Битва за аэродром Сувон
Битва за аэродром Сувон | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Корейской войны | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() ![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Задействованные подразделения | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Сила | |||||||
5 F-82 Твин Мустангов 4 F-80C «Падающие звезды» |
5 Lavochkin La-7s 8 самолетов Ил-10 | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
несколько самолетов повреждены, один южнокорейский Т-6 «Техас» уничтожен на земле | 7 самолетов уничтожено |
Битва за аэродром Сувон — первое воздушное сражение Корейской войны, произошедшее 27 июня 1950 года над аэродромами Кимпо и аэродромами Сувон . Бой между самолетами США и Северной Кореи завершился победой ВВС США после того, как девять их самолетов успешно сбили семь самолетов Народных ВВС Северной Кореи . Это было первое прямое сражение в воздушном сражении за Южную Корею .
С началом войны двумя днями ранее американские войска пытались эвакуировать американских гражданских лиц и дипломатов из города Сеул , где шел бой между силами Северной и Южной Кореи . Транспортные самолеты и корабли в сопровождении американских истребителей пытались как можно быстрее вывезти мирных жителей из страны. В ходе этих миссий 27 июня силы США подверглись атаке северокорейской авиации в двух отдельных инцидентах в районе Сеула. Несмотря на численное превосходство, более совершенные американские самолеты перехитрили северокорейцев, быстро сбив половину атакующих сил.
Эти действия были одними из немногих сражений воздух-воздух на начальном этапе войны, поскольку северокорейцы, поняв, что их самолеты превосходят их, быстро прекратили агрессивное их использование против командования ООН . Битва также ознаменовала поворотный момент в эпоху реактивных самолетов , поскольку новые реактивными двигателями с истребители легко превзошли традиционные истребители.
Фон
[ редактировать ]Утром 25 июня десять дивизий Северокорейской народной армии начали полномасштабное вторжение в Республику Корея . Отряд численностью 89 000 человек двинулся шестью колоннами, застигнув армию Республики Корея врасплох и приведя к разгрому. Меньшая южнокорейская армия страдала от повсеместной нехватки организации и оборудования и была неподготовлена к войне. [ 1 ] Численно превосходящие силы Северной Кореи подавили изолированное сопротивление 38 000 южнокорейских солдат на фронте, прежде чем оно начало неуклонно продвигаться на юг. [ 2 ]
Чтобы предотвратить крах Южной Кореи, Совет Безопасности ООН проголосовал за отправку военных сил. направил Седьмой флот Соединенных Штатов оперативную группу 77 во главе с авианосцем USS Valley Forge ; Британский HMS Дальневосточный флот направил несколько кораблей, в том числе Triumph , для обеспечения воздушной и морской поддержки. [ 3 ] К 27 июня военно-морские и военно-воздушные силы, передвигающиеся в Корею, получили разрешение атаковать северокорейские объекты с целью помочь отразить вторжение Северной Кореи в страну. [ 4 ]
Поскольку силы США восприняли нападение Северной Кореи как акт войны, возникла необходимость эвакуировать мирных жителей и американских дипломатов из Кореи, поскольку силы севера и юга сражались на территории полуострова. К 27 июня южнокорейцы проигрывали Первую битву за Сеул . [ 5 ] Большая часть сил Южной Кореи отступила перед лицом вторжения. Северные корейцы захватили город 28 июня, вынудив правительство Южной Кореи и его разбитую армию отступить дальше на юг. [ 6 ]
Тем временем военно-морские и военно-воздушные силы США эвакуировали американских дипломатов, военнослужащих и гражданских лиц морским и воздушным транспортом, надеясь вывести американских гражданских лиц из страны «любыми способами». Гражданские лица собирались на аэродромах Сувон и Кимпо в Сеуле, а затем перебрались в Инчхон и покинули страну. Эти воздушные перевозки и конвои сопровождались самолетами Дальневосточных сил США , которые управляли своей авиацией с баз в Японии. [ 5 ] Обе Кореи имели очень небольшие собственные военно-воздушные силы: 132 самолета Северной Кореи были объединены в 1-ю авиадивизию . На начальном этапе войны эти самолеты смело использовались в интересах Северной Кореи. [ 7 ]
