Илмари Юутилайнен
Илмари Юутилайнен | |
---|---|
![]() | |
Имя при рождении | Эйно Илмари Юутилайнен |
Псевдоним(а) | иллю |
Рожденный | Лиекса , Великое Княжество Финляндское , Российская Империя. | 21 февраля 1914 г.
Умер | 21 февраля 1999 г. Туусула , Финляндия | (85 лет)
Верность | Финляндия |
Услуга/ | Финские ВВС |
Лет службы | 1932–1947 |
Классифицировать | сержант-майор |
Единица | ЛеЛв 24 ЛеЛв 34 |
Битвы/войны | |
Награды | |
Отношения | Аарне Юутилайнен (брат) |
Другая работа | Профессиональный пилот |
Эйно Ильмари « Иллу » Юутилайнен 21 февраля 1914 — 21 февраля 1999) был летчиком-истребителем Ilmavoimat ( ( ВВС Финляндии ) и самым результативным летчиком-истребителем ненемецкого происхождения всех времен. Лучший летный ас финских ВВС, он возглавил всех финских пилотов по счету против советских самолетов во Второй мировой войне (1939–40 и 1941–44), одержав 94 подтвержденные победы в воздушных боях (сам он заявил о дальнейших победах, в общей сложности 126 побед, но они неподтвержденные) в 437 боевых вылетах . [ 1 ] Он одержал 58 своих побед на Messerschmitt Bf 109 G и 34 на Brewster Buffalo . [ 2 ]
Один из четырех дважды награжденных Крестом Маннергейма 2-й степени , Юутилайнен родился в Лиексе и умер в Туусуле . Его братом был капитан финской армии Аарне Юутилайнен по прозвищу «Террор Марокко». [ 3 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]
Юутилайнен летал на истребителях Fokker D.XXI , Brewster Buffalo и Messerschmitt Bf 109 . Войну он закончил без единого попадания в его самолет истребителей противника (один раз он был вынужден приземлиться после того, как дружественная зенитка обстреляла его Bf 109). Юутилайнен ни разу не потерял в бою ни одного ведомого. Он также одержал первую победу с помощью радара в ВВС Финляндии 24 марта 1943 года, когда немецкий оператор радара направил его к советскому Пе-2 , который испытывал только что поставленные радиолокационные установки, которые официально вступили в строй. дней спустя.
Военная карьера
[ редактировать ]Юутилайнен поступил в финскую армию служил пилотом ВВС Финляндии 9 сентября 1932 года для прохождения обязательной военной службы и с 1935 года . 1 мая 1935 года Юутилайнен получил звание сержанта. Его перевели в LeLv 24 , действовавшую из Утти , 3 марта 1939 года. В октябре 1939 года, когда ситуация ухудшилась, эскадрилья перебралась в Иммолу, ближе к финско-советской границе.

Во время Зимней войны (разразившейся 30 ноября 1939 года) Юутилайнен летал на Fokker D.XXI . Свою первую победу он одержал 19 декабря 1939 года, сбив бомбардировщик Илюшин ДБ-3 и повредив еще два. [ 5 ] По итогам Зимней войны Юутилайнен одержал одну общую и две индивидуальные победы. [ 6 ]
Во время Войны-продолжения Юутилайнен служил в 3/LeLv 24 , летая на Brewster B-239 «Баффало».
21 июля 1941 года Юутилайнен и пять других «Баффало» поднялись на перехват советских истребителей 65-го шап, обстреливающих финские войска возле Кякисалми . Во время этого вылета он уничтожил самолет Поликарпова И-153 «Чайка», что сделало его «асом» на «Брюстере Буффало». [ 7 ]
Несколько дней спустя, 1 августа, семь истребителей под командованием старшего лейтенанта Кархунена уничтожили шесть И-16 под Раутярви получивший звание прапорщика ) забрал два из них. , а Юутилайнен ( к тому времени [ 8 ]
Утром 6 февраля 1942 года во время рекогносцировки района Петровский-Ям вместе с другими пилотами LLv 24 Юутилайнен перехватил семь бомбардировщиков Туполев СБ в сопровождении 12 МиГ-3. Юутилайнен забрал два СБ.
