бронеавтомобили для нужд ВМФ Советского Союза , а также на производство корпусов для ленинградских заводов, выпускающих бронеавтомобили Т -26 и Т-28. танки. В результате большая часть корпусов Т-37А была отправлена на завод № 37 из Подольска. Корпуса разных производителей имели различные способы производства: ижорские корпуса были сварными , а подольские - клёпанными . Для постоянного решения проблемы производства корпусов плавающих танков инженеры перестроили их и переделали силовые установки. [ 10 ]
Мемориальный парад, ноябрь 2011 г.
[ редактировать ]Отряд танков, в том числе три Т-37, был показан в проходе на Красной площади 7 ноября 2011 года в ознаменование 70-летия знаменитого парада 1941 года. [ 12 ]
Операторы
[ редактировать ]Советский Союз
Германия - Использовано небольшое количество трофейных танков. [ 13 ]
Финляндия - 29 танков [ 14 ]
Румыния - не менее 19 танков [ 13 ]
Венгрия - Некоторые трофейные танки [ 13 ]
Швеция - Один танк подарен Финляндией, только для краткой оценки. [ 13 ]
Турция — 1 Т-37А [1934-194?]. [ 15 ]
Сопоставимые автомобили
[ редактировать ]- Германия: танк I
- Италия: L3/33 • L3/35
- Япония: Тип 94
- Польша: ТК-3 и ТКС
- Румыния: Р-1
- Советский Союз: Т-27 • Т-38
- Швеция: Strv m/37
- Великобритания: Light Tank Mk VI
Примечания
[ редактировать ]- Примечания
- ^ прежде чем двигатели можно было производить на заводах ГАЗ , их пришлось утилизировать от импортного Ford Model AA.
- ^ Например, статья М. Барятинского , где указано, что Т-37 был развитием Т-33, который, в свою очередь, «мало чем отличается от английского (sic) прототипа». Однако Т-33 был создан до покупки британских танков и имеет совершенно другую силовую систему, а общая компоновка шасси и трансмиссии британских и советских танков имеют ряд существенных отличий.
- Цитаты
- ^ Zaloga 1984, p 116.
- ^ Холявский 1998.
- ^ Свирин 2005 , с. 161
- ^ Барятинский 2003.
- ^ «Новейший военный танк дома на суше и на воде» , Popular Mechanics , 57 (2), HH Windsor, 200 East Ontario Street, Чикаго, США.: 208, февраль 1932 г. , получено 23 декабря 2015 г.
- ^ Свирин 2005 , с. 153
- ^ Jump up to: а б Свирин 2005 , с. 157
- ^ Свирин 2005 , с. 152
- ^ Чобиток, В. « Таким образом, был дан опыт», - Из воспоминаний Н. Астрова» . Armor.kiev.ua . Проверено 20 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Коломиец 2003 г.
- ^ Свирин 2005 , с. 159
- ^ [1] Архивировано 2 июня 2012 г., в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с д Коломиет 2003 , с. 78
- ^ Коломиет 2003 , стр. 77–79
- ^ Орикс. «Отсутствие Второй мировой войны: немецкая и союзническая техника, используемая Турецкой Республикой» . Орикс . Проверено 23 марта 2023 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Baryatinsky, B. (2003). Amphibians of the Red Army (Амфибии Красной армии) (in Russian). Moscow: Modelist-Konstruktor.
- Svirin, N. (2005). History of the Soviet Tank, 1917-1937 (История советского танка 1917-1937) (in Russian). Moscow: Yauza. ISBN 5-699-13809-9 .
- Холявский, Г. (1998). Энциклопедия танков (на русском языке). Минск: Хаврест. ISBN 985-13-8603-0 .
- Коломиец, М.В. (2003). Плавающие танки Т-37, Т-38 и Т-40 (на русском языке). Москва: Стратегия КМ. ISBN 5-901266-01-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Карта новостей США о Второй мировой войне, «Российская бронетехника» , размещенная в цифровых коллекциях библиотек UNT.
- Т-37, машины Второй мировой войны
- На войне
- Легкий плавающий танк T-37, T-38 at the Russian Battlefield
- «Танк-амфибия плывет по реке во время военных игр», «Популярная механика» , январь 1936 г.