Крейсер Мк II
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2008 г. ) |
Танк, Крейсер, Мк II (А10) | |
---|---|
Тип | Крейсерский танк |
Место происхождения | Великобритания |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1940–1941 [ 1 ] |
Используется | Британская армия |
Войны | Вторая мировая война |
История производства | |
Дизайнер | сэр Джон Карден |
Разработанный | 1934 |
Производитель | Викерс и др. |
Произведено | 1938–1940 [ 1 ] |
№ построено | 175 |
Технические характеристики | |
Масса | 14,3 тонны |
Длина | 18 футов 4 дюйма (5,59 м) |
Ширина | 8 футов 4 дюйма (2,54 м) |
Высота | 8 футов 8 дюймов (2,64 м) |
Экипаж | 5 (командир, заряжающий, наводчик, водитель, наводчик корпусного пулемета) |
Броня | 6–30 мм (0,24–1,18 дюйма) |
Основной вооружение | ЧФ 2-фунтовый 100 раундов |
вторичный вооружение | 1 х пулемет Виккерс (A10 Mk I) 2 пулемета BESA (A10 Mk IA) 4050 патронов |
Двигатель | AEC Тип A179 6-цилиндровый бензиновый 150 л.с. (110 кВт) |
Приостановка | трехколесная тележка с винтовой пружиной |
Оперативный диапазон | 100 миль (160 км) (по дороге) |
Максимальная скорость | 16 миль в час (26 км / ч) (дорога) 8 миль в час (13 км/ч) (бездорожье) |
Tank , Cruiser, Mk II (A10) — крейсерский танк, разработанный параллельно с крейсерским танком A9 , и предназначался как более тяжелая версия пехотного танка этого типа. На практике он не был признан подходящим для роли пехотного танка и был классифицирован как «тяжелый крейсер». Некоторое время он служил во время Второй мировой войны.
История и характеристики
[ редактировать ]A10 был разработан сэром Джоном Карденом из Vickers в 1934 году путем адаптации его конструкции A9. Спецификация A10 предусматривала стандартную броню до 1 дюйма (25 мм) (у A9 была 14 мм (0,55 дюйма)); скорость 10 миль в час (16 км/ч) была приемлемой. [ 2 ] Две дополнительные башни, имевшиеся на А9, были удалены, а дополнительная броня привинчена к уже имевшейся в передней и боковых частях корпуса, а также на всех гранях башни, обеспечивая примерно вдвое большую броню в большинстве областей. А10 был на две тонны тяжелее А9, но имел тот же двигатель мощностью 150 л.с. (110 кВт), и, как следствие, максимальная скорость танка была снижена с 25 миль в час (40 км/ч) до 16 миль в час (26 км/ч). км/ч).
Вооружение башни состояло из 2-фунтовой (40-мм) пушки QF и спаренного .303 пулемета Vickers . На серийной версии 7,92-мм пулемет BESA в барбете справа от механика-водителя в корпусе был установлен . Это было добавлено для увеличения огневой мощи, но за счет простоты: Vickers и BESA использовали разные боеприпасы. Танк имел экипаж из пяти человек (командир, наводчик, заряжающий, механик-водитель и бортовой пулеметчик). Разделения отделения водителя и боевых отделений не было.
Прототип («Танк Экспериментальный А10Е1») был завершен в 1936 году, через несколько месяцев после прототипа А9. [ 3 ] Карден погиб в авиакатастрофе в 1935 году , и развитие шло медленнее, чем ожидалось. В 1937 году А10 был списан в качестве танка поддержки пехоты, но в 1938 году было решено изготовить заказ в количестве 75 экземпляров в качестве временного «тяжёлого крейсера». [ 3 ]
А10 был принят на вооружение — сначала как «Танк, Крейсер, Тяжелый Мк I», затем «Танк, Крейсер А10 Мк I» и, наконец, «Танк, Крейсер Мк II». Производство было заказано в июле 1938 года. Всего было произведено 175 машин, включая 30 версий CS (см. ниже); 45 из них были построены компанией Birmingham Railway Carriage & Wagon Company , 45 — компанией Metropolitan-Cammell , 10 — компанией Vickers . В конце 1939 года у Birmingham Railway Carriage & Wagon Company был размещен еще один заказ, на этот раз на более крупный заказ - 75 автомобилей. Поступивший на вооружение в декабре 1939 года танк был чем-то вроде странности: он должен был пожертвовать скоростью ради бронирования, как пехотный танк, но все еще был относительно плохо бронирован и неэффективен.
