МиГ Аллея

« Аллея МиГов » — это название, данное пилотами Организации Объединенных Наций (ООН) во время Корейской войны северо-западной части Северной Кореи , где река Ялу впадает в Желтое море . Это было место многочисленных воздушных боев между пилотами истребителей ООН и их противниками из Северной Кореи (в том числе некоторых, неофициально пилотируемых советскими летчиками) и Китайской Народной Республики. советской постройки МиГ-15 Микояна-Гуревича использовались на протяжении большей части конфликта, от них и произошло название этого района. Это было место первых крупномасштабных воздушных боев между самолетами с участием североамериканского F-86 Sabre .
История
[ редактировать ]1950
[ редактировать ]
Северная Корея начала войну против Южной Кореи 25 июня 1950 года, сохранив небольшое количество советских самолетов со времен Второй мировой войны . На них летали недостаточно обученные и неопытные пилоты. После того, как США и их ближайшие союзники передали свои авиационные подразделения ООН, ВВС Северной Кореи (КНААФ) быстро истощились. В течение нескольких месяцев винтовые бомбардировщики и истребители, такие как B-29 и P-51 Mustang , а также первые реактивные истребители, такие как F-80 Shooting Star , F-84 Thunderjet и Grumman F9F Panther , летали в небе над Кореей практически без сопротивления. .
В октябре основные коммунистические державы – Китай и Советский Союз – начали неофициальную военную поддержку Северной Кореи. Советы также обязались поставить Северной Корее и Китаю новейшие истребители МиГ-15 и обучить корейских и китайских пилотов полетам на них. [ нужна ссылка ] Китай официально вступил в войну в поддержку Северной Кореи 25 октября 1950 года. Хотя численность его сухопутных войск первоначально превосходила силы ООН, ВВС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) в то время были небольшими и не лучше оснащенными, чем ВВС Китая. КПААФ.
Хотя Советский Союз официально так и не вступил в войну, 1 ноября 1950 года был придан 64-й истребительный авиационный корпус (64 ИАК) ВВС СССР к ВВС НОАК в составе 1-й Объединенной воздушной армии . В тот же день советские МиГ-15 начали действовать над Северной Кореей, и произошли первые столкновения между МиГ-15 и самолетами США, когда восемь самолетов советских ВВС перехватили около 15 самолетов P-51 Mustang ВВС США, летевших над землей. миссия поддержки. Старший лейтенант Федор Владимирович Чиж сбил и убил пилота «Мустанга» старшего лейтенанта Аарона Ричарда Аберкромби . [ 1 ] Позже в тот же день произошел первый воздушный бой между самолетами, когда три МиГ-15 атаковали около 10 F-80 ВВС США. Хотя первый лейтенант Фрэнк Л. Ван Сикл-младший на F-80C был убит, в американских записях говорится, что он был сбит зенитным огнем. Старшему лейтенанту Семену Федоровичу Хоминичу (в некоторых источниках именуемому Йоминичем) советские власти приписали убийство. [ 2 ] 9 ноября 1950 года МиГ-15 был впервые уничтожен в бою, когда капитан-лейтенант Уильям Т. Амен ВМС США на истребителе F9F-2B «Пантера» сбил и убил капитана Михаила Ф. Грачева . [ 1 ]
В ответ на размещение МиГ-15 эскадрильи ООН P-51 начали переоборудоваться в реактивные истребители. В случае с ВВС США это был F-86 Sabre .

