Боинг P-26 Пишутер
П-26 «Горохострел» | |
---|---|
![]() | |
Общая информация | |
Тип | боец |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Боинг |
Основные пользователи | Воздушный корпус армии США |
Количество построенных | 151 [ 1 ] |
История | |
Первый полет | 20 марта 1932 г. |
Ушедший на пенсию | 1956 [ 2 ] |
Варианты | Боинг P-29 /XF7B-1 |
Boeing P-26 «Peashooter» — первый цельнометаллический истребитель американского производства и первый моноплан преследования , поступивший на вооружение эскадрилий Воздушного корпуса армии США . Спроектированный и построенный компанией Boeing , прототип впервые поднялся в воздух в 1932 году и до 1941 года этот тип все еще использовался в Воздушном корпусе армии США на Филиппинах . На выставке представлены два сохранившихся Peashooters и три репродукции, еще две находятся в стадии строительства.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]
Финансируемый компанией Boeing проект по производству модели Boeing Model 248 начался в сентябре 1931 года, когда авиакорпус армии США поставил двигатели и приборы. Открытая кабина, фиксированное шасси и конструкция крыла с внешними подкосами были последней такой конструкцией, предоставленной USAAC в качестве истребителя. Модель 248 имела высокую посадочную скорость, что стало причиной ряда аварий. Чтобы исправить это, были установлены закрылки , снижающие посадочную скорость. Армейская авиация заказала три прототипа, получившие обозначение XP-936 , которые совершили первый полет 20 марта 1932 года.
Подголовник Boeing XP-936 мало защищал в случае опрокидывания при приземлении, что могло привести к травме пилота. В результате на серийных моделях 266 ( P-26A ) для обеспечения защиты был установлен более высокий подголовник.
Два истребителя были построены как P-26B с инжекторными двигателями Pratt & Whitney R-1340-33 . За ними последовали двадцать три P-26C с карбюраторными двигателями R-1340-27 и модифицированными топливными системами. [ 3 ] И ВВС Испании (один самолет), и ВВС Китайской Республики (одиннадцать самолетов) заказали образцы Boeing Model 281 , экспортной версии, сопоставимой с P-26C, в 1936 году.
«Горохострел», как его называли летчики-военнослужащие, [Примечание 1] был быстрее предыдущих американских боевых самолетов. Тем не менее, быстрый прогресс в авиации привел к тому, что он быстро стал анахронизмом с крыльями на проволочных подкосах , фиксированным шасси и открытой кабиной. самолет воздух свободнонесущий В том же году, что и Р-26, поднялся в Dewoitine D.500 , а через два года поднялся в воздух советский И-16 с убирающимся шасси. К 1935 году, всего через три года после P-26, Curtiss P-36 , Messerschmitt Bf 109 и Hawker Hurricane уже летали , все с закрытыми кабинами, убирающимся шасси и свободнонесущими крыльями. Однако некоторые P-26 оставались на вооружении до вступления США во Вторую мировую войну в декабре 1941 года.
Операционная история
[ редактировать ]Воздушный корпус армии США
[ редактировать ]Поставки эскадрильям преследования USAAC начались в декабре 1933 года, когда последний серийный самолет P-26C сошел с конвейера в 1936 году. В конечном итоге в 1936 году на Peashooter летали 22 эскадрильи, а пиковая эксплуатация составляла шесть эскадрилий. P-26 были истребителями на передовой. USAAC до 1938 года, когда Северский Р-35 и Кертисс Р-36 их начали заменять . Всего в период с 1934 года до вступления Америки во Вторую мировую войну 7 декабря 1941 года в результате аварий было потеряно в общей сложности двадцать P-26, но только пять из них были потеряны до 1940 года.

Подразделения авиакорпуса, использующие Р-26 [ 4 ] были:
- 1-я группа преследования ( 17-й , 27-й и 94-й PS ), Селфридж Филд , Мичиган;
- 4-я составная группа ( 3-я , 17-я и 20-я PS ), поля Николса и Кларка , Филиппинский департамент .
