Кавасаки Ки-61
Ки-61 Хиен | |
---|---|
Роль | Истребительная авиация |
Производитель | Кавасаки Кокуки Когё К.К. |
Первый полет | декабрь 1941 г. |
Введение | 1942 |
Ушедший на пенсию | 1945 |
Основные пользователи | Воздушная служба Императорской армии Японии |
Количество построенных | 3,078 [ 1 ] |
Разработано на основе | Кавасаки Ки-60 |
Развитый в | Кавасаки Ки-100 |
Kawasaki Ki-61 Hien (Hien, «летающая ласточка ») — японский истребитель времен Второй мировой войны , использовавшийся ВВС Императорской армии Японии и получивший обозначение «Армейский истребитель типа 3». [ 2 ] Разведка союзников первоначально полагала, что Ki-61 были Messerschmitt Bf 109 , а затем итальянским Macchi C.202 , что привело к сообщению союзников о имени « Тони », присвоенном военным министерством США . [ 3 ] Конструкция возникла как вариант Kawasaki Ki-60 , который так и не поступил в производство. Ки-61 стал единственным серийным японским истребителем той войны, использовавшим перевернутый V-образный двигатель жидкостного охлаждения . Было выпущено более 3000 Ки-61. Первоначальные прототипы участвовали в боях над Иокогамой во время рейда Дулиттла 18 апреля 1942 года и продолжали выполнять боевые вылеты на протяжении всей войны. [ 4 ] [ 5 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Ki-61 был разработан Такео Дои и его заместителем Сином Овадой в ответ на тендер, проведенный в конце 1939 года Коку Хомбу. [ № 1 ] для двух истребителей, каждый из которых будет построен на базе Daimler-Benz DB 601 Aa. Серийный самолет будет использовать лицензированный Kawasaki DB 601, известный как Ha-40 , который должен был производиться на заводе в Акаши . Ки -60 должен был представлять собой тяжеловооруженный специализированный перехватчик с высокой нагрузкой на крыло ; [ Н 2 ] Ки-61 должен был стать более легконагруженным и вооруженным истребителем общего назначения, предназначенным для использования в основном в наступательных целях для достижения превосходства в воздухе на малых и средних высотах. [ Н 3 ]
Оба одноместных одномоторных истребителя использовали одну и ту же базовую конструкцию: цельнометаллические сплавы с полумонококовыми фюзеляжами и трехлонжеронными крыльями направления , обтянутыми тканью из сплава , с элеронами , рулями высоты и рулями . Приоритет отдавался Ки-60, совершившему первый полет в апреле 1941 года, а работы над Ки-61 начались только в декабре 1940 года. Хотя Ки-61 во многом был похож на Ки-60, в нем было несколько доработок, в которых использовалось уроки, извлеченные из неутешительных летных характеристик более ранней конструкции. [ 6 ]
Цельнометаллический фюзеляж полумонокок имел овальное поперечное сечение, переходящее в конический полутреугольный овал за кабины фонарем , с максимальной глубиной 1,35 м (4 фута 5 дюймов). Необычной особенностью Ки-61 было то, что опоры двигателя были выполнены как неотъемлемая часть носовой части фюзеляжа с капота закрепленными боковыми панелями . Для обслуживания или замены можно было снять только верхнюю и нижнюю панели капота. конический прямоугольный воздухозаборник нагнетателя На капоте левого борта располагался . За переборкой двигателя находились ящики с боеприпасами, питавшие пару синхронных 12,7-мм (0,50 дюйма) пулеметов Хо-103, которые были установлены в шахматном порядке (левое орудие немного дальше вперед, чем по правому борту) в отсеке чуть дальше. над и позади двигателя. Бриджи частично выступали в кабину, над приборной панелью. Ho-103 был легким оружием для своего калибра (около 23 кг/51 фунт) и стрелял легким снарядом, но это компенсировалось высокой скорострельностью. Боекомплект был ограничен: всего около 250 патронов на каждое оружие. А самоуплотняющийся топливный бак емкостью 165 л (44 галлона США) располагался за креслом пилота. находился бронелист Лобовое стекло было бронированным, а позади пилота толщиной 13 мм (0,51 дюйма). Радиатор и и маслорадиатор двигателя жидкостного охлаждения находились в подфюзеляжной части под фюзеляжем и задней кромкой крыла были прямоугольного сечения закрыты обтекателем с большим регулируемым выходным закрылком. [ 6 ]
Крылья равномерной конической формы имели удлинение 7,2 и общую площадь 20 м. 2 (215,28 футов 2 ) и имел три лонжерона; и главный лонжерон фермы Уоррена два вспомогательных лонжерона. Задний лонжерон имел разрезные закрылки и длинные элероны с узкой хордой , а передний лонжерон включал в себя точки поворота ходовой части . Колея ходовой части была относительно широкой - 4 м (13 футов 1,5 дюйма). Каждое крыло имело частично самоуплотняющийся топливный бак емкостью 190 л (50 галлонов США) позади основного лонжерона, сразу за фюзеляжем. Единственное орудие (первоначально 7,7-мм/0,303 пулемета Тип 89 ) можно было нести в оружейном отсеке, расположенном за основным лонжероном. [ 6 ]
Первый прототип Сан -сики-Сэнтохки ити гата («Истребитель Тип 3, Модель 1», официальное обозначение IJAAF) впервые поднялся в воздух в декабре 1941 года на аэродроме Кагамигахара . [ 7 ] Хотя летчики-испытатели были в восторге от самоуплотняющихся топливных баков, модернизированного вооружения и хороших характеристик пикирования, нагрузка на крыло составляла 146,3 кг/м. 2 (30 фунтов/фут 2 ) при полной массе 2950 кг (6500 фунтов) был воспринят со скептицизмом многими старшими офицерами Коку Хомбу , которые все еще верили в легкий, высокоманевренный, легковооруженный истребитель, олицетворением которого был тогдашний новый Накадзима Ки- 43-И- Хэй , имевший нагрузку на крыло 92,6 кг/м. 2 (19 фунтов/фут 2 ) (да и то считалось пограничным по сравнению с более ранним Ки-27). [ 8 ]