командования ООН Регламент запрещал пилотам пересекать китайскую границу. 17 декабря подполковник Брюс Х. Хинтон возглавил группу « Сейбров» из 336-й истребительной эскадрильи во время патрулирования на расстояние 485 миль (780 км) туда и обратно вдоль реки Ялу , пытаясь выманить МиГ. летчики в бой. Пилоты Sabre держались на скорости ниже 475 миль в час (765 км/ч), чтобы создать на экранах радаров впечатление, что Sabre - более медленный самолет. емкостью 120 галлонов США (450 л; 100 имп галлонов) Более низкая скорость и два сбрасываемых бака на каждом F-86 также обеспечивали максимальное время полета. Через сорок минут после взлета «Сэйбрз» приближались к Ялу на высоте 32 000 футов (9 800 м). Четыре МиГа были замечены на высоте 7000 футов (2100 м) под «Сэйбрами» и собирались пройти под ними. Американцы сбросили свои баки, и когда МиГи прошли внизу, «Сэйбры» повернули влево и пикировали на советские истребители. Когда пилоты МиГов поняли, что их противники — не старые самолеты, от которых они могли бы легко уйти, они сломали строй и направились к границе. Хинтон догнал ведомого лидера, майора. Якова Ефромеенко и выпустил 1500 выстрелов пулями .50 калибра. Из реактивной трубы вырвался дым, и пламя охватило хвостовую часть. После катапультирования Ефромеенко МиГ разбился примерно в 10 милях (16 км) к югу от Ялу. [ 3 ]
Утром 22 декабря «Сейбр» впервые был уничтожен пилотом МиГ-15. F-86 капитана Лоуренса В. Баха был ранен в корневую часть крыла артиллерийским огнем неизвестного пилота МиГа, и Бах был схвачен после катапультирования. В тот же день восемь «Сейбров» из 4-го истребительного авиаполка ВВС США (4-й F-IW), действовавшие на передовой базе К-14 Кимпо (Гимпо), атаковали примерно 15 МиГов на высоте 30 000 футов (9 100 м) и преследовали несколько самолетов. Ялу, заявив шесть без потерь.
1951–1953
[ редактировать ]1 января 1951 года коммунистическое наступление вынудило силы ООН покинуть район Кимпо; К-14 была захвачена, а 4-й F-IW был отведен в Японию. [ 4 ] В марте 1951 года первые две эскадрильи «Сейбр» из 4-го полка F-IW вернулись в Корею как раз вовремя, чтобы встретить новое наращивание коммунистической авиации, призванное обеспечить превосходство в воздухе над северо-западной Кореей, что стало прелюдией к крупному военному наступлению. наземное наступление. [ 4 ]
В то время как австралийское правительство пыталось заказать F-86 для замены Мустангов, эксплуатируемых в Корее 77-й эскадрильей RAAF , компания North American была обязана уделить приоритетное внимание переоснащению ВВС США. Британский Gloster Meteor F.8 был единственной жизнеспособной альтернативой. 77-я эскадрилья начала переоборудование в «Метеоры» в Японии в апреле 1951 года.
Пилоты ВВС США прозвали 12 апреля 1951 года «Черным четвергом». [ нужна ссылка ] после того как 30 МиГ-15 атаковали 48 бомбардировщиков B-29 в сопровождении примерно 100 F-80 и F-84. МиГи были достаточно быстры, чтобы поразить B-29 и уйти от сопровождающих. Три B-29 были сбиты и еще семь получили повреждения, без потерь с коммунистической стороны. [ 5 ] После этого вылеты бомбардировщиков ВВС США над Кореей были приостановлены примерно на три месяца. Командиры бомбардировщиков были вынуждены прекратить дневные налеты и перейти на ночные вылеты небольшими формированиями.
За первые пять месяцев 1951 года 4-я F-IW совершила 3550 боевых вылетов и одержала 22 победы. Ни один F-86 Sabre не был сбит МиГами, хотя некоторые из них были потеряны в результате аварий. [ 6 ]
10 июля 1951 года в Кэсоне начались переговоры о перемирии между представителями Северной Кореи и ООН . Сухопутные войска фактически оказались в тупике на 38-й параллели , но в воздухе две эскадрильи 4-го F-IW летали единственные «Сейбры» на театре военных действий. [ 7 ] По оценкам некоторых источников в разведке, в 1-й Объединенной воздушной армии находилось 500 МиГов. [ 8 ]
Хотя 77-я эскадрилья RAAF ранее действовала в Корее в качестве штурмовика, многие из ее пилотов были ветеранами истребительных частей Второй мировой войны, и ожидалось, что Gloster Meteor позволит ей вернуться к своей прежней роли перехватчика. В конце июля 77-я эскадрилья с 22 «Метеорами» была прикреплена к 4-му F-IW ВВС США в Кимпо. [ 9 ] [ 10 ] В течение нескольких недель пилоты МиГ-15 внимательно изучали характеристики «Метеоров» и использовали их превосходную скорость, чтобы избежать столкновения с «Метеорами». [ 11 ] [ 12 ] Первые несчастные случаи на «Метеоре» произошли 22 августа, когда два самолета столкнулись в воздухе, возвращаясь в Кимпо после зачистки. [ 11 ] [ 13 ]
Пилоты «Метеора» и МиГ-15 впервые вступили в бой 25 августа, ни одна из сторон не попала в цель. Четыре дня спустя восемь «Метеоров» и 16 «Сейбров» сражались с 12 МиГами; один австралиец катапультировался после того, как его самолет был сбит, а второй «Метеор» был поврежден. На следующей неделе «Метеор» получил серьезные повреждения в воздушном бою с МиГами. [ 14 ] [ 15 ] В результате этих потерь старшие командиры RAAF решили сосредоточиться на вылетах на сопровождение и противовоздушную оборону.

