Artem Mikoyan
Artem Mikoyan | |
---|---|
Артём Микоян | |
![]() Mikoyan on a 2005 stamp of Armenia | |
Рожденный | Artem Ivanovich Mikoyan 5 августа [ OS 23 июля] 1905 г. [1] |
Умер | 9 декабря 1970 г. [1] Москва, Советский Союз [1] | (65 лет)
Национальность | Армянский |
Образование | Жуковского Военно-воздушная академия |
Занятие | Инженер |
Инженерная карьера | |
Дисциплина | Авиационная техника |
Работодатель(и) | Mikoyan-Gurevich design bureau |
Значительный дизайн | МиГ-1 МиГ-3 МиГ-15 МиГ-17 МиГ-19 МиГ-21 МиГ-23 МиГ-25 |
Награды | Герой Социалистического Труда (дважды). Сталинская премия (1941, 1947, 1948, 1949, 1952, 1953). |
Артем (Артем) Иванович Микоян ( русский : Артём Ива́нович Микоя́н ; армянский : Артём (Анушаван) Ованеси Микоян , латинизированный : Артём (Анушаван) Ованеси Микоян ; 5 августа [ OS 23 июля] 1905 — 9 декабря 1970) — советский армянский авиаконструктор . , который стал соучредителем конструкторского бюро Микояна-Гуревича вместе с Михаилом Гуревичем .
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]селе Санаин , входившем в то время в состав Тифлисской губернии Российской империи (ныне часть Алаверди Лорийской Армении ). области в Микоян родился 5 августа 1905 года [2] Его старший брат Анастас Микоян станет официальным главой государства Советского Союза. Он получил базовое образование и устроился на работу станочником в Ростове , затем работал на заводе «Динамо» в Москве, прежде чем был призван в армию. [3] После военной службы поступил в Военно-воздушную академию имени Жуковского , где создал свой первый самолет, которую окончил в 1936 году. [4] Он работал с Поликарповым до того, как в декабре 1939 года был назначен руководителем нового авиаконструкторского бюро в Москве. Вместе с Михаилом Гуревичем Микоян сформировал конструкторское бюро Микояна-Гуревича , производившее серию истребителей. В марте 1942 года бюро было переименовано в ОКБ МиГ ( Особое конструкторское бюро ), АНПК МиГ ( Авиационный научно-производственный комплекс ) и ОКО МиГ. МиГ -1 оказался плохим стартом, МиГ-3 высокого уровня был запущен в производство, но лишь изредка он мог выполнять предназначенную ему роль перехватчика . Дальше МиГ-5 , МиГ-7 и МиГ-8 «Утка» дальше исследовательских прототипов не продвинулись.
Конструкции реактивных самолетов
[ редактировать ]

Ранние послевоенные разработки основывались на отечественных разработках , а также на захваченных немецких реактивных истребителях и информации, предоставленной Великобританией или США. К 1946 году у советских конструкторов все еще были проблемы с совершенствованием разработанного в Германии осевого реактивного двигателя BMW 109-003 — чертежи турбореактивного двигателя 109-003 были конфискованы советскими войсками на заводе Басдорф-Цюльсдорф под Берлином и в Центральный завод близ Нордхаузена . Производство 003 было налажено на «Красном Октябре» ГАЗ 466 ( Горьковский автомобильный завод) в Ленинграде , где реактивный двигатель 003 серийно выпускался с 1947 года под обозначением РД-20 ( реактивный двигатель , или «реактивный двигатель»). [5] Новые конструкции советских планеров, разработанные их конструкторскими бюро, и конструкции околозвукового крыла угрожали опередить разработку реактивных двигателей, необходимых для их привода. Министр советской авиации Михаил Хруничев и авиаконструктор Александр Сергеевич Яковлев предложили Иосифу Сталину закупить в СССР передовые реактивные двигатели у англичан. Говорят, что Сталин ответил: «Какой дурак продаст нам свои секреты?» [6] Однако он дал свое согласие на это предложение, и Артем Микоян, конструктор