Чтобы развеять эти опасения, Кавасаки организовала полет между двумя прототипами Ки-61 и Накадзимой Ки-43-I , предсерийным Накадзимой Ки-44-I , ЛаГГ-3, летавшим на перебежчиках Лавочкина-Горбунова-Гудкова , Мессершмитт Bf 109E-7 и трофейный Curtiss P-40E Warhawk . Ки-61 оказался самым быстрым из всех самолетов и уступал в маневренности только Ки-43. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Ки-61 был последним истребителем с двигателем DB-601 или его зарубежными модификациями, и вскоре его вытеснили истребители с более мощными двигателями. К моменту первого полета в декабре 1941 года, через год после первого полета Macchi C.202 и через три года после первого Bf 109E, мощность двигателя уже была недостаточной по сравнению с новым рядным двигателем мощностью 1120 кВт (1500 л.с.) или 1491 кВт. (2000 л.с.) Радиальные двигатели разрабатываются (и уже приближаются к стадии серийного производства) для следующего поколения боевых самолетов, таких как Republic. П-47 Тандерболт . Более того, рядный двигатель Ха-40 оказался ненадежной силовой установкой, [ 12 ] [ 13 ] усугубилась во время кампании в южной части Тихого океана, где высокие температуры вызвали проблемы с топливными насосами. [ 14 ]
Двигатель DB-601 требовал точного и сложного изготовления; Ха-40 был легче примерно на 30 кг (70 фунтов) и требовал еще более высоких производственных стандартов. Достижение этих стандартов оказалось трудным для японских производителей, и эта проблема еще больше осложнялась переменным качеством материалов, топлива и смазочных материалов, необходимых для работы чувствительного и высокопроизводительного двигателя. Японским эквивалентом более мощного двигателя DB-605 был Kawasaki Ha-140 , который устанавливался на Type 3 для создания высотного перехватчика Ki-61-II. [ 12 ] [ 15 ]
По сравнению с Ki-61-I, Ki-61-II имел на 10% большую площадь крыла, использовал больше брони и оснащался двигателем Kawasaki Ha-140 мощностью 1120 кВт (1500 л.с.). После устранения первоначальных проблем с устойчивостью фюзеляжа и крыла новый перехватчик вернулся к исходному крылу и был принят на вооружение как Ki-61-II-KAI. Однако у двигателя Ха-140 были серьезные проблемы с надежностью, которые так и не были решены полностью, и около половины поставленной первой партии двигателей было возвращено на завод для восстановления. Бомбардировка США 19 января 1945 года разрушила завод по производству двигателей в Акаси, Хёго , а 275 планеров Ki-61-II-KAI без двигателей были переоборудованы для использования радиальных двигателей Mitsubishi Ha-112 -II, в результате чего появился Ki-100 . Хотя Ха-112 решил проблемы, с которыми столкнулся Ха-140, у нового двигателя все же был серьезный недостаток: недостаточная мощность на высоте, что уменьшало его способность перехватывать высоколетящие B-29 Superfortress по сравнению с Ki-61. -II. [ 12 ] [ 16 ]
Во время испытаний Hien доказал свою работоспособность. [ 17 ] но впоследствии в оперативной эксплуатации выявился ряд недостатков, [ нужна ссылка ] а именно броневая защита, которая была недостаточной против более крупных орудий, и некачественный двигатель, что в конечном итоге привело к рассмотрению вопроса о новом двигателе. [ нужна ссылка ]
Операционная история
[ редактировать ]Ki-61 настолько отличался от обычных японских истребителей с радиальными двигателями, что союзники сначала решили, что это немецкий или итальянский истребитель, возможно, построенный по лицензии Messerschmitt Bf 109 . Первый Ki-61, который увидел экипаж союзников, был ошибочно идентифицирован как Bf 109 капитаном ВВС США К. Россом Гринингом во время рейда Дулитла . В ранних сообщениях, когда считалось, что это немецкий истребитель, Ки-61 носил кодовое название «Майк». [ 4 ] [ 5 ] Последним и более известным кодовым названием было «Тони», поскольку Ки-61 был похож на итальянский самолет. [ 18 ] [ 19 ]
Новые истребители Ки-61 «Хиен» поступили на вооружение специального учебного подразделения — 23-го Чутайского полка и впервые вступили в бой в начале 1943 года, во время новогвинейской кампании. [ 20 ] Первым Sentai (авиагруппа/крыло), полностью оснащенным Hien, был 68-й в Веваке , Новая Гвинея. [ 20 ] за ним следовал 78-й сентай, дислоцированный в Рабауле . Оба подразделения были отправлены на сложный театр военных действий, где джунгли и неблагоприятные погодные условия в сочетании с нехваткой запасных частей быстро подорвали эффективность как людей, так и машин. Поскольку Ки-61 был новым и срочно принят на вооружение, у него неизбежно возникали проблемы с прорезыванием зубов. Почти все современные японские авиационные двигатели, особенно двигатели жидкостного охлаждения Ки-61, перенесли катастрофическую серию отказов и постоянных проблем. [ 13 ] в результате устаревшие Ki-43 по-прежнему составляют основную часть истребительного потенциала JAAF.