- 8-я группа преследования ( 33-й , 35-й и 36-й PS ), Лэнгли Филд , Вирджиния;
- 16-я группа преследования ( 24-й и 78-й PS ), Альбрук Филд , зона Панамского канала;
- 17-я группа преследования ( 34-я , 73-я и 95-я PS ), Марч-Филд , Калифорния
- 18-я группа преследования ( 6-й и 19-й PS ), Уилер Филд , Гавайи; и
- 20-я группа преследования ( 55-й , 77-й и 79-й PS ), Барксдейл Филд , Луизиана.
Развертывание за рубежом
[ редактировать ]Между 1938 и 1940 годами Р-26 были направлены за границу в дополнение к Северским Р-35 в двух частях обороны, базирующихся в Уилер-Филд , территория Гавайев :
- 18-я группа преследования (6-я, 19-я, 73-я и 78-я ИП)
- 15-я группа преследования (45-я и 47-я ПС ).
17-я ПГ стала 17-й ударной группой в 1935 году, а ее P-26 были переданы в 1938 году 16-й группе преследования (24-я, 29-я и 78-я ПС) на аэродроме Альбрук в зоне Панамского канала . Эти P-26 были переданы в 1940 году 37-й группе преследования (28-я, 30-я и 31-я ПС), которая летала на них до тех пор, пока в мае 1941 года их не заменили на P-40. Некоторые продолжали службу в 32-й группе преследования (51-я и 53-я ПС). ), но только девять P-26 оставались на вооружении в Центральной Америке в начале Второй мировой войны, хотя семь P-26A оставались в составе Шестая воздушная армия еще в мае 1943 года. [ 5 ]
На P-26А также летал 3-й ПС 4-й смешанной группы , базирующейся на Филиппинах. В период с 1937 по 1941 год 31 самолет был продан молодому авиационному корпусу филиппинской армии .
Боевая служба
[ редактировать ]
Первым примером, принявшим участие в боевых действиях, была модель 281, отправленная в Испанию перед началом гражданской войны в Испании . Он находился в ведении Республиканских ВВС Испании , но до того, как он был сбит 21 октября 1936 года, с его помощью не было совершено ни одного убийства. [ 6 ] [ 7 ]
15 августа 1937 года восемь самолетов 281 из 3-й группы преследования 17-й эскадрильи китайских националистических ВВС , базирующейся на аэродроме Чуюн , атаковали восемь из двадцати Mitsubishi G3M Nell средних бомбардировщиков из авиагруппы Кисаразу, атакующих Нанкин. Четыре китайских истребителя сбили три из четырнадцати японских бомбардировщиков, уничтоженных в тот день, не понеся никаких потерь, а китайские Hawk II , Hawk III и Fiat CR.32 . остальные одиннадцать истребили [ 8 ] Последующие бои между китайскими пилотами 281 и ВМС Японии истребителями Mitsubishi A5M стали первыми воздушными боями и поражениями между цельнометаллическими истребителями-монопланами. [ 9 ] [ 10 ] В число китайско-американских пилотов-добровольцев, присоединившихся к ВВС Китая в середине 1930-х годов, входят асы Джон «Баффало» Хуан и Джон Вонг Пан-ян , оба успешно сражались с японцами в 281-м дивизионе. Джон Вонг Пан-ян совершил два общих убийства. над A5M 22 сентября 1937 года и одиночное убийство над A5M 12 октября 1937 года над Нанкином , находясь на своем Боинге 281. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]

К декабрю 1941 года истребительная авиация США на Филиппинах насчитывала 28 P-26, 12 из которых находились на вооружении 6-й эскадрильи преследования филиппинской армейской авиации. [ 14 ] Капитан Хесус А. Вильямор и его эскадрилья P-26 вступили в бой с японскими истребителями Mitsubishi A6M Zero над полями Саблана и Батангас , и, несмотря на превосходство, Вилламор и его эскадрилья сбили четыре самолета, один бомбардировщик Mitsubishi G3M и три самолета Zero, два из которых были убиты самим Вилламором. [ 15 ] За эти действия Вилламор был награжден Крестом за выдающиеся заслуги и кластером дубовых листьев . [ 16 ] [ 17 ] P-26 были сожжены, чтобы предотвратить их захват наступающими силами Императорской японской армии 24 декабря 1941 года. [ 18 ] Девять P-26 оставались годными к полетам в ВВС США (так USAAC был переименован в июне 1941 года) в зоне Панамского канала .