Лейтенант Р.Л. «Смоки» Доусон зарегистрировал первое боевое заявление 77-й эскадрильи, когда он повредил МиГ во время вылета по сопровождению недалеко от Анджу , Северная Корея, 26 сентября 1951 года. [ 13 ] [ 17 ] 27 октября летному офицеру Лесу Ридингу приписали повреждение еще одного МиГа при прикрытии B-29 над Синанджу ; Впоследствии было подтверждено, что он был уничтожен, что сделало его первым «убитым» МиГом эскадрильи. [ 18 ] [ 19 ] эскадрилья была награждена Почетной грамотой Президента Республики Корея за «исключительно достойную службу и героизм». 1 ноября [ 20 ] [ 21 ]
1 декабря 1951 года над Сунчхном не менее 20 МиГов советского пилотирования из 176-го гвардейского истребительного авиаполка ( 176 ГвИАП ) атаковали строй из 14 «Метеоров». Обе стороны, очевидно, переоценили масштабы боя и ущерб, нанесенный противникам: три «Метеора» были потеряны, а советские летчики заявили об уничтожении девяти «Метеоров»; Австралийские пилоты заявили, что один МиГ был сбит, а другой поврежден, из группы, состоящей как минимум из сорока МиГов, в то время как российские источники предполагают, что все МиГи вернулись на базу, и в то время в распоряжении 176 ГвИАП было менее 25 МиГов . [ 22 ] [ 23 ]
F86-A и F86E 4-го F-IW теперь были явно изношены в боях, и было решено, что 51-е крыло истребителей-перехватчиков (51-е F-IW) сможет начать операции из Сувона 1 декабря под командованием полковника Фрэнсиса С. «Габби» Габрески . [ 24 ] Тем не менее 13 декабря в воздушных боях 4-я F-IW уничтожила 13 МиГов. [ 25 ]
26 декабря 1951 года RAAF перенаправила 77-ю эскадрилью на штурмовые вылеты. [ 26 ] [ 27 ] роль, которую он будет выполнять до конца войны. Ее летчики продолжали встречаться с МиГами и одержали над ними еще две победы, обе в районе Пхеньяна , 4 и 8 мая 1952 года. [ 28 ] [ 29 ]
К августу 1952 года ход битвы над «Аллеей МИГ» изменился в пользу Организации Объединенных Наций. За этот месяц было сбито 63 МиГа, потеряв всего девять «Сэйбров». Важной причиной растущего превосходства военно-воздушных сил ООН стал новый F86-F, который был передан двум эскадрильям 51-го крыла в июне и июле и начал поступать в 4-е крыло в сентябре. Эта разработка Sabre имела более мощный двигатель J47 с тягой 5910 фунтов силы (26300 Н), скобы крыла для подвесных баков емкостью 200 галлонов США (760 л; 170 имп галлонов) (увеличивая боевой радиус до 463 миль или 745 километров) и упрощенный радиолокационный прицел А4, который был более эффективным, чем гироскопический прицел MkXVIII, используемый на большинстве F86-A, и более простым в обслуживании, чем довольно ненадежный радиолокационный прицел A1CM, установленный на поздних F86-As и Es. [ 30 ]
Один «Метеор» был сбит, а другой поврежден МиГами в результате штурмовой операции 2 октября 1952 года. [ 31 ] [ 32 ] 77-й эскадрилье приписывают сбитие последнего МиГа к юго-востоку от Пхеньяна 27 марта 1953 года. [ 33 ]
В январе 1953 года в Корею прибыл специальный вариант истребителя-бомбардировщика F86-F — F86-F-30 с двумя магазинами под каждым крылом. Этот Sabre мог нести либо сбрасываемый бак емкостью 120 галлонов США (450 л; 100 имп галлонов), либо бомбу массой 1000 фунтов (450 кг) на внутренней арматуре, а также бомбу емкостью 200 галлонов США (760 л; 170 имп галлонов). галлонов) сбросьте бак на каждую из внешних точек. Новые истребители-бомбардировщики поступили в состав 18-го истребительно-бомбардировочного авиаполка , в состав которого входила 2-я эскадрилья ВВС ЮАР (ранее подразделение P-51). В феврале 8-й истребительно-бомбардировочный авиаполк начал заменять свои F-80 истребителями-бомбардировщиками Sabre. [ 30 ]