Первоначально эта кампания прошла успешно для ВВС японской армии (JAAF), но когда союзники реорганизовали и усилили боевые возможности своих военно-воздушных сил, они одержали верх над JAAF. [ 13 ] Высокие небоевые потери понесли японцы и в ходе этой кампании. Например, при переходе между Труком и Рабаулом 78-я дивизия потеряла 18 из 30 своих Ки-61. [ 21 ] [ 22 ] Привередливый двигатель Ха-40 не мог быть отремонтирован на театре военных действий, вместо этого его пришлось отправить на ближайшую сервисную базу в Хальмахере , на востоке Индонезии . [ 14 ]
Даже несмотря на эти проблемы, в авиационных кругах союзников существовала некоторая обеспокоенность по поводу Hien. Новый японский истребитель вызвал некоторую боль и ужас среди пилотов союзников, особенно когда они на собственном горьком опыте обнаружили, что больше не могут погружаться и убегать, как это было с более легкими японскими истребителями. Генерал Джордж Кенни , командующий военно-воздушными силами союзников в юго-западной части Тихого океана , обнаружил, что его Curtiss P-40 полностью превосходят их по классу, и попросил увеличить количество Lockheed P-38 Lightning , чтобы противостоять угрозе со стороны нового истребителя противника. [ нужна ссылка ]
Однако растущая численность бомбардировочных подразделений союзников, а также неадекватные зенитные системы привели к огромным потерям японских подразделений. Примерно 174 из 200 японских самолетов, базировавшихся в районе Вевака, были потеряны в ходе атак 17–21 августа 1943 года . [ 23 ] К концу кампании около 2000 японских самолетов были потеряны в результате воздушных атак одновременно до 200 самолетов союзников, около половины из которых составляли Consolidated B-24 Liberator и North American B-25 Mitchell , вооруженные осколочными бомбами. [ 13 ] После отступления японцев в Голландии позже было обнаружено более 340 обломков самолетов . [ 13 ]
Ki-61 также использовался в Юго-Восточной Азии , на Окинаве , в Китае и в качестве перехватчика во время бомбардировок США японских островов , в том числе против самолетов Boeing B-29 Superfortress . Ki-61 был примечателен по многим причинам: первоначально идентифицированные как немецкие или итальянские, эти самолеты были способны сравниться по скорости с самолетами союзников, такими как P-40, и, как уже показали оценки, превосходили их почти во всех отношениях. . Однако вооружение ранних «Хиенов» было легче, но все же достаточно для большинства целей. Некоторые авторы утверждают, что Lockheed P-38 Lightning значительно превосходил его. [ 24 ] Ки-61 нес много топлива, но из-за наличия самоуплотняющихся топливных баков он не считался легковоспламеняющимся, как многие другие японские самолеты. [ 12 ]
Из-за дополнительного веса характеристики и маневренность Ki-61 пострадали при увеличении вооружения, но он по-прежнему сохранял максимальную скорость 580 км/ч (313 узлов). Пушечное вооружение было необходимо для борьбы с бомбардировщиками союзников, которые оказалось трудно сбить всего лишь 12,7-мм (0,50 дюйма) пулеметами. Пустой и максимальный вес прототипа Ki-61 (2 × 12,7 мм / 0,50 дюйма + 2 × 7,7 мм / 0,303 дюйма) составляли 2238 кг (4934 фунта) и 2950 кг (6504 фунта) соответственно; для Ki-61-I базовый (4 × 12,7 мм/0,50 дюйма) 3130 кг (6900 фунтов); а для Ки-61-КАИ (2 × 12,7 мм / 0,50 дюйма + 2 × 20 мм) — 2630 кг (5798 фунтов) и 3470 кг (6750 фунтов). [ 12 ]
Некоторое количество Ки-61 также использовалось в миссиях Токкотай ( камикадзе ), начатых ближе к концу войны. Ki-61 поставлялся в 15-й сентай (группа/крыло), а также некоторым отдельным чутайчо (командирам эскадрилий) в других сентаях и даже в подразделения оперативной подготовки в JAAF. Самолет был в основном безотказным в эксплуатации, за исключением двигателя жидкостного охлаждения, который имел тенденцию перегреваться на холостом ходу на земле и страдал от проблем с циркуляцией масла и подшипниками. [ 25 ]
Специальное штурмовое подразделение Ki-61
[ редактировать ]Тактика использования самолетов для тарана американских Boeing B-29 Superfortress была впервые зафиксирована в конце августа 1944 года, когда B-29 с китайских аэродромов попытались разбомбить сталелитейные заводы в Явате . Сержант Сигэо Нобе из 4-го сентая намеренно направил свой Kawasaki Ki-45 в B-29; обломки взрыва серьезно повредили еще один B-29, который также потерпел крушение. [ Н 4 ] [ 26 ] Последовали и другие атаки такого рода, в результате которых отдельные пилоты решили, что это реальный способ уничтожить B-29. [ 27 ]
7 ноября 1944 года офицер, командующий 10-й Хико Сидан (авиационной дивизией), сделал таранные атаки вопросом политики, сформировав таранные ударные группы специально для противодействия B-29 на большой высоте. Для достижения необходимых высот самолеты были лишены фюзеляжного вооружения и защитных систем. Хотя термин « камикадзе » часто используется для обозначения пилотов, совершающих эти атаки, японские военные не использовали это слово.
Подразделения, приписанные к 10-му Хико Сидану , включали 244-й Хико Сэнтай (Истребительная группа), которым тогда командовал капитан Такаси Фудзита, который организовал таранный полет под названием « Хагакуре -Тай » («Специальный ударный отряд»), который был составлен из добровольцев. из трёх Чутаев (эскадрилий) 244-го: 1-й Чутай « Сойокадзэ », 2-й Чутай » « Топпу ", и третий Чутай, известный как " Микадзуки ".