В 1942–1943 годах Fuerza Aérea Guatemalteca (ВВС Гватемалы) приобрела семь P-26, которые правительство США поставило в Гватемалу как учебно-тренировочные самолеты Boeing PT-26A , чтобы обойти ограничения на продажу истребителей в страны Латинской Америки . [ 19 ] Последняя боевая операция P-26 состоялась в составе ВВС Гватемалы во время государственного переворота 1954 года . [ 20 ] Последняя пара P-26, все еще находящихся на военной службе в мире, будет заменена североамериканскими P-51 Mustang два года спустя, в 1956 году.
Хотя компания Boeing выпустила прототип XF8B в 1944 году, а X-32 участвовал в конкурсе Joint Strike Fighter в 2000 году, P-26 был последним компании Boeing истребителем , поступившим на вооружение, пока компания Boeing не приобрела McDonnell Douglas в 1997 году и не взяла на себя его производство и производство. продолжающиеся контракты на поддержку F-15 Eagle и F/A-18E/F Super Hornet .
Варианты
[ редактировать ]
- ХР-936
- Модель 248, прототипы с Pratt & Whitney SR-1340E Wasp радиальным двигателем мощностью 522 л.с. (389 кВт) , построено три. [ 3 ]
- ХР-26
- Обозначение, присвоенное трем самолетам XP-936 после приобретения USAAC 15 июня 1932 года. Другие обозначения, присвоенные самолету, включали Y1P-26 , XY1P-26 и, в конечном итоге, P-26 . [ 3 ]
- Р-26А
- Модель 266, первый серийный вариант, оснащенный двигателем R-1340-27 мощностью 600 л.с. (450 кВт). Во время производства и после него было внесено множество модификаций. построено 111. Уцелевшие самолеты в октябре 1942 года были переименованы в РП-26А , а в декабре — в ЗП-26А . [ 3 ]
- Р-26Б
- Модель 266А, улучшенный вариант с инжекторным двигателем R-1340-33 мощностью 600 л.с. (450 кВт). Два построено, еще 17 переоборудованы из P-26C. [ 3 ]
- Р-26С
- Промежуточный вариант с карбюраторным Р-1340-27 и доработанной топливной системой. Заслонки были установлены на заводе. 23 построено. Все сохранившиеся P-26C были модифицированы до стандарта P-26B в 1936 году. [ 3 ]
- Модель 281
- Экспортный вариант Р-26С; 11 построено для Китая и один для Испании. [ 3 ]
Операторы
[ редактировать ]
- ВВС Китайской Республики - (11 самолетов в 1930-е годы)
- ВВС Гватемалы - (7 самолетов эксплуатировались с 1942 по 1956 год)
- Авиационный корпус филиппинской армии - (12 действовали в конце 1941 г.)
- ВВС Испанской Республики - (непродолжительное время использовался 1 демонстратор)
Выживший самолет
[ редактировать ]

- P-26A c/n 1899 года, серийный номер 33-123, выставлен в Музее славы самолетов в Чино , Калифорния , и является единственным сохранившимся летающим P-26. [ 21 ] На этом самолете летали 27-я эскадрилья преследования в Селфридж-Филд , штат Мичиган , и 20-я группа преследования в Барксдейл-Филд , штат Луизиана , а затем были переброшены в зону Панамского канала. Позже он был продан ВВС Гватемалы 11 мая 1943 года и летал под номером FAG 0672, пока не был снят с вооружения в 1957 году. Регулярно летавший под регистрационным номером N3378G, в середине 1980-х годов музей поместил его на статическую экспозицию, чтобы защитить его. В 2004 году было принято решение снова запустить P-26, и он совершил свой первый публичный полет во время авиашоу в музее в мае 2006 года. [ 22 ] Самолет был переправлен через Атлантику , совершил полет и продемонстрирован на аэродроме Даксфорд в Англии в июле 2014 года во время первого после Второй мировой войны визита этого типа в Европу .
