Танк Т-50
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( январь 2011 г. ) |
Легкий пехотный танк Т-50 | |
---|---|
![]() Т-50 «20» в Кубинском танковом музее | |
Тип | Легкий пехотный танк |
Место происхождения | Советский Союз |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1941-1945 |
Используется | Советский Союз Финляндия |
Войны | Вторая мировая война |
История производства | |
Дизайнер | С. Гинзбург , Л. Троянов, ОКМО |
Разработанный | 1939–41 |
Производитель | Factory 174 , Leningrad/Chkalov |
Произведено | 1941–42 |
№ построено | 69 |
Технические характеристики ( [ 1 ] ) | |
Масса | 14 тонн (14 длинных тонн; 15 коротких тонн) |
Длина | 5,20 м (17 футов 1 дюйм) |
Ширина | 2,47 м (8 футов 1 дюйм) |
Высота | 2,16 м (7 футов 1 дюйм) |
Экипаж | 4 |
Броня | 12–37 мм (0,47–1,46 дюйма) |
Основной вооружение | 45-мм пушка 20-К обр.1932/38 г. (150 выстр.) |
вторичный вооружение | 7,62-мм пулемет ДТ |
Двигатель | дизельный рядный шестицилиндровый двигатель 300 л.с. (220 кВт) |
Мощность/вес | 21 л.с./тонну (16 кВт/тонну) |
Приостановка | торсион |
Запас топлива | 350 л (77 имп галлонов; 92 галлона США) |
Оперативный диапазон | 220 км (140 миль) |
Максимальная скорость | 60 км/ч (37 миль в час) |
Т -50 — лёгкий пехотный танк, построенный Советским Союзом в начале Второй мировой войны. Конструкция этой машины имела некоторые усовершенствованные характеристики, но была сложной и дорогой, и была выпущена лишь небольшая партия из 69 танков.
История производства
[ редактировать ]Т-50 — лёгкий танк, разработанный накануне Второй мировой войны для Красной Армии . Опыт гражданской войны в Испании привел к попыткам модернизировать или заменить большой советский танковый парк. До 1939 года большинство танков на вооружении Красной Армии представляли собой усовершенствованные версии зарубежных образцов. Например, самый массовый танк — лёгкий пехотный танк Т-26 — был копией британского 6-тонного танка «Виккерс» с башней советской разработки и 45-мм пушкой. Однако незадолго до и во время войны СССР разработал новые легкие, средние и тяжелые танки полностью отечественной разработки. Легкий танк Т-50 предназначался для замены пехотного танка Т-26; В довоенном планировании Т-50 должен был стать самым многочисленным советским танком, действующим наряду с БТ быстрым танком .
Разработка Т-50 началась как проект СП ( «Сопровождения Пехоты ») в 1939 году в КБ ОКМО завода № 185 имени С.М. Кирова в Ленинграде под руководством и под руководством Л. Троянова и И. Бушнева для создания лёгкой танковой замены танкам Т-26 и БТ. Первоначальные прототипы, получившие названия Т-126 и Т-127, не были сильно улучшены по сравнению с проектом Т-46-5, от которого отказались ранее в том же году, но для дальнейшей разработки был выбран более тяжелый Т-126. ОКБ было распотрошено во время « Большой чистки» , и не смогло продолжить проект, поэтому в мае 1940 года его перевели на завод № 174 К.Е. Ворошилова в Ленинграде, где проходили испытания два опытных образца Ворошиловского и Кировского заводов. Первые две машины были закончены на заводе № 174 в Ленинграде в конце 1940 года. Троянов завершил проект Т-50 в январе 1941 года. После нескольких доработок он был готов к сдаче в апреле 1941 года. Затем производство было разрешено, но по техническим причинам проблемы, он не смог продолжить работу. Шасси должно было быть основано на У Т-40 , однако, подвеска работала по-другому.
Тем временем на заводе имени Малышева (ХПЗ) в Украине была разработана и построена замена быстрым танкам БТ, что превысило первоначальную программу. В результате получился очень боеспособный и экономичный средний танк Т-34 .
После немецкого вторжения, операции «Барбаросса» в июне, танковые заводы было приказано перевести на Урал. После сентября часть ОКМО перевели в Чкалов . Т-50 имел превосходную конструкцию, но все же страдал техническими проблемами, и в то время его производство оказалось таким же дорогим, как и более мощный Т-34. [ 2 ] Гораздо более простые легкие танки Т-60 уже выпускались серийно. Всего до окончания производства в январе 1942 года было построено 69 танков Т-50 (из них на вооружении только 48).
Дальнейшие работы по проектированию пехотного танка над прототипом, получившим название Т-45, продолжались на заводе № 174 и Кировском заводе № 100. Но столкнулись с необходимостью ускорить производство Т-34, а также из-за отсутствия интереса со стороны войск к В полевых условиях от концепции советского пехотного танка отказались.
