HMS Дорсетшир (40)
![]() HMS Dorsetshire перед мостом Харбор-Бридж в Сиднее , 1938 год.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Дорсетшир |
Тезка | Дорсет |
Строитель | Портсмутская верфь |
Заложен | 21 сентября 1927 г. |
Запущен | 29 января 1929 г. |
Введен в эксплуатацию | 30 сентября 1930 г. |
Девиз | «Pro Patria et Comitatu» (Для страны и округа) |
Судьба | Потоплен японской авиацией 5 апреля 1942 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | класса «Каунти» Тяжелый крейсер |
Смещение |
|
Длина | 632 фута 9 дюймов (192,86 м) |
Луч | 66 футов (20 м) |
Черновик | 18 футов (5,5 м) |
Установленная мощность |
|
Движение | |
Скорость | 31,5 узла (58,3 км/ч; 36,2 миль в час) |
Диапазон | 12 000 миль (22 000 км; 14 000 миль) на скорости 12 узлов (22 км / ч; 14 миль в час) |
Дополнить | 653 |
Вооружение |
|
Броня |
|
Самолет перевезен | 2 Supermarine Walrus гидросамолета (эксплуатируются 700-й авиационной эскадрильей ВМФ ) |
Авиационные объекты | 1 × катапульта |
HMS Dorsetshire ( вымпел номер 40) — класса «Каунти» тяжёлый крейсер Британского Королевского флота , названный в честь английского графства, ныне обычно известного как Дорсет . Корабль принадлежал к Норфолк подклассу Норфолк , единственным подразделением которого был ; Класс «Графство» включал еще одиннадцать кораблей двух других подклассов. Дорсетшир был построен на верфи Портсмута ; ее киль был заложен в сентябре 1927 года, он был спущен на воду в январе 1929 года и завершен в сентябре 1930 года. Дорсетшир был вооружен главной батареей из восьми 8-дюймовых (203-мм) орудий и имел максимальную скорость 31,5 узла (58,3 км). /ч; 36,2 миль в час).
Дорсетшир первоначально служил на Атлантическом флоте в начале 1930-х годов, а затем стал флагманом главнокомандующего в Африке в 1933 году, а затем на Китайской станции в конце 1935 года. Он оставался там до начала Второй мировой войны. Война в сентябре 1939 года, когда ее перебросили в Южную Атлантику. Там она усилила поиски немецкого тяжелого крейсера «Адмирал граф Шпее» . В конце мая 1941 года «Дорсетшир» принял участие в финальном бою с линкором «Бисмарк» , который закончился, когда «Дорсетшир» получил приказ закрыть и торпедировать подбитый немецкий линкор. В августе она присоединилась к поискам тяжелого крейсера «Адмирал Хиппер» и вспомогательного крейсера «Атлантис» в ноябре.
В марте 1942 года Дорсетшир был передан Восточному флоту для поддержки британских войск на недавно открытом Тихоокеанском театре военных действий. В конце месяца японская оперативная группа быстрых авианосцев « Кидо Бутай» начала рейд в Индийском океане . 5 апреля японский самолет заметил Дорсетшир и ее сестру Корнуолл по пути в Коломбо ; Затем отряд пикирующих бомбардировщиков атаковал два корабля и потопил их. На следующий день из общей бригады численностью более 1500 человек были спасены более 1100 человек.