Позже еврей вспоминал:
Я заметил бомбардировщики на высоте 3000 метров и сообщил о них ребятам по рации. Когда мы перехватывали советский самолет, я заметил строй из трех СБ, направлявшихся к ближайшей железнодорожной линии, и нырнул за ними. Нацеливаясь на самолет слева от строя, мой огонь поджег его левое крыло. СБ разбился рядом с железнодорожными путями. Едва я двинулся вслед за головным бомбардировщиком, как заметил приближающийся ко мне истребитель МиГ. Несмотря на угрозу, исходящую от последнего, мне удалось попасть бомбардировщику в правый двигатель, из которого вылетел дым и масло. Спустя несколько мгновений самолет перевернулся вправо и нырнул в лес недалеко от железнодорожной линии. Переключив внимание на МиГ, который был надо мной, я успел обстрелять его, когда мы мчались навстречу друг другу. Я прицелился хорошо, и истребитель начал тянуть черный дым из двигателя. Он накренился на восток, теряя по ходу высоту. [ 9 ]
27–28 марта 1942 года 3/LLv 24 перебралась в Иммолу для подготовки к наступлению финской армии на Суурсаари в Финском заливе. Несмотря на значительное превосходство по численности над Финским заливом, пилоты LeLv 24 были более опытными, чем их советские противники из Краснознаменного Балтийского флота. Даже обладая преимуществом внезапности и высоты, советским летчикам не удалось сбить финских летчиков. [ 10 ]

28 марта В. О. Юутилайнен в патруле с сержантом Хуотари атаковал несколько «Чайок» из 11 ИАП над береговой линией Сууркюля, у Хогланда , и сбил два из них. Благодаря этим воздушным победам счет Юутилайнена достиг 22. Месяц спустя, 26 апреля, он стал первым в своем подразделении награжденным Крестом Маннергейма. [ 12 ]
20 сентября он вылетел с капитаном Йормой Кархуненом и пилотами 3/LeLv 24 на патрулирование района Кронштадт — Толбухин — Сейскари . У берегов Эстонии их отбили десять советских истребителей. Но финны быстро отреагировали и сумели сбить с ног троих соперников. На счету В. О. Юутилайнена два убийства. [ 10 ]
Всего Юутилайнен одержал 34 победы на Brewster B-239, из них 28 (включая три тройных убийства) в период с 9 июля 1941 года по 22 ноября 1942 года на своем BW-364 «Orange 4». [ 6 ]
В 1943 году Юутилайнен был переведен в LeLv 34 , который использовал новые Мессершмитты Bf 109G-2. [ 5 ] На Bf 109 он сбил еще 58 самолетов противника. Он сбил шесть советских самолетов 30 июня 1944 года (все это подтверждено советскими отчетами о потерях), став асом за день и сравнявшись с результатом Йормы Сарванто 6 января 1940 года в Зимней войне .
Юутилайнен отказался от офицерского звания, опасаясь, что это помешает ему летать.
Его 94-й и последней победой стал Ли-2 , российская версия Дугласа С-47 , сбитый 3 сентября 1944 года над Карельским перешейком. [ 5 ]
Пост-был
[ редактировать ]После войн Юутилайнен служил в военно-воздушных силах до 1947 года. До 1956 года он работал профессиональным пилотом, пилотируя людей на своем De Havilland Moth . Его последний полет состоялся в 1997 году в возрасте 83 лет на двухместном F-18 Hornet ВВС Финляндии.
Юутилайнен умер дома в Туусуле (Тусбю) в свой 85-й день рождения 21 февраля 1999 года.
Победы
[ редактировать ]
Самолет | Победы |
---|---|
Фоккер Д. XXI | 2 1/6 |
Брюстер Б-239 | 34 |
Мессершмитт Bf 109 G | 58 |
Общий | 94 1/6 |
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Центральный 1978, с. 4–7.
- ^ Стенман и Томас 2010, с. 85.
- ^ Мякеля, Юкка Л. (1969). ( Террор Марокко на финском языке). Порвоо: В. Сёдерстрем. ОСЛК 3935082 .
- ^ Бломберг, фотограф. «Мастер полетов Юутилайнен, кавалер креста Маннергейма со своими машинами» . www.finna.fi . Проверено 19 января 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Джексон 2003, с. 47.
- ^ Перейти обратно: а б Стенман и Томас 2010, с. 94.
- ^ Стенман и Томас 2010, с. 14.
- ^ Стенман и Томас 2010, с. 15.
- ^ Стенман и Томас 2010, стр. 22–23.
- ^ Перейти обратно: а б Стенман и Томас 2010, с. 30.
- ^ Янис Паули, фотограф. «Истребитель Brewster BW-364 летного мастера Илмари Юутилайнена на поле Тийксъярви» . www.finna.fi . Проверено 19 января 2020 г.
- ^ Стенман и Томас 2010, с. 24.
Библиография
[ редактировать ]- Юутилайнен, Эйно Илмари (перевод Никунена, Хейкки). Двойной рыцарь-боец . Тампере, Финляндия: Apali Oy, 1996. ISBN 952-5026-04-3 . Мемуары Юутилайнена, опубликованные на английском языке в 1996 году.
- Центральный, Калеви; Стенман, Кари и Ниска, Клаус. Финские истребители-асы . Эспоо, Финляндия: Тиетотеас, 1978. ISBN 951-9035-37-0 . (Finnish)
- Джексон, Роберт. Воздушные асы Второй мировой войны . Рамсбери, Мальборо, Airlife, 2003 г. ISBN 1-84037-412-8 .
- Стенман, Кари и Эндрю Томас. Брюстер F2A Buffalo Aces of the World War 2 (Самолет Асов 91) . Оксфорд, Великобритания/Лонг-Айленд-Сити, штат Нью-Йорк, Osprey Publishing, 2010. ISBN 978-1-84603-481-7 .
- Стенман, Кари; Кони, Кристоф (июль 2001 г.). « Иллю» Юутилайнен, финский рыцарь. Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (100): 73–79. ISSN 1243-8650 .
- Стенман, Кари и Кескинен, Калеви. Финские Асы Второй мировой войны (Самолеты Асов 23) . Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 1998. ISBN 1-85532-783-X .