ЛТ vz. 34
ЛТ vz. 34 | |
---|---|
![]() | |
Тип | Легкий танк |
Место происхождения | Чехословакия |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1934—1944 |
Используется | Чехословакия Словацкая Республика Королевство Венгрия |
Войны | Словацкое национальное восстание |
История производства | |
Дизайнер | ЧКД |
Разработанный | 1932—1934 |
Производитель | ЧКД |
Произведено | 1934—1935 |
№ построено | 50 + 1 прототип |
Технические характеристики | |
Масса | 7,5 т (7,4 длинных тонны; 8,3 коротких тонны) |
Длина | 4,6 м (15 футов 1 дюйм) |
Ширина | 2,1 м (6 футов 11 дюймов) |
Высота | 2,22 м (7 футов 3 дюйма) |
Экипаж | 3 |
Броня | 8–15 мм (0,31–0,59 дюйма) |
Основной вооружение | 37 мм (1,5 дюйма) ÚV vz. 34 орудия |
вторичный вооружение | 2 x 7,92 мм (0,312 дюйма) ZB vz. 35 пулеметов |
Двигатель | 4-цилиндровый двигатель Прага с водяным охлаждением. 62,5 л.с. (46,6 кВт) |
Передача инфекции | 4 х 1 |
Приостановка | листовая рессора |
Запас топлива | 129 л (34 галлона США) |
Оперативный диапазон | 160 км (99 миль) |
Максимальная скорость | 30 км/ч (19 миль в час) |
LT vz. 34 , официально обозначенный как Lehký Tank Vzor 34 («Легкий танк Марк 34») — чехословацкой разработки лёгкий танк , использовавшийся в основном Словакией во время Второй мировой войны . Ее подвеска была основана на подвеске танкетки Carden-Loyd , три которой чехи приобрели, а также лицензию на производство в 1930 году. Недовольные прототипами Tančík vz. 33 , танкетки чешская армия решила, что будет проще спроектировать легкий танк с нуля, чем модифицировать шасси для установки на нее полностью вращающейся бронированной башни . Было построено 50 самолетов, последний из которых был поставлен в 1936 году, из которых немцы захватили 22, включая прототип, когда они оккупировали Богемию-Моравию в марте 1939 года, но быстро сдали их на слом. Словаки захватили оставшиеся 27 , когда они одновременно провозгласили независимость от Чехословакии. На словацкой службе он участвовал в боях только во время Словацкого национального восстания .
Описание
[ редактировать ]LT vz. 34 был собран из каркаса из стальных балок «уголок», к которым были приклепаны броневые листы. 3-миллиметровая (0,12 дюйма) брандмауэр отделяла моторный отсек от экипажа. Дверь обеспечивала доступ к двигателю из боевого отделения. Также имелись вентиляционные отверстия, которые можно было закрыть. Водитель сидел с правой стороны, используя смотровое иллюминатор размером 300 на 75 миллиметров (11,8 × 3,0 дюйма), защищенный двумя створками. Внутренний лоскут имел эпископ с полем зрения 25°. Он соединялся с наружным бронированным щитком так, что открывание одного закрывало другое. Наружный клапан имел щель толщиной 3 мм. Справа от него находилась смотровая щель размером 120 на 3 миллиметра (4,72 дюйма × 0,12 дюйма), защищенная пуленепробиваемым стеклом толщиной 50 миллиметров (2,0 дюйма) . Внутренняя створка была мягкой, чтобы водитель мог опираться на нее головой во время движения. Радист сидел слева и имел собственный иллюминатор размером 120 на 50 миллиметров (4,7 × 2,0 дюйма) с пуленепробиваемым стеклом толщиной 50 мм и бронированным затвором. Его радиостанции были установлены на левой стенке корпуса. Корпусной пулемет находился между механиком-водителем и радистом в шаровой установке с углом поворота 30°. Он мог подниматься на 25° и опускаться на 10°. Большая часть ствола пулемета выступала из крепления и была защищена броневым желобом. Крепление имело зрительную трубу или можно было использовать открытые прицельные приспособления, если снять заглушку в верхней части шаровой опоры. При необходимости водитель мог зафиксировать установку и произвести выстрел самостоятельно с помощью Трос Боудена . [ 1 ]