Первый лейтенант Тору Синомия был выбран руководителем Хагакурэ -Тай . 3 декабря 1944 года Синомия вместе с сержантом Масао Итагаки и сержантом Мацуми Накано перехватили налет B-29; Шиномая протаранил один B-29, но смог посадить свой поврежденный Ki-61, потерявший большую часть левого внешнего крыла, обратно на базу. После атаки на другой B-29 Итагаки был вынужден прыгнуть с парашютом со своего поврежденного истребителя, в то время как Накано протаранил и повредил Long Distance 498- го BG и совершил аварийную посадку своего урезанного Ki-61 в поле. Поврежденный Ki-61 Синомая позже был выставлен в токийском универмаге Matsuya , а Ki-61 Накано был выставлен снаружи, рядом с чертежом носовой части фюзеляжа B-29 в натуральную величину в разрезе. [ 28 ] [ Н 5 ] Эти три пилота были первыми награжденными Букошо , японским эквивалентом Креста Виктории или Почетной медали , которая была открыта 7 декабря 1944 года императорским указом императора Хирохито (известно 89 награжденных, большинство из которых воевали и завоевывали победы). против B-29). [ 29 ] [ 30 ] Существование таранного подразделения до тех пор держалось в секрете, но оно было официально раскрыто в объявлении о результатах боя и официально названо « Синтэн Сэйку Тай штабом обороны » («Отряд телесного нападения»). 27 января 1945 года Итакаги пережил еще один таран B-29, снова спрыгнул с парашютом в безопасное место и получил второй Букошо ; он пережил войну как лишь один из двух известных получателей двойного Букошо . [ 31 ] Сержант Сигэру Куроисикава был еще одним выдающимся членом подразделения.
Несмотря на успешные атаки, эти пилоты не получили отсрочки и были вынуждены продолжать эту смертоносную и опасную тактику тарана до тех пор, пока они не были убиты или пока не были настолько серьезно ранены, что больше не могли летать. Их считали обреченными и прославляли в рядах идущих на верную смерть пилотов- токкотай ( камикадзе ). [ 32 ]
Некоторые другие пилоты Ki-61 также добились известности, в том числе майор Терухико Кобаяши из 244-го сентая, которому некоторые приписывают дюжину побед, в основном благодаря обычным атакам на B-29. [ 33 ]
Варианты
[ редактировать ]Примечание. Ко, Оцу, Хэй и Тей — японские эквиваленты a, b, c, d. Кай («модифицированный» или «улучшенный») также использовался для некоторых моделей Ки-61.
- Ки-61-Хиен
- Ки-61 Прототипы: построено 12 штук.
- Ки-61-И-Ко Первый серийный вариант: полностью убирающееся хвостовое колесо, два 7,7-мм (0,303 дюйма) пулемета Тип 89 в крыльях и два синхронных 12,7-мм (0,50 дюйма) пулемета Хо-103 в носовой палубе. Способен нести один сбрасываемый бак емкостью 151 л (40 галлонов) или легкую бомбу. [ 12 ]
- Ki-61-I-Otsu Второй серийный вариант истребителя: Механизм уборки хвостового колеса оказался ненадежным, самолет был соответствующим образом модифицирован. Два 12,7-мм (0,50 дюйма) пулемета Хо-103 заменили крыльевые 7,7-мм (0,303 дюйма) пулеметы. [ 12 ]
- Ki-61-I-Hei : Hei был построен совместно с вариантом Otsu , крыльевые пулеметы были заменены пушками Mauser MG 151/20 .
- Ki-61-I-Tei Вариант истребителя с двумя установленными на фюзеляже японскими 20-мм пушками Ho-5 и двумя 12,7-мм (0,50 дюйма) крыльевыми пулеметами Ho-103.
- Ki-61-I-KAId : вариант перехватчика с двумя 12,7-мм (0,50 дюйма) пулеметами и двумя 30-мм (1,18 дюйма) Ho-155 . крыльевыми пушками
- Ki-61-I-wces : Экспериментальный самолет с системой испарения, используемой на Heinkel He 100 . Это был самый быстрый Ki-61, развивавший скорость 630 км/ч (395 миль в час).
- Прототип Ки-61-II с двигателем Ха-140 мощностью 1500 л.с. (1103 кВт), первый полет совершил в декабре 1943 года.
- Ki-61-II-KAI : предсерийная версия, в которой вернулось крыло Ki-61-I- Tei , удлиненный фюзеляж 220 мм (8,7 дюйма), увеличенный руль направления и двигатель Ха-140; 30 построено.
- Ки-61-II-КАИа : вооружен двумя 12,7-мм (0,50 дюйма) пулеметами в крыльях и двумя 20-мм пушками в фюзеляже.
- Ki-61-II-KAIb : вооружен четырьмя 20-мм пушками.
- Прототип Ki-61-III : эта версия имела урезанную заднюю часть фюзеляжа и конструкцию фонаря, которая позже использовалась на Ki-100-I-Otsu.
Производство
[ редактировать ]Год | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ян. | фев. | Мар. | апрель | Может | Июнь | Июль | август | Сентябрь | Октябрь. | Ноябрь | декабрь. | Ежегодный | |
1942 | 1 | 3 | 5 | 10 | 15 | 34 | |||||||
1943 | 22 | 32 | 31 | 37 | 44 | 40 | 53 | 60 | 70 | 87 | 104 | 130 | 710 |
1944 | 150 | 156 | 145 | 142 | 118 | 236 | 254 | 198 | 164 | 174 | 101 | 53 | 1,891 |
1945 | 19 | 19 | |||||||||||
Общий | 2,654 |
Не включено:
- Предварительное производство началось с создания первого прототипа в июле 1941 года. [ 35 ] и еще одиннадцать построек в начале 1942 года. [ 36 ]
Год | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ян. | фев. | Мар. | апрель | Может | Июнь | Июль | август | Сентябрь | Октябрь. | Ноябрь | декабрь. | Ежегодный | |
1944 | 1 | 3 | 26 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 26 | 41 | 71 | 70 | 239 |
1945 | 68 | 56 | 15 | 19 | 7 | 165 | |||||||
Общий | 404 |
Примечание:
- Из 374 экземпляров Ki-61-II 275 были построены как Ki-100 Ia. [ 1 ]
Не включено:
- Предварительное производство началось с восьми прототипов, построенных в период с августа 1943 по январь 1944 года. [ 1 ]
По данным отчета USSBS: 3058. [ 34 ] | В рисунок входят: 2654 сборки Ki-61-I и 404 Ki-61-II. |
По данным Франсильона: 3078. [ 1 ] | В рисунок входят: 2666 сборок Ki-61-I и 412 Ki-61-II. |
Операторы
[ редактировать ]Послевоенный
- Китайские националистические ВВС - эксплуатировали несколько трофейных самолетов.