- P-26A c/n 1911 года, серийный номер 33-135, находится в Смитсоновского института в авиации и космонавтики Национального музея Центре Стивена Ф. Удвар-Хейзи, Шантильи , Вирджиния. [ 23 ] Этот самолет был приписан к 94-й эскадрилье преследования в Селфридж-Филд , штат Мичиган , до отправки в зону Панамского канала. Он был продан ВВС Гватемалы 11 мая 1943 года и эксплуатировался под номером FAG 0816 до выхода на пенсию в 1957 году, когда он был передан в дар Смитсоновскому институту. Этот самолет был восстановлен ВВС США и выставлялся в Национальном музее ВВС США с маркировкой 34-й штурмовой эскадрильи до 1975 года, когда в 1976 году он был возвращен в Национальный музей авиации и космонавтики.
Реплики
[ редактировать ]- Репродукция P-26A выставлена в Национальном музее ВВС США на авиабазе Райт-Паттерсон в Дейтоне, штат Огайо . [ 24 ] Окрашен как командирский самолет 19-го ПС/18-го ПГ, дислоцированного на авиабазе Уиллер-Филд , Оаху , Территория Гавайи, в 1938 году.
- Музей авиации и космонавтики Сан-Диего воспроизвел раннюю модель по планам Boeing с «обтекаемым хвостовым колесом» оригинальной конструкции, без закрылков и кроссоверной выхлопной системы, которые были добавлены позже. [ 25 ]
- P-26D: Летающая копия, построенная в 2006 году, находится в коллекции Музея военной авиации в Вирджиния-Бич , Вирджиния . Mayocraft Inc. завершила окончательную сборку в сентябре 2006 года и была выставлена напоказ в июне 2011 года после почти 12 лет строительства. [ 26 ] Проверено: 17 марта 2007 г. [ 27 ]
- P-26A: в настоящее время разрабатываются две летные копии самолетов с использованием оригинальных чертежей. [ когда? ] построен компанией Golden Age Airplane Works в Браунстауне, штат Индиана . [ 28 ]
- Реплика P-26A в цветах филиппинской армейской авиации выставлена в здании бункера в Батаане , Филиппины. [ 29 ]
Технические характеристики (П-26А)
[ редактировать ]
Данные Aviation-history.com. [ 30 ]
Общие характеристики
- Экипаж: Один
- Длина: 23 фута 7 дюймов (7,19 м)
- Размах крыльев: 28 футов (8,5 м)
- Высота: 10 футов (3,0 м)
- Площадь крыла: 250 кв. футов (23 м 2 )
- Профиль : Боинг 109. [ 31 ]
- Пустой вес: 2196 фунтов (996 кг)
- Полная масса: 3360 фунтов (1524 кг)
- Силовая установка: 1 × Pratt & Whitney R-1340-27 Wasp воздушного охлаждения 9-цилиндровый радиально-поршневой двигатель , мощностью 600 л.с. (450 кВт)
- Гребные винты: 2-лопастной винт фиксированного шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 234 миль в час (377 км/ч, 203 узла)
- Боевая дальность: 360 миль (580 км, 310 миль)
- Перегоночная дальность: 635 миль (1022 км, 552 морских миль)
- Практический потолок: 27 400 футов (8 400 м)
- Скорость набора высоты: 719 футов/мин (3,65 м/с).
Вооружение
- : 0,30 дюйма (7,62 мм) 2 пулемета M1919 Browning калибра Орудия или 1 пулемет 0,30 дюйма (7,62 мм) и 1 пулемет 0,50 дюйма (12,7 мм).
- Бомбы: 2 бомбы общего назначения по 100 фунтов (45 кг) или 5 противопехотных бомб по 31 фунту (14 кг). [ 32 ]
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Примечания
[ редактировать ]^ Примечание 1: Считается, что прозвище «гороховый стрелок» произошло от длинного обращенного вперед трубчатого прицела на месте пилота, напоминающего игрушечную духовую трубку, называемую горохострелом . [ 33 ] [ нужен лучший источник ] Однако, по словам энтузиаста авиации Роберта Гуттмана, это прозвище предположительно произошло от трубок двух установленных внутри пулеметов (трубы - это металлические трубы, которые окружают стволы истребительных пулеметов и выдвигаются вперед, чтобы предотвратить структурные или механические повреждения пулемета). самолет от обстрела пулеметов). [ 34 ] [ нужен лучший источник ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бауэрс 1976, с. 24.