Кольцо башни имело диаметр 1,265 метра (49,8 дюйма). Борта башни имели толщину 15 миллиметров (0,59 дюйма), а крыша - 8 миллиметров (0,31 дюйма). Поворот башни осуществлялся вручную (3° за поворот рукоятки), но передачу можно было отключить, чтобы командир мог поворачивать башню по своему желанию. [ 1 ] Башня имела плоскую грань, в центре которой устанавливалось основное вооружение диаметром 3,7 см (1,5 дюйма). калибра 7,92 мм (0,312 дюйма) С правой стороны находился еще один пулемет в шаровой установке. У командира было четыре эпископа в башенке и монокулярное зеркало, перископ 1,3 × 35 °, которое он мог выдвинуть, сняв броневую крышку в люке, для обзора, когда он «застегнут». Это означало, что командир отвечал за заряжание, прицеливание и стрельбу из основного орудия и башенного пулемета, одновременно командуя танком. [ 2 ]
Вертикальная лобовая и боковая броня имела толщину 15 мм, наклонные листы - 12 миллиметров (0,47 дюйма), моторный люк - 10 миллиметров (0,39 дюйма), толщина верхних и нижних листов - 8 мм. Этого было сочтено достаточным, чтобы отразить бронебойные пули калибра 7,92 мм, выпущенные с расстояния более 75 метров (82 ярда). [ 3 ]
В 6,08-литровом (371 куб. Дюймах) рядном 4-цилиндровом двигателе Praga с водяным охлаждением и мощностью 62,5 лошадиных сил (46,6 кВт) использовалась бензино-спиртовая смесь. Его максимальная скорость на дороге составляла 30 километров в час (19 миль в час) и около 15 километров в час (9,3 мили в час) по пересеченной местности. По одному топливному баку емкостью 64,5 литра (17,0 галлонов США) располагалось с каждой стороны двигателя. Трансмиссия имела четыре передачи переднего хода и одну передачу заднего хода для привода передних ведущих звездочек . [ 1 ]
Ходовая часть представляла собой увеличенную и модифицированную версию той, что использовалась в танкетках Carden-Loyd . Он состоял из двух небольших опорных катков, скрепленных между собой на раме, двух рам, спаренных и подрессоренных листовыми рессорами , образующими колесную балку, по две колесных балки на каждый борт. Гусеница направлялась двумя возвратными катками и деревянными металлическими рамами. Установленное сзади натяжное колесо использовалось для регулировки натяжения гусеницы. Давление на грунт составляло всего 0,5 килограмма на квадратный сантиметр (7,1 фунта на квадратный дюйм). Он мог пересечь ров шириной 2 метра (6 футов 7 дюймов), подняться на препятствие высотой 80 сантиметров (2 фута 7 дюймов) и перейти вброд ручей глубиной 80 см. Он мог выкорчевывать деревья толщиной 18 сантиметров (7,1 дюйма) и пробивать стену толщиной 50 сантиметров (1 фут 8 дюймов). [ 1 ]
Основным вооружением был автомобиль Škoda ÚV vz. 34 (А3) с дульным тормозом- перечником и выступающим бронированным противооткатным цилиндром над стволом. Он выпустил бронебойный снаряд массой 0,815 кг (1,80 фунта) со скоростью 690 метров в секунду (2300 футов / с). Ему приписывают пробитие пластины, наклоненной под углом 30 ° от вертикали, толщиной 37 мм на высоте 100 метров (110 ярдов), толщиной 31 миллиметр (1,2 дюйма) на высоте 500 метров (550 ярдов), толщиной 26 миллиметров (1,0 дюйма) на высоте 1000 метров. (1100 ярдов) и толщиной 22 миллиметра (0,87 дюйма) на высоте 1500 метров (1600 ярдов). [ 4 ] Другой источник сообщает о пробитии вертикальной плиты толщиной 45 миллиметров (1,8 дюйма) на высоте 500 метров (550 ярдов). Шаровая установка пулемета могла быть соединена с основным орудием или использоваться независимо. Оба орудия могли подниматься на 25° и опускаться на 10°. Оба они использовали прицелы с увеличением 1,25× и углом обзора 25°. Танк использовал Zbrojovka Brno ZB vz. 35 крупнокалиберных пулеметов в обеих шаровых установках. [ 5 ]
Разработка
[ редактировать ]Один прототип был заказан у Ческоморавской Колбен-Данека в 1931 году, но разработка шла медленно, и он был принят только в ноябре 1932 года. Его оценки были очень положительными, и 19 апреля 1933 года был размещен заказ на пятьдесят штук. Первые шесть из них должны были служить в качестве предсерийных моделей и должны были быть поставлены к 30 сентября 1933 года. Дата поставки следующей партии из двадцати четырех экземпляров была через год, а последняя партия из двадцати должна была быть поставлена к 30 июля 1935 года. Производство было отложено из-за проблем с качеством. с первоначальной партией бронелистов от Польди и поставкой предсерийной серии произошло только 23 апреля 1934 года. Более