27 июля 1953 года соглашение о прекращении огня вступило в силу. К тому времени в Корее находилось 297 «Сейбров», противостоявших примерно 950 китайско-корейским МиГам. Во время конфликта пилоты F-86 заявили, что уничтожили 792 МиГа в боях воздух-воздух, потеряв при этом 78 «Сейбров» — феноменальное соотношение потерь к потерям 10 к 1. В сентябре дезертирство пилота МиГ-15 (со своим самолетом) позволило американским пилотам оценить своего бывшего противника из первых рук. МиГ, на котором лейтенант Но Кум Сок прилетел в Кимпо 21 сентября, был одним из последних МиГ-15СД. [ 34 ]
Однако более поздние исследования Дорра, Лейка и Томпсона показали, что фактическое соотношение ближе к 2 к 1. [ 35 ] Советы утверждали, что сбили более 600 «Сэйбров». [ 36 ] вместе с претензиями Китая. [ 37 ] Недавний RAND отчет [ 38 ] сослался на «недавние исследования» боя F-86 против МиГ-15 над Кореей и пришел к выводу, что фактическое соотношение потерь и потерь для F-86 в целом составляло 1,8 к 1 и, вероятно, ближе к 1,3 к 1 против МиГов, летавших на советских самолетах. пилоты. [ 39 ] Однако в это соотношение не входит количество самолетов других типов (В-29, А-26, F-80, F-82, F-84...), сбитых МиГ-15.
Советская роль
[ редактировать ]
По словам Будянского, «в конце марта 1951 года 1-я РСМ ( 1-я радиоэскадрилья, мобильная ), все еще действовавшая в Японии, перехватила голосовую связь российских наземных диспетчеров с советскими истребителями МиГ, действовавшими над Северной Кореей. Это стало «непредвиденной находкой для разведки». ", потому что "Советская доктрина предусматривала жесткий контроль над истребителями с помощью наземных станций, отслеживающих местоположение дружественных и вражеских самолетов на радарах на протяжении всего боя". Эти радиоперехваты давали дополнительное предупреждение за пределами радиуса действия радара. Этот прорыв в радиоразведке, централизованная на едином объекте USAFSS в Сеуле, это означало прослушивание российских диспетчеров и истребителей в режиме реального времени и последующую передачу информации американским пилотам. «Анализ наземного управления движением в июне 1952 года показал, что более 90 процентов МиГов находились в воздухе. операции над Северной Кореей проводились русскими». [ 40 ]
Советский Союз долгие годы держал в секрете участие своих летных экипажей в Корейской войне, хотя силы ООН широко подозревали это. Советские самолеты были украшены опознавательными знаками Северной Кореи или Китая, а пилоты носили либо северокорейскую форму, либо гражданскую одежду, чтобы скрыть свое происхождение. Для радиосвязи им были розданы карточки с общеупотребительными корейскими словами для различных летных терминов, фонетически написанными кириллическими буквами . [ 41 ] Однако эти уловки ненадолго выдержали ярость воздушного боя, и вскоре стало слышно, как пилоты общаются на русском языке.
Советские полки МиГ-15 базировались на китайских полях в Маньчжурии, где, согласно существующим правилам ведения боевых действий ООН, они не могли быть атакованы. Многие советские полки прошли предварительную подготовку на советских базах соседнего Советского Приморского военного округа . Советские войска ПВО также начали прибывать вдоль Ялу, устанавливая радиолокационные установки, наземные пункты управления, прожекторы и большое количество зенитных орудий для сдерживания любых атак на китайские аэродромы.
