Сверхтяжелый танк Т-42
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на русском языке . (Март 2014 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Т-42 | |
---|---|
![]() левый профиль танка Т-42 | |
Тип | Сверхтяжелый танк |
Место происхождения | Советский Союз |
История обслуживания | |
В эксплуатации | Не введен в эксплуатацию |
История производства | |
Дизайнер | Эдвард Гроте |
Разработанный | 1930–1932 |
№ построено | 0 |
Технические характеристики (Т-44А) | |
Масса | 101,6 тонны (112 коротких тонн ; 100 длинных тонн ) |
Длина | Н/Д |
Ширина | Н/Д |
Высота | Н/Д |
Экипаж | 14-15 |
Броня | 90-мм (3,5 дюйма) лобовая броня |
Основной вооружение | М1910/30 107-мм полевая пушка |
вторичный вооружение | 2 х М1932/38 (20К) 45-мм танковые пушки 4-5 х 7,62-мм пулемета ДТМ |
Двигатель | 2x Дизель Всего 2000 л.с. (1500 кВт) |
Мощность/вес | 19,7 л.с./т (20,0 л.с./LT; 17,9 л.с./ST) |
Максимальная скорость | 20–27 км/ч (12–17 миль в час) на дороге |
Т -42 (также известный как ТГ-В ) — советский сверхтяжёлого танка проект межвоенного периода . Он был разработан в 1932 году конструкторским бюро ОКБ -5 завода «Большевик» № 1. 232 под руководством немецкого инженера-конструктора Эдварда Гроте . Разработка не продвинулась дальше стадии строительных чертежей и масштабных моделей. От проекта отказались в пользу проекта Т-35 , который уже находился на стадии прототипа.
История
[ редактировать ]В конце 1920-х — начале 1930-х годов военно-политическая ситуация в Советском Союзе требовала срочных мер по модернизации армии. Реализация программы Совета Народных Комиссаров ( Совнаркома ) 1929 года была направлена на оснащение вооруженных сил усовершенствованными танками. Большая часть бронетехники Красной Армии в то время состояла из относительно современных легких танков поддержки пехоты, таких как Т-18 (МС-1), а роль средних и тяжелых танков выполняли в основном британские танки, захваченные в годы Гражданской войны в России . Начались работы по созданию отечественных средних и тяжелых танков, однако быстро стало очевидно, что в СССР отсутствует необходимая научная база и опыт проектирования танков. После нескольких безуспешных попыток разработать полностью отечественную конструкцию танка (например, Т-30) было решено, что армия привлечет специалистов из-за границы, в первую очередь из Германии. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
группа специалистов из Германии во главе с инженером Эдвардом Гроте В марте 1930 года в СССР по приглашению прибыла . Группе было поручено разработать будущие танки для вооружения Красной Армии. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ чрезмерное цитирование ] Первой работой Грота был «мощный средний танк», получивший обозначение «TG», который в целом превосходил свое время по уровню инженерной мысли. Танк произвел весьма благоприятное впечатление на руководство Красной Армии, однако высокая сложность конструкции заставила его так и остаться чисто экспериментальной разработкой. [ 2 ] [ 6 ]
Однако это не обескуражило Гроте, и ОКБ приступило к проектированию тяжелого танка. Будучи талантливым инженером, Гроте имел внушительный опыт проектирования танков, и в начале 1930-х годов Советский Союз был одной из немногих стран, способных финансировать проектирование и строительство этих машин. К марту 1932 года немецкий инженер представил военным проект тяжелого танка прорыва массой 75 тонн, условно названного TG-VI. [ 2 ] [ 7 ] эта разработка не получила Особой поддержки со стороны УММ РККА , в результате чего Гроте переработал ее в новый проект танка, получившего название Т-42 (или ТГ-В). Он был еще более впечатляющим, чем его предшественник, и весил 100 тонн. [ 7 ] Летом 1932 года новый проект был рассмотрен военными и, как и его предшественник, не имел большого успеха. [ 2 ] [ 5 ]
К этому времени УММ РККА уже имела выбор в пользу Т-35 как тяжелого танка, превосходившего конструкцию Гроте. Двигателя, необходимого Т-42, на самом деле не существовало, и проблема с приводом этой массивной машины не была решена. Были поставлены под сомнение скорость и маневренность танка, а также отмечена высокая цена. В результате комиссия УММ РККА решила, что Т-42 не полностью соответствует представленным целям проектирования, и приняла решение о прекращении работ по проекту, сосредоточившись вместо этого на Т-35. [ 2 ] [ 5 ]
Дизайн
[ редактировать ]Компоновка Т-42 была аналогична Т-35 (прототип которого (Т-35-1) был создан на основе работ Харьковского паровозостроительного завода ) с пятью башнями: одна башня со 107-мм пушкой М1910/ 30 , две танка БТ-2 башни с 45-мм пулеметами М1932/38 (20К) и две башни с 7,62-мм пулеметами ДТМ . Как и его предшественник ТГ-IV, Т-42 имел два уровня: основное орудие на верхнем уровне и дополнительное вооружение на нижнем. [ 2 ] [ 5 ] [ 7 ]
Отделение управления находилось спереди. Для обеспечения приемлемого обзора с места водителя отделение механика-водителя разместили вдоль оси танка, а его позицию выдвинули вперед и оборудовали броневой надстройкой. Разнообразное вооружение размещалось в пяти башнях, расположенных в два яруса. Первый ярус образовывали четыре башни, расположенные вокруг главной башни. В передней части двух орудийных башен были установлены башни, вооруженные 45-мм танковой пушкой М1932/38 (20К) , а также спаренные с 7,62-мм пулеметами. Наконец, имелась кормовая башня, оснащенная спаренными пулеметами ДТ для выполнения задач противовоздушной обороны . Второй ярус содержал главную башню, приспособленную для установки М1910/30. На крыше главной башни имелась также небольшая башенка для командира . [ 2 ] Детальное проектирование вооружения танка не входило в объем проекта, а документация лишь показывала, как будет располагаться вооружение. [ 7 ]
Также существовал проект, при котором размещение вооружения осуществлялось в трех башнях, из которых спереди располагалась башня с 76,2-мм орудием (траверс 202°), башня со штатным 45-мм орудием (угол ГН 278°). ) сзади, а основная 107-мм пушка (угол ГН 270°) в центре.