Описание
[ редактировать ]

Т-50 представлял собой передовую для своего времени конструкцию с торсионной подвеской, дизельным двигателем (как и все новые советские танки) и хорошо наклоненной цельносварной броней. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Примечательной особенностью была командирская башенка. Это не появлялось на других советских танках до 1942 года, где вместо этого использовались панорамные перископы. В отличие от предыдущих советских легких танков, он имел трехместную башню, как это было на средних и тяжелых танках, таких как Т-28, Т-35 и КВ-1. Кроме того, все Т-50 имели радиоприемники - особенность, присущая только командирским машинам более ранних легких танков.
Однако у Т-50 возникли проблемы с силовой установкой — новым рядным шестицилиндровым двигателем. [ 6 ] дизельный двигатель [ 7 ] разработан специально для этого танка, в отличие от других советских легких ББМ, использовавших стандартные грузовые двигатели. Т-60 и Т-70 Легкие танки , а также САУ СУ-76 использовали стандартные грузовые двигатели ГАЗ. Специализированные танковые двигатели, которые были более дорогими в производстве, предназначались для более мощных машин. Очень мобильный быстрый танк БТ-7 , средний танк Т-34, танки КВ-1 «Климент Ворошилов » , тяжелые танки ИС-2 и их производные использовали варианты одного и того же стандартного 12-цилиндрового дизельного двигателя В-2. Двигатель В-4 был крайне ненадежен, а недостатки конструкции устранить не удалось. Низкая надежность двигателя и высокая стоимость способствовали гибели Т-50.
Варианты
[ редактировать ]Было два варианта; базовая модель и усиленная модель. Незадолго до вторжения Германии в СССР броня многих советских танков была усилена сварными или болтовыми накладками. Некоторые тяжелые танки «Климент Ворошилов», средние танки Т-28 и легкие танки Т-26 получили дополнительную броню. Эти надстройки получили и несколько Т-50. Этот вариант с повышенным бронированием можно узнать по головкам болтов, удерживающих броню, нанесенную на борта башни и лоб корпуса. По сравнению с ним обычный Т-50 выглядит очень «опрятно». Бронированный Т-50 имел броню в самых толстых местах 57 мм.
Боевая история
[ редактировать ]
Немногочисленные имеющиеся Т-50 были переброшены на Ленинградский фронт. Сохранилось немного боевых фотографий, и об их боевом послужном списке известно немного. Один бронетанковый Т-50 был захвачен финскими войсками и использовался ими в 1944 году. Этот танк пережил войну и сейчас экспонируется в танковом музее Парола. .
Большую часть производства легких танков в 1941–43 годах составляли менее совершенные легкие танки Т-60 и Т-70. К 1943 году роль пехотного танка считалась устаревшей, и роль поддержки легкой пехоты взяли на себя более дешевые САУ СУ-76. Легкие танки в танковых полках заменялись средними танками Т-34. Роли связи и разведки легких танков взяли на себя более дешевые броневики.
27 танков Т-50 как Ленинградского, так и Чкаловского заводов были включены в состав 488-го отдельного танкового батальона, переброшенного на Закавказский фронт. В октябре 1942 — январе 1943 года батальон активно участвовал в боях на Северном Кавказе. К 1 февраля 1943 года батальон не имел исправных танков и вскоре отправился на переформирование. [ 8 ]
Варианты
[ редактировать ]- Т-50-2 — прототип Кировского завода отличался от модели завода № 174 изменённой формой корпуса. Один танк был построен и принял участие в боях под Ленинградом.
- Т-126(СП) — ранняя версия танка Т-50 с более толстой броней. Две машины были построены с толщиной брони 45 и 37 мм.
Выжившие юниты
[ редактировать ]Сегодня сохранилось как минимум два Т-50. Один из них находится в финском танковом музее в Пароле . Это более поздняя модель с прикрученной аппликацией брони . Максим Коломиец в своей книге о Т-50 (Т-50. Лучший легкий танк Великой Отечественной) написал, что эту дополнительную броню добавила финская ремонтная мастерская. Стандартный Т-50 выставлен в Танковом музее в Кубинке Подмосковном вместе с вариантом Т-126(СП).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Zaloga 1984, p 64.
- ^ Zaloga 1984, p 130.
- ^ "ФИНСКАЯ АРМИЯ 1918 - 1945: ТАНКИ БТ-5, БТ-7 И Т-50" . www.jaegerplatoon.net . Проверено 8 сентября 2018 г.
- ^ «Раздел раннего выпуска Т-50» . РККА в Великой Отечественной войне . 2008.
- ^ «Диаграмма толщины брони» . РККА в Великой Отечественной войне . 2008.
- ^ «Поперечный разрез моторного отсека» . РККА в Великой Отечественной войне . 2008.
- ^ «Фотография двигателя В-4» . РККА в Великой Отечественной войне . 2008.
- ^ «488-й отдельный танковый батальон» .
Источники
[ редактировать ]
- Залога, Стивен Дж.; Джеймс Грандсен (1984). Советские танки и боевые машины Второй мировой войны . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 0-85368-606-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Легкий танк поддержки Т-50 Поле боя в России
- Танк Т-50 в танковом музее Кубинки.
- Танк Т-50 в танковом музее Парола.
- Опытный образец танка Т-50 в танковом музее Кубинки.