Боевой
[ редактировать ]Первый вылет
[ редактировать ]Утром 27 июня полет пяти истребителей F-82 Twin Mustang из 68-й истребительной эскадрильи и 339-й истребительной эскадрильи 8 -го истребительного авиаполка под командованием Второй мировой войны летного аса майора Джеймса В. Литтла. [ 8 ] сопровождали четыре самолета C-54 Skymaster из Кимпо. [ 9 ] Четыре транспорта были безоружны и заполнены гражданскими лицами из района Сеула, направлявшимися в Японию. [ 10 ]
Около 12:00 звено из пяти ВВС Кореи (KPAF) Лавочкина Ла-7 появилось на высоте 10 000 футов (3 000 м). Северокорейские самолеты направлялись на аэродром Кимпо с намерением атаковать американские транспорты. Заметив транспортный самолет, пять северокорейских самолетов тут же спустились на него и открыли огонь, совершив несколько попаданий. [ 10 ] Затем северокорейцы открыли огонь по пяти американским истребителям, охранявшим транспортный самолет. Литтл приказал открыть ответный огонь и лично произвел первый выстрел по северокорейцам. [ 9 ]
Северокорейские самолеты разделились на две группы: две быстро поднялись в облака, а остальные три снизились. Два F-82, пилотируемые лейтенантом Чарльзом Б. Мораном ( бортовой номер 46-357) и лейтенантом Уильямом Г. Хадсоном (бортовой номер 46-383), следовали за восходящей парой. Два северокорейских самолета маневрировали вокруг самолета Морана и открыли огонь, повредив хвостовую часть его самолета. Хадсон в ответ атаковал головной самолет, заставив его подняться дальше. Выстрелы Хадсона попали самолету в фюзеляж и правое крыло. [ 11 ] Северокорейский пилот впоследствии выпрыгнул из самолета, однако штурман остался в нем и погиб при крушении самолета.
Тем временем Моран заглох, пытаясь уклониться от второго северокорейского самолета, и когда его самолет пришел в себя, он смог быстро сбить второй самолет, который ускорился перед ним. [ 11 ] Затем Литтл нырнул на свой самолет, чтобы поразить три оставшихся самолета, быстро сбив один, пытаясь помочь Морану. [ 11 ]
Американские самолеты, которые были быстрее и маневреннее северокорейских самолетов, легко их превосходили. В течение нескольких минут были одержаны три победы; по одному от Литтла, Хадсона и Морана. Остальные два северокорейских самолета немедленно скрылись. [ 9 ] Тем временем американский самолет получил повреждения в результате воздушного боя, но ни один из них не был сбит. Литтла вспыхнул пожар В кабине , но он собрал другие самолеты и продолжил сопровождать их к месту назначения в Японии. [ 10 ]
Первоначальные сообщения разошлись относительно того, кто совершил первый сбитый самолет, который станет первым северокорейским самолетом, сбитым силами Организации Объединенных Наций во время войны. Более поздние исследования показали, что Хадсон успешно сбил первый самолет. [ 12 ] Время побед Хадсона и Морана остается неясным, и вполне возможно, что каждый из них одержал победу с разницей в несколько секунд. [ 11 ] Однако за решимость возглавить полет Литтл был награжден Серебряной звездой . [ 10 ]
Второй выход
[ редактировать ]
Слух о воздушном бою распространился по всему району, и над Сеулом была быстро объявлена воздушная тревога. В ответ четыре F-80C Shooting Star самолета 35-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи под командованием капитана Раймонда Э. Шиллереффа. [ 13 ] были размещены в небе над Сеулом для противодействия любым северокорейским самолетам, появляющимся в этом районе. F-80 представляли собой реактивными двигателями с истребители , которые легко могли победить все самолеты, известные в ВВС Северной Кореи. [ 12 ]