Описание
[ редактировать ]
Дорсетшир имел максимальную длину 632 фута 9 дюймов (192,86 м) , ширину 66 футов (20 м) и осадку 18 футов (5,5 м). Водоизмещение ) при стандартном водоизмещении 9 925–9 975 длинных тонн (10 084–10 135 т , в соответствии с ограничением по тоннажу Вашингтонского военно-морского договора , и до 13 425 длинных тонн (13 640 т) при полной загрузке . Дорсетшир приводился в движение четырьмя Парсонса паровыми турбинами , которые приводили в движение четыре винтовых винта . Пар производился восемью трехбарабанными водотрубными котлами, работающими на жидком топливе . Турбины имели мощность 80 000 л.с. (60 000 кВт) и обеспечивали максимальную скорость 32,3 узла (59,8 км / ч; 37,2 миль в час). Корабль имел вместимость 3210 т (3160 длинных тонн; 3540 коротких тонн) мазута в постройке, что обеспечивало радиус плавания 12 500 морских миль (23 200 км ; 14 400 миль ) на скорости 12 узлов (22 км / ч). ; 14 миль в час). У нее был экипаж из 710 офицеров и рядовых. [ 1 ] [ 2 ]
Дорсетшир имел на вооружении главную батарею из восьми BL 8 дюймов (203 мм) Mk VIII 50-го калибра. орудия в четырех двухместных башнях , в двух сверхстрелковых парах вперед и назад. В постройке крейсер имел ПМК , включавший четыре 4-дюймовых (102-мм) орудия двойного назначения (ДП) в одиночных установках. Он также нес четыре 2-фунтовые зенитные орудия QF, также в одиночных установках. Ее вооружение дополняли восемь торпедных аппаратов диаметром 21 дюйм (533 мм), смонтированных в двух счетверенных пусковых установках. [ 1 ]
В отличие от большинства тяжелых крейсеров, крейсеры класса «Каунти» обходились без традиционной поясной брони и использовали бортовую обшивку толщиной 1 дюйм (25 мм) для защиты корпуса только от осколков снарядов. с боеприпасами Магазины получили по бокам бронелисты толщиной 4 дюйма (102 мм). Орудийные башни и поддерживающие их барбеты также получили лишь 1 противоосколочную защиту. [ 1 ]
В 1931 году Дорсетшир начал иметь гидросамолет ; В следующем году была установлена катапульта , позволяющая запускать самолет во время полета. В 1937 году ее аккумуляторная батарея прошла капитальный ремонт. Восемь 4-дюймовых орудий QF Mk XVI DP в спаренных башнях заменили одиночные установки, а одиночные 2-фунтовки были заменены восемью спаренными установками. Во время Второй мировой войны ее зенитная батарея была усилена девятью 20-мм (0,79 дюйма) орудиями. [ 1 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Довоенный
[ редактировать ]«Дорсетшир» был заложен на верфи Портсмута 21 сентября 1927 года и спущен на воду 21 января 1929 года. После завершения достроечных работ 30 сентября 1930 года он был принят в состав Королевского флота. [ 1 ] После ввода в строй «Дорсетшир» стал флагманом 2-й крейсерской эскадры. [ 3 ] В 1931 году он входил в состав Атлантического флота во время Инвергордонского мятежа . Во время инцидента некоторые из ее людей сначала отказались собираться на дежурство, но через полтора часа офицеры корабля восстановили порядок, и дальнейшие беспорядки не беспокоили Дорсетшир во время мятежа. [ 4 ] В 1933–1935 годах он служил флагманом Главнокомандующего в Африке ; ее заменил Амфион . [ 5 ] К сентябрю 1935 года Дорсетшир был приписан к Китайской станции . [ 6 ] С 1 по 4 февраля 1937 года Дорсетшир , авианосец «Гермес» и крейсер «Камберленд» участвовали в учениях по проверке защиты Сингапура от гипотетического нападения Японии. [ 7 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]
