СС Ашхабад
Ашхабад подвергается обстрелу
| |
История | |
---|---|
Имя |
|
Владелец |
|
Оператор |
|
Строитель | Харланд и Вольф , Гован |
Номер двора | 525 |
Запущен | 16 октября 1917 г. |
Завершенный | декабрь 1917 г. |
Судьба | Потоплен 30 апреля 1942 г. |
Общие характеристики | |
Тоннаж |
|
Длина | 400,7 футов (122,1 м) |
Луч | 52,3 фута (15,9 м) |
Глубина | 28,5 футов (8,7 м) |
Установленная мощность | |
Движение | Паровая машина тройного расширения |
SS « Ашхабад» — торговое судно Советского Союза, затонувшее в 1942 году. Оно было построено как британское торговое судно в 1917 году в Глазго , Шотландия, в качестве военного заложника . В течение следующих трех десятилетий она сменила нескольких владельцев и носила несколько разных имен; Милаццо (1919–1924), Олдерсгейт (1924–1925), Мистли-Холл (1925–1934), Кутаис (1934–1935), Днепрострой (1935–1938) и, наконец, Ашхабад с 1938 по 1942 год. Первоначально спроектированный как грузовое судно , он в нескольких местах был переоборудован в танкер для перевозки мазута. На момент гибели четырехсотфутовый танкер принадлежал советской организации «Совторгфлот» . [ 1 ] Он был торпедирован 29 апреля 1942 года, а затем затонул 3 мая 1942 года, представив опасность для судоходства. Сейчас место крушения является популярным местом для дайвинга.
Строительство и первые годы
[ редактировать ]Ашхабад был построен компанией Harland & Wolff , Govan и спущен на воду 16 октября 1917 года в качестве военного заложника контролера судоходства в Лондоне . Он был одним из большого количества кораблей, построенных по стандартизированной конструкции, получившей название «Тип «А», для поддержания уровня поставок в условиях тяжелых потерь в Первой мировой войне . Во время постройки он был переоборудован в танкер с установкой в его трюмах цилиндрических цистерн. Контролер судоходства поручил ей руководство компанией Anglo-Saxon Petroleum в Лондоне, и некоторое время она провела в качестве вспомогательного корабля Королевского флота . В 1919 году он был продан итальянской компании Società Italiana di Navigazione Transoceanica из Неаполя , которая превратила его в сухогруз и переименовала в Милаццо . В 1922 году она была передана Navigazione Generale Italiana , а в 1924 году была продана компании City Gate Line, которая переименовала ее в Aldersgate . В 1925 году он был переименован в «Мистли-Холл» , а в 1934 году продан советской компании «Совторгфлот» и переименован в «Кутаис» . «Совторгфлот» передал ей в управление Черноморское пароходство , Одесса , в 1935 году оно было переименовано в Днепрострой , а затем в Ашхабад в 1938 году. С 1940 года им управляло Дальневосточное пароходство , Владивосток . [ 2 ]
Потеря
[ редактировать ]26 апреля 1942 года Ашхабад покинул Нью-Йорк и направился в Матансас , Куба, в сопровождении траулера Королевского флота « Леди Эльза» . 29 апреля 1942 года в 21:50 леди Эльза заметила подводную лодку в пятистах ярдах от правого борта танкера. Леди Эльза произвела выстрел, но подводная лодка уже выпустила торпеду . Ашхабад был поражен по правому борту единственной торпедой, выпущенной немецкой подводной лодкой U-402 . расчет Ашхабада Артиллерийский произвел три быстрых выстрела по субмарине, когда она частично всплыла, но ни разу не попал в цель. Капитан Яскевич Алексей Петрович [ 3 ] отдал приказ покинуть корабль. Две спасательные шлюпки и один плот, на которых находились сорок семь членов экипажа (три из которых были женщинами), были спасены леди Эльзой и доставлены в Морхед-Сити , Северная Каролина. Травм не было. [ 4 ]
На следующий день в 10:00 экипаж HMT Hertfordshire британского траулера поднялся на борт Ашхабада и забрал ценное навигационное оборудование и одежду. Русские вернулись на свой корабль в 15:00 и обнаружили, что он был разграблен. На следующий день русские вернулись на свой корабль как раз вовремя, чтобы застать команду Хартфордшира, убирающую с корабля еще несколько незакрепленных предметов. Когда им сказали, что корабль не заброшен и спасательные буксиры уже в пути, британцы вернули захваченные вещи. [ 1 ]
Состояние « Ашхабада » казалось стабильным, и его можно было спасти и снять с мели. Однако 3 мая 1942 года командир эсминца USS Semmes наткнулся на Ашхабад и определил, что он заброшен и представляет опасность для мореплавания. Семмес произвел по кораблю три выстрела, в результате чего загорелась мидель-надстройка. HMS St. Zeno увидел пожар и также произвел выстрел по танкеру с разрешения командующего Хартфордшира , который командовал всеми британскими траулерами в Морхед-Сити. Его объяснение заключалось в том, что он считал Ашхабад угрозой для большого конвоя, ожидаемого в этом районе, поэтому он санкционировал обстрел Ашхабада с целью тушения пожара. К тому времени, как спасательный буксир ВМФ «Релиф » добрался до Ашхабада , он был полностью потерян. [ 1 ]
Крушение
[ редактировать ]Ашхабад стал популярным местом для дайвинга. Он расположен на глубине 55 футов от побережья Северной Каролины, недалеко от отмелей, которые находятся в часе езды на лодке от залива Бофорт. Поскольку его дважды взрывали, корабль сильно разбит, но котлы, конденсатор и некоторые ребра корабля все еще можно увидеть. Плиты палубы и витые балки разбросаны по мягкому песчаному дну. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Джентиле, Гэри (1992). Кораблекрушения Северной Каролины от залива Хаттерас на юге . Филадельфия, Пенсильвания: G. Gentile Productions. ISBN 0-9621453-5-1 .
- ^ «Военный заложник винтового парохода» . clydeships.co.uk . Проверено 30 марта 2019 г.
- ^ «Потери советского торгового флота во Второй мировой войне» . Корабли Ностальгия. 12 августа 2020 г. Проверено 30 декабря 2022 г.
- ^ «Затопление Ашхабада» . Затонувшие корабли внешних берегов . Проверено 10 октября 2015 г.
- ^ «Описание Ашхабадского крушения» . Дискавери Дайвинг . Проверено 10 октября 2015 г.
34 ° 21,908' с.ш. 76 ° 21,081' з.д. / 34,365133 ° с.ш. 76,351350 ° з.д.
- корабли 1917 года
- Стандартные корабли Первой мировой войны
- Корабли, построенные на реке Клайд
- Корабли, построенные Harland and Wolff
- Корабли, построенные в Говане
- Морские инциденты в апреле 1942 г.
- Корабли, потопленные немецкими подводными лодками во время Второй мировой войны.
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Атлантическом океане
- Кораблекрушения у побережья Каролины
- Торговые корабли Советского Союза времен Второй мировой войны.
- Торговые корабли Соединенного Королевства времен Первой мировой войны
- Торговые суда Италии