Силовое отделение располагалось в кормовой части корпуса. Даже с установленным большим двигателем, вероятно, не хватило бы мощности для легкого перемещения 100-тонной машины. Чтобы обеспечить танку скорость, необходимую УММ Красной Армии, Т-42 требовалось около 2000 лошадиных сил. Поскольку в 1932 году не было такого единственного двигателя мощностью 2000 л.с., потребовалась бы установка двух дизелей по 1000 л.с. каждый. [ 5 ] [ 7 ]
танка Подвеска состояла из 17 сдвоенных катков малого диаметра, натяжного колеса спереди и задней ведущей звездочки . 1-й и 17-й опорные катки имели индивидуальную подвеску, три средних катка соединялись с общей кареткой, а остальные пары находились на 6 тележках . Для облегчения управления танком, как и в случае с ТГ, Гроте решил применить электрическую трансмиссию и сервоуправление, что хотя и повысило эргономику танка, но еще больше усложнило подвеску и повысило ее стоимость. [ 2 ] [ 7 ]
Предполагалось, что танк будет иметь разный уровень бронирования на каждой облицовке, при этом максимальная толщина лобовых частей корпуса и башни составит 90 мм. [ 7 ]
Анализ
[ редактировать ]Как и большинство сверхтяжелых танков, разработанных в 1920-1930-е годы во всем мире, Т-42 практически не имел практической пользы. Огромные размеры и вес такого танка делали его идеальной мишенью, несмотря на меры противовоздушной обороны, а ходовые качества танка также вызывали сомнения. Кроме того, существовала проблема доставки танков такого размера и веса к линии фронта и в бой (например, перемещение такой тяжелой машины по мостам или создание железнодорожного вагона, способного ее перевозить). По этим причинам и запредельной стоимости даже при наличии очень мощного вооружения Т-42 не мог сыграть решающую роль в бою. Таким образом, танк уступал Т-35, который в итоге был выбран СССР на вооружение. [ 2 ] [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Коломиец, Максим (2000). РККА Многобашенные танки . Том. Часть 2. Москва: Стратегия КМ. стр. 2–3. ISBN 5-901266-01-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Свирин, Михаил (2009). Танковая СССР мощь . Москва: Яуза, Penguin Books. стр. 137–141. ISBN 978-5-699-31700-4 .
- ^ Jump up to: а б «Т-42 Сверхтяжёлый танк прорыва» . Авиармор - Интернет-энциклопедия авиации и бронетехники (на русском языке). Авиаброня . Проверено 7 марта 2014 г.
- ^ Soljankin, A.G.; Pavlov, M.V.; Pavlov, V.; Zheltov, I.G. (2002). Otechestvennye bronirovannye mashiny. XX vek. 1905—1941 [ Domestic Armored Vehicles, 20th century, 1905-1941 ] (in Russian). Moscow: Ėksprint. p. 151. ISBN 5-94038-030-1 . Архивировано из оригинала 5 декабря 2014 года . Проверено 10 мая 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Каторин Ю.Ф.; Волковский, Нидерланды; Тарнавский, В.В. (2003). Уникальная и Парадоксальная Военная Техника [ Уникальная и парадоксальная военная техника ] (на русском языке). СПб: Полигон. ISBN 5-89173-238-6 .
- ^ Коломиец, Максим (2000). РККА Многобашенные танки . Том. Часть 2. Москва: Стратегия КМ. стр. 3–8. ISBN 5-901266-01-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Soljankin, A.G.; Pavlov, M.V.; Pavlov, V.; Zheltov, I.G. (2002). Otechestvennye bronirovannye mashiny. XX vek. 1905—1941 [ Domestic Armored Vehicles, 20th century, 1905-1941) ] (in Russian). Moscow: Ėksprint. p. 152. ISBN 5-94038-030-1 .