В начале Второй мировой войны в сентябре 1939 года Дорсетшир все еще находился на Китайской станции. [ 8 ] В октябре «Дорсетшир» вместе с другими кораблями Королевского флота был отправлен в воды Южной Америки для преследования немецкого тяжелого крейсера «Адмирал граф Шпее» , который атаковал британские торговые суда в этом районе. Дорсетширу были назначены его однотипный корабль «Корнуолл» и авианосец « Орел» . [ 9 ] Дорсетшир только что прибыл в Саймонстаун , Южная Африка, из Коломбо 9 декабря с приказом проследовать в Тристан-да-Кунья , а затем в Порт-Стэнли на Фолклендских островах, чтобы сменить Эксетера . После выхода из Саймонстауна она получила приказ присоединиться к охоте на адмирала графа Шпее . [ 10 ] Он покинул Южную Африку 13 декабря вместе с крейсером «Шропшир» и находился в пути 17 декабря, когда немцы затопили адмирала графа Шпее после битвы у реки Плейт . [ 11 ]
«Эксетер» был сильно поврежден в бою с адмиралом графом Шпее , и Дорсетшир сопровождал его обратно в Великобританию в январе 1940 года, прежде чем вернуться в воды Южной Америки для поиска немецких кораблей снабжения. [ 8 ] 11 февраля ее самолет-разведчик заметил немецкий грузовой корабль снабжения Wakama , который был немедленно затоплен ее экипажем. в 12 милях (22 км; 14 миль) от побережья Бразилии [ 12 ] Вскоре после этого на место происшествия прибыл Дорсетшир , подобрал десять офицеров и тридцать пять членов экипажа и потопил «Вакаму» , чтобы она не представляла опасности для мореплавания. [ 13 ] [ 14 ] В следующем месяце президент Панамы Аугусто Сэмюэл Бойд направил официальную жалобу британскому правительству с протестом против Дорсетширом Панамериканской нарушения зоны безопасности в результате инцидента в Вакаме . [ 15 ]
В мае Дорсетшир прошел небольшой ремонт в Саймонстауне, прежде чем вернуться в Великобританию для более тщательного ремонта. [ 8 ] 23 июня она вышла из Фритауна, чтобы наблюдать за французским линкором «Ришелье» , который два дня спустя вышел из Дакара в Касабланку . По пути . Дорсетшир встретился с авианосцем «Гермес» у Дакара Ришелье приказал Адмирал Франсуа Дарлан вернуться в Дакар позже в тот же день, и она прибыла 27 июня. Дорсетшир продолжал наблюдать за французским флотом у Дакара, и 3 июля французские подводные лодки Le Glorieux и Le Héros попытались его перехватить. Дорсетшир смог уклониться от их атак с помощью высокоскоростных маневров. 5 июля «Гермес» и австралийский крейсер HMAS Australia к нему присоединились . 7 июля эскадре было приказано предъявить французскому флоту ультиматум: либо сдаться и интернироваться под британский контроль, либо затопить свои корабли; французы отказались, поэтому быстрый шлюп был отправлен , чтобы сбросить глубинные бомбы под корму «Ришелье», чтобы вывести из строя ее винты. [ 16 ]
4 сентября он был поставлен в сухой док в Дурбане и 20 сентября вернулся в Саймонстаун. она отплыла в Сьерра-Леоне На следующий день . Действуя в Индийском океане, 18 ноября он обстрелял Занте в итальянском Сомалиленде . 18 декабря он отправился на поиски тяжелого крейсера «Адмирал Шеер» , который недавно потопил британский рефрижератор «Дукеса» в Южной Атлантике . Поиски британцев не увенчались успехом, и адмирал Шеер остался на свободе. [ 17 ]
Бисмарк
[ редактировать ]