- ВВС Народно-освободительной армии - также эксплуатировали несколько трофейных самолетов.
- В 1945 году ВВС Индонезии – тогдашние Народные силы безопасности Индонезии (IPSF) (индонезийские партизаны, выступающие за независимость) – захватили шесть таких самолетов на многочисленных японских авиабазах, включая авиабазу Бугис в Маланге (репатриирована 18 сентября 1945 года). По крайней мере один был восстановлен. [ 37 ] Большинство самолетов было уничтожено в ходе военных конфликтов между Нидерландами и недавно провозглашенной Республикой Индонезия во время Индонезийской национальной революции 1945–1949 годов. [ 37 ]
Ки-61 единицы
[ редактировать ]Хико Сэнтай , обычно называемый Сэнтай , был основным оперативным подразделением ВВС Императорской армии Японии, состоящим из трех или более Тютай (рот или эскадрилий). было В составе Сентая от 27 до 49 самолетов, при этом в каждом Чутае было по 16 самолетов и пилотов, а также подразделение технического обслуживания и ремонта. Несколько сэнтаев имели под своим оперативным контролем другие подразделения, в первую очередь Хагакурэ-Тай («Специальные ударные подразделения») 244-го сэнтая . К 1944 году, из-за разрушительных атак союзников на линии снабжения и аэродромы, а также из-за потерь пилотов и самолетов из-за боевого истощения и аварий, лишь немногие сэнтай были в состоянии действовать в полную силу. [ нужна ссылка ]
Сентай | Учредил | Тип(ы) самолета | Область деятельности | Расформирован | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
17-е | 10 февраля 1944 года, Кагамигахара , префектура Гифу. [ Н 6 ] | Ки-61, Ки-100 | Филиппины , Формоза , Япония | Конец войны | Один из главных заводов Кавасаки располагался в Кагамигахаре, который в 1944 году еще не был городом. |
18-е | 10 февраля 1944 года в Тёфу из 244-го сентая. | Ки-61, Ки-100 | Филиппины, Япония | Конец войны | Лейтенант Мицуо Ояке выиграл Букошо за то, что сбил три B-29 (один тараном) 7 апреля 1945 года и повредил три других. |
19-е | 10 февраля 1944 года в Акено . истребительной школе | Ки-61 | Индонезия , Филиппины, Формоза, Окинава | Конец войны (Формоза) | |
23-е место | 11 октября 1944 года , Инба , префектура Тиба. | Ки-43 , Ки-44 , Ки-61 | Иводзима , Формоза, Япония. | Конец войны (Инба) | |
26-е | Конец 1944 года | Ки-51, Ки-43 , Ки-61 | Формоза | Конец войны (Формоза) | |
28-е | Июнь 1939 года в Маньчжурии. | Ки-46 , Ки-61, Ки-102 | Маньчжурия, Япония | июль 1945 г. | |
31-е | Июль 1938 года в Китае. | Ки-10 , Ки-43, Ки-61 | Маньчжурия, Филиппины | 30 мая 1945 года, Сингапур. | |
33-й | Лето 1937 года в Китае. | Ки-10, Ки-27 , Ки-43 , Ки-61 | Новая Гвинея, Маньчжурия (Маньчжоу-Го), Ост-Индия | Конец войны, Медан , Голландская Ост-Индия (ныне Индонезия) | |
53-й | 23 марта 1944 года , Токородзава , Сайтама. | Ки-61, Ки-45 | Япония, Восточный сектор обороны | некоторое время летал на Ки-61 в составе Home Island Defense. | |
55-е место | 30 мая 1944 года , Тайсё , префектура Осака. | Ки-61 | Филиппины, Япония | Конец войны в Сане, префектура Нара. | |
56-й | Август 1944 года, префектура Тайсё Осака. | Ки-61 | Япония | Конец войны в Итами , префектура Хёго. | Подразделение заявило о потерях 11 B-29 и 30 пилотов. Уорент-офицер Тадао Суми (пять B-29 плюс один P-51 Mustang уничтожены, четыре B-29 повреждены) Получатель Букошо . |
59-й | 1 июля 1938 года, Кагамигахара , префектура Гифу. | Ки-10 , Ки-27 , Ки-43, Ки-61, Ки-100 | Китай, Маньчжурия ( Номонган ), Индокитай , Ост-Индия , Новая Гвинея , Окинава, Япония. | Конец войны в Асии , префектура Фукуока. | Награжден первый лейтенант Наоюки Огата Букошо . Уорент-офицер Кадзуо Симидзу летал с подразделением с февраля 1942 года по август 1945 года; 18 побед, в том числе девять бомбардировочных. |
65-е место | предположительно 1938-1939 гг. | Ки-32, Ки-51, Ки-43, Ки-61, Ки-45 | Филиппины, Формоза, Окинава, Япония | Конец войны, Метабару , Сага | Часть использовала Ки-61 с лета 1944 г. |
68-е место | Март 1942 года, Харбин , Маньчжурия. | Аут-27, Аут-61 | Рабаул ( Новая Британия ), Новая Гвинея, Хальмахера | 25 июля 1944 г. | Первый аппарат, переоборудованный в Ki-61. Подразделение было уничтожено ВВС союзников в Новой Гвинее. Большая часть выживших наземных и летных экипажей использовалась в качестве пехоты, выживших осталось немного. Ki-61-1- Otsu , заводской номер 640, является одним из наиболее хорошо сохранившихся обломков самолета в Новой Гвинее. [ 40 ] Капитан Сёго Такеучи переведен из 64-го сэнтая, апрель 1942 г. Погиб 15 декабря 1943 г. Более 30 побед.
