Крейсер Мк I
Танк, Крейсер, Мк I (А9) | |
---|---|
![]() Танк, Крейсер, Мк I (А9) | |
Тип | Крейсерский танк |
Место происхождения | Великобритания |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1938–1941 |
Используется | Британская армия |
Войны | Вторая мировая война |
История производства | |
Дизайнер | сэр Джон Карден |
Разработанный | 1934–1936 |
Производитель | Викерс |
Произведено | 1936–1941 |
№ построено | 125 |
Технические характеристики | |
Масса | Боевая масса 12,8 длинных тонн (13,0 т) [ 1 ] |
Длина | 19 футов (5,8 м) |
Ширина | 8 футов 4 дюйма (2,5 м) |
Высота | 8 футов 8 дюймов (2,65 м) |
Экипаж | 6 (командир, наводчик, заряжающий, водитель, 2 пулеметчика) |
Броня | 6–14 мм |
Основной вооружение | ЧФ 2-фунтовый 100 раундов |
вторичный вооружение | 3 х 0,303 пулемета Виккерс 3000 патронов |
Двигатель | AEC 179 6-цилиндровый бензиновый [ 2 ] 150 л.с. (110 кВт) |
Приостановка | подрессоренная трехколесная тележка |
Оперативный диапазон | 150 миль (240 км) |
Максимальная скорость | 25 миль в час (40 км/ч) |
Tank , Cruiser, Mk I (A9) — британский крейсерский танк межвоенного периода. Это был первый крейсерский танк : быстрый танк, предназначенный для обхода основных линий противника и поражения коммуникаций противника, а также танков противника. Cruiser Mk II был более тяжелобронированной версией Mark I, разработанной примерно в то же время.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]В 1936 году британское военное министерство определило для будущей разработки два различных типа танков: тяжелобронированные пехотные танки, которые будут использоваться в тесном взаимодействии с пехотой во время атак, и быстрые мобильные крейсерские танки, предназначенные для совершения набегов вглубь территории противника.
Из-за высокой стоимости британские проекты замены танков Medium Mark II , которые тогда находились на вооружении, были отменены, и было построено только три Medium Mark III . В 1934 году сэру Джону Кардену из Vickers-Armstrong было предложено предоставить «достаточно дешевый танк» в качестве замены некоторым средним моделям, которые тогда использовались. Эта конструкция была известна по спецификации Генерального штаба А9.
Пилотная модель его конструкции среднего танка была закончена в 1936 году и получила обозначение А9Е1. Он вобрал в себя лучшие черты отмененной конструкции Medium Mk III, но был легче, чтобы его можно было оснащать коммерческим бензиновым двигателем. Однако это было еще во времена Великой депрессии , и в танке был применен ряд мер по сокращению затрат. Это был первый британский танк с центрально расположенной башней и электроприводом поворота. Система была разработана Nash & Thompson и аналогична той, которая была внедрена на Vickers Wellington среднем бомбардировщике . Броня была легкой, максимальная толщина 14 мм (0,55 дюйма). Многие поверхности брони были вертикальными, и было множество ловушек для выстрелов , но он мог развивать скорость 25 миль в час (40 км/ч) и нес новую высокоскоростную 2-фунтовую (40-мм) пушку QF , которая заменила 3-фунтовую пушку QF на время производства началось в 1937 году.
Отделение управления и боевые отделения не были разделены. Помимо башенного вооружения, которое состояло из 2-фунтовой пушки Ordnance QF и спаренного пулемета «Виккерс» , по обе стороны от отделения водителя имелись две небольшие башни, в каждой из которых был установлен пулемет «Виккерс». Обе эти меньшие по размеру башни были постоянно укомплектованы экипажем, что давало танку общий экипаж из шести человек (командир, наводчик, заряжающий, водитель и два пулеметчика).
A9E1 тестировался в сравнении с другими конструкциями, и, хотя в некоторых областях он и отсутствовал, он был принят в 1937 году в качестве промежуточной конструкции до тех пор, пока подвесной крейсерский танк Christie не будет поставлен . Был размещен заказ на 125 самолетов. Семьдесят пять были построены компанией Harland and Wolff , а остальные 50 — компанией Vickers . Первоначально автомобильный двигатель Rolls-Royce (7,67 л Phantom II для пилотной модели использовался двигателем AEC ), но он оказался недостаточно мощным и был заменен автобусным объемом 9,64 л . [ 3 ]
Более поздний «Валентайн» пехотный танк по сути имел тот же нижний корпус и подвеску, но со значительно большей броней.