К маю 1941 года «Дорсетшир» был приписан к отряду H вместе с авианосцем «Арк Ройял» , линейным крейсером « Ринаун » и лёгким крейсером «Шеффилд» . Дорсетширом в то время командовал капитан Бенджамин Мартин. [ 18 ] В конце месяца немецкий линкор «Бисмарк» и тяжелый крейсер «Принц Ойген» ворвались в Северную Атлантику, чтобы атаковать конвои, направлявшиеся в Великобританию, а «Дорсетшир» был одним из кораблей, задействованных для охоты на немецких рейдеров. Дорсетшир сопровождал конвой SL74 из Сьерра-Леоне в Великобританию 26 мая, когда она получила приказ покинуть конвой и присоединиться к поискам Бисмарка ; она находилась примерно в 360 морских милях (670 км; 410 миль) к югу от . местонахождения Бисмарка Дорсетшир шел на максимальной скорости, хотя позднее ночью сильное волнение вынудило его снизить скорость до 25 узлов (46 км/ч; 29 миль в час), а затем до 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час). К 08:33 Дорсетшир столкнулся с эсминцем «Казак» сражался с «Бисмарком» , который всю ночь . К 08:50 вспышки орудий немецкого линкора можно было увидеть всего в 6 морских милях (11 км; 6,9 миль). [ 19 ] [ 20 ]
Вскоре после этого Дорсетшир принял участие в Бисмарка последней битве ; после того, как линкоры «Родни» и «Кинг Георг V» нейтрализовали Бисмарка главную батарею в начале боя, «Дорсетшир» и другие военные корабли, включая ее сестру «Норфолк» , приблизились, чтобы присоединиться к атаке. [ 1 ] Дорсетшир открыл огонь на расстоянии 20 000 ярдов (18 000 м), но плохая видимость вынудила ее длительное время сдерживать огонь. [ 21 ] В ходе боя она выпустила из своей главной батареи 254 снаряда. В последние минуты боя ей было приказано приблизиться и торпедировать «Бисмарк» и выпустили три торпеды, две из которых попали в подбитый линкор. [ 1 ] [ 22 ] Немцы к этому времени взорвали затопленные заряды, что, учитывая ущерб, нанесенный британцами, привело к тому, что «Бисмарк» быстро затонул в 10:40. [ 23 ]
Затем Дорсетшир и эсминец «Маори» подошли, чтобы подобрать выживших. Мартин приказал спустить веревки по бокам корабля, чтобы люди, находящиеся в воде, могли подняться на борт. Сообщается, что обнаружение подводной лодки вынудило два корабля прекратить спасательную операцию. Историки Хольгер Хервиг и Дэвид Беркусон утверждают, что удалось спасти только 110 человек: 85 на борту «Дорсетшира» и 25 на борту «Маори» . [ 24 ] Историк Ангус Констам , однако, пишет, что его исследования показали, что в общей сложности 116 человек были спасены, 86 — на Дорсетшире (один из которых погиб), 25 — на маори , 3 — спасены U-74 и ещё 2 — подобраны немецким метеорологическим кораблем «Заксенвальд» . [ 25 ]
Тем временем «Родни» , «Кинг Георг V» и эсминцы «Сикх» , «Зулу» и «Казак» двинулись на северо-запад, чтобы вернуться в Скапа-Флоу. Прекратив спасательную операцию, Дорсетшир и маори вскоре после 12:00 догнали остальную часть флота. Поздно вечером, когда флот отчалил от Британии, Дорсетшир был отделен, чтобы остановиться в Тайне . В бою с Бисмарком она не понесла потерь . [ 26 ]
Развертывание в Южной Африке и Индийском океане
[ редактировать ]
В конце августа Дорсетшир участвовал в поисках тяжелого крейсера «Адмирал Хиппер» . «Дорсетшир» , «Игл» и легкий крейсер «Ньюкасл» покинули Фритаун 29 августа, но им не удалось обнаружить немецкий рейдер. [ 27 ] 4 ноября «Дорсетшир» и вспомогательный крейсер «Кантон » были отправлены для расследования сообщений о немецком надводном рейдере в Южной Атлантике, но ни один корабль ничего не нашел. [ 28 ] В ноябре-декабре конвой из 10 военно-транспортных кораблей WS-24 вышел из Галифакса, Канада, по пути в Басру , Ирак. После прибытия в Кейптаун 9 декабря Дорсетшир взял на себя обязанности по сопровождению, и конвой был направлен в Бомбей, куда он прибыл 24 декабря. [ 29 ]