сержант Сусуму Кайдзинами официально приписывают восемь побед плюс 16 неофициально. |
78-е место | 31 марта 1942 г., Китай. | Аут-27, Аут-61 | Маньчжурия, Рабаул, Новая Гвинея | 25 июля 1944 г. | Второй агрегат, переоборудованный в Ки-61. Подразделение было уничтожено ВВС союзников в Новой Гвинее. Большая часть выживших наземных и летных экипажей использовалась в качестве пехоты, выживших осталось немного. |
105-е место | Август 1944 года, Тайчжун , Формоза. | Ки-61 | Окинава, Формоза | Конец войны (Формоза) | |
244-й | Апрель 1942 г., реорганизован из 144-го сентая. | Ки-27, Ки-61, Ки-100 | Окинава, Формоза | Конец войны ( Ёкаити , префектура Сига ) | Девять получателей Букошо . Майор Терухико Кобаяши, самый молодой командир сентая JAAF. Также имелся досылатель класса «воздух-воздух» В-29. Сентай заявил, что 73 B-29 были сбиты и 92 повреждены. Самый известный из Sentais Home Defense. Капитан Нагао Шираи считался лучшим асом 244 Sentai и, возможно, ведущим B-29 «убийцей» JAAF (11 B-29), плюс два уничтоженных Grumman F6F Hellcats , шесть других самолетов были повреждены с помощью Ki-61 и Ki-100. Капитан Чуичи Итикава девять B-29 плюс один F6F уничтожены, шесть B-29 повреждены. Майор Терухико Кобаяши, уничтожены три B-29 и два F6F. |
Учебные подразделения | |||||
23-й Докурицу Дай Сидзюго (Независимый Чутай) | Помните , 1941 год. | Ки-61 | Япония | Стал основой 23rd Sentai. | Блок оценки и переоборудования Ки-61. |
Акено Кёдо Хикосидан (Летная школа Акено) | Акено , префектура Миэ , 1935 год. | Ки-10, Ки-27, Ки-43, Ки-44, Ки-45 , Ки-61, Ки-84, Ки-100 | Япония | Конец войны | Главная летная школа подготовки летчиков-истребителей Армии. Многие инструкторы участвовали в миссиях по защите Японии в 1944–1945 годах. Авиабаза Акено все еще находится в эксплуатации. |
37-я Кёику Хикотай (Летная учебная рота) | Аэродром Мацуяма, Формоза, 1943 год. [ 41 ] | Ки-43, Ки-44, Ки-45 , Ки-61, Ки-84 | Формоза | Конец войны | Летная школа летной подготовки армейских летчиков-истребителей. Многие инструкторы участвовали в миссиях по защите Японии 1944-1945 гг. |
Выживший самолет
[ редактировать ]- 299 — Ki-61-Ia восстанавливается для статической экспозиции в Ардморе, Окленд , Новая Зеландия, компанией AvSpecs. После завершения работы будет выставлен в Национальном музее и художественной галерее Папуа-Новой Гвинеи . [ 42 ]
- 379 — Ki-61-I на хранении в Fantasy of Flight в Полк-Сити, Флорида . [ 43 ]
- 640 - Ki-61-I восстанавливается до летного состояния в Ардморе, Окленд, Новая Зеландия компанией AvSpecs. Он станет частью коллекции Музея военной авиации в Вирджиния-Бич, штат Вирджиния . [ 44 ]
- 6117 — Ki-61-II-Kai на статической экспозиции в Музее авиации и космонавтики Какамигахара в Какамигахаре, Гифу . Ранее выставлялся в Чиранском музее мира для пилотов-камикадзе в Чиране, Кагосима ; он был вывезен из музея в сентябре 2015 года и реставрирован компанией Kawasaki Heavy Industries с 2015 по 2016 год. [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ]
Технические характеристики (Ки-61-И-КАИк)
[ редактировать ]Данные японских самолетов Тихоокеанской войны [ 49 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 8,94 м (29 футов 4 дюйма)
- Размах крыльев: 12 м (39 футов 4 дюйма)
- Высота: 3,7 м (12 футов 2 дюйма)
- Площадь крыла: 20 м 2 (220 кв. футов)
- Профиль крыла : корень крыла NACA 2R 16, NACA 24009. законцовка
- Вес пустого: 2630 кг (5798 фунтов)
- Полная масса: 3470 кг (7650 фунтов)
- Запас топлива:
- Внутренний 550 л (150 галлонов США; 120 имп галлонов)
- Внешний 2x 200 л (53 галлона США; 44 имп галлона)
- Силовая установка: 1 Kawasaki Ha40 , мощностью 864 кВт (1159 л.с.) перевернутый поршневой двигатель V-12 жидкостного охлаждения
- Гребные винты: 3-лопастной винт изменяемого шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 580 км/ч (360 миль в час, 310 узлов) на высоте 5000 м (16000 футов).
- Дальность: 580 км (360 миль, 310 миль)
- Практический потолок: 11 600 м (38 100 футов)
- Скорость набора высоты: 15,2 м/с (2990 футов/мин)
- Время набора высоты: от 7,0 минут до 5000 м (16 000 футов).
- Нагрузка на крыло: 173,5 кг/м 2 (35,5 фунтов/кв. футов)
- Мощность/масса : 0,25 кВт/кг (0,15 л.с./фунт)
Вооружение
- Оружие:
- 2 × 20-мм (0,79 дюйма) пушки Хо-5 , 120 выстрелов
- 2 × 12,7-мм (0,50 дюйма) пулемета Хо-103 , 250 выстрелов
- Бомбы: 2 бомбы по 250 кг (550 фунтов).