Рано днем северокорейские самолеты вернулись в большем количестве, чтобы атаковать воздушные транспорты. Группа из восьми Ил-10 появилась в воздушном пространстве между Сеулом и Инчхоном, пытаясь устроить засаду на транспортные самолеты, еще находясь на земле на аэродромах. F-80 заметили северокорейские самолеты и вступили в бой с ними. [ 12 ] Северокорейские самолеты разделились на две группы по четыре человека и быстро уничтожили ВВС Республики Корея, Т-6 Texan припаркованный на взлетной полосе в Кимпо. [ 14 ] [ 15 ]
Первая победа реактивной авиации США
[ редактировать ]Четыре самолета F-80 смогли атаковать северокорейцев с большего расстояния. При минимальном маневрировании американские самолеты атаковали северокорейские формирования и быстро сбили четырех из них; два лейтенанта Роберта Э. Уэйна, один лейтенанта Роберта Х. Девальда и один Шиллереффа. Эти победы стали первыми в истории реактивных истребителей ВВС США. [ 12 ]
Четверо оставшихся северокорейских пилотов немедленно отступили на север. Самолет, вероятно, остановился на авиабазе в Пхеньяне и проинформировал начальство. До конца дня в этом районе не было замечено никаких дополнительных северокорейских самолетов. [ 12 ] К концу дня американские самолеты трех эскадрилий совершили 163 боевых вылета. [ 5 ]
Последствия
[ редактировать ]Это сражение стало первым воздушным боем между Организацией Объединенных Наций и Северной Кореей в войне. Северокорейцам не удалось сбить воздушные транспорты, и в итоге ни один из эвакуированных беженцев не пострадал от северокорейцев. [ 9 ] Всего в ходе операции в преддверии более широкой войны с полуострова был эвакуирован 2001 человек, в том числе 1527 граждан США. [ 5 ]
Битву также считали признаком вступления США в эпоху реактивных самолетов . Ил-10, считавшийся во время Второй мировой войны высококачественным и эффективным обычным самолетом, легко превзошел F-80 и его реактивный двигатель. Это столкновение было редким примером воздушного боя на раннем этапе войны, и северокорейские силы стали гораздо более осторожными при использовании своих самолетов в бою, зная, что силы ООН легко превосходят их по численности и численности. [ 12 ] В течение следующих нескольких месяцев силы ООН пользовались господством в воздухе , практически не встречая сопротивления, используя свои военно-воздушные силы для поддержки наземных боевых действий. [ 16 ] Общественное восприятие F-80, которое до этого момента было осторожным, улучшилось после новостей о победах. [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Александр 2003 , с. 1
- ^ Александр 2003 , с. 2
- ^ Малкасян 2001 , с. 23
- ^ Эпплман 1998 , с. 38
- ^ Перейти обратно: а б с д Эпплман 1998 , с. 39
- ^ Вархола 2000 , с. 2
- ^ Футрелл 1997 , с. 19
- ^ Дорр и Лейк 1999 , с. 7
- ^ Перейти обратно: а б с д Футрелл 1997 , с. 12
- ^ Перейти обратно: а б с д Награды за доблесть Джеймса Уолтера Литтла , Gannett Company , 2011 г. , получено 23 августа 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Дорр и Лейк 1999 , с. 8
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Футрелл 1997 , с. 13
- ↑ Шиллерефф позже появился на обложке журнала Life Magazine 17 июля 1950 года. Позже он погиб в авиакатастрофе в США 8 августа 1951 года.
- ^ Дорр и Лейк 1999 , с. 9
- ^ Эпплман 1998 , с. 44
- ^ Эпплман 1998 , с. 257
- ^ Дорр и Лейк 1999 , с. 10
Источники
[ редактировать ]- Александр, Бевин (2003), Корея: Первая война, которую мы проиграли , Нью-Йорк: Hippocrene Books , ISBN 978-0-7818-1019-7
- Эпплман, Рой Э. (1998), К югу от Нактонга, к северу от Ялу: армия Соединенных Штатов в Корейской войне , Вашингтон, округ Колумбия : Министерство армии , ISBN 978-0-16-001918-0 , заархивировано из оригинала 07 февраля 2014 г. , получено 24 августа 2011 г.
- Дорр, Роберт Ф .; Лейк, Джон (1999), Асы корейской войны , Оксфорд , Великобритания: Osprey Publishing , ISBN 978-1-85532-501-2
- Фатрелл, Роберт Ф. (1997), ВВС США в Корее, 1950–1953 , Вашингтон, округ Колумбия : Типография правительства США , ISBN 978-0-16-048879-5
- Малкасян, Картер (2001), Корейская война , Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing , ISBN 978-1-84176-282-1
- Вархола, Майкл Дж. (2000), Пламя и лед: Корейская война, 1950–1953 , Мейсон-Сити, Айова : Da Capo Press , ISBN 978-1-882810-44-4