В то время как пилоты ООН были недовольны ограничениями, наложенными на атаки МиГов на китайские аэродромы, лишь много лет спустя стало известно, что сами пилоты МиГов действовали в условиях жестких ограничений. Чтобы сохранить впечатление, что советские пилоты не воюют в Корее, им было запрещено летать над территорией, не контролируемой коммунистами, или в пределах 30–50 миль (50–80 км) от линии фронта союзников. Один советский летчик, сбитый на территории, контролируемой ООН, вместо того, чтобы попасть в плен, застрелился из пистолета. Другой пилот, спасшийся в Желтом море, подвергся обстрелу , чтобы его не поймали. Советским пилотам не разрешалось преследовать самолеты ООН над контролируемым ООН Желтым морем. [ 42 ]
Несмотря на ограничения, многие американские пилоты воспользовались исключением из правила «преследования по горячим следам» из правил полетов над Китаем, чтобы преследовать МиГи через реку Ялу. Позже «преследование по горячим следам» превратилось в активную охоту за МиГами над Маньчжурией, при этом американские пилоты соблюдали «кодекс молчания» о патрулях. Руководители полетов выбрали ведомых, которые будут хранить молчание, и многие пленки с компрометирующими кадрами с камер оружия «загадочно» исчезли. [ 42 ] [ нужен лучший источник ]
ООН провела операцию «Мула», чтобы побудить коммунистических пилотов, особенно советских, перебежать в Южную Корею на МиГ-15. [ нужна ссылка ] Целью операции было получение анализа летных характеристик МиГ-15, а также преследование психологических целей по подрыву советских летчиков.
С окончанием холодной войны участие СССР в Корейской войне стало широко признанным, поскольку пилоты, участвовавшие в конфликте, раскрыли свою роль. [ 41 ]
Последствия
[ редактировать ]Бои на «Аллее МиГов» дали немало асов -истребителей . Лучшие асы были россиянами. Николай Сутягин заявил, что менее чем за семь месяцев сбил 21 самолет, в том числе девять F-86, один F-84 и один Gloster Meteor. Его первым сбитым самолетом стал F-86A Роберта Х. Лайера 19 июня 1951 года (считающийся американцами пропавшим без вести), а последним - 11 января 1952 года, когда он сбил и убил Тиля М. Ривза. который летал на F-86E (Ривз также числится пропавшим без вести). Среди других известных советских асов - Евгений Пепеляев, на счету которого 19 убийств, и Лев Кирилович Щукин, на счету которого 17 убийств, несмотря на то, что его самого дважды сбили.
Лучший ас войны ООН капитан Джозеф К. Макконнелл захватил 16 МиГов, в том числе три за один день. Его история показана в фильме под названием «История МакКоннелла в главных ролях » с Аланом Лэддом и Джун Эллисон . [ 43 ] Второй по результативности ас ООН, майор Джеймс Джабара , был первым асом ООН в противостоянии реактивных самолетов. Другой ас, Фредерик К. «Боттс» Блесс , захватил девять МиГ-15 на своем F-86 Sabre. [ 44 ] а позже написал «Нет мужества, нет славы» , руководство по боевым действиям воздушных истребителей, которое изучается до сих пор. [ 42 ] Джеймс П. Хагерстром заявил о 8,5 убийствах. Джордж Эндрю Дэвис-младший стал одним из первых членов новых ВВС США, получивших Почетную медаль после того, как был убит, когда возглавлял свою часть из двух F-86 против 12 МиГ-15, когда он пытался их всех сбить. .
Асы также появились из недавно созданной Народно-освободительной армии Китая. Среди них был Чжао Баотун, первый китайский пилот, достигший статуса аса. [ 45 ]
Утверждается, что более тридцати пилотов Sabre были сбиты в тылу врага, и их судьба так и не была окончательно установлена. Выжившие пилоты, захваченные в плен и позже репатриированные после перемирия, сообщили, что их допрашивали корейцы, русские и китайцы. В течение многих лет после окончания Корейской войны в 1953 году ходили слухи о пилотах, находящихся в советском плену. [ 46 ]
Был выпущен ряд компьютерных видеоигр, основанных на боях в «Аллее МиГ», в том числе MiG Alley Ace , выпущенная MicroProse в 1983 году. [ 47 ] [ 48 ]
См. также
[ редактировать ]- Список летающих асов Корейской войны
- МиГ-Аллея (видеоигра) - компьютерная игра-симулятор полета, основанная на воздушном бою на МиГ-Аллее.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «МиГ-15» . Docstoc.com . Проверено 4 февраля 2015 г.