- ^ Мэлони 1973, с. 47.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Бауэрс, Питер (1984). Aerofax Minigraph 8: Варианты Boeing P-26 . ООО «Аэрофакс» ISBN 0-942548-13-2 .
- ^ Мэлони и Райан 1965, Распределение эскадрильи
- ^ Хагедорн, Дэн (2006). Латиноамериканские воздушные войны и авиация: 1912-1969 гг . Соединенное Королевство: Публикации Хикоки. п. 174.
- ^ Нэш, Дэвид. «Самолет, принимавший участие в гражданской войне в Испании». Архивировано 5 февраля 2015 г. на самолете Wayback Machine Aircraft времен гражданской войны в Испании, 31 марта 2008 г. Дата обращения: 5 августа 2010 г.
- ^ Грин и энтузиаст авиации Суонборо , декабрь 1980 г. - март 1981 г., с. 73.
- ^ Густавссон, Хаканс. «Китайские асы-бипланы-истребители — «Баффало» Вонг Сунь-Шуй» . Асы-истребители-бипланы – Китай . Проверено 28 ноября 2020 г.
- ^ Густавссон, Хокан. «Китайско-японская воздушная война 1937–1945 гг.». surfcity.kund.dalnet.se, 14 апреля 2010 г. Дата обращения: 5 августа 2010 г.
- ^ «Мученик Цинь Цзя-чжу» . air.mnd.gov.tw. Проверено 28 ноября 2020 г.
- ^ «Китайские асы-бипланы-истребители — «Джон» Вонг Пан-Янг» . surfcity.kund.dalnet.se . Проверено 28 ноября 2020 г.
- ^ «Вонг Сун-суй» . WW2DB . Проверено 28 ноября 2020 г.
- ^ «Джон Вонг» . aceofww2.com . Проверено 28 ноября 2020 г.
- ^ Шорс, Калл и Идзава 1992, с. 56.
- ^ Джон Толанд (17 августа 2016 г.). Но не от стыда: шесть месяцев после Перл-Харбора . Издательская группа Random House. стр. 110–113. ISBN 978-1-101-96929-8 .
- ^ «Иисус А. Вилламор» . Зал доблести, Military Times . Правительственная медиакорпорация Gannett . Проверено 17 января 2013 г.
- ^ «Доска почета» . Времена . 12 (7). Times Inc.: 57, 1942. ISSN 0024-3019 . Проверено 17 января 2013 г.
- ^ Шорс, Калл и Идзава 1992, стр. 184–185, 195.
- ^ Баугер, Джо. «Боинг Р-26». Истребители и самолеты преследования USAAC/USAAF/USAF: оригинальные истребители серии с 1922 по 1962 годы. Дата обращения: 5 августа 2010 г.
- ^ Купер, Том. «Гватемала с 1954 года». База данных Центральной и Латинской Америки, 1 сентября 2003 г. Дата обращения: 5 августа 2010 г.
- ^ «Боинг Р-26А «Пишутер» » . Самолеты славы Музей авиации . Проверено 12 августа 2021 г.
- ^ "Фото 33-123 (коллекция фотографий авиалайнеров)". авиалайнеры.нет. Проверено: 5 августа 2010 г.
- ^ «Боинг Р-26А Пишутер» . Национальный музей авиации и космонавтики . Смитсоновский институт . Проверено 12 августа 2021 г.
- ^ «Боинг Р-26А» . Национальный музей ВВС США . Проверено 26 октября 2021 г.
- ^ "Истребитель "Пишутер" выставлен напоказ в Сан-Диего" San Diego Union-Tribune. Проверено: 30 марта 2015 г.
- ^ «Проекты P-26». Майокрафт.
- ^ "P-26 Peashooter". Архивировано 3 мая 2012 г. в Wayback Machine Музее военной авиации . Проверено: 31 мая 2013 г.
- ^ О'Коннор, Тим. «Страница Золотого века P-26». Архивировано 7 мая 2018 г. в Wayback Machine Golden Age Airplane Works, LLC. Архивировано 5 марта 2016 г. в Wayback Machine . Проверено: 26 июля 2017 г.
- ^ Нери, Фрэнсис Карем Элазеги (8 апреля 2022 г.). «PAAC P-26 PEASHOOTER 2022 ГОДА В БУНКЕРЕ, КАПИТОЛИЙ ПРОВАЛИИ БАТААН» . Фейсбук . Проверено 21 апреля 2022 г.