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Кёртисс P-40 Warhawk
- Девуатин D.520
- Хоукер Ураган
- Хейнкель Хе 100
- Lavochkin LaGG-3
- Пятна C.202
- Мессершмитт Bf 109
- Mikoyan-Gurevich MiG-3
- Североамериканский P-51 Мустанг
- Супермарин Спитфайр
- Вайс Манфред WM-23 Серебряная стрела
- Yakovlev Yak-1
Связанные списки
- Список самолетов Второй мировой войны
- Список военных самолетов Японии
- Список самолетов Японии времен Второй мировой войны
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Коку Хомбу был техническим отделом штаба авиации Имперской армии .
- ↑ Nakajima Ki-44 был выбран в качестве стандартного истребителя-перехватчика IJAAF и имел во многом схожие характеристики с Ki-60.
- ↑ Накадзима разработал аналогичный истребитель Ki-62, также оснащенный Ха-40. Эта конструкция позже стала основой для Nakajima Ki-84 .
- ↑ B-29 — это полковника Роберта Клинксейла B-29-BW 42-6334 Гертруда C капитана Орнелла Стауффера и B-29-BW 42-6368 Calamity Sue , оба из 468-го BG .
- ↑ Синомая в конце концов погиб в качестве пилота Токкотай в битве за Окинаву .
- ^ Указаны места несоответствия; Кагамигахара (ошибочно) указана Сакаидой как находящаяся в префектуре Сайтама , к северу от Гифу.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Франсильон, 1979, с. 120
- ^ Понедельник 2006, с. 144.
- ^ Этелл 1995, с. 82.
- ^ Перейти обратно: а б Бюшель 1971 , с. 7.
- ^ Перейти обратно: а б Бюшель 1971 , с. 6.
- ^ Перейти обратно: а б с Грин и Суонборо, 1976, стр. 18–23.
- ^ Танимура 1967, с. 12.
- ^ Перейти обратно: а б Грин и Суонборо, 1976, с. 23.
- ^ Франсильон 1966 , с. 319.
- ^ Грин 1975, с. 78.
- ^ Франсильон 1979, с. 114.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Джибертини 1998 , стр. 6–13.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ваккари 2000, стр. 82–90.
- ^ Перейти обратно: а б Кларингбоулд, Майкл Джон (2020), Истребители японской армии: Новая Гвинея и Соломоновы острова, 1942–1944 гг. , Pacific Profiles, том. 1, Кент Таун, Австралия: Avonmore Books, стр. 1. 66, ISBN 978-0648665915
- ^ Танимура 1967, с. 17.
- ^ Янушевский и Ярский 1992, стр. 38.
- ^ ДеМосс, RW; Дункан, РЛ (26 января 1945 г.). «Итоговый отчет о сравнительных боевых испытаниях японского истребителя Tony 1 Type 3». Проект Тед (PDF) (Технический отчет). Том. ПТР-115. ВМС США . Проверено 23 марта 2010 г. - через WWIIaircraft Performance.org.
- ^ Франсильон 1966 , с. 316.
- ^ Кросби 2002 , с. 94.
- ^ Перейти обратно: а б Янушевский и Ярский 1992 , стр. 25.
- ^ Бюшель 1971 , стр. 7–9.
- ^ Танимура 1967 , с. 13.
- ^ Бойер, Аллен Д. «Расстрел Вевака» . Америка во Второй мировой войне . Проверено 1 апреля 2021 г.
- ^ Грин и Суонборо 1976 , с. 29.
- ^ Грин и Суонборо, 1976 , стр. 27–28.
- ^ «Хронология Тихоокеанской войны: август 1944 года». Архивировано 2 апреля 2010 года на сайте Wayback Machine att.net. Проверено: 12 июня 2008 г.
- ^ Такаки и Сакаида 2001 , с.
- ↑ Фотография Ki-61 Накано. Архивировано 14 июля 2011 года в Wayback Machine. Дата обращения: 26 октября 2010 года.
- ^ Сакаида 1997, стр. 67–70.
- ^ Букошо описал xavierb.net . Проверено: 3 июня 2008 г.
- ^ Сакаида 1997, стр. 70, 94.
- ^ "Японский сайт, посвященный Токкотайскому JAAF и JNAF. onei.or.jp. Получено: 7 июня.
- ^ Сакаида 1997, стр. 74–75.
- ^ Перейти обратно: а б с USSBS, Приложение Е., с. 16
- ^ Франсильон, 1979, с. 112
- ^ Франсильон, 1979, с. 114
- ^ Перейти обратно: а б Хейман, Джос (ноябрь 2005 г.). «Индонезийская авиация 1945-1950» (PDF) . adf-serials.com . п. 8. Архивировано из оригинала (PDF) 14 декабря 2005 г.
- ^ Сакаида 1997, стр. 82–87.
- ^ Бюшель 1971, стр. 47–49.
- ^ "Ки-61 № 640." pacificwrecks.com. Проверено: 8 июня 2008 г.
- ^ "Аэродром Мацуяма" pacificwrecks.com. Проверено: 4 июня 2011 г.
- ^ Тайлан, Джастин (30 января 2022 г.). «Ки-61-Иа Тони, заводской номер 299» . Тихоокеанские затонувшие корабли . Проверено 25 апреля 2022 г.
- ^ Тайлан, Джастин (3 мая 2016 г.). «Ки-61-II Тони, заводской номер 379» . Тихоокеанские затонувшие корабли . Пасифик Рэкс Инк . Проверено 25 апреля 2017 г.
- ^ Тайлан, Джастин (3 мая 2016 г.). «Ки-61-II Тони, заводской номер 640» . Тихоокеанские затонувшие корабли . Пасифик Рэкс Инк . Проверено 25 апреля 2017 г.
- ^ Марш, Дон; Лонг, Джеймс И. (2004). «Многоликий ТОНИ «5017» » . j-aircraft.com . Проверено 25 апреля 2017 г.
- ^ Тайлан, Джастин (3 мая 2016 г.). «Ki-61-II Кай Тони, заводской номер 61217, хвост 17» . Тихоокеанские затонувшие корабли . Пасифик Рэкс Инк . Проверено 25 апреля 2017 г.