Дорсетшир был развернут в ноябре, чтобы присоединиться к поискам немецкого торгового рейдера «Атлантис» , который атаковал корабли союзников у берегов Африки. Адмирал Алджернон Уиллис сформировал оперативную группу 3 с Дорсетширом и Девонширом для патрулирования вероятных мест дозаправки Атлантиды . [ 30 ] 1 декабря Дорсетшир перехватил немецкий корабль снабжения «Питон» , согласно данным разведки «Ультра» . Немецкий корабль дозаправлял пару подводных лодок — UA и U-68 — в Южной Атлантике. Подводные лодки нырнули, а Питон пытался бежать. UA выпустила пять торпед по Дорсетширу, но все не попала в цель из-за ее маневров уклонения. Дорсетшир произвел залп, чтобы остановить Питона , и команда последнего покинула корабль после взрыва затопленных зарядов. Дорсетшир оставил немцев на их лодках, поскольку подводные лодки все еще представляли слишком большую угрозу для британцев, чтобы они могли подобрать немцев. [ 31 ] [ 32 ]
Потеря
[ редактировать ]
В 1942 году «Дорсетшир» под командованием Огастеса Агара был направлен в состав Восточного флота в Индийском океане. В марте Дорсетшир был приписан к отряду А, которым командовал адмирал Джеймс Сомервилль , с линкором « Уорспайт» и авианосцами «Индомитебл» и «Формидебл» . Сомервилл получил сообщение о предстоящем нападении японцев в Индийском океане ( рейде в Индийском океане ) и поэтому 31 марта он вывел свой флот в море. Не встретив к 4 апреля каких-либо вражеских сил, он отошел для дозаправки. «Дорсетшир» и его однотипный корабль «Корнуолл» были отправлены в Коломбо для пополнения запасов топлива. [ 33 ]
На следующий день ее и «Корнуолл» заметил самолет-разведчик с тяжелого крейсера « Тон» . Два британских крейсера были атакованы группой из 53 Aichi D3A 2 «Val» пикирующих бомбардировщиков в 320 км (200 миль) к юго-западу от Цейлона . Примерно за восемь минут Дорсетшир был поражен десятью бомбами массой 250 фунтов (110 кг) и 550 фунтов (250 кг) и несколькими промахами; она затонула кормой первой примерно в 13:50. Одна из бомб взорвала магазин с боеприпасами и способствовала ее быстрому затоплению. «Корнуолл» получил восемь ударов и примерно через десять минут первым затонул нос. между двумя кораблями 1122 человека из 1546 были подобраны крейсером « Энтерпрайз» и эсминцами «Паладин» и «Пантера» . На следующий день [ 34 ] [ 35 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кэмпбелл , с. 28.
- ^ Рэйвен и Робертс , с. 413.
- ^ Харрис , с. 110.
- ^ Роскилл , стр. 104–110.
- ^ Беллинг , стр. 22–25.
- ^ Уиллмотт , с. 50.
- ^ Фаррелл и Хантер , с. 62.
- ^ Jump up to: а б с Констам , стр. 31.
- ^ Ровер , стр. 6, 8.
- ^ Гроув , стр. 23, 33.
- ^ Ровер , стр. 11.
- ^ Крессман , с. 19.
- ^ Ровер , стр. 15.
- ^ Баптисты , с. 23.
- ^ Крессман , с. 20.
- ^ Ровер , стр. 29–32.
- ^ Ровер , стр. 49, 51.
- ^ Беркусон и Хервиг , стр. 136, 240.
- ^ Гроув , с. 30.
- ^ «Затопление немецкого линкора «Бисмарк» 27 мая 1941 года» (PDF) . Приложение к Лондонской газете . 16 октября 1947 года . Проверено 28 января 2020 г.
- ^ Гроув , с. 33.
- ^ Ровер , стр. 74.
- ^ Гарцке и Дулин , с. 246.
- ^ Беркусон и Хервиг , с. 297.
- ^ Констам, Ангус (20 декабря 2012 г.). «Бисмарк», 1941 год: охота на величайший линкор Германии . Прегер. п. 87. ИСБН 978-1849083836 .
- ^ Гроув , с. 26.
- ^ Ровер , стр. 94.
- ^ Крессман , с. 55.