двигателей Климов и другие официальные лица отправились в Великобританию, чтобы запросить двигатели. К изумлению Сталина, британское лейбористское правительство и его просоветский министр торговли сэр Стаффорд Криппс были готовы предоставить техническую информацию и лицензию на производство Rolls-Royce Nene центробежного реактивного двигателя . Этот двигатель был реконструирован и произведен в модифицированной форме как советский реактивный двигатель Климов ВК-1 , позже включенный в МиГ-15 (позже компания Rolls-Royce попыталась потребовать 207 миллионов фунтов стерлингов в виде лицензионных сборов, но безуспешно). [6] [7]
Тем временем, 15 апреля 1947 года, Совет Министров издал постановление № 493-192, предписывающее ОКБ Микояна построить два прототипа нового реактивного истребителя. Поскольку постановление предусматривало первые полеты уже в декабре того же года, конструкторы ОКБ-155 обратились к более ранней проблемной конструкции - МиГ-9 1946 года. На МиГ-9 использовалась пара советских РД-20. копии BMW 003 из-за его мощности, которая оказалась ненадежной, а конструкция планера с прямым крылом страдала от проблем с управлением.
Единственный прототип Микояна-Гуревича И-270 послевоенного периода представлял собой проект истребителя точечной обороны с ракетным двигателем и «прямым крылом», основанный на трофейных образцах и документации никогда не производившегося немецкого Мессершмитта Ме 263. , который оказал определенное влияние на будущие конструкции истребителей МиГ. Благодаря тому, что в ОКБ МиГ в 1945 году был разработан самый первый годный к полетам советский самолет со стреловидным крылом любого типа, строго экспериментальный «Утка » Микояна-Гуревича моноплан-толкатель МиГ- 8 , исследования на нем стреловидного крыла и трофейные немецкие исследовательские документы позволили создать Советы в конечном итоге разработали прототип одномоторного МиГ-15 истребителя И-310 . Благодаря версии Климова ВК-1 британского реактивного двигателя Нене эта конструкция стала серийным МиГ-15 , который впервые поднялся в воздух 31 декабря 1948 года, примерно через пятнадцать месяцев после первого прототипа своего американского аналога со стреловидным крылом XP. -86 Сейбр впервые полетел. [8] Несмотря на свое смешанное происхождение, этот самолет имел отличные характеристики и лег в основу ряда будущих истребителей. Первоначально МиГ-15 предназначался для перехвата американских бомбардировщиков, таких как B-29 Superfortress , и даже оценивался в учебных боевых испытаниях воздух-воздух с интернированными бывшими американскими бомбардировщиками B-29, а также более поздними советскими B-29. копия Туполева Ту-4 . Было построено множество вариантов МиГ-15, но наиболее распространенным был двухместный учебно-тренировочный самолет МиГ-15УТИ (НАТО «Карлик»). В конечном итоге было изготовлено более 18 000 МиГ-15, затем появились МиГ-17 и МиГ-19 .
МиГ-15 использовались коммунистическими силами во время Корейской войны, а « Аллея МиГ » — это название, данное пилотами ВВС США северо-западной части Северной Кореи , где река Ялу впадает в Желтое море . Во время Корейской войны он был местом многочисленных воздушных боев между истребителями США и истребителями коммунистических сил, особенно Советского Союза . F -86 Sabre и истребители МиГ-15 советской постройки Микояна-Гуревича использовались на протяжении большей части конфликта, от последнего и произошло название этого района. Аллея МиГ считается местом зарождения боевых действий реактивных истребителей, поскольку здесь произошли первые масштабные воздушные бои реактивных самолетов.