A9 весил 12 длинных тонн (12 т), имел длину 19 футов (5,8 м), высоту 8,7 футов (2,65 м), ширину 8,2 фута (2,5 м) и максимальную скорость 25 миль в час (40 км/ч). ) на дороге и на скорости 15 миль в час (24 км/ч) на выезде. Его максимальный запас хода по дороге составлял 150 миль (240 км). Боекомплект составлял 100 патронов для основного орудия и 3000 патронов для трех пулеметов.
Услуга
[ редактировать ]
Крейсер Mark I начали сдавать в январе 1939 года. До начала войны было сдано 36 танков, в сентябре-декабре 1939 года — 40, в 1940 году — 49. [ 4 ]
Крейсер был эффективным танком во французской, греческой и ранней североафриканской кампаниях . 2-фунтовая пушка была смертоносной против первых итальянских танков, встреченных во время североафриканской кампании, и могла противостоять ранним танкам Роммеля Panzer II и III. Он также мог пробить 20–30 мм (0,79–1,18 дюйма) защитной стали у более поздних противников, таких как Panzer III Ausf D и Panzer IV Ausf D. Это было эффективно, пока немцы не представили более толстобронированный Panzer IV Ausf. Еду в пустыню весной 1941 года. Однако минимальная броня делала А9 очень уязвимым для большинства противотанковых средств Оси. Проблемой также было отсутствие фугасных снарядов для 2-фунтовой пушки и, что еще хуже, отсутствие бронебойных снарядов для 94-мм пушки в варианте непосредственной поддержки. [ нужна ссылка ] Другая проблема заключалась в том, что области вокруг передних пулеметных башен создавали лобовую поверхность, более уязвимую для огня противника, чем если бы это была простая плоская пластина.
Механическая ненадежность «Крейсера» также была недостатком. В частности, гусеницы легко поворачивались, что вызывало трудности. [ нужна ссылка ]
Варианты
[ редактировать ]

- Марк I (A9)
- Использовался 1-й бронетанковой дивизией в битве за Францию (1940 г.). До 1941 года использовался 2-й и 7-й танковыми дивизиями в Северной Африке .
- Марк I CS
- имел 3,7-дюймовую (94-мм) гаубицу с казнозарядом /L15, заимствованную из 3,7-дюймовой горной гаубицы QF Вместо 2-фунтовой пушки времен Первой мировой войны. Было выпущено 40 выстрелов, в основном дымовых.
Выжившие автомобили
[ редактировать ]- Экспонируется в Танковом музее в Бовингтоне , Англия. [ 5 ]
- На выставке в Музее кавалерийских танков в Ахмеднагаре , Индия.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Чемберлен и Эллис, стр. 30.
- ^ «Танки времен Второй мировой войны — двигатели Соединенного Королевства» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 23 октября 2007 г.
- ^ Чемберлен и Эллис, стр. 30.
- ^ «Крейсерские танки А9, А10, А13» . www.wwiieequipment.com . Проверено 25 мая 2023 г.
- ^ «Танковый крейсер Mark I A9 (E1949.352)» . www.tankmuseum.org . Проверено 14 декабря 2016 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Такер, Спенсер (2004). Танки: иллюстрированная история их воздействия . АВС-КЛИО. стр. 49–51. ISBN 1-57607-995-3 .
- Сорок, Джордж; Ливси, Джек (2006). Всемирная энциклопедия танков и боевых бронированных машин . Книги Лоренца. ISBN 978-0-7548-1741-3 .
- WWIIvehicles.com, по состоянию на 23 октября 2007 г.
- Бингхэм, Джеймс (1971). Крестоносец-Крейсер Марк VI . Профили БФВ. Виндзор: Профильные публикации. OCLC 54349416 .
- Чемберлен, Питер; Эллис, Крис (1981) [1969]. Британские и американские танки Второй мировой войны . Издательство Арко. ISBN 0-668-04304-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]