серьезная проблема заключалась в том, что армия отклонила предложенное ČKD вооружение в виде 4,7-сантиметрового (1,9 дюйма) Vickers 44/60. пушка и два ZB vz. 26 пулеметов, поэтому контракт был подписан без каких-либо проектных работ по желаемой конфигурации вооружения. Компания ČKD завершила разработку проекта только в декабре 1933 года, и первые шесть танков были поставлены только с парой ZB vz. 26 пулеметов. Последние танки были доставлены 14 января 1936 года, но шесть предсерийных моделей пришлось вернуть на завод для модернизации, оснащения соответствующим вооружением и других модификаций до новейших стандартов. Последний был доставлен 17 августа 1936 года. [ 6 ]
Операционная история
[ редактировать ]Чехословакия
[ редактировать ]
Чехословацкая армия осознала, что 15-мм броня на ее LT vz. 34 был слишком мал, и программа по его замене была быстро реализована, в результате чего появился LT vz. 35 . Тем временем они предложили армии возможность тренироваться на более современных танках, чем немногие уцелевшие Первой мировой войны времен Renault FT . Каждый из трех бронетанковых полков получил от 9 до 24 танков, пока их не заменили LT vz. 35 штук 1937 года. После Мюнхенского соглашения в октябре 1938 года армия попыталась их продать, но не нашла покупателей. В ноябре 1938 года было решено сосредоточить их всех в Третьем танковом полку в Словакии, но до немецкой оккупации Чехословакии и провозглашения независимости Словакии в марте 1939 года было переведено только восемнадцать. [ 3 ]
Германия
[ редактировать ]Немцы захватили 22 LT vz. 34 — плюс прототип, когда они оккупировали Чехословакию, но записей об их использовании нет, поэтому предположительно их быстро сдали на слом. Десять LT vz. 34 были захвачены после того, как они были брошены повстанцами во время Словацкого национального восстания в 1944 году. Их отправили на завод «Шкода» для ремонта, но местный военный представитель приказал сдать их на слом из-за плохого состояния и устаревания. Войска СС пытались отменить этот приказ, поскольку планировали перебросить их в нацистское марионеточное государство Хорватию . Двое были спасены со свалки, но к марту 1945 года башни остальных были спасены для перевооружения двумя пулеметами и установки в стационарных укреплениях. [ 3 ]
Венгрия
[ редактировать ]Венгрия захватила один LT vz. 34 в Карпатской Украине 15 марта 1939 года, когда он завоевал эту страну. Впечатленные, венгры попросили у «Шкоды» цену на его ремонт. Венгры не приняли цену, но компания «Шкода» установила ее бесплатно, как только венгры купили лицензию на строительство среднего танка Т-21 в августе 1940 года. Он был возвращен Венгрии в марте 1941 года и использовался для обучения до 1943 года. [ 7 ]
Словакия
[ редактировать ]27 LT vz. 34 (включая 9 легких танков LT vz. 34, которые чехи эвакуировали из Карпатской Украины в Гуменне и Прешов) составили одну роту бронетанкового батальона «Мартин», сформированного словацкой армией в середине 1939 года, который позже был расширен до Бронетанковый полк, но они были переведены на учебные задачи, когда словаки начали получать более современные танки из Германии в 1941 году. [ 8 ] Десять были оставлены повстанцами, когда в сентябре 1944 года началось Словацкое национальное восстание, и были быстро захвачены немцами. Остальные окопались на подступах к Зволену . [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Чемберлен, Питер и Дойл, Хилари (1993). Энциклопедия немецких танков Второй мировой войны: Полный иллюстрированный справочник немецких боевых танков, броневиков, самоходных орудий и полугусеничных машин, 1933–1945 (переработанное издание). Лондон: Оружие и доспехи. ISBN 1-85409-214-6 .
- Климент, Чарльз К. и Францев, Владимир (1997). Чехословацкие боевые бронемашины 1918-1948 гг . Атлген, Пенсильвания: Schiffer Publishing. ISBN 0-7643-0141-1 .
- Климент, Чарльз К.; Накладаль, Бретислав (1997). Первый союзник Германии: Вооружённые силы Словацкого государства 1939—1945 гг . Атглен, Пенсильвания: Шиффер. ISBN 0-7643-0589-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]