- ^ «Хончос» . Проверено 4 февраля 2015 г.
- ^ Родни Стил, МиГ против Sabre War Monthly (1976), стр. 1976. 41.
- ^ Jump up to: а б Ежемесячник войны (1976). MIG V Sabre, автор Родни Стил (стр. 41).
- ^ B-29 в Корейской войне
- ^ War Monthly (1976). MIG V Sabre, автор Родни Стил (стр. 42).
- ^ Стивенс, Соло , стр. 231–233.
- ^ War Monthly (1976). MIG V Sabre, автор Родни Стил (стр. 43).
- ^ Эзер, Odd Jobs , стр. 119, 126.
- ^ Херст, Немногие забытые , стр. 126, 142.
- ^ Jump up to: а б Херст, «Немногие забытые» , стр. 143–145.
- ^ Эзер, Odd Jobs , стр. 126–127.
- ^ Jump up to: а б Исторический раздел RAAF, Истребительные части , с. 58
- ^ Стивенс, Соло , с. 234
- ^ Херст, Немногие забытые , стр. 147–151.
- ^ «Нос реактивного истребителя Метеор» . Австралийский военный мемориал . Проверено 28 ноября 2014 г.
- ↑ Эзер, Odd Jobs , стр. 132–133.
- ^ Эзер, Odd Jobs , с. 136
- ^ Херст, Несколько забытых , с. 152
- ^ «Рекомендация: Цитата Президентского отдела Республики Корея» . Австралийский военный мемориал . Проверено 8 сентября 2014 г.
- ^ Херст, Несколько забытых , с. 167
- ^ Херст, Немногие забытые , стр. 171–172.
- ^ Крылов; Тепсуркаев, Советские МиГ-15-ас Корейской войны , с. 48–49
- ↑ Габрески был асом Второй мировой войны, на его счету 28 побед над Люфтваффе . Ежемесячник войны (1976). МиГ V Sabre, автор Родни Стил (стр. 44).
- ^ War Monthly (1976). MIG V Sabre, автор Родни Стил (стр. 44).
- ^ Стивенс, Королевские ВВС Австралии , стр. 236–237.
- ^ Уилсон, Братство летчиков , стр. 181–182.
- ^ Стивенс, Соло , с. 241
- ^ Херст, Немногие забытые , стр. 194–195.
- ^ Jump up to: а б Ежемесячник войны (1976). MIG V Sabre, автор Родни Стил (стр. 46).
- ^ Исторический раздел RAAF, Истребительные части , с. 59
- ^ Эзер, Odd Jobs , с. 152
- ^ Херст, Немногие забытые , стр. 215–216.
- ^ War Monthly (1976). MIG V Sabre, автор Родни Стил (стр. 48).
- ^ Дорр, Роберт Ф., Джон Лейк и Уоррен Э. Томпсон. Асы Корейской войны . Лондон: Издательство Osprey, 2005. ISBN 1-85532-501-2 .
- ^ Сьюэлл, Стивен Л. «Заявления России о Корейской войне 1950–53». Архивировано 1 ноября 2006 года на сайте Wayback Machine korean-war.com . Проверено: 19 июля 2011 г.
- ^ Чжан, Сяомин. Красные крылья над Ялу: Китай, Советский Союз и воздушная война в Корее . Колледж-Стейшн, Техас: Издательство Техасского университета A&M, 2002. ISBN 1-58544-201-1 .
- ^ Стиллион, Джон и Скотт Пердью. «Воздушный бой в прошлом, настоящем и будущем». Архивировано 6 октября 2012 года в Wayback Machine Project Air Force , Рэнд, август 2008 года. Проверено 11 марта 2009 года.
- ^ Игорь Сеидов и Стюарт Бриттон. Красные дьяволы над Ялу: Хроника советских воздушных операций в Корейской войне 1950–53 (Гелионные исследования в военной истории). Гелион и компания 2014. ISBN 978-1909384415 . Страница: 554.