- ^ Идзава, Томоюки (14 октября 2016 г.). «Летающая ласточка», истребитель времен Второй мировой войны, восстановленный Кавасаки . Асахи Симбун . Компания Асахи Симбун . Проверено 25 апреля 2017 г.
- ^ «Главный выставочный зал» . Чиранский музей мира . Чиранский музей мира. Архивировано из оригинала 26 февраля 2016 года . Проверено 25 апреля 2017 г.
- ^ Франсильон 1979 , стр. 119–120.
Библиография
[ редактировать ]- Белый, Мирослав. Kawasaki Ki-61 и Ki.100 (Профили самолетов Второй мировой войны № 4) (на чешском языке с английскими и немецкими подписями). Прага, Чехия: Modelpres, 1992. ISBN 80-901328-0-4 .
- Бюшель, Ричард М. (1971). Кавасаки Ки. 61/Ки. 100 Hien на службе в ВВС Японии, серия Aircam Aviation № 21 . Чтение: Оспрей. ISBN 0-85045-026-8 . OCLC 678232 .
- Кросби, Фрэнсис (2002). Истребительная авиация . Лондон: Книги Лоренца. ISBN 0-7548-0990-0 .
- Этелл, Джеффри Л. Самолеты Второй мировой войны . Глазго: Коллинз/Джейн, 1995. ISBN 0-00-470849-0 .
- Франсильон, Рене Дж. (1979). Японская авиация Тихоокеанской войны . Лондон: Патнэм. ISBN 0-370-30251-6 . OCLC 6124909 . (новое издание 1987 г., издательство Putnam Aeronautical Books, ISBN 0-85177-801-1 .)
- Франсильон, Рене Ж. (1966). Kawasaki Ki-61 Hien (Самолет в профиль, Том 5, № 118) . Виндзор, Беркшир, Великобритания: Profile Publications Ltd.
- Галлахер, Джеймс П. Фрикадельки и мертвые птицы: фотогалерея уничтоженных японских самолетов во время Второй мировой войны . Механиксбург, Пенсильвания: Stackpole Books, 2004. ISBN 0-8117-3161-8 .
- Гибертини, Джорджио (август 1998 г.). «Японские ласточки». Самолеты в истории №8 (на итальянском языке). Парма, Италия: издания для западных стран.
- Грин, Уильям. «Восточная ласточка». Эйр Интернэшнл , Vol. 9, нет. 2 августа 1975 г.
- Грин, Уильям (1961). Боевые самолеты Второй мировой войны, Том третий: Истребители . Макдональда и Ко ISBN 0-356-01447-9 . OCLC 655407936 .
- Грин, Уильям; Суонборо, Гордон (1976). Факты о самолетах JWW2: Истребители японской армии, Часть 1 . Лондон: Макдональд и Джейн. ISBN 0-356-08224-5 . OCLC 820486093 . * Ганстон, Билл. Всемирная энциклопедия авиастроителей: от пионеров до наших дней . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1993. ISBN 1-55750-939-5 .
- Хата, Икухико, Ясухо Идзава и Кристофер Шорс. Истребительные подразделения ВВС Японии и их асы, 1931-1945 гг . Лондон: Издательство Grub Street, 2002. ISBN 978-1-9023-0489-2 .
- Хаггинс, Марк (май – июнь 1999 г.). «Заходящее солнце: японская ПВО Филиппин 1944–1945». Энтузиаст авиации (81): 28–35. ISSN 0143-5450 .
- Янович, Кшиштоф. 68 Сентай (на польском языке). Люблин, Польша: Кагеро, 2003. ISBN 83-89088-01-0 .
- Янушевский, Тадеуш; Ярский, Адам (1992). Kawasaki Ki-61 Hien, Авиационные монографии 5 (на польском языке). Гданьск, Польша: AJ-Press. ISSN 0867-7867 .
- Монди, Дэвид. Краткий справочник Хэмлина по самолетам Оси времен Второй мировой войны . Лондон: Bounty Books, 2006. ISBN 0-7537-1460-4 .
- Сакаида, Генри. Асы ВВС Японии 1937-45 гг . Ботли, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 1997. ISBN 1-85532-529-2 .
- Сакурай, Такаши. Истребительная группа Хиен: Иллюстрированная история 244-го сэнтая, защитников Токио (на японском и английском языках). Токио: Дай Ниппон Кага, 2004. ISBN неизвестен.
- Сакураи, Такаси. Рикугун Хико Дай 244 Сэнтай Ши (История армейской группы 244) (на японском языке: Соубунша, 1995. ISBN неизвестен).
- Снедден, Роберт. Боевой самолет времен Второй мировой войны . Бристоль, Великобритания: Parragon Books, 1997. ISBN 0-7525-1684-1 .
- Такаки, Кодзи; Сакаида, Генри (2001). B-29 «Охотники» JAAF . Ботли, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 1-84176-161-3 .
- Танимура, Масами; и др. (1967). Кавасаки Ки-61 (Тони) . Блейн, Вашингтон: Пол Годетт.
- Подразделение самолетов разведки стратегических бомбардировок США. Kawasaki Aircraft Company, Ltd. IV, Вашингтон, округ Колумбия, 1947 год. Отчет корпорации
- Ваккари, Пьер Франческо. «Воздушная война в Новой Гвинее» (на итальянском языке). Итальянский журнал обороны, №8 , 2000 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Статья КИ-61 на векторном сайте (общественное достояние)
- Отчет ВМС США о захваченном Ки-61 (файл в формате pdf)
- Японский сайт, посвященный Токкотайскому JAAF и JNAF.
- виртуальная страница о характеристиках Ki-61Kai. Архивировано 30 июня 2008 г. на Wayback Machine.
- Чертежи профиля и оформление Ки-61.
- Многоликий Тони «5017» — статья о Ki-61-II-Kai производства № 5017, существующая до сих пор.
- Ki-61-II Tony, мануфактурный номер 640 — подробно описывает обнаружение, обнаружение и восстановление.