Боевая история
[ редактировать ]Некоторое количество Mark II входило в состав Британского экспедиционного корпуса (BEF), отправленного во Францию на ранних этапах Второй мировой войны . Характеристики проходимости по пересеченной местности были признаны плохими, но позже они все же использовались в Северной Африке при обороне Тобрука в 1941 году, где хвалили надежность и работу подвески в условиях пустыни. Шестьдесят изношенных экземпляров были доставлены в Грецию 3-м Королевским танковым полком , и, хотя они хорошо проявили себя против немецких танков, более 90% из них были потеряны из-за механических поломок, а не из-за действий противника (в основном потеря гусениц). [ 4 ] [ 5 ]
Варианты
[ редактировать ]Всего было выпущено 61 пулемет «Виккерс» и 99 — «Беса». [ 6 ]
Танк\Год | Довоенный | Сентябрь-декабрь 1939 г. | 1940 | 1941 |
---|---|---|---|---|
Крейсер, Мк. II (А.10 Мк. I) | — | 1 | 60 | — |
Крейсер, Мк. IIA (А.10 Мк. IA) | — | — | 89 | 10 |
- Танк, Крейсер, Мк II (А10 Мк I)
Классифицированный как «тяжелый крейсер», 31 был отправлен во Францию в составе 1-й бронетанковой дивизии , но плохо проявил себя в битве за Францию . Танк также участвовал в Североафриканской кампании до конца 1941 года.
- Танк, Крейсер, Mk IIA (A10 Mk IA)
Спаренные пулеметы «Виккерс» были заменены пулеметами BESA. Добавлен бронированный радиокорпус.
- Танк, Крейсер, Mk IIA CS (A10 Mk IA CS)
Версия Mark II CS (Close Support) имела в башне гаубицу калибра 3,7 дюйма (94 мм) вместо 2-фунтовой пушки. [ 7 ] Стандартный боекомплект составлял 40 дымовых выстрелов и несколько фугасных снарядов.
Это оружие было создано на основе полевой гаубицы времен Первой мировой войны — 3,7-дюймовой горной гаубицы QF . Она не имела отношения к 3-дюймовой (76-мм) гаубице, использовавшейся в более поздних британских танках во время Второй мировой войны, которая сама была заменена 95-мм (3,7 дюйма) гаубицей в более поздних версиях пехотных танков Churchill и всех CS. версии крейсерских танков «Кентавр» и «Кромвель» . Британская доктрина заключалась в том, что танк CS должен был обеспечивать дымовое прикрытие при наступлении или отступлении, и, следовательно, имелось гораздо больше дымовых снарядов, чем фугасных. [ 8 ]
Сопутствующие автомобили
[ редактировать ]«Валентайн » использовал подвеску и трансмиссию А10, но имел гораздо более тяжелобронированный корпус и башню.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Jump up to: а б * Сорок, Джордж; Ливси, Джек (2006). Всемирная энциклопедия танков и боевых бронированных машин . Книги Лоренца. п. 55. ИСБН 978-0-7548-1741-3 .
- ^ Профиль AFV № 6, стр. 2.
- ^ Jump up to: а б Профиль ББМ № 6, стр. 3
- ^ Крисп, Роберт (2005) [1959]. Медные колесницы: отчет о танковой войне в Западной пустыне, ноябрь – декабрь 1941 года . Нью-Йорк: WW Нортон. п. 15. ISBN 978-0-393-32712-0 .
- ^ Ватт, Роберт (2007) [2006]. Путешествие танкиста: опыт бывшего члена Королевского танкового полка во время Второй мировой войны . Богнор Реджис: Вудфилд. ISBN 978-1-84683-021-1 .
- ^ «Крейсерские танки А9, А10, А13» . www.wwiieequipment.com . Проверено 17 мая 2023 г.
- ^ Чемберлен и Эллис 1981 , с. 204.
- ^ Запись о присоединении к Бовингтону
Библиография
- Танковый крейсер Mark IIA A10, непосредственная поддержка (E1949.348)
- Чемберлен, Питер; Эллис, Крис (1981) [1969], Британские и американские танки Второй мировой войны (2-е изд. в США), Arco Publishing
- Уайт, БТ (1969). Валентайн, пехотный танк Mk III . Профиль AFV № 6. Виндзор: Издательство профиля. OCLC 54349409 .