- ^ Будянский, Стивен (2016). Кодовые воины . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. стр. 140–141. ISBN 9780385352666 .
- ^ Jump up to: а б Zaloga (February 1991)
- ^ Jump up to: а б с Воздушные бои: Аллея МИГов (Телесериал). Великобритания: Исторический канал. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 4 февраля 2007 г.
- ^ Сарджолли (2 декабря 1955 г.). «История МакКоннелла (1955)» . IMDB . Проверено 4 февраля 2015 г.
- ^ «Фредерик Бутс Блесс - Интервью с асом Корейской войны и летчиком-истребителем» . Проверено 4 февраля 2015 г.
- ^ Чжан, Сяомин. Красные крылья над Ялу: Китай, Советский Союз и воздушная война в Корее . Колледж-Стейшн, Техас: Издательство Техасского университета A&M, 2002. ISBN 1-58544-201-1 .
- ↑ NOVA : Missing in MiG Alley , производство WGBH, Бостон (трансляция 18 декабря 2007 г.)
- ^ «Обзор – МиГ Alley Ace» . www.cyberroach.com . Архивировано из оригинала 22 июня 2019 года.
- ^ «Страница 6 – Выпуск 18 – Mig Alley Ace» . Проверено 4 февраля 2015 г.
Источники
[ редактировать ]- Калл, Брайан и Ньютон, Денис. С янками в Корее. Том первый . Груб-стрит, 2000. ISBN 1-902304-49-7
- Дэвис, Ларри. МиГ-Аллея Воздушно-воздушный бой над Кореей . Уоррен, Мичиган: Squadron/Signal Publications Inc., 1978. ISBN 0-89747-081-8 .
- Франсильон, Рене. В небесах Избранного . Вентилятор №317, апрель 2005 г.
- Гордон, Ефим и Дэвисон, Питер. Микоян Гуревич МиГ-15 ФАГОТ . Издатели и оптовики специализированной прессы. 2004. ISBN 1-58007-081-7
- Крылов Леонид и Тепсуркаев Юрий. Советские МиГ-15-ас Корейской войны . Ботли, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publications, 2008. ISBN 1-84603-299-7 .
- Кум-Сук, Но и Остерхольм, Дж. Роджер. МиГ-15 к свободе: мемуары северокорейского перебежчика времен войны, который первым доставил американцам секретный истребитель в 1953 году . Издательство McFarland & Co., 1996.
- Меско, Джим. Воздушная война над Кореей . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications Inc., 2000. ISBN 0-89747-415-5 .
- Томпсон, Уоррен. F-86 Sabre Aces 4-го истребительного авиаполка . Ботли, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publications, 2006. ISBN 1-84176-996-7 .
- Томпсон, Уоррен. F-86 Sabre Aces из 51-го истребительного авиаполка . Ботли, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publications, 2006. ISBN 1-84176-995-9 .
- Томпсон, Уоррен. F-86 Sabre Aces из 4-го истребительного авиаполка . Ботли, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publications, 2002. ISBN 1-84176-287-3 .
- Томпсон, Уоррен. Корея Воздушная война (2) . Лондон: Osprey Publishing Ltd, 1988. ISBN 1-85532-234-X .
- Томпсон, Уоррен и Дорр, Роберт. Корейская воздушная война . Сент-Пол, Миннесота: Motorbooks International, 2003. ISBN 0-7603-1511-6 .
- Томпсон, Уоррен; Дорр, Роберт; Лейк, Джон. Асы Корейской войны . Ботли, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publications, 1995. ISBN 1-85532-501-2 .
- Уэррелл, Кеннет. Сабли над аллеей МиГов: F-86 и битва за превосходство в воздухе в Корее . Аннаполис: Издательство Военно-морского института США, 2005. ISBN 1-59114-933-9 .
- Сяомин, Чжан. Красные Крылья над Ялу . Станция пресс-колледжа Техасского университета A&M, 2002 г. ISBN 1-58544-201-1
- Залога, Стивен Дж. «Русские на аллее МиГов: национальность «почетных» пилотов больше не является загадкой. Советы теперь признают свое участие в Корейской войне» Журнал Air Force Magazine, том 74, выпуск 2, февраль 1991 г. [1]