Более поздняя работа
[ редактировать ]С 1952 года Микоян также проектировал ракетные системы, специально подходящие для его самолетов, такие как знаменитый МиГ-21 . Он продолжал производить высокопроизводительные истребители на протяжении 1950-х и 1960-х годов.
Он дважды был удостоен высшей гражданской награды — Героя Социалистического Труда , был депутатом шести Верховных Советов .
После смерти Гуревича название КБ было изменено с «Микоян-Гуревич» на просто «Микоян» . Однако обозначением остался МиГ . В конструкторском бюро появилось еще много проектов, таких как МиГ-23 , МиГ-29 , МиГ-35 и их варианты .
Перенесший инсульт в 1969 году, Микоян умер в следующем году и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. [4]
Почести и награды
[ редактировать ]Некоторые из его наград и наград включают: [3] [4]
- Дважды Герой Социалистического Труда.
- Шесть орденов Ленина
- Орден Красного Знамени
- Орден Отечественной войны I степени.
- Два ордена Красной Звезды
- Ленинская премия (1962). [1]
- Государственная премия СССР (1941, 1947, 1948, 1949, 1952, 1953). [1]
Память
[ редактировать ]- установлена мемориальная доска . На доме на набережной , где он жил,
- выпущены почтовые марки, посвященные Микояну В Армении .
- В Москве, Улан-Удэнском и Минском районах (Республика Беларусь) есть несколько улиц Авиакоструктора Микояна.
- Его именем названа школа №166 в Армении.
- В Орле на здании, где располагалось Орловское бронетанковое училище, установлена мемориальная доска, посвященная А. И. Микояну.
- В 1996 году Микоян был занесен в Международный зал славы авиации и космонавтики в Музее авиации и космонавтики Сан-Диего . [9]
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Микоян Артем Иванович . Great Soviet Encyclopedia
- ^ "Выживший" . Время . 16 сентября 1957 года.
- ^ Перейти обратно: а б Амбарцумян, Виктор (1981). «Артем Микоян» . Советская Армянская энциклопедия (на армянском языке). 7 : 542.
- ^ Перейти обратно: а б с Забекки, Дэвид Т., изд. (2015). Вторая мировая война в Европе: Энциклопедия . Рутледж. п. 415. ИСБН 978-1135812423 .
- ^ Альбрехт, Ульрих (1994). Советская военная промышленность . Рутледж. ISBN 3-7186-5313-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Ганстон, Билл; Гордон, Ефим (1998). Самолеты МиГ с 1937 года . Издательство Военно-морского института. п. 56. ИСБН 9781557505415 .
- ^ Кейгилл, Питер (2006). Звуковой барьер: тернистая дорога к скорости Маха 1.0+ . Барнсли: Pen & Sword Aviation. п. 130. ИСБН 1844154564 .
- ^ "Североамериканский F-86 Sabre (модели Day-Fighter A, E и F)" . Архивировано 7 января 2015 года в Wayback Machine Национальном музее ВВС США . Проверено: 7 июня 2011 г.
- ^ Шпрекельмейер, Линда, редактор. Их мы чтим: Международный зал аэрокосмической славы . Издательство Donning Co., 2006. ISBN 978-1-57864-397-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Музей братьев Микоян. Архивировано 18 августа 2021 года в Wayback Machine , Санаин, Алаверди, Армения.
- 1905 рождений
- 1970 смертей
- Армянские инженеры
- Армянские изобретатели
- Армянские учёные
- Захоронения на Новодевичьем кладбище.
- Люди из Лорийской области
- Герои Социалистического Труда
- Лауреаты Сталинской премии
- советские авиакосмические инженеры
- Члены Коммунистической партии Советского Союза
- Советские военнослужащие
- Советские изобретатели
- Действительные члены Академии наук СССР.
- Российская авиастроительная корпорация МиГ
- Кавалеры ордена Ленина
- Лауреаты Ленинской премии
- Члены Верховного Совета Советского Союза
- Советские армяне
- Mikoyan family
- Российские учёные