- ^ «Боинг Р-26 Пишутер» . www.aviation-history.com . Группа компаний «Авиационный Интернет». 2002 . Проверено 25 февраля 2020 г.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
- ^ Фицсаймонс 1978, стр. 2062–2063.
- ^ JWH1975 (30 сентября 2016 г.). «Последние горохострелы» . Вторая мировая война после Второй мировой войны: оборудование Второй мировой войны, использовавшееся после войны . Проверено 19 января 2021 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: numeric names: authors list (link)Джо Котула (июль 1953 г.). «Боинг Р-26 «Пишутер» » . Новости модельных самолетов . Проверено 19 января 2021 г. Потит, Льюис Дж.; Стоун, Мартин Дж. (2016). Push Me Pull You: Словарь авиационного сленга . п. 26. ISBN 9781475987225 . Проверено 19 января 2021 г. - ^ Роберт Гуттман (июль 1996 г.). «Новаторский P-26 Peashooter от Boeing» . Журнал истории авиации . ИсторияНет . Проверено 19 января 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Анджелуччи, Энцо и Питер М. Бауэрс. Американский истребитель . Спаркфорд, Сомерсет, Великобритания: Haynes Publishing Group, 1987. ISBN 0-85429-635-2 .
- Бауэрс, Питер М. Самолеты Boeing с 1916 года . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1989. ISBN 0-85177-804-6 .
- Бауэрс, Питер М. Варианты Boeing P-26 (Aerofax Minigraph 8) . Арлингтон, Техас: Aerofax Inc., 1985. ISBN 0-942548-13-2 .
- Бауэрс, Питер М. «Боинг P-26A». Самолет в профиль, Том первый, Часть 2 . Виндзор, Великобритания/Гарден-Сити, Нью-Йорк: Profile Publications/Doubleday, исправленное 4-е издание, 1976 г. ISBN 0-85383-411-3 .
- Кросби, Фрэнсис. «Боинг Р-26». Истребительная авиация . Лондон: Лоренц Букс, 2002. ISBN 0-7548-0990-0 .
- Дэвис, Ларри. П-26 (Мини в действии №2) . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications Inc., 1994. ISBN 0-89747-322-1 .
- Дорр, Роберт Ф. «Боинг P-26 Peashooter». Эйр Интернэшнл , Vol. 48, № 4, 1995, с. 239.
- Фицсаймонс, Бернард, изд. Иллюстрированная энциклопедия оружия и ведения войны ХХ века (том 19). Лондон: Purnell & Son Ltd, 1978 г., первое издание 1971 г. Без ISBN.
- Грин, Уильям и Гордон Суонборо. «Финал истребителя Boeing... Хроники Пишутера». Air Enthusiast , четырнадцать, декабрь 1980 г. - март 1981 г., стр. 1–12, 73–75.
- Мэлони, Эдвард Т. Боинг P-26 «Peashooter» (Aero Series 22) . Фоллбрук, Калифорния: Aero Publishers Inc., 1973. ISBN 0-8168-0584-9 .
- Мэлони, Эдвард Т. и Фрэнк Райан. P-26: История знаменитого Boeing P-26 «Peashooter» (Историческая серия Музея авиации) . Голливуд, Калифорния: Challenge Publications, Inc., 1965.
- Родословная чемпионов: Boeing с 1916 года, третье издание . Сиэтл, Вашингтон: Компания Boeing, 1969.
- Шорс, Кристофер, Брайан Калл и Ясухо Идзава. Кровавые руины: Том первый: Переход к войне до падения Сингапура . Лондон: Груб-стрит, 1992. ISBN 0-948817-50-X .
- Вагнер, Рэй. Американские боевые самолеты – второе издание . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday and Company, 1968. ISBN 0-370-00094-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Boeing P-26 Peashooter, на Викискладе?
- Запись о P-26 в истории
- Наследие Горохострела, Майкл Ломбарди
- Проект двух копий самолетов Peashooter
- P-26 Peashooter в Музее военной авиации , Вирджиния-Бич, Вирджиния
- «Высокоскоростные изменения в полете», Popular Mechanics , май 1935 г., стр. 706–708.