- ^ Ровер , стр. 114.
- ^ Форчик , с. 70.
- ^ Ровер , стр. 120.
- ^ Мор и Селлвуд , стр. 237–239.
- ^ Ровер , стр. 154.
- ^ Кэмпбелл , стр. 27–28.
- ^ Ровер , стр. 155.
Ссылки
[ редактировать ]- Батист, Фицрой Андре (1988). Война, сотрудничество и конфликты: европейские владения в Карибском бассейне, 1939–1945 гг . АВС-КЛИО. ISBN 0313254729 .
- Беллинг, Рон (1989). Портрет военной авиации ЮАР . Кейптаун: Издательство Струйхоф. ISBN 094745814X .
- Беркусон, Дэвид Дж.; Хервиг, Хольгер Х. (2003). Уничтожение «Бисмарка» . Нью-Йорк: Оверлук Пресс. ISBN 1-58567-397-8 .
- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1980). "Великобритания". В Шено, Роджер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Нью-Йорк: Книги Мэйфлауэр. стр. 2–85. ISBN 0-8317-0303-2 .
- Крессман, Роберт (2000). Официальная хронология ВМС США во Второй мировой войне . Аннаполис: Издательство Военно-морского института США. ISBN 1-55750-149-1 .
- Фаррелл, Брайан; Хантер, Сэнди (2009). Великое предательство: Возвращение к падению Сингапура . Маршалла Кавендиша Интернэшнл Азия Пте Лтд. ISBN 9789814435468 .
- Форчик, Роберт (2012). Немецкий торговый рейдер против британского крейсера: Атлантика и Тихий океан, 1941 год . Оксфорд: Оспри. ISBN 9781782008446 .
- Гарцке, Уильям Х.; Дулин, Роберт О. (1985). Линкоры: линкоры стран Оси и нейтральных стран во Второй мировой войне . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-101-0 .
- Гроув, Эрик (2013). Немецкие крупные корабли и рейдеры во Второй мировой войне: Том I: От графа Шпее до Бисмарка, 1939–1941 . Рутледж. ISBN 9781135283223 .
- Харрис, CJ (1991). Война на море: морские операции Южной Африки во время Второй мировой войны . Ривония: Паб Ашанти. ISBN 1874800162 .
- Констам, Ангус (2012). Британские тяжелые крейсеры 1939–45 гг . Оксфорд: Оспри. ISBN 9781849086868 .
- Мор, Ульрих; Селлвуд, Артур В. (2009). Корабль 16: правдивая история немецкого надводного рейдера «Атлантида» . Издательство Эмберли. ISBN 9781848681156 .
- Рэйвен, Алан и Робертс, Джон (1980). Британские крейсеры Второй мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-922-7 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Роскилл, Стивен В. (1968). Военно-морская политика между войнами: период неохотного перевооружения, 1930–1939 гг . Нью-Йорк: Уокер. ISBN 0870218484 .
- Уиллмотт, HP (2009). Последний век морской мощи (Том 2, От Вашингтона до Токио, 1922–1945) . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 9780253004093 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фридман, Норман (2010). Британские крейсеры: две мировые войны и после . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-59114-078-8 .
- HMS Dorsetshire: иллюстрированный отчет о ее работе на китайской станции, 1935–1937 гг . Гонконг: Ye Olde Printerie. 1937. OCLC 426032821 .
- Уитли, MJ (1995). Крейсеры Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Лондон: Касселл. ISBN 1-86019-874-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
1 ° 54' с.ш., 77 ° 45' в.д. / 1,900 ° с.ш., 77,750 ° в.д.
- Крейсера типа «Кент»
- Крейсеры класса County Королевского флота
- Корабли, построенные в Портсмуте
- корабли 1929 года
- Крейсеры Великобритании времен Второй мировой войны
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Индийском океане
- Морские инциденты в апреле 1942 г.
- Крейсеры, потопленные авиацией
- Корабли, потопленные японской авиацией
- Взрывы военно-морских магазинов